Дожинки что это за праздник. Дожинки что это за праздник.

Спасибо вам, сэр, за мягкие пирожные! Ой лели, ой какие лели, за мягкие пирожки! О, спасибо тебе за то, что ты хозяин в доме! Ой лели, ой лели, ой лели, ой лели, ой лели, ой лели!

Дожинки гауляйтера Кубе в Минске

Дожинки — это языческий ритуал посвящения. Он возник еще в дохристианские времена. Наши предки занимались сельским хозяйством и верили, что судьба урожая зависит от благосклонности богов и духов.

После революции 1917 года ритуалы «Дожинок» изменились. В начале 1930-х годов День труда был введен в качестве профессионального праздника в сельском хозяйстве и на производстве. Он отмечался во второе воскресенье октября. Эта дата узаконена до сегодняшнего дня. Однако в ходе борьбы с «религией — опиумом для народа» праздник был лишен своей сакральной сути. Это уже был социалистический ритуал.

Когда во время Второй мировой войны Беларусь была оккупирована нацистами, гауляйтер Вильгельм Кубе организовал большой праздник Дазинок, включавший религиозные элементы. Почему?

Минск был захвачен нацистами 28 июня 1941 года. Вскоре после этого (17 июля) Гитлер лично назначил Вильгельма Кубе генеральным комиссаром генерального округа Белоруссии (Белорутении). Местом расположения района был назначен Минск: Генеральная дирекция «Белорутения» размещалась в бывшем здании судебных заседаний (сегодня это областной дом профсоюзов на площади Свободы).

Фото №2.jpg

Вильгельм Кубе появился в Минске 1 сентября 1941 года и почти сразу начал «заигрывать» с населением — гауляйтеру срочно нужно было завоевать их симпатии, это был один из основных принципов нового руководства. Уже в сентябре в столице открылся театральный сезон со спектаклями белорусских авторов, начали работать школы на белорусском языке, была основана Белорусская народная организация взаимопомощи для помощи сиротам и бездомным семьям, Белорусское научное общество и профсоюз. Только попытка создать автокефальную белорусскую церковь, чтобы отделить население от Московского патриархата, не удалась.

Но вернемся к Дожинкам. Весной 1942 года В. Кубе был занят земельной реформой. Колхозы были распущены, а земля передана крестьянам.

Отдав землю крестьянам, Кубе организует кооперативы как более рациональную форму сельского хозяйства. Затем наступает момент истины — время сбора урожая. Зная, что «Дожинки» — популярный праздник среди крестьян, гауляйтер организует большое мероприятие в Минске. Архивные документы, которые еще не попали в руки исследователей, расскажут нам, как это произошло.

4 октября 1942 года, Минск. Над государственными учреждениями развеваются немецкие и белорусские (бело-красно-белые) флаги. Проект «Дажинок» состоит из четырех частей. Все рассчитано с точностью до минуты.

I часть

9.00 утра. В костелах начинаются православные (архиепископ Филафей-Владимир Нарко) и католические (священник Винсент Годлевски) службы. Все передачи «Радио Беларусь».

У здания Генеральной торговой палаты (сегодняшняя площадь Свободы) многолюдно. Присутствуют представители политических властей Германии, вооруженных сил, полиции, а также сотрудники белорусских учреждений и простые жители Минска.

11.00 утра. Начинаются официальные церемонии.

Звучит вступление с белорусскими темами композитора Николая Щеглова-Куликовича. Его исполнят духовой оркестр милиции и оркестр Государственного театра Беларуси (50 человек) под управлением автора.

Выступил И. Ермаченко, Председатель Национального собрания Беларуси. Он похвалил гауляйтера В. Кубу за заботу о белорусах, рассказал о традициях Дажынок и подчеркнул огромное значение фестиваля. Делегации сельчан из регионов вручают В. Кубе венок «Дожинок». Куба дарит Дожиноку венок и подарки (полотенца, пояса, диваны и т.д.).

Затем гауляйтер произносит свою получасовую речь. Я цитирую его по-белорусски.

«Резня немецкого народа также рассматривается белорусским населением Святой Дажинки как доказательство их принадлежности к А. Новый евромайдан Гитлера. Гитлер…

На протяжении всего века белорусов спасали то поляки, то осетины, и только ради справедливости рейхсминистр Розенберг дал белорусским крестьянам…

Крестьяне Беларуси свободно возделывали свою землю и сейчас живут богатой жизнью, за что мы сегодня благодарим Всевышнего.

Узы верности праведному вождю А. Гитлеру и могущественной Неметчине являются … Полосы верности правлению и преданности праведному вождю А. Гитлеру и могучей Неметчине».

12.30. Вторая часть торжеств завершится исполнением белорусского национального гимна «Мы пойдем на Раду».

Фото №3.jpg

III часть

15.00-17.00 h. Праздник в парке Свислочи. Организаторы подготовили разнообразную программу.

Первая часть начинается с кантаты «Дажинки» (музыка Н. Щеглова, текст поэта Натальи Арсеньевой). Его исполнил сводный хор театра, собора, церквей и гетто БНС в сопровождении трех оркестров: симфонического, духового и духового.

Затем симфонический оркестр (35 человек) сыграет композиции Алексея Тюренкова на белорусские темы.

После этого выступит хор театра под руководством Николая Маслова. Перед началом джинки будут исполнены три песни: «А у нас сегодня была война, а мы создали поле…», «А мы — Сонинка. «; «Как в нашей Нижнице была война, а мы делали поле».

Теперь настала очередь детей играть. Хор исполнил три песни.

С остальными детьми, собравшимися в парке, для развлечения играют в игру «воробьи».

И снова звучит музыка: попурри из белорусских народных песен А. Туренкова в исполнении оркестра под управлением Казика Калиновского.

После 10-минутного перерыва проводятся народные танцы и игры.

Народная пьеса «Ящур» будет исполнена всеми хорами и балетом (200 человек) в сопровождении духового оркестра.

Режиссура: хор — Н. Маслов, балет — Ф. Котин. Арсеньева в переложении Н., музыка А. Тюренкова.

Затем танцы «Крыжачок» и «Мятселица» исполнят балетный ансамбль театра и минские балетные коллективы.

Снова объединенный хор исполняет песни сельчан в сопровождении оркестра под управлением Н. Щеглова.

Затем следует бурный поток национальных танцев: «Трасуха», «Лявониха», «Бульба», «Янка», «Крыжачок» в сопровождении духового оркестра. Танцуют все — и артисты, и посетители парка.

На этом празднование в парке Свислочь закончилось. Однако празднование Дажынок продолжилось в здании Государственного театра Беларуси (ныне имени Янки Купалы).

Дожинки что это за праздник

После вознесения Иисуса Дева Мария осталась наедине с апостолом Иоанном. Она взяла его с собой в Сион. Все это время Пресвятая Мать провела в молитве, прося о скорейшем соединении со Своим Сыном. Бог услышал ее мольбу и послал архангела Гавриила с вестью, что ее сон исполнится через три дня.

Перед окончанием своего земного пути у Марии было только одно желание: попрощаться с учениками Иисуса. Святой Дух помог им перенестись из разных мест и встать у постели Богородицы.

Через три дня после погребения Марии прибыл апостол Фома, задержавшийся по особому распоряжению Бога. Он так горевал, что остальные братья решили открыть вход в пещеру, где находилась гробница, и дать ему попрощаться. Когда они открыли гробницу, то не нашли внутри никакого тела. Только могильные принадлежности все еще находились там, испуская свой аромат. Апостолы радовались этому зрелищу. Это не смерть, а Успение, названное так потому, что тело Богоматери стало нетленным и было вознесено на небо вместе с ее духом.

Традиции и обряды на Обжинки

Самые важные традиции этого праздника — окончание сбора урожая, чествование последней грозди винограда, обряд завивки «бороды» и соление огурцов.

— В этот день жнецы прокатывались по уплотненному полю, прося землю вернуть им силы, которые они потратили на сбор урожая.

— Скручивание «бороды» («козла») было традиционной церемонией. Некоторые колосья оставляли в поле и завязывали ленточкой. Считалось, что это поможет земле восстановиться.

— Последний сверток был одет и отнесен в деревню, где начались празднования со столами, полными еды, танцами и пением.

— 28 августа огурцы были засолены.

Приметы и поговорки на Обжинки

  • Утром нет заморозков – не будет еще две недели.
  • Радуга в эти дни означает долгую теплую осень.
  • Много паутины, значит, зима будет холодная.
  • Успение провожай, осень встречай.
  • На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.
  • Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается.
  • Погода хорошая – вторая половина сентября будет ненастной.
  • Много паутины, значит, зима будет холодная.
  • Начало Молодого бабьего лета или лета молодух.
  • Молодое бабье лето ведряное — жди ненастья на старое.
  • На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить.
  • Спажа — хлеба дежа.
  • Первая пречистая жито засевает, а Вторая помогает.

Никита, Максим, Мария, Степан, Иосиф.

Зажинки: начало сбора урожая

зажинки, праздники урожая у славян

Зажинки, праздник первого урожая, приходится на 5 июля. В это время они собирают дары природы. Там, где пшеница и рожь еще не созрели, началась уборка сена. Дети ходили в лес собирать ягоды и приносили корзины домой.

Старшие женщины начали убирать сено в поле. Самая старшая женщина в семье, Болсуха, отправляется в поле. Женщины приносят дары для Матери-Земли. В Зажинках каждая женщина срезала первый букет и ставила его вместе с другими букетами от всей общины. Таким образом, они создали большую общую кучу, которая принесет богатый урожай.

дожинки, яблочный спас, сбор урожая у славян

Дожинки: окончание жатвы

Праздник в конце сбора урожая называется «Дожинки». Этот праздник приходится на 22 августа, но может отмечаться и позже. Главное — застать начало осени, день Авсеня.

Дожинку также считают праздником лесного духа. Владыка леса еще не уснул, но люди уже начали прощаться с ним. На границе леса и поля кто-то приносит Лешему подарки. Люди благодарят хозяина леса за его помощь и за то, что лесные звери не повредили урожай, и просят его о помощи на следующее лето.

славяне, осенины, сбор урожая, зажинки, спожинки, дожинки

Аусен или Таусен приходится на день осеннего равноденствия. Однако его можно отмечать и в более длительный период — с 19 по 25 сентября. В это время люди встречали осень, принимали гостей в свои дома, делали то же самое с ними и отмечали деревенский праздник.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий