Специальные налоговые режимы, такие как единый налог на вмененный доход (глава 26.3 Налогового кодекса РФ) и патентная система налогообложения (глава 26.5 Налогового кодекса РФ), могут применяться к розничной торговле как отдельному виду деятельности при соблюдении определенных условий в законодательстве.
Торговля и торговая деятельность
В современном мире торговля имеет огромное значение для всех хозяйствующих субъектов, поэтому необходимо контролировать эту деятельность. Эту задачу частично выполняет бухгалтерия.
Основным элементом торговых компаний является обращение товаров. В розничной торговле завершается обращение товаров; в розничной торговле товары доставляются к месту индивидуального использования.
В пункте 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» товары определены как: «часть запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи».
Гражданский кодекс Российской Федерации определяет товар как предмет договора купли-продажи. Статья 454(1) «Договор купли-продажи» Гражданского кодекса Российской Федерации: по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В соответствии со статьей 455(1) «Товарная оговорка» Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи может быть любой товар с учетом правил, предусмотренных ст. 129 УК.
Следует отметить, что сделки купли-продажи должны осуществляться на основании договора купли-продажи и его разновидностей (договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поставки и т.д.).
Подходы к понятию торговли и торговой деятельности
Отдельная коммерческая деятельность включает продажу продукции непосредственно физическим лицам для их личного пользования. Бухгалтерский учет в торговле регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», но при этом необходимо учитывать специфические особенности торговли. Эти характеристики могут определяться размером бизнеса, конкретным ассортиментом продаваемых товаров и направлением продаж. Как отмечает Н.П. Василькова, «к наиболее важным торговым операциям относятся как учет и оформление поступления, хранения и реализации товаров, так и необходимость использования наличных денег при продажах». Учет розничных товаров включает в себя учет поступления, продажи и возврата товаров и других операций.
По мнению Н.А. Проданова, коммерческая деятельность «определяет для себя главную задачу — удовлетворение потребностей людей в товарах и предложениях». О выполнении этой функции можно судить по объему продаж товаров. В этот период предприятия стараются максимизировать свои доходы. Более того, оборот является очень важным условием для достижения этой цели, поскольку на каждый проданный рубль компания получает прибыль. Важность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что правильность расчета товарных операций является одной из оценочных характеристик, зависящих от деятельности предприятия. Правильное осуществление процесса учета товарных операций и управленческого контроля играют важную роль в работе предприятия.
В предпринимательстве существуют две основные формы торговли: оптовая и розничная. Общие определения терминов оптовая и розничная торговля содержатся в статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В юридических текстах, теории и практике существуют различные подходы к понятию «торговля» и «коммерческая деятельность». Наиболее важные из них перечислены в таблице 1.
Таблица 1 — Основные подходы к определению термина «торговля» и «коммерческая деятельность
Название юридического документа и автор | Определение понятия «торговая и промышленная деятельность |
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». | «Оптовая торговля» означает коммерческую деятельность, связанную с покупкой и продажей товаров для использования в деловых операциях (включая перепродажу) или для других целей, не связанных с личным, семейным, домашним или аналогичным использованием. |
«Розничная торговля» — вид коммерческой деятельности, связанный с куплей-продажей товаров для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с коммерческой деятельностью. | |
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2.) Статья 346.27 | «Розничная торговля» — предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (включая операции за наличный расчет и операции с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. Продажа товаров и/или продуктов питания, произведенных в торговых автоматах, через торговые автоматы также считается розничной торговлей. |
Долгополова П.С. | «Розничная торговля — это сфера деятельности, направленная на ведение бизнеса, связанного с покупкой и продажей товаров». |
Колшанова А.С. | «Торговля — это отрасль и вид экономической деятельности, направленный на куплю-продажу, обмен товарами, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже». |
Кузнецова Н.В. | «Торговля — это специфическая человеческая деятельность, связанная с актами купли-продажи и представляющая собой набор конкретных технологических и экономических операций, обслуживающих процесс обмена. |
Сорокина В.А. | «Торговля — это экономическая деятельность, способствующая обмену товарами, купле-продаже товаров и связанным с этим операциям: обслуживанию покупателей, обращению товаров, их пути от производства до конечного потребления. |
Виды торговли
Рисунок 1 наглядно иллюстрирует концепцию и виды торговли.
Поэтому основное различие между оптовой и розничной торговлей заключается в назначении объекта торговли. Другими словами, чтобы определить вид торговли, необходимо знать цель, для которой приобретается товар. Если цель связана с бизнесом, то это оптовая торговля; если для личного потребления, не связанного с бизнесом, то это розничная торговля.
Различия также отражаются в формах торговли. Розничная торговля, как правильно отмечает П.С. Долгополова, «осуществляется в основном в специально созданных для этого предприятиях»: Магазины, киоски, рынки». В последние годы активно развивается дистанционная торговля через электронные магазины. Оптовая торговля обычно ведется несколько иначе: Конкретные товары заказываются и отправляются покупателю партиями со склада.
Согласно нормам Гражданского кодекса РФ, договор розничной купли-продажи является публичным (пункт 2 статьи 492 ГК РФ), то есть обоснование обязательства по продаже товаров должно быть исполнено в отношении всех заинтересованных лиц. В соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи считается заключенным надлежащим образом в момент передачи продавцом покупателю наличных денег, чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. При продаже товаров оптом должен быть заключен договор поставки или иной гражданско-правовой договор, обладающий признаками договора поставки. Глава 30 Гражданского кодекса РФ содержит элементы, которые должен содержать такой договор, а именно: стороны сделки, объем товара, порядок и форма оплаты, момент перехода права собственности на товар.
Принимая во внимание положения главы 30 Гражданского кодекса об условиях договора поставки, таких как сроки поставки товаров отдельными партиями (статья 508 ГК РФ), разнообразие товаров для покрытия недостачи (статья 512 ГК РФ), можно утверждать, что разница между оптовой и розничной торговлей также может быть реализована на основе принципа количества. Оптовая торговля «предполагает закупку большого количества товаров (партий товаров) для последующего использования в бизнесе, в то время как розничная торговля предполагает продажу товаров покупателю по частям».
Понятие и сущность
Она включает в себя продажу товаров и услуг, доступных всем покупателям в торговых центрах, демонстрационных залах и онлайн-сервисах. Самое главное, что это предпринимательская деятельность. Другая особенность — наличие определенного места, где происходит обмен товарами и деньгами. В большинстве случаев это магазин, но когда товары продаются через веб-сайт или по телефону, это адреса клиентов или помещение, где размещается заказ. Последний важный момент касается организации труда. Бизнес может быть крупным, средним или малым. Во всех случаях деятельность осуществляется по одним и тем же правилам. Они касаются взаимодействия с клиентами и контроля услуг, гигиены и санитарных правил, а также качества продукции.
- Изучение запросов от потенциальных клиентов и формирование ассортимента на их основе.
- Информирование покупателей о тех вещах, которые они приобретают.
- Побуждение производителей к производству конкретных товаров на основе полученных в результате исследований данных.
- Обслуживание и консультирование.
Розничные магазины — это многочисленные задачи розничной торговли для конечного потребителя. Они зависят от типа бизнеса. Например, в крупных супермаркетах самообслуживания некоторые задачи выполняют сами покупатели, и только когда у них есть особые потребности, они обращаются за специальной помощью.
Разнообразие также важно. Продажа сложных технических товаров требует особого внимания со стороны сотрудников магазина, поскольку только они знают достаточно о том, что продают.
Готовые решения для всех направлений
Ускорьте работу сотрудников склада, автоматизировав ее с помощью мобильных устройств. Устранение ошибок при приеме, отгрузке, инвентаризации и движении товаров навсегда.
Мобильность, точность и скорость, с которой товары пересчитываются в торговом зале и на складе, гарантирует, что вы не потеряете дни продаж на инвентаризацию и приемку товаров.
Требование о маркировке — это возможность для любого предприятия на 100% исключить поступление контрафактной продукции на свой склад и проследить цепочку поставок до производителя.
Скорость и точность получения и отправки товаров на склад — краеугольный камень бизнеса электронной коммерции. Используйте современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысьте точность учета активов вашей компании и контроль над хранением и перемещением отдельных предметов. Мобильное ведение учета снижает вероятность кражи и физической потери.
Повысьте эффективность своего производственного бизнеса, внедрив мобильную автоматизацию учета запасов.
Первое в России готовое решение для RFID маркировки товаров на всех этапах цепочки поставок.
Исключите ошибки при сравнении и считывании акцизных марок для алкогольной продукции с помощью мобильных инструментов учета.
Став сертифицированным партнером Cleverence, ваша компания сможет выйти на новый уровень решения проблем с вашими клиентами…
Используйте современные мобильные средства инвентаризации. Повысьте скорость и точность своих бизнес-процессов.
Цели и задачи розничной торговли
Во многом они пересекаются с оперативной целью. Можно изучить основные проблемы, которые могут быть решены с помощью розничных продавцов:
- Приобретение продукции у оптовика или производителя и ее подготовка к реализации в торговой точке.
- Демонстрирование готовых образцов из многочисленного ассортимента, для раскрытия качества и особенностей товаров.
- Осуществление доставки заказов, если это предполагается формой работы.
Важнейшим назначением торговых объектов является поддержание баланса между спросом и предложением. Это закон экономики, и когда весы склоняются в пользу одной стороны, бизнес терпит убытки, а клиенты не получают то, что им нужно.