Кшатрия характеризуется решительностью, смелостью, отвагой, силой, выносливостью, великодушием, великодушием, честью, стремлением к славе и власти, лидерством и боевым духом, а также сильной самодисциплиной, твердой волей и желанием защищать слабых.
Варны Древней Индии
Варны — это классы древней Индии, возникшие под влиянием религии индуизма, а точнее, под влиянием представлений о происхождении человека. Согласно этому верованию, Брахма (божественное начало) создал из частей своего тела четыре варны, представители которых имеют свою задачу в жизни и выполняют свою роль. В этой статье вы узнаете, что такое варны, как они возникли и как их можно классифицировать.
Индия — это страна, где для европейца все кажется необычным. Индийцы живут по своим правилам и традициям, поэтому кастовая система, возникшая еще в древние времена, оказывает сильное влияние на жизнь всего общества.
Расшифровка термина
Варна» на санскрите буквально означает «цвет», «качество». И это позволяет частично охарактеризовать варны, поскольку каждому из сословий соответствует свой цвет.
Всего было четыре основных поселения:
- Самая высшая варна – брахманы (жрецы). Они получили свое название потому, что были сотворены богом Брахманом из его уст. Это означало, что их главное предназначение в жизни заключается в том, чтобы изучать древние священные тексты, познавать религиозные истины и вещать перед Богом от имени всех людей. Когда еще не было письменности, тексты передавались от брахмана к брахману устно.
Чтобы стать священником, член этого ордена должен был начать свое обучение в юном возрасте. Мальчиков отдавали в дом учителя-брамина, где они годами изучали священные писания и особенности религиозных ритуалов и постигали божественную мудрость. Они должны были знать заклинания и уметь правильно совершать жертвоприношения.
Лодки браминов соответствовали белому цвету. Это подчеркивало их чистоту, их безгрешность. Подробнее об этом вы можете прочитать в статье Брахманы — жрецы высшей касты.
- Кшатрии – это вторая по значимости варна. К ним относились воины и правители. Из рук Бога они были созданы, поэтому и власть была в их руках. С самого детства представители данного сословия были обязаны научиться управлять колесницей, владеть оружием и отлично держаться на коне. Это должны быть решительные, властные и бесстрашные люди. Именно поэтому их варну олицетворял самый «энергичный» цвет – красный.
- Не менее уважаемая и почитаемая всеми остальными сословиями варна вайшьев. Они были сотворены из бедер Бога. К ним относили ремесленников, торговцев и земледельцев. Они всю свою жизнь занимались тем, что возделывали поля, торговали или работали в различных мастерских. Вайшьи фактически кормили все остальные варны, потому и пользовались таким почетом. Среди них было достаточно много состоятельных людей. Их цвет – желтый (цвет земли).
- Шудры – это четвертая варна, которая не пользовалась особым почетом. Это были обычные слуги. Их предназначение – обслуживать три другие сословия. Считалось, что брахманы, кшатрии и вайшьи являются потомками древних ариев, завоевавших территории страны. А вот шудры – это коренное население. Их создал Бог из своих ступней, запятнанных грязью, поэтому их цветом считался черный.
По какому принципу делилось общество?
Принадлежность к определенной варне передавалась по наследству. Например, если ребенок рождается кшатрием, он с детства учится военному искусству или наследует трон правителя. Это означает, что жизненная позиция человека, его место в обществе и профессия фиксируются с рождения. Подробнее об этом читайте в статье Кастовая система в Индии. Поэтому, если вы хотите определить свою бхану, это не имеет особого смысла.
Все варны, за исключением сундры, считались «дважды рожденными». Когда мальчик достигал определенного возраста, после ритуала инициации вокруг него надевали священный шнур, после чего он как будто рождался во второй раз. Только после этого он стал полноправным членом своего класса.
Браки между представителями разных классов, мягко говоря, не приветствовались. Прежде всего, в Банноке не одобрялось, если женщина превосходила мужчину. Дети, рожденные от такого брака, были по своей природе неполноценными.
Варна — как определить и понять свою варну?
Варна — это особый психологический тип человека, который лучше всего подходит для определенной деятельности, качества, образа жизни, формы отношений и вида усилий. Очень важно понимать варну, если человек хочет занять свое место в жизни и чувствовать себя хорошо в своей работе, следуя по предназначенному для него пути.
Всего существует 4 типа варны:
- Варна Брахманов — ученые и учителя.
- Варна Кшатриев — воины и правители.
- Варна Вайшьев — предприниматели и торговцы.
- Варна Шудров — рабочие и слуги.
Подробнее об этом вы можете прочитать в статье по ссылке.
В этой системе существует иерархия: на вершине находится варна браминов, затем варна кшатриев, за ней следует варна вайшьев и, наконец, варна шудр.
Vārna или психологический тип человека — это врожденная природа, которая проявляется в наборе характеристик, стремлений, желаний и поведенческих моделей индивидуума. Эта природа закладывается еще до рождения и остается на всю жизнь. Понимание варны позволяет найти свое истинное предназначение, освободиться от навязанных желаний и страхов и понять, какие роли и занятия подходят вам больше всего. Варна почти никогда не меняется на протяжении всей жизни. Поэтому особенно важно знать и понимать свою собственную варну, ведь это фундаментальное знание, которое не изменится ни завтра, ни через год, ни через десятилетия.
Качества, стремления и желания, характерные для определенной варны, проявляются с детства и до последних мгновений жизни человека, поэтому важно проанализировать всю жизнь, чтобы понять свою варну:
- кем вы хотели стать в детстве?
- какие качества вы наиболее четко и ярко проявляли?
- какую роль занимали среди ровесников?
- во что играли и чем были увлечены?
- чем занимались и увлекались?
- как строили отношения?
Также важно задать себе несколько важных вопросов, касающихся настоящего момента:
- какой труд приносит удовольствие?
- каким занятием вы можете долго и увлеченно заниматься?
- чем вы хотели бы зарабатывать?
- какой образ жизни вам больше подходит?
- как бы вы себя реализовывали, имея неограниченные ресурсы?
Вопрос о своей варне — это процесс поиска себя в различных ситуациях, в своем внешнем поведении и внутренних реакциях, в том, как события влияют на человека, и в выводах, которые он делает из различных ситуаций. Понимание себя — это не одноразовое получение информации, а процесс глубокого понимания. Это означает не делать поспешных выводов и не приписывать свое существование какому-то конкретному кораблю, осознавая, что ценности и «правильная» модель поведения могут быть навязаны — они просто дезинформируют вас, если вы решите отнести свою личность к определенной концепции.
Смешанные варны
Варна человека может быть смешанной, что обычно и происходит. То есть, человек может обладать характеристиками двух варн. Одна варна будет доминировать, другая будет менее влиятельной. Человек склонен действовать в соответствии с доминирующей варной. Однако если у человека пассивное отношение к жизни или если в нем преобладают дурные привычки и черты характера, он будет вынужден жить в гармонии с низшей варной.
Примером смешанной варны может быть шудра-кшатрий, который с одной стороны имеет признаки воина, а с другой — слуги. Когда доминирует кшатрий, ответственность, решительность и преданность идеалам смешиваются с апатией, ленью, склонностью к употреблению алкоголя и агрессивным поведением. Когда преобладают судры, скромность, высокая работоспособность и неспособность брать ответственность за себя и других сочетаются со вспышками гнева, тщеславием, высокой физической активностью, чувством собственного достоинства по отношению ко всем и тиранией.
В смешанных варнах, таким образом, проявляются характеристики обеих варн. С одной стороны, это делает личность более разносторонней, с другой — порождает противоречивые желания, что приводит к многочисленным внутренним конфликтам. Например, стремления брахмана и кхатрия могут быть несовместимы: Стремление к превосходству и смирению, силе и милосердию, мягкости и жестокости, агрессии и миролюбию. Это приведет к различным действиям, мотивам и установкам, так что человек просто разрывается между двумя искренними желаниями. В такой ситуации следует заниматься деятельностью высшей лодки и стараться не подавлять энергию низшей лодки, а перенаправлять ее в высшую. Тот же брахман-кшатрий может быть мотивирован чувством превосходства духовной жизни над материальной и, достигнув полного понимания превосходства божественного над мирским, может духовно прогрессировать.
Чистая лодка будет более успешна в деятельности, которой она посвящена, благодаря более яркому и четкому проявлению своих качеств и стремлений. Чистый вайшья превзойдет вайшью-сундру в торговле, а брамин превзойдет брамина-вайшью в знании и понимании. Если о фруктовых деревьях судят по количеству урожая, то о лодке судят по тому, насколько хорошо человек выполняет действия, предписанные для его лодки. Смешанные варны препятствуют осуществлению одной деятельности, поэтому лучше не пытаться осуществлять две варны одновременно или поддерживать баланс, поскольку деятельность двух варн, их мотивы, стремления и установки всегда чрезвычайно различны. Следует культивировать деятельность, качества и мотивацию высшей варны.
Почему возникает смешанная варна?
Смешанная варна возникает под влиянием воспитания, общения и поведения в течение жизни человека. Смешанная варна также возникает из-за неправильного зачатия. Так из-за каких факторов может возникнуть смешанная варна?
- Для того, что прибавить к варне человека шудра – достаточно бить его в детстве. Страх, неуверенность и неспособность постоять за себя и окружающих будут преследовать его всю жизнь, так как были внушены в детстве. Так проявляется природа шудры – стремление прислуживать тому, кто обладает большей силой и властью, а также страх перед наказанием, осознание своей беспомощности.
- Излишняя концентрация на деньгах в семье или их значительный недостаток, а также внушение ценностей, основанных на денежном достатке – являются фундаментом для примеси вайшьи, сила которой будет зависеть от интенсивности этих событий. Страх недостатка, внушенный либо бедностью, либо родительскими наставлениями, побудят во всем искать прибыль, как источник безопасности и защищенности.
Как определить варну?
Брахманы, кшатрии, вайшьи и судры могут быть распознаны по их качествам, которые проявляются в деятельности, соответствующей трем гунам материальной природы, О покоритель врагов.
Бхагавад-гита. 18.41
Основным методом определения варны является анализ качеств, которые проявляются в деятельности и общении. Принадлежность к определенному психотипу должна определяться на основе качеств, а не на основе родословной. Так, в «Шримад-Бхагаватам» (7.11.35) говорится, что варна человека должна определяться по тем качествам, которые он проявляет, независимо от его происхождения. Писания также говорят, что это признак невежества, если варна человека определяется исключительно на основании его происхождения.
Таким образом, варна человека определяется качествами, которые он проявляет в жизни: его общением, его деятельностью и его поступками. Варна определяется на основе суммы наиболее проявленных качеств. Качества доминирующей варны будут более заметны, а качества подчиненной варны будут меньше и слабее, но они будут заметны.
Метод определения варны заключается также в выборе занятий и ролей, которые лучше всего подходят для себя. Роли, которые человек принимает естественно, добровольно и бессознательно, также влияют на определение варны. Например, брамин, желающий помочь, возьмет на себя роль учителя, кшатрий — защитника, вайшья — благодетеля, а судра — помощника.
Качества различных варн
Чтобы определить бхану, нужно сравнить основные качества, которые проявляют бханы, с качествами, которые проявляет человек. Необходимо также обратить внимание на профессию, которой человек хочет заниматься, как на саму профессию, так и на ее плоды.
Итак, какие качества и занятия присущи разным варнам?
Спокойствие, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, долготерпение, искренность, знание, мудрость и религиозность — естественные качества браминов, проявляющиеся в их деятельности.
Героизм, сила, решительность, находчивость, смелость, великодушие и способность вести за собой — вот те природные качества, которые необходимы кшатриям для выполнения своего долга.
Земледелие, пастушество и торговля — занятия, соответствующие природе вайшьев, в то время как шудры предназначены для физического труда и служения другим.
Бхагавад-Гита. 18. 42-44.
Таким образом, занятие деятельностью, соответствующей характеристикам определенного психотипа, также будет свидетельствовать об определении человеком варны. Речь идет не о выгоде, власти или удобстве, а о внутреннем благополучии и искреннем желании заниматься такой деятельностью ради самой деятельности. Настоящий воин сражается ради сражения, настоящий исследователь исследует ради знания. Кто-то хочет служить другим, помогая и утешая, кто-то — зарабатывать деньги различными способами, кто-то — руководить, управлять и преодолевать, а кто-то — постигать знания и передавать их другим.
Качества различных варн описаны не только в «Бхагавад-гите», но и в «Шримад-Бхагаватам»:
Качества брамина — это владение умом, владение чувствами, аскетизм, чистота, довольство, безжалостность, сострадание, знание, милосердие, искренность и полная преданность Верховной Личности Божества.
Боевая доблесть, непобедимость, выносливость, сила, стойкость, щедрость, умеренность, прощение, преданность браминам, неиссякаемая жизнерадостность и искренность — вот качества кшатрия.
Привилегии и табу брахманов в Индии
У браминов больше льгот и привилегий, чем у других каст. Европейцам эти правила могут показаться абсурдными, но индусы привыкли жить по ним с детства. Каста браминов ограничена в выборе профессии. Самые важные запреты: не пахать землю и не работать со шкурами животных. К шкурам высшей варны лучше вообще не прикасаться — отсюда и таблички для туристов во многих индийских храмах «Не входить в кожаной обуви» или «Не приносить кожаные вещи».
Садхви — женщины из касты браминов.
А запрет на вспашку земли следует воспринимать буквально: «Не ходи за плугом». Другие работы в поле могут выполнять землевладельцы-брамины или члены бедных каст, если у них нет других средств заработка. В бедных деревнях страны вы увидите местных брахманов-батраков, приносящих урожай.
Священники в индийских храмах преимущественно принадлежат к варне брахманов.
Еще одно строгое правило — браки могут заключаться только между членами одной варны. Хотя во всех джайнских кастах существует сегрегация по дисциплине и месту рождения, священники (высшие брамины в Индии) могут жениться на женщинах из семей браминов-учителей или чиновников. Но для женщин является табу выходить замуж за мужчину из низших джайнов. Для кшатрия или вайшьи это немыслимо.
В современной Индии смешанные браки — не редкость. Лишь бы человек был хороший.
Вегетарианство и мясоедение зависят от божества, которому они поклоняются, Вишну или Шиве. Что касается приготовления и приема пищи, то каста браминов может принимать еду и питье только из рук своих коллег. То есть, даже женщины из высшей касты не могут быть удалены с кухни. Хотя мыть посуду — это табу. Поэтому в Индии люди едят руками, а блюда часто готовят из пальмовых листьев. Но в Ригведе есть отрывки, где святые брамины ели мясо коров или собак вместе с неприкасаемыми, потому что не было другой пищи из-за стихийного бедствия — и боги не наказали их за это.
Только брамины могут читать священные тексты
Среди привилегий брахманской варны — право принимать любые подарки без обязанности благодарить кого-либо. Европейцы могут думать, что священники высокомерны и даже не благодарят никого, но так оно и есть. До середины XX века каста браминов занимала почти 75% рабочих мест на государственной службе. Это позволяло им получать хорошие зарплаты и взятки, которые считались «пожертвованиями». В результате брамины занимали не только высокие интеллектуальные позиции, но и обладали значительным богатством.
Пуджа выполняется в полном соответствии с многовековыми предписаниями
Варна брахманов в современном обществе
Индийское правительство стремится уравнять в правах всех своих подданных. В результате в последние годы каста браминов потеряла свои позиции на государственной службе. Однако, поскольку они относятся к самым богатым и образованным слоям общества, они могут дать своим детям образование в лучших учебных заведениях других стран. Это позволяет по-новому взглянуть на брахманскую варну. Например, индийские инженеры-программисты, большинство из которых брамины, считаются лучшими в мире!
Брамины равнодушны к материальным благам.
Кастовая сегрегация в Индии еще долго не потеряет своего значения. Ни демократия, ни корпоративная культура, ни современная одежда без тилака спереди, ни переполненный транспорт не проникнут в семейный круг. И там пищу брамина будет готовить только его родственник, а детей будут воспитывать так, что им не придет в голову играть с детьми из низших каст. Даже когда они уезжают учиться, они находят индейские общины и чтят традиции.
ИндияСтиль
Кшатрии
После браминов, бара кшатрии занимают самое важное иерархическое положение. В сельской местности, например, к ним относятся землевладельцы, которые, вероятно, связаны с более ранними правящими домами (например, раджпутскими князьями в Северной Индии). Традиционными занятиями этих каст являются работа сторожами и служба на различных административных и военных должностях, но эти касты уже не пользуются прежней властью и авторитетом. В ритуальном отношении кшатрии стоят сразу за браминами и также придерживаются строгого инбридинга касты, хотя они допускают брак с девушкой из более низкой подкасты (такой союз называется гипергамия), но женщина ни при каких обстоятельствах не может выйти замуж за мужчину из более низкой подкасты, чем ее собственная. Большинство кшатриев употребляют мясо. Они имеют право принимать пищу от браминов, но не от любой другой касты.
Блок: 3/9 | Количество символов: 862 Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B
По какому принципу делилось общество?
Принадлежность к определенной варне передавалась по наследству. Например, если ребенок рождается в семье кшатрия, он с детства учится военному искусству или наследует трон правителя. Это означает, что жизненная позиция человека, его место в обществе и профессия фиксируются с рождения. Подробнее об этом читайте в статье Кастовая система в Индии. Поэтому, если вы хотите определить свою бхану, это не имеет особого смысла.
Все варны, за исключением сундры, считались «дважды рожденными». Когда мальчик достигал определенного возраста, после ритуала инициации вокруг него надевали священный шнур, после чего он как будто рождался во второй раз. Только после этого он стал полноправным членом своего класса.
Браки между представителями разных классов, мягко говоря, не приветствовались. Прежде всего, в Банноке не одобрялось, если женщина превосходила мужчину. Дети, рожденные от такого брака, были по своей природе неполноценными.
Блок: 4/6 | Количество символов: 1002 Источник: https://indiada.ru/istoriya-indii/varny-drevney-indii.html
Что мы узнали?
В ходе изучения темы «Варны в Древней Индии» мы узнали, что такое варны и как было разделено индийское общество. Мы также узнали, чем отличается каждая варна и что входит в обязанности ее членов.
Блок: 4/5 | Количество символов: 282 Источник: https://obrazovaka.ru/istoriya/varny-v-drevney-indii.html
История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курсы «Инфоурок»).
В настоящее время в общей сложности 54 289 учреждений имеют право на накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
Курсы повышения квалификации
Профилактика синдрома «профессионального выгорания» у педагогов
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курсы «Инфоурок»).
В настоящее время в общей сложности 54 289 учреждений имеют право на накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»
1 Слайд (санскр., буквально — качество, цвет, класс) Варны — это 4 сословные группы людей, на которые делились люди в Индии согласно древним законам. Люди в варнах отличались положением в обществе и образом жизни и носили одежду определенного цвета. Варны — это группы людей, которые унаследовали свой статус от родителей. Варны были разделены на группы в соответствии с профессиями («джати»), которые они унаследовали.
2 слайд Брахма — создатель и правитель мира, отец богов и людей. Брамины Кшатрии Вайшьи Шудры Неприкасаемые.
3 Дья Брамины Верхний класс, совершающие жертвоприношения, знатоки и толкователи Вед, судьи. Кшатрия От кшатрия — суверенитет, власть. Правители государств, государственные служащие, крупные землевладельцы, профессиональные воины. Вайшьи Свободные интегрированные общины: Фермеры, пастухи, ремесленники и торговцы в городах и деревнях. Позже только купцы. Шудры Низший класс, слуги, подчиненные, зависимые крестьяне, ремесленники. Неприкасаемые Не входят в варны. Рабы и люди, чьи профессии считались «нечистыми» (работа с кожей, мытье мусора и т.д.).
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 4 200 учебных материалов для использования в школах и дома.
До 30 ноября
- Опытные онлайн-репетиторы
- Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ
- По всем школьным предметам 1-11 класс
Особенности поведения кшатриев
К этому классу относятся не только пожилые люди, но и все домовладельцы. Ни мужчины, ни женщины определенной касты не имеют права выходить замуж за человека из другой касты, конечно, в 21 веке этому не придается большого значения, но если мужчина может жениться на женщине из низшей касты, то такой союз называется гипергамией, для женщины такие действия невозможны.
Кшатрии имеют право принимать пищу из рук браминов, а также могут есть мясо, кроме мяса священных животных.
Особенности варны вайшья
Как правило, люди этой категории обязаны строго соблюдать все обряды и ритуалы, придерживаться особых правил питания и выбирать профессию. Сегодня вайшьи — это не только бизнесмены, но и банкиры, менеджеры и представители среднего класса.
Конечно, все без исключения касты делятся на различные страты, но сундры (самая большая бхана в Индии) делятся на две основные группы: чистые сундры и нечистые сундры.
Чистые судры — это те, кто живет в сельской местности и занимается сельским хозяйством. Это почетная профессия, которая заслуживает уважения. Шудры могут включать в свой рацион мясо, менее строго выполнять религиозные ритуалы, а также разрешать вдовам и разведенным женщинам выходить замуж во второй раз, что строго запрещено женщинам высших каст.
К грязным или нижним сунтрам относятся ремесленники — гончары, ткачи, виноделы, парикмахеры и т.д. Их профессия менее почетна, чем выпечка хлеба, хотя, конечно, она востребована в обществе. Люди с одинаковой профессией объединяются в ассоциации, как цеха в Европе, и заключают браки в рамках своего сообщества.
Особенности варны неприкасаемые
Помимо четырех известных каст, существует также класс неприкасаемых, которые, согласно легенде, происходят из грязи под ногами Бога. Одно лишь прикосновение к одежде этих людей могло запятнать члена другой касты, и ему приходилось совершать очистительные и жертвенные ритуалы.
В жизни несчастных людей, принадлежащих к этому классу, существует множество запретов. Им не разрешалось входить в дома представителей других каст, брать воду из их колодцев, пользоваться предметами или входить в священные храмы.
Им разрешалось селиться только в определенных местах, утвержденных законом, и выполнять самую грязную и черную работу: Кожевники, прачки, гончары, сборщики мусора и т.д.
Варны появились почти пятнадцать тысяч лет назад, но даже в двадцать первом веке они не полностью утратили свое значение в жизни Индии. Конечно, они играют большую роль в сельской местности, где живут фермеры и важен традиционный образ жизни, но есть свидетельства кастовых различий и в городах.
( 4 оценок, среднее: 5.00 из 5 ) Чтобы оценить эту запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Бедняки — шудры
Слуги, наемные работники и вообще все жители, находящиеся за гранью бедности как в умственном, так и в экономическом отношении, называются судрами. Контакт и общение с этими людьми из высших варн были недостойными, более того, существовала угроза пожизненного позора.
Из всех классов только судры подвергались постоянному жестокому угнетению со стороны правительства: они платили самый высокий налог, особенно строго наказывались за проступки, им не разрешалось совершать ритуалы. Людей в этой лодке можно было покупать или продавать, отбирать у них имущество, не опасаясь дальнейшего наказания: на это была причина — они были рождены для служения и поэтому не имели права роптать. Цвет шудр, конечно же, черный.
Неприкасаемые (чандалы) и парии
Отдельный класс, который нельзя отнести ни к одной из четырех варн, — это неприкасаемые. Эти люди уже давно угнетаются и ненавидятся остальным классом. Это объясняется тем, что, согласно индуистским верованиям, далиты согрешили в своей предыдущей жизни и вели неправильный образ жизни, за что теперь и наказаны. Неприкасаемые получили термин «Далит», что означает «угнетение».
Неприкасаемые находятся где-то за пределами этого мира и даже не являются людьми в прямом смысле этого слова. Обычно это бездомные, живущие в сегрегированных гетто, трущобах и на улицах, теснящиеся на мусорных свалках. В расцвете сил далиты могли выполнять самую грязную работу: убирать мертвых животных, чистить туалеты, сжигать трупы животных, работать кожевниками и гробовщиками.
А количество неприкасаемых составляет около 12-16% от всего населения. Таким образом, примерно каждый седьмой индиец остается нетронутым.
Каста далитов не имела доступа к общественным объектам, таким как клиники, школы, рыночные ларьки, храмы и транспорт. Им было запрещено не только общаться с другими людьми, но и переступать через их тени. А браминов оскорбляло уже само присутствие этого человека в их поле зрения.
К счастью, сейчас ситуация изменилась — угнетение неприкасаемых запрещено на государственном уровне, и теперь им разрешено появляться где угодно, получать медицинскую помощь и образование.
Хуже, чем родиться неприкасаемым, было родиться изгоем — еще одной кастой людей, полностью исключенных из общественной жизни. Это те, кто родился от изгоя или в межкастовом браке, но было время, когда только случайный контакт с изгоем мог сделать человека представителем того же класса.
Современная Индия
Многим европейцам может показаться, что кастовая иерархия в Индии осталась в прошлом, но это не совсем верное мнение. Количество каст растет и образует краеугольный камень между простыми людьми и государственными чиновниками.
Множественность подгрупп иногда удивляет, например, можно кратко выделить недавно появившиеся касты:
- бхатра — браманы, зарабатывающие подаянием;
- джинвар — доставщики воды;
- дарзи — изготавливают одежду;
- бханги — уличные дворники.
Большинство людей склонны думать, что касты — это плохо, потому что они дискриминируют целые социальные группы, лишая их прав. В предвыборных кампаниях некоторые политики используют этот прием, заявляя, что борьба с классовым неравенством является их главной задачей.
Конечно, со временем кастовое деление теряет свое значение для людей, но оно по-прежнему играет важную роль в религиозных и личных отношениях, например, в деловом партнерстве или браке.
Правительство Индии делает многое для обеспечения равенства всех жителей: на законодательном уровне они имеют равные права. В настоящее время карьера гражданина Индии, особенно в крупных городах, зависит не только от его происхождения, но и от его навыков, знаний и личных достижений.
Отличный пример — президент Кочерил Раман, избранный в 1997 году, выходец из касты неприкасаемых. Еще одно доказательство — далит Бхим Рао, который изучал право в Великобритании и впоследствии написал Конституцию в 1950 году.
В этом документе содержится список зарегистрированных каст, и каждый гражданин имеет право на получение сертификата с указанием подкасты по праву рождения. Конституция гласит, что учреждения не должны спрашивать о принадлежности человека к джати, если только он сам этого не пожелает.