Танзимат в Османском султанате. Танзимат это в истории.

Кульминация реформ была достигнута в 1876 году, когда была принята Османская конституция, ограничивающая авторитарную власть султана. Подробности этого периода описаны в разделе «Первая конституционная эпоха». Новый султан Абдул Хамит II подписал Первую конституцию, но вскоре отверг ее.

Танзимат в Османском султанате

Период Танзимата является одним из важнейших этапов «эпохи перемен» — модернизации Османской империи, которая продолжалась более века — с конца XVIII до конца XIX века.

Эта эпоха была вызвана затяжным социально-экономическим и политическим кризисом некогда могущественной империи. XVIII век стал периодом резкого ослабления Османской империи, временем тяжелых военных поражений и экономических трудностей, а также неуклонного падения международного авторитета государства. С середины XVIII века Османская империя начала отставать от ведущих европейских стран, где капитализм развивался быстрыми темпами. Правящие круги страны впервые начали задумываться о путях выхода из кризиса. К этому их также подтолкнула национально-освободительная борьба нетурецких народов Османской империи, которые в прошлом были завоеваны силой оружия. Этот период ознаменовался рядом государственных мер по спасению упадочной империи.

Период правления султана Селима III

Султан Селим III. Посмертный портрет 1850 года.

Период трансформации Османской империи традиционно связывают с правлением султана Селима III (1789-1807). Его реформы были названы «Низам-и Джедид» («новый порядок» или «обновленный порядок»). Основной целью реформ было укрепление центральной власти путем восстановления сильной и эффективной армии. Убедившись в неэффективности и непрактичности традиционных вооруженных сил (пехотного корпуса енизаров и конного ополчения феодальных сипахов, состоявшего из линчетов), султан решил создать тактические, обученные в Европе подразделения. Селим III возлагал большие надежды на военную и техническую помощь дружественной Франции. Формирование «Дворцового стрелкового корпуса» началось в 1793 году с плановой численностью в 12 000 человек. Новые корпуса имели специальную форму и знаки отличия. Армия была разделена на батальоны и роты. Его солдат обучали европейские офицеры, принявшие ислам, или турки, прошедшие военную подготовку в Европе.

В то же время артиллерийский корпус был реорганизован, расширен и оснащен новыми типами орудий, также с использованием ноу-хау европейских инженеров, мастеров и инструкторов. За относительно короткое время Селиму III удалось создать один из лучших флотов Европы, состоящий из более чем 100 кораблей, включая более 40 фрегатов и военных кораблей. В стране были открыты специальные школы для подготовки военных специалистов — моряков, артиллеристов и специалистов по крепостям.

Ход военных реформ постепенно отразился на экономике и культуре. Увеличение военных заказов потребовало расширения существующих и строительства новых заводов и верфей в империи и привело к увеличению добычи угля, соленой воды и меди. Некоторые европейские работы по военной науке и математике были переведены на турецкий язык.

Все эти меры финансировались в Османской империи из специального «фонда новых налогов», который пополнялся за счет новых налогов с населения, доходов от конфискованных земель и доходов от реорганизации финансовой системы.

Селим III принимает сановников во дворе Дворца Топкапы.

Это, несомненно, встретило саботаж и сопротивление со стороны местных чиновников и крупных феодалов (аянов). Церковные круги также выражали недовольство реформами Селима III и обвиняли султана в отступлении от норм шариата и поддержании тесных контактов с гяурами. Реформаторам даже приходилось подкреплять свои действия, например, заимствование европейского вооружения, соответствующими цитатами из Корана: «Побеждайте неверных тем же оружием, которым они побеждают вас». Массы также были равнодушны к реформам, и их положение нисколько не улучшилось. Все это отражает крайне узкую социальную базу в Османской империи, на которую опирался султан-реформатор, в то время как оппозиция выступала единым фронтом. Сложная международная обстановка в Европе в наполеоновскую эпоху и усиление антитурецкого национально-освободительного движения на Балканах, в Аравии и Египте не способствовали переменам. Все эти причины в совокупности сделали провал реформаторской деятельности Селима III неизбежным. В 1806 году в результате восстания чингисаров, недовольных нарушением своего прежнего привилегированного положения, султан был вынужден распустить новый орган и отказаться от каких-либо планов по реформированию страны. Год спустя Селим III был свергнут и убит во время очередного восстания Чингизара.

Период правления султана Махмуда II

Новый этап реформ начался с правления султана Махмуда II (1807-1839), который был вынужден пойти на крайние меры, поскольку Османская империя еще больше ослабла из-за неудачной войны с Россией и освободительных движений в Сербии, Греции и Дунайских княжествах. Ситуация в империи усугублялась сепаратизмом крупных феодалов, против которых был нанесен первый удар. В начале 1830-х годов османам удалось сломить власть полунезависимых айанов Румелии и Анатолии (Али-паша из Янина и другие), что значительно укрепило власть султана. В то же время Константинополь вынужден был мириться с особым положением Мухаммеда Али, который фактически отторг Египет от империи, поскольку султан еще не был достаточно силен, чтобы бороться со своим бывшим вассалом.

Самым важным и, по большому счету, значимым событием в жизни Османской империи стало упразднение генизаров в 1826 г. Генизары не могли долго выполнять свои военные обязанности и стали оплотом феодально-клерикальной реакции и источником постоянных волнений и восстаний. Кавалерия сипахи, остаток военной системы, которая больше не функционировала, также была упразднена. Эти меры означали, по словам Махмуда II, «что прежде чем создавать новую армию, необходимо избавиться от старой».

Упразднив основные военные институты, сопротивлявшиеся реформам, Махмуд II приступил к созданию регулярной армии по европейскому образцу, которая вместе с султанским гарнизоном и иррегулярными частями (территориальным ополчением) стала надежной опорой трона и ядром вооруженных сил империи.

Среди наиболее важных реформ Махмуда II была отмена системы тимаров, которая находилась в состоянии полного распада и стала препятствием для развития страны. В ходе реформ у феодалов было конфисковано около 2500 поместий, управление которыми было передано государству, как и право собирать налоги с этих поместий через систему выкупа.

Администрация также была полностью реструктурирована. Территориально империя была разделена на вилайеты (провинции) и санцаки (префектуры), чиновники которых назначались центральным правительством. Перестройка затронула и государственный аппарат, в котором были созданы различные министерства по европейской модели и сформирован Совет министров Османской империи.

Многое было сделано в области культуры и быта. Было открыто множество новых военных и гражданских учебных заведений европейского образца и первая светская школа; стали издаваться первые турецкие правительственные газеты; были созданы первые больницы европейского образца и открыта почтовая служба. Европейские новшества начали проникать в повседневную жизнь жителей османских городов; в этот период феска стала самым важным головным убором, постепенно вытеснив тюрбан и чалму.

Так были реализованы планы Селима III по преобразованию империи. Реформы Махмуда II стали еще одной вехой в процессе разрушения старых социальных устоев Османского государства; они ослабили слои, боровшиеся за сохранение средневековых феодальных институтов. Однако реформы проводились сверху вниз и оказались малоэффективными, поскольку основные социальные и государственные институты Османской империи продолжали функционировать в неизменном виде.

Реформы Махмуда II стали важным этапом в процессе европеизации Османской империи, ее экономического и культурного прогресса. Их естественным и логическим продолжением стали реформы, проведенные на рубеже 1930-40-х годов, которые вошли в историю Турции под названием «танзимат» (что в переводе с турецкого означает «реформы»).

Реформы проводились султанами-реформаторами, такими как Махмуд II, сын Абдулмецида I, и видными, часто европейски образованными бюрократами, которые понимали, что старые религиозные и военные институты больше не отвечают потребностям империи. Большинство символических изменений, таких как униформа, были призваны изменить отношение имперских командиров. Многим государственным служащим было рекомендовано носить более западный стиль одежды. Многие реформы были попыткой перенять успешный европейский опыт. На реформы в значительной степени повлиял Кодекс Наполеона и французское законодательство времен Второй Французской империи, что было прямым результатом увеличения числа османских студентов во Франции. Изменения включали отмену системы воинской повинности «девширме» в пользу всеобщей воинской повинности, реформы в образовательной, институциональной и правовой системах, а также систематические усилия по искоренению политической коррупции.

Кроме того, политика, известная как османизм, была направлена на объединение всех народов, проживающих в Османской империи, «мусульман и немусульман, турок и греков, армян и евреев, курдов и арабов». Эта политика была официально закреплена декретом Гюльхане от 1839 года, который провозгласил равенство мусульманских и немусульманских османов перед законом. 8

Неджип Ахмед-паша, офицер и композитор во французской форме.

Мотивы

Этот амбициозный проект был инициирован с целью противодействия медленному упадку империи, границы которой сужались, а мощь слабела по сравнению с европейскими державами. Причины реформ были как внутренние, так и внешние.

Внутри страны Османская империя надеялась, что отмена системы миллет даст ей прямой контроль над всеми гражданами, создаст более централизованное правительство и повысит легитимность османского правления. Другой важной надеждой было то, что большая открытость для различных демографических групп привлечет в империю больше людей. Существовал страх перед внутренними беспорядками между мусульманами и немусульманами, и было высказано мнение, что большая религиозная свобода для всех уменьшит эту опасность. Считалось, что предоставление христианам больших прав снизит риск вмешательства извне в их пользу.

Османы были обеспокоены растущим вмешательством европейских держав в дела Османской империи, что стало еще одной причиной для проведения реформ. После Крымской войны, которая была вызвана вторжением России в Османскую империю в 1850-х годах, османские лидеры пытались избежать ее повторения. Они считали, что великие державы примут Танзимат, пока продолжаются реформы.

Хотя мотивация для реализации Танзимата была бюрократической, ее двигали либеральные министры и интеллектуалы, такие как Деметрий Забака-паша, Кабули Мехмет-паша, тайное общество Молодых османов 9 10 и либерально настроенные деятели, такие как Мидат-паша, которого также часто считают одним из основателей османского парламента. 11 12 13 14 В условиях возникающих внутренних, экономических и дипломатических кризисов 1875-1876 годов Мидхат-паша ввел Конституцию 1876 года, положив конец Танзимату. 15

Сенап Сабахаддин был известен своими либеральными идеалами и поэзией, созданной под влиянием французского символизма.

Кабули Мехмед-паша, один из первых министров-либералов на ранних этапах периода Танзимат.

Реформы

Выдающийся политик Мизанджи Мурад Бей был известен своими усилиями по возрождению концепции османизма во время Второй конституционной эпохи.

Принц Сабахадин провозгласил первую либеральную партию в Османской империи во время Второй конституционной эпохи.

При султане начались реформы Танзимата. Махмуд II. 3 ноября 1839 года султан Абдулмеджит I издал хатт-и шариф, или императорский указ, «Указ о Гюльхане или Танзимате ( تنظيمات ) Фермана». За этим последовал ряд законодательных актов, определивших его политику.

В своем указе султан заявил, что он хочет «принести преимущества хорошего управления в провинции Османской империи через новые институты». Реформы включали.

  • гарантии обеспечения османским подданным полной безопасности для их жизни, чести и имущества (1839 г., см. Эдикт Гюльхане ниже для подробностей);
  • введение первой османской бумаги банкноты (1840);
  • открытие первого Почтовые отделения империи (1840 г.);
  • реорганизация финансовой системы (1840 г.);
  • реорганизация Гражданского и Уголовного кодексов (1840 г.);
  • создание Меклис-и Маариф-и Умумие (1841 г.), который был прообразом Первый османский парламент (1876);
  • реорганизация армии и регулярный метод набора, набора в армию и определение продолжительности военной службы (1843–44);
  • принятие Османский государственный гимн и Османский национальный флаг (1844);
  • первый общенациональный османский перепись в 1844 г. (учитывались только граждане мужского пола);
  • первые национальные удостоверения личности (официально названные Mecidiye документы, удостоверяющие личность, или неофициально Кафа Кагыды ( головная бумага ) документы 1844 г.);
  • учреждение Совета народного просвещения (1845 г.) и Министерства просвещения ( Мекатиб-и Умумие Незарети, 1847 г., ставший впоследствии Маариф Незарети, 1857);
  • отмена рабство и работорговля (1847);
  • создание первых современных университетов ( Дарюльфюнун, 1848), академии (1848) и учительские школы ( Дарулмуаллимин, 1848);
  • учреждение Минздрава ( Тыббие Незарети, 1850);
  • Торгово-торговый кодекс (1850 г.);
  • учреждение Академии наук ( Encümen-i Daniş, 1851);
  • создание Irket-i Hayriye(tr )который управлял первыми паромами пригородных поездов (1851);
  • создание современного Константинопольского муниципалитета ( Ehremaneti, 1854) и Градостроительный совет ( İntizam-ı ehir Komisyonu, 1855);
  • то Hatt-ı Hümayun 1856 г. Ислахат имеется в виду улучшение), обещающий полное юридическое равенство для граждан всех религий (1856 г.);
  • отмена Devshirme система призыва в армию, позволяющая взрослым немусульманам становиться солдатами (1856 г.);
  • различные положения для лучшего управления государственной службой и развития торговли;
  • создание первого телеграф сети (1847–1855) и железная дорога сети (1856 г.);
  • замена гильдий фабриками;
  • учреждение Османского центрального банка (первоначально созданного как Bank-ı Osmanî в 1856 году, а затем реорганизован в Банк-и Османи-и Шахане в 1863 г.) 18 и Османская фондовая биржа ( Дерсадет Тахвилат Борсасы, созданный в 1866 г.); 19
  • Земельный кодекс ( Арази Кануннамеси (1857);
  • разрешение для частных издательств и полиграфических фирм с Serbesti-i Kürşad Nizamnamesi (1857);
  • декриминализация гомосексуализма (1858);
  • учреждение Школы гражданской службы, высшего учебного заведения для гражданского населения (1859 г.) 20
  • создание Школы экономических и политических наук ( Mekteb-i Mülkiye, 1859);
  • Кодекс регулирования прессы и журналистики ( Матбуат Низамнамеси, 1864); среди прочего. 16
  • создание Императорский османский лицей в Галатасарае, еще одно высшее учебное заведение для гражданского населения (1868 г.) 20
  • то Закон о гражданстве 1869 года о создании общего османского гражданства независимо от религиозного или этнического разделения (1869).

Плюсы и минусы Танзимата

Период Танзимата можно рассматривать по-разному, но, по мнению пишущего эти строки, самым важным его достижением было то, что в стране наконец-то установились закон и порядок в том смысле, с которым знакомы современные европейцы. Запрещено убивать людей по политическим или другим причинам без расследования и суда. В этом отношении можно сказать, что Махмуд II был последним правителем Османской империи, который казнил своих политических противников без суда и следствия. Последующим султанам становилось все труднее применять формулу «нет человека — нет проблемы». Однако не стоит забывать и о других достижениях периода Танзимата:

  • Создание некоего подобия парламента, где каждый регион имел двух представителей, ратовавших за решение своих локальных проблем и доводивших через министра до сведения султана положение дел в регионах.
  • Введение обязательного начального образования и создание соответствующего профильного министерства.
  • Отмена «откупного» феодального налогообложения.
  • Введение новой финансовой системы по образцу французской модели. Стоит отметить, что во времена Абдул-Меджида I впервые начали вводить в оборот бумажные деньги.
  • Переход на всеобщую воинскую обязанность (4-5 лет). Кроме всего прочего, на службу в армию стали призывать не только мусульман, но и иноверцев.

Как у каждой валюты есть две стороны, так и у Танзимата, несмотря на все его положительные стороны, были и отрицательные:

  • По результатам реформ у сильных европейских монархий появилась возможность вмешиваться во внутренние дела государства, что привело к тому, что некоторые регионы, такие как Египет, Греция, Ливан и другие, со временем откололись от метрополии и стали независимыми государствами.
  • В стране впервые появился внешний долг (реформы стоили дорого, плюс ко всему Крымская война с Россией обошлась османскому бюджету в довольно внушительную сумму).
  • Иностранные торговцы получили некоторые преференции, что сделало местных купцов менее конкурентоспособными.
  • Если раньше общество было более или менее гомогенным и деление происходило разве что по религиозному принципу, то в период Танзимата усилились процессы разделения общества по национальному признаку.

Дворец Долмабахче, жемчужина османской архитектуры 19 века, был только что завершен во времена Абдул-Меджида I. Дворец не был построен до конца 19 века. Мамдабахабала была построена только в конце 19 века, хотя она была построена еще в 16 веке.

Западник с восточной душой

Вернемся к Абдул-Менджиду — несмотря на его ориентацию на Запад в государственных делах, в сердечных делах он был плотским восточным правителем. Нахальным доказательством этого является наличие десяти жен и двенадцати наложниц, из которых у него было восемь сыновей (четверо из которых стали последующими султанами) и более двадцати дочерей. Но не по этой причине, вернее, не только по этой (есть еще более многочисленные султаны), он вошел в историю. Абдул-Мехид I считается основателем знаменитого Дарульфунийе, ставшего впоследствии Стамбульским университетом, и не менее знаменитого Мектеб-и-Мулкийе, на базе которого был основан Анкарский университет и другие учебные заведения. Сочетание этих учебных заведений сформировало прочный фундамент классического университетского образования в Турции.

Помимо образования, Абдул-Мецид I уделял особое внимание строительству. Дворец Долмабахче, жемчужина османской архитектуры 19 века, был завершен при Абдул-Менджиде I. Многочисленные мечети, мосты, больницы, школы и другие здания относятся к периоду правления 31-го султана. Абдул Маджид был активным и чрезвычайно подвижным султаном, который никогда не сидел в своих дворцовых покоях в тени кипарисов и лимонных деревьев, а любил лично на месте информировать о ходе и реализации своих реформ. С этой целью он регулярно путешествовал по стране — в отличие от предыдущих султанов, которых в основном волновали надежды и проблемы жителей Константинополя, Абдул-Меджид интересовался не только столицей, но и другими частями империи.

Абдул-Менджид I правил долгое время, но умер молодым, в возрасте 38 лет. Как и его отец, он страдал от туберкулеза. Его преемником стал его брат Абдул-Азиз. Давайте поговорим о нем в следующий шаббат, если на то будет воля Аллаха.

Реформы

Выдающийся политик Мизанджи Мурад Бей был известен своими усилиями по возрождению концепции османизма во время Второй конституционной эпохи.

Принц Сабахадин провозгласил первую либеральную партию в Османской империи во время Второй конституционной эпохи.

При султане начались реформы Танзимата. Махмуд II. 3 ноября 1839 года султан Абдулмеджит I издал хатт-и шариф, или императорский указ, «Указ о Гюльхане или Танзимате ( تنظيمات ) Фермана». За этим последовал ряд законодательных актов, определивших его политику.

В своем указе султан заявил, что он хочет «принести преимущества хорошего управления в провинции Османской империи через новые институты». Реформы включали.

  • гарантии обеспечения османским подданным полной безопасности для их жизни, чести и имущества (1839 г., см. Эдикт Гюльхане ниже для подробностей);
  • введение первой османской бумаги банкноты (1840);
  • открытие первого Почтовые отделения империи (1840 г.);
  • реорганизация финансовой системы (1840 г.);
  • реорганизация Гражданского и Уголовного кодексов (1840 г.);
  • создание Меклис-и Маариф-и Умумие (1841 г.), который был прообразом Первый османский парламент (1876);
  • реорганизация армии и регулярный метод набора, набора в армию и определение продолжительности военной службы (1843–44);
  • принятие Османский государственный гимн и Османский национальный флаг (1844);
  • первый общенациональный османский перепись в 1844 г. (учитывались только граждане мужского пола);
  • первые национальные удостоверения личности (официально названные Mecidiye документы, удостоверяющие личность, или неофициально Кафа Кагыды ( головная бумага ) документы 1844 г.);
  • учреждение Совета народного просвещения (1845 г.) и Министерства просвещения ( Мекатиб-и Умумие Незарети, 1847 г., ставший впоследствии Маариф Незарети, 1857);
  • отмена рабство и работорговля (1847);
  • создание первых современных университетов ( Дарюльфюнун, 1848), академии (1848) и учительские школы ( Дарулмуаллимин, 1848);
  • учреждение Минздрава ( Тыббие Незарети, 1850);
  • Торгово-торговый кодекс (1850 г.);
  • учреждение Академии наук ( Encümen-i Daniş, 1851);
  • создание Irket-i Hayriye(tr )который управлял первыми паромами пригородных поездов (1851);
  • создание современного Константинопольского муниципалитета ( Ehremaneti, 1854) и Градостроительный совет ( İntizam-ı ehir Komisyonu, 1855);
  • то Hatt-ı Hümayun 1856 г. Ислахат имеется в виду улучшение), обещающий полное юридическое равенство для граждан всех религий (1856 г.);
  • отмена Devshirme система призыва в армию, позволяющая взрослым немусульманам становиться солдатами (1856 г.);
  • различные положения для лучшего управления государственной службой и развития торговли;
  • создание первого телеграф сети (1847–1855) и железная дорога сети (1856 г.);
  • замена гильдий фабриками;
  • учреждение Османского центрального банка (первоначально созданного как Bank-ı Osmanî в 1856 году, а затем реорганизован в Банк-и Османи-и Шахане в 1863 г.) 18 и Османская фондовая биржа ( Дерсадет Тахвилат Борсасы, созданный в 1866 г.); 19
  • Земельный кодекс ( Арази Кануннамеси (1857);
  • разрешение для частных издательств и полиграфических фирм с Serbesti-i Kürşad Nizamnamesi (1857);
  • декриминализация гомосексуализма (1858);
  • учреждение Школы гражданской службы, высшего учебного заведения для гражданского населения (1859 г.) 20
  • создание Школы экономических и политических наук ( Mekteb-i Mülkiye, 1859);
  • Кодекс регулирования прессы и журналистики ( Матбуат Низамнамеси, 1864); среди прочего. 16
  • создание Императорский османский лицей в Галатасарае, еще одно высшее учебное заведение для гражданского населения (1868 г.) 20
  • то Закон о гражданстве 1869 года о создании общего османского гражданства независимо от религиозного или этнического разделения (1869).

Эффекты

В Конституции 1876 года: султан Абдул Хамид II, в то время Великий визирь, и просо, чтобы дать свободу идеализированной женской фигуре, представляющей Турцию, чьи цепи были разорваны. Летящий ангел указывает на знамя с девизом Французской революции: Свобода, Равенство, Братство на турецком (арабская вязь) и греческом языках. Действие происходит в непосредственной близости от Босфора. Это репродукция открытки 1908 года (подпись 1895 года неточна), посвященной восстановлению полка благодаря младотурецкой революции 1908 года.

Хотя указ Гюльхане и Танзимат дали четкие ориентиры для общества, они не были конституцией и не заменили власть султана.

Тем не менее, реформы Танзимата в целом имели далеко идущие последствия. Среди тех, кто получил образование в школах, основанных в период Танзимата, были выдающиеся деятели национальных государств, которые развились из Османской империи, такие как Мустафа Кемаль Ататюрк и другие прогрессивные лидеры и мыслители Турецкой Республики, а также многие другие деятели с Балкан, Ближнего Востока и Северной Африки. Эта система была отменена после Крымской войны в результате переговоров с великими державами. В Хартии 1856 года европейские державы требовали гораздо большего суверенитета для этнических сообществ в пределах империи, в отличие от османов, которые обеспечивали равенство, т.е. равное обращение со всеми гражданами перед законом. Это укрепило христианскую буржуазию и увеличило ее экономическую и политическую власть.

Арабская знать в целом выступала против Танзимата. Они видели, что административные должности в меняющемся Османском государстве занимали молодые люди, получившие образование в государственных школах. Начиная с 1870-х годов, многие ведущие арабские семьи стали отдавать своих сыновей в высшие академии Стамбула. После окончания университета эти молодые арабы получали должности в османской бюрократии, что давало их семьям доступ к правительству. Действительно, во время Танзимата арабской буржуазной элите удалось сохранить свои привилегии и сделать себя незаменимой для османских чиновников, присланных из Константинополя. Политика дворянства пережила централизованные реформы. 22

Кульминация реформ была достигнута в 1876 году, когда была принята Османская конституция, ограничивающая авторитарные полномочия султана. Подробности этого периода описаны в «Первой конституционной эпохе». Новый султан Абдул Хамит II подписал первую конституцию, но вскоре отверг ее.

Государственные институты были реорганизованы, законы были обновлены, чтобы соответствовать требованиям меняющегося мира, а также пропагандировалось современное образование, одежда, архитектура, искусство и образ жизни. Эта реструктуризация и расширение государственных институтов привели к огромному росту числа бюрократов в Османской империи.

Некоторые ученые утверждают, что с точки зрения традиционного ислама Танзимат радикально изменил отношение к немусульманам, превратив их из подчиненного населения (dhimmi ) в равноправного субъекта, что отчасти стало причиной резни Хамиди и последующего геноцида армян. По их мнению, это была неизбежная реакция мусульманской общины на изменения в законодательстве, поскольку ценности Танзимата были навязаны сверху и не отражали ценностей общества. 23

Высочайший указ

Первые попытки реформ начались еще в конце XVIII века при султане Селиме III. Они были продолжены в конце XIX века при Махмуде II, который, в частности, распустил янычар. Даже тогда эти меры встретили сопротивление со стороны различных политических элит, например, крупных землевладельцев, государственных служащих и представителей ислама.

При Махмуде II группа чиновников во главе с визирем Мустафой Решид-пашой, который изучал социальную, политическую и экономическую ситуацию в стране в качестве многолетнего посла в европейских странах, разработала новую программу реформ. После смерти Махмуда II султаном стал Абдул-Менджид. Он принял готовый план, который издал в 1839 году указом Гульхане. Этот указ иногда называют новым основным законом Османской империи, а в науке его называют принципом Танзимата. Это слово переводится как указ, повеление. Этот период ученые продолжают хронологически до 1876 года, когда был принят новый основной закон, который во многом противоречил принципам Гулькана. Эти принципы были воплощены в государственной декларации о равной защите закона для всего населения страны, в изменении системы сбора налогов на более равноправной основе, а также в реформах военной и судебной систем.

реформы османской империи в 19 веке

Основные реформы и их суть

В период Танзимата были проведены различные реформы в разных сферах государственной жизни. В целом, ученые в первую очередь обращают внимание на принятие ряда новых законов, призванных регулировать различные аспекты общественной жизни и обеспечить больший порядок. В области территориальных отношений были введены юридические процедуры для определенных капиталистических сделок. Что касается налогообложения, то была предпринята попытка отменить систему десятины и ввести более единую налоговую систему. В сфере управления было наведено больше порядка. Была сокращена продолжительность военной службы и введена всеобщая воинская повинность. Были приняты новые процессуальные кодексы. Были построены дороги и железные дороги. Железные дороги были построены иностранными европейскими компаниями. Были открыты новые учебные заведения.

Результаты османских реформ XIX века были противоречивыми. С одной стороны, некоторые из их целей были достигнуты. Например, считается, что администрация стала более упорядоченной, поскольку были приняты новые правовые кодексы для ведения юридических дел. Также считается, что экономика несколько восстановилась. Однако большинство целей не были достигнуты в полной мере. Например, налогоплательщики сопротивлялись отмене системы, а крупные землевладельцы не желали переходить на капиталистические методы ведения хозяйства. В целом, Османская империя попала под сильное влияние иностранного капитала.

Реформы были инициированы султанами, настроенными на реформы, такими как Махмуд II, сын Абдул Маджида I, и видными бюрократами, часто получившими европейское образование, которые поняли, что старые религиозные и военные институты больше не отвечают потребностям империи. Большинство символических изменений, таких как униформа, были направлены на изменение отношения имперских командиров. Многим государственным служащим было рекомендовано носить более западный стиль одежды. Многие реформы были попыткой перенять успешный европейский опыт. На реформы оказали сильное влияние Кодекс Наполеона и французское законодательство времен Второй Французской империи; они стали прямым результатом увеличения числа османских студентов, обучавшихся во Франции. Изменения включали отмену системы воинской повинности в пользу всеобщей воинской повинности, реформы в области образования, институтов и права, а также систематические усилия по искоренению политической коррупции.

Более того, эта политика, известная как османизм, была направлена на объединение всех народов, проживающих на османских территориях, «мусульман и немусульман, турок и греков, армян и евреев, курдов и арабов». Эта политика была официально инициирована декретом Гюльхане от 1839 года, который провозгласил равенство мусульманских и немусульманских османов перед законом. 9

Неджип Ахмед-паша, офицер и композитор во французской форме.

Мотивы править

Этот амбициозный проект был инициирован для противодействия медленному упадку империи, границы которой сужались, а мощь слабела по сравнению с европейскими державами. Причины реформ были как внутренние, так и внешние.

Внутри Османской империи надеялись, что отмена системы миллет приведет к прямому контролю над всеми гражданами, создаст более централизованное правительство и повысит легитимность османского правления. Другая главная надежда заключалась в том, что большая открытость для различных демографических групп привлечет в империю больше людей. Существовал страх перед внутренними беспорядками между мусульманами и немусульманами, и было высказано мнение, что большая религиозная свобода для всех уменьшит эту опасность. Считалось, что предоставление христианам больших прав снизит риск вмешательства извне в их пользу.

Хотя мотивация введения Танзимата была бюрократической, к его реализации подталкивали либеральные министры и интеллектуалы, такие как Деметриус Забакос паша, Кабули Мехмет паша, тайное общество Молодых османов 10 11 и либерально настроенные люди, такие как Мидат паша, которого часто также считают одним из основателей османского парламента. 12 13 14 15 После надвигающегося внутреннего, экономического и дипломатического кризиса 1875-1876 годов Миддхат-паша ввел Конституцию 1876 года, положив конец Танзимату. 16

Сенап Сабахаддин был известен своими либеральными идеалами и поэзией, созданной под влиянием французского символизма.

Кабули Мехмед-паша, один из первых министров-либералов на ранних этапах периода Танзимат.

Реформы править

Выдающийся политик Мизади Мурад Бей был известен своими усилиями по возрождению концепции османизма во время Второй конституционной эпохи.

Принц Сабахадин провозгласил первую в Османской империи либеральную партию во время Второй конституционной эпохи.

Реформы Танзимата начались при султане Махмуде II. 3 ноября 1839 года султан Абдул-Меджид I издал Хат-Шариф или Имперский указ, называемый Гюльхане или Танзимат ( تنظيمات ) Fermânı. За этим последовал ряд законодательных актов, определивших его политику.

В указе султан заявил, что хочет «привнести преимущества эффективного управления в провинции Османской империи через новые институты». Реформы включали.

  • гарантии, обеспечивающие османским подданным полную безопасность для их жизни, чести и имущества (1839 г., подробности см. ниже в Эдикте Гюльхане );
  • введение первых османских бумажных банкнот (1840 г.);
  • открытие первых почтовых отделений империи (1840 г.);
  • реорганизация финансовой системы (1840 г.);
  • реорганизация Гражданского и Уголовного кодексов (1840 г.);
  • учреждение Meclis-i Maarif-i Umumiye (1841 г.), который был прообразом Первого османского парламента (1876 г.);
  • реорганизация армии и регулярный метод набора, набора в армию и определение продолжительности военной службы (1843–44);
  • принятие в национальный гимн Османской и турецкого национального флага (1844);
  • первая общенациональная османская перепись в 1844 г. (учитывались только граждане мужского пола);
  • первые национальные удостоверения личности (официально называемые документами, удостоверяющими личность Mecidiye, или неофициально документы kafa kağıdı ( головной документ ), 1844 г.);
  • учреждение Совета народного просвещения (1845 г.) и Министерства просвещения ( Mekatib-i Umumiye Nezareti, 1847 г., позднее ставшее Маариф Незарети, 1857 г.);
  • отмена рабства и работорговли (1847 г.);
  • учреждение первых современных университетов ( darülfünun, 1848), академий (1848) и педагогических школ ( darülmuallimin, 1848);
  • учреждение Министерства здравоохранения ( Tıbbiye Nezareti, 1850 г.);
  • Торгово-торговый кодекс (1850 г.);
  • учреждение Академии наук ( Encümen-i Daniş, 1851);
  • основание компании Şirket-i Hayriye( tr ),которая использовала первые паромы пригородных поездов (1851 г.);
  • учреждение современного муниципалитета Константинополя ( ehremaneti, 1854 г.) и городского совета по планированию ( İntizam-ı ehir Komisyonu, 1855 г.);
  • Хатт-Хумаюн 1856 г. ( так называемый Islahat означает улучшение) обещает полное юридическое равенство граждан всех религий (1856 г.);
  • отмена системы призыва в армию девширме, позволяющая взрослым немусульманам становиться солдатами (1856 г.);
  • различные положения для лучшего управления государственной службой и развития торговли;
  • создание первых телеграфных сетей (1847–1855) и железнодорожных сетей (1856);
  • замена гильдий фабриками;
  • учреждение Османского центрального банка (первоначально созданного как Bank-ı Osmanî в 1856 г., а затем реорганизованного в Bank-ı Osmanî-i ahane в 1863 г.) 19 и Османской фондовой биржи ( Dersaadet Tahvilat Borsası, учрежденной в 1866 г.) ); 20
  • Земельный кодекс ( Арази Кануннамеси (1857));
  • разрешение для частных издателей и типографий с Serbesti-i Kürşad Nizamnamesi (1857 г.);
  • декриминализация гомосексуализма (1858 г.);
  • учреждение Школы гражданской службы, высшего учебного заведения для гражданских лиц (1859 г.) 21
  • учреждение Школы экономических и политических наук ( Mekteb-i Mülkiye, 1859 г.);
  • Кодекс регулирования прессы и журналистики ( Матбуат Низамнамеси, 1864 г.); среди прочего. 17
  • учреждение Императорского Османского лицея в Галатасарае, еще одного высшего учебного заведения для гражданских лиц (1868 г.) 21
  • Закон о гражданстве 1869 года создание единого османского гражданства, независимо от религиозных или этнических подразделений (1869 г.).
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий