Космогонические мифы. Что такое космогонический сюжет.

Столкновения частиц, образовавших газовое облако, привели к образованию многочисленных вихрей. Когда множество таких вихрей сходились вместе, частицы слипались и становились больше.

Космогонические мифы

Космогонические мифы. Литература 6 класс.

Мифы содержат мифы или аллегории для объяснения проблем, которые люди объективно не понимают. На протяжении большей части истории люди наблюдали явления, которые не могли объяснить, и поэтому прибегали к историям с участием богов, полубогов, героев, чудовищ или вымышленных персонажей.

Именно притягательность такого рода персонажей и страстность историй сумели найти повторение мифа из поколения в поколение, что является главной предпосылкой его сущности.

Различные культуры истории предлагают очень впечатляющую мифологию, которую необходимо знать. Однако интересно отметить, что многие из этих мифических повествований посвящены одним и тем же темам, что говорит о том, что, как бы ни отличались культуры, определенные идеи влияли на них одинаково.

Одним из них является сотворение мира, которое привело к появлению множества историй, иллюстрирующих, что люди всегда задавались вопросом, что они делают в этом мире, зачем они пришли и почему они были созданы. Мифы, которые пытаются объяснить происхождение планеты, называются космогоническими мифами.

Космогонические мифы являются наиболее распространенными и выполняли схожую функцию у разных народов: они давали объединяющее видение мира, которое обеспечивало психологическое спокойствие участников коллективной веры (поскольку объясняли присутствие в мире с точки зрения, которая давала объяснение и не предполагала очень короткой жизни на земле), и в то же время разъясняли определенные ценности, которые были гарантией здоровой жизни в общине.

Характеристики космогонических мифов

Структура космогонического мифа обычно начинается с идеи беспорядка или изначального хаоса, ситуации, в которой мир не был сформирован: Узел истории — это именно группировка неупорядоченных элементов для эффективного построения мира.

Создателем мира, каким мы его знаем, всегда является Бог или таинственная и чуждая нам сила: явления происходят, и все, что происходит первым, — это явления естественного мидиана, необходимого для жизни. В самых захватывающих мифологиях фигурируют абстрактные понятия, наделенные собственным божеством.

Чтобы охарактеризовать эти мифы, важно также подумать об их отношении к людям и богам: иногда это отношения подчинения, а в других случаях — своего рода договор, который люди должны соблюдать.

Ни в коем случае мифология не предоставляет людям полную свободу действий. В конце концов, именно мифы пытались организовать жизнь людей в сообществе.

настоящее время

В космогонических мифах они предлагают интерпретацию происхождения жизни на Земле, которая в одних случаях является отдаленной, а в других — похожей. Для всех культур, которые пытались найти объяснения наиболее актуальным проблемам жизни на Земле, происхождение планеты, безусловно, важно.

Теория большого взрыва по-прежнему доминирует среди научных объяснений, а космологические мифы, похоже, остались позади, как открытки эпохи и поведения, от которых люди отказались.

Планетная космогония.

планетная космогония

В ответе на вопрос о состоянии вещества, из которого состоят планеты, важную роль играют законы движения планет — их обращение вокруг Солнца в одном направлении по почти круговым орбитам, лежащим почти в одной плоскости, — и разделение планет на две группы, различающиеся по массе и составу — группу земных планет вблизи Солнца и группу планет-гигантов вдали от Солнца. При расчете происхождения экзопланетного вещества вблизи Солнца важную роль играет проблема количественного распределения импульса (ММД) между Солнцем и планетами: почему только 2% от общего ММД всей Солнечной системы содержится в осевом движении Солнца, а 98% приходится на орбитальное движение планет, общая масса которых в 750 раз меньше массы Солнца?

В 1940-х годах 20-го века, после краха гипотезы Джинса, К. вернулся к классическим идеям Канта и Лапласа об образовании планет из рассеянной материи. Сегодня (70-е годы 20 века) принято считать, что большинство планет возникло из твердых тел, а Юпитер и Сатурн — из газа.

Исходя из преобладающих взглядов на образование Солнца из сжимающейся и вращающейся туманности, большинство астрономов предполагают, что протопланетное облако определенной массы отделилось от этой туманности под действием центробежной силы в конечной фазе ее сжатия Ф. Хойл (Великобритания), А. Камерон (США), Э. Шацман (Франция). Однако, в отличие от Лапласа, считавшего это разделение чисто механическим, теперь учитываются эффекты, связанные с магнитным полем Солнца и излучением частиц; именно это позволило объяснить распределение MCD между Солнцем и планетами в рамках гипотез совместного формирования Солнца и протопланетного облака. В дополнение к этим гипотезам была выдвинута гипотеза о том, что материя захватывается уже сформировавшимся Солнцем.

Если протопланетное облако изначально было горячим и состояло только из газа, то во время его охлаждения образовались твердые частицы пыли. Сначала конденсировались менее летучие вещества, включая силикаты и железо, а затем все более летучие. Внутренняя зона протопланетного облака нагревалась Солнцем, и там могли образовываться только нелетучие, в основном каменистые частицы пыли, в то время как летучие вещества также конденсировались в холодной внешней зоне. Хотя наличие пыли делало облако непрозрачным, что способствовало очень низкой температуре во внешней зоне, более летучие вещества, водород и гелий, также не могли там конденсироваться.

Однако если протопланетное облако изначально было холодным, а частицы пыли состояли в основном из летучих веществ, они могли остаться во внешней холодной зоне облака, в то время как во внутренней зоне летучие вещества испарились, оставив лишь небольшие каменистые остатки.

В космической (солнечной) материи летучих веществ гораздо больше, чем нелетучих. Следовательно, должна была существовать большая разница не только в составе, но и в общем количестве пылевой материи во внутренней и внешней зонах. Позже эти зональные различия привели к различиям в составе и массах земных планет и планет-гигантов.

Процесс конденсации (или испарения) пылевых частиц в поясе астероидов должен быть продемонстрирован путем тщательного анализа метеоритов, которые являются фрагментами астероидов и которые в некоторых случаях могут служить образцами допланетной материи, слегка измененной последующими процессами. Некоторые исследователи видят в результатах такого анализа указание на то, что конденсация пылевых частиц и их накопление в крупных телах происходили параллельно. Однако это невозможно согласовать с теоретическими результатами, которые предполагают, что продолжительность накопления должна была быть в сотни или тысячи раз больше, чем продолжительность охлаждения и конденсации.

Звёздная космогония

звездная космогония

Проблемы образования и эволюции звезд, а также звездных систем изучаются в разделе C., называемом звездной C.. В процессе эволюции звезда проходит через различные стадии, определяемые изменениями условий механического и теплового равновесия в ее недрах. В результате ядерных реакций, превращающих водород в гелий (который служит источником энергии для звезд главной последовательности на диаграмме Герцшпрунга-Ресселла и некоторых гигантских звезд), химический состав звездного ядра постепенно меняется, при этом средний молекулярный вес газа увеличивается, а ядро становится плотнее и горячее. Исследования показывают, что это сопровождается увеличением яркости и радиуса звезды. На диаграмме Герцшпрунга-Ресселла над ней возвышается звезда, которая в начале эволюции находилась в главной последовательности. Поскольку водород продолжает гореть, звезды малой массы формируют ядро с плотностью в сотни тысяч раз больше плотности воды и температурой более 10 7 К. Газ с такой плотностью является вырожденным. Газ с такой плотностью является вырожденным. В ядре звезды больше нет водорода, поэтому ядерные реакции происходят только в оболочке ядра, где температура достаточно высока и присутствует водород. Звезда раздуется так, что ее радиус в десять раз превысит радиус главной последовательности, ее яркость также значительно увеличится, и она станет гигантом. Точка, соответствующая звезде на диаграмме Герцшпрунга-Ресселла, перемещается вверх и вправо из-за эволюции звезды. Постепенно оболочка становится прозрачной, и сквозь нее становится видно горячее ядро. Ультрафиолетовое излучение от ядра заставит газ в оболочке светиться, и из гигантской звезды сформируется планетарная туманность. Когда ядро остынет, звезда превратится в белого карлика, который не имеет источника энергии и будет медленно остывать в течение миллиардов лет.

Для звезд, которые изначально имели несколько большую массу, эволюция происходит по-другому. Температура ядра этих звезд повышается до 120-140 миллионов градусов, и начинается реакция превращения гелия в углерод; при еще более высоких температурах синтезируются и более тяжелые ядра. Вследствие сильного выделения энергии ядро звезды расширяется. Соответствующая точка на диаграмме Герцшпрунга-Ресселла движется сложным образом между гигантской ветвью и левой частью главной последовательности. Потеряв около половины своей массы, звезда также превращается в белого карлика.

Еще более массивные звезды (до 2 масс Солнца) переходят с главной последовательности в область красных сверхгигантов. Их ядра образуют все более и более тяжелые элементы, вплоть до более плотного ядра атома железа. По мере дальнейшего роста температуры ядра железа превращаются в ядра других элементов, но энергия уже не выделяется, а поглощается, и ядро звезды не нагревается в результате сжатия. Давление вырожденного газа не может компенсировать вес ядра, когда его масса превышает 1,4 солнечных масс, и ядро будет продолжать сжиматься, пока его плотность массы не станет такого же порядка, как у атомных ядер. В этот момент электроны под действием огромного давления сливаются с ядрами и образуют нейтроны. Такие нейтронные звезды, радиус которых составляет около 10 километров, являются пульсарами. Часть гравитационной энергии, высвобождаемой при сжатии, передается оболочке, которая выбрасывается со скоростью несколько тысяч километров в секунду; взрывается сверхновая II типа. Сверхновые I типа возникают в конце эволюции звезд меньшей массы.

Космогонические мифы (греч. cosmogony, от κόσμος «мир», «вселенная» + γονή «рождение») — мифы о сотворении мира, мифы о происхождении мира из хаоса, первоначальный основной сюжет большинства мифологий. Разнообразные мифы о происхождении. Соответствующие мифы о происхождении (первых) людей называются антропогенными мифами.

Космогонические мифы и космологические легенды занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения, поскольку они описывают условия, в которых происходит человеческое существование, и то, как была создана Вселенная.

Общая характеристика

Ян Брейгель Младший. «Бог, создающий Землю, Луну и звёзды»

Они начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во Вселенной и взаимодействия первозданных элементов. Одним из воплощений хаоса, или самим хаосом, часто является вселенский океан, первозданная вода. Во многих древнейших космогонических мифах океан и хаос тождественны и неразделимы. Основные мотивы космогонических мифов — структурирование космического пространства и времени, разделение земли и неба, слившихся в супружеских объятиях божеств, и создание космической оси — мирового дерева, световых тел (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных; творение обычно заканчивается созданием человека (антропогенные мифы) и социальных норм культурными героями. Творение происходит через волю (речь) полубога или через рождение божеств и элементов вселенной богиней-матерью, первой божественной парой (небо и земля), андрогинным богом и т.д. В дуалистических космогониях полубог создает все добро, а его двойник — все зло. Часто творение происходит из тела первого существа (например, Гимира) или первого человека.

Возникновение, сотворение мира происходит в мифическое время, особый, изначальный, священный период, который предшествует эмпирическому (историческому) «профанному» времени, и в особом месте — в середине мира. В мифопоэтическом сознании пространство и время не являются однородными. Точка в пространстве и времени, где произошел акт творения — центр мира и «в начале» — время творения (мифическое время) — имеет наивысшую ценность (наивысшую святость). Космогонические представления связаны с этими координатами, которые определяют схему развития всего существующего в пространстве и времени и организуют весь пространственно-временной континуум. С ними связаны и ритуалы (особенно календарные, и прежде всего самый важный — годовой ритуал, знаменующий переход от старого года к новому). В своей структуре ритуальный ежегодный фестиваль воспроизводит состояние кризиса, в котором вселенная выходит из хаоса.

Завершение творения часто связывают с уходом Творца от дел Вселенной и созданного им человечества и переходом от мифологического времени (времени первозданного творения) к историческому времени. Описание разрушения мира в эсхатологических мифах обычно идет в обратном порядке по отношению к описанию космогонии.

Академик Н. И. Кареев отмечал сильное влияние космогонического мифа на первоначальное решение «вопроса всех вопросов» о происхождении всего сущего: «пока развитие философии и науки не начало давать народам новую основу для решения этого вопроса».

Мифы Древней Греции

Мифы — это древние легенды и сказания, отражающие представления людей об устройстве мира и всех процессах в природе. В пятом классе углубленно изучается история Древней Греции, поэтому стоит вспомнить мифы древних греков как отражение их культуры.

Материал подготовлен совместно с преподавателем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Космогонические Мифы Древней Греции

Обращаясь вкратце к мифологическим сюжетам, следует отметить, что большинство из них повествует о пантеоне богов, жизни титанов и великанов, подвигах мифических и исторических героев. В Древней Греции различают два типа мифов и легенд: героические и космогонические.

Космогония начинается с идеи о том, что в начале был хаос. Из хаоса возникли два бога — Небо (небо) и Гея (земля).

Они создали существующий мир. Дети Неба и Геи были неправильной формы и дикими, поэтому отец бросил их в пучину подземных тартаров. Гея услышала крики Титанов, своих детей, и убедила самого младшего из них, Кроноса, напасть на Уран.

Кронусу удалось свергнуть своего отца и захватить власть в мире. Он женился на Рее, но, опасаясь, что его дети также отберут у него власть, съел всех детей.

Только одному из детей удалось спасти Рею от участи остальных — Зевсу. Она скрылась на земле, где выросла и возмужала.

Статуя Зевса

Зевс заставил Сатурна выпить едкое зелье, после чего его вырвало его детьми — Гера, Деметра, Гестия, Аид и Нептун. Сатурн вступил в бой с детьми, и другие Титаны перешли на его сторону. Зевс освободил из Тартара циклопов, которые решили исход десятилетней битвы. Свергнув своего отца, Зевс стал верховным богом над остальными, и все они поселились на горе Олимп. Но Зевс недолго предавался размышлениям. Гиганты, сыновья Геи, восстали против них. Ни молнии Юпитера, ни оружие других богов не могли победить гигантов, которые бросали в богов огромные камни. Камни врезались в море и образовали острова. Вскоре Зевс узнал, что его может победить смертный, и тогда Афина привела Геракла. Благодаря ему была одержана победа, и мир на Олимпе был восстановлен.

Победа была одержана, и мир был восстановлен, и мир был восстановлен на земле Олимпа.

Согласно греческой мифологии, у Зевса были очень долгие и мучительные головные боли. Чтобы облегчить его постоянные страдания, Зевс попросил Гефеста раскроить ему голову кувалдой. Когда работа была закончена, из головы вышла богиня мудрости Афина. Вот так она и родилась.

Боги стали править на горе Олимп и следить за людьми. Например, существует известный миф, согласно которому Афина и Посейдон решили сразиться, чтобы защитить самый важный город Греции. Бог моря ударил трезубцем в землю, и хлынула вода, которая порадовала людей, но оказалась соленой. Тогда Афина ударила ногой по земле, и там выросло оливковое дерево. Жители города выбрали Афину своей покровительницей и дали городу имя Афины.

Рождение Афины

Мифы о героях

В то время, когда Зевс правил на Олимпе, люди уже появились на земле. Согласно одним мифам, человеческая раса появилась прямо из чрева земли; согласно другим, люди были созданы из лесов и гор. Существовала также версия, что люди произошли от богов.

Существовала также легенда о четырех возрастах человечества. Согласно этой легенде, люди появились во время правления Сатурна, и это был их золотой век. Они не старели и проводили свою жизнь без проблем и забот. Но Сатурн пал, и люди вступили в Серебряный век. В это время люди развивались медленно. Их детство длилось 100 лет, а взрослая жизнь была очень короткой. Поскольку они были злыми и не приносили жертвы богам, Зевс убил их. Грубая и воинственная человеческая раса жила до бронзового века. Люди обладали силой гигантов и каменным сердцем. В эти годы на земле происходила Троянская война, жили Тесей и Персей, были совершены 12 трудов Геракла. Только люди бронзового века были способны на бесчеловечные поступки. Затем наступил железный век, который продолжается и по сей день. Нет больше таких великих героев, как Гектор и Ахилл.

Во всех мифах, где фигурируют люди, боги сопровождают их или ставят на их пути всевозможные препятствия, чтобы они были неразлучны.

Геракл и гидра

Антропогонические

Это мифы о сотворении человека, о мифических предках человека, о первой человеческой паре и т.д. Космогонические и антропогенные мифы часто переплетаются. Часто одни и те же боги ответственны и за сотворение мира, и за сотворение человека. Другой вариант отношений — антропоморфизация мира, при которой вселенная возникает из тела первого человека.

Некоторые исследователи относят его к космологической группе, другие выделяют как самостоятельный тип. Это мифы о происхождении человека. Пример из греческой мифологии можно привести следующий:

Титан Прометей создал людей из земли и попросил богиню Афину дать им жизнь.

Антропогенные мифы являются неотъемлемой частью космогонических мифов. Во многих мифах говорится, что люди были созданы из различных материалов: Орехи, дерево, пепел и глина. Обычно творец сначала создает мужчину, а затем женщину. Первый человек обычно наделяется даром бессмертия, но теряет его и становится началом смертного человечества. Это библейский Адам, вкусивший от плода дерева познания добра и зла. Первый человек обычно наделяется даром бессмертия, но теряет его и становится началом смертного человечества.

Особым видом антропологических мифов являются сказки. Они говорят не о сотворении человека, а о том, как люди, существующие уже давно, могут войти в земной мир. Например, в мифах североамериканских индейцев акома двум женщинам приснились люди, живущие в подземном мире. Они вырыли яму и освободили людей. Подобные мифы, согласно которым люди появились на земле из камня, земли, ямы, иногда даже из кургана термитов, широко распространены среди африканских народов.

Идея о том, что человек имеет не только физическую оболочку, но и душу, способствовала двойственному характеру антропогенных мифов.

Например, в мифе западноафриканского племени йоруба говорится, что Бог создал человека из двух половин — земной и небесной. Прежде чем спуститься на землю, земной человек должен заключить договор со своим небесным коллегой. Мифы обычно делятся на две части: о земном человеке и его небесном двойнике и о земном человеке.

Космологические

Эти мифы обычно делятся на три части

Мифы о происхождении солнца, луны (месяца) и звезд, известные как мифы о солнце, луне и звездах соответственно, восходят к глубокой древности. Это истории о звездах, планетах, луне и солнце. Много подобных примеров можно найти в восточной мифологии или в традициях древних индейцев. В греческой мифологии есть упоминание о солнце, боге солнца, который пересекает небо на своей колеснице и заставляет день рассветать.

Астральные

Характерной особенностью астральных мифов является присутствие множества космических фигур, воплощающих близлежащие созвездия. Развитие этих астральных мифов привело к созданию системы соответствий между 12 созвездиями и таким же количеством животных. На этой основе возникла закономерная картина движения небесных тел, которые описывались мифологическими символами — животными. Определенные мотивы астральных мифов были широко распространены по всей Евразии. К ним относятся славянские и восточноазиатские версии мотива созвездия или созвездия в виде собаки, которые очень хорошо известны в славянской и восточноазиатской культурах. Он пытается разорвать цепь, что может иметь опасные последствия для всей Вселенной. Не менее распространено изображение Большой Медведицы в виде колесницы или кареты.

Во многих архаических мифологиях звезды или созвездия представлены как объекты, принадлежащие высшему миру.

В кельтской мифологии, например, звезды представляются корнями деревьев, растущих в небо. Там также были изображения людей, которые когда-то жили на земле. Затем, по какой-то причине, они переместились на небо и стали звездами или созвездиями.

Некоторые созвездия рассматривались как следы перемещений мифологических героев.

Например, селькупский миф рассказывает о небесном ибисе, который появился на свет, когда подул холодный восточный ветер. Он был плохо одет, поэтому замерз насмерть и оставил следы на небе, из которых образовался Млечный Путь.

Относительное расположение созвездий на небе часто рассматривалось в мифах как результат борьбы двух или более мифологических фигур друг с другом. Или же она отождествляется с представлением мифологического сюжета.

Лунарные

Лунные мифы, распространенные почти у всех народов мира, обычно связаны с мифами о солнце. Наиболее архаичной формой лунных мифов являются мифы, в которых солнце и луна (или луна) появляются вместе и связаны в образах героев. Другими словами, они противоположны друг другу. Один из них может быть подчинен другому и таким образом вынужден выполнять его приказы.

Чаще всего солнце предстает как негативная мифологическая фигура. Это объясняется меньшей ролью божества луны по сравнению с божеством солнца в развитых мифологиях. В египетских мифах, например, солнце и луна являются соперниками в мифе о бушменах. Луна удаляется от Солнца и режет его своими лучами, как ножом. Наконец, от луны остается только жало, и она умоляет о пощаде. Солнце перестает его преследовать. Затем луна отходит в сторону и снова начинает расти. Затем погоня повторяется.

Солярные

Раннее развитие солнечных мифов ярко иллюстрируется мифами бушменов, которые видели солнце в виде человека со светящимися подмышками. Когда он поднимал руки, земля становилась светлой, а когда опускал их, наступала ночь.

Этиологические или календарные мифы

В них древние пытались объяснить цикличность дня и ночи и смену времен года. Часто в таких текстах божество умирает и воскресает, символизируя возрождение самой природы и победу добра над злом.

Такие мифы также объясняют причины природных явлений — молний и бурь, землетрясений и ураганов. Но особенность каузальных мифов в том, что они не раскрывают причину, не объясняют, откуда взялись горы, море, светила, а говорят, что были боги и герои, которые создали все вокруг. Календарные легенды также рассказывают об астрономических наблюдениях, астрологии, праздновании Нового года, праздниках урожая и других календарных событиях.

Наш славянский мастиф ассоциируется со сменой времен года.

Мифы о космических циклах также являются разновидностью календарных мифов. Это мифы о том, что мир проходит через циклы роста, после чего разрушается, а затем воссоздается. В мифологии ацтеков, например, история мира разделена на сезоны разных солнц. Эра первого солнца закончилась с уничтожением поколения гигантов ягуарами. Эра второго солнца закончилась ураганами и вымиранием людей. Эра третьего солнца закончилась глобальным пожаром. Четвертый солнечный век закончился потопом. Согласно их верованиям, необходимо приносить человеческие жертвы богам, чтобы не наступил конец света.

Другим примером таких мифов являются концепции калпы и юги в индуизме. В индуизме время конца света ассоциируется с Кали-югой и богиней Кали, воплощением разрушения и уничтожения.

Одним из видов мифов для светских кругов являются мифы о Золотом веке, счастливом состоянии человека, который когда-то жил в гармонии с природой. Такие мифы есть у многих народов. Одна из них — библейская история об Эдемском саде, которая восходит к древней семитской мифологии. Другой пример — миф о Сатья-юге в индуизме.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий