Болонская система образования в России. Что такое болонская система образования в России

Время покажет, пустит ли Болонская система корни в России или наша страна пойдет своим путем. А все вопросы о написании, оформлении и подготовке письменной работы можно решить с помощью Студенческой службы! Свяжитесь с нами — и сделайте это вовремя!

Отмена Болонской системы: к чему готовиться абитуриентам?

11 апреля 2022 года Болонская команда приостановила все российское и белорусское участие в Комитете и рабочих группах Болонского соглашения. В мае 2022 года министр образования и науки Валерий Фарков заявил, что к Болонской системе следует относиться как к устаревшему этапу. Федеральный совет уже разработал законопроект о возвращении к специализации некоторых специальностей. Как учатся в университете сегодняшние новички и как меняется образование в настоящее время?

В 1999 году министры образования 29 европейских стран встретились в итальянском городе Болонья, чтобы подписать заявление о едином европейском поясе высшего образования. Основные положения документа:.

— Программы высшего образования высших учебных заведений стран, подписавших соглашение, должны быть разработаны единообразно до 2010 года. Высшее образование включает в себя два уровня и аспирантуру.

— В соответствии с рыночным спросом предлагаются различные направления обучения.

— Студенты будут свободны в выборе места продолжения учебы — они могут начать в одной стране и перейти в другую.

— Все дипломы стран, участвующих в заявлении, будут признаваться взаимно, как и дипломы стран, к которым они присоединятся позже. Другими словами, диплом университета, участвующего в системе, позволяет приехать и работать в Европе вместо того, чтобы проходить через длительное подтверждение документов и повторное обучение.

В настоящее время 49 стран, не только в Европе, применяют принципы Болонской системы.

Албания, Андорра, Армения, Австрия, Азербайджан, Бельгия, Босния — Герцеговина, Болгария, Кипр, Дания, Грузия, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Казахстан, Люксбург, Мальта Мальта, Мальта, Мальта, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия (пока), Сербия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария Беларусь. Многие другие страны, например, Китай, имеют двухуровневую систему образования и не участвуют в Болонской системе.

Смысл Болонской системы: не четыре или пять лет, а с пересадкой по пути

Московский государственный университет, геологический факультет. Москва, Россия. 11.01.2008. Фото: Кубединов Игорь/Итар-Тасс.

Болонская декларация ввела два уровня высшего образования.

— Степень бакалавра — для тех, кто учился в университете не менее трех лет (для некоторых программ — четыре-пять лет) и получил специальность, востребованную на европейском рынке труда.

— Обучение в аспирантуре длится от одного до двух лет после получения степени бакалавра и представляет собой приобретение двух секунд (дополнительной) специализации или углубление знаний в основной области знаний. Он защищает свою аспирантскую диссертацию, которая считается первой в Европе.

Диплом аспиранта может быть получен в том же университете, где он зарегистрировался для получения степени бакалавра, или он может перейти в другой университет или даже в другую европейскую страну. Такая мобильность и возможность менять специализацию во время обучения является основополагающим принципом Болонской системы.

Кстати, в самой Европе не введены два уровня образования в различных областях, таких как архитектура, право, медицина и инженерия. Каждая страна по-своему решает, как будет устроена ее система образования.

Болонская декларация ввела понятие «образовательный кредит». Речь идет не о деньгах, а о единицах измерения часов обучения (количество курсов), которые вы посетили. Вы не сможете получить степень бакалавра или магистра, пока не наберете необходимое количество «баллов» (количество прослушанных курсов).

Образовательные единицы являются универсальными единицами, и предполагается, что вся система образования должна быть собрана как набор зданий. Поэтому для получения степени студенты могут засчитывать часы, полученные ими не только в университете, но и в других местах (колледж, дополнительное обучение). Также предусматривалось, что уже прослушанные часы могут быть перезачтены для последующего получения высшего образования.

Первоначально учебные единицы составляли 36 академических часов. В некоторых странах единицей считается 25-30 часов. Для получения степени бакалавра требуется 180-240 единиц. Для получения степени магистра требуется еще 60-120 кредитов, в зависимости от области обучения. Однако программы в одной и той же области обучения в разных странах различаются по количеству кредитов.

Зачем одному и тому же учиться дважды: чем бакалавр отличается от магистра

В отличие от степени магистра, степень бакалавра — это практическая степень. Он должен знать рабочие инструкции и обычные ситуации, но его не учат самостоятельно организовывать проекты и проводить исследования (согласно образовательным стандартам, бакалавр должен приобрести только «ключевые навыки» для такой деятельности). Другими словами, бакалавры не смогут справиться с нетипичными ситуациями.

На некоторых специальностях защита эссе принимается в качестве дипломной работы. Однако даже если он защищает творческую работу, она не должна относиться к профессиональной истории или теории. Например, дипломированный социолог может проанализировать результаты проведенного им небольшого социологического исследования.

Диплом аспиранта, с другой стороны, уже отвечает за «проведение фундаментальных исследований», организацию проектов и проведение консультаций.

Другими словами, бакалавр — это рядовой сотрудник, но руководитель проекта или исследователь уже должен быть магистром.

Рособрнадзор уже объявил о поэтапном прекращении действия Болонской системы образования. Выпускников школ предупреждают об изменении правил как минимум за два года.

Болонская система образования в России

Болонская система — это единое образовательное пространство крупных европейских стран, сформированное с 1998 года по инициативе министров образования Германии, Италии, Франции и Великобритании. Другие национальные власти поддержали инициативу, и возможность создания единой европейской системы высшего образования была признана 29 странами, подписавшими Болонскую декларацию в 1999 году. Другие страны постепенно присоединяются к Конвенции, чтобы интегрировать свои образовательные процессы таким образом, чтобы они были доступны для всех. Сегодня Болонский процесс объединил 48 стран, но интеграция новых членов продолжается.

Благодаря общим учебным пространствам национальные программы получают лучший и наиболее прогрессивный опыт от своих партнеров, а высшее образование получает следующее.

  • студенческую мобильность;
  • профессорскую, преподавательскую и чиновничье-управленческую маневренность;
  • скоординированность функционирования европейских вузов.

Все это способствует повышению привлекательности Европы на мировом рынке образования.

Содержание и причины введения

Студенты с картографическим фоном

Что такое Болонская система образования и чем она не является, можно узнать, выяснив цели и причины изменений в работе европейских высших учебных заведений.

Цели Болонского процесса:.

  • Построение европейской образовательной зоны как основного направления непрерывного развития гражданской мобильности с реальной возможностью дальнейшего трудоустройства по окончании вуза.
  • Совершенствование и стабилизация интеллектуального, научного, общественно-культурного потенциала.
  • Поднятие престижа европейской вузовской системы.
  • Обеспечение конкурентоспособности университетов и институтов Европы во всемирном соревновании за влияние, деньги и студентов.
  • Достижение совместимости и универсальности национальных систем ВО.
  • Повышение качества образования.
  • Увеличение роли высших учебных заведения в развитии общих культурных ценностей, придание университетам статуса носителей континентального сознания.

Необходимость создания общего европейского образовательного сектора определяется

  • насущной потребностью переформатировать европейское образование для организации противовеса образовательным школам США, Канады, Австралии, стран Юго-Восточной Азии, притягивающим существенный поток студентов из Восточной Европы и стран третьего мира;
  • глобализацией экономики, требующей менять принципиальные подходы к подготовке высококвалифицированных специалистов.

Болонская система образования стала необходимой по следующим причинам.

  • Усиливается влияние на эффективность профессионального труда его информационной, интеллектуальной, творческой составляющих.
  • На первый план выходят гибкие непродолжительные производственные проекты, которые временные группы и коллективы реализуют более плодотворно, чем постоянный штат.
  • Исчезает понятие постепенного карьерного роста: все меньше встречается специалистов, засиживающихся на одном предприятии.
  • Персонализация профессиональных задач вытесняет однотипность условий и взаимозаменяемость сотрудников.
  • Рабочая сила становится нестандартизированной.
  • Традиционные формы труда утрачивают идентификацию.
  • Замкнутость профессиональных каст разрушается, что приводит к формированию плавающих параметров специальностей.
  • Уходит в прошлое профобразование, направленное на приобретение одной квалификации.

Постепенное и фундаментальное изменение подхода к оценке профессионализма работников потребовало введения Болонского образования. Болонское образование было разработано для того, чтобы сместить акцент с формы и содержания процесса обучения на его результаты.

РФ в системе Болонского образования

Студенты российских вузов, обучающиеся по Болонской системе.

Внедрение Болонской системы в России стало возможным благодаря ее присоединению к международному образовательному движению в 2003 году. На Берлинском саммите министров образования Россия обязала своих европейских коллег сосредоточиться на реформировании постсоветского образования. Участие в Болонском процессе.

Обновление «более продвинутой» педагогики включало разработку новых образовательных планов и методик, совместимых с теми, что приняты в других странах. Реализация этих идей потребовала радикального преобразования структуры, документации и нормативной базы университетов и колледжей, а также их образовательной деятельности.

Через год после подписания Болонской декларации министром образования России Совет министров утвердил документ о приоритетных направлениях развития высшего образования в стране, заявив о необходимости реализации основных положений Болонского процесса.. Необходим переход на общеевропейские стандарты.

  • составление перечня преподавательских программ;
  • создание национальной квалификационной рамки;
  • приведение программ и планов в соответствие нормам европейских вузов;
  • законодательное внедрение двухуровневой системы (первая ступень – бакалавр, вторая – магистр);
  • построение обучающих программ по кредитно-модульному принципу.

И работа продолжалась. В ходе создания и утверждения Федеральной государственной программы стандартизированного обучения аспирантов и студентов высокого уровня были определены требования к оформлению и структуре учебных планов, разработаны условия их реализации и определены результаты обучения.

Инновация российского учебного плана, основанного на Болонской системе, заключалась в том, чтобы сосредоточиться на результатах обучения, выраженных в терминах навыков, и измерении нагрузки в кредитах. Согласно российской Болонской системе образования, крупные работодатели стали участвовать в подготовке будущих кадров.

Российскую Болонскую систему критиковали и в то же время ожидали от нее новых перспектив. Университеты обучают на степени бакалавра и магистра, но система — это нечто большее. Я понял, что такое Болонский процесс и почему он интересен.

Результаты внедрения Болонской системы в России

Что принесла России Болонская система? К сожалению, первые результаты не обнадеживают. Эксперты, как в школах, так и в высших учебных заведениях, отмечают снижение качества образования. В основном это связано с тем, что Болонский процесс был создан исключительно для стран Европейского Союза как средство укрепления европейской интеграции. Кроме того, Россия пока не является членом ЕС и поэтому оказывает незначительное влияние на нашу страну.

В частности, Болонское соглашение предписывает сократить срок обучения в университете с пяти до четырех лет. Кроме того, ученики теряют как минимум один год образования, учитывая, что в Европе в школе учатся 11 лет, а не 12. Это почти невосполнимая потеря с точки зрения образования.

Следует помнить, что Болонский процесс основан на молекулярной системе. В каждом университете есть базовая основа, по которой студенты получают баллы (или степени). Студенты могут накапливать недостающие баллы в соответствии со своими предпочтениями и желаниями. И чтобы набрать необходимое количество баллов для поступления на курсы и экзамены, российские студенты предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления и выбирать самые легкие (а иногда и совершенно ненужные с профессиональной точки зрения) дисциплины.

А как вообще оценивается эффективность образования?

В школе все понятно — сам уровень ЕГЭ является предметом больших споров как в среднем, так и в высшем образовании, но эффективность образования оценивается по результатам ЕГЭ.

Когда речь идет о высшем образовании, все не так просто. Сегодня существует несколько способов оценки эффективности высшего образования.

Оценка качества означает оценку качества.

  • оценка качества образовательной программы по отдельному предмету
  • оценка учебной программы в целом
  • качество работы ВУЗа, работа преподавателей, исследовательская работа
  • качество или практика какой-либо образовательной программы, например, консультации студентов.

Стоит отметить, что наиболее активно профессиональная оценка используется в США. Они следующие. Например, ассоциации юристов и врачей (государственные органы) оценивают программы специализированных высших учебных заведений. Они делают это очень строго, потому что заинтересованы в укреплении престижа своей профессии.

Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время на рынке образования лидируют американские учебные заведения. Это определяется двумя очень важными факторами.

  • высокая доля расходов на образование (7% от ВВП, приближается к 1 трлн. долларов, в России – порядка 3,5% от ВВП, в денежном выражении – 34 млрд. рублей)
  • объединение науки и образования, высшие учебные заведения являются главным сектором проведения фундаментальных исследований. В России и Европе центры образования и научных исследований разделены.

Это то, что мы должны обязательно взять на вооружение

Никто не оспаривает тот факт, что в СССР была лучшая система образования. Конечно, он не входил в американские или европейские рейтинги, но и без него советских выпускников «расхватывали» иностранные компании. Даже сегодня, благодаря наследию советской системы образования, российские университеты и школы остаются на достаточно высоком уровне. И сегодня выпускники лучших российских университетов востребованы за рубежом. Это объясняется их отличием в широкой перспективе, а не в конкретном наборе навыков, и их способностью применять знания на практике и брать на себя ответственность за социальные последствия механических решений.

Наша страна должна дополнить сложившуюся советскую систему образования элементами Болонского процесса, соответствующими российской действительности, а не имитировать чуждую российскому духу систему образования. Например, российская система образования имеет очевидные недостатки.

  • ориентации на реальный рынок труда;
  • мобильности обучающихся;
  • использования инновационных методов обучения.

Однако в будущем могут быть постепенно введены и другие положения европейской системы образования.

Оцените статью
Uhistory.ru