Красноселькупский район. Титульная народность населяющая красноселькупский район.

Северные селькупы были оленеводами. Почти каждая семья содержала от 20 до 50 и более оленей. Они разводили их без собак, выпускали в дикую природу через регулярные промежутки времени, а затем собирали их. Здесь также занимались оленеводством, для оленей строились специальные конюшни и коптильни.

Народы России: Селькупы

Эту статью могут комментировать только члены сообщества. Вы можете присоединиться к сообществу, нажав на кнопку справа.

Анатолий Чередниченко репостнул с travelask.ru 4 ноября 2019, 13:39 11 оценок, 1593 просмотров Обсуждение (31)

Селькупы

Селькупы (селькупские селькупы, сусе ӄум, чумылӄуп, шельӄуп, шешӄум ; устаревшее: остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х годов их называли остяками-самоедами.

Селькупы живут на севере Томской (1787 человек) и Тюменской (1857 человек) областей (точнее, в Ямало-Ненецком АО — 1797 человек) и в Красноярском крае (412 человек).

Вероятно, с XVII века сельджуки разделились на две территориальные группы — южную (Нарым) и северную (Тазов-Турхан). Южные (нарымские или среднеобские) сельджуки являются прямыми потомками кулайской культуры, существовавшей в Среднем Приобье в V веке до н.э. — V веке н.э. Исследователи связывают происхождение всех народов самодийской подгруппы с этой историко-культурной общностью. По мнению археологов, прямым преемником кулайцев в Среднем Приобье было население, создавшее Роелькскую культуру (6-9 век н.э.)5. Многие элементы экономики, орудий труда и повседневной жизни роельков имеют аналогии с этнографическим материалом селькупов.

Северные сельджуки возникли в результате ухода самодийского населения со Средней Оби в XVII веке на север от Средней Оби до бассейна верховьев реки Таз и левого притока Енисея Турухана. Окончательное этническое формирование этнографической группы северных сельджуков завершилось только в XIX веке. Помимо самих селькупов, в состав северных селькупов также входили семьи энцев, кетов и хантов.

Сельджуки — сибирский народ, возникший в результате слияния самодийских племен и коренного населения средней части реки Обь. В 17 веке селькупы были разделены на две территориальные группы:

  1. северная (тазовско-туруханская)
  2. южная (нарымская)

Северные возникли после миграции части самоедской популяции из Центральной Сибири. Северные селькупы состояли из семей, происходящих от хантов, энцев и кетян. Южные селькупы были потомками кулайской культуры, существовавшей в Центральном Приобье в 5 веке до нашей эры.

Название

До 1930 года народ назывался остяко-самоедами, после чего было принято официальное этнологическое название «селькупы», что переводится как таежные, люди леса. Всего в мире насчитывается около 4 400 представителей этой этнической группы.

Устаревшее название селькупского языка — остяко-самоедский. Он относится к группе самоанских уральских языков. В селькупском языке существует 4 диалекта, которые являются основными:

  • южное
  • северное
  • восточное
  • центральное

В конце 19 века в Селькупе было издано несколько книг литургических текстов. В 1930-х годах на основе латинской графики была разработана латинская письменность. Позже появилась версия на кириллице. С 1950-х по 1980-е годы селькупский шрифт практически не использовался. Используемый сегодня алфавит был разработан в 1980-х годах. Многие селькупы хорошо владеют русским языком.

Еда

Рыба долгое время составляла основу рациона селькупов: ее ели вяленой, вареной и печеной, консервировали рыбий жир и делали сушеную рыбу под названием юкола. Сушеная рыба использовалась для приготовления муки из порозы. Самым распространенным блюдом зимой была маринованная рыба капуста, к которой добавляли ягоды и которая хранилась в ямах. Селькупы ели мясо дичи, а те, кто жил на севере, — мясо северного оленя. С 19 века в рацион селькупов вошли покупные продукты: зерно, чай, пшеничная мука и сахар.

Из ячменной муки выпекали плоский хлеб «мырса», из сарановой муки делали «тогул» и хлебное вино «ул». Дикие растения, такие как сарана, дикий лук и дикие ягоды, такие как ежевика, клюква и дикий чеснок, были собраны и употреблены в пищу. Ягоды использовались для приготовления варенья без добавления сахара или воды. Селькупы, жившие в тайге, собирали кедровые орехи и собирали их. Вместо чая они пили чай из можжевельника, сушеных листьев смородины и ежевики. Из можжевельника сделали хмельной напиток с добавлением молодых мухоморов.

Утварь изготавливали из бересты и дерева, использовали импортную: медную и чугунную посуду, сковороды, чайники. У селькупов были чашки, блюдца и тарелки.

География

Район расположен в юго-восточной части Ямало-Ненецкого автономного округа. Его протяженность составляет 500 км с севера на юг и 350 км с запада на восток. Его площадь составляет 106 270 км². Имеются значительные запасы нефти и газа.

Природа

В регионе расположен один из крупнейших заповедников России — Верхне-Тазовский заповедник (площадь 631 тыс. га). В заповеднике было зарегистрировано 34 вида млекопитающих, 550 видов насекомых и 180 видов птиц. Многие виды животных были занесены в Красную книгу.

История

Район был создан 10 августа 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР. В состав района вошли территории Верхнецовского, Тазовско-Ненецкого, Тазовско-Селькупского и Тымско-Караконского префектур, которые ранее входили в состав Туруханского района Красноярского края.

14 августа 1944 года он вместе с районом был передан Тюменской области.

Решением Исполнительного комитета Тюменской области от 16 мая 1957 года сельсовет Тазовско-Ненецкий был переименован в Сидоровский, сельсовет Тазовско-Селькупский — в Толкинский, а сельсовет Тымско-Караконский — в Красноселькупский.

28 февраля 1975 года сельский совет поселка Сидоровский был распущен.

12 октября 1976 года Совет села Верхнецазовского был переименован в Совет села Раттовского.

1 декабря 1999 года был принят герб Красноселькупского района.

Население

Часть населения ведет кочевой образ жизни и живет вне населенных пунктов. В Красноселькупском районе проживает 1516 представителей коренных малочисленных народов Севера, в основном селькупов — 1334 человека (24%).

В состав муниципального района входят 3 населенных пункта со статусом сельского поселения:

Населённые пункты

В состав района входят 4 населенных пункта.

Численность населения Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа

Ямало-Ненецкий автономный округ

По оценке Федеральной службы государственной статистики, численность населения (постоянного населения) в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа на 1 ноября 2022 года составляет 5 752 человека.

Позиция России в рейтинге стран по количеству жителей.

Гендерный состав населения Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа

Всего в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа на 1 ноября 2022 года постоянно проживают 2 567 мужчин (44,62%) и 3 185 женщин (55,38%).

Уровень образования жителей Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа: 32,0% (1 841 человек) имеют высшее образование, 3,6% (207 человек) имеют неполное высшее образование, 31,7% (1. 823 человека) имеют среднее профессиональное образование, 12,1% (696 человек) — 11 классов, 6,2% (357 человек) — 9 классов, 7,3% (420 человек) — 5 классов, 0,6% (35 человек) не имеют образования, 0,2% (12 человек) неграмотны.

Занятость населения, безработица и пенсионеры Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа

Общая численность официально занятого населения в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа составляет 3 428 человек (59,6%), пенсионеров — 1 668 человек (29%), официально зарегистрированных и зарегистрированных безработных — 334 человека (5,8%).

Общая численность постоянно проживающих в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа инвалидов на 1 ноября 2022 года составляет 431 человек, т.е. 7,49% от общей численности населения. Инвалидов 1-й группы — 54 человека (0,94,%), 2-й группы — 196 человек (3,41,%), 3-й группы — 181 человек (3,14,%), 28 детей-инвалидов (0,48,%).

Внешность

Селькупы — представители уральской расы. Они занимают промежуточное положение между монголами и кавказцами. Их ближайшие соседи, хади и манси, также принадлежат к уральскому племени.

  • рост средний или ниже среднего;
  • худощавое телосложение;
  • бороды встречаются редко;
  • волосы темные;
  • глаза карие, зеленые или серые;
  • кожа светлая;
  • лицо широкое;
  • нос прямой.

Первоначально предполагалось, что уральское племя было результатом смешения кавказцев и монголов. Генетики подтверждают эту теорию, но уточняют, что это результат многочисленных контактов между двумя расами, результат многочисленных волн миграции.

Времена года

Селькупские охотники делили календарный год на две равные части: теплую и холодную. Зимой миром правит олень, летом — медведь. Слова «зима» и «лето» не встречаются в их лексиконе. Селькупы стали отмечать солнцестояния и равноденствия, праздновали начало весны и сбор урожая вместе с другими земледельческими народами.

Интересный весенний праздник связан с «оживлением» шаманского бубна. Письменные источники сообщают нам, что олень использовался селькупами в качестве украшения. В конце зимы мифологический олень передавал бразды правления медведю и ложился спать. Бивень был идентифицирован с шаманской оленьей нартой. Он помогал своему владельцу путешествовать в верхний и нижний миры в течение лета. Зимой, когда медведь спал в своей берлоге, бубен тоже «спал».

Церемония возрождения медведя длилась 10 дней. Он закончился прибытием шамана в место, где в мире духов светят семь солнц, и богатым пиром для соплеменников на земле. Люди радовались приходящему теплу, омолаживали друг друга, пели песни и кормили деревянных идолов, символизирующих духов предков.

Селькупы (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Selkup#/media/File:Local_Selkup_man.jpg)

Лосиный транспорт

Потерпев поражение в битвах с казаками, селькупы двинулись на север, где охотились на оленей и лосей. Летописи сообщают, что олени использовались не только для охоты, но и для верховой езды.

Кстати, в некоторых странах до 20-го века олени использовались в качестве седельных животных и привязывались к телегам. Лошадь может двигаться со скоростью 35-45 км/ч, а северный олень — 56 км/ч. В XV веке в Канаде был издан специальный указ, запрещающий жителям страны ездить на оленях. Полиция утверждала, что преступник на быстром олене может легко уйти от преследования конных полицейских.

Первичная заболеваемость дерматозами у селькупов — одного из народов Крайнего Севера (оседлое и кочевое население)

RSS сайта

Распространенность кожных заболеваний среди северных народов тесно связана с их образом жизни, традиционными источниками средств к существованию (оленеводство, рыболовство и сбор дикорастущей пищи), воздействием неблагоприятных климатических факторов и последствиями промышленной деятельности на хрупкую природную среду.

Е. Русак, Е. Н. Ефанова/ Сургутский государственный университет, Сургут, Россия

Резюме. Распространенность дерматопатий среди северных народов тесно связана с образом жизни, традиционными занятиями (оленеводство, рыболовство, сбор дикорастущих растений), влиянием неблагоприятных климатических факторов и воздействием промышленных предприятий на хрупкую природу Севера. Помимо проблемы антропогенного и техногенного загрязнения в большинстве районов Севера, существует также проблема широкого распространения различных биогеохимических аномалий, среди которых наиболее важными являются природный дефицит йода и широкое распространение йододефицитных заболеваний. Территориальной особенностью сезонного характера является аллергический дерматит, вызванный укусами насекомых (комаров, мошек) и высыпаниями, связанными с климатическими и географическими факторами (холодовая крапивница, простой раздражающий контактный дерматит и фотоконтактный дерматит и т.д.). В статье представлен обзор структуры дерматологической заболеваемости у одного из малочисленных народов Севера — селькупов. Была отмечена актуальность проблемы здоровья для коренных и малочисленных народов Севера и представлены основные климатические и географические факторы среды обитания селькупов, непосредственно влияющие на состояние кожи. Ретроспективно, на основании медицинской документации, проанализированы данные годовых отчетов дерматолого-венерологического диспансера г. Салехарда, центральной районной больницы Красноселькупского района, результаты медицинских осмотров и амбулаторных посещений дерматолога-анатома в г. Ноябрьске и с. Красноселькупске за 3 года. Объектом исследования стали пациенты — селькупы, разделенные на кочевую и оседлую группы. Для цитирования: Цай А.В., Русак Ю.В., Кузнецов А.В., Кузнецов А.В., Кузнецов А.В., Кузнецов А.В. Е., Ефанова Е. Н. Первичная заболеваемость дерматозами среди селькупов — одного из народов Заполярья (оседлое и кочевое население) // Лечебный Врач. 2020; том 23 (11): 12-14. DOI: 10.26295/OS.2020.32.99.002.

Резюме. Распространенность кожных заболеваний у народов Севера тесно связана с их образом жизни, традиционными занятиями (оленеводство, рыболовство, сбор дикоросов), влиянием неблагоприятных климатических факторов и воздействием промышленных предприятий на хрупкую природу Севера. Помимо проблемы антропогенного и техногенного загрязнения в большинстве районов Севера, существует также проблема широкого распространения различных биогеохимических аномалий, к которым относится, прежде всего, природный дефицит йода и широкое распространение заболеваний, вызванных его недостатком. Аллергические дерматиты, вызванные укусами насекомых (комаров, мошек), и кожные высыпания, связанные с климатическими и географическими факторами (холодовая крапивница, простой ирритант (раздражитель) и фотоконтактный дерматит и т.д.), являются территориальной особенностью сезонного характера. В статье представлен обзор структуры дерматологической заболеваемости одного из малочисленных народов Севера — селькупов. Обозначена актуальность проблемы охраны здоровья коренных народов и малочисленных народов Севера, названы основные климатические и географические факторы на территории селькупов, непосредственно влияющие на состояние кожи. Ретроспективно проанализированы данные годовых отчетов дермато-венерологического диспансера г. Салехарда, центральной районной больницы Красноселькупского района, результаты медицинских осмотров и амбулаторных дермато-венерологических посещений в поселках Ноябрьск и Красноселькупск за 3 года с использованием медицинских карт. Пациенты были разделены на кочевую и оседлую группы.

Материалы и методы исследования

Мы ретроспективно проанализировали данные годовых отчетов дермато-венерологического диспансера г. Салехарда, Центральной районной больницы Красноселькупского района, результаты медицинских осмотров и амбулаторных дермато-венерологических посещений в поселках Ноябрьск и Красноселькупск за 3 года с использованием медицинской документации. Пациенты были разделены на кочевую и оседлую группы.

Заболеваемость населения Красноселькупского района

Коренным населением Красноселькупского района являются сельджуки, которые делятся на две группы — кочевые и оседлые. Кочевое население селькупов переезжает с места на место для освоения новых территорий и поиска пищи. Оседлое население проживает на территории Красноселькупского района в этнических жилищах или в благоустроенных квартирах. Из-за разного места проживания эти две группы также отличаются по образу жизни и состоянию здоровья. Среди заболеваний кожи и подкожной жировой клетчатки (ПЖК) у селькупов наиболее распространены инфекции этой локализации, атопический и аллергический контактный дерматит (рис. 1).

Наиболее часто регистрируются инфекционные заболевания кожи и ФГИД. Это связано с образом жизни селькупов, низким уровнем гигиенических знаний и отсутствием своевременной медицинской помощи из-за удаленности некоторых групп населения (в основном кочевников) от районных центров.

Атопический дерматит занимает второе место по частоте. Распространенность заболевания, особенно среди детей селькупов, обусловлена генетической предрасположенностью (атопией) к аллергическим кожным реакциям. Основную роль в развитии атопического дерматита играет функциональный иммунодефицит, а нарушения нервной системы и психоэмоциональные расстройства играют подчиненную роль. Повседневная жизнь и уровень жизни коренного населения Севера имеют большое значение.

В силу своей малочисленности и определенных этнических традиций среди селькупов распространены близкородственные браки, что приводит к различным генетическим заболеваниям в новых поколениях.

Аллергический контактный дерматит занимает третье место среди дерматологических заболеваний. Распространенность заболевания высока как у взрослых, так и у детей в Красноселькупском районе и связана с типом жизни и питания, а также с условиями проживания селькупов.

Анализ сравнительных характеристик у детей 0-14 лет и подростков 15-17 лет показывает преобладание инфекционных заболеваний кожи и ПЯД (в основном пиодермии) и атопического дерматита (рис. 2, 3).

При сравнении распространенности дерматопатий между оседлыми и кочевыми сельджуками в Красноселькупском районе мы обнаружили, что распространенность значительно ниже у оседлого населения. Вероятно, это связано с большей доступностью медицинской помощи у малоподвижного населения и возможностью соблюдать правила личной гигиены как основной меры профилактики инфекционных дерматозов.

В 2016 году кочевые и оседлые селькупы были направлены на медицинское обследование на предмет дерматологических заболеваний. Всего было обследовано 70 кочевых селькупов, из них 54 взрослых и 16 детей. В результате аллергические дерматозы были обнаружены у 20% (взрослых и детей), а инфекционные дерматозы и рассеянные склерозы — у 44% испытуемых. Атопический дерматит и псориаз у кочевого населения Селькупа не были зарегистрированы в ходе медицинского обследования. Данные по малоподвижным селькупам разительно отличаются. Всего было обследовано 284 человека. Инфекционные заболевания кожи и PWS были обнаружены в 18% случаев, что в 2,5 раза меньше, чем у кочевого населения. Атопический дерматит был обнаружен в 11 % случаев и не был выявлен у кочевников селькупов. Частота возникновения других аллергических дерматопатий была сопоставима в обеих группах. Кроме того, среди малоподвижного населения были выявлены случаи псориаза и локализованной склеродермии (Таблица).

Выводы

В структуре дерматологической заболеваемости коренного населения Севера — селькупов — наиболее распространенными являются инфекционные дерматозы и КВС, аллергический контактный дерматит и простой контактный дерматит, вызванные контактом различных химических веществ (бытовая химия, косметика, ГСМ, химические реактивы, растения) с кожей.

Доля кожной патологии в общей заболеваемости в последнее время значительно возросла, в основном за счет пищевых и лекарственных токсических дерматитов и других поражений кожи аллергического характера, инфекционных и вирусных заболеваний, а также роста заболеваемости хроническими кожными заболеваниями, такими как атопический дерматит и псориаз.

Учитывая ухудшающуюся экологическую ситуацию в мире в целом и в России в частности, а также прогрессирующую урбанизацию, ожидается увеличение доли аллергических дерматопатий и токсических дерматозов в структуре дерматологической заболеваемости.

Библиография/Ссылки

  1. Алексеевский Н. И. Геоэкологическое состояние арктического побережья России и безопасность природопользования. М.: ГЕОС, 2007. 584 с. Alekseyevskiy N. I. Geoekologicheskoye sostoyaniye arkticheskogo poberezh’ya Rossii i bezopasnost’ prirodopol’zovaniya. Geoecological state of the Arctic coast of Russia and environmental safety. M.: GEOS, 2007. 584 p.
  2. Гемуев И. Н. Семья у селькупов. Новосибирск, 1984. 156 с. Gemuyev I. N. Sem’ya u sel’kupov. Family at the Selkups. Novosibirsk, 1984. 156 p.
  3. Евладов В. П. По тундрам Ямала к Белому острову. Тюмень, 1992. 281 с. Yevladov V. P. Po tundram Yamala k Belomu ostrovu. On the tundra of the Yamal Peninsula to the White Island. Tyumen’, 1992. 281 p.
  4. Зенько М. А. Современный Ямал: этноэкологические и этносоциальные проблемы / Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2001. Вып. 139. 50 с. Zen’ko M. A. Sovremennyy Yamal: etnoekologicheskiye i etnosotsial’nyye problemy Modern Yamal: Ethno Ecological and Ethno Social Problems. Issledovaniya po prikladnoy i neotlozhnoy etnologii. M.: In-t etnologii i antropologii RAN, 2001. Vyp. 139. 50 p.
  5. Сидорчук А. Ю., Баранов А. В. Эрозионные процессы Центрального Ямала Монография. СПб, 1999. 349 с.: ил., табл. Sidorchuk A. Yu., Baranov A. V. Erozionnyye protsessy Tsentral’nogo Yamala Erosion processes of the Central Yamal Monografiya. SPb, 1999. 349 p.
  6. Цай А. В., Ефанова Е. Н., Русак Ю. Э. Проблемы здравоохранения селькупов — одного из малочисленных народов Севера / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Север России: стратегии и перспективы развития». Сургут, 2016. С. 241-244. Tsay A. V., Yefanova Ye. N., Rusak Yu. E. Problemy zdravookhraneniya sel’kupov — odnogo iz malochislennykh narodov Severa Health problems of the Selkups — one of the small peoples of the North Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sever Rossii: strategii i perspektivy razvitiya». Surgut, 2016. Pp. 241-244.
  7. Цай А. В., Русак Ю. Э., Ефанова Е. Н. Культура и история селькупского народа / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Север России: стратегии и перспективы развития». Сургут, 2016. С. 244-248. Tsay A. V., Rusak Yu. E., Yefanova Ye. N. Kul’tura i istoriya sel’kupskogo naroda Culture and history of the Selkup people Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Sever Rossii: strategii i perspektivy razvitiya». Surgut, 2016. Pp. 244-248.

Заключение

В конце эссе можно констатировать, что Россия — одно из самых многонациональных государств в мире. В Российской Федерации проживает более 160 национальностей. В то же время этнический состав населения страны постоянно меняется.

Естественно, в таком многонациональном обществе есть проблемы. Проблемы этнической идентификации граждан в странах со сложной этнической структурой требуют тщательного и критического анализа всех имеющихся данных. Долгое время этнологов не интересовала эта тема, так как они традиционно больше занимались проблемами меньшинств и архаичных культур. Политики и социологи, со своей стороны, считали, что изучение настроений и политических ориентаций этнического большинства — это то же самое, что изучение проблем российского общества в целом. Однако в постсоветский период «русский вопрос» все чаще становится темой для обсуждения — сначала только политиками и журналистами, а в последнее время и учеными.

Список литературы

  1. Брук С.И. Мировое население. Этнодемографический справочник. М., 1984. С. 145.
  2. Налчаджян А. А. Этнопсихология. — Второе издание. — Санкт-Петербург, 2004. С. 91-93.
  3. Народы России: от прошлого к настоящему / Алексеева, Т.И., Бацевич, В.А., Година, Е.З. и др. — М., 1991.
  4. Важнейшие результаты Всероссийской переписи населения 2002 г. Москва, Госкомстат, 2002.
  5. Тишков В.А. Культурная мозаика и этническая политика в России. (Доклад на III. Международная конференция «Россия: тенденции и перспективы развития», Москва, 16-17 декабря 2004 г.).

Образовательный сайт для студентов и школьников

Запрещается копирование материалов без указания активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Людмила Анатольевна Фирмаль — официальный сайт преподавателя кафедры математики Дальневосточного государственного физико-технического института

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий