Что такое бихевиоризм: 7 главных принципов, плюсы и минусы. Бихевиоризм в психологии это.

Беррес Скиннер был американским психологом, автором и преемником Дж. Уотсона, который разработал теорию функционального обучения.

Что такое бихевиоризм: 7 главных принципов, плюсы и минусы

Джон Бродес Уотсон

Бихевиоризм возник почти одновременно с современной психологией в начале 20 века и сейчас является одним из ее основных направлений. Первоначально это была чисто теоретическая наука, изучающая поведенческие характеристики людей и животных, но впоследствии было доказано, что она полезна и как прикладная наука. Она применяется практически во всех областях человеческой деятельности, от воспитания детей до политики и экономики. Сегодня мы поговорим об основных идеях бихевиоризма, истории его развития и его месте в современной психологии.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм — это направление психологии, изучающее поведение человека и животных. Она основана на предположении, что наше поведение в первую очередь определяется нашей реакцией на внешние события, как текущие, так и хранящиеся в нашей памяти. В начале своего существования бихевиоризм руководствовался убеждениями Ивана Павлова, который был известен своими исследованиями рефлексов у животных и людей.

Термин происходит непосредственно из английского языка, где слово «бихевиоризм» происходит от слова «поведение».

Первые идеи бихевиоризма были сформулированы в конце XIX века, но впервые концепция была сформулирована в 1913 году американским психологом Джоном Бродесом Уотсоном (1878-1958), который считается основателем этой школы мысли.

Джон Бродес Уотсон

Важно понимать, что психология в то время была новой наукой, не всеми принятой, и ее принципы как научной дисциплины были весьма сомнительны. Уотсон пытался найти принципы, которые сделали бы психологию более точной наукой, основанной на объективных исследованиях.

Ключевые принципы бихевиоризма

Чтобы лучше понять, что такое бихевиоризм, упомянем основные тезисы, которые четко определяют его и обозначают его место в современной психологии:

  1. Основной объект исследования бихевиоризма – поведение и реакции на внешние раздражители (как у человека, так и у животных).
  2. Основной инструмент сбора информации – наблюдение.
  3. Поведение определяет всю жизнедеятельность живого существа.
  4. Поведение в бихевиоризме всегда рассматривается как реакция на некие внешние мотивирующие факторы.
  5. Зная, какие раздражители присутствуют, можно достаточно точно предсказывать ответную реакцию.
  6. Фундаментальная цель бихевиоризма – предсказание реакции особи на обстоятельства и события.
  7. Все виды реакция являются либо унаследованными (безусловные рефлексы), либо приобретенными (условные рефлексы).

Развитие бихевиоризма

01 (3).jpg

В начале двадцатого века субъективная психология в Америке переживала кризис в разгар промышленной революции. Ответом на это стало рождение бихевиоризма. Бихевиористская теория отказалась от попыток анализа мотивов поведения субъекта и метода интроспекции (самонаблюдения), использовавшегося, например, в психоанализе Юнга.

Основатель новой школы, американский психолог Джон Уотсон, попытался объяснить поведение животных и людей через схему адаптации реакции живого организма на внешний стимул. Предполагалось, что и стимул, и реакция могут быть определены эмпирически, поэтому бихевиоризм заложил основу для предсказания поведения любого человека. В то же время они отрицали существование психических структур и процессов, которые не могут быть обоснованы или подтверждены научными исследованиями.

Этот новый подход обеспечил школе бихевиоризма большое количество учеников и последователей, которые объединились для изучения человеческого поведения как объективного явления психики. Представителями бихевиоризма были У. Хантер и С. С. Лэшли, Э. Торндайк, Б. Скиннер и Е. Толман. Каждый из них проанализировал процессы формирования признаков в реакциях животных и человека и добавил к этому направлению свои собственные методы.

Суть и направления бихевиоризма

02 (2).jpg

Бихевиоризм занимается тем, как организм реагирует на происходящее посредством объективно наблюдаемых поведенческих действий. Она направлена на достижение двух целей:

  • предугадать действия человека, зная раздражитель;
  • вычислить раздражитель, по конечной реакции организма.

Тип бихевиоризма представляет собой двухэлементную связку:

  • стимул — внешнее воздействие на организм;
  • реакция — действия для адаптации к воздействию.

Иногда присутствует третий элемент — подкрепление. Это может быть:

  • положительным: похвала или поощрение;
  • отрицательным: наказание.

Особенностью этого направления стал выбранный объект исследования. Согласно бихевиористскому определению, это не сознание, а поведенческие реакции.

Чтобы лучше понять место и направление развития бихевиоризма, опишем его основные положения:

  1. Предмет изучения бихевиоризма — поведение и проявление реакций на внешние стимулы.
  2. Главный способ получения информации — эксперимент и объективное (внешнее) наблюдение.
  3. Цель бихевиоризма — определение и прогнозирование поведения конкретного человека на жизненные обстоятельства.
  4. Мотивацией для изменений в действиях всегда служат внешние факторы.
  5. Все виды реакций организма на раздражители определяются условными и безусловными рефлексами.
  1. Методологический. Этот метод является классическим бихевиоризмом, который не рассматривает мысли и эмоции человека ни в качестве причины, ни как следствия проявления каких-либо действий.
  2. Радикальный. Он базируется на подходе Скиннера, в котором допускается влияние внутренних событий на восприятие различных ситуаций.
  3. Теоретический. Основан на точном измерении и анализе мыслей и эмоций человека.
  4. Психологический. Прикладное направление, нашедшее реальное применение в современной педагогике.

Плюсы и минусы бихевиоризма

Бихевиоризм — это устоявшееся течение в психологии, основанное на научных принципах. Его основные преимущества заключаются в следующем:

  • позволил добавить психологии объективности и точности;
  • установил поведенческие закономерности;
  • объяснил реакции человека и научил управлять ими.

Однако у этой тенденции есть и явные недостатки:

  • бихевиоризм мало уделяет внимание проявлениям личности с ее составляющими: силой воли, рефлексией, мотивацией и осознанностью;
  • игнорируется мыслительный процесс;
  • не объясняет высших духовных потребностей;
  • все навыки в поведении сведены к элементарным реакциям на стимулы.

Если вы интересуетесь теорией и методами бихевиоризма и хотели бы углубить их применение, мы рекомендуем программу «Практическая психология». Под руководством опытных лекторов вы не только получите краткое введение в основы бихевиоризма, но и сможете сравнить его с другими современными направлениями в психологии и, прежде всего, научиться применять их в своей работе с потенциальными клиентами.

Бихевиоризм в психологии: основные положения

Бихевиоризм, таким образом, изучает поведение человека. Но что такое поведение? Это совокупность действий, реакций и эмоциональных настроений человека в конкретной ситуации. Поведение может быть уникальным, а может быть наоборот похожим на поведение другого человека, с которым мы когда-то имели дело. Почему так происходит?

В психологии

Определенные факторы влияют на наше поведение:

  • Мотивы человека;
  • Принятые в обществе социальные нормы;
  • Подсознательные программы, задающие алгоритмы действий, которые были усвоены в раннем детстве или продиктованы инстинктами;
  • Сознательный контроль человека над своими действиями.

Сознательный контроль над собственным поведением — высшая ступень развития личности. Не всем и не всегда удается контролировать свое поведение, обдумать ситуацию, выбрать наиболее подходящий вариант действий и т.д. Часто люди просто присоединяются к общему эмоциональному фону, подчиняются своим эмоциям (которые часто диктуются эмоциями других людей), и тогда именно эмоции управляют поведением человека. Таким образом, сенсорное восприятие можно понимать как человеческую слабость, которая мешает людям поступать правильно и приводит к проблемам. Поэтому, чтобы принять оптимальное решение в критической ситуации, необходимо отключить эмоции и контролировать ситуацию с помощью холодной логики.

Бессознательное планирование является очень важным фактором поведения, особенно в первые годы жизни. В раннем детстве у человека еще недостаточно развито сознание, и его врожденные инстинкты помогают ему выжить в окружающем мире. Другим источником бессознательных программ является копирование поведения других людей; человек получает готовую программу действий, которая была отработана в определенной ситуации кем-то другим и может, по крайней мере, выжить в незнакомой обстановке.

Социальные нормы — это фактор, который человек усваивает в сознательном возрасте. В этом случае человек пытается вызвать интерес окружающих к себе, чтобы он вел себя так, как обычно ведет себя в определенной социальной группе. Социальные правила вначале играют важную роль в установлении правильного контакта, но затем поведение собеседников может меняться по мере того, как они лучше узнают друг друга.

Личные мотивы также определяют поведение человека. Они невидимы для человека до тех пор, пока его действия не противоречат его желаниям. Однако, когда человек начинает делать что-то, что не соответствует его желаниям, его мотивы играют важную роль в его поведении.

С точки зрения бихевиористов, психические процессы в человеческом организме не являются абстрактными явлениями, а проявляются как реакции на определенное окружение. Бихевиористы также считают, что мысли и чувства не влияют на поведение; поведение контролируется только реакциями, которые возникают в результате определенных стимулов.

Стимулы — это определенные воздействия из внешнего мира. Реакция — это ответ организма на раздражитель, при котором он пытается либо приспособиться, либо оттолкнуть раздражитель. Между стимулом и ответом может быть подкрепление, дополнительный фактор, который влияет на человека. Подкрепление может быть положительным (например, похвала), в этом случае оно мотивирует человека на ответ, на который он настроен, или отрицательным (например, критика), в этом случае оно мешает человеку сделать ответ, на который он настроен. Положительное подкрепление заставляет человека выполнять то же действие в будущем, в то время как отрицательное подкрепление говорит человеку, что это действие больше не должно выполняться.

Теория и основные направления бихевиоризма

Идеи, разработанные бихевиористами, привели к появлению множества направлений и прикладных дисциплин.

Вот некоторые из тенденций:

  • Методологический бихевиоризм – собственно, самый классический вариант, который полагает, что лишь внешние проявления человеческой деятельности имеют значение, тогда как мысли и чувства не влияют на поведение.
  • Радикальный бихевиоризм – был развит Скиннером, который полагал, что внутренние события в организме, в том числе мысли и чувства, имеют не менее важное значение, чем наблюдаемое поведение. Скиннер считал, что внешние стимулы контролируют внутренние события в организме точно так же, как они контролируют внешнее поведение.
  • Теоретический бихевиоризм – также уделяет внимание мыслям, чувствам и прочим внутренним процессам в организме, которые стало возможно наблюдать с помощью современных технологий; но он предоставляет больше свободы в выборе методов изучения и контролирования поведения.
  • Психологический бихевиоризм – направление, используемое в психологии и психотерапии. Оно применяется в детском воспитании и развитии, в современных методиках преподавания, в исследовании психических и психологических отклонений и нарушений.

Представители бихевиоризма

Наиболее важными представителями бихевиоризма и создателями этого учения являются Джон Уотсон и Беррес Фредерик Скиннер. Уотсон был пионером в области бихевиоризма; будучи студентом, он и его профессор-руководитель изучали мозг собак, затем перешли к другим животным и выявили модели поведения, основанные на отношениях стимул-реакция. Он сказал, что такую же систему можно применить и к людям. Таким образом, сложное человеческое сознание, которое «похоже, отличает людей от животных», было полностью проигнорировано Уотсоном. Стоит отметить, что после окончания университета Уотсон работал в рекламной индустрии.

Представители

Скиннер продолжил развивать идеи бихевиоризма. Он считается одним из величайших психологов двадцатого века. Однако его критики также говорят, что его эксперименты ограничивались крысами и голубями, и что единственным видом экспериментов было управление рычагами и кнопками. Когда ученики Скиннера попытались применить его методы к другим животным и ввести в эксперименты новые формы поведения, разные животные реагировали по-разному: например, когда они пытались научить животных бросать покерные фишки в щели торговых автоматов, куры клевали фишки, еноты стирали их, а свиньи закапывали. Это пошатнуло могучую конструкцию поведенческой теории: ученые поняли, что мозг, сознание и генетика также оказывают определенное влияние на поведение.

Эдвард Бернейс был еще одним бихевиористом, который объединил этот образ мышления с учениями своего дяди Зигмунда Фрейда. Бернейс по праву считается «отцом связей с общественностью» и выдающимся экспертом по рекламе. Первоначально фрейдисты и бихевиористы находились по разные стороны уравнения; первые делали акцент только на внутренней жизни организма, а вторые — на внешней. По поручению своих деловых клиентов и с целью продвижения продаж различных товаров Бернейс разработал методы проникновения в «подсознание» и использования этого метода для стимулирования определенного поведения в больших толпах. Это связано с тем, что Бернейс помимо Фрейда изучал работы Ивана Павлова, еще одного пионера бихевиоризма. Таким образом, он пришел к выводу, что поведение человека контролируется мыслями, эмоциями, личным мировоззрением, мотивацией и менталитетом, но эти внутренние процессы сами по себе являются реакцией на внешние стимулы, а значит, их можно контролировать. Миллионы покупателей могут создать спрос на продукцию, в которой они раньше не нуждались.

Методы, разработанные Бернейсом, сегодня активно используются маркетологами, пиарщиками и политтехнологами. Это те самые «кукловоды», которые не только заставляют нас делать то, чего мы не хотим, но и заставляют нас хотеть того, о чем мы даже не подумали бы без их вмешательства.

Бихевиоризм

бихевиоризм фото

Бихевиоризм — это психологическая доктрина, которая, строго говоря, относится к изучению поведенческих реакций индивидов. Сторонники этой доктрины утверждают, что сознание может быть изучено научно только через объективно наблюдаемое поведение. Бихевиоризм возник под эгидой аксиом И. Павлова и его экспериментальных методов изучения поведенческих реакций животных.

Концепция бихевиоризма была впервые разработана психологом американского происхождения Дж. Уотсоном в 1913 году. Его целью было превратить психологию в достаточно строгую науку, основанную на чисто объективно наблюдаемых характеристиках и характеризующуюся особенностями человеческой деятельности.

Ведущим представителем поведенческой теории был Б. Скиннер, который разработал ряд экспериментальных методов, позволивших сравнить поведенческие действия с понятиями, обычно используемыми для описания психических состояний. Скиннер считал научными только те понятия, которые описывали физические явления и объекты. Концепции психической природы он трактовал как «объяснительный вымысел», от которого необходимо избавить психологию как науку. Помимо собственного психологического учения о бихевиоризме, Скиннер активно пропагандировал его социальные и культурные аспекты и последствия. Он отверг моральную ответственность, свободу воли и автономию личности и противопоставил всем этим ментальным «сказкам» структуры социальной трансформации, основанные на разработке разнообразных техник манипулирования и контроля человеческого поведения.

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм определил внешний характер американской психологии двадцатого века. Основатель бихевиоризма Джон Уотсон сформулировал его основные принципы.

Согласно Уотсону, бихевиоризм изучает поведение отдельных людей. Отсюда и название этого направления в психологии (поведение означает отношение).

Бихевиоризм в психологии — это, вкратце, изучение поведения, анализ которого является чисто объективным и ограничивается наблюдаемыми извне реакциями. Уотсон считал, что все, что происходит во внутреннем мире человека, невозможно изучить. И только реакции, внешняя активность человека и стимулы, вызываемые этими реакциями, могут быть объективно изучены и зафиксированы. Он считал, что задача психологии — определить по реакциям возможный стимул, а по стимулу — предсказать определенную реакцию.

Объектом изучения бихевиоризма является поведение человека от рождения до естественного конца жизни. Поведенческие действия можно считать аналогичными объектам изучения в других естественных науках. Те же общие методы, которые используются в естественных науках, могут быть применены в поведенческой психологии. А поскольку сторонник поведенческой теории не наблюдает в объективном изучении личности ничего, что можно было бы связать с сознанием, эмоциями, волей, воображением, он уже не может предположить, что перечисленные термины относятся к реальным явлениям в психологии. Поэтому бихевиористы предположили, что все вышеперечисленные понятия должны быть исключены из учета активности личности. Эти понятия продолжали использоваться в «старой» психологии, поскольку она началась с Вуда и развилась из философской науки, которая, в свою очередь, развилась из религии. Терминология была использована таким образом, потому что на момент возникновения бихевиоризма вся психологическая наука считалась виталистической.

Целью бихевиоризма является сбор наблюдений за поведением людей, чтобы бихевиорист мог предсказать реакцию человека в данной ситуации и при данном стимуле или, наоборот, определить ситуацию, если реакция известна. Поэтому при таком широком охвате цели бихевиоризм все еще довольно далек от цели. Задача довольно сложная, но реалистичная. Хотя эта задача многими учеными считается неразрешимой и даже абсурдной. Между тем, общество основано на общем убеждении, что поведение людей можно предсказать заранее и, следовательно, можно создать условия, вызывающие определенные типы поведенческих реакций.

Храм Божий, школа и брак — все это социальные институты, которые развивались в ходе эволюционной истории, но не могли бы существовать, если бы поведение человека не было предсказуемым. Общество не существовало бы, если бы не могло создавать условия, которые влияют на определенных субъектов и направляют их действия по точно определенным путям. До сих пор поведенческие обобщения основывались в основном на произвольно применяемых формах социального влияния.

Бихевиористы надеются покорить и эту область, а затем подвергнуть отдельных людей и социальные группы научно и экспериментально обоснованным исследованиям.

Проще говоря, бихевиоризм рассматривает поведение человека как центральный фактор развития личности. Таким образом, поведенческая наука — это наука о поведенческих реакциях людей и их нарушенных рефлексах. Она отличается от других отраслей психологии своим предметом. Бихевиоризм изучает не сознание отдельного человека, а поведение или поведенческие реакции животных.

Бихевиоризм: представители и основные идеи.

Д. Уотсон, основатель бихевиоризма, в своих собственных исследованиях выделил четыре категории поведенческих действий:

— Экспериментальные или видимые реакции (например, чтение книги или игра в футбол),

— Непроизвольные или скрытые реакции (например, размышления или разговор с самим собой),

— Инстинктивные и эмоциональные действия или видимые врожденные реакции (например, чихание или зевота),

— скрытые наследуемые функции (например, жизненные функции организма).

Согласно убеждению Ватсона, реально только то, что можно получить под наблюдением. Основной схемой, которой он руководствовался в своих трудах, было равенство между стимулом и реакцией.

Э. Торндайк моделировал поведение на основе сетей, состоящих из слитых воедино простых компонентов. Именно эксперименты Торндайка впервые показали, что природа интеллекта и его функции могут быть поняты и оценены без ссылки на принципы или другие явления сознания. Он предположил, что мышцы лица (т.е. мышцы речевого аппарата) бессознательно совершают едва уловимые движения, которые остаются практически незаметными для окружающих, когда человек что-то понимает или произносит слово «про себя». Торндайк выдвинул идею о том, что поведенческие реакции любого живого существа зависят от трех элементов:

— Условия, которые включают в себя внешние процессы и внутренние явления, влияющие на объект,

— реакции или внутренние действия, являющиеся результатом этих влияний,

— тонкая связь между условиями и реакциями, т.е. корреляция.

На основе собственных исследований Торндайк разработал несколько законов бихевиористской концепции:

— Закон практики, т.е. пропорциональная зависимость между условиями и реакциями на них пропорционально количеству повторений,

— закон готовности, который заключается в трансформации готовности организма реагировать на нервные раздражители,

— закон ассоциативного вытеснения, который проявляется в реакции на данный стимул комплексом, действующим одновременно, и другие стимулы, вовлеченные в данное событие, впоследствии вызовут аналогичную реакцию,

Четвертый закон вызвал много дискуссий, поскольку он включает в себя мотивационный фактор (т.е. психологически ориентированный фактор). Четвертый закон гласит, что любое действие, доставляющее удовольствие при определенных условиях, будет ассоциироваться с этими условиями и затем увеличит вероятность повторения этого действия при сходных условиях; неудовлетворенность или дискомфорт от действия, связанного с определенными условиями, приведет к снижению вероятности повторения этого действия при сходных условиях. Этот принцип подразумевает, что отдельные, противоположные состояния в организме также являются основой для обучения.

Говоря о бихевиоризме, нельзя не упомянуть существенный вклад И. Павлова в это направление. Как и изначально все принципы бихевиоризма в психологической науке, его исследования также базируются на этом фундаменте. Он показал, что животные развивают свои поведенческие реакции на основе не зависимых рефлексов. Однако условные рефлексы могут формироваться под воздействием внешних стимулов, и могут возникать новые модели поведения.

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена

Эдвард Толман — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор концепции «когнитивных карт» и основатель когнитивного бихевиоризма.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Он отверг закон эффектов Торндайка, считая, что вознаграждения (стимулы) оказывают незначительное влияние на обучение. В отличие от этого, Э. Толман предложил когнитивную теорию обучения, которая утверждает, что повторное выполнение одного и того же задания укрепляет связи между факторами окружающей среды и организационными ожиданиями.

Толман выдвинул гипотезу о том, что поведение зависит от пяти важных независимых переменных: Стимулы окружающей среды, психологические стимулы, наследственность, предшествующее обучение и возраст.

Он считал, что поведенческая модель S-R должна быть дополнена. Он считал, что формула поведения должна состоять не из двух, а из трех терминов, и поэтому должна иметь следующий вид: стимул (независимая переменная) — вмешивающаяся переменная (агентство) — зависимая переменная (ответ), т.е. S-O-R.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Вмешивающиеся переменные — это все переменные, которые относятся к организму (O), демонстрирующему определенную поведенческую реакцию на определенный стимул. Таким образом, промежуточный уровень — это ментальные моменты, которые не поддаются непосредственному наблюдению (например, ожидания, установки, знания и т.д.). Примером промежуточной переменной может быть голод, который не заметен у испытуемого (животного или человека). Однако голод может быть объективно и точно соотнесен с экспериментальными переменными, такими как количество времени, проведенного организмом без пищи.

Толман проводил эксперименты с крысами, искавшими выход из лабиринта. Наиболее важным выводом из этих экспериментов было то, что на основании строго контролируемого и объективно наблюдаемого поведения животных экспериментатор может достоверно установить, что это поведение контролируется не стимулами, действующими на них в данный момент, а специфическими внутренними регуляторами.

Бихевиоризм: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен

Поведению предшествует ряд ожиданий, предположений и когнитивных «карт».. Когнитивная карта — это субъективная картина с пространственными координатами, в которых расположены отдельные воспринимаемые объекты. Животное само создает эти «карты». Они проводят животное через лабиринт. Через них животное, брошенное в лабиринт, узнает, куда идти и как туда попасть.

Тезис о том, что ментальные образы выступают в качестве регулятора действий, был установлен гештальт-теорией. Принимая это во внимание, Толман разработал свою собственную теорию — когнитивный бихевиоризм.

Что такое бихевиоризм в психологии?

Начнем с термина бихевиоризм в психологии, кратко и просто он означает «поведение», в переводе с английского (behaviour). Работа этого направления заключается в изучении поведения человека в различных ситуациях, во взаимодействии с другими членами общества.

День каждого человека начинается с пробуждения и последующих действий. Каждую минуту с нами происходят разные ситуации, на которые мы реагируем определенным образом. Бывает, что многие люди ведут себя совершенно по-разному в схожих ситуациях. В психологии это изучает бихевиоризм. Почему это происходит и как можно манипулировать поведением отдельного человека или целого сообщества — вот цель бихевиоризма.

Согласно принципам этого движения, человеческое сознание отрицается как самостоятельный элемент и связывается с нашими реакциями на обстоятельства. Другими словами, каждая мысль связана с физической активностью. Эта идея даже произвела революцию в психологии. В течение многих лет влияние бихевиоризма ощущалось в Америке. Она повлияла на научные идеи того времени. Основная идея заключалась в том, что в первую очередь следует изучать рефлексивное поведение, а не сознание.

🎬 Бихевиоризм в психологии

Кто является основоположником бихевиоризма?

Согласно историческим данным, основателем бихевиоризма считается Джон Уотсон (США).

Джон Уотсон

Основатель бихевиоризма отвергал важность сознания и считал его изучение второстепенным. Он предложил наблюдать за поведением, поскольку эмоции и чувства не являются объективными. Наши ученые также заинтересовались этой теорией. Павлов, Щенов и Бехтерев также активно интересовались этой темой, но именно Уотсон, основатель бихевиоризма, окончательно сформулировал эту идею.

Великий ученый Иван Павлов был одним из тех, кто дал направление будущей области психологии. Он посвятил свою жизнь изучению рефлексов и создал целую науку. Подробнее читайте в статье «Эксперимент собаки Павлова». Некоторые из идей, которые позже использовали бихевиористы, пришли из 19 в. Э. Торндайк был первооткрывателем «закона эффекта». Суть экспериментов заключалась в том, что животные искали выход из лабиринта и получали за это вознаграждение. Постепенно они осваивали выученный путь и решали задачу без ошибок.

Позже другие ученые также изучали поведенческие модели. Б.Ф. Скиннер основал радикальный бихевиоризм, который основывался на утверждении, что влечения и мысли находятся под тем же контролем, что и внешнее поведение.

Б.Ф.Скиннер

В целом, бихевиоризм объединяет несколько направлений: Методология, философия и психология. Она возникла потому, что психология в некоторых случаях была некомпетентна и не могла объяснить некоторые явления. Она «привязала» абсурдную науку (в то время психологию) к материализму. Поэтому сначала его идеи были встречены холодно и с подозрением, но постепенно бихевиоризм завоевал мир.

Поначалу идеи Уотсона и Скиннера казались слишком циничными, поскольку они сводили человека к «интеллектуально развитому животному», все еще живущему по диким законам природы. Еще одним недостатком этой философии является то, что она игнорирует самоопределение, творчество и сознание. Все мысли, фантазии и мечты не имеют ничего общего с реальностью, и изучить их практически невозможно.

Основные положения бихевиоризма

Основная задача — изучение поведения животных и людей. Что означает это понятие? Набор чувств, эмоций и настроений в определенных ситуациях. Поведение может быть формальным или нерегулярным. На него влияют различные факторы:

● мотивация, ● социальные правила, ● инстинкты и подсознание, ● самоконтроль.

Все это изучает бихевиоризм, и его основные идеи перечислены ниже:

Самоконтроль действий на сознательном уровне. Это высший уровень развития человека. Мало кто способен постоянно держать под контролем свое поведение, оценивать ситуацию и выбирать между вариантами. В основном люди действуют рефлекторно, находятся под общим эмоциональным влиянием (эйфория, паника, страх, радость) или поддаются силе своих эмоций и теряют контроль над своим поведением. Поэтому умение сохранять спокойствие — очень важный и ценный навык.

Поведенческая теория психологии также говорит о бессознательных программах, особенно в первые годы после рождения. В раннем детстве сознание развито слабо, а за выживание отвечают врожденные инстинкты. Другим источником рефлексивной информации является воспроизводство пожилых людей. Следуя их примеру, ребенок получает готовый алгоритм выживания в потенциально опасном мире.

Принципы бихевиоризма не игнорируют социальные правила. Мы узнаем об этом факторе в более старшем возрасте. Они также необходимы для выживания и получения материальных и моральных преимуществ. Предвзятая модель поведения позволяет «вписаться в толпу» и «принадлежать» к определенному сообществу. То же самое происходит и с животными, но на более примитивном уровне. В отличие от них, мы можем вести себя в обществе сознательно.

Бихевиористы считают, что психика не является абстрактным понятием, а связана с физиологическими реакциями на окружающий нас мир. Они также считают, что поведение — это только результат действий, вызванных различными стимулами, а психические и сенсорные аспекты не имеют значения.

Бихевиористская школа психологии фокусируется на внешних воздействиях и реакциях, как ответ организма на внешнее действие. Она может быть позитивной или негативной. Между причиной и следствием находится мотивация, которая склоняет баланс в ту или иную сторону. В результате поведенческая модель становится укоренившейся и рефлекторной. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат причинно-следственного процесса, а точнее, нашего поведения.

Бихевиористская точка зрения вполне логична и не фокусируется на внутренней мотивации, поскольку ее трудно изучить и определить. Соответственно, имеет значение только видимый аспект. Исследователи ставят перед собой задачу предсказать реакцию на определенные стимулы и вывести модели поведения, включая вычисление причин на основе реакций. До этого момента считалось, что сделать это невозможно. С помощью поведенческих исследований был достигнут прогресс в этом направлении, и теория была опровергнута.

Кроме того, были открыты способы манипулирования поведением, часто в корыстных целях.

Примером тому может служить современный маркетинг, который успешно применяет принципы бихевиоризма. Это можно увидеть в любом супермаркете или интернет-магазине. Чем больше наука изучает поведение, тем более изощренными и тонкими становятся инструменты для манипулирования сознанием и подсознанием.

История возникновения бихевиоризма

В 1898 году Эдвард Торндайк защитил докторскую диссертацию под названием «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». An Experimental Investigation of Associative Processes in Animals), в которой он описал свои эксперименты, главный результат которых он видел в возможности изучать и оценивать умственные способности индивидов, никак не принимая во внимание их сознание. Торндайк первым предложил рассматривать ассоциацию не как связь между идеями или между идеей и движением, а как связь между движением и ситуацией.

Торндайк считал, что принцип «проб, ошибок и случайного успеха» управляет приобретением новых форм поведения живыми существами на всех уровнях развития.

Торндайк видел отправную точку для действия не во внешнем стимуле, на который реакция организма уже зафиксирована, а в проблемной ситуации, то есть в таких внешних условиях, для которых у организма не было готового рецепта двигательной реакции и которые он должен был решить сам.

Торндайк считал, что взаимосвязь между состоянием и реакцией, в отличие от рефлекса (который тогда считался исключительно механическим явлением), заключается в следующем:

1) возникновение проблемной ситуации, с которой организм ранее не сталкивался,

2) мобилизация собственных сил организма для решения проблемы,

3) активный поиск решения,

4) изучение решения аналогичных ситуаций с помощью упражнения 2.

Статья содержала радикальные для того времени положения:

1) Психологи должны изучать только поведение, а не интеллект или умственную деятельность, поскольку реально только то, что можно наблюдать, т.е. физические реакции. Главной задачей психологии считалось предсказание и контроль поведения человека,

2) единственным методом исследования является объективное наблюдение. Поведение должно изучаться как мышечная и гормональная реакция, как открытая, так и скрытая,

3) необходимо изучить взаимосвязь между стимулами и реакциями, особенно в ситуации, когда стимулы меняются,

4) Основная цель исследования — объяснить механизмы зависимости поведения человека от внешних факторов и определить методы ее специфической модуляции.

Бихевиористы считали, что основной формулой человеческого поведения является простейшая взаимосвязь между стимулом (S) и реакцией (R). Таким образом, используя простейшую формулу S-R, они попытались объяснить все человеческие действия, отрицая сознание, мотивацию и агентность. Уотсон считал, что, контролируя внешние стимулы, можно формировать любого человека, определяя его стремления, убеждения и поведенческие привычки. Свои взгляды ученый изложил в книгах «Поведение: введение в сравнительную психологию» (1914) и «Психология с точки зрения бихевиориста» (1919).

Развитие направления и причины перехода к необихевиоризму

Позже бихевиоризм как направление психологии развивали М.Ф. Мейер, который пытался сблизить психологию с физиологией, и его ученик А.П. Вайс, который видел свою главную цель в том, чтобы сделать психологию отраслью естественных наук. Важный вклад внес и преемник Уотсона К.С. Лешли, который изучал психологию как отрасль естественных наук. С. Лэшли, который проводил эксперименты по изучению мозговых механизмов поведения. Исследование проводилось по следующему сценарию: У животного формировался рефлекс, затем ученый удалял часть мозга и проверял, зависит ли от этого эффект ранее выработанного рефлекса. В ходе своих экспериментов Лешли пришел к выводу, что мозг функционирует как единое целое и что различные его части эквивалентны, то есть имеют равную ценность, и поэтому могут успешно заменять друг друга. У. В 1914 году С. Хантер изобрел экспериментальную систему для изучения реакций, которую он назвал замедленной. Один из экспериментов заключался в следующем: Обезьяне показали, в какую из двух коробок был положен банан. Затем между обезьяной и коробками был установлен экран. Через несколько секунд экран был снят. Обезьяна безошибочно открыла нужную коробку, доказав, что животные уже способны реагировать на раздражители не сразу, а с задержкой.

Однако к 1930-м годам взгляды Уотсона подверглись критике, и основные принципы бихевиоризма начали претерпевать значительные изменения. Причиной этого явления стала слабость категориального механизма направления. В частности, категория действия, которая в ограниченном объеме изучена в данном проекте, не может быть успешно изучена, если отрицать образ и мотивацию, которые определяют сам смысл действия. Попытка интегрировать понятия образа, мотивации и психосоциальных отношений в концептуальную систему бихевиоризма привела к возникновению нового психологического течения — нео-бихевиоризма.

Необихевиоризм

В 1932 году Эдвард Томлен опубликовал книгу под названием «Целевое поведение у животных и человека». В этой работе он первым предложил усложнить формулу S-R и добавить промежуточные элементы, т.е. дополнительные факторы, влияющие на ответ. Он также подчеркнул, что поведение следует рассматривать не в конкретной ситуации, а комплексно. Одним из наиболее важных выводов его экспериментов было то, что поведение не ограничивается выработкой моторных навыков. Своими экспериментами он показал, что человек формирует когнитивную карту способов решения различных проблем на протяжении всей своей жизни.

Выводы Томлена заставили ученых-бихевиористов пересмотреть свои прежние взгляды на поведение.

Однако предтечей нео-бихевиоризма считается Бергхаус Фредерика Скиннера. Как и Уотсон, он видел главную задачу психологии в анализе причин человеческого поведения и разработке методов управления им. Однако Скиннер вошел в историю психологии как теоретик обучения, который разработал методы работы с детьми, нуждающимися в коррекции поведения, а также достиг определенных успехов в коррекционном обучении.

Скиннер также стал основоположником концепции оперантного поведения — системы активных действий для достижения человеком желаемой цели. В своей работе он также опирался на свои знания о рефлексах, но всегда подчеркивал разницу между своим подходом и подходом Павлова: Условные рефлексы, которые Павлов моделировал в своих исследованиях, Скиннер определил как поведение, управляемое стимулом, которое определяется ассоциацией с конкретным стимулом и не зависит от активности самого субъекта.

Подход Скиннера к формированию желаемой реакции имел большие преимущества перед традиционным подходом:

— Желание субъекта повторить успех, даже в отсутствие стимула.

Бихевиоризм, сформировавший лицо американской психологии в первой половине двадцатого века, больше не практикуется в чистом виде. Тем не менее, многие идеи бихевиоризма остаются центральными для американской социологии и политологии, а прикладной анализ поведения, предложенный Скиннером, наиболее рекомендуется для работы как с нормальными детьми, так и с детьми с нарушениями развития или поведения.

Список литературы:

Блейхер В.М., Крук И.В. Глоссарий психиатрических терминов. М.: МОДЭК, 1995. 640с. 2 Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины двадцатого века. Учебник для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416с.

Автор: Евгения Прозорова Педагог по работе с детьми с особыми потребностями.

Текст опубликован в собственных изданиях автора.

Если вы нашли ошибку или орфографическую ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее курсором, скопируйте и отправьте нам по электронной почте.

Не нравится статья? Напишите нам, почему, и мы постараемся улучшить наш материал!

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий