Сервий Туллий. Сервий туллий в древнем риме.

Согласно легенде, во время строительства храма строители нашли неразрушимую человеческую голову (caput на латыни), которая считалась знаком величия Рима и дала холму новое название. Заседания сената иногда проходили в храме Зевса, а мастерская чеканила римские монеты в храме Юноны.

Сервий Туллий

Сервий Туллий (лат. Servius Tullius ) — полутриумфальный шестой из царей Древнего Рима, который, согласно древнеримской традиции, правил в 578-535/534 гг. до н.э. Полумифический» в данном случае означает, что такой римский царь действительно существовал в соответствии с сегодняшним пониманием, но весь цикл мифов и легенд, связанных с его именем, ставит под большое сомнение их историчность. Согласно традиции, мать будущего правителя была рабыней. Ему приписывают ряд правовых реформ, которые заложили основу всей политической системы Рима. Серб Талий запомнился как царь, который принял ряд мер, ослабивших патрициев и укрепивших права простого народа в Риме.

Одной из особенностей «римского мифа» была тенденция прослеживать традиции, которые развивались на протяжении многих лет, до решений одного человека. Суть реформ Сервия Туллия заключалась в том, что гражданские права теперь были обязанностью не только патрициев, но и плебеев. Плебеи также были обязаны участвовать в общественных обязанностях, например, платить налоги и нести военную службу. Вместо племенной аристократии власть перешла к более состоятельным гражданам. Богатым приходилось собирать больше солдат, чем бедным, непропорционально их численности. Сервий Туллий считал, что те, кому есть что защищать, сталкиваются с большими лишениями в связи с войной. Более того, «народный» король считал необходимым, согласно древнему представлению, чтобы бедняки не платили непосильные налоги и не воевали в качестве наемников за счет других. В то же время он издал законы против бедных и лишил их реального голоса в общественной жизни и в решениях, которые затрагивали весь Рим.

Сербский Талий был свергнут в результате заговора, организованного его дочерью и зятем. Легенда гласит, что когда Тулия ехала в своей карете по дороге, где только что было убито тело ее отца, она приказала кучеру не останавливаться и продолжать свой путь. Кровь, вытекшая из тела бывшего короля, крестила Туллию, и с кровью своего отца она вернулась домой королевой.

Происхождение имени Сервий Туллий в древних источниках связано с различными легендами. Согласно Дионисию Галикарнасскому, будущий римский царь был сыном жителя Корниции из царского рода Туллиев и его жены Ориции де. Когда римские войска под командованием Луция Тарквиния Приска захватили город, беременная Туллия попала в плен, и Туллия умерла. Сначала она стала рабыней жены короля Танакиль, но вскоре, узнав о ее происхождении, королева освободила ее. Серб Туллий родился, когда его мать была еще рабыней, из-за чего некоторые люди называли его рабом 3 4. Рассказ Тита Ливия о происхождении Сервия Туллия мало чем отличается от него. Историк утверждает, что мать Сервия была названа женой «первого человека» в Корникуле сразу после его пленения и поэтому не попала в рабство, а ее ребенок сразу же был воспитан в доме Тарчиния как царский сын.4 Другая легенда приводится Дионисием Галикарнасским, который утверждает, что Сервий был «любимцем богов и божеств». По его словам, «местные записи» и «многие римские исторические тексты» содержат легенду о том, что Сервий родился от связи между Оксизией и богом Вулканом, который был очарован красотой девушки3 4. Эта версия мифа также встречается у Овидия 5. Третья версия встречается у Цицерона, согласно которой Талий «родился от рабыни из дома Тарквиния, которая получила его от поклонника царя «4 6. В то же время Цицерон пишет, что «царь не мог не заметить искру ума, горевшую в мальчике «6.

Согласно одной из легенд, когда Сервий спал, вокруг его головы зажгли огонь 3 4 7 5, после чего все присутствующие закричали от страха. Когда Танакил увидел этот образ, он запретил спящему беспокоить его. Когда мальчик проснулся, огонь исчез сам собой. Это было воспринято как знак того, что Сервий Туллий в будущем станет светом и оплотом царского дома и совершит великие дела на благо Рима. Затем мальчик был воспитан как царский сын 4 7. Когда он достиг совершеннолетия, он женился на одной из царских дочерей 8 .

Сыновья бывшего царя Анка Марция, недовольные возвышением бывшего раба, составили заговор. Они решили, что старый царь найдет себе нового зятя, если они убьют Сервия Туллия, и организовали покушение на Тарквиния Приска, которое увенчалось успехом. Вдова короля Танаквиля проявила характер и приказала запереть двери дворца. Народу сообщили, что царь ранен, но ему приказано подчиняться Сервию Туллию, пока он не поправится. Своими мудрыми действиями он завоевал популярность у народа. Когда сыновья Анкуса Марция узнали о провале заговора, они бежали из Рима и позже умерли в чужих краях. Когда Танакиль решила, что время пришло, она объявила о смерти своего мужа от ран. Поскольку власть уже находилась в руках Сервия Туллия, он стал следующим царем 9 .

Изображение на этрусской гробнице с легендой об освобождении Каэлия Вибенны от его соратника, этрусского преступника Мастарноя, впоследствии царя Сервия Туллия (левая пара фигур).

Внешняя, внутренняя и религиозная политика

О внешней политике Сервия Туллия можно узнать из «Римских древностей» Дионисия Галикарнасского, который жил через пять веков после описываемых событий. По словам автора, племена, зависимые от Рима при Тарквинии Приске, не хотели подчиняться бывшему рабу. Первыми восстали вежане. За ними последовали хереи и таркины, а затем и вся Этрурия. Война длилась несколько десятилетий и закончилась победой Рима и подписанием мира с Латинским союзом. В его конце сербский Талий отвоевал территории у мессенцев, тарчинцев и керавитов, а затем раздал их римлянам, которые недавно получили гражданство 15 1 .

Одной из особенностей «римского мифа» была тенденция приписывать сложившиеся с годами традиции решениям одного человека. Серб Талий прославился как царь, который провел ряд мер, ослабивших патрициев и укрепивших права простого народа в Риме 16. С его именем связаны такие действия, как предоставление земельных наделов беднякам, запрет на заключение должников в цепи, разрешение богатства и продвижения по службе высшему классу в результате описанной ниже сербской конституции независимо от их происхождения, предоставление римского гражданства вольноотпущенникам, регулирование жизни языческих общин в сельской местности и введение праздника паганалии и компталии. Первые были посвящены Деметре и Теллусу. Последние включали в себя торжественные процессии и игры в честь добрых духов земли, дорог и переправ лари. Особенностью торжеств было участие рабов, «чья служба угодна лари «17 .

Говорят, что религиозная деятельность Сервия Туллия включала строительство храмов Фортуны и Дианы. Согласно Титу Ливио, введение культа Дианы в Риме было обусловлено популярностью храма Артемиды в Эфесе. Согласно современным рассказам, строительство церкви было связано с тем, что Рим становился центром Латинского союза, города которого объединялись вокруг поклонения богине. Храм был построен на пожертвования всех городов Союза18. Позже праздник в честь Дианы стал праздником рабов из-за соответствующего происхождения основателя храма17. Храмы Фортуне на форуме Тельца были популярны среди простого народа, который верил, что эта богиня способствовала превращению Сервия Туллия из раба в царя19 .

Сервий Туллий

Logo

Согласно традиции, Сервий Туллий был шестым царем Древнего Рима. Он провел реформы, которые представляли собой подлинную политическую революцию, нанеся решающий удар по остаткам первобытнообщинного строя Рима и расовой организации общества и завершив переход к государству. Реформы Сервия Туллия ввели аристократию богатства вместо аристократии родства.

Плутарх восхищался реформами Сервия по наведению порядка в правительстве, армии и общественной морали, а самого Сервия считал самым мудрым, счастливым и лучшим из всех римских царей.

В результате своих реформ Сервий Туллий потерял поддержку сената. Луций Тарквиний провозгласил себя царем, а Сервий Туллий был убит.

Сервий Туллий

13 августа ? 535 Г. ДО Н.Э.

Лат. Сервий Туллий

6-й царь Древнего Рима
578 V. ЦПЧ. — 535 V. ЦПЧ.

Сервий Туллий, фантазия Франциска Гюйса (1522-62).

Жан Барден, «Талиус везет тело отца на колеснице» (1765).

Сервию Туллию приписывают реформы государственного устройства и большую строительную деятельность.

Сервий Туллий родился 13 августа в Корникуле, городе, позднее разрушенном римскими войсками под командованием Тарквиния Приска. Публий Туллий, отец будущего царя, был убит в бою, а его мать Оксея, женщина знатного происхождения, возможно, царица, была захвачена римлянами. Там она влюбилась в Таниквиля, супруга римского царя.

Множество легенд окружает рождение Сервия Туллия. Согласно мифологической легенде, его божественное происхождение проявилось в юном возрасте. Однажды, когда мальчик спал в атриуме, его голову увенчало яркое пламя. Слуги хотели погасить пламя, но Танакиль увидел в этом событии предзнаменование и остановил их. Пламя было потушено только тогда, когда ребенок проснулся, и не причинило ему никакого вреда. Римские летописцы сообщают, что Серб, хотя и был рабом, был любимцем царской власти и получил хорошее греческое образование, одержав военные победы в юном возрасте.

Тарквиний Приск отдал ему в жены свою дочь. После убийства Тарквиния Приска сыновьями Анко Марция, Танакилу удалось привести к власти своего фаворита Сервия Туллия.

Начало правления Сервия Туллия ознаменовалось успешными войнами против города Вейи и этрусков. В этой кампании он проявил храбрость и разгромил большую армию противника. Успех Сервия Туллия помог ему укрепить свои позиции в Риме. Согласно Fasti Triumphales, Сервий одержал три победы над этрусками, в том числе 25 ноября 571 года до н.э. и 25 мая 567 года до н.э. (дата третьего триумфа в Fasti не указана).

Чтобы закрепить господство Рима над латинскими городами, он построил храм Дианы на Авентинском холме и учредил соответствующие праздники. Сабины не воевали против Рима во время правления Сервия Туллия: согласно легенде, сабину по имени Куриаций удалось вырастить могучего быка. Однажды к заводчику пришел странствующий пророк и предсказал, что тот, кто принесет быка в жертву Диане, станет царем сабинян. Куриаций немедленно отнес своего быка в новый храм в Риме. Там он рассказал римскому священнику, что побудило его прийти к алтарю, но священник стал обвинять Куриация в том, что он не омыл руки Тиберия перед жертвоприношением. Пока Курий бежал к реке, хитрый жрец успел совершить жертвоприношение. Таким образом, все последствия этого жертвоприношения оказались в Риме. Несчастный пастух получил голову быка и отправился с ней в свой город, чтобы призвать своих соотечественников не нападать на Рим.

Таким образом, большая часть правления Сервия Туллия прошла мирно, и у царя было достаточно времени для проведения государственных реформ.

Семья Сервия Туллия

Отец.

Мать: Окрисия, женщина благородного происхождения, возможно, царица.

Гонка: Этруски.

Жена: Тарквиния Примера, дочь Луция Тарквиния Приска (? — 579 до н. э.), 5-го царя Древнего Рима (616 до н. э. — 579 до н. э.).

Туллия Старшая (? — 535 до н.э.), жена Луция Тарквиния (? — 495 до н.э.), последнего римского царя (535 до н.э. — 509 до н.э.).

Туллия Младшая (; — после 509 г. до н.э.), 1-й муж Арунт Тарквиний (; — 535 г. до н.э.), с 535 г. до н.э. 2-й муж Луций Тарквиний (; — 495 г. до н.э.), последний римский царь (535 г. до н.э. — 509 г. до н.э.).

Внешняя политика

Дионисий Галикарнасский в «Римских древностях» пишет, что зависимые от Рима племена — векши, церы, тархины (а позже и вся Этрурия) восстали из-за своего «рабовладельческого» происхождения и отказались подчиняться новому царю.

Кампании Сервия против этрусских городов были успешными. Он заставил их признать верховную власть Рима. Теперь Рим был городом на семи холмах (включая Эсквилинский, Витинальский, Квиринальский, Палатинский, Капитолийский, Целийский и Авентинский холмы).

Миф или реальность?

Тит Ливий пишет о присоединении холмов Квиринал и Виминал к Риму во время правления Сервия; Дионисий Галикарнасский утверждает, что это были холмы Виминал и Эсквилин.

Древние источники сообщают о строительстве стены Сервия, которая огородила 7 холмов и превратила Рим в Септимоний. Современные археологи, однако, настаивают на том, что стена была построена почти на два века позже, в первой половине IV века.

Интересно, что сербский Талий, как и любой другой римский король, мог провести реформу, только если для этого существовали условия, то есть деление населения на группы уже существовало (только оно не было официально провозглашено).

Тарквиний Приск еще до Талия пытался создать новые конные центурии, но придворный Аттус Набий запретил ему это и дал «разрешение» только на дополнение уже существующих.

Сервий же сумел обойти священные правила, не нарушая их официально. В основе его идеи лежало разделение людей по возрасту. Ранее возрастное разделение существовало только в Курии, полностью мужском военном объединении. Сервий Туллий распространил это деление на весь Рим и разделил город на трибы (отделы).

Племя, в отличие от курии, не было священной или полностью мужской единицей. Однако для этого требовалась искусственная организация. В пять «классов», введенных королем, входили граждане в возрасте от 17 до 60 лет.

Тех, кто превысил этот возраст, называли «пролетариями» (т.е. беднейшими людьми, у которых были только дети). Во времена римских царей, однако, обладание потомками уже делало человека богатым. Поэтому пролетарии были не самыми бедными, а особым классом, который не мог вырастить готовых центурионов из-за своего возраста. В своих семьях они были лидерами, но в обществе их власть упала. Из-за своей малочисленности они были поименно занесены в цензурные списки.

Интересно. Пожизненный пост военного руководителя царя должен был истечь по достижении им 60 лет, но мог быть передан его военному заместителю.

Система возрастных классов, предложенная Сервием Туллием:

Занятия Возраст Характеристики
1 класс 17-24 года Класс был ключом ко всей системе и главным «голосом» Сената. Она была самой большой и представляла собой армию молодых (17-24 года) и одиноких мужчин. Его элита считалась celeres — «всадниками».
2 класс 24-32 года. Этот класс был фактически аналогией (продолжением) первого, но в нем не было «всадников».
3-й класс 32-40 лет Это были самые зрелые воины, основа войска в тяжелых сражениях. Среди них было много военных командиров — преторов и трибунов. Они были разделены на возрастные группы — principes и triarii.
4 класс 40-48 лет
5 класс 48-60 лет Они не служили в армии, но во время войны часто занимали высокие военные должности.
Пролетарий старше 60 лет Специальный класс, не принимал участия в военных операциях.

Из деления Туллия видно, что «родственная» связь между воинами — это реальность – дробление на старших и младших воинов было равносильно дроблению на «отцов» и «детей».

Сервий Туллий заменил 8-летний цикл возрастной классификации, действовавший со времен Ромула, на 5-летний. Активная военная служба теперь заканчивалась для римлян примерно в 50 лет, а главой курии (curia) можно было стать только после 50 лет.

Конец правления

Сервий сделал сыновей предыдущего царя Тарквина Приска (согласно Титу Ливию) или его внука (согласно Дионисию Галикарнасскому), высокомерного Луция и философа Арунда (Аррунтия), членами семьи и дал им в жены своих дочерей Тулию Старшую и Тулию Младшую.

Однако, несмотря на родственные связи Сервия, его народную поддержку и активную политическую деятельность, Луций Тарквиний не смог признать его власть. Он хотел свергнуть царя и вступил в сговор с женой своего брата (дочерью Сервия) Туллией, которая считала, что ее отцу не место во главе государства.

Туллий и Луций надругались над своими женами, а затем поженились. Движимые жаждой власти, они без колебаний убили старого Сервия.

Луций созвал сенаторов и народ на Форум, где всячески оскорблял старого царя, а когда Сервий подошел к Луцию и потребовал, чтобы тот немедленно отказался от трона и Форума, поднял его и со всей яростью, на которую был способен, сбросил старого правителя с лестницы. Так умер Сервий Туллий.

Убийство Сервия Туллия

Дочь царя, обрадованная победой своего мужа, первой приветствовала его как царя. Поэтому она везла мертвое тело своего отца на колеснице по дороге домой, обливая себя и лошадей кровью. Позже улицу назвали Vicus sceleratus, что означает «запятнанная преступлением» или «проклятая».

Луций не разрешил хоронить убитого тестя, но Тулия похоронила его отца, только сделала это неподобающим образом — ночью тело старого Сервия просто закопали в землю.

Действия Туллии очернили и ее саму, и домашних богов и предрекли краткость и трагичность ее правления.

«Кубанское казачество»

Реформы Сервия ТуллияВыполнила: Павлова Марина Владимировна, учитель истории.

1 Слайд Реформы Сервия Туллия.

В VI веке до нашей эры шестым царем Древнего Рима был избран Сервий Туллий (S.

3 Слайд Сервий Туллий (578-534 гг. до н.э.) был избран шестым царем Древнего Рима в шестом веке до н.э.

Относительно его происхождения существуют две версии. Согласно общепринятой т.

4 слайд Существует две версии о его происхождении. Согласно традиции, он был сыном знатной женщины из латинского города Корникул, попавшей в плен к римлянам (другая версия, опровергнутая Титом Ливием, утверждает, что он был сыном рабыни). Мальчик рос в доме Тархика и пользовался величайшей любовью и почетом не только при дворе, но и среди сенаторов и народа. Король выдал его замуж за свою дочь. Когда Таркин был убит сыновьями Анка Марция, Сервий Туллий воспользовался его популярностью и захватил власть с помощью Танаквиля, вдовы умершего царя, с согласия сената. По другой версии (из речи императора Клавдия перед сенатом), Сервий Туллий был не кто иной, как Мастарна, этрусский авантюрист, который был изгнан из Этрурии и поселился в Риме, где сменил имя и получил царскую власть.

Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущест.

5 Прозрачность Реформы Сервия Туллия основывали социальную организацию Рима на собственности и территории. Все свободное население Рима, как члены римских племен, так и плебеи, были разделены на имущественные классы. Разделение основывалось на количестве земли, которой владел человек (позже, с появлением денег в четвертом веке до нашей эры, была введена денежная оценка имущества). Те, кто имел полную долю, попадали в первый класс, три четверти доли — во второй и т.д. Кроме того, из первого класса была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные пролетарии образовали отдельный шестой класс. В каждом классе было несколько вооруженных людей, из которых формировались сотни центурионов. Кавалеристы составляли кавалерийские центурии, 1-3 классы — тяжелую пехоту, 4-5 классы — легкую пехоту. У пролетариев был безоружный центурион. Общее число центурионов составляло 193 человека. 18 конных центурионов и 80 центурионов первого ранга составляли более половины из них.

Сервий Туллий ввел ценз имущества и распределил всех римских граждан на клас.

6 слайд Сервий Туллий ввел ценз имущества и разделил всех римских граждан на классы в соответствии с цензом имущества (дохода): — эквиты (Equites); — римляне с цензом в 100. 000 ассов; — римляне с цензом в 75 000 ассов; — римляне с цензом в 50 000 ассов; — римляне с цензом в 25 000 ассов; — римляне с цензом в 11 000 ассов; — пролетарии.

Classis и infra classem

Армия, собранная сербами, включала все необходимые войска: Кавалерия, тяжелая и легкая вооруженная пехота. Таким образом, римляне выстроились на Марсовом поле для переписи населения, которая также была установлена Сервием. В источниках эта армия называлась classis, и этим же словом римские писатели обозначали коллектив граждан, служивших в армии. Тех, кто не служил в армии, называли infra classem. К ним относились прежде всего пролетарии, принадлежавшие к шестому классу богатства. Граница между classis и infra classem постепенно смещалась. По словам Ливио, серб нарисовал его в соответствии с числом 11 000 ассов, что было счетом пятого класса. Однако Полибий в середине второго века до нашей эры упоминает сумму в 4 000 ассов, а Цицерон в середине первого века до нашей эры — даже 1 500 ассов. Вероятно, имущественные требования к гражданам шестого разряда неоднократно снижались, чтобы увеличить число военнообязанных за счет пролетариев.

В этом контексте очень важен и интересен комментарий римского археолога Аулуса Геллия. Он интерпретирует речь цензора Марка Порция Катона в защиту закона Вокония следующим образом:

«Classici» называли не всех, кто принадлежал к пяти классам, а только людей первого класса (чье богатство) оценивалось в 125 000 и более. Infra classem назывались (представители) второго и всех остальных классов, (чье имущество) оценивалось в меньшую сумму, чем я упомянул».

​Ситула из Чертозы (около 500 года до н.э.) с изображением этрусских воинов, вооружённых копьями и щитами. У четверых из них щиты представляют собой италийский скутум, а пятый несёт гоплитский круглый щит. roma-victrix.com - Так создавались легионы: фаланга в Древнем Риме | Warspot.ru

Другими словами, помимо различия между призывниками и не призывниками и различия между классами граждан, служивших в тяжелой и легкой пехоте, существовало также различие между гражданами первого класса, называемыми classici, и всеми остальными, которые в соответствии с этой номенклатурой оставались infra classem. Кажется наиболее очевидным, что разница между ними заключалась в характере их вооружения. Классики носили полный доспех, который включал круглый щит (клипеус), шлем, латы и булавки. Оружие второго и третьего класса было аналогично оружию первого класса, за исключением щита scutum, который носили вместо щита clypeus. Таким образом, classis представлял собой вооруженную фалангу, а classici — гоплитов, сражавшихся в их рядах. Тяжеловооруженные воины второго и третьего классов также сражались в тесном строю, но вне фаланги (infra classem). Такое же различие между classis и infra classem характерно для грамматика Феста, который писал, что войско, называемое в его время exercitus, раньше называлось classis slireata, то есть войско, оснащенное щитами гоплитов.

Музей

Адрес: Via Porta San Sebastiano (рядом с церковью Domine Quo Vadis).

В 1990 году был основан Музей Мура, посвященный истории укреплений. В семи залах музея собраны документы о жизни Стены с момента ее строительства до наших дней. Выставка посвящена не только техническим деталям строительства, но и политическому значению сооружения в разные периоды истории государства.

  • Время работы : среда — суббота, с 9:00 до 14:00.
  • Сайт : www.museodellemuraroma.it

Реформы Сервия Туллия

Сербский Таллий ввел общественный порядок, который уравновешивал права граждан с их обязанностями по отношению к ним; этот порядок предусматривал удобную организацию военной службы, уплаты налогов и голосования в Народной скупщине. Сервий Туллий разделил Рим и его владения на области (regiones) и разделил граждан на классы и центурии в соответствии с размером их владений. Эта новая организация ликвидировала старые, подверженные религиозному влиянию родовые и племенные общества и объединила всех граждан (патрициев) и плебеев в государственное общество.

Новые трибы Сервия Туллия

До короля Сервио Талио плебеи были беспорядочной, политически мертвой массой, наряду с патрициями, которые одни держали в своих руках управление государством. Однако по численности они значительно превосходили старых мещан и, как правило, не уступали им даже в образовании. Поэтому полное лишение их всех гражданских прав может оказаться опасным для государства в будущем. Более того, распределение и организация плебеев также должны были соответствовать административным требованиям; без этого невозможно было набрать армию и собрать налоги. Чтобы уравновесить права старых и новых граждан, а также переселенцев, не имевших прав гражданства, объединить все эти категории граждан в гражданское общество и лучше организовать войска, сербский талий, согласно традиции, разделил римское население на группы, не по религиозной или расовой принадлежности (как раньше), а по месту проживания и размеру имущества. Он разделил город Рим и его территорию на округа или племена. Племена существовали и в прошлом, но это были племенные группы патрициев. Новые трибы Сервия Туллия объединяли патрициев и плебеев и были основаны исключительно на принципе описания.

Сведения о количестве племен, основанных сербом Таллием, разнятся, но большинство древних авторов говорят, что он разделил государство на 30 племен: четыре городских и 26 сельских. Племена были разделены на более мелкие части, называемые вичи для городских племен и паги для сельских племен. Каждый из этих небольших участков, вероятно, имел общее святилище, поклонение которому разделяли не только патриции, но и плебеи. Согласно новым законам царя Сервия Туллия, жители каждого округа составляли отдельную общину со своим правителем, который вел списки жителей и их земель, домов и другого имущества; эти списки использовались для набора войск и распределения налогов.

Племя состояло из всех римских граждан, владевших землей. До сих пор считалось, что распределение триб, сделанное царем Сервием Туллием, относилось только к плебеям, а патриции не входили в состав триб. Это ошибка, связанная с тем, что позже, когда были созданы народные трибуны, плебеи созывались трибунами на народные собрания, на которые патриции не допускались (concilia plebis). На этих собраниях плебеи делились на племена. Однако существовали собрания, созываемые патрицианскими чиновниками (tributia komitia, comitia tributa) — на этих собраниях присутствовали все граждане, как плебеи, так и патриции. Также существовало мнение, что только патриции были членами курий и что народное собрание по куриям (comitia curiata) состояло только из патрициев. С исторической точки зрения эта точка зрения ошибочна: так могло быть только в древности, до Сервия Туллия.

Распределение граждан Рима по имущественным классам – центурии

Стены Сервия Туллия

Убийство Сервия Туллия

В дополнение к этим изменениям Сервий Туллий сделал гораздо больше, как гласит легенда, для поддержки бедного класса населения: Он оплачивал долги бедняков из своего королевского состояния, освобождал должников, находившихся в рабстве у своих кредиторов, раздавал землю беднякам и принимал законы, защищающие бедных и слабых от угнетения.

Своей заботой о простом народе серб Талий навлек на себя ненависть патрициев. Они вознамерились уничтожить его и нашли исполнителей своего злого плана в царской семье. Легенда рассказывает в шокирующих подробностях о смерти Сервия Туллия и передаче царской власти его зятю.

Луций и Арунс, сыновья Тархина Старшего, женились на дочерях Сервия. Луций, который был способен на преступление, но не был принужден к нему по своей воле, женился на старшей дочери Сервия Туллия, кроткой и благочестивой женщине; Арунс, честный и добрый человек, женился на ее младшей сестре, безрассудной и дикой женщине. Младшая Тулия, обиженная тем, что ее старый отец прожил так долго, презирала своего мужа за отсутствие амбиций и предполагала, что он не станет оспаривать власть своего брата после смерти Сервия; поэтому она решила уничтожить и своего отца, и своего мужа. Он договорился с Луцием, что он убьет свою жену, а она убьет своего мужа, а потом они поженятся; так они и сделали; они зажгли, как говорили римляне, свои свадебные факелы в огне мертвых. Подстрекаемый своей честолюбивой женой, Луций вступил в сговор с недовольными патрициями, чтобы свергнуть Сервия Туллия. Во время сбора урожая, когда многие граждане находились в своих поместьях или на полях, Таркин предстал перед сенатом в эмблемах царского достоинства и в сопровождении вооруженных людей. Когда царь Сервий Туллий услышал об этом, он бесстрашно бросился в курию сената. Стоя в дверях зала, он с упреком обратился к Тарквинио, который схватил слабого старика и столкнул его с каменных ступеней лестницы. Верные друзья подхватили Сервия Талио, окровавленного и разбитого после падения, и повели его во дворец; но по дороге их нагнали слуги Тарквиния, которые убили Сервия и оставили его тело на улице.

Тем временем Туллия с нетерпением ждала вестей от мужа; у нее не было сил ждать; она пошла в курию и поздравила мужа с царствованием; он тоже был разочарован ее радостью; он приказал ей вернуться домой. На дороге, по которой она ехала, лежало тело ее отца. Мулы отступили, слуга, управлявший ими, натянул поводья, чтобы отступить еще дальше, но она приказала ему переехать телегу через тело. Кровь забрызгала карету и ее платье. С того момента эту дорогу стали называть проклятой.

В ту ночь несколько верных слуг вынесли тело Сервия Туллия из города; Тарквиний, опасаясь недовольства народа, не осмелился пронести тело через Форум по обычному маршруту похоронных процессий. После уничтожения царской власти все римские плебеи продолжали праздновать день рождения царя Сервия Туллия, который любил народ.

Литература о Сервии Туллии

Тит Ливий. История основания города. Книга I, 39-48.

Цицерон. Республика, II, 21-38.

Авторские права на эту статью «Сервий Туллий» принадлежат сайту «Российская историческая библиотека». Воспроизведение в электронной или печатной форме без согласия автора не допускается!

  • Вы здесь:
  • Древние Греция и Рим
  • Сервий Туллий

Ещё по теме.

  • История Древнего Рима – кратко
  • 233-234 – Реформа Сервия Туллия
  • 231-232 – Возникновение Римского государства
  • 228-230 – Рим эпохи царей
  • Начало Рима
  • Цари Древнего Рима
  • Тарквиний Гордый
  • Тарквиний Древний
  • Анк Марций
  • Тулл Гостилий
  • Нума Помпилий
  • Ромул
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий