Археологические памятники Восточного Казахстана. Памятники археологических культур эпохи раннего железа.

Содержание

Город имел двойную линию оборонительных стен с башнями высотой 7-10 м и толщиной 2,5 м. Сохранились руины прежнего здания — дома городской администрации длиной 30 м и шириной 15 м; прилегающий к зданию двор был окружен дорическим портиком.

Памятники археологических культур эпохи раннего железа

Почему распахиваются древние курганы в Алексеевском районе на границе с деревнями Летниково-Ореховка-Самоловка?

Уважаемый Эрик Александрович, мы разделяем вашу озабоченность по поводу разрушения курганов распашкой. К сожалению, так обстоят дела не только в Алексеевском районе. Однако остановить вспашку можно только в том случае, если вы обнаружите древние сооружения, могилы и артефакты, спрятанные под курганом. Только в этом случае Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области (ГУОКН) может взимать плату за хозяйственную деятельность на месте разрушенного памятника. Возможно, в вашем случае вам следует обратиться в Государственную службу охраны культурного наследия. На их сайте http://nasledie.samregion.ru/ есть раздел для жалоб граждан. Еще раз спасибо за вашу заботу о старых памятниках.

До свидания! Я нашел предмет, похожий на старый наконечник стрелы. Подскажите, пожалуйста, где я могу узнать об этом в Самаре?

Здравствуйте! Отнесите находку в Самарский областной краеведческий музей (ул. Ленинская, 142) и сообщите в археологический отдел. Сотрудники отдела помогут вам классифицировать вашу находку.

Наслаждайтесь. Вопрос к археологам. Что делать и к кому обращаться, если вы обнаружили в лесу скопление курганов (точнее, 5)? Скорее всего, это именно они, поскольку находятся на вершине холма и имеют явные признаки антропогенного происхождения.

Здравствуйте Владислав! Вы можете сообщить о найденных вами курганах в Государственное управление по охране культурного наследия вашего региона. Если вы можете указать местоположение курганов (площадь, расстояние от ближайшего города), данные можно сверить с реестром памятников, чтобы определить, известны ли эти курганы или это вновь обнаруженный памятник. Контактные данные офисов можно найти в Интернете.

  • Белогорский культурный тип
  • Городецкая культура
  • Савроматская культура
  • Среднесарматская культураа
  • Позднесарматская культура
  • Царевокурганский культурный тип

Белогорский культурный тип

Белогорский культурный тип представлен группой археологических памятников раннего железного века (7-4 век до н.э.). Б.К.Т. был назван в честь древнего поселения Белая Гора на Самарской дуге. Первые памятники были обнаружены В. В. Гольмстеном в 1923 году. В 1970-х годах Г. И. Матвеевой было раскопано несколько городищ. Анализ материалов (в основном керамики), полученных в ходе раскопок, позволяет исследователям говорить об этом типе памятников в контексте большой историко-культурной общности ананьинцев, которые в I тыс. до н.э. населяли районы средней Волги и Камы, доходя до бассейна Печоры и Вычегды на севере. Морфологические особенности керамики, найденной на стоянках, позволили исследователям с уверенностью говорить о доминировании ананьинцев в формировании населения, оставившего памятники периода до нашей эры в Самарско-Поволжском регионе. Эти памятники в основном расположены в Самарской Луке и у Сокольих гор под Самарой. Среди них такие места, как Лысая Гора возле села Жигули, Каменная Коза возле села Винновка, поселок Коптево и Царев Курган возле города Самара. Немногочисленные поселения располагались в непосредственной близости от городища. Культурный слой на Белогорских поселениях тонкий и бедный находками. Находки в основном представляют собой фрагменты круглодонных ваз с примесью дробленых черепков или обломков известняка. Шея, которая была либо прямой, либо выгнутой наружу, была украшена 2-3 рядами треугольных оттисков. Форма сосудов восходит к гончарной традиции Ананьи, а декор отражает особенности региона. Керамика, аналогичная белогорской, найдена на различных поселениях Ульяновской области и Татарстана, а также в Гулькинском могильнике Ульяновской области, исследованном А.В. Збруевой. Погребальные обряды и инвентарь схожи с таковыми из кургана Анания. Племена белайского типа вели оседлый образ жизни, как и все население ананьинской общины. Их экономика была основана на животноводстве (свиньи, крупный рогатый скот, овцы и лошади-калеки), дополняемом земледелием, охотой, рыболовством и собирательством. Все указывает на то, что жизнь на поселениях беломорской культуры в Самарской области прекратилась в четвертом веке до нашей эры. Это было время, когда племена городецкой культуры проникли в регион с запада. Г.И.Матвеева предполагает, что жители Беломорского переселились на северо-восток, в Прикамье, где участвовали в формировании пьяноборской культуры.

Матвеева Г.И. Поселения культуры раннего железного века на Самарской Луке // Самарская Лука в древности. Куйбышев, 1975; Матвеева Г.И. Памятники оседлых племен лесной зоны Самарского Поволжья (Белогорская и Городецкая культуры) // История Самарского края с древнейших времен до наших дней. Ранний железный век и Средневековье. М., 2000; Матвеева Г.И. Культуры оседлых племен раннего железного века // Древние культуры и этносы Самарского Поволжья. Самара, 2007.

Городецкая культура

Городецкая культура — это археологическая культура раннего железного века. Название происходит от памятника, исследованного В.А. Городцовым у села Городец Спасского района Рязанской области. По классификации М.Б.Щукина, эта культура определенно относится к «пятому миру» — миру редких поселений с решетчатой или тканевой керамикой. Хотя немногочисленные памятники «разбросаны» на огромной территории (от Верхнего Дона на западе до Самарской Луки на востоке, от реки Оки на севере до широты Саратова на юге), все они представлены только поселениями — неукрепленными городищами и укрепленными фортификационными комплексами. До сих пор не было выявлено ни одного захоронения, материалы которого можно было бы достоверно связать с городецкими древностями и, в частности, с особой городецкой керамикой. Керамика с «рогожским» декором является наиболее важной конкретной особенностью поселения. Крайне малое количество и низкая значимость находок, обнаруженных в поселениях, не позволяют установить четкую хронологию поселения. В районе Самарской Луки памятники Г.К. датируются от IV в. до н.э. до I в. н.э. В начале 1920-х годов Вородетские памятники Самарской области были изучены В.В. Гольстеном и др. Гольмстен и Г. И. Матвеева раскопали их в 1970-х годах. Все исследованные населенные пункты (Лбище, Каменная Коза, Вислый Камень, Торновское) и местности (Новый Путь, Новинки) расположены в Самарской Луке. Кроме того, некоторые фрагменты керамики были найдены на правом берегу Волги. Материальная культура городецких племен Самарско-Поволжского региона представлена в основном фрагментами сосудов с плоскими днищами и слегка профилированными профилями. При их строительстве использовалась техника забивания складными молотками. Впечатления напоминают рогожу, мешки или сетки. По этой причине такую керамику иногда называют тканевой керамикой. Кроме керамики, в поселениях иногда находят предметы из железа (ножи), кости (крючки, гарпуны, наконечники стрел) и глины (прялки). Памятники Г.К. были оставлены рыбацкими и охотничьими племенами, которые не были знакомы с основами натурального хозяйства. Отсутствие захоронений можно объяснить определенными ритуальными традициями, связанными с помещением умерших в сооружения (морги, верхушки деревьев), расположенные на (над) поверхности земли. Что касается этнической идентификации населения Г.К., то, по мнению некоторых исследователей (Б.А.Рыбаков, Н.В.Трубникова), территория этой культуры сопоставима с территориями «тиссагитов» Геродота. Долгое время считалось, что Г.К. принадлежат к финно-венгерским племенам. В настоящее время есть основания говорить о его балтийском происхождении. Поскольку территория, на которой проживали племена Г.К., была довольно большой, то и судьбы их носителей в разных частях этой обширной территории были разными. В частности, в Волго-Самарском регионе небольшая популяция G.C., вероятно, была вытеснена протославянскими племенами, пришедшими сюда из районов Карпато-Днестровского региона.

Лит.: Матвеева Г.И. Поселения культуры раннего железного века в Самарской Луке // Самарская Лука в древности. Куйбышев, 1975, История Самарской области от истоков до наших дней. Ранний железный век и средние века. М., 2000.

Археологические памятники Восточного Казахстана

Большинство памятников раннего железного века расположены в долине реки Ирит, важнейшей водной артерии Восточного Казахстана. Захоронения курганов сосредоточены на северных и южных склонах гор Калба, а затем простираются на юго-запад до Чингизтау и в западные районы Тарбагатая. На юге они распространены в Зайсанской синклинали. В восточных горных районах они разбросаны по берегам Нарыма, Бухтармы и многочисленных притоков, связанных с памятниками Горного Алтая.

Самые большие «царские холмы» саков расположены в Чиликтинской долине и в южных горах Алтая на берегах реки Бухтарма. В горных районах Восточного Казахстана, богатых дикими породами, большинство могил — каменные (Берель, Катон, Майемир). В долинах Верхнего Прииртышья могилы строились из земли, смешанной с галькой, но почти всегда для могильных сооружений использовались камни. В низинах Среднего Иртыша, граничащих с Кулундинской степью, могилы были сооружены из земли (Жолкудук, Чернореченск, Иртышское, Боброво, Леонтьевка).

Полезные ископаемые Восточного Казахстана добывались и в раннем железном веке. В полиметаллической зоне Алтайского рудного района насчитывается около 850 месторождений и минеральных проявлений.

Памятники этого периода изучали В.В.Радлов, С.С.Черников, М.П.Грязнов, С.Н.Руденко, Н.В.Полосьмак, В.И.Молодин, З.С.Самашев, А.Т.Толеубаев.

Ученые выделяют три основных этапа в развитии материальной культуры шаков Восточного Казахстана.

Стадион «Майемир» был назван в честь кургана в Майемирской степи в начале реки Нарым.

Несколько курганов в горах Алтая имели низкие каменные насыпи, часто окруженные каменным кольцом у основания. Погребальные камеры были прямоугольными, стены обшиты деревом и покрыты доской из бревен.

Материальный фонд майэмирских памятников достаточно стабилен и определяется кружевными формами, такими как бронзовые зеркала с высоким ребром по краю и петлей в середине диска, ранняя конструкция уздечки с бронзовыми вожжами с внешними петлями, напоминающими маленькое стремя, и ножницы с тремя отверстиями или крючками вместо центрального отверстия. В прикладном искусстве изображение свернувшегося хищника и животных в движении наиболее характерно для периода майя-манор.

Курган Чиликта, раскопанный С.С. Черниковым, был частью курганного могильника, состоящего из 51 земляного кургана. Курганы достигают 20-100 метров в диаметре и 2-10 метров в высоту.

Раскопки кургана позволили реконструировать его структуру. На поверхности земли была вырыта яма размером 5,9 х 7 м, глубиной около 1 м. В яме была построена квадратная конструкция из толстых сосновых бревен, стены клетки состояли из двух рядов бревен, а крыша — из одного ряда бревен. Внутри деревянной гробницы, у западной стены, на полу из толстых деревянных досок лежали мужчина в возрасте 40-50 лет, женщина в возрасте 50-60 лет и их вещи. Во время захоронения покойного несли через коридорную дорогу, которая примыкала к могиле с востока. После погребения дорога была усыпана стволами деревьев, а все здание — крупным гравием. Затем насыпали курган из плотной глины и еще более высокий курган из земли и мелкой гальки. Диаметр кургана составлял 45 метров, а высота — около 10 метров. Со временем курган деформировался, и на момент раскопок его диаметр составлял 66 метров, а высота — 6 метров.

В этот день:

1862 Марк Орел Штейн, венгерский путешественник, этнограф и археолог, исследователь Восточного Туркестана. 1907 Алексей Иван вич Тереножин, советский археолог, лауреат Государственной премии СССР, доктор исторических наук, профессор, исследователь Центральной Азии, специалист по скифскому и доскифскому периодам Северного Причерноморья. 1922 г. Родился Николай Яковлевич Мерперт — всемирно признанный ученый, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, удостоенный Государственной премии Российской Федерации. Годовщина смерти 1921 г. Умер Эмиль Картальяк — французский ученый в области доисторической археологии.

  • Археология Ближнего Востока
  • Археология Дальнего Востока
  • Археология Европы
  • Археология Кавказа
  • Археология Северного Причерноморья
  • Археология Сибири
  • Археология Средней Азии
  • Археология Урала
  • Без рубрики
  • Древнерусская археология
  • Методика
  • Новости
  • Памятники
  • Первобытное искусство
  • Смежные науки
  • Теоретическая археология

Этнографический ландшафт Азии 1-го тыс. до н.э.

Вот как Геродот описывал положение различных народов в Центральной Азии в его время (5 век до н.э.):

Племена Европы по Геродоту, 5 век до нашей эры

Азиатские культуры железного века

  • Саргатская (7 до н.э. — 4) — Западносибирская лесостепь
  • Передняя Азия:
    • Урартская культура (Ж, Закавказье)
    • Савроматская культура (Ж?, Приуралье)
    • Ирменская культура (Ж?, З.Сибирь)
    • Кулайская культура (Ж, З.Сибирь)
    • Саргатская (Западносибирская лесостепь)
    • Тагарская культура (Ж, Сибирь)
    • Таштыкская культура (Ж, Енисей)
    • Пазырыкская культура (Ж, Алтай)
    • Уюкская культура “сибирско-скифская” (Ж, Тува)
    • ? культура (?)
    • ? культура (?)
    • ? культура (?)

    Великие миграции племён в легендах народов (предположительно железный век)

    Поход Одина из Асгарда и происхождение германцев когда?

    A. Щербаков считает, что легендарные ваны (соседи асеней, предки германцев) жили в низовьях Дона. Горы Венедигер раньше назывались Донецким кряжем. Это больше связано с винирами, чем с плавниками. Но, возможно, эти два этнических названия связаны между собой. Полагаю, что сами тузы жили вблизи устья Дона и на берегах Азовского моря.

    После падения Трои большинство ванов двинулись в Малую Азию (Муски), дошли до озера Ван и поселились там. Эта территория принадлежала древнему народу чаджас (также считающемуся индоевропейским и, вероятно, принадлежащему к его последней ветви), с которым смешались ванские мусци и образовали армянский народ (который, таким образом, имеет двух предков, если не считать хеттов и урартов, предков чеченцев). Часть перевозчиков осталась на Дону, где они продолжали общаться и принимать «репатриантов» из Армении из секции мигрантов. Эта часть армян называется Дон (Нахичевань-ам-Дон) и даже имеет свою собственную армяно-гуннскую религию.

    Родственные племена хаттов/готтов/готтов переселились с Черного моря на Балтику, а затем в Скандинавию. Смешавшись с северными индоевропейцами, асы передали им чистый армянский «.Комплект симфонийАссирийцы смешались с северными индоевропейцами и передали им чистый армянский «слой симфонии», дав начало германцам (обратите внимание также на сходство этнических названий армяне/армяне). Северные индоевропейцы, не имевшие контактов с эсирами, затем стали говорить на балто-славянском диалекте. Более позднее прибытие в их регион новой волны из Причерноморья — венецианцев (даже ванеров?) — привело к появлению славянского языка (ок.1200-1100 V. ЦПЧ.).

    Интересно, что имя верховного германского бога Тора первоначально звучало как Донар, что можно перевести как прилагательное «донской». В самой Эдде Асгард расположен к востоку от Дона на Волге и иногда отождествляется с Троей, что можно интерпретировать как связь с падением Иллиона.

    Я бы также отметил, что в истории нередки случаи «запоздалой репатриации», когда народ-завоеватель, уже обосновавшийся и проживший на новом месте несколько поколений, вдруг уходит и массово переселяется на свою бывшую родину, очищая или порабощая все на своем пути. Например, движение гуннов на запад. А в описанном случае — возвращение в Причерноморье готов. А до готов по этому пути шли рутены (руттен, русские), германское, балтийское или славянское племя с острова Рюген.

    • Megin Runar. История и мифы древних германцев и их предков. !
    • Щербаков Александр / Асгард — город богов. Асгард — древняя Ниса (духовная столица Парфии)? Связь с Аршакидами. неубедительно
    • Всё о викингах. История, обычаи, саги, оружие, карты.

    На правах рекламы (см. условия): ◀ ◀ ◀ Место для размещения коммерческих ссылок (см., пожалуйста, условия) ▶ ▶ ▶ —>

    Ключевые слова для поиска информации об археологических культурах железного века Евразии : На русском языке: Археологические культуры железного века Евразии, распространение железа в Европе и Азии, мир после Троянской войны ; На английском языке: Eurasian Iron Age.

    Памятники археологических культур эпохи раннего железа

    Археологическое общество Республики Башкортостан

    Основана в 2008 году.

    Информация о компании SA RB

    Список членов

    Публикации членов

    • Главная
    • Эпохи и культуры
    • Эпоха железа

    Палеолит

    Мезолит

    Неолит

    Энеолит

    Эпоха бронзы

    Эпоха железа

    Средневековье

    Новое время

    В восьмом-двенадцатом веках до нашей эры, в связи с изменением климата и постепенным ослаблением культурных образований бронзового века, среди большинства племен Евразии появилось использование железа, и начался новый исторический период, названный ранним железным веком или старым железным веком. Завоевание металлургии железа привело к значительной интенсификации хозяйственной деятельности и радикальным изменениям во всех сферах жизни древнего человека. Ранний железный век был временем великих поворотных моментов в истории человечества, его «героическим веком». Это было время основания деспотий Ближнего Востока, империи Ахеменидов, первых государственных образований на Кавказе и в Средней Азии, подъема и падения древних государств Греции и Рима, эллинистических государств, походов Александра Македонского, Великой стены, походов гуннов на Запад и т.д. Именно в раннем железном веке возникают все современные «мировые религии», философия, наука и право. Для евразийских степей, с другой стороны, это время, когда кочевничество возникло и процветало как основная экономическая система.

    На южном Урале, к северу от зоны распространения древних цивилизаций, в раннем железном веке сосуществовали и тесно взаимодействовали два мира — кочевой, ираноязычный степной мир на юге и богатые лесами финно-пермский и венгерский миры на севере. Благоприятные климатические условия региона, его расположение на границе Европы и Азии, на северном конце Великого степного пояса, в значительной близости от древних государств, обусловили сложный и очень динамичный этнокультурный состав.

    Степи Южного Урала не входили в зону формирования раннекочевой культуры и начали постепенно развиваться только в VIII-VII вв. до н.э. Немногие известные памятники раннескифского (раннесакского) периода свидетельствуют лишь о далеких и разнородных миграциях из глубин Центральной Азии и, возможно, из Причерноморья. Только уральская часть региона была относительно густо заселена в 7-6 веках до н.э. С приходом новых кочевых групп часть раннего сакского населения ассимилировалась в южном Предуралье, а другая часть переместилась в горно-степную зону, где оставалась до конца IV века до н.э.

    Массовое заселение степей Южного Урала началось в середине второй половины VI века до н.э. и было связано с миграцией кочевых групп из южного Предуралья — от границ формирующегося государства Хорезмия, новыми миграциями из Средней Азии и с территории Европейской Скифии.

    В истории первых кочевников Южного Урала можно выделить несколько периодов:

    • древнепрохоровский («савроматский») — вторая половина VI — конец V века до н.э.
    • раннепрохоровский («раннесарматский») — рубеж V-IV — начало III века до н.э.
    • позднепрохоровский — III-II века до н.э.

    Степи и степные предгорья на восточном склоне Уральских гор, степи и южная лесостепь Уральских гор были наиболее освоенными районами в границах современного Башкортостана. Также по «степным коридорам» кочевники достигли широты Уфы (поздние Прохоровско-Старые-Кишкинский и Бичунгаровский могильники) и даже низовьев Белой (Чуй-Атасево), а из южного Зауралья продвинулись через систему горных долин в лесостепь Месягутовского острова и далее на запад.

    Археологические памятники раннего железного века

    Археологические памятники раннего железного века

    В настоящее время в 54 338 учебных заведениях действуют дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учебного заведения, войдите в личный кабинет Инфорурок.

    Курс переподготовки

    Охрана труда

    К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курсы Инфорурок

    В настоящее время в 54 338 учебных заведениях действуют дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учебного заведения, войдите в личный кабинет Инфорурок.

    • Сейчас обучается 352 человека из 58 регионов

    Курс переподготовки

    Безопасность технологических процессов и производств

    К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курсы Инфорурок

    В настоящее время в 54 338 учебных заведениях действуют дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учебного заведения, войдите в личный кабинет Инфорурок.

    «Этика делового общения»

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Археологические памятники раннего железного века

    1 горка Археологические памятники раннего железного века

    Запишите дату:VII век до н.э. –II век н.э. – ранний железный век.

    2 слайда Напишите дату: 7 век до н.э. — 2 век н.э. — ранний железный век.

    Словарь:Кочевничество – периодическое передвижение групп родственников вместе.

    3 слайда Словарь: Кочевничество означает группы родственников, регулярно перемещающихся от одного пастбища к другому со своими стадами и имуществом.

    Курган «Темир»

    В кургане были обнаружены интересные находки- предметы вооружения, посуда, ук.

    5 слайдов Из кургана были извлечены интересные находки — оружие, утварь и украшения, свидетельствующие о жизни и верованиях кочевников.

    Кочевые племена

    «Каменные бабы»

    Дистанционные курсы для педагогов

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    5 992 299 материалов в базе данных

    Другие материалы

    Вам будут интересны эти курсы:

    • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
    • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
    • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»
    • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
    • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
    • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
    • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
    • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
    • Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
    • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
    • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
    • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

    Оставьте свой комментарий

    Войдите в систему, чтобы задать свои вопросы.

    • 21.10.2020 468
    • PPTX 244 кбайт
    • Оцените материал:

    Если вы считаете, что материал нарушает авторские права или должен быть удален с сайта по любой другой причине, вы можете подать жалобу на материал. Удаление материала

    Автор материала

    • На сайте: 1 год и 11 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 44832
    • Всего материалов: 215

    Скидка для новых слушателей. Зарегистрируйтесь, чтобы применить свою скидку к любому курсу

    Хозяйство

    Дьякское население было скотоводческим народом. Животных выращивали на мясо. Туши коров и особенно свиней использовались для приготовления мяса. Лошадей разводили не как тягловых животных, а как поставщиков мяса, а позже как верховых животных (были найдены ножницы и уздечки). Крупный рогатый скот отличался невысоким ростом.

    Охотились на лосей, оленей, медведей, кабанов, косуль, тетеревов и рябчиков — все ради мяса, а на бобров, скунсов, лисиц и выдр — ради меха. Для охоты на мелких пушных зверей использовались специальные стрелы с тупыми наконечниками (чтобы не повредить мех).

    Существовало сельское хозяйство, но оно было примитивным и служило лишь инструментом. Д.А. Авдусин предполагает, что это была добыча дров, так как она требовала использования большого количества топоров, а топоры были редкостью на дьяковских поселениях. Мотыги использовались для обработки мысов и высоких берегов, а луга и поймы использовались для выпаса скота. Выращивались просо, ячмень и пшеница, а также конопля и лен. К концу своего существования лен стал важной частью экономики дьяковцев.

    Погребальная традиция

    Погребальные церемонии народа дьяков были особенно интересны и по-своему уникальны. Умерших кремировали и хоронили в так называемых «домах мертвых». Поскольку захоронения происходили вдали от укрепленных поселений, групповые могилы дьяковцев долгое время оставались неизвестными. Затем были найдены две могилы, которые по каким-то причинам были помещены в самом поселении: в Березняках на Волге, недалеко от Рыбинска (Ярославская область), и у Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом (Московская область).

    Похожие посты. Что известно в российской Сибири?

    Дьяковская культура на том месте, где еще не было Москвы 2

    «Эти дома, представлявшие собой небольшие (около 5×4 м) полуземлянки, содержали остатки кремации умерших с остатками могильного инвентаря и бронзовых «шумовых украшений».

    «Дома мертвых» также встречаются в районе Волокды, культура которого тесно связана с культурой Дьяково, и этот обряд появляется там вместе с более ранними захоронениями в земле. Считается, что такие «дома мертвых», найденные первыми славянскими поселенцами в лесной пустыне, легли в основу страшной сказочной избушки Бабы Яги на курьих ножках» (Авдусин Д.А. Археология СССР. М., 1977).

    Кто пришел на смену

    С середины I тысячелетия нашей эры цивилизация Дьяк пришла в упадок и исчезла в течение нескольких столетий, без каких-либо признаков внешнего насилия. Считается, что славянские племена кривичей и вятичей занимали район Дьяково в IX и X веках. Век населяли район Дьяково и прибыли туда через 200-300 лет после дьяковцев.

    В.В. Седов, однако, утверждал, что славяне проникли на Верхнюю Волгу раньше — в IV и V веках. Как бы то ни было, перерыва в расселении не было — славяне имели прямой контакт с дьякским населением и ассимилировали его остатки. По этой причине в районе сохранились финские водные посольства: Яуза, Яхрома, Кострома, Ухтома, Клязьма, Ока, Шуя, Москва, Талдом и Валдай.

    Современные авторы рассматривают мерянскую культуру VI — IX веков как средневековую финско-славянскую культуру в районе средиземноморской реки Волго-Клязьмы. Для конца I тысячелетия «сказку былых времен» знают Меря в Ростовской области, Весь в Белозерье, Муром в Муроме.

    Пещерные города и античные городища Крыма. Археологические памятники

    Памятники археологии позволяют нам прочитать самые древние страницы человеческой истории и реконструировать события, происходившие за многие тысячелетия до появления письменности. Так, на основании весьма скудных письменных свидетельств можно судить о древнейших жителях Крыма не более 2500-2700 лет, а на основании археологических источников не менее 250 тысяч лет.

    В Крыму археологические памятники есть везде: на южном побережье, в горах, в степи, в Присибасье, на Керченском и Тарканкутском полуостровах. Начало их изучения относится к концу XVIII и XIX веков и связано с именами таких выдающихся исследователей, как П.С. Паллас, П.И. Сумароков, П.А. Дюбрюкс, А.И. Стемпковский, Ф. Дюбуа де Монпере, П.И. Кеппен, Г.А. Караулов, К.С. Мережковский и др.

    Археологические памятники обычно подразделяются на исторические периоды, эпохи, фазы, культуры и так далее. В этой серии, начиная с самых ранних периодов, рассматриваются наиболее важные археологические памятники Крыма.

    Археологические памятники Крыма. Ранний и поздний палеолит

    Ранний палеолит

    Он представлен материалами ашельского (300 250-100 000 лет назад) и мустьерского (100 000-40 000 лет назад) периодов. Ахейские участки расположены на высоких хребтах водосбора вблизи Бахчисарая (Шары I-III, Бодрак I-III, Бакла) и Белогорска (Цветочное, Каракуш и другие). По кремневым орудиям (резцы, скребки и т.д.) эти стоянки можно выделить в отдельную зольную область на юге европейской части России.

    Наиболее изученный период Мустье представлен не менее чем 70 памятниками, которые в зависимости от места расположения делятся на две группы: пещерные памятники, то есть находящиеся в естественных укрытиях под скалами (пещеры, навесы), и открытые памятники, расположенные на речных террасах, скальных горках и берегах.

    Все музейные объекты можно разделить на пять групп в зависимости от их функции, характера и количества находок:

    • долговременные поселения — Киик-Коба, Пролом, Заскальная I—IX, Ак-Кая, Волчий грот, Чокурча, Кабази I, Шайтан-Коба, Староселье и др.;
    • кратковременные, сезонные охотничьи стоянки (стойбища) — Кара-Кигай, Окуп, Киятская засуха, Первомайское, Аджи-Коба, ЧагоракКоба, Сары-Кая, Родниковое, Красная, Улу-Узень, Холодная балка II и др.;
    • отдельные местонахождения — Новый Свет, Караби-яйла, Ай-Петри, Присяжная, балка Осипова и многие другие;
    • мастерские — Скалистое, Бакла;
    • культовые, обрядовые места — площадка у входа в Чокурчу, Холодная балка.

    Помимо многочисленных кремневых изделий и костей животных, на которых охотился человек, в четырех поселениях узоров — Киик-Коба, Староселье, Заскальная V и VI — были найдены скелетные останки восьми неандертальцев — носителей узорной культуры.

    Охотничий грот. Археологические памятники Крыма

    Поздний палеолит

    К этой эпохе (40-10 тысяч лет назад) относятся пещерные поселения (Аджи-Коба в Караби-Яйле, Буран-Кая в долине реки Бурульча, верхний слой Заскальной IX у Белогорска, Шайтан-Коба II в долине Бодрак, Кача-Наве в долине Кача, Сюрен I в долине Бельбека), а также поселения открытого типа (Малиновка в долине Альмы, Донское в долине Бурульчи).

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий