Персеполь город в древности. Персеполь город в древности.

Пасаргады были столицей Ахеменидской империи при Кире II Великом, но уже при этом царе Персеполис начали обустраивать под новую столицу. Город был основан около 560 года до н.э., а после 520 года до н.э. сюда была перенесена столица при Дарии I. С конца 6 века до н.э. здесь велись обширные строительные работы.

Персеполис — популярная достопримечательность Ирана

Империя Ахеменидов была основана человеком с исключительными лидерскими качествами, Киром Великим, и заменила предыдущую региональную державу, Среднее царство. Это была крупнейшая империя своего времени, которая простиралась от современных Ливии, Судана и Греции до Индии и Узбекистана. Империя Ахеменидов была мультикультурной империей с автономией сатрапий (областей) и религиозной свободой. Во времена Кира персы, молодой кочевой народ, только учились строить монументальные сооружения. Империя закончилась с другим великим лидером, Александром Македонским, который завоевал персидские столицы Персеполис, Сузы и Экбатаны в 331-330 гг. до н.э.

Величественная империя нуждалась в представительной столице для проведения имперских церемоний — и для этой цели был построен целый новый город, Персеполис.

Императоры и Персеполис

Во времена Кира Великого (559-530 гг. до н.э.) Персеполиса еще не существовало (или он был слишком мал), а столица находилась в Пасаргадах. Однако считается, что этот имперский город был идеей этой великой личности. Следующим императором стал Камбиз II (530 — 523 гг. до н.э.) — сын Кира. В его время столицей Персии были Сузы.

Дарий Великий (522 — 486 гг. до н.э.) — фактический основатель Персеполиса, символа династии Ахеменидов. Он стал следующим великим лидером Персии и сумел укрепить и расширить империю. Дарий ввел деньги — золотые и серебряные монеты, налоги в зависимости от региона и законодательство. В его время было построено 2500 километров дорог, соединивших регионы империи. В Персеполисе он убрал скальную террасу и построил огромную Апандану, центральный дворец (Трипилон), сокровищницу и большую часть инфраструктуры внутри и вокруг города.

Персеполис - популярная достопримечательность Ирана

Ксеркс I (486 — 465 гг. до н.э.), сын Дария, продолжил великолепные строительные работы в Персеполисе. Во время его правления было завершено строительство Ападаны, дворца Дария и сокровищницы. Он также построил свой собственный дворец — в два раза больше, чем дворец его отца. Во время его правления архитектура Персеполиса стала еще больше и богаче.

Артаксеркс I (465 — 424 гг. до н.э.), сын Ксеркса, перенес столицу Персии из Персеполиса в древнюю столицу Вавилон. При нем арамейский язык заменил старый эламский в качестве основного языка империи, а зороастризм стал самой важной религией. Когда Артаксеркс умер в 424 году до н.э., его тело привезли в Персеполис, показывая, что город все равно играл важную символическую роль.

В течение нескольких недель империей правил Ксеркс II (424 г. до н.э.), сын Артаксеркса. Через некоторое время на него было совершено покушение. О следующем императоре, Дарии II (423 — 404 гг. до н.э.), известно немного.

Артаксеркс II Мемнон (404 — 358 гг. до н.э.) — сын Дария II — перенес столицу обратно в Персеполис. Его считают лживым и непристойным правителем (например, он женился на нескольких своих дочерях и имел более 115 сыновей от 350 жен), но он также любил осуществлять грандиозные строительные проекты — правда, ни одного в Персеполисе. В его время зороастризм процветал. Жители империи должны были платить десятую часть своего дохода в ближайший храм. Появились и изображения богов — раньше считалось, что боги не были людьми и не могли быть представлены.

Персеполис - популярная достопримечательность Ирана

При Артаксерксе III (358-338 гг. до н.э.), сыне Артаксеркса II, империя стала более нестабильной, происходили многочисленные восстания. К концу его правления реальным правителем Персии стал Везирис Багой — «серый кардинал» империи. Во время правления Артаксеркса III строительная деятельность в Персеполисе продолжалась, но такие великолепные сооружения, как Зал 32 колонн и Дворец Артаксеркса III, остались незавершенными. Артаксеркс IV Ас (338-336 гг. до н.э.) был марионеткой Багоя, но юридически считался царем. Когда молодой король попытался избавиться от Багоя, на него было совершено покушение.

Исследования

В 19 веке начались первые раскопки, сначала в поисках ценностей, позже в научных целях. Французские ученые Шипье Шарль и Жорж Перро в конце 19 века создали прекрасные планы реконструкции этого древнего города. Джейн и Марсель Делафуа несколько раз посещали Персеполис в конце 19 века и привезли первые фотографии этого места. Среди известных исследователей Персеполиса — Эрнст Херцфельд (1931-1934), Эрих Шмидт (1934-1939) и Андре Годар (1940-е).

После иранской революции 1978-1979 годов фундаменталисты приказали бульдозерам снести это место, и только в последний момент руины Персеполиса были спасены по инициативе местных жителей. Расследования продолжаются, и на месте уже проведены масштабные реставрационные работы. Ожидается, что в будущем будут обнаружены еще более крупные структуры.

История Персеполя

По приблизительным оценкам, история Персеполиса восходит к 560 году до н.э., но город начал активно расширяться и строиться лишь 40 лет спустя. В то время царь Дарий I сделал город столицей Персии.

Согласно амбициозным планам молодого правителя, столица должна была демонстрировать мощь империи Ахеменидов и поражать красотой и роскошью. Здесь король хотел принимать делегации из других государств и жить со своей свитой. Однако он умер до завершения строительства великолепного здания и не дожил до того момента, когда Персеполис предстанет перед ним в том виде, в котором он мечтал.

После смерти Дария I строительство продолжил его сын Ксеркс I. Но даже это не остановило правителей огромной империи. До 330 года до н.э. каждый из них строил в городе новые дворцы, гробницы и сокровищницы.

План города

В 330 году до н.э. Александр Македонский завоевал Персеполис и позволил своим солдатам разграбить город. Был подожжен и царский дворец Ксеркса, откуда огонь распространился на весь город.

Постепенно некогда могущественный и прекрасный город Персеполис канул в Лету. Правители менялись, рядом строились новые города, а руины королевских дворцов заносило песком.

Они окончательно заинтересовали путешественников во втором веке нашей эры, но регулярные раскопки и исследования начались здесь только в 1930-х годах. После масштабных работ руины древнего города были открыты для туристов.

Архитектура Персеполиса доступна туристам

Каким был древний город Персеполь

Персеполис стоял на огромной искусственной платформе (террасе) площадью чуть более 135 000 квадратных метров. Он возвышался на несколько метров над равниной и имел форму неправильного прямоугольника. Снаружи платформа была покрыта глинобитными кирпичами и украшена рельефами.

Эта рукотворная терраса располагалась на вершине:

  • сокровищница;
  • дворцовый комплекс из нескольких сооружений;
  • хозяйственные постройки;
  • гарем;
  • парадные залы.

Древний персидский город был окружен с трех сторон мощной стеной толщиной 5 метров и высотой около 15 метров. С четвертой стороны неприступная скала обеспечивала надежную защиту.

Реконструция Персеполя

Вход в город находился с южной стороны. Там были построены узкие, но массивные ворота — вестибюль, к которому вела великолепная двухэтажная лестница. Ряд перекрывающихся колонн образовывал квадратный зал, где делегаты ожидали разрешения войти в парадный зал Персеполиса.

Интересный факт! Они не использовали рабов и заключенных, чтобы построить все это великолепие. Вместо этого они использовали наемных рабочих со всей Персии — архитекторов, инженеров, каменщиков, граверов.

Персеполис был довольно богатым городом. Помимо архитектуры, жители могут гордиться водоснабжением и сложной канализационной системой. Они были особенно важны, поскольку столица Персии располагалась у подножия горы. Без коммунальных услуг существовала опасность, что город будет затоплен талыми водами и снегом горы Рахмат.

Ценные для истории руины

Знаменитые строения Персеполя

Даже будучи руинами, Персеполис оставляет неизгладимое впечатление своим великолепием и размерами зданий.

Ападана Дария I

Центром дворцового комплекса Персеполиса была Ападана, церемониальный зал. Он был построен на платформе высотой 4 м и имел форму квадрата со стороной 60 м. Такой зал может вместить 10 000 человек.

Крышу Ападаны поддерживали 72 столба высотой 20 метров! До наших дней сохранилось только 13 колонн, но даже они дают нам представление о том, насколько грандиозным было здание.

Ападана, сохранившиееся колонны

По углам здания располагались массивные квадратные башни, украшенные стеклянными блоками. Они были украшены геометрическими и цветочными мотивами.

Две широкие открытые лестницы вели к входу в Ападану. Их шаги были настолько мягкими, что по ним можно было проехать в карете. Главной ценностью лестницы, ведущей в вестибюль, был богатый рельефный декор. Они изображали королевскую стражу и сцены подношений.

Интересный факт! Из-за своей важности Апантана в Персеполисе была соединена специальными коридорами с дворцами Дария I и Ксеркса.

Стоколонный зал

Тронный зал — еще одно важное здание Персеполиса. Он является вторым по величине после Апантаны и также имеет квадратную форму. Историки предполагают, что это была сокровищница, где преподносились самые ценные подношения персидскому царю, которые затем хранились в торжественной обстановке.

Стоколонный зал

Потолок тронного зала поддерживали 100 колонн высотой 20 метров. Именно столько каменных фундаментов нашли археологи в этом районе. Они дали зданию его второе название.

Это интересный факт! При такой внушительной высоте столбы имеют небольшой диаметр. Ученые подозревают, что это было сделано специально. Узкие и высокие колонны словно растворяются в убранстве зала, давая возможность полюбоваться интерьером.

Ворота, ведущие в Флотский зал Персеполиса, были украшены рельефами со сценами из царской жизни. На северной стороне галереи находились огромные каменные фигуры быков.

Царские дворцы

В прямоугольном дворце Дария I центральное место занимал квадратный зал с 12 колоннами. Более мелкие залы и салоны примыкали к нему с трех сторон. Вход во дворец украшала галерея с восемью колоннами и двумя большими лестницами. Здесь же находились огромные каменные фигуры крылатых быков.

Руины дворца в Персеполисе

Дворец Ксеркса в Персеполисе имел похожую планировку. Центральный зал с 36 колоннами был обрамлен небольшими комнатами. Имелась также открытая терраса с прекрасным видом на долину. Вход был украшен великолепной 12-колонной аркадой.

Из дворца Ксеркса можно попасть во внутренний двор, где был построен небольшой зал с 22 салонами. Там могли жить женщины с маленькими детьми. По этой причине здание называлось гаремом.

Прогулка по царским дворцам

Здания великолепного Персеполиса построены на огромной каменной платформе, возведенной Дарием I. Ширина платформы составляла 300 метров, а длина — 455 метров. Его ширина составляла 300 метров, а длина — 455 метров. Эта платформа занимала площадь 125 000 м 2. Помимо Дария I, его преемники, цари Ксеркс I и Артаксеркс I, также сами строили сооружения. Чтобы войти в город, сначала нужно подняться по одной из двух огромных лестниц, украшенных и построенных в соответствии с учением зороастризма — их рельефы символизируют четыре стихии, и количество ступеней также имеет символическое значение — 110 с каждой стороны. По лестнице слева поднимались знатные персы, по лестнице справа — другие народы.

На вершине лестницы находятся Ворота всех народов, построенные Ксерксом I и охраняемые с обеих сторон часовыми в виде быков, очень похожими на ассирийских херувимов. Высота каждой стороны этих ворот составляет 25 метров. Внутри находятся клинописные надписи на трех языках, использовавшихся в то время: Вавилонский, персидский и эламитский.

Рельефы на лестницах Ападаны

Рельефы на лестнице Апантаноса, изображающие народы, завоеванные персами.

Врата всех народов высотой 25 м

25-метровые ворота всех наций у входа в древний город

Центром комплекса Персеполиса является так называемая Ападана Дария I. Это огромный зал, который возвышается на 4 метра над террасой и к которому ведут две большие ступени. Они настолько благородны, что колесницы могли пересекать их. Рельефы, вырезанные на каменных плитах апанданы, являются главной ценностью этой террасы. На внешней стороне лестницы они изображают официальную процессию императорской гвардии, а на внутренней — слуг, несущих подарки, такие как бараны, вазы, кубки для вина и т.д. Тот же мотив встречается в рельефах внутри самой ападаны: Здесь же в процессии выстраиваются представители покоренных народов — скифы, мидяне, вавилоняне и другие.

Многие исследователи считают, что это шествие по притоку — событие, которое происходит здесь каждый год, вероятно, совпадающее с празднованием Нового года. Само здание представляло собой большой зал, окруженный вестибюлями. Крыша, вероятно, была сделана из дерева и поддерживалась 72 каменными столбами, из которых сохранилось только 13.

Сегодня из 72 колонн Ападаны сохранилось только 13

Сегодня из 72 столбов ападаны сохранилось только 13.

Руины Стоколонного зала

За ападаной, примерно в середине террасы, находилось другое главное здание — Зал флота. Вероятно, это был тронный зал города. Он назван так из-за количества найденных столбчатых баз. Северная галерея была фланкирована статуями больших каменных быков, а восемь каменных ворот сооружения были украшены различными сценами из жизни короля и его сражений со злыми демонами. Два церемониальных зала, Ападана и Зал флота, имеют почти квадратную форму. Здания, в которых они расположены, также имели королевские сокровищницы, кладовые и резиденции, примыкающие сзади, от которых сегодня остались только фундаменты.

Другим замечательным архитектурным памятником Персеполиса является Тахар. Кстати, «Тахар» переводится с древнеперсидского как Зимний дворец. Это был жилой дворец Дария I. Он также был украшен рельефами. Есть надпись создателя: «Я, Дарий, великий царь, царь царей, царь земель, сын Исхаспа Ахеменида, построил этот дворец». Тахар относительно хорошо сохранился по сравнению с другими зданиями. До сих пор можно увидеть каменные ворота с дверными проемами и даже нижние части стен с сохранившимися рельефами.

Заключение

То, что произошло в Персеполисе в 330 году до н.э., конечно, печально и ужасно. Сегодня самые живописные образцы древнего персидского искусства утрачены навсегда. Однако уже более двух столетий археологи и реконструкторы пытаются восстановить облик древних дворцов по частям. В этом отношении неоценим вклад французского востоковеда и архитектора XIX века Шарля Шиписа. Его проекты реконструированных зданий Персеполиса показывают нам глубину художественного гения старых мастеров.

Реконструкция Ападаны. Шарль Чипис

Реконструкция фрагмента царского дворца Ападаны в Персеполе; Шарль Чипис, 1884 г.

Реконструкция фрагмента царского дворца Апанданы в Персеполисе, Чарльз Чипис, 1884 год.

В 1965 году в Иране был разработан план восстановления древнего города, который выполняется и по сей день. Его цель — сохранить и восстановить хотя бы те части дворцового комплекса, которые могут до нас дойти. Есть надежда, что эти мероприятия продлят жизнь этого уникального памятника древнего величия династии Ахеменидов.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий