Северные селькупы были оленеводами. Почти каждая семья содержала от 20 до 50 и более оленей. Они разводили их без собак, выпускали в дикую природу через регулярные промежутки времени, а затем собирали их. Здесь также занимались оленеводством, для оленей строились специальные конюшни и коптильни.
Народы России: Селькупы
Эту статью могут комментировать только члены сообщества. Вы можете присоединиться к сообществу, нажав на кнопку справа.
Анатолий Чередниченко репостнул с travelask.ru 4 ноября 2019, 13:39 11 оценок, 1593 просмотров Обсуждение (31)
Селькупы
Селькупы (селькупские селькупы, сусе ӄум, чумылӄуп, шельӄуп, шешӄум ; устаревшее: остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х годов их называли остяками-самоедами.
Селькупы живут на севере Томской (1787 человек) и Тюменской (1857 человек) областей (точнее, в Ямало-Ненецком АО — 1797 человек) и в Красноярском крае (412 человек).
Вероятно, с XVII века сельджуки разделились на две территориальные группы — южную (Нарым) и северную (Тазов-Турхан). Южные (нарымские или среднеобские) сельджуки являются прямыми потомками кулайской культуры, существовавшей в Среднем Приобье в V веке до н.э. — V веке н.э. Исследователи связывают происхождение всех народов самодийской подгруппы с этой историко-культурной общностью. По мнению археологов, прямым преемником кулайцев в Среднем Приобье было население, создавшее Роелькскую культуру (6-9 век н.э.)5. Многие элементы экономики, орудий труда и повседневной жизни роельков имеют аналогии с этнографическим материалом селькупов.
Северные сельджуки возникли в результате ухода самодийского населения со Средней Оби в XVII веке на север от Средней Оби до бассейна верховьев реки Таз и левого притока Енисея Турухана. Окончательное этническое формирование этнографической группы северных сельджуков завершилось только в XIX веке. Помимо самих селькупов, в состав северных селькупов также входили семьи энцев, кетов и хантов.
Сельджуки — сибирский народ, возникший в результате слияния самодийских племен и коренного населения средней части реки Обь. В 17 веке селькупы были разделены на две территориальные группы:
- северная (тазовско-туруханская)
- южная (нарымская)
Северные возникли после миграции части самоедской популяции из Центральной Сибири. Северные селькупы состояли из семей, происходящих от хантов, энцев и кетян. Южные селькупы были потомками кулайской культуры, существовавшей в Центральном Приобье в 5 веке до нашей эры.
Название
До 1930 года народ назывался остяко-самоедами, после чего было принято официальное этнологическое название «селькупы», что переводится как таежные, люди леса. Всего в мире насчитывается около 4 400 представителей этой этнической группы.
Устаревшее название селькупского языка — остяко-самоедский. Он относится к группе самоанских уральских языков. В селькупском языке существует 4 диалекта, которые являются основными:
- южное
- северное
- восточное
- центральное
В конце 19 века в Селькупе было издано несколько книг литургических текстов. В 1930-х годах на основе латинской графики была разработана латинская письменность. Позже появилась версия на кириллице. С 1950-х по 1980-е годы селькупский шрифт практически не использовался. Используемый сегодня алфавит был разработан в 1980-х годах. Многие селькупы хорошо владеют русским языком.
Еда
Рыба долгое время составляла основу рациона селькупов: ее ели вяленой, вареной и печеной, консервировали рыбий жир и делали сушеную рыбу под названием юкола. Сушеная рыба использовалась для приготовления муки из порозы. Самым распространенным блюдом зимой была маринованная рыба капуста, к которой добавляли ягоды и которая хранилась в ямах. Селькупы ели мясо дичи, а те, кто жил на севере, — мясо северного оленя. С 19 века в рацион селькупов вошли покупные продукты: зерно, чай, пшеничная мука и сахар.
Из ячменной муки выпекали плоский хлеб «мырса», из сарановой муки делали «тогул» и хлебное вино «ул». Дикие растения, такие как сарана, дикий лук и дикие ягоды, такие как ежевика, клюква и дикий чеснок, были собраны и употреблены в пищу. Ягоды использовались для приготовления варенья без добавления сахара или воды. Селькупы, жившие в тайге, собирали кедровые орехи и собирали их. Вместо чая они пили чай из можжевельника, сушеных листьев смородины и ежевики. Из можжевельника сделали хмельной напиток с добавлением молодых мухоморов.
Утварь изготавливали из бересты и дерева, использовали импортную: медную и чугунную посуду, сковороды, чайники. У селькупов были чашки, блюдца и тарелки.
География
Район расположен в юго-восточной части Ямало-Ненецкого автономного округа. Его протяженность составляет 500 км с севера на юг и 350 км с запада на восток. Его площадь составляет 106 270 км². Имеются значительные запасы нефти и газа.
Природа
В регионе расположен один из крупнейших заповедников России — Верхне-Тазовский заповедник (площадь 631 тыс. га). В заповеднике было зарегистрировано 34 вида млекопитающих, 550 видов насекомых и 180 видов птиц. Многие виды животных были занесены в Красную книгу.
История
Район был создан 10 августа 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР. В состав района вошли территории Верхнецовского, Тазовско-Ненецкого, Тазовско-Селькупского и Тымско-Караконского префектур, которые ранее входили в состав Туруханского района Красноярского края.
14 августа 1944 года он вместе с районом был передан Тюменской области.
Решением Исполнительного комитета Тюменской области от 16 мая 1957 года сельсовет Тазовско-Ненецкий был переименован в Сидоровский, сельсовет Тазовско-Селькупский — в Толкинский, а сельсовет Тымско-Караконский — в Красноселькупский.
28 февраля 1975 года сельский совет поселка Сидоровский был распущен.
12 октября 1976 года Совет села Верхнецазовского был переименован в Совет села Раттовского.
1 декабря 1999 года был принят герб Красноселькупского района.
Население
Часть населения ведет кочевой образ жизни и живет вне населенных пунктов. В Красноселькупском районе проживает 1516 представителей коренных малочисленных народов Севера, в основном селькупов — 1334 человека (24%).
В состав муниципального района входят 3 населенных пункта со статусом сельского поселения:
Населённые пункты
В состав района входят 4 населенных пункта.
Численность населения Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа
По оценке Федеральной службы государственной статистики, численность населения (постоянного населения) в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа на 1 ноября 2022 года составляет 5 752 человека.
Позиция России в рейтинге стран по количеству жителей.
Гендерный состав населения Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа
Всего в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа на 1 ноября 2022 года постоянно проживают 2 567 мужчин (44,62%) и 3 185 женщин (55,38%).
Уровень образования жителей Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа: 32,0% (1 841 человек) имеют высшее образование, 3,6% (207 человек) имеют неполное высшее образование, 31,7% (1. 823 человека) имеют среднее профессиональное образование, 12,1% (696 человек) — 11 классов, 6,2% (357 человек) — 9 классов, 7,3% (420 человек) — 5 классов, 0,6% (35 человек) не имеют образования, 0,2% (12 человек) неграмотны.
Занятость населения, безработица и пенсионеры Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа
Общая численность официально занятого населения в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа составляет 3 428 человек (59,6%), пенсионеров — 1 668 человек (29%), официально зарегистрированных и зарегистрированных безработных — 334 человека (5,8%).
Общая численность постоянно проживающих в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа инвалидов на 1 ноября 2022 года составляет 431 человек, т.е. 7,49% от общей численности населения. Инвалидов 1-й группы — 54 человека (0,94,%), 2-й группы — 196 человек (3,41,%), 3-й группы — 181 человек (3,14,%), 28 детей-инвалидов (0,48,%).
Внешность
Селькупы — представители уральской расы. Они занимают промежуточное положение между монголами и кавказцами. Их ближайшие соседи, хади и манси, также принадлежат к уральскому племени.
- рост средний или ниже среднего;
- худощавое телосложение;
- бороды встречаются редко;
- волосы темные;
- глаза карие, зеленые или серые;
- кожа светлая;
- лицо широкое;
- нос прямой.
Первоначально предполагалось, что уральское племя было результатом смешения кавказцев и монголов. Генетики подтверждают эту теорию, но уточняют, что это результат многочисленных контактов между двумя расами, результат многочисленных волн миграции.
Времена года
Селькупские охотники делили календарный год на две равные части: теплую и холодную. Зимой миром правит олень, летом — медведь. Слова «зима» и «лето» не встречаются в их лексиконе. Селькупы стали отмечать солнцестояния и равноденствия, праздновали начало весны и сбор урожая вместе с другими земледельческими народами.
Интересный весенний праздник связан с «оживлением» шаманского бубна. Письменные источники сообщают нам, что олень использовался селькупами в качестве украшения. В конце зимы мифологический олень передавал бразды правления медведю и ложился спать. Бивень был идентифицирован с шаманской оленьей нартой. Он помогал своему владельцу путешествовать в верхний и нижний миры в течение лета. Зимой, когда медведь спал в своей берлоге, бубен тоже «спал».
Церемония возрождения медведя длилась 10 дней. Он закончился прибытием шамана в место, где в мире духов светят семь солнц, и богатым пиром для соплеменников на земле. Люди радовались приходящему теплу, омолаживали друг друга, пели песни и кормили деревянных идолов, символизирующих духов предков.
Лосиный транспорт
Потерпев поражение в битвах с казаками, селькупы двинулись на север, где охотились на оленей и лосей. Летописи сообщают, что олени использовались не только для охоты, но и для верховой езды.
Кстати, в некоторых странах до 20-го века олени использовались в качестве седельных животных и привязывались к телегам. Лошадь может двигаться со скоростью 35-45 км/ч, а северный олень — 56 км/ч. В XV веке в Канаде был издан специальный указ, запрещающий жителям страны ездить на оленях. Полиция утверждала, что преступник на быстром олене может легко уйти от преследования конных полицейских.
Первичная заболеваемость дерматозами у селькупов — одного из народов Крайнего Севера (оседлое и кочевое население)
Распространенность кожных заболеваний среди северных народов тесно связана с их образом жизни, традиционными источниками средств к существованию (оленеводство, рыболовство и сбор дикорастущей пищи), воздействием неблагоприятных климатических факторов и последствиями промышленной деятельности на хрупкую природную среду.
Е. Русак, Е. Н. Ефанова/ Сургутский государственный университет, Сургут, Россия
Резюме. Распространенность дерматопатий среди северных народов тесно связана с образом жизни, традиционными занятиями (оленеводство, рыболовство, сбор дикорастущих растений), влиянием неблагоприятных климатических факторов и воздействием промышленных предприятий на хрупкую природу Севера. Помимо проблемы антропогенного и техногенного загрязнения в большинстве районов Севера, существует также проблема широкого распространения различных биогеохимических аномалий, среди которых наиболее важными являются природный дефицит йода и широкое распространение йододефицитных заболеваний. Территориальной особенностью сезонного характера является аллергический дерматит, вызванный укусами насекомых (комаров, мошек) и высыпаниями, связанными с климатическими и географическими факторами (холодовая крапивница, простой раздражающий контактный дерматит и фотоконтактный дерматит и т.д.). В статье представлен обзор структуры дерматологической заболеваемости у одного из малочисленных народов Севера — селькупов. Была отмечена актуальность проблемы здоровья для коренных и малочисленных народов Севера и представлены основные климатические и географические факторы среды обитания селькупов, непосредственно влияющие на состояние кожи. Ретроспективно, на основании медицинской документации, проанализированы данные годовых отчетов дерматолого-венерологического диспансера г. Салехарда, центральной районной больницы Красноселькупского района, результаты медицинских осмотров и амбулаторных посещений дерматолога-анатома в г. Ноябрьске и с. Красноселькупске за 3 года. Объектом исследования стали пациенты — селькупы, разделенные на кочевую и оседлую группы. Для цитирования: Цай А.В., Русак Ю.В., Кузнецов А.В., Кузнецов А.В., Кузнецов А.В., Кузнецов А.В. Е., Ефанова Е. Н. Первичная заболеваемость дерматозами среди селькупов — одного из народов Заполярья (оседлое и кочевое население) // Лечебный Врач. 2020; том 23 (11): 12-14. DOI: 10.26295/OS.2020.32.99.002.
Резюме. Распространенность кожных заболеваний у народов Севера тесно связана с их образом жизни, традиционными занятиями (оленеводство, рыболовство, сбор дикоросов), влиянием неблагоприятных климатических факторов и воздействием промышленных предприятий на хрупкую природу Севера. Помимо проблемы антропогенного и техногенного загрязнения в большинстве районов Севера, существует также проблема широкого распространения различных биогеохимических аномалий, к которым относится, прежде всего, природный дефицит йода и широкое распространение заболеваний, вызванных его недостатком. Аллергические дерматиты, вызванные укусами насекомых (комаров, мошек), и кожные высыпания, связанные с климатическими и географическими факторами (холодовая крапивница, простой ирритант (раздражитель) и фотоконтактный дерматит и т.д.), являются территориальной особенностью сезонного характера. В статье представлен обзор структуры дерматологической заболеваемости одного из малочисленных народов Севера — селькупов. Обозначена актуальность проблемы охраны здоровья коренных народов и малочисленных народов Севера, названы основные климатические и географические факторы на территории селькупов, непосредственно влияющие на состояние кожи. Ретроспективно проанализированы данные годовых отчетов дермато-венерологического диспансера г. Салехарда, центральной районной больницы Красноселькупского района, результаты медицинских осмотров и амбулаторных дермато-венерологических посещений в поселках Ноябрьск и Красноселькупск за 3 года с использованием медицинских карт. Пациенты были разделены на кочевую и оседлую группы.
Материалы и методы исследования
Мы ретроспективно проанализировали данные годовых отчетов дермато-венерологического диспансера г. Салехарда, Центральной районной больницы Красноселькупского района, результаты медицинских осмотров и амбулаторных дермато-венерологических посещений в поселках Ноябрьск и Красноселькупск за 3 года с использованием медицинской документации. Пациенты были разделены на кочевую и оседлую группы.
Заболеваемость населения Красноселькупского района
Коренным населением Красноселькупского района являются сельджуки, которые делятся на две группы — кочевые и оседлые. Кочевое население селькупов переезжает с места на место для освоения новых территорий и поиска пищи. Оседлое население проживает на территории Красноселькупского района в этнических жилищах или в благоустроенных квартирах. Из-за разного места проживания эти две группы также отличаются по образу жизни и состоянию здоровья. Среди заболеваний кожи и подкожной жировой клетчатки (ПЖК) у селькупов наиболее распространены инфекции этой локализации, атопический и аллергический контактный дерматит (рис. 1).
Наиболее часто регистрируются инфекционные заболевания кожи и ФГИД. Это связано с образом жизни селькупов, низким уровнем гигиенических знаний и отсутствием своевременной медицинской помощи из-за удаленности некоторых групп населения (в основном кочевников) от районных центров.
Атопический дерматит занимает второе место по частоте. Распространенность заболевания, особенно среди детей селькупов, обусловлена генетической предрасположенностью (атопией) к аллергическим кожным реакциям. Основную роль в развитии атопического дерматита играет функциональный иммунодефицит, а нарушения нервной системы и психоэмоциональные расстройства играют подчиненную роль. Повседневная жизнь и уровень жизни коренного населения Севера имеют большое значение.
В силу своей малочисленности и определенных этнических традиций среди селькупов распространены близкородственные браки, что приводит к различным генетическим заболеваниям в новых поколениях.
Аллергический контактный дерматит занимает третье место среди дерматологических заболеваний. Распространенность заболевания высока как у взрослых, так и у детей в Красноселькупском районе и связана с типом жизни и питания, а также с условиями проживания селькупов.
Анализ сравнительных характеристик у детей 0-14 лет и подростков 15-17 лет показывает преобладание инфекционных заболеваний кожи и ПЯД (в основном пиодермии) и атопического дерматита (рис. 2, 3).
При сравнении распространенности дерматопатий между оседлыми и кочевыми сельджуками в Красноселькупском районе мы обнаружили, что распространенность значительно ниже у оседлого населения. Вероятно, это связано с большей доступностью медицинской помощи у малоподвижного населения и возможностью соблюдать правила личной гигиены как основной меры профилактики инфекционных дерматозов.
В 2016 году кочевые и оседлые селькупы были направлены на медицинское обследование на предмет дерматологических заболеваний. Всего было обследовано 70 кочевых селькупов, из них 54 взрослых и 16 детей. В результате аллергические дерматозы были обнаружены у 20% (взрослых и детей), а инфекционные дерматозы и рассеянные склерозы — у 44% испытуемых. Атопический дерматит и псориаз у кочевого населения Селькупа не были зарегистрированы в ходе медицинского обследования. Данные по малоподвижным селькупам разительно отличаются. Всего было обследовано 284 человека. Инфекционные заболевания кожи и PWS были обнаружены в 18% случаев, что в 2,5 раза меньше, чем у кочевого населения. Атопический дерматит был обнаружен в 11 % случаев и не был выявлен у кочевников селькупов. Частота возникновения других аллергических дерматопатий была сопоставима в обеих группах. Кроме того, среди малоподвижного населения были выявлены случаи псориаза и локализованной склеродермии (Таблица).
Выводы
В структуре дерматологической заболеваемости коренного населения Севера — селькупов — наиболее распространенными являются инфекционные дерматозы и КВС, аллергический контактный дерматит и простой контактный дерматит, вызванные контактом различных химических веществ (бытовая химия, косметика, ГСМ, химические реактивы, растения) с кожей.
Доля кожной патологии в общей заболеваемости в последнее время значительно возросла, в основном за счет пищевых и лекарственных токсических дерматитов и других поражений кожи аллергического характера, инфекционных и вирусных заболеваний, а также роста заболеваемости хроническими кожными заболеваниями, такими как атопический дерматит и псориаз.
Учитывая ухудшающуюся экологическую ситуацию в мире в целом и в России в частности, а также прогрессирующую урбанизацию, ожидается увеличение доли аллергических дерматопатий и токсических дерматозов в структуре дерматологической заболеваемости.
Библиография/Ссылки
- Алексеевский Н. И. Геоэкологическое состояние арктического побережья России и безопасность природопользования. М.: ГЕОС, 2007. 584 с. Alekseyevskiy N. I. Geoekologicheskoye sostoyaniye arkticheskogo poberezh’ya Rossii i bezopasnost’ prirodopol’zovaniya. Geoecological state of the Arctic coast of Russia and environmental safety. M.: GEOS, 2007. 584 p.
- Гемуев И. Н. Семья у селькупов. Новосибирск, 1984. 156 с. Gemuyev I. N. Sem’ya u sel’kupov. Family at the Selkups. Novosibirsk, 1984. 156 p.
- Евладов В. П. По тундрам Ямала к Белому острову. Тюмень, 1992. 281 с. Yevladov V. P. Po tundram Yamala k Belomu ostrovu. On the tundra of the Yamal Peninsula to the White Island. Tyumen’, 1992. 281 p.
- Зенько М. А. Современный Ямал: этноэкологические и этносоциальные проблемы / Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2001. Вып. 139. 50 с. Zen’ko M. A. Sovremennyy Yamal: etnoekologicheskiye i etnosotsial’nyye problemy Modern Yamal: Ethno Ecological and Ethno Social Problems. Issledovaniya po prikladnoy i neotlozhnoy etnologii. M.: In-t etnologii i antropologii RAN, 2001. Vyp. 139. 50 p.
- Сидорчук А. Ю., Баранов А. В. Эрозионные процессы Центрального Ямала Монография. СПб, 1999. 349 с.: ил., табл. Sidorchuk A. Yu., Baranov A. V. Erozionnyye protsessy Tsentral’nogo Yamala Erosion processes of the Central Yamal Monografiya. SPb, 1999. 349 p.
- Цай А. В., Ефанова Е. Н., Русак Ю. Э. Проблемы здравоохранения селькупов — одного из малочисленных народов Севера / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Север России: стратегии и перспективы развития». Сургут, 2016. С. 241-244. Tsay A. V., Yefanova Ye. N., Rusak Yu. E. Problemy zdravookhraneniya sel’kupov — odnogo iz malochislennykh narodov Severa Health problems of the Selkups — one of the small peoples of the North Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sever Rossii: strategii i perspektivy razvitiya». Surgut, 2016. Pp. 241-244.
- Цай А. В., Русак Ю. Э., Ефанова Е. Н. Культура и история селькупского народа / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Север России: стратегии и перспективы развития». Сургут, 2016. С. 244-248. Tsay A. V., Rusak Yu. E., Yefanova Ye. N. Kul’tura i istoriya sel’kupskogo naroda Culture and history of the Selkup people Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sever Rossii: strategii i perspektivy razvitiya». Surgut, 2016. Pp. 244-248.
Заключение
В конце эссе можно констатировать, что Россия — одно из самых многонациональных государств в мире. В Российской Федерации проживает более 160 национальностей. В то же время этнический состав населения страны постоянно меняется.
Естественно, в таком многонациональном обществе есть проблемы. Проблемы этнической идентификации граждан в странах со сложной этнической структурой требуют тщательного и критического анализа всех имеющихся данных. Долгое время этнологов не интересовала эта тема, так как они традиционно больше занимались проблемами меньшинств и архаичных культур. Политики и социологи, со своей стороны, считали, что изучение настроений и политических ориентаций этнического большинства — это то же самое, что изучение проблем российского общества в целом. Однако в постсоветский период «русский вопрос» все чаще становится темой для обсуждения — сначала только политиками и журналистами, а в последнее время и учеными.
Список литературы
- Брук С.И. Мировое население. Этнодемографический справочник. М., 1984. С. 145.
- Налчаджян А. А. Этнопсихология. — Второе издание. — Санкт-Петербург, 2004. С. 91-93.
- Народы России: от прошлого к настоящему / Алексеева, Т.И., Бацевич, В.А., Година, Е.З. и др. — М., 1991.
- Важнейшие результаты Всероссийской переписи населения 2002 г. Москва, Госкомстат, 2002.
- Тишков В.А. Культурная мозаика и этническая политика в России. (Доклад на III. Международная конференция «Россия: тенденции и перспективы развития», Москва, 16-17 декабря 2004 г.).
Образовательный сайт для студентов и школьников
Запрещается копирование материалов без указания активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Людмила Анатольевна Фирмаль — официальный сайт преподавателя кафедры математики Дальневосточного государственного физико-технического института