Социально-экономическая политика Российской Федерации. Политика правительства в социально экономической сфере.

Содержание

Государство заботится об охране окружающей среды и территориальном порядке в развитии страны. Она также поддерживает общественный порядок, защищает низшие социальные слои, регулирует условия труда, заработную плату и т.д.

Влияние политических процессов на экономическое развитие общества. Экономическая политика

Направление, в котором государство влияет на экономическую политику, зависит от типа экономики.

В смешанной или рыночной экономике государство обеспечивает постоянный приток капитала, необходимого для выполнения внутренних и внешних задач. Государство поддерживает развитие национальной экономики, потому что показатели национальной экономики определяют мощь государства.

Механизмами государства для эффективного управления рыночной экономикой являются:

  • ценовая либерализация;
  • сопротивление безработице;
  • поддержание малого и среднего бизнеса;
  • приватизация государственных предприятий;
  • осуществление антимонопольной экономической политики;
  • законодательное обеспечение свободной экономической деятельности;
  • осуществление успешной налоговой политики и др.

В плановой и смешанной экономике государство поддерживает функционирование и развитие тех секторов экономики, которые мало интересуют граждан и частные предприятия (железные дороги, почтовые службы, школы). Он также направлен на обеспечение безопасности экономической деятельности граждан путем защиты их от иностранной конкуренции.

Плановая экономика включает в себя следующие меры:

  • национализацию частных предприятий;
  • осуществление государством нормативной деятельности по организации экономики, созданию и изменению её структуры;
  • планирование государством экономической деятельности, определение размеров и направлений производства;
  • контроль за инвестициями и достижением поставленных государством экономических целей;
  • перераспределение факторов производства и выпускаемой продукции.

Цели и инструменты экономической политики

Экономическая политика устанавливает конкретные цели, которых она намерена достичь.

В нем изложены цели, которые он намерен достичь:

  • обеспечение суверенитета государства;
  • общественное благосостояние;
  • социальный прогресс;
  • обеспечение прав человека.

Цель системной политики:

  • укрепление существующей социально-экономической системы.

Экономические цели:

  • приумножение богатства страны;
  • повышение гражданского благосостояния;
  • эффективное использование ресурсов и экономический рост;
  • структурные изменения;
  • обеспечение экономического баланса;
  • развитие предпринимательства;
  • расширение участия в международном разделении труда.

Социальные цели:

  • справедливое распределение доходов;
  • гарантирование занятости населения;
  • обеспечения равных шансов на продвижение и повышение социального статуса;
  • доступ к культурным продуктам и образованию;
  • обеспечение охраны здоровья;
  • социальное обеспечение.

Экологические цели:

Оборона и военные цели:

  • наращивание потенциала отраслей оборонного значения;
  • обеспечение необходимых резервов производственных мощностей и средств производства.

Для достижения этих целей правительство использует различные средства, которые постоянно находятся под его контролем. Эти инструменты включают процентные ставки, государственные расходы и налоги, изменения обменного курса и другие.

Политика правительства определяет, какие инструменты правительство будет использовать, и предполагает, что оно достигнет своих целей.

Конечно, существуют ограничения на количество целей, которые правительство и центральный банк могут достичь за короткий период времени. Например, правительство может оказывать давление с целью снижения инфляции, безработицы и процентных ставок, а также контролировать стабильность национальной валюты. Достижение всех этих целей одновременно может показаться хаотичным и невозможным, поскольку эти цели несовместимы. Снижение инфляции и поддержание стабильности национальной валюты обычно приводят к росту безработицы и повышению процентных ставок.

Условия успешного воздействия государства на экономику

Детерминанты текущей экономической политики можно рассматривать как независимые переменные, которые определяют текущую способность правительства сознательно влиять на экономику. Однако в долгосрочной перспективе на каждый из этих детерминантов можно повлиять с помощью соответствующих действий правительства по улучшению условий ведения бизнеса.

Основными направлениями деятельности правительства являются:

  • внешнеполитическое формирование внешних условий;
  • образовательная, научная и инвестиционная политика, влияющая на состояние ресурсов;
  • системная и административная деятельность, направленная на определение государственного устройства.

Внутренние условия:

  • состояние и структура ресурсов (природные – их значение постоянно возрастает, что связано с принятием мер по их защите; человеческие – в этой группе численность и структура населения страны имеют первостепенное значение; материальные – обеспечение страны основными средствами);
  • территориальное развитие страны и регионов;
  • национальные отношения;
  • расстановка политических сил в стране;
  • отношение общества к власти.

Внешние условия:

  • международная среда – оказывает огромное влияние на возможности и ограничения экономической политики;
  • географическое положение влияет на геополитическую ситуацию и, следовательно, возможность сотрудничества с другими странами;
  • принадлежность к конкретным военным группировкам – это подразумевает принятие определённых обязательств;
  • международная экономическая ситуация;
  • ограничения на ввоз и вывоз товаров;
  • условия обмена (условия торговли);
  • задолженность перед остальным миром и вытекающие из этого условия для урегулирования таких обязательств;
  • состояние и структура развития приграничных регионов соседних стран.

Конституционные и системные ситуации:

  • политическая и социальная система;
  • государственно-административные и общественные структуры;
  • институциональные и системные решения в экономике.

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС

К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курсы «Инфоурок»).

В настоящее время 54 333 учебных заведения имеют право на накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфоурок.

Курс переподготовки

Основы духовно-нравственной культуры народов России: теория и методика преподавания в образовательной организации

К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курсы «Инфоурок»).

В настоящее время 54 333 учебных заведения имеют право на накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфоурок.

  • Сейчас обучается 123 человека из 37 регионов

«Сватовство на Кубани»

Сословная структура российского общества в I пол. XIX в. Сословия Дворянство.

1 слайд Сословная структура российского общества в первой половине XIX века. Аристократия Духовенство Казачество Крестьяне Городское население Титулованное население Наследственное население Черные и белые Почетные граждане Купцы Старшины Мелкие землевладельцы Рабочие Крепостные крестьяне Государственные крестьяне.

Политика правительства в социально- экономической сфере История 10 класс Гуд.

2 слайд Государственная политика в социально-экономической сфере История 10 класс Гудзишевская Н.В. КБОУ СОШ1 г. Вилючинск Тема: Россия в первом полугодии. Вылючный Новгородский государственный университет в первой половине XIX века.

Николай I призывает все сословия соединиться в доверии к правительству, о.

3 слайд Николай I призывает все сословия объединиться в доверии к правительству, напоминает дворянам о важности «защиты трона», обещает, что необходимость реформ будет удовлетворена не «смелыми мечтаниями, которые всегда губительны», а правительственными реформами. Каковы были результаты политики Николая I в социально-экономической сфере? Какие проблемы Николаю I приходилось решать во внутренней политике?

План урока: 1. Политика в отношении дворянства. 2. Решение крестьянского вопр.

4 слайда План урока: 1. Политика в отношении дворянства. 2. политика в отношении крестьян: политика в отношении крестьян. Валютная реформа Е.Ф. 4. Результаты реформ в социально-экономической сфере (обсуждение).

1. Политика в отношении дворянстваПроцессы в дворянской среде: растворение р.

5 Слайд 1: Политика в отношении дворянства: растворение дворянства в массе потомственных дворян, рост долгов, банкротство землевладельцев. 1832 — Закон о введении звания «почетный гражданин». 1845 — Ограничение перевода представителей других сословий в дворянство. 1845 — Введение помещичьих судебных приставов Замена приема личной аристократии Ужесточение требований к наследственной и личной аристократии Попытки спасти крупный и средний класс от банкротства Провал усилий по созданию экономически независимой и стабильной аристократии в России.

2. Решение крестьянского вопроса 2.1. Указ об обязанных крестьянах (1842г)При.

6 Слайд 2. Решение аграрного вопроса 2.1. Указ об обязанных крестьянах (1842) Признание необходимости начать отмену крепостного права Опасение, что отмена крепостного права ограничит абсолютизм Указ об обязанных крестьянах (1842) Цель: Регулирование отношений между помещиками и крестьянами на договорной основе, установление в договоре обязательств крестьянина перед помещиком (денежный сбор, корвет, другие повинности) Создание земской полиции Помещикам дано право создавать земскую полицию, судить и наказывать крестьян Возможность изменения условий договора по взаимному согласию Указ практической значимости

Политика правительства в социально экономической сфере николая 1 конспект

— С 1829 года в России регулярно проводились промышленные выставки для пропаганды новых технических достижений; — С 1824 по 1844 год Е. Ф. Канкрин возглавлял Министерство финансов. Канкрин возглавил Министерство финансов в 1824 году и принял ряд мер по укреплению финансовой системы страны, которая была дезорганизована во время предыдущего правления; — важной экономической мерой стала денежная реформа Канкрина в 1839-1843 годах.

Социальная политика в отношении дворянства и буржуазии.

— Указ 1827 года запрещал помещикам продавать крестьян без земли или землю без крестьян. Указ, изданный в том же году, запрещал использовать крепостных на фабриках; — Указ 1828 года, ограничивающий право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению. Указ от 2 мая 1833 года запрещал продажу крепостных с публичных торгов, перевод их в крепостные и лишение надельных земель.

— 1841: Запрет на розничную продажу крестьян. Дворянам, не владеющим землей, не разрешалось покупать крестьян без земли; — Указ о крестьянах, занятых наемным трудом, 1842 г.; — Указ от 12 июня 1844 г. предоставлял помещикам право освобождать крестьян по взаимному соглашению с ними. — 1847 — Крестьяне могут быть свободно поселены с землей, если имущество владельца продано из-за долгов; — 1847 — Переписная реформа в Правобережной Украине и Белой России. Имущественные права крестьян и их обязанности перед землевладельцами были более строго определены, что улучшило положение крестьян; — 1848 год — все сословия крестьян получили возможность приобретать земельную собственность.

Девять секретных комиссий; — «Секретная комиссия для изыскания средств к улучшению положения крестьян разных сословий», 1835 год; — Секретная комиссия 1839 года.

Итоги.

1. Николай I предпринял важные шаги по отмене крепостного права, улучшив положение крестьян в обществе путем разработки различных указов. 2. предотвратил восстание дворянства, которое могло бы угрожать самодержавию, и помешал проведению дальнейших аграрных реформ. 3. проникновение капиталистических условий в экономику и постепенное размывание классовой системы.

Николай I прилагал все усилия, чтобы сохранить и укрепить поддержку трона. В 1832 и 1845 годах появились указы, ограничивающие вхождение других сословий в его состав. Наследственное дворянство теперь присваивалось не с VIII, а с V ранга в порядке старшинства. Теперь стать дворянином было очень трудно. Было введено звание почетного гражданина, которое освобождало от некоторых обязанностей.

В 1845 году правительство издало указ о майорате. Это были поместья, которые доставались старшему в семье и не могли быть разделены между всеми наследниками.

Настоящее и будущее русской аристократии зависело от решения вопроса о крепостном праве. Николас Я прекрасно понимал это. Его отношение к крепостному праву было не таким однозначным, как кажется на первый взгляд. В начале 1826 года, после восшествия на престол, император приказал составить краткое резюме высказываний декабристов о внутреннем положении России. Из этого следовало, что крепостное право было главной причиной проблем и потрясений в России. Конечно, Николай I не полностью разделял взгляды декабристов, но актуальность проблемы была для него очевидна.

СЕКРЕТНЫЕ КОМИТЕТЫ ПО АГРАРНОМУ ВОПРОСУ. Император признал право дворян на неограниченное владение землей. Но он не мог согласиться с безраздельной властью крупных землевладельцев над крестьянами. Николай посчитал это нарушением государственной власти. С другой стороны, опека дворян над крепостными считалась одной из официальных обязанностей помещиков и была важнейшим условием поддержания порядка в деревне.

Создано V отделение Канцелярии Его Императорского Величества, которое возглавил П.Д. Киселев. В декабре 1837 года Николай I подписал указ о новой системе государственного управления деревнями. Император в очередной раз продемонстрировал свою уверенность в том, что можно решить все проблемы путем внешних изменений, не меняя ничего по существу.

Было создано Министерство государственных имуществ, которое отвечало за экономическое благосостояние крестьян, сбор с них налогов, защиту их прав, организацию медицинского обслуживания и развитие образования. С этой же целью в губерниях были созданы палаты государственных имуществ. В волостях управление делами было возложено на лиц, избранных крестьянами. Крестьянские общества, составлявшие волость, избирали сельских старост, сборщиков налогов, сотников и десятников.

Это создало большой и дорогостоящий аппарат, в котором чиновник играл ту же роль, что и помещик при крепостном праве. Однако реформа значительно улучшила распределение земли среди государственных крестьян, процесс их переселения и сбор налогов. Таким образом, деятельность П.Д. Киселева стала одним из немногих успехов правительства Николая I, хотя и не привела к коренным изменениям в положении государственных крестьян.

Положение фермеров также несколько изменилось в лучшую сторону.

Виды экономической политики

Можно выделить следующие типы экономической политики:

Виды экономической политики

  • Антициклическая политика направлена на поддержание определенных темпов экономического роста (регулирование макроэкономической конъюнктуры), на недопущение падения экономики, возникновение кризисов.
  • Структурная политика предполагает формирование современной, прогрессивной и эффективной структуры национального хозяйства.
  • Амортизационная политика стимулирует накопление капитала, которое в будущем станет основой расширения и обновления производства (см. Амортизация, Амортизация основных фондов, Норма амортизации и методы начисления амортизации).
  • Инвестиционная политика регулирует капиталовложения с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации.
  • Научно-техническая и инновационная политика направлена на развитие науки и техники, обеспечение стратегических научных и технологических приоритетов, внедрение результатов научно-технического прогресса в производство.
  • Фискальная (бюджетно-налоговая) политика определяет источники финансирования государственной казны, формирования налоговой системы и государственного бюджета.
  • Кредитно-денежная (монетарная) политика заключается в государственном обеспечении экономики страны необходимым количеством денег и регулировании денежного и кредитного рынков (см. Кредитно-денежная политика, Монетарная политика: ее цели, виды и инструменты).
  • Ценовая политика – вмешательство государства в ценообразование с целью влияния на инфляцию, стимулирования модернизации производства, усиления конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, смягчения социальной напряженности в обществе.
  • Внешнеэкономическая политика регулирует различные аспекты внешней торговли, миграции капиталов и рабочей силы, осуществляет поддержку отечественного предпринимательства за рубежом с целью ликвидации диспропорций платежного баланса и достижения внешнеэкономического равновесия.
  • Социальная политика регулирует отношения между социальными группами, формирует экономические стимулы для участия в производстве, обеспечивает эффективную занятость населения, создает социальные гарантии и условия для повышения благосостояния членов общества.
  • Конкурентная политика ставит целью разработку методов для создания конкурентной среды, поддержки и защиты добросовестной конкуренции, борьбы с монополизмом (см. Антимонопольное законодательство) и т.д.
  • Региональная политика обеспечивает сбалансированное и комплексное развитие отдельных территорий страны, исходя из общегосударственных и региональных интересов, путем использования абсолютных и относительных преимуществ регионов.
  • Экологическая политика обеспечивает экологическое равновесие, охрану окружающей среды, создание безопасных условий жизни.
  • Регуляторная политика — вид государственной политики, направленный на совершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или другими органами государственной власти и субъектами хозяйствования, недопущения принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности, осуществляемой в пределах, в порядке и способом, которые установлены Конституцией и законами страны. Регуляторная политика включает политику государства в разрешительной сфере.
  • Промышленная политика — комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов общества в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей и предприятий, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия механизма рынка.
  • Прочие направления экономической политики государства.

Способы, методы и инструменты государственного регулирования экономики

Рассмотрим универсальные средства государственного регулирования, которые использовались в последнее время.

По методам государственное регулирование подразделяется на:

  • правовое регулирование – установление государством законодательных норм и правил (правил «игры») для производителей и потребителей, которые определяют формы и права собственности, условия заключения контрактов, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.;
  • административное регулирование – установление мер по регулированию, лицензированию, квотированию и т.д., с помощью которых осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом;
  • экономическое регулирование – воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуру экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

Методы государственного регулирования экономики — воздействие государства на предпринимательство, рыночную инфраструктуру, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий для их эффективного функционирования в соответствии с ориентирами государственной экономической политики.

Каждый метод основан на использовании набора инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы государственного регулирования экономики классифицируются по двум признакам:

  • по формам влияния;
  • по способам влияния.

Методы государственного регулирования экономики делятся на две группы в зависимости от формы воздействия:

  • методы прямого влияния;
  • методы непрямого (косвенного) влияния.

Методы прямого воздействия оказывают непосредственное влияние на функционирование участников рынка. К ним относятся:

  • определение стратегических целей развития экономики и их отображение в планах и целевых программах;
  • государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг;
  • государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
  • нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
  • правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции;
  • лицензирование операций экспорта и импорта товаров.

Основные инструменты прямого государственного регулирования: нормативные правовые акты, макроэкономические планы, целевые программы, государственные задания, централизованно устанавливаемые цены, нормативы, лицензии, разрешения, квоты, бюджетные расходы, лимиты и др.

Косвенные методы регулирования предполагают влияние государства на экономические интересы производителей, т.е. государство не оказывает прямого влияния на решения экономических субъектов. Она лишь создает условия для принятия экономическими агентами независимых экономических решений, соответствующих целям экономической политики.

Методы косвенного регулирования включают:

  • налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;
  • регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные льготы;
  • таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Применение методов реализации экономической политики

Для достижения целей экономической политики могут применяться различные меры в разных областях экономической политики.

В контексте фискальной политики прямые меры включают изменения в государственных расходах. Государственные расходы используются для финансирования государственного сектора, системы социального обеспечения и государственных закупок на рынке ресурсов, товаров и услуг.

Государственные расходы показывают долю национального продукта, которая распределяется между всеми группами населения. Экономическое воздействие налоговой политики должно также включать политику изменения налогов (виды, ставки, методы сбора). Повышая налоговые ставки, правительство ограничивает потребление (например, налог на роскошь), а вводя налоговые льготы, оно стимулирует рост в определенных секторах. Правительство также может предоставлять субсидии для поддержки стратегических или социально значимых предприятий.

Регулируя инвестиции, государство влияет на темпы и пропорции общественного воспроизводства через экономические и денежные механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета и местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые поощряются с помощью налоговых льгот.

В рамках денежно-кредитной политики государство влияет на денежную массу. Государство может напрямую влиять на политику процентных ставок и, следовательно, на инвестиции в бизнес и потребление населения. Государственное регулирование влияет на объем и динамику ВВП через инвестиции и потребление. Денежно-кредитная политика оказывает сильное влияние на инфляцию. Сюда входит система антиинфляционных мер, которые могут включать политику регулирования доходов, поскольку направлены на регулирование спроса на деньги со стороны населения и институтов.

Социальная политика включает систему корректировки доходов и введение прожиточного минимума. В основном он используется для реализации определенных программ помощи малоимущим. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, поддержка многодетных семей и регулирование трудовых отношений.

Политика регулирования внешней торговли включает в себя государственную торговую политику, управление обменным курсом, систему тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Рынок труда регулируется различными способами:

  • установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  • установление минимальной величины заработной платы;
  • установление порядка взносов на нужды социального страхования; государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование сектора НИОКР позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса и обеспечивать динамичный экономический рост. В экономически развитых странах государство финансирует от 40 до 50 % общих затрат на НИОКР, причем финансовые ресурсы предоставляются в виде грантов на конкретный проект.

Каждый из вышеперечисленных инструментов государственного регулирования выполняет свою роль и дополняет другие. Система эффективна только в том случае, если она реализуется комплексно и ее элементы не противоречат друг другу. Когда политика не достигает своих целей, возникает явление, известное как «эффект Кобры» (идиоматическое выражение, описывающее ситуацию, в которой решение, выбранное для решения проблемы, не решает проблему, а часто приводит к прямо противоположным целям).

Основы экономической политики государства: понятие и цели

Прежде чем мы рассмотрим экономическую политику государства, необходимо дать определение термину «государство». Следует отметить, что в социальных науках, экономике и других гуманитарных науках определение этого термина варьируется.

Государство — это организация власти на определенной территории, которая является независимой и имеет собственный административный механизм, принимающий решения, обязательные для всего населения страны. Проще говоря, когда власть имущие принимают определенные меры на благо других людей (граждан страны). В Российской Федерации это органы государственной власти (Президент, Государственная Дума, Совет Федерации и т.д.). Все эти органы регулируют экономическую политику государства на разных уровнях.

Основой любого государства является экономика, без нее не может существовать ни одна страна в мире. Давайте определимся с понятием экономической политики государства. Это меры, направленные на организацию и управление экономической жизнью страны.

Проще говоря, суть экономической политики заключается в том, чтобы принимаемые решения и меры способствовали устранению социально-экономических проблем, соответствовали общей политике государства и отражали интересы народа.

Экономическая политика государства направлена на достижение следующих целей:

1 napravlenia ekonomicheskoi napravlennosti

Государство реализует экономическую политику следующими методами:

  • Денежно-кредитная политика. Она осуществляется ЦБ РФ, направлена на регулирование движения денег, установление процентной ставки, регулирование курса рубля;
  • Социально-экономическая политика государства необходима для обеспечения определенного уровня жизни населения страны, поддержки малообеспеченных или маломобильных слоёв населения;
  • Инвестиционная – направлена на финансирование отраслей и предприятий, существующих в экономике;
  • Фискальная (или бюджетно-налоговая) направлена на формирование бюджета и распределения средств между отраслями и сферами (армия, здравоохранение, банковский сектор).

Данные направления относятся к внутренней экономической политике государства.

Основными целями этой политики являются: Экономические циклы, производственный процесс, экологическая ситуация, занятость и доходы граждан. Таким образом, экономическая политика государства может быть направлена на создание полной занятости и регулирование рынка труда.

Внешнеэкономическая политика необходима для укрепления позиций страны в мире, поддержания ее независимости в экономической сфере и конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Важнейшим показателем эффективности этой политики является уровень чистого экспорта.

Давайте сформулируем основные цели экономической политики государства. Их можно разделить на три типа:

  • Общие или постоянные. Включают в себя снижение уровня безработицы, поступательный экономический рост и развитие;
  • Текущие, которые требуют решения в данный момент. Пример текущих целей: нормализация и восстановление экономики страны после вынужденного простоя экономики из-за коронавирусной инфекции. Второй пример: на фоне падения цен на нефть, необходимо стабилизировать курс национальной валюты;
  • Перспективные, которые направлены на будущее. Примером является развитие рыночных отношений в РФ или стремление укрепить в экономике социальную направленность (поддержку населения в виде пособий, пенсий).

Обеспечение экономического роста и другие функции экономической политики

В экономической политике государства есть несколько функций.

3 funkcii ekonomicheskoi politiki

В экономической политике государства есть несколько функций.

Социальная функция является наиболее важной для населения страны. Это проявляется в социальной политике государства. Это политика, направленная на развитие человеческого капитала, создание достойного уровня жизни населения и социальную защиту граждан, относящихся к незащищенным слоям (пенсионеры, люди с ограниченными возможностями). Области социальной политики включают:

4 oblasti socialnoi politiki

Проще говоря, социальная политика — это конкретные действия, предпринимаемые для обеспечения людей средствами к существованию. Министерство социальной политики Российской Федерации при правительстве России является органом, регулирующим социальную жизнь в стране. Министерство отвечает за различные сферы социальной политики. В первую очередь она занимается регулированием демографии, пенсионного обеспечения, образования и здравоохранения, а также пенсионного обеспечения (через государственные и частные пенсионные фонды). Все эти меры основаны на правовом регулировании прав граждан в Российской Федерации:

  • Конституция, в которой закреплены основы жизни государства;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Семейный Кодекс РФ;
  • Федеральные законы, например, о социальной защите населения.

Примеры социальной функции: пенсии по старости или инвалидности, минимальная заработная плата, которая регулярно корректируется до минимального размера оплаты труда (это означает, что в 2020 году ни один гражданин, работающий целый месяц, не может иметь зарплату меньше 12130 рублей), пособие по безработице в случае потери работы, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, компенсации и дополнительные выплаты ветеранам войны и пособия для многодетных семей.

В зависимости от инициатора этих мер можно выделить следующие направления социальной политики государства:

  • Федеральные, которые исходят от государственных органов и применяются для всех граждан страны (выплата пособия работающим гражданам из-за временной нетрудоспособности или материнский капитал);
  • Региональные, которые разработаны и применяются в определенном регионе страны (выплата дополнительных пособий семьям с детьми, например, за отсутствие места в детском саду, дополнительный региональный материнский капитал);
  • Местные и корпоративные (меры поддержки населения в определенных городах или предприятиях).

Второй режим — распределительный. Она заключается в том, что государство использует различные средства, включая правовые и законодательные нормы, для достижения социально справедливого перераспределения доходов в стране. Примером распределительной функции является сбор налогов с граждан и предприятий. Эти суммы используются на различные цели, включая выплату пособий и стипендий.

Третья функция является юридической. Она заключается в том, что важнейшим фактором стабильного развития страны и ее экономики является правовая база. Поэтому в рамках этой функции государство разрабатывает документы для правового регулирования различных сфер жизни общества. Российское правительство постоянно работает над совершенствованием законов и тем самым регулирует экономику страны.

Какие министерства и ведомства России регулируют экономическую жизнь государства

Государственные органы Российской Федерации несут ответственность за организацию, достижение целей и выполнение задач экономической политики. Они относятся к вопросам экономической политики. Они рассматриваются как лица, разрабатывающие определенную стратегию действий и реализующие практические решения, главным из которых является Президент России.

То есть вопросами экономической политики занимаются: государство, правительство РФ, бизнес-структуры. Давайте дадим им краткое описание:

  • Государство представляет собой главный элемент экономической политики, потому что наделено властью;
  • Правительство России является органом, исполняющим и реализующим различные меры, направленные на регулирование экономической ситуации в стране. Именно оно дает указания органам власти субъектов федерации Россиии местным органам власти, контролирует их деятельность. Важной частью работы является разработка планов дальнейшего развития страны;
  • Бизнес-структуры – это крупные предприятия и банки, которые оказывают весомое влияние на развитие экономики, эффективность проводимой экономической политики. Так от предприятий государство получает средства в бюджет, которые расходует на различные цели (в том числе финансирование различных областей экономики), а банки помогают перераспределению средств, с помощью кредитов стимулируют большее потребление, а значит рост совокупного спроса.

В России управление экономической политикой осуществляется на основе разделения по субъекту управления. Например, федеральные организации управляются федеральными органами, региональные организации — органами РФ, а муниципальные организации — местными органами власти.

Высшими органами власти на федеральном уровне являются: Президент и Правительство РФ, которым подчинены министерства и ведомства (например, Министерство экономического развития, Министерство финансов и т.д.), необходимые для регулирования различных секторов экономики. Каждый из них имеет свой собственный герб. Некоторые гербы министерств и ведомств России представлены на рисунке:

7 ministerstvo ekonomicheskogo razvitia

Деятельность президента России заключается в том, что он задает направление развития всей страны. Для этого издаются приказы и распоряжения и контролируется их выполнение. То есть президент ставит задачи, а подчиненные органы должны представить планы по их выполнению. Например, после президентских выборов 2018 г. в России Владимир Путин подписал указ с долгосрочными целями развития Российской Федерации до 2024 г. Они включают:

  • Рост доходов населения и пенсий выше инфляции;
  • Поступательный экономический рост;
  • Вхождение экономики РФ в число мировых экономик среди других стран;
  • Сдерживание инфляции на уровне 4%;
  • Создание новых рабочих мест на основе современных технологий;
  • Развитие малого и среднего бизнеса в РФ.

В то же время правительству России было предложено подготовить план достижения этих целей и прогноз развития страны. Этот орган также издавал постановления правительства РФ, осуществлял общее руководство экономикой, участвовал в разработке и пересмотре новых законов, контролировал выполнение поставленных целей и задач.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий