ЕГЭ. Литература. Теория по кодификатору. 1.9 Деталь. Символ. Подтекст. Символ в литературе это.

А вот стихотворение, означающее весеннее обновление не только природы, но и духовное возрождение и светлую надежду на перемены в обществе:

Что такое символ в литературе?

Символический образ — это мощный инструмент, позволяющий прорваться сквозь пелену повседневности и погрузиться в высшую реальность. Прежде всего, она отражает личное восприятие мира автором.

Символ — это особый поэтический образ, который дает отклик на творчество поклонников автора. Его можно назвать важным связующим звеном между автором и читателем. В этом смысл революции, которую символизм произвел в искусстве.

Типы символов в литературе

Символы создаются без привязки к культурным традициям. Они возникают на основе семантических ассоциаций, существующих в рамках одного литературного произведения. К ним относится образ вишневого сада в одной из пьес Антона Чехова.

Использование метафор обычно подразумевает ассоциацию с конкретным объектом («хохолок твоих овсяных волос» С. Есенина). Символы — это попытка автора отразить нечто неосязаемое, вечное, что постоянно ускользает от человеческого зрения. Возьмем, к примеру, пламя свечи в окне романа «Доктор Живаго». Пастернак использует этот символ, чтобы представить надежду на мир и счастье. Пламя свечи также является олицетворением душевного тепла, которое удается сохранить в суровой реальности войны.

Метафора углубляет восприятие реальности. Символ выходит за его пределы. Как упоминалось ранее, автор таким образом пытается понять «высшую реальность». Таким образом, символ гораздо глубже метафоры.

Символизм в литературе

В русской

Московская группа была одним из старейших символистов. Его руководителем был В. Брюсов. Представители Московской группы говорили о символе как об инструменте, который позволяет им показать явный конфликт с окружающим миром. Для старых символистов реальная жизнь была лишь иллюзией. Они рассматривали творчество и мечты как отдельный мир, в котором человек должен быть свободен. Авторы описали реальность как «вульгарную и бессмысленную». Символисты точно признавали несовершенство мира.

Первые представители второй группы движения появились в 1901 году (когда возникли революционные настроения). Последователи философских идей В.С. Соловьева верили в торжество мира красоты. Они верили, что она может объединить земное и божественное начало. Следовательно, именно красота спасет мир. Молодые символисты были полны оптимизма. Они ожидали «Царства Божьего на земле», полного преобразования мира.

Символика, тайны которой скрыты в русской литературе, часто олицетворяет любовь, женственность и красоту. Так обстоит дело в произведении А. Блока «Стихи для прекрасной женщины».

Символизм придает образность эпическим произведениям. В сказке «Коняга» М. Салтыкова-Щедрина, например, образ крестьянской лошади, измученной до смерти, находится в середине повествования. Это довольно сложно. Образ животного, искалеченного тяжелой работой, олицетворяет порабощение трудового крестьянства.

В западной

Понятие символа в литературе давно знакомо зарубежным писателям. Писатели активно включали его в свои произведения. Вот несколько примеров символов в литературе.

Герой романа «Убить пересмешника» предупреждает своих детей не убивать птиц. Он видит в этом акт иррациональной жестокости. Пересмешники — птицы, олицетворяющие красоту и чистоту. Этот образ символизирует невинность.

Огромная черная птица из стихотворения Э. А. По «Ворон» показывает глубину переживаний рассказчика и олицетворяет горечь утраты. Образ гигантского ворона символизирует печаль, одиночество и горе.

В «Ферме животных» Оруэлла животные выступают в качестве представителей человеческого общества. Это изображение — едва завуалированный символ событий в Советском Союзе. Она представляет собой сложный переход от революционных идей к построению тоталитарного общества. В этой работе Наполеон ссылается на Сталина. Сталин.

Автор Дж. К. Роулинг умело продолжает традиции английской литературы. Всемирно известный мастер пера наносит разнообразные символы. Самые популярные из них перечислены ниже:

теория литературы

Деталь — это элемент художественной выразительности, деталь, несущая определенный смысловой и эмоциональный заряд.

Основные типы деталей.

  • Выделительная (её функция – выделение образа, события, явления).

Пример. Одежда Бажарова, героя романа Ивана Тургенева «Отцы и дети», которая сразу выделяет его среди других своей необычностью: «высокий человек в длинной балаклаве с кистями…».

  • Психологическая (позволяет ярче раскрыть характер, внутренний мир героя).

Пример.

Руки Базарова, которые подчеркивают его трудолюбие, его этнические корни («…голая красная рука, не похожая на него…»).

  • Символическая (служит для создания многопланового образа, заключает в себе иносказательный смысл).

Пример.

Вишневый сад в произведении Чехова — это символ новой жизни, о которой мечтают герои и сам автор. (Слова Ани: «Мы посадим новый фруктовый сад, более роскошный, чем этот….. Здравствуй, новая жизнь!»).

СИМВОЛ.

Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, означающего «условный язык».

Символ — это предмет или слово, выражающее суть явления условным образом. Он заменяет название жизненного явления, понятия, предмета в поэтическом языке его аллегорическим, условным названием, чем-то напоминающим это жизненное явление.

Значение символа многослойно, сложно и порой трудно объяснимо. Это своего рода намек на что-то.

Символ — это самый важный художественный образ SIMPLES.

Символами в литературе могут быть предметы, животные, известные явления, например, природа («Гроза» Островского), знаки предметов, энергии и так далее.

Символами также называют художественные образы, воплощающие наиболее выразительные черты какого-либо явления, его определяющую идею (например, мертвые души в поэме Гоголя).

Народное искусство создало ряд фиксированных символов, используемых писателями, например, весы — справедливость, глобус и скипетр — монархия, власть, голубь — мир, лев — сила, мужество, собака — вера, осел — упрямство, роза — женская красота, заря, утро — символы молодости, начала жизни и многие другие.

ПОДТЕКСТ.

Подтекст — это своего рода аллегория, некий скрытый намек автора. Автор скрывает что-то в своем произведении, и читатель должен сам догадаться об этом.

Подтекст помогает автору передать психологическое состояние персонажей. Вспомните стихи Ахматовой:

Я держу свою правую руку

Перчатка с моей левой руки.

Автор ничего не пишет о внутреннем состоянии героини, но читатель понимает, насколько она встревожена, благодаря этой небольшой детали.

Подтекст особенно важен в драме, потому что в пьесе автор не может описать состояние персонажей. Он делает это с помощью мимики, жестов и других средств, которые позволяют понять истинный смысл происходящего.

Ярким примером использования контекста является немая сцена в «Генеральном ревизоре» Гоголя

Материал подготовила Вера Александровна Мельникова.

Символ, как и метафора и аллегория, формирует метафорические значения, основанные на связи между предметами и явлениями. В то же время, однако, символ сильно отличается от метафоры и аллегории, поскольку имеет не одно, а, как уже говорилось выше, бесконечное количество значений. Например, «весна» может символизировать (подразумевать) начало жизненного пути, время года, начало нового этапа жизни, пробуждение любви и других высоких чувств героя.

Символ отличается от метафоры тем, что метафора обычно связана с конкретным предметом (например, «локон твоей овсянки», у Есенина — «сок красных ягод на коже»), тогда как символ стремится обозначить и отразить вечное и нематериальное, часто неосязаемое (так, например, Пламя свечи в ночь вьюги в книге Пастера «Доктор Живаго» символизирует надежду на счастье, наступление мира, душевное тепло и человечность, которую можно сохранить в нечеловеческих условиях войны).

Метафора создает или дополняет образы мира, освещает реальность и углубляет наше понимание действительности, в то время как символ выходит за ее пределы и пытается понять «высшую» реальность. Таким образом, в текстах Блока Прекрасная Женщина — это не только Возлюбленная, но и душа мира, Вечная Женственность. То есть интерпретация символа Прекрасной Женщины не ограничивается образом идиллической любовницы лирического героя Блока. А блоковская Незнакомка — это еще и символ несбывшихся надежд на вечное-женственное, образ мечты, которая занимает место реальности. То есть, символ имеет гораздо более глубокое значение, чем метафора.

Что может быть образом-символом

Каждый элемент художественной системы может быть символическим образом — метафора, сходство, пейзаж, художественная деталь, название, даже литературный герой. Например, такие библейские фигуры, как Каин и Иуда, стали символами предательства. Символически название «Буря» Островского стало символом отчаяния и катарсиса. Название пьесы Чехова «Вишневый сад» символизирует память о предках, красоту, чувство дома и культуры: «Вся Россия — наш сад», который был обречен в начале двадцатого века.

Одни и те же символы могут использоваться разными авторами: Например, вьюга (в ее варианте — сильная метель) символизирует наступление разрушительных, преступных сил и появляется в «Капитанской дочке» Пушкина, а затем в «Двенадцати» Блока, «Белом стороже» Булгакова и «Докторе Живаго» Пастера. Или образ дороги, прогулки по пересеченной местности, а вместе с ней карета или бригада, запряженная спешащими лошадьми. Путешествие Петра Гринева в «Капитанской дочке», тройка птиц в «Мертвых душах» Гоголя и упомянутое такси бригады Петсорина — образ дороги всегда имеет философскую и символическую перспективу: жизненный путь, поиск истины и счастья.

Есть отдельные символические образы, которым автор придает особое значение: например, ласточка у Мандельштама — это указатель между миром живых и мертвых, символ непостоянства и хрупкости человеческой жизни; черный человек у Есенина становится отражением трагического мироощущения поэта, его душевных потрясений.

Акмеизм в литературе

Это литературное направление было создано в ответ на символизм. Вместе с ней в поэзии Серебряного века появились определенность, краткость, лаконичность и спокойствие, затмившие мистицизм и таинственность, характерные для символизма.

  • А. А. Ахматова;
  • В. И. Нарбут;
  • Н. С. Гумилёв;
  • О. Э. Мандельштам;
  • С. М. Городецкий;
  • М. А. Зенкевич.

Дата обновления 23/06/2020.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий