Вайшья – варна ведических торговцев, земледельцев и скотоводов. Вайшьи в древней индии.

Через Шрилу Прабхупаду и его ИСККОН Кришна проявил уникальные аспекты гаудия-вайшнавской сиддханты, которые мы неизбежно теряем, когда следуем указаниям преданных, не являющихся полноправными последователями Шрилы Прабхупады и его ИСККОН.

После завоевания долины Ганга арийскими индуистскими племенами часть первоначального (неиндоевропейского) населения была обращена в рабство, а остальные лишены земли и превращены в слуг и рабочих. Из этих туземцев, которые были чужими для арийских захватчиков, постепенно сформировалась каста «сундров». Слово «шудра» не является производным от санскритского корня. Возможно, это местное название индейского племени.

Арийцы играли роль высшего класса по сравнению с шудрами. Только у арийцев существовал религиозный ритуал надевания священной пуповины, который, согласно учению брахманизма, делал человека «дважды рожденным». Вскоре, однако, среди самих арийцев возникли социальные разногласия. Они делились на три касты — браминов, кшатриев и вайшьев, которые напоминали три основных класса средневекового Запада: духовенство, военную аристократию и класс мелких собственников. Это социальное расслоение начало развиваться среди ариев во время их пребывания на Инде.

После завоевания долины Ганга большая часть арийского населения посвятила себя земледелию и животноводству на вновь завоеванных землях. Эти люди образовали касту вайшьев («поселенцев»), которые зарабатывали средства к существованию трудом, но, в отличие от шудр, состояли из законных владельцев земли и скота или промышленно-коммерческого капитала. Над вайшьями стояли воины (кшатрии) и священники (брахманы, «молящиеся мужчины»). Кшатрии и особенно брахманы считались высшей кастой.

Вайшьи

Баиши, земледельцы и пастухи древней Индии, не могли сравниться с чистотой высшего класса из-за своего рода занятий и не были так хорошо одеты. Поскольку все дни они проводили за работой, у них не было времени на получение брахманического образования или на праздные занятия военной аристократии кшатриев. Поэтому вайшнавы вскоре стали рассматриваться как люди, не равные жрецам и воинам, люди другой касты. У простых жителей-байсаев не было воинственных соседей, которые могли бы угрожать их имуществу. Вайшникам не нужны были мечи и стрелы; они спокойно жили со своими женами и детьми на принадлежащем им участке земли, оставляя военному сословию защиту земли от внешних врагов и внутренних беспорядков. Большинство недавних арийских завоевателей Индии вскоре устали от оружия и военного искусства.

Когда с развитием цивилизации формы и потребности повседневной жизни стали более разнообразными, когда крестьянская простота в одежде и пище, жилье и домашней утвари стала для многих неудовлетворительной, когда торговля с чужеземцами стала приносить богатство и роскошь, многие вайшнавы обратились к ремеслам, промышленности, торговле и дарению денег под проценты. Однако их социальное положение не улучшилось. Как в феодальной Европе жители городов были не высшим классом, а простыми людьми, так и в густонаселенных городах, возникших в Индии рядом с королевскими и княжескими дворцами, вайшнавы составляли большинство населения. Но для их самостоятельного развития не было места: презрение высшего класса Индии преобладало над ремесленниками и купцами. Несмотря на богатство, приобретенное вайшнавами в великих, сверкающих, роскошных столицах или в торговых городах на побережье, они не имели доли в почестях и славе кшатриев, а также в образованности и авторитете браминских священников и ученых. Высшие моральные блага жизни были недоступны байшам. Им был разрешен только круг физической и механической деятельности, круг материи и рутины; и хотя им разрешалось, даже принуждалось, читать Веды и книги Закона, они оставались вне высшей духовной жизни нации. Цепь наследования ограничивала вайшью имуществом отца или торговлей; доступ к военному сословию или брахманической касте был навсегда закрыт.

Кшатрии

Более почетным было положение касты воинов (кшатриев), особенно в железные времена завоевания Индии арийцами и в первых поколениях после этого завоевания, когда все решалось мечом и воинственными действиями, когда царь был только полководцем, когда закон и обычай держались только на защите оружия. Было время, когда кшатрии стремились стать высшим сословием, и в темных легендах еще сохранился след памяти о великой войне между воинами и браминами, когда «злые руки» осмелились прикоснуться к священному, божественно обоснованному величию духовенства. Легенды гласят, что брамины вышли победителями из этой битвы с кшатриями с помощью богов и героя-брамина Рамы, а нечестивцев постигли самые страшные кары.

Кшатрии в Индии

Плач кшатрия

Периоды завоеваний сменялись периодами мира; затем услуги кшатриев становились ненужными, и значение военного порядка уменьшалось. Эти периоды благоприятствовали стремлению браминов стать первым сословием. Но воины тем более твердо и решительно сохранялись как второе по значимости сословие. Гордясь славой своих предков, подвиги которых воспевались в традиционных героических песнях, они были исполнены чувства собственного достоинства и осознания своей силы. Поскольку кшатрии ценили преимущества военной профессии, они держались в стороне от вайшьев, у которых не было великих предков, и с презрением смотрели на их нудную, однообразную жизнь.

Доказав свое превосходство над кшатриями, брамины благоприятствовали их замкнутости, считая это выгодным для себя; а кшатрии, вместе со своими землями и привилегиями, семейной гордостью и военной славой, передали своим сыновьям уважение к духовенству. Кшатрии, отличавшиеся от браминов и вайшнавов своим образованием, военными упражнениями и образом жизни, были рыцарской аристократией, которая в новых условиях общественной жизни сохранила воинские обычаи старого времени и передала своим детям гордую веру в чистоту крови и превосходство расы. Кшатрии составляли фалангу, защищенную от вторжения чужеродных элементов своими наследственными правами и сословной изоляцией, и не принимали в свои ряды простолюдинов.

Они получали щедрое вознаграждение от короля, получали от него оружие и все необходимое для войны и при этом вели беззаботную жизнь. Кроме военных учений, у них не было работы, поэтому в мирное время — а в тихой долине Ганга погода была в основном мирной — у них было много свободного времени, чтобы развлекаться и праздновать. Среди этих племен сохранялась память о славных деяниях предков и пылких битвах былых времен; певцы царей и знатных семей пели старые песни кшатриев на жертвенных пирах и погребальных банкетах или сочиняли новые песни в честь своих покровителей. Из этих песен постепенно сложились индийские эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна».

Основные занятия вайшьи – чем занимались вайшьи?

Предписанные занятия вайсаев изложены в священных текстах и подтверждают следующие занятия вайсаев:

Сельское хозяйство, защита коров и торговля — это занятия, соответствующие природе вайшьев, в то время как судры предназначены для физического труда и служения другим.

Бхагавад-Гита. 18.44

Скотоводство, раздача милостыни, жертвоприношения, изучение Вед, торговля, ростовщичество и сельское хозяйство — для вайшьев.

Ману-смрити. 1.90

Основными занятиями вайшьев являются сельское хозяйство, животноводство и торговля. В настоящее время торговля, бизнес в целом, играют важную роль, но есть и сфера сельскохозяйственной деятельности. Веды также указывают на профессию ростовщика, проще говоря, банковское дело. Одалживая деньги, вайшья получает прибыль. Земледелие и животноводство не означает, что вайшья сам обрабатывает землю и пасет скот — он нанимает шудр для выполнения этой работы, хотя и контролирует их деятельность.

Иногда возникают споры по поводу того, что брать деньги в долг — это грех. Причина этого в том, что подобные запреты есть в авраамических религиях. Однако Веды не только утверждают, что вайшья может заниматься ростовщичеством, но и описывают порядок этой деятельности. В восьмой главе «Ману-смрити» описываются допустимые проценты и условия, порядок передачи и получения залога и т.д. Ростовщичество также упоминается среди законных способов приобретения имущества, и далее объясняется, что оно может быть законным только для вайшьи.

Вайшьи должны были изучать Веды, раздавать милостыню и совершать жертвоприношения, помимо земледелия, животноводства, торговли и ростовщичества. Изучение Вед должно было быть таким же независимым, как и изучение браминов. Следует также уточнить, что подразумевается под термином «милостыня». Милостыня — это дар брамина, потому что только брамин имеет право давать ее. То есть, это не вся благотворительность, но она предназначена для браминов. Вайшьи также должны были совершать ритуальные подношения. Например, подношения предкам, огненные подношения, подношения полубогам и так далее.

Следует также отметить, что торговля была ограничена. Например, вайшьям не разрешалось торговать предметами животного происхождения, для получения которых животное должно было быть убито: мехом, кожей, мясом, кожей. Неприкасаемые занимались торговлей и обработкой этих товаров. Не следует торговать оружием, золотом и золотыми украшениями. Оружие — это инструмент насилия, и рекомендуется не только не продавать его, но и не производить. Золото всегда было символом нечестной торговли, поскольку его подделывали, а его сплавы принимали за чистое золото.

Предусматривается, что в случае крайних трудностей вайшья может взять на себя работу шудры, то есть служить в качестве наемного рабочего, но как только ситуация нормализуется, он должен вернуться к своему собственному бизнесу. Веды запрещают вайшьям браться за дела кшатриев и браминов. Война, управление обществом, ношение оружия, обучение других Ведам, совершение подношений другим, сбор милостыни — эти занятия запрещены для вайшьи. Вайшья может обучать других торговле, науке земледелия, животноводства и экономики, но не может выступать в качестве духовного учителя. Вайшья может возглавить ассоциацию торговцев, фермеров, скотоводов или ростовщиков, но он не может управлять народом.

Мы также рекомендуем эту статью: Майя — материальный обман

Таким образом, вайшья занимался:

  • земледелием
  • скотоводством
  • торговлей
  • ростовщичеством
  • изучением Вед самостоятельно или под руководством брахмана
  • совершение жертвоприношений для себя
  • раздачей милостыни

Качества вайшья

Варна определяется не родословной человека, а его качествами. Поэтому, чтобы лучше понять, кто такой вайшья, нам нужно понять качества вайшьи.

Веды указывают на самое важное качество вайшьи: способность и желание приобретать материальные блага. По сути, это и есть дхарма вайшьи, и, поступая так, он приносит пользу не только себе, но и обществу в целом. Создание и распределение материальных благ создает баланс в обществе; не было прецедента, чтобы в одном районе был избыток зерна, а в другом — его нехватка. Желание заработать деньги первично и естественно для вайшьи и проявляется в раннем детстве, когда он уже пытается торговаться и торговаться в детских играх.

В Ведах вайшьи изображаются не только как странствующие торговцы, но и как семейные люди, привязанные к своим домам и семьям, особенно к сыновьям. Для вайшьи идея семьи, родства играет большую роль, в некоторых отношениях даже большую, чем для кшатрия, царя. Существует легенда, согласно которой царь, недовольный своими сыновьями, сказал: «Я сначала царь, а потом отец». С этими словами он отказался передать трон своим сыновьям и оставил его достойному человеку, которого усыновил. С другой стороны, вайшья, мягкосердечный и кроткий по своей природе, не в состоянии отказаться от своих детей или бросить их, если только дело не дойдет до крайности. Судя по рассказам, сыновья богатых вайшьев часто становятся распутными, в современной терминологии — бычьими головами. Неправильное поведение этих сыновей становится проклятием для всей семьи.

Из мягкости сердца вайшьяс способен испытать великое счастье через благотворительность, но главным препятствием являются жадность и страх. Благодаря благотворительности вайшья способен повысить свое сознание и преодолеть жадность и страх, которые являются главными врагами не только в духовных, но и в материальных делах. Благодаря щедрости вайшья завоевывает расположение и любовь всех, возвышает свою совесть и очищает сердце.

Вайшья обычно благочестив, но редко полностью посвящает себя духовной жизни. Он понимает, что Бог дарует ему успех, богатство и счастье, и за это он по-своему благодарен. Вайшья, который искренне следует своей дхарме, своей профессии, и посвящает плоды своего труда в своем сердце Богу, так же способен удовлетворить Верховного Господа, как кшатрий на поле боя или брамин в молитве.

Гораздо лучше выполнять свои собственные обязанности, пусть даже несовершенные, чем безупречно выполнять обязанности другого. Лучше умереть, исполняя свой долг, чем пытаться исполнить долг другого, ибо опасно идти по пути, предназначенному для других.

Бхагавад-Гита. 3.35

Ум вайшьи сосредоточен на деньгах и материальных благах. Это естественная потребность и желание, так же как для брамина необходимо знать истину. Главное — направить это желание в нужное русло. Желание наживы всегда будет присутствовать у вайшьев, но нажива ради чувственных удовольствий и нажива ради семьи — это разные вещи. Деньги, направленные на чувственные удовольствия, быстро приучают человека к потребности в удовольствиях, от которых он зависит. Зависимость порождает страх и жадность, а они обычно мешают человеку честно и спокойно добиваться своих целей. Деньги, приносящие пользу семье, другим людям или Богу, способствуют ощущению благополучия, удовлетворенности и удовольствия, которых невозможно достичь через чувственные наслаждения.

Чем следует заниматься вайшье в современном мире?

Вайшья чувствует себя в современном мире более спокойно, чем другие, потому что основные принципы действия не меняются. Торговля остается одним из самых прибыльных секторов экономики, и предложение товаров растет с каждым годом. Современность представляет собой деловую, предпринимательскую сферу, в которой вайшья чувствует себя наиболее естественно. Бизнес, организация проектов и бизнеса, финансовые профессии, предпринимательство и торговля — наиболее распространенные занятия вайшьев в нашем обществе. Создание материальных благ и их распределение с целью получения прибыли — основа профессии вайшьи.

Вайшья всегда будет пытаться заработать деньги, даже если он не занимается бизнесом, тем самым нарушая Дхарму. Вайшья-ученый будет пытаться разбогатеть за счет сомнительных исследований или коммерческого развития, а не совершать открытия в фундаментальных исследованиях. Вайшья как военный или политик будет стремиться к обогащению, а не к выполнению своих обязанностей. Стремление к обогащению лиц, занимающих важные государственные должности, является источником серьезных проблем для общества. Поэтому следует воздерживаться от занятий, предназначенных для других, какими бы заманчивыми они ни казались. В конечном итоге, выполнение чужой воли всегда приводит к неполноценности, несчастью и неудовлетворенности, которые невозможно заглушить чувственными удовольствиями.

Вайшья должен стремиться заниматься бизнесом и создавать проекты и предприятия. Для вайшьи самыми важными инструментами являются связи и деньги, поэтому он должен посвятить себя приобретению этих двух важных ресурсов. Мы не должны забывать о ценности и важности морального содержания этой деятельности. Если следовать своему пути добродетельно, благоразумно и решительно, можно рассчитывать как на успех, так и на полное удовлетворение жизнью.

Чем отличаются от других варн

Брамины, кшатрии и вайшьи, в отличие от судр, считаются «дважды рожденными», поскольку они проходят через церемонию Упанаямы. Вайшьи тоже много работают, но это совсем другой вид работы. Судры выполняют грубую физическую работу. Вайшьи занимаются торговлей, банковским делом и т.д.

Поскольку представители этого класса часто делали подарки религиозным учреждениям и королям, их кланы иногда были даже более влиятельными, чем кшатрии. Но этот класс был наказан более сурово. Например, наказание за оскорбление брамина было вдвое больше, чем за оскорбление кшатрия. Брамины относились к вайшнавам как к неразумным ученикам, которых нужно учить, как воздействовать на объекты в материальном мире.

Каста вайшьи в современности

В настоящее время происходит постепенное разрушение классовой системы. Каста неприкасаемых, борясь за свои права, добилась ряда изменений в конституции. А такой элементарный элемент, как подтверждение кастовой принадлежности, больше не требуется при приеме на работу. Однако до сих пор принадлежность к той или иной варне была очевидна по фамилии человека. Правда, сегодня в некоторых случаях даже выгоднее иметь фамилию, указывающую на принадлежность к низшей касте, так как эта категория имеет привилегии при поступлении в высшие учебные заведения и ей легче получить работу на государственной службе.

Число вайшьев уменьшается, но среди них есть богатые и влиятельные личности. Лакшми Митхал, например, является одним из самых известных миллиардеров Индии. Она владеет пятым по величине состоянием в мире. Среди деятелей культуры и искусства наиболее известны актриса Нина Гупта и певица Шобха Мудгал. Природная креативность, гибкость мышления и стремление к развитию позволили вайшьям добиться финансового и творческого успеха и по сей день.

Насколько полезной для вас была эта статья?

Видео

Видео с канала YouTube Торсунов приглашает БОЛЬШУЮ ВЕДИЧЕСКУЮ ПРАКТИКУ.

БрахманыБрахманыБрахманы

КшатрииКшатрииКшатрии

ШудрыШудрыШудры

НеприкасаемыеНеприкасаемыеНеприкасаемые

Комментарии

Зульфия 23.10.2018 в 08:57

Я считаю, что вайшьи наиболее необходимы в наше трудное и критическое время. Очень отрадно видеть, что там представлены творческие люди. Землевладельцы, ремесленники и торговцы — это люди, на которых зиждется мир и трудолюбие. И талант этих людей неоспорим. Я очень восхищаюсь ими.

Альберт 22.10.2018 в 14:13

Получается, что вайшнавы — это что-то вроде нашего среднего класса? Они много работают, как головой, так и руками. Больше всего мне понравилось то, что здесь нет возможности делать один большой шаг за раз — все постигается шаг за шагом, что очень важно.

Какое сегодня значение каст в Индии?

Сегодня существует большое количество каст и кастовых групп, которые продолжают существовать, но их значение и влияние постепенно уменьшается. Например, перепись населения уже давно перестала учитывать количество каст, которые реально существуют, так как соответствующая графа полностью исчезла.

Однако в сельской местности влияние кастовой системы все еще особенно сильно выражено. Там процесс удаления из батальонов, просуществовавших несколько лет, идет медленнее, и многие помнят, кто такие вайшнавы.

Варны Древней Индии

Варны в древней Индии

Индийский жрец высшей касты – брахман

Индийский священник высокой касты — брамин

Вся правда о кастах в Индии

Вся правда о кастах в Индии

Махатма Ганди – краткая биография

Махатма Ганди — краткая биография

Традиционная мужская одежда в Индии

Традиционная мужская одежда в Индии

Индира Ганди: краткая биография

Индира Ганди: краткая биография

Происхождение варны вайшьев

В религиозных источниках говорится, что вайшьи происходят от бедер бога Брахмы. Их дхарма заключается в создании материальных благ и прибыли и в распределении милосердия. Вайшьи должны знать все о своем бизнесе. Они должны быть экспертами в математике и знать цену всему, они должны знать, как перевозить товары и как их хранить. Сюда также входят базовые знания по уходу за животными. С сегодняшней точки зрения, вайшьи — это землевладельцы, сборщики налогов и настоящие бизнесмены древней Индии. Они — та лодка, которая своими руками создает богатство общества.

Каста вайшьи — скульпторы

В отличие от шудр, вайшьи считаются «дважды рожденными», поскольку они прошли через обязательный ритуал Упанаямы. Они могут посещать храмы и изучать Веды. Менталитет вайшьев отличается от менталитета шудр. Они также много работают, но это не тяжелый физический труд. Обычно это торговля и банковское дело. Они заботятся о благополучии своей семьи и считают, что другие должны сами определять свое место под солнцем. Традиционно дети вайшьев не обучались в школах, а с раннего возраста работали в семейном бизнесе. Это было хорошо для экономики, потому что дети продолжали дело своих родителей.

  • желание работать
  • право выбора деятельности
  • стремление к развитию, росту и карьере
  • предприимчивость и фантазия
  • целеустремленность
  • эмоциональность
  • расточительность и жадность
  • культ денег
  • постоянный поиск выгоды
  • гибкое мышление
  • поиски чувственных удовольствий

Каста вайшьи на рынке

Оптовая торговля в руках успешных каст

Вайшьи в 21 веке

В течение прошлого века происходило постепенное разрушение кастовой системы. Благодаря конституционным статьям и борьбе далитов (неприкасаемых) за свои права, больше не нужно предъявлять кастовую карту при приеме на работу. Речь идет скорее о поведении человека и его фамилии. В Индии фамилии «говорят». Вайшья фамилии, например, Гупта, Ганди, Агарвал, Лала, Сахукар. Чтобы перейти в более высокую варну, можно сменить фамилию и переехать в город. Более того, кастовая система все еще сильна только в деревнях. По мнению исследователей, в настоящее время наблюдается значительная нехватка членов вайшья.

Каста вайшьи — ювелир

Самые известные ювелиры в Индии — это, конечно же, вайшьи.

Кстати, индусы стремятся не только к более высокому статусу, но и к более низкому. Статус далита дает им привилегированный доступ к школам и колледжам, местам в правительственных структурах и даже в парламенте. В современной Индии существует неявное соперничество между торгово-экономическими кастами — банья (север страны) и четтиар (юг). Известны своим влиянием субкасты Виджайваргия, Асати, Омар, Кхадаята, Раниур, Аграхари, Магахи Саху, Кесарвани и Марвари. Многие семьи из этих каст являются владельцами крупных предприятий.

Каста вайшьи — фермеры

Вайшьи также занимаются сельским хозяйством

Селебрити из варны вайшьев

В Индии в списке Forbes 56 миллиардеров, и половина из них принадлежит к касте бания. Однако, согласно статистике, только 1% населения принадлежит к этой касте. Но общая доля касты банья в национальном доходе составляет 24 %! Среди миллиардеров есть и представители купеческой касты парси. Интересно, что количество богатых людей с активами от 1 до 5 миллионов минимально — 154 тысячи: меньше, чем в Австрии.

Вайшьи в храме

Хотели бы вы познакомиться с представителем этой касты? Идите в храм.

Одним из самых известных миллиардеров Индии является Лакшми Миттал (пятый по величине капитал в мире) из Марвари. К этой же подкатегории относится клан компаний Birla, владеющий крупнейшей группой компаний Aditya Birla Group (активы 7,6 млрд долларов США). Известный политик Махатма Ганди принадлежал к варне вайшья. К вайшьям также относятся такие артисты, как певица Шобха Мудгал и актриса Нина Гупта.

Варна вайшьи на фабрике

Производство одежды в Индии — это преимущественно мужское производство

Да, социальные лифты в современной Индии практически отсутствуют. Однако природный интеллект Вайшьев, их стремление к развитию, гибкость мышления и предприимчивость позволяют им добиваться значительных успехов как в финансовом, так и в творческом секторе.

4 сословия общества (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры)

Следующий естественный класс — вайшьи. Вайшьи — это желудок общества.

Поклонение полубогам, духовному учителю и Верховному Господу Вишну, стремление к продвижению в области религии, бизнеса и чувственных удовольствий, вера в слова духовного учителя и священные писания, постоянные усилия и уловки для зарабатывания денег — таковы признаки вайшьев.

Занятия вайшьи — это земледелие, торговля, банковское дело и защита коров.

Как и брамины и кшатрии, вайшья также независим. Он может извлечь выгоду из любой ситуации и даже «выйти» из нее с нуля — он создаст для себя необходимые условия. Если у вас есть эти способности, то вы можете отнести себя к вайшьям наряду со всеми остальными качествами.

Поклонение полубогам, приносящим в наш век счастье и процветание в сельском хозяйстве, бизнесе и т.д., лучше всего выражается в совершении санкиртана-ягьи — совместном воспевании мантры Харе Кришна и провозглашении святого имени. Другой перевод «преданности полубогам» в современном контексте означал бы заботу о преданных всеми возможными способами: кормить их, одевать и т. д. Служение преданным, духовному учителю (лично и с целью проповеди святого имени) и Кришне — вот на что стоит тратить деньги. Что еще можно с ним делать? Потребности организма всегда ограничены — даже при высоком уровне жизни вы не можете съесть больше, чем можете вынести, и не можете носить три костюма одновременно.

Как и кшатрии, вайшьи также способны лучше осознавать себя во внешнем мире. Внутренний рынок ИСККОН очень узок: книги, атрибутика и прасад. Потребности преданных минимальны. Преданные, как правило, не являются хорошими бизнесменами. Поэтому вайшьи могут видеть свой долг так, как выразился Шрила Прабхупада: в настоящее время материалисты владеют Лакшми (богатством), и необходимо вернуть Лакшми обратно Нараяне. С духовным видением браминов, эффективным руководством кшатриев, финансовым интеллектом вайшнавов и ответственностью остальных сотрудников можно осуществить столько замечательных проповеднических проектов, которыми могут гордиться не только Кришна, Шрила Прабхупада и ИСККОН, но и весь мир.

4 сословия общества (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры)

В «Шримад-Бхагаватам» качества и профессии шудр описаны следующим образом:

Уважение к высшим слоям общества (браминам, кшатриям и вайшнам), целомудрие, свобода от лицемерия, служение господину (следование указаниям начальника), совершение жертвоприношений без произнесения мантр, не воровать, всегда говорить правду и всячески защищать коров и браминов.

В сегодняшней ситуации это означает честного, ответственного и порядочного человека, который полностью удовлетворен своей работой и фиксированной зарплатой — сдельной или почасовой. Что они зарабатывают, то и получают. Они не особенно стремятся к власти, у них нет страсти к деньгам, они не претендуют на глубокое философское знание окружающего мира. Они просто работают на заводе, в компании, институте, армии и т.д., либо производят и продают товары или услуги. Девяносто процентов людей довольны такой ситуацией — постоянная работа и хорошая зарплата. Такие честные, совестливые люди составляют костяк всего общества. Для большинства преданных такая работа, если она выполняется в компании других преданных и в связи с какой-либо проповеднической деятельностью, на самом деле является идеальной ситуацией для спокойной жизни и культивирования преданного служения.

Помимо четырех варн

В современном обществе большинство людей не принадлежат ни к одной из этих варн. Они относятся к категории варна санкара, что буквально означает «смешанные». Другими словами, это люди, которые не осознают ни своих материальных, ни духовных обязанностей. Их способности расходятся с их стремлениями, и когда они занимаются деятельностью, характерной для одной из варн, им не хватает необходимых качеств. Люди не могут найти себя, поэтому они постоянно недовольны, и окружающие также недовольны ими. Такие люди не обладают даже качествами шудр.

Современная семья и общество производят все больше и больше людей, относящихся к этой категории. Только войдя в семью или в среду преданных, человек постепенно начинает освобождаться от ложных амбиций и находить свое естественное место в обществе.

Конечно, реальная жизнь всегда намного сложнее, чем это простое деление на четыре категории. Особенно в современном мире Кали-юги, часто даже преданный, который является достойным членом одной из четырех варн, не может найти себе работу. Кришна обязательно позаботится о Своем искреннем преданном, но в качестве временной меры Ему, возможно, придется заняться другой деятельностью, которая Ему не по душе. Что касается деятельности в исключительных обстоятельствах, «Бхагаватам» предупреждает, что человек, принадлежащий к любой из четырех варн, ни при каких обстоятельствах не должен работать с людьми, находящимися на уровне или ниже уровня судры, то есть с людьми недостойными, не уважающими духовность и не способными заботиться о своих подчиненных. Это особенно верно в отношении преданных, которые фактически превосходят браминов. С другой стороны, никому, кроме брамина, не разрешается принимать пожертвования, даже если он временно занимается браминской деятельностью (истинный вайшнав превосходит брамина), поскольку его мотивы не будут абсолютно чистыми. Люди легко почувствуют это, и это поставит под угрозу всю браминскую культуру.

Например, при продаже книг в таких случаях лучше называть вещи своими правильными именами — зарплата или проценты — и объяснять это покупателям.

Еще один особый случай — это женщина.

В ведической культуре главной задачей женщины традиционно была забота о доме, муже и семье, а также рождение и воспитание детей. В профессиональном плане женщины помогали своим мужьям, как могли. Например, жены браминов участвовали в жертвоприношениях и других очистительных обрядах, жены царей заботились о внутренних делах дворца, а жены вайшишей занимались «вторичной обработкой сельскохозяйственных продуктов» (делали йогурт, взбивали масло, варили топленое масло и т.д.) или торговали на рынке. Ведическая культура осознавала огромный объем работы и груз ответственности за рождение и воспитание детей и считала неприемлемым обременять женщин дополнительными профессиональными задачами, хотя во многих случаях они были не менее способными, чем их мужья.

Современная «культура», с другой стороны, поощряет женщин работать и использовать ясли, детские сады и школы для ухода за детьми. Это не делает счастливее ни женщин, ни мужчин, не говоря уже о детях. Насколько это возможно, по крайней мере, те, кто уже вступил в брак в сознании Кришны, имеют все возможности строить свою семейную жизнь в соответствии с ведическими принципами. Для некоторых женщин, в силу различных обстоятельств — семейных, социальных, экономических, предыдущего образования и т.д. — на практике это невозможно. И даже если у нас самих нет возможности следовать традиционной модели, мы должны воспитывать своих детей в этой традиции.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий