ВЕЛИКИЕ ДИОНИСИИ. РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА. Дионисии в древней греции.

По мнению историков и культурологов, древние греки пытались таким образом умиротворить Диониса: они верили, что милость этого божества помогает увеличить урожай.

Древнегреческий театр: утраченное и сохраненное

Древние Афины были родиной театра. Пьесы, созданные греческими поэтами, считались классикой даже в античные времена. Они и сегодня исполняются на сцене.

Трагедия возникла из театральных представлений в честь Диониса во время праздников этого бога. В нем участвовали хор под руководством хормейстера и актер. Говорят, что актера предоставил хор драматурга Феспида, жившего в шестом веке до нашей эры. E. Драматические постановки начались при Писистрате в Афинах, и первым, кто удостоился чести поставить трагедию, был Феспид.

По мере развития театра из представлений в честь Диониса, наряду с трагедиями стали исполняться комические, сатирические драмы. Обычно ставились три трагедии подряд, за которыми следовала сатирическая драма.

Расцвет древнегреческой трагедии связан с именами трех великих драматургов — Эсхила, Софокла и Еврипида. Существовала легенда, которая связывала их всех с битвой при Саламине. Эсхил сражался на нем, Софокл пел в хоре юношей, подбадривающих победителей, а Еврипид родился в этот день. Однако «Хроника Пароса» датирует рождение Еврипида несколькими годами ранее.

Эсхил родился около 525 года до н.э. в Элевсисе, который был частью афинского города. Он начал писать и режиссировать пьесы еще в юности. В 484 году до н.э. Эсхил ввел в структуру трагедии второе действующее лицо. В прошлом в спектаклях участвовали хор, руководитель хора и актер.

1.jpg

Эсхил был не только драматургом, но и воином. Легенда гласит, что он сражался при Саламине. Но его собственная эпитафия гласит, что драматург сражался при Марафоне, и его враги, должно быть, помнили о его храбрости. Драматург написал трагедию «Персы» о битве при Саламине, в которой он вложил рассказ о морском сражении в уста гонца.

За свою жизнь Эсхил написал около 90 трагедий. Тринадцать раз он побеждал в Великой Дионисии. До наших дней дошли только семь пьес Эсхила. И только одна трилогия пьес сохранилась полностью — история Ореста, сына Агамемнона.

В 468 году до н.э. Эсхил уступил первое место Софоклу, восходящей звезде афинского театра. Затем Эсхил отправился на Сицилию и жил при дворе тирана Гиерона. Там он написал трагедию «Владычица Аэтны», которая совпала с основанием города у подножия горы Этна его покровителем. Позже Эсхил вернулся в Афины и одержал окончательную победу в Великой Дионисии.

Младший современник Эсхила Софокл происходил из богатой семьи. Он стал заниматься политикой — был казначеем афинского флота и был избран генералом. Он был членом свиты Перикла, самого значительного афинского политика в 440-430 годах до н.э. Софокл написал более 100 пьес, но до наших дней дошли только 7 трагедий и отрывок из сатирической драмы.

Софокл ввел в спектакли третье действующее лицо (тритагониста). Его роль была самой маленькой и наименее престижной. Афинский оратор и политик Эсхинс, соперничавший с Демосфеном, в молодости некоторое время играл в театре. Его соперник ехидно заметил, что Эсхинс был актером и не мог превзойти триумвирата в этом искусстве.

В пьесах было более трех персонажей, поэтому актер мог играть много ролей. В особых случаях в трагедию вводили четвертое действующее лицо. Специальные актеры, не входившие в основной актерский состав, играли немые роли. В «Ифигении в быке» Еврипида, например, друг Ореста Пилат присутствует на сцене, но не говорит.

Комедия в греческом театре: политика и нравы

Официально комедия была включена в программу афинских празднеств в начале пятого века до нашей эры. Уже в античности выделяют три периода аттической комедии. Граница первого периода, древней аттической комедии, была проведена в конце Пелопоннесской войны. История Афин до поражения в войне с Македонией и отмены демократии в 322 году до н.э. считается периодом среднеаттической комедии. Поворот от 4 до 3 века до н.э. — это Новая Аттическая комедия.

Древняя аттическая комедия возникла в 5 веке до н.э. Ее главной заботой была социальная жизнь. Драматурги превращали своих современников — поэтов, имперцев и политиков — в героев пьес. В своих комедиях они не боялись делать прямые выпады против людей, которые им не нравились.

Из многочисленных образцов древней аттической комедии до наших дней дошло только произведение величайшего писателя — Аристофана. Из 44 известных его пьес сохранилось только 11. Большинство из них посвящено текущей политике и порке людей, которые не нравятся Аристофану.

Аристофан был консервативен в своих взглядах. Его пьесы всегда посвящены упадку нравственности его современников по сравнению с поколением «марафонцев». В «Ахарнесе» поэт выступает против войны со Спартой и поносит афинских сторонников войны. В «Гиппии» Аристофан высмеивает демагога Клеона, одного из самых влиятельных политиков того времени. Постоянным объектом насмешек Аристофана был трагик Еврипид, которого драматург также обвинял в моральном унижении своих сограждан.

3.jpg

Прометей в цепях. Современное производство. (Wikimedia Commons)

Комедии других поэтов этого периода утрачены. Сохранились лишь фрагменты, в которых, среди прочего, обличаются политики современных писателей. Плутарх, например, цитирует комедиографа Платона, который комментирует запрет политической гиперболы резкими словами: «Да, слишком много чести для заклейменных: // Суждение осколков придумано не для таких».

Афины четвертого века до нашей эры считаются периодом среднеатлантической комедии. Основная проблема этого периода заключается в том, что не сохранилось ни одной пьесы, только отрывки и переработки, сделанные римскими комедиографами. Известно около 50 комедиографов, писавших начиная с четвертого века до нашей эры. Два поэта установили рекорды по продуктивности. Антифан написал 365 пьес, Алексид — 245.

Судя по сохранившимся отрывкам, в комедиях этого периода поднимались политические вопросы. Известно, что комедиографы упоминали об отношениях между Афинами и Филиппом Македонским. Но главной темой для авторов было проникновение в мораль современных Афин. Комедиографы четвертого века до нашей эры начали писать пьесы на мифологические темы и представлять их в комическом ключе. В «мифологических» комедиях писатели пародировали трагедии, в том числе три великие трагедии прошлого века. Названия комедий известны как «Улисс-ткач» или «Гиацинт-ткач».

В качестве примера рассмотрим сохранившийся отрывок из «Средней комедии», в котором высмеивается мифологическая тема. Бог Кронос однажды занял деньги у Аполлона и не вернул их. В ответ на это бог предсказал, что Кронос будет свергнут своим сыном. Затем Кронос стал продавать своих детей в рабство в Мегару и проглатывать полученные деньги.

Известно не менее 50 имен для «Новой аттической комедии». Самый важный из них и единственный, чьи произведения сохранились, — Менандр. Три автора Новой комедии (Менандр, Филемон и Дифилос) написали по 100 комедий каждый. Такая продуктивность была обусловлена тем, что в Афинах каждый год ставились новые комедии.

Театр Диониса: как готовили постановки в Афинах

Театральные представления проходили в Афинах четыре раза в год во время празднеств в честь Диониса. Это Малая Дионисия, Линея, Анфестерия и более амбициозная Великая Дионисия.

Великая Дионисия была не только театральным праздником, но и символом величия Афин. В пятом веке до нашей эры казна афинского флота — деньги, которые кормили флот и демократию, — выносилась на сцену перед представлением. Театр наградил граждан венками за их заслуги перед Афинами. В конце четвертого века до нашей эры шествие эфесов — молодых воинов — стало частью театрального представления. На театральной сцене юноши продемонстрировали строевые приемы, а затем каждый получил от государства копье и щит.

В Великой Дионисии каждый драматург и хореограф ставил цикл из трех трагедий и одной сатирической драмы. Пять драматургов и хореографов также поставили пять комедий. В «Малом (сельском) Дионисе» пьесы ставились не в Афинах, а в демоях (территориальных единицах афинского государства). Самый крупный состоялся в афинском порту Пирей. Древние пьесы ставились в Дионисии в сельской местности.

7.jpg

Только гражданам Афин разрешалось выступать в качестве артистов. Хор считался священным, поэтому певцы и хор были освобождены от военной службы. Драматурги сами выбирали актеров и создавали стационарные ансамбли.

Поэт, решивший представить свои произведения на одном из праздников, приносил их владыке. Лорды решали, можно ли ставить пьесы, и назначали хориста к поэту, который отвечал за финансовую сторону дела.

Перед началом фестиваля афиняне выбирали судей, которые присуждали победу участникам театральных состязаний. Судьи фиксировали свои решения в протоколах, которые назывались «Дидаскалия». На дидаскалии были записаны имена поэтов, хореографов и главных действующих лиц спектаклей, а также их места в конкурсе. Дидаскалии хранились в архивах и были высечены на камнях вокруг храма Диониса.

В Афинах существовала функция (добровольная служба) под названием хореография для организации сценических представлений. Исполнитель, хореограф, содержал артистов для выступления за свой счет.

Хореограф должен был оплачивать обучение артистов, платить им зарплату и поддерживать их на протяжении всей подготовки спектакля. Ему приходилось особенно заботиться о том, чтобы обеспечить актеров пищей, которая укрепляла их голоса. Хозяин хора заказал для исполнителей подходящие платья, венки и маски и посвятил их храму Диониса после праздника. Помимо реквизита, танцор посвящал храму картину или рельеф с изображением сцены из трагедии и подписью.

Исполнитель литургии арендует репетиционный зал или предоставляет исполнителям свой собственный зал. Если в ряды артистов вступал житель другого города, хореограф должен был заплатить за него штраф.

Со времен Софокла трагедия исполнялась тремя актерами и хором из 15 человек. По мере того как пьесы становились все более сложными, авторы требовали от хореографов оплаты дополнительных эффектов. Например, свита богато одетых слуг или караван животных.

На самом представлении хореограф оплачивал раздачу подарков зрителям. Членам хора предлагалась чаша вина до и после выступления (также за счет хориста), а после выступления устраивалось пиршество за счет исполнителя.

5.jpg

Дионис

Дионис, бог плодородия, вина и растительности, является одним из самых противоречивых обитателей Олимпа. Очаровательный молодой человек много шутит и развлекает своих товарищей. Смех и радость сопровождают младшего сына Зевса. Но любое непослушание или проступок беспечного юноши приносит реки крови по всей земле. Дионис не прощает проступков и не прислушивается к голосу разума. Дикие пляски и кровавые зрелища недостойны прекрасного божества!

Греческий бог виноградарства занял свое место в пантеоне богов с опозданием по сравнению с другими известными фигурами. Культ Диониса пришел в Грецию из Фракии или Малой Азии. Первые упоминания об этом необычном боге относятся к 14 веку до нашей эры — имя Диониса встречается в критских надписях.

Дионис

В греческой мифологии его долгое время принижали как покровителя виноградарей и фруктовых деревьев. Культ развился только в 7 веке нашей эры. Изначально свободный и распущенный культ Диониса превратился в безумие. Плутарх писал:

«Сначала все было просто, но весело, но позже празднования стали более бурными и разнузданными».

Ночные празднества, которые греческое население посвящало чарующему богу, превратились в ужасное зрелище. В небольших городах жрицы культа одевались в шкуры животных и ели сырое мясо, чтобы прославить имя Диониса.

Праздники в честь Диониса

Культурные центры Греции сохранили первоначальный смысл празднования. Празднование Великой Дионисии проходило в конце марта. Певцы и актеры, выбранные народом, одевались в козьи шкуры и исполняли драматические и комические сценки. Для таких мероприятий строились специальные театры Диониса. Одно из этих архитектурных чудес до сих пор стоит на юго-восточном склоне Акрополя.

Греки верили, что дар Диониса, вино, вдохновляет творческих людей. По этой причине художники часто писали портреты и жанровые сцены с изображением бога. Покровитель растительности изображался в виде молодого, красивого мужчины, окруженного сатирами и жрицами культа. Время от времени Диониса изображали в виде взрослого мужчины с бородой и длинными локонами волос. Но во всех случаях бога вина сопровождала радостная толпа.

Дионис в мифологии

Отец Диониса — Зевс

Рождение Диониса окутано тайнами и домыслами. Зевс и Семела, дочь фиванского царя, были родителями прекрасного юноши. Владыка Олимпа, вновь очарованный красотой юной девушки, часто навещал царицу. Это новое увлечение не осталось незамеченным женой Громобоя.

Коварная Гера предстала перед своим возлюбленным и предложила узнать, как на самом деле выглядит Зевс. Расстроенная девушка уговорила своего возлюбленного предстать перед ней в своем истинном облике. Величественный бог не отказался. В результате палаты Семелы загорелись, и принцесса родилась недоношенной. Чтобы спасти слабого новорожденного, Зевс пришил сына к своему бедру. Через несколько месяцев Дионис выздоровел и родился во второй раз.

Гера

Такой исход не обрадовал Геру. Ревнивая жена преследовала мальчика, потому что хотела избавиться от ребенка. Но поскольку Зевс знал характер своей жены, он отправил Гермеса к Дионису, который смог снова и снова спасать ребенка. Наконец, сын Кераеноса был отдан богине Кибеле, которая была столь же могущественна, как и Гера (по другим источникам, бог отдал ребенка нимфам).

Мальчик чуть постарше неожиданно подружился с сатиром по имени Абелио. Старый тиран часто беседовал с маленьким богом и проводил много времени, играя со скучающим Дионисом. Такая необычная дружба закончилась печально — Авелий погиб от рогов быка. Молодой Дионис пытался оживить своего спутника, но все предпринятые им меры не помогли. Труп сатира превратили в виноградную лозу, а отчаянный юноша выжал сок из плодов и назвал полученную жидкость вином.

Гермес

Молодой и беззаботный бог отправился в кругосветное путешествие. Куда бы ни отправился Дионис, там созревал виноград. Младший сын Юпитера путешествовал три года. Он даже совершил путешествие в Индию и спустился в царство мертвых, забрав с собой свою мать.

Такая процессия, однако, создала много проблем для греков. Вместе с вином Дионис вселял в людей безумие. В состоянии алкогольного опьянения жители города совершали массовые убийства. Тех, кто не признавал юношу богом, убивал сам Дионис. Многие женщины подвергались насилию со стороны поклонников и подчиненных божества.

Мальчик часто странствовал по миру в сопровождении своих друзей, и его свита была большой. Диониса окружали сатиры (демоны плодородия с головой козла) и менады (жрицы и поклонницы бога), и с большой радостью его протеже сопровождала Силена, учительница Диониса.

Дионис

Во время одной из таких прогулок красивого молодого человека обнаруживают пираты. Пока эскорт молодого бога отдыхал, бандиты похитили Диониса и отвезли его на корабль. Когда один из членов команды увидел, что цепи, которыми грабители связали свою добычу, не держат молодого человека, он испугался. Мужчина потребовал, чтобы они отпустили незнакомца, утверждая, что стоящий перед ними человек — бог.

Бандиты не поверили своему брату по оружию. Дионис превратился в льва и раздавил капитана корабля. Он превратил остальных членов экипажа в дельфинов. Единственный, кто не пострадал, был хитрый бандит, вступившийся за молодого бога.

Древний Рим – первый крупный реквизит и массовые зрелища

Похожая ситуация была и в Древнем Риме, хотя театр там возник на 400 лет позже, чем в Греции. Как и в древнеримских зрелищах, хор практически отсутствовал, оркестр присутствовал в меньшей степени и делал не полный круг, а полукруг. Римская сцена была шире, чтобы вместить большее количество актеров, что позволяло использовать большие декорации (гроб Дария в «Персах», скала в «Прометее», колесница в «Агамемноне» и другой театральный реквизит).

В Древнем Риме зрители требовали более изощренных зрелищ, и театральные представления часто заменялись знаменитыми показами диких животных и дуэлями. В самых крупных из них участвовало до 16 000 человек. Это было мероприятие по групповому творческому выживанию!

Такие представления требовали строительства более грандиозных сооружений; если театр в Афинах вмещал 17 000 человек, то Колизей, построенный в первом веке нашей эры, вмещал 50 000. Римские театры начали использовать более серьезные системы механизации. Не все об этом знают, но Колизей даже был ареной морских сражений, называемых навмахией. Позже, после реконструкции, водные каналы были преобразованы в водосборные площади.

PhotoPhoto

На фотографиях изображен знаменитый римский Колизей. Справа — реконструкция битвы в Колизее.

Средние века – мистерии против уличных постановок

В средние века начинается упадок античного театра — трагедии и комедии заменяются мимами, жонглерами, танцорами, гимнастами и укротителями. Цирк (скачки) с его чрезвычайно популярными конными соревнованиями частично занимает место театра. Развитие культуры в Средние века было тесно связано с развитием христианства, и самыми красочными представлениями были церковные шоу, которые в византийские времена превратились в богатую мистерию.

В Средние века все сферы жизни находились под контролем церкви. Влияние церкви отразилось и в разработке дизайна сцены. Дуэли были запрещены, в Колизее был установлен христианский крест, а цирк и светские представления заменили античные трагедии и комедии. Обстановка сместилась к церквям и соборам. Но массовая культура всегда ограничивалась узкими рамками, и спектакли выходили на улицы и площади. Там устанавливались временные палатки, а затем появились передвижные палатки, с которыми странствующие художники путешествовали по городам.

PhotoPhoto

Эпоха возрождения – возврат к истокам и новые идеи

Ренессанс попытался вернуть культуре все лучшее, что дала античность. Возродился интерес к античным постановкам и произведениям, а также к наследию Древней Греции в целом. Вспомнили труды римского архитектора Витрувия, создавшего основы архитектуры и принципы симметрии в первом веке до нашей эры, и целый раздел его работы был посвящен сценическому дизайну. Человек Витрувия, знаменитый проект Леонардо да Винчи, кстати, напрямую перенял труды именно этой формы науки и культуры.

Архитекторы вновь задались вопросом: как должна выглядеть сцена для массовых зрелищ? В этот момент возникло понимание перспективы, ее построения и положения зрителей в зале.

PhotoPhoto

Слева находится деревянный театр дворца Порту. Справа видна конструкция театра.

Это было также время, когда начала развиваться механизация сцен, поскольку древний мир вынужден был обходиться весьма скромными средствами изображения. Сначала были бутафории, которые опирались на проскениум, затем конструкции размещались между колоннами проскениума, и, наконец, появился прообраз занавесов — щиты, помещенные в пазы боковых сторон сцены. В Древнем Риме все это дополнялось первым занавесом, который не поднимался вверх, а опускался в щель в передней части сцены. С наступлением эпохи Возрождения появились технические решения, с помощью которых можно было изменять сцену. Для этого использовались террариумы — вращающиеся треугольные призмы, которые вращались вокруг оси. Таким образом, декорации можно было менять три раза в течение спектакля.

В то же время так называемая «сценическая коробка» — сценическая доска с пионерской сценой спереди и задником с карнизом сцены — получила свой обычный вид.

По бокам сцены были добавлены левый и правый карманы, а в некоторых случаях были добавлены ручки для быстрой смены сцены. Для повышения динамики действия были введены поворотные круги, однонаправленные или разнонаправленные. Это дало режиссерам и сценографам гораздо больше возможностей для воплощения своих идей.

Photo

Театр «Глобус

Новые театральные пространства строятся в Венеции, Германии и Англии. На фотографии изображен знаменитый театр «Глобус». Его особенностью было то, что сцена и зрительный зал на боковых уровнях были закрыты крышей, в то время как средняя часть оставалась открытой. Сцена театра «Глобус» представляла собой неподвижную декорацию с балконом, альковом в задней части сцены и боковыми дверями, которые позволяли условно изобразить дом или замок, поле битвы или густой лес.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий