Культурно-образовательная деятельность Ярослава Мудрого

Культурно-образовательная деятельность Ярослава Мудрого. “Руська правда”

После смерти Владимира в 1015 г. между его сыновьями вспыхнула борьба за великокняжеский стол. Победу в ней одержал Ярослав Мудрый. Его княжение (1019—1054 гг.) стало эпохой расцвета Киевской Руси и её сто­лицы.

При Ярославе Киевское государство достигло зенита славы: расшири­лись его границы, простиравшиеся от Финского залива, Ладожского и Онеж­ского озёр на северо-западе до Чёрного моря и понизовья Дуная на юге, от Закарпатья на западе до верховьев Дона и Волги на востоке. Появились новые города, за стенами которых велась оживлённая торговля, развива­лись ремёсла.

Ярослав прикладывал много усилий для укрепления единства и централи­зации управления государством, для возведения городов, крепостей, хра­мов, монастырей и т. д. Особенно поражали масштабы строитель­ства в Киеве. Значительно расширилась территория центральной части города, получившая название “города Ярослава”. Её окружили мощными укреплениями. Длина земляных валов достигала более 3,5 км, высота — 14 м, а толщина в основании — около 30 м. На валах соорудили высокие дубовые стены. Перед ними, в наиболее важных для обороны местах, были выкопаны глубокие и широкие рвы, заполненные водой.

При Ярославе была возведена жемчужина мирового зодчества — собор св. Софии, ставший символом “царственности” Киева, засвидетельствовав­ший его притязания на схожесть с Константинополем и уподобление Иеруса­лиму.

При Ярославе были открыты школы, библиотеки (сам князь имел одну из крупнейших библиотек в мире, тайна местонахождения которой и поныне остаётся нераскрытой), велось летописание и переписывание монахами книг. При монастырях были основаны первые больницы. Потря­сённый просветительской и строительной деятельностью Ярослава, летопи­сец с большим уважением к князю поведал об этом в летописи под 1037 г.

При Ярославе усилилось значение Киевской церковной митрополии: на высшую церковную должность— митрополита — уже назначался не грек, как прежде, а русич. Первым митрополитом-русичем стал Иларион.

Ярослав также содействовал развитию монастырей в государстве. Во асех больших городах развернулось строительство православных храмов, закладывались монастыри. Крупнейший из них — Киево-Печерский — стал важным очагом православия, культуры и образования.

Развитие общества нуждалось в узаконивании изменений, происходив­ших в отношениях между людьми, отдельными социальными группами насе­ления. Ярослав Мудрый впервые попытался объединить существующие пра­вовые нормы в единый сборник — “Древнейшую правду”, или “Правду Ярослава”. Она вошла составной частью в “Руську правду” — сборник норм русского права.

“Древнейшая правда” содержала всего 18 статей, и в ней шла речь о наказании за убийство, побои до крови или синяков, вырывании бороды и усов, укрывательство чужого холопа и т. д. Сохранялось право родственни­ков на кровную месть за убийство, что, однако, могло быть заменено денеж­ным штрафом в 40 гривен.

Так был сделан первый важный шаг к разработке законодательства, и большая заслуга в этом принадлежала Ярославу.

Во времена Ярослава значительно возрос международный авторитет Руси, о чём красноречиво свидетельствуют династические браки детей киевского князя с крупнейшими властителями Европы. Ярослав был выдающимся госу­дарственным деятелем, мудрым политиком. Его деятельность была направ­лена на укрепление могущества Украины-Руси, строительство городов, рас­пространение христианства, образования, установление и укрепление меж­дународных связей. Недаром в истории нашей Родины он остался с име­нем Мудрый.