Социальная адаптация: понятие, примеры, виды, цели, этапы. Адаптация это в обществознании.

Важнейшей и необходимой предпосылкой для нормального функционирования общества как неделимого социального организма является соответствующая социально-психологическая адаптация к норме. Ибо она предполагает интеграцию субъекта в социальные отношения через обретение статуса, места в социальной структуре общества.

Социализация индивида

Почти каждый из нас видел мультфильм о маленьком ребенке, попавшем в волчью семью. Всю свою жизнь он жил по законам джунглей, не вступая в контакт с обществом. Но не только в сказках можно встретить ребенка-маугли. К сожалению, примеры этого можно наблюдать и в современном обществе. Многие из этих детей не смогли стать полноценными членами общества, потому что не усвоили необходимых норм поведения. Что нужно сделать, чтобы стать человеком? Давайте узнаем!

Каждый из нас рождается как личность. Неважно, рождаемся ли мы в обществе или живем в джунглях, как Маугли. Каждый человек — это индивидуум, биологическое существо.

Индивид — это человек как единое физическое существо, носитель индивидуально специфических характеристик (склонностей, влечений и т.д.).

Однако если бы индивид существовал только как индивид, мы не могли бы изучать социальные науки, потому что тогда не было бы никаких социальных наук. Но нам очень повезло, потому что человек — существо биосоциальное, то есть он одновременно и индивид, и личность.

Личность: — человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. — Системное качество человека, которое определяется его участием в социальных отношениях и формируется в процессе совместной деятельности и общения.

Подробнее о биосоциальной природе человека вы можете узнать в статье «Биосоциальная природа человека», но сейчас мы хотим рассмотреть процесс формирования человека как личности.

Социализация — это процесс, в ходе которого человек приобретает культурные нормы и социальный опыт, необходимые для жизни в обществе, и он продолжается на протяжении всей его жизни.

Особенности социализации:

  • Зависит от типа общества (в сословном или рабовладельческом обществах процесс социализации осуществлялся не так, как осуществляется в современном обществе);
  • Продолжается всю жизнь (то есть начинается ещё в младенчестве и продолжается до конца жизни человека);
  • Сменяется стихийными и упорядоченными процессами ( стихийная социализация осуществляется в неформальных группах, например, среди друзей. Целенаправленная социализация осуществляется специально созданных для этого учреждениях: школах, детских садах, ВУЗах) и др.

Этот процесс начинается буквально в первые дни жизни и продолжается на протяжении всей жизни. Социализация не может происходить вне общества, потому что только через взаимодействие с другими людьми мы можем усвоить социальный опыт и модели поведения.

Если человек в возрасте до пяти лет не находится в обществе и среди животных, он перенимает животные привычки и постепенно теряет человеческий облик. В это время развивается «синдром Маугли».

Как жили самые известные дети Маугли?

— В 1797 году дикий ребенок в возрасте от 12 до 15 лет был пойман французскими фермерами. Он не мог говорить, рычал и двигался как животное. Мальчик обладал удивительным обонянием и слухом, был нечувствителен к температуре, часто бегал по горам и отказывался носить одежду. В течение шести лет они пытались научить его человеческому языку, но все попытки были безуспешны. Он так и не стал полноценным членом общества.

— Другая история, не менее интересная, — судьба Амалы и Камалы в Индии. Местные жители приняли их за призраков, но оказалось, что это были две девочки, 2 и 8 лет, которые всю жизнь жили с волками. Их отправили в детский дом, но их поведение не было похоже на поведение обычных детей. Они рычали, ели сырое мясо и бегали, как животные. Амала прожила меньше года, Камала — до 17 лет, достигнув уровня развития 4-летнего ребенка.

Какие существуют стадии социализации?

Фаза адаптации. Некритическое приобретение социального опыта, которое происходит через подражание.

Фаза признания. Возникновение желания отличить себя от других, придать себе форму.

Фаза интеграции. Успешная или неуспешная интеграция в социальную жизнь.

Этап работы. Воспроизводство социального опыта, влияние индивида на окружение.

Этап постобработки. Передача социального опыта последующим поколениям.

На примере абстрактной девочки Маши можно проследить все этапы социализации.

  • Адаптация : Маша, будучи маленьким ребенком, повторяет действия за своей старшей сестренкой, тем самым формируя начальные знания о мире.
  • Идентификация : Маша начинает понимать, в какие игры ей интереснее играть, какие мультфильмы смотреть и какую музыку слушать. Она начинает проявлять своё собственное “Я”.
  • Интеграция : Маша стремится стать полноценным членом общества, вступает в различные социальные группы: друзья, школьный класс, творческое объединение.
  • Трудовая стадия : Маша устраивается на работу и на протяжении долгого времени проходит трудовую стадию, продолжая усваивать социальный опыт. Маша взрослеет и становится уже не Машей, а настоящей Марией.
  • Послетрудовая стадия: Здесь уже бабушка Маша передаёт социальный опыт своим внукам, делится с ними своими знаниями и умениями.

Больше об интеграции. Тогда индивид вступает в конфликт с провозглашенными ценностями общества.

Однако можно наблюдать и другую ситуацию: В процессе интеграции в общество индивид пассивно принимает существующий социальный порядок. В данном случае речь идет о конформизме.

Конформизм определяется как адаптация или пассивное приспособление к существующему порядку, взглядам и мнениям определенного общества или социальной группы; это беспрекословное следование определенным нормам, которые оказывают сильнейшее давление, и отсутствие собственного мнения по определенным вопросам.

Поведение человека считается конформистским, если оно соответствует социальным нормам и ожиданиям социального окружения (группы, общества в целом).

Примеры конформистского поведения:

  • Ваня одевается в определенном стиле, так как хочет вписаться в новую компанию, которая придерживается данного стиля одежды.
  • Вика, прочитав “Грозу” Островского и придя на урок литературы, начинает обсуждать с одноклассниками сюжет данного произведения. Большинство ребят осуждают Катерину, поэтому и Вика становится негативно настроенной к этому персонажу, меняет своё мнение о ней, хотя изначально, наоборот, сочувствовала героине.

Что представляет собой адаптация?

Социальная конформность — это процесс адаптации индивида к изменяющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

Почти все мы хотим жить гармонично в тех социальных группах, к которым принадлежим. По этой причине люди адаптируются к ним.

Например, каждый из нас когда-то адаптировался к школе: Узнали правила общения с учителями и одноклассниками, привыкли к внутреннему распорядку школы и начали осваивать коллективную деятельность.

Когда мы переезжаем из города в деревню, нам приходится адаптироваться к сельскому образу жизни, учиться вести хозяйство, более активно и открыто общаться с жителями деревни, потому что в деревне связи между людьми гораздо крепче, чем в городе.

Поэтому нам необходим процесс адаптации, чтобы мы могли без проблем интегрироваться в новую среду.

Какие существуют типы адаптации?

Первый тип: активное влияние на среду, человек не только адаптируется к новой среде, но и пытается ее изменить.

Второй тип: пассивное принятие всех существующих правил, ценностей и моделей поведения. Это и есть конформизм, о котором мы уже говорили.

Стадии социализации по Эриксону:

Стадии социализации, согласно Эриксону, совпадают с жизненными циклами человека.

Таким образом, социализация — это очень важный процесс, который делает нас такими, какие мы есть: с нашими интересами, мнениями, взглядами и предпочтениями.

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курс «Инфоурок»).

В настоящее время 54 278 учебных заведений имеют право на накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.

  • Сейчас обучается 1183 человека из 80 регионов

Курсы повышения квалификации

Использование современных информационных технологий и интерактивных сред электронного обучения в организации образовательного процесса в школе в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки с учетом требований ФГОС

К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курс «Инфоурок»).

В настоящее время 54 278 учебных заведений имеют право на накопительную скидку (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.

Государственная итоговая аттестация по обществознанию: трудности сдачи «самого легкого» предмета

Тема 1. Адаптация и ее виды.. Выживают не самые сильные и не самые умные, а.

1 слайд Тема 1: Адаптация и ее виды. Выживает не сильнейший или умнейший, а тот, кто быстрее всех адаптируется к изменениям. Чарльз Дарвин

Адаптация — это приспособление к новым условиям внешней и внутренней среды. А.

Слайд 2 Адаптация — это приспособление к новым условиям во внешней и внутренней среде. Адаптация происходит в каждый момент жизни, потому что мир человека по своей природе представляет собой непрерывное движение, меняющееся от одного момента к другому. Адаптивность влияет на качество усвоения и количество поступающей информации. Чем лучше мы адаптируемся, тем быстрее мы учимся и тем эффективнее мы можем реагировать на ситуацию здесь и сейчас.

ПЛАН1. Понятие и виды адаптации. 2. Механизмы социальной адаптации 3. Услови.

3 слайда Слайд 1: Понятие и виды адаптации. 2. социальные механизмы адаптации 3. условия для нормальной адаптации. Правила позитивного социального поведения

1. Понятие адаптации Под социальной адаптацией понимается весь комплекс дейст.

4 Слайд 1: Понятие адаптации Под социальной адаптацией понимается комплекс действий, направленных на вхождение в новую среду и приспособление к ней.

1. Понятие адаптацииadaptatio — приспособление, прилаживание. приспособление.

5 Слайд 1: Адаптация Адаптация — это процесс приспособления организма и его функций, органов и клеток к условиям окружающей среды.

1. Понятие адаптацииАдаптация направлена на следующие действия: Принятие пра.

6 Слайд 1: Понятие адаптации Адаптация направлена на следующие действия Принятие правильных моральных и правовых решений; — Выполнение политических обязанностей; — Избегание конфликтов с людьми в окружающей среде; — Избегание антисоциального поведения, ведущего к антисоциальному (девиантному) отклоняющемуся поведению.

1. Понятие адаптацииСоставляющие социально-правовой адаптации. Подготовка че.

7 Слайд 1: Концепция адаптации Компоненты социальной и правовой адаптации. Подготовка людей к хорошему общению в различных организациях. Развитие правильного понимания своих прав и обязанностей. Правовая и социально-психологическая адаптация к режиму.

1. Понятие адаптации В зависимости от рассматриваемого аспекта: а) адаптация.

Какие функции выполняет этот процесс

Приспособление к обществу выполняет следующие важные функции для человека:

  • Обогащает его новыми рабочими знаниями;
  • Стимулирует проявление активной жизненной позиции во благо страны;
  • Учит мириться с противоречиями внутри себя;
  • Учит правильно реагировать на противоречия между собственными ценностными установками и требованиями общества;
  • Дает чувство безопасности в трудовом коллективе;
  • Позволяет работать в той сфере, которая привлекает человека;
  • Позволяет обеспечивать себя и свою семью;
  • Помогает обрести гармонию.

Понятие и определение в психологии

Психологическое определение адаптивности относится к физиологическим и психологическим характеристикам организма. В социологии адаптация — это вид активности личности, направленный на поиск комфортного состояния существования в обществе. Люди достигают этого состояния благодаря аналитическим навыкам, соответствующей оценке своих способностей и умений, а также развитым навыкам самоконтроля.

Социально адаптированный человек — это человек, способный принимать обоснованные решения и предвидеть развитие ситуации.

Адаптированный человек

Социально адаптированный человек — это тот, кто успешно решает проблемы взаимодействия на трех уровнях: физиологическом, психологическом и социальном.

Психологи предполагают, что социальная адаптация — это процесс жизни в обществе, в котором человек чувствует себя комфортно, не испытывает дискомфорта при небольших изменениях обстоятельств, а на его психику не влияют негативные внешние факторы.

Дополнительная информация. Социальная адаптация не может быть отделена от социализации. Эти два процесса взаимозависимы и дополняют друг друга.

Признаки социальной дезадаптации

Внимание. Несмотря на сложность институтов социализации, социальная адаптация не всегда является естественным следствием взросления. Иногда ребенок остается социально дезадаптированным даже во взрослой жизни с точки зрения образования.

Показателями неудачной программы социализации и адаптации являются:

  • Человек обладает слабыми знаниями законов функционирования рынка и социально-экономической сферы;
  • Индивид не может определиться с выбором профессии, долго оставаясь безработным, несмотря на наличие профессионального образования;
  • Человек встает на противозаконный путь, выступает в качестве лица, организующего преступления, отбывает срок в местах лишения свободы.

Внимание: люди с ограниченными возможностями и пожилые люди не могут считаться социально дезадаптированными. Инвалиды и люди с ограниченными возможностями не могут считаться социально неполноценными. Люди с ограниченными возможностями не могут выполнять определенные задачи, но это не значит, что их нельзя реабилитировать.

Определение

Психологическая адаптация так же сложна, многоуровнева и многофакторна, как и биологическая. Последнее касается способности живых организмов адаптироваться к изменениям климата, пищи и других условий среды обитания. Это напрямую связано с эволюционным отбором.

В психологическом контексте это означает гармоничную интеграцию личности в социальные процессы, развитие необходимых навыков общения и эмоциональной стабильности. Эта концепция имеет долгую историю возникновения, развития и изучения. Существует множество интерпретаций и формулировок.

Адаптация — это механизм социальной приспособляемости в психологии, суть которого пытались понять еще древнегреческие философы. Гиппократ, Анаксагор и Демокрит имеют тематические работы. Врач, мыслитель и философ Древней Греции считал, что социальные условия в определенной степени определяют внешний облик человека.

Позже Ламарк, французский натуралист и мыслитель, изучавший механизм адаптации, сделал это утверждение. Теоретическое обоснование идеи о связи между внешним видом и окружающей средой пришло от Чарльза Дарвина.

Первоначально в науке господствовала идея о том, что только физиологические и биологические факторы влияют на приспособляемость живых существ, включая человека. Она была радикально изменена Гансом Селье. Сеченов и Павлов интенсивно работали над темой адаптации.

Они рассматривали чисто физиологические аспекты этого процесса. Советский социолог Г. И. Загородцев описал психологические законы и принципы в своей работе «Философские проблемы теории адаптации». Его определение — это степень участия человека в социальных и трудовых процессах.

Адаптация. Что это в психологии, примеры, виды и формы

По мнению выдающегося американского ученого А. Маслоу, психологическая адаптация — это оптимальное взаимодействие человеческой личности с окружающей средой. Этот вопрос приобрел особое значение в XXI веке с началом стремительного технологического развития.

В постоянно меняющемся мире, где, по мнению многих футуристов, человечество стоит на пороге технологической сингулярности, адаптация личности стала еще более сложным и многофакторным процессом.

Появляются новые концепции, новые формулировки и новые взгляды. В работе И.А. Милославской «Роль социальной адаптации в условиях современной НД» дана объективно-субъективная характеристика приспособляемости человека к реалиям высокотехнологичной среды.

По мнению автора, человек должен постоянно осваивать новые навыки общения и следовать различным моделям жизни, чтобы лучше адаптироваться социально-психологически.

Читайте также: Стиль лидерства — в чем заключается психология управления. Каковы типы и их влияние?

В своих работах Фрейд и Адлер изображали адаптивность личности как развитие защитных механизмов против внешних стимулов. Каждая психологическая школа, доктрина и концепция имеет свое собственное определение адаптации. Часто эти толкования расплывчаты, плохо сочетаются или даже полностью противоречат друг другу.

Все авторы сходятся в одном: скорость и степень адаптивности к изменениям в социальной среде зависят от личностных характеристик.

Уровни социальной адаптации

Адаптация индивида характеризуется процессом социализации, усвоением социальных норм поведения и «врастанием» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация является наиболее важным механизмом эффективной социализации.

Если «социализацию» следует понимать как постепенный процесс, в ходе которого личность формируется в конкретных социальных условиях, то социальная адаптация — это относительно короткий период времени, в течение которого личность активно осваивается в новой социальной среде.

Рассмотрение социальной адаптации происходит на трех уровнях:

  1. общество (макросреда). Индивид и социальные слои приспосабливаются к особенностям развития общества (экономическим, социальным, политическим, культурным, духовным);
  2. социальная группа (микросреда). Человек приспосабливается или, наоборот, его интересы не совпадают с интересами социальной группы (семьи, коллектива на работе или учебе и др.);
  3. индивид (адаптация внутри личности). Стремление человека к гармонии, достижения баланса внутренней позиции.

Адаптация индивида к конкретному обществу происходит, когда он вступает в систему отношений (с другими людьми, социальных, профессиональных, деловых). Социальная адаптация состоит из различных видов адаптационных процессов, образующих систему, а именно: производственной, профессиональной, бытовой, рекреационной, политической, экономической адаптации к формам общественного сознания.

Личностный потенциал

Личностный адаптационный потенциал — это способность человека проявлять психологическую устойчивость в изменяющихся условиях.

Чем выше этот потенциал, тем больше вероятность того, что под воздействием внешних факторов человек сможет проявить нормальную работоспособность, высокую производительность и стабильное психическое состояние.

То есть у одного человека эти показатели могут снижаться при незначительных внешних воздействиях, а у другого они могут оставаться на нормальном уровне даже при сильном давлении.

Адаптивный потенциал индивида состоит из следующих характеристик:

  • нервно-психическая устойчивость;
  • восприимчивость стресса;
  • самооценка;
  • самоконтроль;
  • наличие поддержки;
  • уровень конфликтности;
  • опыт социального общения.

Диагностика социальной адаптации

Изучение особенностей адаптационных процессов и связанных с ними личностных качеств является одной из самых актуальных проблем современности. Поэтому методы социально-психологической адаптации сегодня очень востребованы. Опросник, разработанный К. Роджерсом и Р. Даймондом, например, позволяет диагностировать особенности в процессе социальной адаптации. Стимульный материал представлен простым высказыванием, сформулированным в третьем лице единственного числа без местоимений. Эта форма, вероятно, используется авторами, чтобы избежать эффекта «прямой идентификации». Другими словами, чтобы испытуемые в определенных ситуациях не связывали сознательно и непосредственно утверждения в опроснике с собственными характеристиками. Эта техника рассматривается как форма «нейтрализации» отношения испытуемых к социально ожидаемым или подходящим ответам.

Важнейшим фактором естественного воспитания человека является его общительность. Все социальные роли требуют использования определенных физических параметров, и чем более требовательна деятельность человека в социальном плане, тем больше степень вариативности физического выражения. В связи с ускорением темпов социальных, технологических и даже климатических изменений в окружающей среде, люди вынуждены быстро адаптироваться к среде и деятельности своей жизни. Поэтому на современном этапе формирования общества по-новому ставится задача воспитания гармонично развитых личностей с высокими умственными и физическими способностями. Для этого были разработаны методы, объектом исследования которых является степень социальной адаптации индивидов, которая может выступать и как процесс адаптации, и как результат.

Автор : Практический психолог Ведмеш Н.А.

Пресс-секретарь Центра медицинской психологии «ПсихоМед

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий