Помощник памяти, рифма, помогает запомнить скучные законы физики. Закон Архимеда гласит: «Тело, опущенное в воду, выходит из нее под действием силы воды, выталкиваемой телом, опущенным в воду».
Мнемотехника: как перестать зубрить и начать запоминать
Мнемоника или мнемоника — это метод эффективного запоминания информации, основанный на создании ассоциаций. Например, нелегко запомнить порядок расположения планет в Солнечной системе. Но если вы выучите простой стишок, в котором каждое слово ассоциируется с определенным небесным телом, задача станет менее сложной.
«M a t t h e r e : M a m a n y s e l l i n g t h e P o l l i t i c » — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Существует множество различных мнемоник. Само слово «мнемоника» происходит от древнегреческого (mnemonic — искусство запоминания), но первыми зафиксировали большинство приемов запоминания римляне. До наших дней сохранился анонимный трактат на латинском языке «Риторика для Геренния», написанный в 80-х годах до нашей эры. Она знакомит читателя с чердаком разума или методом дворца памяти, который использует персонаж Бенедикта Камбербэтча в телесериале «Шерлок».
Шерлок Холмс погружается в чертоги разума, чтобы с помощью ассоциаций найти нужный ответ
Зачем нужна мнемотехника
Мастера мнемоники считают, что в повседневной жизни практично быстро и легко запоминать номера телефонов, банковские карты, списки покупок, имена и даты рождения друзей и знакомых.
Техники запоминания помогают в работе и профессиональном развитии. С их помощью вам легче отслеживать порученные вам задания и свои собственные задачи. Эти методы позволяют отказаться от множества заметок и органайзеров, используемых для хранения информации о проектах.
Кроме того, мнемоники подходят для обучения по всем дисциплинам, где требуется память — от математики, физики и химии до истории, обществознания и иностранных языков.
Плюсы и минусы мнемотехники
Константин Дудин — профессиональный мнемонист, рекордсмен по запоминанию и основатель Школы развития памяти:
«Мнемоники — это алгоритмы, которые, если их понять, могут значительно упростить жизнь. Хорошая память — это преимущество, потому что с ней вы можете работать гораздо эффективнее. Благодаря мнемотехнике я отлично сдала экзамены и получила красный диплом в университете без единой четверки. Я сторонник того, что необходимо как можно больше учить этому других.
Из недостатков заучивания Дудин упомянул только необходимость поддерживать дисциплину в обучении. Эксперты и исследователи методологии видят еще много преимуществ.
Эффективность. Эксперимент Ричарда Аткинсона показал, что студенты запоминают на 40% больше иностранных слов по ассоциации, чем путем заучивания.
Скорость влияния. Практика техник запоминания физически реорганизует структуру мозга и увеличивает объем памяти. Первый эффект достигается после шести недель тренировок, а значительные изменения происходят после четвертого месяца.
Доступность. Эксперты по раннему развитию детей говорят, что даже трехлетних детей можно научить мнемонике. Девятикратный победитель чемпионата мира по запоминанию Доминик О’Брайен научился этому методу только в 30 лет.
Последствия для психического здоровья. Мнемоники полезны для профилактики и борьбы с когнитивными расстройствами мозга, такими как рассеянный склероз и болезнь Альцгеймера.
Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить
Техника быстрого запоминания называется мнемонической техникой. Это сочетание различных методов, которые могут быть использованы для хранения больших объемов информации. Многие студенты, инженеры, ученые и обычные люди мечтают овладеть этим навыком для личного пользования.
Недавно телевидение показало удивительных людей, которые могут запомнить 100 случайно вытянутых карт или сотню мелких деталей за минуту. Для обычного наблюдателя такие способности кажутся настоящей магией.
Секрет в том, что эти люди хорошо владеют мнемоникой. Они не скрывают, что прошли курсы мнемоники и утверждают, что могут развить супер-мнемонические способности у любого человека.
Огромное преимущество мнемонических техник заключается в том, что любой человек может овладеть их приемами. Никаких специальных навыков или знаний не требуется. Тренинг предназначен для взрослых, подростков и детей. В любом возрасте легко тренировать свою память столько, сколько вы захотите.
Тренировка памяти начинается в любом возрасте. Насколько вы будете успешны в изучении техники запоминания, зависит только от того, сколько времени вы потратите и сколько усердия приложите.
Самое главное — понять закономерности памяти, изучить основные принципы и практиковать мнемонику. Вы должны постоянно совершенствовать свои навыки и не останавливаться на достигнутом.
Мнемотехнику можно изучать самостоятельно, из источников в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общем использовании мнемоник и раскроем некоторые их секреты.
Мнемоника
Одним словом, мнемоника — это искусство запоминания. Мнемоника — это приемы и методы запоминания.
Некоторые эффективные приемы знакомы вам еще с детства. Метод акростиха помогает ученикам раз и навсегда запомнить цвета радуги. Каждый охотник хочет знать, где сидит фазан. Первая буква каждого слова в этом детском стишке соответствует букве цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Наши предки изучали буквы алфавита, используя эту технику. Сегодня этот стих больше не используется, потому что буквы называются по-другому.
Мнемонические устройства помогают запомнить правила синтаксиса: Я ношу одежду, я ношу Надежду. Я с нетерпением жду свадьбы.
Биссектриса угла — это крыса, которая проходит вокруг углов и делит угол пополам. Эти детские стишки помогают нам понять, как работают мнемоники.
Чтобы хорошо запомнить мнемонику, преподаватели рекомендуют использовать систему картинок или ассоциаций. Таким образом, имя Эйнштейна ассоциируется с физикой. Имя Иван звучит как диван. Число одиннадцать похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь связана с сердцем.
Метод составления рассказа помогает запомнить несвязанные слова. Например:
- Ананас;
- Барабан;
- Крокодил;
- Вентилятор;
- Кирпич.
Помните смешную историю про ананас, играющий на барабане, которая не понравилась крокодилу, и он побежал к барабану, но вентилятор оттолкнул его, и крокодил ударился о кирпич.
И чем более бредовая история, тем больше вероятность того, что ее запомнят.
Очень похожа на эту технику техника «Цепочка», когда вы выстраиваете образы в своей голове в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на хвосте у него висит веер, а у ног лежит кирпич.
С этой счастливой картинкой в голове вы быстрее запомните пять слов. Таким же образом можно запомнить 10, 20 или 100 незнакомых слов.
Самый сложный тип мнемоники — это мнемоника мест, когда вы вспоминаете знакомую обстановку своего дома и присваиваете всем местам номера. Входная дверь — номер 1, коврик с парой обуви — номер 2, коробка с чистой обувью — номер 3, шкаф — номер 4 и полка для шляп — номер 5.
Теперь, если вы повесите ананас на дверь, барабан на ковер, крокодила на кассету, вентилятор на вешалку и кирпич на полку между шляпами, мы тоже вспомним эти слова, которые недавно услышали впервые.
Возможно, вы также вспомните маршрут, по которому вы каждый день ездите на работу.
Упражнения мнемотехники для начинающих
Один совет для новой аудитории: сохраняйте спокойствие. Чтобы усвоить новую информацию, нужно сохранять спокойствие. Это необходимо для того, чтобы ненужные эмоции, стресс не смешивались с ассоциациями, которые вы создаете в своей голове для кодирования. Кроме того, трудно будет самостоятельно определить, какой метод подходит вам больше всего.
Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящую технику. Было замечено, что труднее запоминать несвязанные объекты, несвязанные числа. Так легче запомнить связь между объектами. Полезно соединять уже известную информацию с новой.
Легче запомнить логические, метафорические, эмоциональные и яркие ассоциации, но не сами объекты. Согласно этим ассоциациям, информацию легче найти и воспроизвести в памяти.
Если таких ассоциаций не существует, их необходимо создать. В этом заключается суть запоминания в мнемонике.
Мнемоника работает следующим образом:
- берутся абстрактные данные;
- между ними создаются связи – происходит кодирование;
- запоминание, повторение в удобной форме;
- декодирование, расшифровка;
- воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.
Это порядок, в котором обрабатываются данные. Новички не должны быть ошеломлены этим сложным на первый взгляд процессом. Когда начинаешь практически применять советы учителей, оказывается, что это не так сложно, как кажется.
Мнемоника позволяет новичкам использовать наиболее близкие им образы и ассоциации, чтобы они легче запоминались.
Как работают мнемотехники
Это позволяет мозгу легче переносить информацию с визуальными образами, ассоциациями, деталями и эмоциями в долгосрочную память. С номерами телефонов, датами и именами все гораздо сложнее. Суть мнемоники заключается в том, чтобы снабдить эти абстрактные и неудобные данные элементами хорошей памяти.
Для этого каждой единице информации присваивается красочная и запоминающаяся картинка. Затем эти образы связываются с ассоциациями, предпочтительно абсурдными и смешными (эмоции). Когда нам нужно вспомнить нужную информацию, мы сначала вызываем картинку, а затем то, что она кодирует.
Принцип можно описать следующим образом:
Сложные для запоминания данные ➡️ Установление связей (кодирование) ➡️ Запоминание данных в подходящей форме (рассказ, рифма, аббревиатура) ➡️ Декодирование (расшифровка) ➡️ нужных данных.
Чемпионы памяти могут запомнить до 70 000 цифр числа «пи» или запомнить несколько сотен случайных слов за 15 минут — обычно благодаря техникам запоминания, которые не являются феноменальными от рождения. Исследования также подтвердили их эффект. Например, участники одного эксперимента, которых в течение шести недель обучали методу Локуса (также известному как «Дворец памяти»), смогли запомнить в среднем 62 из 72 слов, которые им было предложено запомнить. Те, кто не использовал мнемоники, запомнили на 36 слов меньше. А сканирование мозга показало: при использовании мнемоник области, связанные с памятью и познанием, работают синхронно.
Несмотря на эти результаты, не стоит надеяться, что мнемоника может значительно улучшить память. Наоборот, они помогают быстро запомнить что-то и не забыть в течение длительного времени. Фактически, без повторения результат недействителен. А некоторые исследования показывают бонусы, не связанные с запоминанием. В одном случае, например, запоминание улучшило ассоциативное мышление и внимание студентов, а значит, и их творческие способности; в другом — снизило тревожность перед экзаменом по статистике.
7 простых мнемотехник на любой случай
Самое главное при использовании мнемонических устройств — грамотно подобрать ассоциации. Сначала используйте первые, которые приходят на ум: Они являются самыми надежными. Во-вторых, представляйте предметы красочно, детально и трехмерно, мысленно рассматривая их со всех сторон. В-третьих, усильте эмоции: Чем смешнее и нелепее история, которую вы придумаете, тем лучше она запомнится. Наконец, повторите образ громко и выразительно, как будто вы рассказываете историю маленькому ребенку.
1. Метод ассоциативной истории
Хорошо запоминает структурированную информацию, например, списки или инструкции. При использовании этого метода вы должны придумать картинку-ассоциацию для каждого термина, который вам нужно запомнить, а затем связать его со значением в рассказе. Лучше всего расположить эти образы в рассказе попарно, чтобы не забыть ни один из них.
Например, попробуем составить цепочку ассоциаций для восьми стилей европейской архитектуры. Нам нужно запомнить не только их имена, но и порядок, в котором они появлялись в рассказе. Давайте начнем с поиска изображения для каждого стиля.
- X–XII вв. Романский стиль — режиссер Романски (напоминает фамилию Полански).
- XII–XV вв. Готика — друг Романски, принадлежит субкультуре готов.
- Начало XV — XVI в. Ренессанс — референс (ассоциация по созвучию).
- XVI — середина XVIII в. Барокко — пышный барашек.
- XVIII в. Рококо — кричащая курица.
- XVII — начало XIX в. Классицизм — классическая литература.
- XVIII–XIX вв. Ампир — вампир.
- Конец XVIII — начало XIX в. Романтизм — любовные отношения.
На основе этих изображений возникла следующая цепочка событий. Режиссер Романский и его друг-гот позируют для репортажа с ягненком в руках, как вдруг заходит курица и кричит «ко-ко-ко». В ее лапе классическая книга о вампирах и романтических отношениях между Мастером и Маргаритой.
2. Буквенно-цифровой код для номеров
Это хороший способ запомнить пин-коды, номера телефонов и другие числовые значения. В этом методе каждая цифра от 0 до 9 кодируется определенной буквой. Существует широкий спектр кодировок. Самый простой из них присваивает цифре букву, соответствующую первой букве слова, в котором эта цифра находится.
- 0 — н ( н оль);
- 1 — р ( р аз);
- 2 — д ( д ва);
- 3 — т ( т ри);
- 4 — ч ( ч етыре);
- 5 — п ( п ять);
- 6 — ш ( ш есть);
- 7 — с ( с емь);
- 8 — в ( в осемь);
- 9 — м (используем слово « м ного», так как «д» уже занята двойкой).
Предположим, нам нужно запомнить пароль банковской карты 0753. Если вы закодируете номер с предыдущим кодом, то получите «NSPT». Теперь этот набор букв нужно перевести в картинку. Звучит как фраза «Don’t SPaT», не так ли? Таким образом, вы можете запомнить длинную последовательность чисел, преобразуя их в предложения. Кстати, для ускорения ассоциаций мнемоники советуют создавать код из наиболее часто встречающихся букв алфавита. Методы кодирования для русского языка вы можете найти в таблице.
В другом варианте этого метода две буквы могут быть закодированы одновременно в одной цифре, что дает большую свободу в создании картинок. Акцент делается на принципе фонетического соответствия. Например, цифру 2 мы кодируем как сочетание «Д» (потому что «два») и «Т» (пара глухих звуков). Цифра 5 аналогично кодируется как «PB». Для числа 1 мы получаем букву с похожей формой «G». Хотя в фонетике нет пары, мы можем сопоставить «G» и «G» на основе согласного звука. Если согласная фонема не может быть использована, необходимо запомнить или подобрать пару на основе формы и других признаков. Когда мы составляем узор, мы должны убрать одну букву из каждой пары и использовать оставшиеся.
Придумывайте ассоциации
Если у вас сильное воображение, эта техника очень эффективна и интересна. Она заключается в поиске связи между различными словами, предметами или событиями, которые на первый взгляд не имеют ничего общего друг с другом. Дайте волю своему воображению, ведь ассоциация может и должна быть необычной или даже абсурдной — это поможет вам запомнить информацию.
Можно использовать фотографии родственников, певцов, актеров, художников, режиссеров и других людей, запечатлевших себя в нашей памяти.
Пример:
Вы не можете вспомнить имя нового соседа в вашем доме. Он похож на твоего кузена и у него такое же имя. Подумайте об этой ассоциации и вспомните: «Этот сосед мне как брат». В следующий раз ваш мозг даст вам нужное имя по ассоциации; вам просто нужно будет снова вспомнить о своем брате, когда вы встретитесь с соседом.
Используйте метод Цицерона
Этот метод является продолжением техники ассоциаций и подходит, когда вам нужно запомнить распорядок дня, отрывок текста, список телефонных звонков — определенную последовательность.
Римский оратор Цицерон, который был известен своими речами, не пользовался записями, когда выступал перед аудиторией. Он воспроизводил исторические данные, имена и цитаты по памяти. Ему помог следующий метод: диктор мысленно размещал предметы, которые нужно было запомнить, в знакомой комнате в определенном порядке. Во время лекции Цицерон представлял себе комнату и легко запоминал имена и даты, которые он искал.
Этот метод также называют методом мест или методом римских комнат.
Пример:
Вы должны запомнить порядок слов: Щенок, сыр, линейка, тесто, лужа. Мысленно представьте свою комнату, в которой вы знаете каждую деталь, и обыщите ее, перебирая по одному предмету за раз:
«За дверью комнаты сидит щенок. Я вхожу и вижу слева от двери комод, на котором лежит бутерброд с сыром. Я прохожу мимо комода и вижу письменный стол, на котором лежит желтая линейка, что сразу же привлекает мое внимание. Я иду дальше, подхожу к окну и вижу на подоконнике фигурку из пластилина. Я переворачиваю его в руках и иду к выходу из комнаты, мимо дивана, деревянные ножки которого стоят в луже, разбухшей от воды.
Используйте метод Айвазовского
Этот метод, приписываемый знаменитому моряку, позволяет использовать вашу фотографическую память. Это полезно для запоминания вида, картины или образа любимого человека вплоть до мельчайших деталей.
Посмотрите на объект, пейзаж или лицо в течение трех-пяти секунд и постарайтесь запомнить детали. Затем закройте глаза и представьте объект в мельчайших подробностях. Задайте себе вопросы о деталях этого изображения и мысленно ответьте на них. Затем откройте глаза на секунду, снова посмотрите на объект и завершите картину. Закройте глаза и постарайтесь как можно ярче представить себе образ предмета. Повторите последние два шага несколько раз.
Как чемпионы по запоминанию используют мнемотехники
Теперь я чаще использую мнемоники для изучения английского языка. Я учусь у различных американских специалистов по мозгу. Чтобы понять их, необходимо регулярно набирать словарный запас.
Я делаю это в несколько этапов. Сначала я представляю себе русское слово, затем подбираю ассоциацию, соответствующую иностранному слову, и объединяю их в забавную картинку. Например, «eat» в английском языке будет consume — «потреблять». Давайте подумаем о CONSUME как о потреблении витаминов. Это так просто.
Я также часто выступаю на публике, и чтобы не потеряться в череде мыслей, я использую дворцы памяти. Я беру нужную мне информацию, перевожу ее в картинки и размещаю их на различных объектах, например, в своей квартире. Затем, чтобы вспомнить, я представляю себе свою комнату и просто собираю изображения, которые я разместил там в прошлом.
Чтобы работать, мне нужно вспомнить семь навыков высокоэффективных людей из книги Стивена Кови. Затем я представляю себе это:
- На кровати стоит огромный знак стоп, на котором висит мишень.
- На подоконнике стоит слон с огромным человеческим ухом.
- На шторах висит кубок, на котором сидит толпа.
- В столе торчит пила.
Отношение — это образ для первого навыка: «быть проактивным». Для меня быть проактивным означает, что я могу сказать «нет» или «стоп» всем отвлекающим факторам.
Цель — это образ для второго навыка: «Начните представлять себе конечную цель».
Слон — это третий навык: «Сначала делай важные дела, потом срочные». Важные, большие вещи можно назвать слонами, которых «съедают» по частям.
Большое ухо — это четвертая способность: «Сначала пойми, потом будь понят». Почему ухо? Ведь чтобы понять человека, нужно сначала внимательно его выслушать.
Кубок — это пятая способность: побеждать, побеждать, побеждать.
Толпа — шестой навык: «синергия». Вы должны работать вместе с другими людьми, чтобы быстрее достичь цели.
Пила — седьмой навык: «Заточка пилы».
Когда мне нужно вызвать эти навыки, я вспоминаю комнату и образы в ней. Именно так я работаю со всей информацией — использую тот или иной инструмент для запоминания.
Как он используется. Запоминание нового имени, иностранных слов, терминов.
Что делать? Найдите слово с согласными — знакомое слово, которое фонетически похоже на незнакомое. Если слово длинное и трудно найти слово с согласными, его можно разделить. Пример: elephant — слон, ele — электричество, phant — фант. Представьте, что слон схватил хоботом электрические провода, и обмотки начали отваливаться.
При изучении иностранных слов важно правильно их произносить.
Если вы хотите запомнить имена, фамилии и лица новых знакомых, сначала найдите характерную черту их внешности и постарайтесь ее запомнить. Затем придумайте картинку для названия. Дразнилки хорошо работают. Например, если новую знакомую зовут Анна Башмакова и она всегда носит очки, вы можете представить ее сидящей в ванной — ассоциация с именем, а очки, которые она носит, — ассоциация с именем.
Пример. Kitchen в переводе с английского означает «кухня». Произношение этого слова напоминает мне «китч», то есть что-то пестрое, безвкусное. Представьте себе яркие цвета в виде точек, прыгающих вверх и вниз на кухне.
Как он используется. Запомните любую последовательность. Например, список покупок или дел, порядок расположения планет в Солнечной системе.
Что нужно сделать? Представьте себе яркий образ, а затем вставьте его в следующий образ, который также является ярким. После того, как вы установили связь между первым и вторым изображением, вам нужно установить связь между вторым и третьим изображением.
Сколько времени нужно, чтобы освоить мнемотехники?
Как показывает опыт моих студентов, изучение мнемоники занимает в среднем восемь недель. Это верно, если вы занимаетесь 30-60 минут в день. Есть и другие нюансы, например, сколько инструментов вы изучаете. Чем больше различных мнемотехник — тем дольше вы учитесь.
Не бойтесь этого: освоение навыка не происходит быстро, просто потому, что прочные нейронные связи в мозге образуются не сразу.
Вначале вы не привыкнете запоминать информацию с помощью мнемоник, и вам захочется вернуться к заучиванию. Вам нужно только подождать, а это занимает около двух месяцев. Лучше всего, если рядом будет кто-то, кто поможет вам преодолеть трудности. Именно поэтому я рекомендую вам посетить обучающий курс, а не учить мнемонику самостоятельно, без обратной связи.
Как мнемотехники помогают мне в работе и жизни
На курсах нам говорили: чтобы действительно овладеть мнемотехникой, нужно заниматься хотя бы 5-10 минут в день — даже после курсов. В течение нескольких месяцев я так и делал: когда шел на работу, запоминал вывески и вел список покупок не на листке бумаги, как я привык, а в голове. Я также пытался запомнить главы прочитанных книг Цицерона или пиктограммы. Но мне не нужно было держать в голове большие объемы информации, и со временем тренинги становились все реже и реже.
Теперь я запоминаю пароли для банковских карт по методу QVC. Я запоминаю имена новых знакомых по голосовой ассоциации и использую цепочку вместо рукописного списка покупок. Я обнаружил, что забываю некоторые картинки из QNB, если не практикую их. Я не использую другие методы, потому что для этого нет причин, но когда они мне нужны, я могу вспомнить и использовать их.
Курс не улучшил мою память, но он решил мою главную проблему: Я больше не путаю имена людей, с которыми разговариваю, и не могу вспомнить их лица. А то, что я научился лучше запоминать цифры и незнакомые слова, было дополнительным бонусом.
Примеры применения на практике
Мнемоники часто используются для запоминания правил, формул и числовых значений в различных науках. Во-первых, они отлично тренируют память. Во-вторых, они идеально подходят для детей, которые полностью освоили учебную программу по определенным предметам. Те, кому посчастливилось учиться у преподавателей, владеющих этими методами, запомнили слова в русском языке, теорему Пифагора в геометрии и многие другие истины, которые в идеале каждый должен знать наизусть. Если у учителей нет навыков работы с этими техниками, родители могут использовать их сами, чтобы помочь своему ребенку учиться.
Помогут примеры мнемонических техник в различных учебных предметах.
Как с ними работать. Почти все они основаны на технике рифмовки и созвучий. Поэтому детям достаточно выучить веселые стишки — и правила останутся с ними на всю жизнь. Вы увидите: Позже они будут читать их своим внукам.
Русский язык
Математика
Другие предметы
Подобные приемы и методы запоминания существуют практически для всех учебных дисциплин и сфер жизни:
- в музыке — для запоминания последовательности нот;
- в правилах дорожного движения;
- в военном деле (формулы для точности попадания с учётом бокового ветра и скорости движения цели);
- в транспортной сфере (цвета навигационных огней на бортах самолётов и кораблей);
- в телефонии (номера, где цифры заменены буквами, соответствующие им на клавиатуре телефонов).
Мнемоники неоценимы при изучении иностранного языка. Мнемоники неоценимы при изучении иностранного языка. Например, правило OPSHACOM значительно облегчит понимание и запоминание обычного порядка следования различных прилагательных перед существительным в английском языке.
Как освоить
Во-первых, можно пройти курсы по мнемонике у профессионалов, которые глубоко вовлечены в применение этих систем и техник на практике. Их можно найти в Интернете: Купите программу обучения, запишитесь на онлайн-тренинг, организуйте занятия по Skype. Существует множество способов их освоения.
Во-вторых, вы можете выучить мнемонику самостоятельно в домашних условиях. Обратите внимание, однако, что этот путь будет длиннее, чем путь с экспертом. Некоторые приемы могут показаться слишком сложными, и тогда вы рискуете сдаться, не развив свою память. Иногда не хватает регулярности и настойчивости. Если есть учитель, то есть расписание, задания и т.д. Но здесь вы должны полагаться только на свою самодисциплину.
Чтобы выучить мнемонику самостоятельно, сначала нужно сделать выбор:
- направления (новичку лучше выбрать народное или педагогическое, а не современное или классическое);
- типа памяти, развитием которой будете заниматься;
- приёма, который вы лучше всех сможете освоить (рифмы, созвучия, зрительные ассоциации);
- авторской системы, в которой будете работать.
Затем необходимо выделить определенное количество времени для тренировок. Лучше всего делать это непосредственно перед сном. Для новичков этих мер вполне достаточно.
Для разного возраста
Для детей дошкольного возраста этого вполне достаточно для начинающих.
Мнемоника активно используется педагогами и логопедами для развития речи в детском саду с помощью мнемонических блоков и мнемонических дорожек. Сначала ребенок должен назвать то, что изображено на картинке (при этом активизируются зрительные ассоциации и одновременно расширяется словарный запас). Затем он придумывает предложения и целые истории с несколькими картинками одновременно (обогащение грамматического дискурса). Самым сложным элементом в этой цепочке является мнемоника, которая помогает ребенку дошкольного возраста выучить полное стихотворение.
Для детей школьного возраста
Система образования — самое благодатное поле для применения мнемоники. Для усвоения больших объемов информации по различным темам для тренировки памяти учащихся можно использовать согласные и рифмы, приведенные в качестве примеров в таблицах выше. Начиная с 10 лет, специалисты советуют родителям и учителям постепенно обучать детей методам Кикерона и Айвазовского. Можно использовать и другие упражнения: создание собственного языка, разработка клинообразного языка, поиск пароля и другие.
Для взрослых
Для развития памяти взрослым уже поздно учиться запоминать порядок падежей в русском языке. Им нужны более сложные техники, работа с цифрами, визуальные и слуховые подробные описания происходящего. Верх совершенства — овладеть системой Джордано или хотя бы попытаться принять участие во внеклассном туре конкурса мнемоники.
Книги по развитию памяти
Существует обширная литература на тему тренировки памяти. В этих книгах описана общая информация — что такое мнемоника и зачем она нужна. Другие авторы представляют практические методики, которые вы можете использовать для самостоятельной тренировки памяти. Существуют очень специфические издания для изучающих иностранные языки.
Из всей тематической литературы выделяется книга «Мнемотехника шаг за шагом» Владимира Козаренко как руководство по мнемотехнике. Автор разработал техники запоминания информации и объединил их в 5 последовательных шагов. С каждым шагом сложность упражнений возрастает. Поэтому упражнения последнего этапа требуют высокого уровня концентрации и мастерства. Эта книга примечательна еще и тем, что в ней содержится руководство по изучению иностранных языков. В ней описаны лучшие методики запоминания иностранных слов.
В книге «Быстрый ум. Как забыть лишнее и запомнить необходимое» Кристин Лоберг и Майка Байстера описаны интересные мнемонические техники для тренировки мозга с помощью цифр. Эти интересные математические методы способствуют концентрации и сосредоточенности, позволяют легче запоминать и обрабатывать информацию, отбрасывать ненужное и не перегружать мозг.
Практические приемы мнемотехники
Все мнемонические техники основаны на трех принципах: Образ, ассоциация и место. Мнемоники разрабатываются путем комбинирования этих принципов.
Основной метод, но больше направлен на запоминание, чем на тренировку памяти. С помощью этой техники можно запомнить последовательность связанных объектов. Ярким примером является известное мнемоническое предложение: «Каждый охотник хочет знать, где сидит фазан. Это расшифровка последовательности цветов радуги, где каждый цвет в последовательности начинается с той же буквы, что и слова в этой мнемонике.
Эта техника популярна среди студентов-медиков, так как позволяет им изучить порядок расположения костей, таблицу Менделеева. Для студентов придумано множество мнемонических устройств. «Иван родил девочку и велит ей носить подгузник» — расшифровка падежей в русском языке. И чем абсурднее и необычнее мнемоническое устройство, тем больше оно остается в памяти.
Отличная тренировка ассоциативной и зрительной памяти. Каждый объект представлен в произвольной форме. Чем более нереальным будет объект, тем лучше он запомнится. Затем эти объекты нужно соединить с помощью воображения, чтобы получилась цепочка. Чтобы лучше запомниться, связь между этими объектами должна быть интересной и нелепой. Например, предметы для запоминания: календарь, водительские права и калькулятор. На представленной вами фотографии календарь сидит на водительском удостоверении и громко стучит по клавишам калькулятора.
Ярким примером этой техники являются иконки в программах Microsoft — дискета означает сохранение, ножницы — разрезание, горшок с краской — наполнение краской. Объектам, которые запоминаются, присваиваются визуальные образы, четкие и логичные. Эта техника помогает запоминать абстрактные понятия.
Необходимая техника для всех людей. Он кодируется буквами — 1-O, 2-D, 3-T и т.д. А если необходимо запомнить нужную числовую последовательность этих букв, состоит из любого подходящего набора. Цифра 3323 расшифровывается как «Here comes the Divine».
Или можно символизировать все цифры, например, 1 — аист, 2 — лебедь, 3 — крючок, а затем использовать метод цепочки картинок.
Это очень интересная техника запоминания чисел. Автор предлагает ассоциировать числа с известными людьми. Число 8 может символизировать актрису Наталью Бочкареву, число 6 — гонщика Шумахера, а число 1 — город Одинцово. Номер 861 кажется запоминающимся образом — Наталья Бочкарева за рулем гоночного автомобиля на улицах Одинцово.
Оно происходит от слова эйдос, что означает образ. Суть этой техники заключается не только в том, чтобы изобразить образ запоминающегося мотива, но и совместить его с психологическим состоянием. Психологи доказали, что особенно запоминающиеся ситуации сопровождаются интенсивным эмоциональным состоянием — радостью, удивлением, любопытством. Это означает, что вы должны представить себе образ или ситуацию и связать ее с определенной эмоцией.
Если регулярно тренировать память с помощью мнемоник, можно научиться запоминать большие объемы информации, справочники и иностранные слова, а также решать логические задачи в голове. Таким образом, вы сможете обойтись без организационной программы и более эффективно использовать свое рабочее и личное время.
Онлайн курс Мнемотехника
Новинка от уже полюбившегося всем интеллектуального тренажера «Викиум» — онлайн-курс «Запоминание».
Каждый день делайте зарядку дома, по дороге на работу или в школу, а также в любом месте, где есть доступ к Интернету.
Приобрести полезные навыки:
- Освойте мнемотехники и научитесь применять себе на пользу
- Запоминайте тонны информации, не напрягаясь
- Выучите наконец английский! Или французский, или японский, или все эти прекрасные языки
- Станьте «супер ботаном» в самом лучшем смысле этого слова — научитесь учиться быстро, легко и интересно
- Удивите окружающих своими способностями и посмотрите, как жизнь станет богаче во всех смыслах
В плане урока:
- 7 игровых тренажеров по мнемотехнике, которых вы еще не видели
- Набор техник для запоминания информации
- Тест в начале курса и по завершению
- Распланированная программа для развития памяти