Реальные исторические герои были заменены вымышленными героями. Самый популярный литературный жанр — жития святых — был преобразован в новый жанр — биографическое повествование (например, «История Ульяны Осориной», в центре которой — незначительная дворянка).
§ 17. Просвещение, наука, литература
Начальные школы. Россиянин XVII века хотел узнать что-то новое, прочитать книгу светского содержания и отправить своих детей в школу. Даже среди крестьян были «образованные люди», и многие посадские имели доступ к базовому образованию, состоящему из уроков чтения, письма и арифметики.
В церквях и монастырях также существовали «учительские палаты». Были также отставные учителя и государственные служащие, которые за плату обучали «маленьких детей» в специальной комнате. Таким образом, в России существовали как государственные, так и частные начальные школы. Богатые люди приглашали учителей в свои дома.
В Москве периодически создавались школы, где западнославянские, русские и грекоязычные монахи обучали молодежь греческому, латыни, основам риторики, истории и географии.
Учебные издания предназначены для изучения дома и в школе.
Школа в московитской России. Художник Б. М. Кустодиев
Мелетий Смотрицкий. Гравировка. 17 век.
Симеон Полоцкий. Гравировка. 17 век.
Андреевский монастырь в Москве. 1649 г. доверенный советник царя, сторонник Просвещения. ?. Ртищев пригласил в Москву 30 ученых монахов из Киево-Печерской лавры и других украинских монастырей. Монахи начали переводить иностранные книги на русский язык и обучать всех желающих греческой, латинской, славянской грамматике, риторике, философии и другим «наукам о языке». Некоторые священники и монахи из Москвы присоединились к украинским старейшинам. Было образовано Братство ученых, которое заменило Академию наук в России в 50-60-е годы XVII века.
Ртищев был другом царя с юности. Его влияние при дворе было огромным. Благородные юноши тянулись к обучению в Андреевском монастыре. А некоторые Ртищевы просто вынуждены были обращаться к киевским старейшинам.
Интересно, что в Андреевском монастыре существовали совершенно противоположные взгляды на образование и западноевропейские новшества, горячим сторонником которых был Ртищев. Некоторые студенты уважали учителей Андреевского монастыря, а некоторые русские духовные учителя и монастырские наставники говорили: «Они лгут, ничего не слышат и не приносят себе чести; они просто учат, не зная, чему учат! Другие студенты осуждали увлечение иностранными стипендиями, считая его опасным.
Славяно-греко-латинская академия. План создания Славяно-греко-латинской академии, где люди разного звания, статуса и возраста изучали бы языки и науки и которая была бы одновременно хранителем православия и оплотом против ереси, был инициирован монахом Симеоном Полоцким, воспитателем царской семьи, в XVII веке.
Не было определенного периода обучения. Первым языком обучения был греческий, но после его изучения студенты переходили на латынь. Они читали духовные произведения, книги по риторике, философии, истории церкви, логике и грамматике. Учителя комментировали то, что они читали на уроке, чтобы помочь им обработать материал, с которым они не согласны. Это были схоластические методы обучения, которые практиковались во всех православных и католических церковных школах того времени.
Читайте также
§ 12. Просвещение и наука Просвещение. Модернизация России включала в себя не только индустриализацию, социально-экономические и агротехнологические изменения в сельском хозяйстве и реформы политической системы, но и глубокие изменения в культурном характере страны. В течение 1897 года.
§ 73. Просвещение и наука Высшее и среднее образование. Со второй половины XVIII века европейское образование распространилось среди высшего и среднего классов, а в первой четверти XIX века оно стало доступным и для большего числа представителей среднего класса и простых граждан,
§ 17. Просвещение, наука, литература
§ 17. просвещение, наука, литература 1. ОБРАЗОВАНИЕГосударственная школа. Русский человек в XVII веке был не прочь узнать что-то новое, прочитать книгу «светского содержания», приобщить своих детей к школе. Даже среди крестьян были «образованные люди».
§ 28. просвещение, наука и литература 1. характерные черты петровской эпохи в области культуры свет и тени петровских реформ всегда вызывали споры между современниками и историками: Одна реформа казалась разумной, другая — ненужной и вредной. Для
История Российской империи
«Азбуковник» семнадцатого века.
«Только в просветлении мы находим целительное противоядие от всех несчастий человечества». Н.М. Карамзин.
В XVII веке в России сложилась новая цивилизация. В середине семнадцатого века были созданы общественные и государственные школы.
Частные школы
В постановлении Стоглавого Собора 1551 года говорится: «В царствующем граде Москве и во всех городах… первосвященник и первосвященник и все священники и дьяконы, каждый в своем городе… выбирайте добрых священников и дьяконов и дьяконов женатых и благочестивых…». И пусть эти священники и диаконы и диакониссы имеют школы в своих домах, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в каждом городе отдавали к ним своих детей для изучения азбуки и для обучения книге и песнопению и для чтения на латинском языке…».
А. А. Рябушкин «Школа XVII века.
Учителя в школах XVII века были священнослужителями и получали плату за свою работу продуктами питания. Ученики посещали их утром и после обеда. Они учили детей людей «всякого звания… и достоинства, знатных и скромных, богатых и бедных, даже последнего крестьянина».
Поскольку основными учителями в то время были священнослужители, вполне естественно, что начальное образование в России носило церковный характер. Уроки начинались и заканчивались молитвой. Созданная таким образом система образования гармонично решала две задачи: обеспечить новое поколение основными требованиями к образованию и знаниям и воспитать их в духе христианской морали.
Братские школы
Морозовская сельская школа
Но Россия уже нуждалась в хорошо организованных школах. Это были школы, основанные православными братствами и называемые «братскими школами». Старейшими братствами были Львовское, Виленское, Киевское, Могилевское, Луцкое, Пинское и Оршанское.
В школы братства принимались дети всех классов. Школы финансировались братствами (т.е. были государственными). Хотя каждая школа имела свой собственный устав, в нем было много общих черт
Школа была организована примерно так же, как и сегодня: назначались директора, которые помогали учителю поддерживать дисциплину, охранять, раздавать книги, убирать классы, а иногда даже заменять учителя.
Б. Кустодиев, «Школа в Московской Руси».
Академические занятия включали чтение, письмо, пение, арифметику, основные принципы религии, некоторые сведения о священной истории, понимание грамматики, диалектики, риторики, музыки, арифметики, геометрии и астрономии того времени. Ученики многое учили наизусть, приобретая знания основ стихосложения, а также образцы речей для выступлений перед высокопоставленными лицами и благотворителями. В 1634 году был издан букварь В. Бурцева, который впоследствии неоднократно переиздавался и был очень известным учебником того времени. Он стоил копейки, что в то время было очень дешево. Также была опубликована грамматика украинского ученого Мелетия Смотрицкого, на которую ориентировался Михаил Ломоносов. В конце века был издан букварь Истомина Кариона, монаха Чудова монастыря в Московском Кремле, а также практическое руководство по нумерации — таблица умножения — «удобная система нумерации, по которой всякий покупающий или продающий может очень удобно найти номер любой вещи». Во второй половине века печатный станок напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч псалтырей и словарей. Люди также учились с помощью рукописных книг.
В 1960-х годах священник Иван Фомин на свои деньги построил школу в Барашках при Введенской церкви.
Епифаний Славинецкий был главой греко-латинской школы в Худовском монастыре.
Д.Л.Мордовцев рассмотрел азбуковники (книги для чтения детям) 1660-1679 годов, которые, как он отмечает, можно считать предшественниками современных учебников и одновременно методическими пособиями для учителей, поскольку они содержат методику обучения, правила для учеников, инструкции по поведению в церкви, школе, дома и на улице.
«Азбуковник» семнадцатого века.
Тем не менее, братские школы не могли конкурировать с католическими школами. Поэтому возникла необходимость в высшей школе. Таким образом, в Киеве была основана братская школа — Киево-Могилянская академия. Это было первое высшее учебное заведение на территории Украины. Она была основана в 1632 году митрополитом Петром Мохилой на базе школы Феофаниевского братства (с 1615 года) и школы Киево-Печерской лавры (1631 год).
§ 10. Образование и культура в XVII веке
В XVII веке впервые возникла необходимость в широком распространении образования и просвещения. Причинами этого стали оживление торговли и промышленности, расширение государственного аппарата в центре и на местах, а также возобновление отношений с зарубежными странами, прерванных смутой. В конце века в Москве грамотными были 24% взрослых мужчин-поселенцев. Это был довольно высокий процент. Грамотность особенно быстро развивалась среди дворянства. Но даже среди дворян, даже среди крепостных были «грамотные» крестьяне, которые успешно передавали свои знания односельчанам. Однако подавляющее большинство крестьян и женщин всех классов оставались неграмотными.
Наиболее распространенной формой образования в XVII веке было домашнее обучение. Пригородных детей в основном обучали чтению, письму и арифметике. Учителями были либо образованные члены семьи, либо «учителя» духовенства. Постепенно стало обычным явлением, когда дворянские семьи и семьи, принадлежащие к высшему среднему классу, нанимали учителей из-за границы (в основном из польско-литовской общины) для обучения своих детей. Преподавание иностранных языков (в основном латыни и польского) впервые получило широкое распространение.
Издание печатных книг
Во второй половине века одна только типография выпустила более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг — огромное количество для того времени. Большинство этих книг были доступны для разных слоев населения (букварь, например, стоил копейки).
Необходимо было создать сеть школ. Как правило, их открывали в церквях и монастырях. За образец были взяты украинские и белорусские школы, а в качестве учителей были приглашены образованные монахи из Речи Посполитой. Симеон Полоцкий был приглашен в Москву для обучения детей царя Алексея Михайловича. Он был не только образованным человеком, но и писателем, ученым и переводчиком и внес важный вклад в развитие образования в России. По его предложению в 1665 году в Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта государственная школа для подготовки чиновников для религиозных орденов.
В 1687 году греческие братья Ликудесы открыли первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинскую школу (позднее Академию). В него могли поступать дети из свободных сословий.
Научные знания
Научные знания все еще находились в зачаточном состоянии. Их основным источником по-прежнему были книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык. В основном это были практические инструкции по медицине, производству чернил, добыче соли и т.д. Книги привозили в Россию из-за границы.
Многие технические новинки также были привезены в Россию из-за рубежа и использовались в научных целях. Например, первый телескоп появился в России в начале века (всего через пять лет после его изобретения).
По мере открытия новых территорий географы определяли границы России. Появились первые единые карты страны и пояснения к ним. Карты отдельных регионов страны и географические справочники для путешественников были обычной практикой.
С этого времени обширная информация о зарубежных странах постоянно собиралась в донесениях русских послов. Во второй половине века русский посол Н. Спафарий получил интересные сведения о Китае и граничащих с ним сибирских регионах.
«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»
1 Слайд Тема урока. История России, 7 класс.
Образование. 2. 1.1. 3. научные знания 4. русские первопроходцы. 5. литература. 6.архитектура. 7. живопись. 8. театр.
3 слайд События 17 века, особенно развитие государственного аппарата, необходимость дипломатических отношений, развитие промышленного производства и торговли, требовали большого количества образованных людей.
К концу XVII века число образованных людей в различных категориях населения России значительно увеличилось. Среди белого духовенства уровень грамотности составлял почти сто человек. Среди чернокожего духовенства — около 70.
4 Прозрачность Большинство торговцев умели читать и писать. Уровень грамотности среди дворян и бояр составлял 65%. Из жителей города, по разным данным, от 20 до 30 % умели читать и писать. Около 15 % крестьян Чернозоски умели читать и писать. Зависимые крестьяне были в основном неграмотными. До второй половины XVII века в России не существовало четкой государственной системы образования.
5 слайд Однако развитие страны требовало повышения качества и уровня знаний.
6 слайд Потребность в грамотности и образовании возникла в 17 веке. Подавляющее большинство крестьян и женщин оставались неграмотными. Домашнее образование оставалось самой распространенной формой обучения. Для обучения детей бояр и дворян приезжали учителя из-за границы (Речь Посполитая).
8 слайд Во второй половине XVII века возникло несколько «профессиональных» школ. Школы, связанные с аптекой, типографией и офисом посольства. В 1665 году с помощью Симеона Полоцкого, восточнославянского педагога, приглашенного из Белоруссии, была открыта специальная школа для обучения священнослужителей. Симеон Полоцкий
Образование в XIX веке
Министерство народного просвещения, учрежденное Александром I (1802 год), обеспечивало бесплатное начальное образование. Год спустя государственные школы были преобразованы в гимназии, а первые начальные школы (в основном для крестьян) были созданы в приходах. В учебную программу были добавлены новые предметы, от психологии до коммерческих наук. В 1811 году состоялся первый прием в императорский лицей в Царском Селе. В течение шести лет наследники элиты приобрели энциклопедические знания и сами стали элитой общества.
С отменой крепостного права и созданием земств (выборных органов местного самоуправления) образование получило новый импульс в 1860-х годах. Обучение в земских школах длилось три года (позднее четыре), мальчики и девочки изучали каллиграфию, арифметику, Закон Божий и церковное пение. Проверенные и испытанные церковные школы не исчезли. В начале XX века открывалось все больше учебных заведений, и грамотность населения стремительно росла.
Фото: © РИА Новости/Рудольф Кучеров. Один из учебных классов Царскосельского лицея
Советская школа
Революция затронула как образование, так и промышленность в России, поэтому после 1917 года появились так называемые рабочие школы. Было два уровня образования: с 8-13 лет и с 14-17 лет. Следующее десятилетие было посвящено экспериментам. Однако и отмена домашних заданий на уроках истории, и внедрение американской модели (свободный выбор предметов) были восприняты как неудачи.
1930-е годы воспринимаются неоднозначно с точки зрения образования: С одной стороны, государство проводило этот процесс в строго коммунистическом ключе, с другой — ввело обязательное начальное образование. СССР пережил войну с нехваткой учебников и учителей, и в 1958 году была проведена школьная реформа. Теперь дети посещают школу в течение 10 лет и получают обязательное среднее образование. В 1980 году в учебную программу был добавлен 11 класс, и были вручены медали.
Современные школы России
В 1990-х годах страна взяла под контроль частные учебные заведения и лишилась государственных гарантий трудоустройства для выпускников университетов и техникумов. В ходе либерализации граждане участвовали в финансировании своего образования. Впоследствии Россия перешла на многоуровневую «высшую» систему, и в 1997 году появились первые прототипы ЕГЭ. Начиная с 2001 года, все больше регионов включались в Единый государственный экзамен.
Важной вехой стал Закон об образовании (2012). Сегодня российская система обеспечивает:
- общее образование;
- профессиональное образование,
- дополнительное образование;
- профессиональное обучение.
Школы, в свою очередь, имеют три уровня:
- начальное общее образование (первый-четвертый классы);
- основное общее образование (пятый-девятый классы);
- среднее общее образование (10-11 классы).
Помимо общеобразовательных школ, существуют также гимназии и средние школы с углубленным изучением предметов. Кроме того, есть гимназии и средние школы с углубленным изучением предметов. Существует также возможность получения образования в форме экстерната и семейного образования.
Образование в россии в 17 веке
Мы в социальных сетях
- Главная
- Краткая справка
- Сайты Красноуфимска
- Культура
- Библиотеки
- Красноуфимск литературный
- Персоналии
- Александров Л. А.
- Тулин В. Ф.
- Стихи
- Памятники истории и архитектуры
- Природные достопримечательности
- Улицы Красноуфимска
- Материалы краеведа В. Д. Ганькина
- История железной дороги
- Происхождение имен и фамилий
- Малоизвестное о нашем крае
- История Красноуфимска и Красноуфимского уезда
- История заселения края
- Народы Урала
- Топонимика
- История образования
- История спорта
- Красноуфимск в годы Первой мировой войны
- История Красноуфимска
- Улицы Красноуфимска
- Орнитология
- Ономастика, топонимика
- Заселение края
- Почетные граждане Красноуфимска
- Герои Советского Союза
- Сухобский Н. Ф.
- Хазипов Н. Х.
- Марьин И. И.
- Кашпуров П. А.
- История 20 века
- Красноуфимск дореволюционный
- Профессиональное образование
- Школы
- Школы Красноуфимского района
- Школа №2
- Школа №3
- Детская школа искусств
- Станция юннатов
- Новости музея
- Материалы музея
Найти
- О нас
- Контакты/Структура
- История библиотеки
- Официальная информация
- Читателям
- Правила пользования Библиотекой
- Услуги библиотеки
- Здоровый образ жизни
- Экология
- Информационная безопасность
- Антитерроризм
- Право
- Художественная литература
- Краеведение
- Праздники
- История
- Культура
- Писатели
- Советы для родителей
- Библиотечные буклеты
- События
- План мероприятий на месяц
- Задай вопрос
- Электронные ресурсы
- Конкурсы
- 75 лет Победы
- Электронная доставка документов
- Каталог периодических изданий
- ЭБС «Лань» — доступ из дома
- Советуем почитать
- Продлить издание
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»
- Видео
- Методические материалы
Образование в России (XVII – начало XIX веков)
История народного образования в России уходит корнями в глубокую древность. Судя по количеству найденных берестяных грамот, можно предположить, что грамотность была широко распространена среди различных слоев населения Киевской Руси в XI веке. При церквях и монастырях существовали школы грамоты, а при дворе князя и в Киево-Печерском монастыре — передовые школы. После освобождения от татаро-монгольского ига и в связи с развитием книгопечатания начался бум образования.
Иван Федоров (Москвитин) вместе с о. Мстиславцем издал в Москве в 1564 году первую русскую печатную книгу «Апостол», во Львове в 1574 году — первый славянский «Букварь» и новое издание «Апостола», в Остроге в 1580-81 годах — первую полную славянскую «Библию».
В 1770-х годах Симеон Полоцкий открыл высшую школу для служащих царской канцелярии. По его инициативе в 1687 году была основана Славяно-греко-латинская академия, выпускники которой стали священниками, государственными служащими и учителями. В XVIII веке Академия стала великим центром российской науки и культуры.
Питер пытался поставить на ноги науку и культуру. В 1701 году он открыл гимназию в Немецкой слободе. Как говорилось в указе, любой желающий мог учиться там. В том же году были основаны школы «Навигатор» и «Пушкарь». В 1707 году в военном госпитале была открыта медицинская школа. С 1710 года учебники печатались городским шрифтом, славянское письмо использовалось только в богослужебных книгах, были введены арабские цифры. В 1712 году был основан инженерный корпус, а в 1715 году — военно-морская академия. В 1724 году в Санкт-Петербурге был основан
Академия наук с университетом и гимназией. Дочери дворян могли получать образование в частных школах-пансионах и институтах для благородных дочерей. Во всех населенных пунктах были открыты начальные школы. Но после смерти Петра они не получили дальнейшего развития. Большинство простых людей были неграмотными. На Урале при заводах существовали горнозаводские школы.
М.В. Ломоносов сыграл огромную роль в развитии образования. По его инициативе в 1755 году в Москве был открыт университет, а вместе с ним и две гимназии: одна — для дворян, другая — для разночинцев. Здесь также были созданы школы для детей мещан, солдат и моряков, а также различные ремесленные училища.
Первой организацией по управлению образованием в России был «Комитет об учреждении народных училищ», основанный в 1782 году, который в 1802 году стал частью Министерства народного просвещения (МНП), учрежденного манифестом царя Александра I от 8 сентября 1802 года. В 1803 году Александр I приказал открыть гимназию в каждом губернском городе.
В 1804 году были изданы «Положение об университетах Российской империи» и «Положение об учебных заведениях, подведомственных университетам». Они ввели новую систему народного образования, основанную на трех принципах: бесплатное образование, негосударственное образование (кроме крепостных) и преемственность учебных заведений. Система включала: церковные и региональные колледжи, гимназии в провинциях и университеты.
Приходские школы были созданы в 1803 году, чтобы заменить небольшие государственные школы. Планировалось создать одну или две церковно-приходские школы в каждом городе или деревне, где детей должны были обучать чтению, письму (каллиграфия была обязательной), арифметике и Закону Божьему. Эти школы должны были содержаться за счет населения. В 1809 году был введен русский язык.
Народное искусство. Литература. Аскетическая деятельность протопопа Аввакума
Революционный» XVII век внес значительный вклад в развитие фольклора, и даже самые тяжелые моменты периода смуты и последовавшие за ним события не смогли помешать расцвету русского фольклора.
Именно тогда впервые были записаны народные песни, пословицы и поговорки. Особенно хороши рассказы о Стеньке Разине, святом покровителе, образ которого приобретает эпические масштабы.
Проникновение фольклора в различные области культуры очевидно. Многие писатели используют фольклор в своих сатирических произведениях, потому что он более реалистичен в отличие от церковной литературы. Многие были встревожены смутным временем и народными восстаниями. Возникает демократическая литература, созданная простыми крестьянами, ремесленниками и мелким духовенством.
В них содержится смелая критика феодального общества и дается реалистичное описание действительности. Наиболее ярко это проявляется в таких произведениях, как «История русской дворянки Флоры Скобиевой», «История Ерша Ершовича», «История Семякиного двора» и «Трактирный слуга».
Антиклерикальное идеологическое движение XVII века поощряло сатирическую литературу о духовенстве. Жизнь монахов, их распущенность и обжорство («История Калязинского»), лицемерие и жадность священников («Легенда о курице и лисе», «Легенда о папе Савве и его великой славе») были в ней жестоко высмеяны. Особенно стоит отметить «Историю несчастья», которая, несомненно, является своего рода объявлением войны против лицемерия церкви. Автор решительно выступает против религиозной интерпретации человеческих страданий как происков дьявола или Божьей кары за грехи. Автор считает, что все проблемы происходят из-за пьянства и разврата.
Широко доступна переводная западная литература. Русские писатели разрабатывают его по-своему. Сказки Еруслана Лазаревича и Бове-Королевича не менее популярны, чем рыцарские «сказки». Появляются новые литературные жанры: космический роман, драма, стихи с бытовыми и эротическими мотивами. Русские по-прежнему любят читать жития святых: Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и других, описывая их непорочную жизнь, подвиги и чудеса. Есть и биографии — не церковных деятелей, а граждан.
Одним из таких литературных памятников является житие пионера Аввакума, которое переносит нас в Россию XVII века и помогает лучше понять особенности людей того времени, удивляя читателя своими достоинствами и недостатками. По сути, это произведение довольно консервативно, ибо автор защищает античность, «древнее благочестие», но по своей художественной форме оно глубоко новаторское. Сам Аввакум заслуживает особого внимания, поскольку вошел в историю как самый яркий представитель раскольничьего движения.
Этот религиозный деятель родился в семье священника в селе Григоров Нижегородской губернии. В возрасте 21 года Аввакум был рукоположен в диаконы, а через два года — в священники. Его рвение в выполнении своих обязанностей привлекало одних и вызывало ненависть у других. Существует множество свидетельств, рассказывающих о жестокости, которую причинили Аввакуму его противники и враги. Его неоднократно избивали и пытались убить пионера. Наконец, они отобрали у него хозяйство и все имущество, после чего Аввакум с женой и маленьким ребенком уехал в Москву.
В столице пионер произвел необычайно сильное впечатление на духовенство. Они сообщили о нем императору, а затем помогли ему вернуться домой. Но проблемы продолжали преследовать человека: его снова изгнали из деревни, но церковные власти передали его на волю Юрьевца. Там, в течение восьми недель, ему удалось настроить против себя духовенство и мирян. Толпа била и пинала нового аколита, но, к счастью, вмешательство губернатора спасло несчастного.
Архитектура и искусство
Но в России начала 17 века. «Лицо» культуры любой страны — это, конечно же, ее архитектура и городское искусство. Россия не стала исключением. После событий Смуты многие города и особенно столица сильно пострадали от пожаров и войн. Москва возродилась из пепла после того, как была почти полностью сожжена поляками в 1612 году. Кремль также пострадал; его стены и башни постепенно восстанавливаются. Над Спасскими воротами была возведена красивая крыша, а на вершине башни появились колокола. Главная площадь теперь называется Красной площадью. Сам Кремль стал резиденцией русских царей и патриархов.
Талантливые архитекторы А. Константинов, Б. Огурцов и Т. Шарутин построили Теремной дворец, где со второй половины XVII века проходили заседания Царского зала или Думы. В 1660 году здесь проводилось расследование деятельности патриарха Николая. 27 апреля 1682 года, в годовщину смерти царя Федора Алексеевича, царевичи Иоанн и Петр были избраны на престол в залах Терема, с фактической передачей власти царевне Софье Алексеевне, так как цари были еще очень молоды.
Историческое значение этого памятника трудно переоценить.
Вся Москва построена в необычном масштабе. Его можно сравнить с крупнейшими городами Западной Европы. Церкви, монастыри и каменные дома столицы вдохновляют иностранных гостей своей красотой, драгоценностями, мощью и изяществом. Таким образом, каменная архитектура, прерванная периодом смуты, получает новое развитие. Одна за другой по всей стране строились церкви и соборы: Архангельский собор в Нижегородском кремле (1631), церковь Покрова Богородицы в Медведкове (1620-е годы), Успенская церковь в Угличе. (1628) и многие другие.
Богатые дворяне, бояре и купцы строили каменные палаты. Великолепные «залы» для царской семьи в Троице-Сергиевой лавре, которые должны были предшествовать дворцам следующего столетия, были построены в середине XVI века. Здания отличаются элегантностью и разнообразием декоративной мебели; в результате получается великолепное и величественное московское барокко или нарышкинский стиль. И.Э. Грабарь писал: «Если суммировать все, что сделано в России в области искусства, то приходишь к выводу, что это страна архитекторов. Чувство пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм — словом, все архитектурные достоинства, которые так постоянно и повсеместно встречаются в русской истории, указывают на совершенно необыкновенный талант русского народа.
В архитектуре прослеживается стремление к светскости, реализму, а также использование народных традиций.
Те же характеристики можно наблюдать и в живописи. Здесь русский национальный стиль обрел новые черты и формы. В конце XVI века возникла школа иконописи, Строгановская школа, получившая свое название от купцов Строгановых, больших знатоков искусства. Эта школа получила дальнейшее развитие в 17 веке.
Главным центром русского изобразительного искусства была Оружейная палата Кремля в Москве. Здесь работали русские и зарубежные художники. Они пытались все больше и больше уподобиться природе. Эта попытка реализма видна в портретах царей Алексея Михайловича Романова (С. Лопуцкий), Федора Алексеевича (И. Богданов) и патриарха Николая (И. Детерсон и Д. Вюхтерс). На картинах изображения пейзажей и зданий предстают как самостоятельные элементы композиции, а не как бледный фон для сильных религиозных образов. В 1970-х годах был составлен Титул — собрание портретов русских правителей от Рюрика до Петра Алексеевича, а также «парсун» иностранных царей и патриархов, включая гербы.
Вывод:
В целом, основная тенденция развития русской культуры в XVII веке еще условно, но вполне очевидно заключалась в требовании светскости. Постепенно началась так называемая секуляризация духовной жизни русского народа. Но эти процессы были очень медленными. По словам В.О. Ключевский, «русский сделал один шаг вперед и остановился, чтобы посмотреть, не зашел ли он слишком далеко.
В результате было сделано меньше, чем ожидалось. Идея зародилась, но в допетровской Руси, как показывают наши примеры, даже небольшие пробные шаги вызывали возмущение и недовольство последователей старых традиций. Страна по-разному отреагировала на влияние Запада.
Реформа патриарха Никона еще больше разделила общество по принципу принятия или отвержения инноваций во всех областях культуры. Напряженная деятельность лучших умов того периода в интеллектуальной жизни всего государства определила дальнейшее развитие образования, науки, культуры, стала плацдармом для будущих реформ начала XVIII века.
Отправляйте свои эссе в любое время дня и ночи ➔.
Официальный сайт Брилёновой Натальи Валерьевны, профессора кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все права интеллектуальной собственности на загруженные материалы принадлежат правообладателям этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование запрещено, за исключением материалов для предварительного изучения natalibrilenova.ru. Публикация и распространение опубликованных материалов не предназначены для коммерческих и/или иных целей.
Наталья Брилёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
При воспроизведении материала ссылка на сайт natalibrilenova.ru обязательна.
Брилёнова Наталья Валерьевна».
- Персоналии