История России до 1917 года. Абазины численность и место проживания.

(самопровозглашенная Абаза), народы Российской Федерации (33 000 человек), Карачаево-Черкесии (27 500 человек) и восточной части Антигуа. Они также живут в Турции, Сирии, Ливане и Иордании. Язык — абашинский, относящийся к абхазо-адыгской группе северокавказской языковой семьи. Верующие — мусульмане-сунниты.

Абазины

Предками абазинцев является племя абазг, которое завоевало причерноморские районы в ранний современный период вместе с племенами зих и алан. По одной из версий, «абазины» переводится как «водный народ», но убедительных доказательств этому нет.

Существуют и другие версии:

  • абадзе;
  • абадзуа;
  • джигеты;
  • садзами;
  • джиками;
  • обаза.

Иногда абазин причисляют к абхазам, адыгурам и черкесам, но это неверно.

Численность и место проживания абазинов

Родиной первого абазинского поселения является нынешняя Абхазия. Однако из-за нехватки земли для сельскохозяйственных нужд абазины были вынуждены мигрировать и в итоге осели в черкесских районах.

По данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается не менее 43000 абазин. Большинство представителей этой этнической группы проживают в Карачаево-Черкесии, где насчитывается 13 абазинских аулов. Однако из 37000 абазин в Карачаево-Черкесии более 10000 живут в Черкесске.

В Ставрополе насчитывается более 3500 абазин, в Москве — более 300, в Нальчике — более 250.

Массовые миграционные потоки Абазы были спровоцированы Кавказской войной. В то время многие абазины мигрировали в Иорданию, Ливию, Турцию, Израиль, Сирию и Египет. В результате сегодня более 24 000 человек по всему миру называют себя абазинами и передают свои древние обычаи через века и границы.

Абазины — история народа

Абаза — потомки протоабхазских племен, которые первоначально населяли современную Абхазию, Грузию и районы от Туапсе до Сухуми. После распада государства Ашуа начали создавать свои собственные княжества.

Первое упоминание о племени абадзе относится ко II веку нашей эры, когда была основана Абазгия. В VII веке была основана Абазгия, более известная как Абхазское царство, которое состояло из абазин и абхазов. В определенные периоды его существования абазин было больше, чем абхазов.

Как уже упоминалось выше, из-за нехватки земли абазины начали мигрировать оттуда на северные склоны Кавказских гор — в районы, более благоприятные для земледелия.

В XVI веке абазины начали налаживать отношения с Россией. Согласно русским летописям, среди черкесских вельмож, прибывших в Москву в 1552 году для переговоров о союзе с Иваном Грозным против крымского хана, был князь Абаза Иван Езбозлуков.

Тем не менее, абазины долгое время находились под властью Турции, хотя, согласно современным сообщениям, они никому не подчинялись и признавали грубую силу только тогда, когда терпели лишения от набегов воинственных соседей.

Численность

33 тыс. человек, из них 27,5 тыс. в Карачаево-Черкесии. Они также проживают в Турции, Сирии, Иордании и Ливане (около 10 тысяч человек). Общая численность составляет около 44 тысяч человек.

АБАЗИНЫ

Более пяти тысяч лет назад история абазинского народа началась вместе с историей абхазского и этшанского народов и развивалась параллельно. До второй половины XIX века этноним «абаза» вместе с этнонимом «черкес» служил собирательным названием как для предков абазин по обе стороны Кавказских гор, так и для адыгских субэтносов Черноморского побережья, включая коренных жителей этого региона, переселившихся на Кубань. Только на рубеже веков это название утвердилось как самоназвание абазино-язычных обществ Северного Кавказа.

Апостол Андрей

В первом веке нашей эры — согласно церковному преданию — апостол Андрей проповедовал христианское учение горным народам в 40-м году нашей эры: аланам, абшгизам и зихам.

Абазгия и Абазгское царство

Во II веке нашей эры история определила государство (княжество) — Абазгию. В VIII. В веке нашей эры было создано государство — Абазгская империя, более известная как «Абхазское царство». В некоторые исторические периоды количество абазгов, проживающих в Абхазии, превышало количество их абхазских родственников. Из-за нехватки сельскохозяйственных земель абазины мирно мигрировали в регион Черкесии, территорию своих антигуанских родственников, тремя волнами в разные исторические периоды.

К. Сталь упоминает легенду, согласно которой переселение абазин происходило через горные перевалы между истоками рек Белая и Теберда. Этимологически название этих проходов основано на абхазо-абазинском языке. А. Федоров пишет: «И сегодня через топоним Карачай сохранились реликты абхазского и абазинского топонима проживавших там абазин». Например: Муса Ачитара (Муса йчвтара//Муса йцтара) «загон для лошадей Мусы»; Теберда (Тыпара//Атыпара) «место переселения»; Маруха (Марахва) «солнечный».

16 век

Согласно русской летописи (автор неизвестен), первая черкесская легация, включая абазинского князя Ивана Езбозлукова, прибыла в Москву в 1552 году для переговоров о военном и политическом союзе с Иваном Грозным против крымского хана.

18 век

1762 — Французский консул в Константинополе Пейсонель Клод-Шарль написал -.

Абаза относится к народам, населяющим пространство между Черкесией и Грузией. Как и черкесы, они разделены на несколько племен, управляемых своими беями. Между племенами идут постоянные войны. Религия абазин представляет собой смесь христианства и пантеизма, хотя народ исповедует себя набожными христианами. Пфорте назначает бея в этой стране, бея Абазы, но он имеет только титул вождя, но не имеет никаких полномочий. Резиденция бея находится в Сукуме. Верховное командование в этом регионе принадлежит паше Черноморского побережья, но жители Абазы не подчиняются ни ему, ни турецкому бею, и только сила может побудить их подчиняться и быть послушными. Серасир Кубани иногда нападает на них и забирает у них мелких животных, лошадей и рабов. В стране есть два крупных порта — Сухум и Кодош.

19 век

В XIX веке абазины разделили с антиганцами и абхазами все тяготы, лишения и невзгоды русско-кавказской войны со всеми ее трагическими последствиями.

Язык

Абазинский язык относится к абхазо-одгейской группе северокавказской языковой семьи и имеет два диалекта: Тапант (который составляет основу литературного языка) и ашхаран. Широко распространены кабардино-киркасский и русский языки. Письменный язык — русский.

Верующие — мусульмане-сунниты. Абазины родом с Кавказа. Их предки были северными соседями абхазов и, по-видимому, были заселены ими уже в I в. В XIV-XVII вв. абазы, жившие на Черноморском побережье между реками Туапсе и Бзыбь, переселились на Северный Кавказ, где обосновались рядом с племенами адиге. Позже большая часть абазин была ассимилирована адыгами, а другие испытали сильное влияние их культуры.

Занятия

До середины XIX века традиционные занятия, образ жизни и народное творчество абхазов почти не отличались от занятий этшлендеров, а некоторые черты их традиционной культуры сближали их с абхазами (развитое садоводство и пчеловодство, особенности фольклора и декоративного искусства и т.д.). В 1860-х годах российское правительство переселило абхазов в низменные районы.

До переселения основным видом экономической деятельности было животноводство на отдаленных пастбищах (в основном мелкий рогатый скот, а также крупный рогатый скот, лошади; коневодство было уважаемой профессией); со второй половины 19 века преобладало сельское хозяйство (просо, ячмень, кукуруза; садоводство, овощеводство). Бытовые и ремесленные профессии: Обработка шерсти (изготовление сукна, войлока — простого и узорчатого, шерстяных шапок, гамашей, поясов, кушаков, маков и т.д.), кожи и кожгалантереи, столярное дело, кузнечное дело.

Традиционная социальная организация включает в себя сельские общины, расширенные и нуклеарные семьи и клиентелизм.

Для него характерны обычаи и ритуалы, связанные с годовым циклом. Нартский эпос и различные виды повествований и песен сохранились в фольклоре, особенно в области еды, семейных и других церемоний, этикета и народного творчества. Ассимиляция абазин продолжается, включая частые браки с черкесами; в то же время развивается движение за культурное возрождение и этническую автономию.

Вероисповедание

Традиционные верования и литература народа свидетельствуют о том, что абазины очень долгое время были язычниками. Все это изменилось с наступлением новой эры. Легенда гласит, что в 40 веке нашей эры абазинцы, аланы и зигхи услышали проповедь апостола Андрея Первозванного, который посетил этот регион и принес свет нового учения.

Христианство существовало на этих землях довольно долго, уступив место исламу только в XV-XVIII веках. Надо сказать, что христианство не было очень сильным среди абхазов. Одним из факторов, приведших к распространению ислама, стало падение Византии и расширение Османской империи.

Абазинский язык

Существует связь с абхазским языком, который также относится к абхазо-адыгской языковой группе. Сегодня абазинский народ находится под влиянием русского и адыгского языков и быстро забывает свой родной язык, а лингвисты называют абазинский язык исчезающим языком. Утверждается, что без Октябрьской революции это бы уже произошло.

По иронии судьбы, благодаря революции 1932 года народ обрел алфавит и развил собственную литературу, театр и журналистику. Сегодня даже пожилым людям легче выражать свои мысли на русском языке, а молодежь, мигрирующая из деревень в города, быстро русифицируется.

Говорят, что абазинский язык — один из самых сложных языков в мире. Неудивительно: в нем 72 буквы, из которых только две — гласные.

Традиции и обычаи абазин

На протяжении веков абазинцы занимались скотоводством, содержа в основном мелких животных. Среди богатых племен было принято держать породистых лошадей. Жители равнин охотно разводили сады, а пчеловодство было популярным занятием. Многие деревни еще в прошлом веке славились своими бурками, войлочными тканями и изделиями из кожи.

Абазинская культура богата сказками, песнями и историями. Главные герои — люди с простыми профессиями — пастухи, вышивальщицы и охотники. Истории всегда заканчиваются победой добра над злом. Большинство песен и обычаев вращаются вокруг годового цикла обработки земли. Национальный костюм абазин похож на костюм черкесов. Использовались серебряные украшения, широкие пояса и нагрудники. Абазинские женщины любили шарфы в различных техниках.

Абазинский женский национальный костюм

Кухня абазин очень похожа на кухню соседних народов. Очень популярны свежеиспеченный хлеб и баста — кукурузная каша, а также различные сырные и кисломолочные блюда. Саслик очень известен и особенно вкусен.

Традиции и обычаи

Основными занятиями являются животноводство, включая удаленные пастбища, и сельское хозяйство. Первой частью пахоты была вспашка земли возле дома, где было легче переносить сельскохозяйственные орудия. Зимой начиналась вспашка, участки очищались от камней, деревья убирались. Земля в горах была непригодна для земледелия; садоводство также было важным занятием для абазинцев. Когда леса были вырублены для сельского хозяйства, дикие фруктовые деревья и кустарники остались нетронутыми. В основном это были дикие яблоки, груши, кукуруза, черника и лесной орех. Дома и хозяйственные постройки всегда были засажены фруктовыми деревьями. Пчеловодство, одна из древнейших профессий абазин, играло важную роль. Они использовали мед для приготовления сладкого напитка, который обладал «пьянящими, одурманивающими и ядовитыми свойствами».

Профессиями были кузнечное дело, обработка шерсти и кожи. У абазин традиционно были развиты домашние занятия, с внутрисемейным разделением труда. Например, шерсть и кожа были женской работой, а дерево, металл и камень — мужской. Из шерсти изготавливали бурки, тонкие и толстые ткани для повседневного использования, войлочные гамаши, шляпы, пояса, обувь, войлочные ковры и одеяла, а также различные вязаные изделия. Были развиты меховые и кожевенные ремесла. Из меха делали шубы и шапки, а из кожи — обувь, седла, седельные сумки, мешки и конскую сбрую. Овчина была самым важным товаром в торговле пушниной. Кузнецы пользовались высокой репутацией. Они делали серпы, косы, вилы, железные лопаты, мотыги, подковы, детали для металлических жгутов, цепи, ножи, ножницы и т.д. Многие кузнецы были также оружейниками. Они украшали свое оружие — винтовки и кинжалы с ножами — серебряными, золотыми и гравированными монетами. Эти оружейники, в свою очередь, становились ювелирами. Изготовление абазинского оружия имело глубоко укоренившуюся традицию, уходящую корнями в далекое прошлое. Мастера изготавливали стрелы (хрихиты). Помимо изготовления оружия, абазинские оружейники также делали пули всех калибров. Ювелиры были одним из самых древних абазинских искусств. Искусные мастера терпеливо изготавливали различные изделия: пояса для женщин и мужчин, нагрудные украшения, кольца, серьги и височные подвески. Все женские украшения были красивой формы и богато украшены.

Традиционная социальная организация включала крестьянские общины, расширенные и нуклеарные семьи и патронаж. Аулы были разделены на патрональные округа, плотно расположенные на равнинах и приютившиеся в горах. Самые ранние жилища были круглыми и сделаны из фахверка и теса, также были распространены прямоугольные дома с одной и несколькими камерами из фахверка и теса, в конце XIX века начали использовать кирпич, появились кирпичные и деревянные срубы с железными или черепичными крышами. Традиционный дом состоял из одного или нескольких жилых домов, включая гостевой дом (кунатса), и комплекса хозяйственных построек на некотором расстоянии.

За свою многовековую историю абазины, как и многие другие народы Северного Кавказа и всей страны, выработали оригинальное и богатое разнообразие национальных блюд, а также кулинарные и диетические правила. Абазины всегда были земледельцами, скотоводами и птицеводами, что отражается в составе и особенностях народных блюд, в которых главную роль играют баранина, говядина и мясо птицы, а также молочные и овощные продукты. У абазинцев много блюд из домашней птицы. Курица и индейка используются для приготовления национального блюда квтIуждзырдза (буквально: «курица с подливкой»).

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий