Разложение ценностей происходит во времена беспорядков, перестройки, революций и социальных кризисов. В такие времена люди теряют доверие к социальным институтам, правительству и устанавливаемым им правилам и инструкциям. Сплоченное и стабильное общество является лучшей профилактикой аномии.
Аномия — что это простыми словами, признаки, причины возникновения
Аномия — это нарушенное состояние общества, характеризующееся дезорганизацией социальных институтов и правил, несоответствием между заявленными целями и реальным направлением движения, отсутствием стабильности и безопасности. Проще говоря, беззаконие — это «болезнь» общества, при которой система социальных норм разрушается, культурное единство разрушается, а жизненный опыт людей перестает соответствовать провозглашенным ценностям.
Термин «беззаконие» вошел в русский язык из французского. Это прямое заимствование слова anomie, которое, в свою очередь, образовано от греческого слова νόμος (nomos — закон) с помощью отрицательной частицы a.
Аномия может затрагивать все общество, его часть или даже отдельных людей. Одним из важнейших проявлений этой ситуации является то, что значительная часть граждан позволяет себе игнорировать существующие социальные правила.
Слово «аномалия» впервые было использовано в 16 веке, но тогда оно обозначало пренебрежительное отношение к вере. В современном социологическом смысле этот термин был использован в конце XIX века Эмилем Дюркгеймом, одним из основателей социологии. Ученый назвал это состояние болезнью общества. В то же время он считал, что между аномалией и социальным неравенством существует причинно-следственная связь в обоих направлениях.
Известный американский социолог Роберт Мертон считал, что аномия является следствием сильной конкуренции, дезорганизации и фрагментации общества, а также высокой степени недоверия между различными социальными классами и группами. По его мнению, такая ситуация возникает, когда «социальные ценности теряются в путанице частных интересов».
Признаки аномии в обществе
Основные признаки аномалии следующие:
- существенное снижение значимости моральных и правовых норм;
- дезорганизация социальных институтов, ослабление их влияния;
- снижение стабильности всего общества, ухудшение «социального равновесия» индивида;
- сильное снижение социальной дисциплины;
- дезинтеграция общества, отдаление социальных групп;
- разделение общества на «лидеров» и «лузеров», появление большого количества самозванцев, позиционирующих себя лидерами ради получения определённой выгоды.
Последствия аномалий в обществе различны, но обычно все движется к беззаконию и хаосу. Люди движутся к максимально эгоистичной модели поведения, и между социальными группами возникают большие различия. Это приводит к сильному ослаблению общества, росту уровня страха и растущему недовольству граждан текущей ситуацией в стране, государством и властью.
На уровне отдельного человека беззаконие проявляется в резком увеличении риска самоубийства. Когда люди ощущают последствия, они могут испытывать экзистенциальный кризис, апатию, чувство одиночества или, наоборот, нетерпимость к другим. Ценность духовных ценностей резко снижается, а ценность материальных ценностей возрастает. Люди пытаются удовлетворить свои основные потребности и пренебрегают возвышенным.
Более того, в обществе, подверженном аномалиям, личные отношения людей значительно ухудшаются. Семьи распадаются слишком легко, мужчины бросают своих жен и детей. В результате следующее поколение вырастает с искаженными представлениями о социальных ценностях, морали и этике. Это, конечно, имеет крайне негативные последствия для общества в долгосрочной перспективе. Поэтому социологи считают беззаконие катастрофическим явлением и уделяют ему большое внимание, чтобы изучить его причины и найти способы его предотвращения.
Причины возникновения аномии
По мнению социологов, одной из основных причин несправедливости являются экономические лишения, которые заставляют людей особенно сильно ощущать социальное расслоение из-за несправедливого распределения материальных благ. Когда человек ощущает недостаток, он находится в состоянии аномии (независимо от того, является ли недостаток воображаемым или реальным). А когда таких людей много, аномия распространяется по всему обществу.
Экономические лишения, социальные лишения и низкий уровень материального благосостояния ощущаются всеми людьми как боль, поскольку они не могут удовлетворить даже свои основные потребности. Ситуация также усугубляется отсутствием спроса на рынке труда и невозможностью приобретения навыков, необходимых для самореализации и самовыражения.
У такого человека развивается чувство социальной незначительности и покинутости. Это ослабляет их потребность в общительности, и они добровольно принимают роль изгоя. Когда такая ситуация становится нормой для большого числа людей, возникает состояние, известное как «множественная депривация», которое неизбежно приводит к аномалии в обществе в целом.
Социальная стратификация играет важную роль в возникновении и интенсивности аномалии. Оно стоит наравне с лишениями, потому что подчеркивает их и делает более ощутимыми. Люди, находящиеся на нижних ступенях социальной иерархии, гораздо яснее воспринимают свои собственные лишения, когда видят уровень благосостояния тех, кто находится выше. Они также видят, что за те же усилия получают гораздо меньше благ, что свидетельствует о социальной несправедливости.
Усиление социального расслоения означает, что средний класс сокращается, а разрыв между богатыми и бедными значительно увеличивается во всех отношениях. Чем больше пространство социальной несправедливости, тем выше риск развития несправедливости. Социологические исследования показывают, что низшие слои общества становятся их важнейшей средой обитания. Это вполне логично, поскольку они больше других ощущают неравенство, в то время как более обеспеченная часть общества может его даже не замечать.
Что такое аномия
Несправедливость — это отсутствие нормы. В социологии — это социальное состояние, при котором старая иерархия ценностей разрушена, а новая еще не создана. Никто не контролирует народ. Никто не знает, что можно делать, а что нельзя, что справедливо, а что несправедливо, какие требования законны, а какие нет. Общественное мнение теряет доверие; сдерживающего эффекта больше нет.
Признаками беззакония являются отчуждение от общества, апатия, разочарование в жизни, преступность. Беззаконие испытывают как отдельные люди, так и целые группы. Она затрагивает все слои общества, но наиболее выражена среди молодежи. Беззаконие — спутник всех социальных потрясений, болезненных кризисов, благоприятных, но очень быстрых перемен. Чтобы избавиться от него, требуется время.
История термина
Слово «беззаконие» происходит от французского anomie («отсутствие закона»). Это понятие было введено французским социологом Эмилем Дюркгеймом. В 1893 году он впервые упомянул о нем в своей работе «О разделении общественного труда». Дюркгейм сформулировал относительно четкое определение этого термина в 1897 году. В книге «Самоубийство» он описал беззаконие как «общее состояние дезорганизации». Это социальный хаос, потерянность и бескорневость, через которые люди теряют свою нравственную ориентацию. В отчаянии они покончили с жизнью.
Дюркгейм считал, что в индустриальном мире невозможно избежать аномии. Люди всех социальных классов не находят себе места, они всегда чего-то хотят и проводят свою жизнь в погоне за воображаемыми целями. Малейшее потрясение выводит их из равновесия, и они убивают себя. Согласно Дюркгейму, самым важным лекарством от ненормальности является согласованность. Каждый человек должен придерживаться социальной группы. И это, в свою очередь, должно держаться крепко. Только стабильное общество защищает от ненормальности.
В 1938 году американский социолог Роберт Мертон разработал теорию аномии. В своей статье «Социальная теория и социальная структура» он назвал беззаконие «культурным хаосом». Для Мертона беззаконие — это выбор запрещенных методов для достижения личных целей. Он считал, что преступник не ограбил банк из-за своей греховной природы. Его поведение было результатом его жизни в обществе. Преступность — это продукт ненормальности.
Сегодня понятие «аномия» используется социологами, психологами, политологами и криминологами. Этому понятию посвящены научные исследования и лекции, оно обсуждается на семинарах. Некоторые ученые изучают аномалии в целом, другие интересуются их влиянием на отдельные ситуации.
Примеры аномии
В семье
Эмиль Дюркгейм разработал концепцию супружеской аномалии. Для него брак — это «регулирование отношений между полами». Институт брака дает супругам моральное равновесие, создает рамки достоинства, сдерживает страсти. Люди привыкают любить друг друга, брак их дисциплинирует. Аномалия в семье возникает при разводах. Человек становится беспокойным; неопределенность будущего пугает его. Дюркгейм писал, что аномалия в браке является одной из причин незаконного самоубийства. Он подсчитал, что разведенные пары в три-четыре раза чаще совершают самоубийство, чем другие.
Сергей Степанов, российский психолог, описал новую модель семьи как пример супружеской ненормальности. В такой семье жена работает наравне с мужем и не зависит от него материально (иногда она даже содержит мужа). В то же время мужчина продолжает считать себя главной личностью. Ему унизительно признавать, что его партнер более успешен, но он не пытается ничего сделать, чтобы изменить свое положение. Это приводит к аномалиям. Это, в свою очередь, приводит к моральному разложению и конфликтам.
В истории
Французская революция 1789-99 годов является примером аномии. Это было самое большое социальное волнение современности. Восставшие ремесленники, крестьяне и буржуазия уничтожили королевскую власть, установили буржуазную демократию и проложили путь к капитализму. В то же время, однако, беспорядки ввергли Францию в нестабильность и беззаконие. Люди потеряли чувство общности. Им пришлось научиться жить в совершенно новом мире.
Другой пример беззакония — распад СССР в 1991 г. Это событие изменило общественно-политический строй страны. Старые социальные институты были разрушены, а экономика поставлена на новую основу. На смену социализму и коллективизму пришли индивидуализм и капитализм. По мнению социолога Сергея Кары-Мурзы, распад государства стал глубокой культурной травмой для населения. К 1990-м годам общество было раздроблено и потеряно. Многие люди отказывались принимать новую реальность. Согласно опросу тех лет, 70% россиян считали себя «людьми без будущего».
Аномальность постсоветского пространства усугублялась контрастом между большими городами и отдаленными провинциями. Социальные различия усилились: в то время как одни жили в роскоши, другие едва сводили концы с концами. Новая культура праздновала успех денег. Неспособность достичь этого ввергла общество в аномию. В результате выросла преступность, алкоголизм и наркомания.
Теория аномии Э. Дюркгейма
Все больше и больше людей говорят о том, насколько жестокой стала молодежь, что количество нападений и хулиганств растет, а окружающие никак не реагируют. Пожилые люди постоянно говорят, что молодежь стала очень развращенной и не имеет никаких ценностей. Феномен беззакония, который подразумевает разрушение не только моральных, но и человеческих ценностей, появился в 1893 году. Это затрагивает все общество, но молодые люди особенно уязвимы.
Беззаконие подразумевает беззаконие. Это понятие было введено французским ученым Э. Дюркгеймом. Спустя некоторое время она была развита и дополнена социологом Мертоном. Социальная аномалия — это особое состояние общества, при котором наблюдается нарушение социальных норм, неопределенность и нестабильность в действиях людей, противоречие с целями, поставленными обществом.
С точки зрения психологии, аномалия — это психологическое состояние личности, при котором происходит полное или частичное обесценивание ценностей. Человек начинает терять связь с обществом, чувствует себя отчужденным и лишним и больше не видит смысла в жизни. Мир не может понять этого человека, а он не может понять окружающих его людей. Несправедливость часто приводит к депрессии, самоубийству или девиантному поведению.
Социальные нормы и аномия
Социальные нормы — это именно то, что может в определенной степени контролировать поведение людей. Они могут включать как официальное законодательство, так и негласные правила, определенные модели поведения, принятые в обществе. Нормы — это четкие стандарты, которые указывают, что следует говорить и как себя вести в той или иной ситуации. Каждый человек должен соблюдать установленные социальные нормы, чтобы сделать свое существование в обществе максимально комфортным.
Беззаконие в обществе проявляется в отказе, полном или частичном пренебрежении установленными правилами поведения. Именно по этой причине общество постепенно разрушается. Чем дольше длится аномалия, тем больше усилий необходимо приложить для восстановления утраченной структуры. Старые связи и традиции начинают растворяться, но новые не создаются. В результате люди становятся полностью антисоциальными и начинают страдать от десоциализации. Они заботятся только о своей личной жизни и в любой ситуации ставят собственные интересы на первое место.
Причины аномии
Беззаконие начинает развиваться, когда в обществе резко меняются идеалы, мораль, ценности и нравственные нормы. Источник этих изменений может лежать не только в социальной, но и в политической деятельности государства. Некоторые люди не могут принять новые ценности и поэтому чувствуют себя отвергнутыми обществом. В то же время новые ценности воспринимаются как угроза. Многие люди считают, что они могут принести пользу только определенным членам общества.
Критика существующих ценностей также может привести к появлению аномалий. Установленные границы между понятиями добра и зла могут измениться. Это приведет к тому, что человек уже не сможет отделить зло от добра.
В обществе очень важно понимать поведение людей и учитывать их намерения. На курсе Wikium «Профайлинг» вы научитесь распознавать невербальные знаки, обнаруживать скрытые намерения и прогнозировать поведение людей в различных ситуациях.
Социальная норма и социальная аномия
Люди живут в обществе, в котором существуют определенные правила, нормы и законы, регулирующие поведение. Социальная норма — это набор принципов и правил о том, как люди должны себя вести, что они должны думать, как они должны мыслить и что они должны говорить, чтобы поддерживать мирное отношение к себе и проявлять уважение к другим. Социальная норма — это регулятор отношений, который позволяет людям жить мирно и гармонично. Социальная аномалия — это противоположность социальным правилам.
Социальные нормы предписывают не только поведение людей, но и различные моральные и культурные правила, которые должны соблюдаться в разных частях общества. Кроме того, люди формируют определенные ожидания от других на основе социальных норм, так же как и другие люди имеют право требовать определенных действий от определенного человека.
Когда люди начинают отклоняться от социальных правил, что приводит к деструктивному поведению, возникает социальная ненормальность. Она проявляется в:
- Утрате образа, которого должны придерживаться люди. Человек может проявлять любые свои качества.
- Формировании поступков, которые противоречат законам, но полностью подчиняются желаниям индивида.
Люди часто говорят о морали. Их нужно уважать, ценить и дорожить ими. Людям необходимо определенное позитивное отношение к себе в любой ситуации и в общении с другими людьми. Одним людям не нравится, как они шутят, другие чувствуют, что их обманывают. Мы можем сказать об этом так: Каждый хочет, чтобы к нему относились с уважением.
Но как ведет себя человек, который этого хочет? Часто к людям относятся только так, как они сами позволяют к себе относиться. Из-за низкой самооценки и отсутствия уверенности в том, что вы достойны уважения, вы уступаете место окружающим. Они отпускают в ваш адрес злые шутки, а вы только улыбаетесь, но внутри чувствуете себя неуютно, они ругаются в вашу сторону, а вы молчите. Своим обманным поведением вы просто показываете другому человеку, что готовы терпеть его выходки.
Иногда полезно дать свободу людям, которые вас окружают. Но тот факт, что кто-то не наказывает их за неуважительное поведение, косвенно свидетельствует о том, что они могут продолжать обращаться с ними таким образом.
Не стоит ожидать, что люди сами поймут, насколько грубым является их обращение, потому что если вы ничего не делаете, ничего не говорите, продолжаете молчать и терпеть, вы тем самым показываете, что вас это устраивает. Люди не изменятся, если почувствуют, что вас устраивает такое отношение. Помните, что к вам будут относиться так, как вы позволяете относиться к другим.
Если вы требуете соблюдения этических норм, то и сами должны вести себя этично. Если вы просите уважения только к себе и не уважаете себя, люди не захотят прислушиваться к вашим просьбам. Как вы относитесь к людям, так и они будут относиться к вам. Если вам что-то не нравится в отношениях с другим человеком, выражайте свое недовольство, жалуйтесь и в то же время будьте таким, каким вы хотите, чтобы вас видели другие.
Теория аномии
Различные направления понимают феномен беззакония по-своему. Но все они описывают одно и то же. Проще говоря, беззаконие означает беззаконие и отсутствие правил. В теории Дюркгейма это считалось криминальным явлением. Он считал, что общество просто не может существовать и развиваться без преступности. Только абсолютный контроль над поведением других людей может избавить общество от преступности. Однако в этом случае придется найти и наказать другие модели поведения.
Поскольку нет двух одинаковых людей, их поведение также отличается. Все, что нарушает свободу и жизнь других людей, считается незаконным. Любое другое поведение, которое причиняет страдания другим и ожидает от людей определенного поведения, называется аморальным.
Без разнообразия в действиях и мыслях человек не прогрессирует. Там, где появляются социальные правила, неизбежно возникают социальные аномалии. Таким образом, по мнению Дюркгейма, аномалия является показателем здорового общества. Социальные нормы создают определенные ожидания у людей, которые страдают, когда они не выполняются. В то же время социальная аномалия вызывает прогресс общества, которое должно найти такую социальную форму со всеми ее моральными принципами, которая удовлетворяет потребности всех людей.
В теории психологии святотатство понимается как потеря индивидом своей принадлежности к обществу. Человек становится изолированной личностью, которая не чувствует себя частью группы или общества в целом. Это приводит к развитию девиантного поведения, такого как употребление алкоголя, депрессия, скука и т.д.
Такое развитие событий эксперты psymedcare.ru объясняют неспособностью человека адекватно реагировать на свою покинутость. Одиночество не одобряется в обществе. Одинокий человек постоянно находится под давлением и реагирует на него негативно. Когда человек поддается внешнему давлению, он начинает саморазрушаться. Если человек принимает свое желание быть индивидуальностью, он может изолировать себя от несправедливости.
Человек впадает в состояние аномии, когда обнаруживает, что страна находится в кризисе, происходит реструктуризация или его личные желания не реализуются законными и социально приемлемыми мерами. В данном случае:
- Человек перестает доверять обществу, что позволяет ему вести себя аморально.
- Прежние цели становятся бессмысленными. Человек не способен найти «свое место», что вызывает скуку, потерянность, угнетенность.
- Возникает изоляция, оторванность от социума, отшельничество, неспособность возобновить контакты с людьми.
Медицинская теория рассматривает аномалию как афазию и неспособность запоминать определенные имена и предметы.
Примеры аномии
Традиционно примеры аномии можно разделить на масштабную (государственную) и коллективную, а иногда и индивидуальную аномию. Примерами масштабной аномии являются войны, революции или отделение небольших государств. Коллективная аномия проявляется в попытках повлиять на общественное мнение: Бунты, восстания, новые тенденции в общественных целях (например, движение «Childfree»). Индивидуальные аномалии можно описать как аномалии, которые проявляются в преступных действиях, алкоголизме, наркомании и т.д.
Будь то отдельный человек или общество в целом, каждый участник испытывает желание измениться. В коллективе индивид принимает новую идею, что создает иллюзию того, что он может достичь своих целей только с помощью незаконных действий. Однако нередки случаи, когда группа распадается после подавления, что еще раз подтверждает невозможность достижения целей незаконными средствами.
Следует указать на влияние СМИ и родительских ролевых моделей, которые вызывают деструктивное поведение у человека. Все больше и больше говорят о зле, а не о добре. Люди начали делиться своими проблемами, что еще больше убеждает окружающих в том, что никому нельзя доверять и что они должны быть лживыми.
Атеизм также является одной из аномалий. Это явление отчетливо проявилось во времена господства веры и религии. Вспомните сожжение женщин на кострах по подозрению в колдовстве. Те, кто не соблюдал определенные правила общества, должны были умереть, что создавало видимость сохранения целостности. Однако это привело лишь к тому, что атеисты научились скрываться или притворяться верующими.
Когда мы говорим о социальных правилах, мы должны понимать, что многие люди вынуждены им следовать. Самые хитрые агенты научились избегать наказания, которое следует за совершением незаконного действия. Беззаконие — это попытка приспособиться к условиям жизни.
Теория аномии Эмиля Дюркгейма
В своей работе «Самоубийство» Эмиль Дюркгейм в 1897 году ввел понятие беззакония. В этой работе ученый понимал «аномию» прежде всего как противоречие, возникающее между органической и механической солидарностью. Ученый определял паттерны, индивида или сообщества, как органическую солидарность, возникающую под влиянием естественного развития общества как структуры и/или формирования индивида. Механическая солидарность характеризуется инертными нормами, созданными индустриальным обществом.
Согласно Дюркгейму, аномалия возникает в результате развития капиталистического общества, поскольку к тому времени традиционные нормы уже утратили свое значение, а новые, буржуазные, еще не были достаточно развиты и не оказывали влияния на общество. Ученый не предполагает, что в недавно возникшем индустриальном обществе вообще нет норм; просто существует так много подсистем культурных норм, что индивиду иногда трудно найти в них дорогу.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Концепция беззакония 420 ₽ Реферат Концепция беззакония 280 ₽ Проверить задание Концепция беззакония 240 ₽.
Получите полное задание или консультацию эксперта для вашего проекта Узнайте стоимость
Во время кризиса люди перестают понимать, чего от них ожидает общество, и им трудно согласовать свои действия с существующими правилами. Старые нормы уже не подходят, а новые, формирующиеся нормы еще не подходят для того, чтобы служить стандартами поведения. В эти периоды количество отклонений обычно резко возрастает.
Э. Дюркгейм считает, что девиантное поведение необходимо для общества, поскольку оно выполняет две функции: а) адаптивная функция: привнося в общество новые идеи и проблемы, девиантность служит причиной обновления и навязывания перемен; б) девиантность помогает поддерживать границы между «хорошим» и «плохим» поведением в обществе: Реагирование на девиантное поведение может укрепить групповую солидарность и разъяснить социальные нормы.
Проявления аномии
Социальные отклонения имеют три проявления:
- Неопределенность, нестабильность, противоречивость норм и ценностей. Правительство говорит ориентироваться на одно, а создает условия для ориентации людей на другое.
- Неэффективность норм и правил. На человека не действуют законы, они не оказывают влияния на его поведение.
- Отсутствие или частичное отсутствие норм в тот момент, когда старая система ценностей разрушена, а новая еще не построена. Яркий пример в России – период распада СССР.
Несправедливость проявляется на всех уровнях и затрагивает все институты. Это особенно ярко проявляется в политике, религии, институте семьи и экономике. Люди не понимают, чего от них ожидает общество, им трудно координировать свои действия в соответствии с неясными правилами.
Читайте также: Основные концепции личности в зарубежной психологии.
Социальная аномия
Когда происходит довольно резкое изменение целей и этики определенного общества, некоторые социальные слои перестают чувствовать свою принадлежность к этому обществу.
Концепция беззакония — это процесс разрушения фундаментальных основ цивилизации, особенно моральных норм. Результатом является отчуждение этих категорий граждан. Более того, они отвергают новые социальные идеалы, правила и мораль, включая нормы поведения, провозглашаемые обществом. Вместо того чтобы использовать общепринятые средства для достижения индивидуальных или социальных целей, они предлагают свои собственные, часто незаконные, средства.
Ситуация аномии, которая затрагивает все слои населения во время социальных потрясений, особенно сильно влияет на молодежь.
В социологии под беззаконием понимается любое «отклонение» от системы ценностей и норм общества. Термин «аномалия» был впервые введен Дюркгеймом. Он понимал аномию как отсутствие законов, правил поведения или их неадекватность. Дюркгейм отмечал, что аномалии чаще всего возникают в условиях динамичных реформ и экономических кризисов. Описанная концепция приводит к определенному психологическому состоянию человека, характеризующемуся чувством потери ориентиров, которое возникает, когда субъект сталкивается с необходимостью приведения в исполнение противоречивых правил. Другими словами, такая ситуация возникает, когда предыдущая иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока социальные силы, оставленные в покое во время кризиса, не придут в равновесие, их сравнительная ценность не может быть принята во внимание, так что любое регулирование становится несостоятельным на определенное время.
Позднее это явление понимается как состояние общества, вызванное избытком противоречивых правил (мертоновская аномия). В таких условиях человек теряется, не понимая, каким нормам следует следовать. Нарушается целостность нормативной системы, порядок, в котором регулируются социальные отношения. Люди, оказавшиеся в описанной ситуации, социально дезориентированы, напуганы и чувствуют себя изолированными от общества, что, естественно, приводит к девиантному поведению, преступности, отчуждению и другим антисоциальным явлениям.
Дюркгейм видел причины аномии в контрасте между «устоявшимся» и современным индустриальным обществом.
Проблема аномии обусловлена переходным характером исторического периода, временным снижением морального регулирования новых экономико-капиталистических отношений.
Беззаконие — продукт неполной трансформации от механического единства к органическому, поскольку объективная основа последнего (общественное разделение труда) развивается интенсивнее, чем находит моральное обоснование в коллективном сознании.
Факторы возникновения аномалии: конфликт между двумя категориями социально производимых явлений (первая — интересы и потребности, вторая — ресурсы для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой для целостности личности является целостное и стабильное общество. В рамках общепризнанных классов способности и потребности индивида могли быть удовлетворены относительно легко, поскольку они сдерживались соответствующим коллективным сознанием, которое препятствовало развитию индивидуализма и личного освобождения и устанавливало узкие рамки того, чего субъект мог законно достичь в данной социальной позиции. Иерархическое феодальное (традиционное) общество было прочным, потому что оно ставило разные цели перед разными слоями и давало каждому члену чувство, что его существование имеет смысл в рамках ограниченной, замкнутой страты.