Период Сражающихся Царств (Чжаньго). Эпоха воюющих царств в китае.

В 341 году до н.э. Вэй напала на государство Хань, но Ци снова вмешалась, два полководца снова встретились на поле боя, но Сунь Бин снова победил за счет продуманной стратегии (Битва при Малине 馬陵之戰).

Древний Китай

Китай имеет долгую и почти непрерывную историю, насчитывающую около шести тысяч лет. Однако письменные источники указывают на несколько меньший возраст — 3 600 лет. Китай имеет богатую древнюю цивилизацию, которая включает в себя четыре изобретения, позднее распространившиеся по всему миру — бумагу и технологию печати, компас и порох. Эти изобретения стали важным вкладом китайской цивилизации в сокровищницу мирового прогресса. В семнадцатом веке Китай был одним из самых развитых государств в мире и важным культурным центром в Восточной Азии. Впоследствии стране пришлось пережить столетия колониального завоевания, но она сумела превратиться в мощную, независимую промышленную державу.

Граница между доисторической и исторической эпохами Китая весьма условна. Граница между доисторической и исторической эпохами в Китае довольно размыта. Первые письменные упоминания относятся к 13 веку до нашей эры. Историки считают древним Китаем период до основания первой империи. Эпоха Чжаньго-Цинь-Хань имеет такое же значение для исторического развития Китая и всей Восточной Азии, как греко-римский мир для Европы. Древняя китайская цивилизация заложила основу культурной традиции, которая прослеживается на протяжении долгой истории Китая до наших дней и современности.

В общем сознании, однако, термин «древний Китай» включает в себя и последующие эпохи вплоть до династии Мин. Ниже приводится краткий обзор наиболее важных событий в истории Китая и описание важных изобретений, которые эта страна подарила миру.

Доисторическая эпоха

Считается, что люди жили на территории Китая уже 2 миллиона лет назад. А первая китайская династия — Ся — начала править уже в 2700 году до нашей эры. Все последующие периоды связаны с правлением различных династий, сменявших друг друга.

Согласно археологическим данным, Китай был завоеван Западом около пяти тысяч лет назад. Захватчики пришли из Центральной Азии и имели довольно развитую культуру. Они были знакомы с сельским хозяйством и имели большие стада овец и крупного рогатого скота. Захватчики строили хорошие дома и имели развитую социальную структуру. Они поселились на берегах Хуанхэ, называемой также Желтой рекой, и основали свое государство. На протяжении веков они снова и снова оседали в Китае и совершенствовали свои навыки и мастерство.

Пять императоров

Древнекитайская историография начинает историю Китая с описания правления пяти легендарных императоров. Их правление воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрый Яо передал свой трон способному и добродетельному Суну, который стал преемником великого Юя, от которого наследуется вся власть. Юй считается основателем первой династии Ся. Китайская историография предполагает, что династия Ся правила Китаем в конце III — начале II в. Ее последний недобродетельный представитель Цзе потерял свою власть, а вместе с ней и моральное право править Поднебесной. Он был побежден добродетельным Чэн Таном, который основал новую династию Инь.

Позже небольшое племя чжоу победило племена инь и стало лидером великого военно-политического союза, который вышел далеко за пределы бывшего региона Шан-Инь и охватил почти весь бассейн Хуан. Искусные иньские ремесленники построили для Чжоу новую столицу Чэнчжоу. Он стал резиденцией большей части администрации Чжоу, а также главным военным центром с 8 армиями. Именно в этот период была разработана доктрина Веления Неба (тянь-мин), согласно которой Небо поручает добродетельному правителю управлять небесным царством, тем самым лишая власти недобродетельных правителей.

Нескольких абзацев достаточно для описания более чем тысячелетней истории Китая. Это длительный период времени. Поколение за поколением приходит и уходит, маленькие городки вырастают в большие города, а затем рассыпаются в прах, и на их месте строятся новые города. Подумайте о медленном росте и прогрессе Китая за эти тысячу сто лет. Патриархальная система постепенно заменяется, и развивается централизованное правительство. Возникает хорошо организованное государство. Искусство письма было известно в Китае уже в эти древние времена. Он не является алфавитным. Китайская письменность состоит из символов или рисунков.

Легендарные правители и императоры

Три правителя были богами-царями или полубогами, которые использовали свои способности, чтобы улучшить жизнь своего народа и дать ему необходимые навыки и знания. Пять императоров изображены как образцовые мудрецы, обладавшие высокими моральными качествами, достигшие преклонного возраста и правившие в период великого мира. Считается, что они способствовали появлению огня, научили людей строить дома и изобрели сельское хозяйство. Три правителя приписываются разным личностям в разных китайских исторических текстах.

Царство Хань

Единственной силой Хань были их месторождения металлических руд, которые они эксплуатировали в полной мере. Развитие металлургии сделало качество ханьского оружия знаменитым на весь разрозненный Китай. Монеты, унаследованные от Цзинь, использовались для торговли.

Исторические перспективы «Хань» были ограничены физическими и географическими ограничениями. Почвы, в значительной степени непригодные для сельского хозяйства, делали малочисленное население постоянно зависимым от продовольствия, особенно в годы неурожаев. Сильные соседи препятствовали военной экспансии. Различные королевские союзы или территориальные уступки захватчикам помогли сохранить хрупкую независимость Хань. В 230 году до н.э. Хань была покорена Цинь.

Царство Чжао

Производство железа и сильная армия, закаленная соседями-кочевниками, сделали Чжао равным соперником Цинь. Среди сражений периода Воюющих государств война между Чжао и Цинь считается самой жестокой. В первые годы боевых действий Чжао побеждали благодаря своим мобильным кавалерийским частям.

После наращивания сил и укрепления своих границ каменной стеной, северная часть которой позже стала частью Великой Китайской стены, царство Чжао было уничтожено внутренним предательством. Тактические военные ошибки, допущенные из-за шпионов Цинь, загнали великую армию в ловушку. В 228 году до н.э. Чжао была покорена Цинь.

Царство Вэй

Эффективные реформы в Вэй начались раньше, чем у ее конкурентов, что способствовало укреплению и консолидации королевства. Нехватка земли способствовала строительству искусственных ирригационных систем в долине Хуанхэ и развитию ремесленного и торгового секторов экономики. Монеты в форме клинка или лопаты были переняты Вэй (а также Чжао и Хань) у Цзинь.

Слабостью Третьей Цзинь было преобладание племенной демократии на высоких государственных постах. Многим одаренным сыновьям Вэй из низших слоев общества удалось покинуть родину, как, например, Шан Яну. Решительное наступление Цинь объединило Вэй и Хань в военный союз, но разногласия внутри союза позволили армии Цинь уничтожить союзников одного за другим. И территория Вэй отчуждалась кусок за куском в пользу завоевателя. В 225 году до н.э. Вэй потерпела поражение от Цинь.

Доимперские государства Китая

Три властителя и пять императоров

В китайской мифологии древняя история Китая связана с тремя правителями и пятью императорами, хотя различаются роли, а не числа.

Ранние правители — это, по сути, мифологические культурные герои, которые составляют основу китайской культуры. Правителю Фу-Си приписывается разработка системы «И-Цзин» («Книга или правило перемен»), а правитель Шэнь-Нун считается создателем земледелия (особенно изобретателем плуга), календаря и медицины. Хуан-ди (Желтый император) — родоначальник китайского народа и основатель даосизма.

Пять императоров можно назвать Хуан-ди, Чжуан-ху, Ку, Яо и Шунь.

Шан-Инь

В конце XIV века до нашей эры в среднем течении реки Хуанхэ была основана династия Шан, которую часто считают первым основанием государства на территории Китая. Независимо от приоритета, Шан-Инь было первым государством, которое приобрело значительное влияние и контроль над многими соседними народами за счет организации: у него была профессиональная армия с бронзовым оружием и воины с колесницами.

Чжоу

К востоку от государства Шан жили народы Чжоу. В результате ряда кампаний и дипломатических действий Чжоу оказались в неполноценном положении. Однако в XI веке до н.э. чжоуский правитель У завоевал государство Шан.

Эпоха Чжоу длилась с XI по III век до нашей эры. В этот период из наследственных владений образовались независимые государственные образования, которые постоянно соперничали друг с другом, но именно Чжоу стало тем котлом, в котором сформировалась китайская нация. Последний исторический период эпохи Чжоу, который уже пришелся на железный век, называют «периодом сражающихся царств». Было семь царств.

Китайская империя

В период Воюющих государств самое западное царство, Цинь, постепенно стало приходить к власти. В 221 году до н.э. легендарный Цинь Си Хуан объединил все царства под своей властью, создав единый Китай и основав первую императорскую династию Цинь.

Цинь Ши Хуан-ди провел реформы, общий смысл которых — «все колесницы с регулярной колеей, все слова с регулярным написанием». Он создал единую дорожную сеть, ввел единую иероглифическую письменность, единую систему мер и весов, единую денежную систему. Сяньян (близ современного Сианя) становится единственной столицей империи.

Все пограничные стены между завоеванными царствами были снесены, только северные участки, отделявшие Китай от северных кочевников, были укреплены и объединены в единую Великую стену.

Почти сразу после смерти Цинь Шихуанди империя Цинь прекратила свое существование. В последующие неспокойные времена, отмеченные глубоким социальным и экономическим кризисом, в Китае происходили многочисленные войны между полководцами Цинь и армиями бывших независимых царств.

Во главе второй китайской империи стоял Лю Бан, выходец из империи Чу. Империя, которую он основал, называлась империей Хань. В период Хань конфуцианство стало официальной идеологией Китая, а империя значительно расширилась. С 65 года до н.э. буддизм проник в Китай из Индии по Шелковому пути.

Последний император династии Хань был свергнут в 220 году нашей эры, и Китай вступил в эпоху Троецарствия: На титул императора претендовали одновременно три правителя, а государство было разделено на три части. В 280 году нашей эры три династии были разделены на три части. Китай был воссоединен под руководством военачальника Шима Яня, который основал династию Цзинь.

Период Цзинь (265-420 гг.) был отмечен многочисленными вторжениями гуннов и других северных степных народов. На севере Китая возникли так называемые «шестнадцать варварских государств», основанные некитайцами.

Период между 420 и 589 годами известен как Южная и Северная династии. Китай разделен на две части.

В конце 6-го века потомки кочевников почти полностью интегрируются в состав китайцев. В то же время китайцы активно проникают в южные регионы и переносят центр китайской культуры на юг.

В 581 году правитель северного Китая Чжоу Ян Цзянь объединил под своей властью весь северный Китай, провозгласил новую династию Суй, а затем воссоединил Китай. В 618 году в результате государственного переворота династия Суй сменилась династией Тан. Империя Тан обретает великую силу, расширяет свою территорию, восстанавливает Шелковый путь и развивает морскую торговлю. Эпоха Тан традиционно считается вершиной китайского могущества, когда страна превзошла в развитии весь современный мир.

Династию Тан сотрясали внутренние восстания и бедствия, а также внешние военные поражения, и постепенно централизация власти ослабевала, а военачальники на периферии получали все больше и больше власти. После периода потрясений начался период Пяти династий и Десяти царств (907-960 гг.).

Династия Сун (960-1279) вновь внесла раздробленность в Китай, когда страна столкнулась с вторгшимися степными народами. Несмотря на вынужденные территориальные уступки, период Сун считается эпохой экономического и культурного процветания Китая: ремесленники достигли высокого уровня в производстве фарфора, шелка, лака, дерева, слоновой кости и т.д. Были изобретены порох и компас, широко распространилось книгопечатание, были выведены новые высокоурожайные сорта зерна, увеличилось выращивание хлопка.

Китайская Республика

В 1911 году в Китае началось восстание Уцань, которое привело к Синьхайской революции. Была свергнута маньчжурская династия и провозглашено основание Китайской республики. 12 февраля 1912 года император Пу И отрекся от престола. Генерал Юань Шикай, премьер-министр и главнокомандующий, был назначен президентом Китая.

Монголия и Тибет были отделены от Китая.

Сразу после революции в Китае была основана Гоминьдан (Китайская народная партия), которая начала вооруженную борьбу против местных милитаристских группировок, с одной стороны, и коммунистических движений — с другой. Чан Кай-ши, избранный президент Гоминьдана, возглавил так называемый Северный поход, который привел к контролю почти над всей территорией Китая.

Осенью 1931 года Япония напала на китайскую территорию. В Маньчжурии было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-Го во главе с императором маньчжурской империи Цин. 7 июля 1937 года Япония объявила войну Китаю. Китайские историки исключают дату начала Второй мировой войны в стране. Целью японцев было полное завоевание Китая. Китайцам мешали внутренние конфликты между Гоминьданом и Китайской коммунистической партией (КПК).

Реформы Шан Яна в царстве Цинь

Huang with two dragon heads.jpg

Около 359 года до н.э. Шан Ян (商鞅), министр царства Цинь, провел ряд успешных реформ, которые резко укрепили царство Цинь и сделали его одной из самых могущественных империй Китая. Считается, что благодаря реформам Шан Яна царство Цинь обрело превосходство и впоследствии смогло объединить весь Китай.

Провозглашение правителей ванами

В 334 году до н.э. правители царств Вэй и Ци признали друг друга царями (они присвоили себе титул Ван — 王), зафиксировав слабость центрального правителя в империи Чжоу. Правитель империи Чу уже в период Чуньцю называл себя Ваном.

С этого времени другие феодалы стали называть себя ванами, так что династия Чжоу даже утратила свое номинальное главенство.

В 325 году до н.э. правитель царства Цинь провозгласил себя ваном.

В 323 году до н.э. правитель империи Хань провозгласил себя ваном.

В 318 году до н.э. правитель Сунского царства, небольшого княжества, провозгласил себя ваном.

Последний назначил себя правителем империи Чжао в 299 году до н.э.

Экспансия царства Чу

Царство Чу стало очень могущественным, особенно в начале периода Чжаньго. В 389 году до н.э. царь назначил знаменитого реформатора Ци Ци (吳起) первым министром, после чего царство значительно укрепилось.

В 334 году до н.э. царство Юэ (越) подготовило кампанию против царства Ци. Царь царства Ци уговорил царя Юэ начать экспедицию против царства Чу. Юэ атаковал Чу, но царство Чу искусно контратаковало и нанесло Юэ сокрушительное поражение. После этого войска Чу не стали медлить и продолжили оккупацию региона Юэ, расширив свою территорию до моря.

Царство Янь

Столица царства, город Цзи, находилась на территории современного Пекина. Из семи сильнейших соперников Янь был самым слабым. Однако ее стратегические границы с Северной Кореей и Южной Маньчжурией имели важное политическое и экономическое значение. Яньские монеты были ножевидной формы.

Их автономия была условной; маленькое королевство всегда зависело от более сильного соседа. После ряда военных неудач и падения Чжао династия Янь решилась на отчаянный шаг, который стал самым известным покушением в истории Неба. Покушение не удалось, но факт дерзкого покушения на жизнь циньского правителя стал удобным поводом для новой войны. В 222 году до н.э. Янь была покорена Цинь.

Царство Ци

Плодородные почвы позволили развивать различные отрасли сельского хозяйства. Ци был особенно известен своим шелком, льном и текстилем. В Ци также были богатые рудники. Валюта использовалась в торговых операциях, как и в Яне, в виде ножа. Главной достопримечательностью Ци была Академия Цзися — учебное заведение, где работали и учились лучшие представители философских и политических школ, что привлекло в Ци множество выдающихся умов со всего Китая.

Циские правители активно участвовали в коалициях против Цинь в начале Чжаньго, часто умело манипулируя участниками конфликтов. Однако поражение в 284 году до н.э. и превентивные меры циньских агентов заставили Ци отказаться от внутренних конфликтов. Нейтралитет продлился недолго. Победив всех противников, Цинь подошел к столице Ци. В 221 году до н.э. Ци уступила Цинь без боя. Это ознаменовало конец периода воюющих государств и начало новой имперской эпохи.

Условия для воссоединения возникли задолго до периода Чжанго. Для развития социокультурных и торгово-экономических отношений требовалось единое пространство, созданию которого препятствовали несколько отдельных царей, но не нация в целом. Объединение далось стране нелегко, но правитель объединенного Китая, Цинь Си Хуанди, входит в число величайших реформаторов и политических деятелей мировой истории. Великий император, дальновидный полководец, отправился в другой мир в сопровождении огромной армии — восьмитысячной Терракотовой армии.

Восточная цивилизация веками закрывала страну для европейских искателей любопытства. После того как Китай открылся миру, он сразу же стал объектом пристального наблюдения и художественного подражания. Тысячи туристов, которые любят побаловать свое тело духовными занятиями, предпочитают лететь в Китай. Современное небесное царство сохраняет свои традиции, но всегда любезно предлагает вилку вместо палочек для еды.

Период Воюющих государств (戰國時代 / 战国时代, пиньинь: Zhànguó Shídài, палл: Zhangguo Shidai ) — период истории Китая с 5 века до н.э. до объединения Китая Цинь Шихуаном в 221 году до н.э. Этот период считается частью династии Восточная Чжоу, которая непосредственно следовала за периодом Весны и Осени (Чуньцю), хотя династия Чжоу прекратила свое существование в 256 году до н.э., за 35 лет до основания империи Цинь и окончания этого периода.

Среди историков существует два мнения о начале периода Чжоу. Некоторые считают первоначальной датой завершения работы над «Хрониками Чуньцю» и «Цзочжуань» и смерти Конфуция примерно 475 год до н.э., другие предполагают 403 год до н.э., дату окончательного распада могущественной империи Цзинь на три части — Хань, Чжао и Вэй.

В период Чжангуо крупные царства завоевывали мелкие, увеличивались в размерах и формировали вокруг своего правителя (позднее вана) двор, подобный чжоускому. Таких царств было семь (戰國七雄/ 战国七雄, пиньинь: Zhànguó Qīxióng, палл: Zhànguó Qixiong — семь правителей: Чу (楚), Хань (韩), Ци (齐), Цинь (秦), Вэй (魏), Янь (燕), Чжао (赵). Из других царств Шу, Сун и Юэ были самыми могущественными. Правители семи царств после 335 года до н.э. приняли для себя титул вана (王, царь) вместо прежнего титула оружия (公), князь, в результате чего ван царства Чжу потерял свою власть и влияние даже номинально.

В период Весны и Осени царство Цзинь (晉) было самым сильным в Китае, но к концу периода его власть ослабла из-за внутренних распрей, и царством правили министры шести племен (六卿). В начале периода Чжаньго у власти все еще находились четыре племени: Чжи (智), Вэй (魏), Чжао (趙) и Хань (韓), причем племя Чжи доминировало. Последний вождь племени, Чжи Яо (智瑶), пытался создать союз с племенами Вэй и Хань, чтобы уничтожить племя Чжао. Однако Вэй и Хань не доверяли ему из-за его агрессивности и жестокости и заключили сепаратное соглашение с Чжао, внезапно напав на столицу Цзыян и лишив силы племя Чжи.

Кембриджская история Китая (том 1:22, Дерк Бодде) предлагает считать 403 год началом периода Воюющих государств.

Восточное Чжоу (770-476)

Период весны и осени — из которого возникла династия Восточная Чжоу. К этому времени первый император Восточной Чжоу уже правил в восточной столице Лояне.

В весенне-осенний период династия, начавшаяся в районе реки Хуангэ, уже достигла реки Янцзы, но хотя династический клан уже владел большой территорией, его территория еще не была достаточно велика, чтобы собрать армию, на которую он мог бы опереться для защиты близлежащих районов.

династия чжоу, китайские династии, династии китая

Царства Цзинь, Чу, Ци и Цинь, а также царство Чжэн были самыми могущественными в то время. Их выгодное положение позволяло им активно вмешиваться в дела центрального двора, который часто принимал самые важные политические решения в Китае.

Среди феодалов периода Чуньцю появились правители, которые затем были официально признаны ванами. Правители часто обладали большей властью и влиянием, чем чжоуские ваны.

Период Сражающихся царств – Чжаньго

В период Воюющих царств крупные царства завоевывали мелкие царства, увеличивались в размерах и объединялись вокруг своего правителя, образуя двор. Таких царств было семь.

Правители семи царств после 335 г. до н.э. приняли титул Ван-царь вместо прежнего титула Гун-князя, и вместе с ним царство Чжоу утратило последнее подобие влияния и власти.

Период Чжанго был связан с радикальными изменениями в социальной, политической и экономической сферах, а также был временем интенсивной интеллектуальной деятельности, приведшей к появлению многих философских школ. К ним относились конфуцианство, моизм, номизм, даосизм, Инь Ян Цзя — школа натурфилософов, Нун Цзя — школа крестьян, Бин Цзя — школа воинов.

В этот период также увеличивается степень урбанизации, появляются железные орудия труда, в армии дворянство заменяется массовыми армиями новобранцев. Развиваются товарно-денежные отношения и возникают рынки.

Приход к власти царства Цинь

Самым важным фактором, влиявшим на политику Спорных империй в IV-III веках до н.э., был неуклонный рост могущества династии Цинь. Постепенно империя Цинь получила значительное превосходство над другими царствами.

династия чжоу, китайские династии, династии китая

Царство Цинь предприняло многочисленные кампании по завоеванию близлежащих территорий и вскоре покорило всю империю из своего опорного пункта в бассейне реки Хуанхэ. Они использовали людей для осуществления крупных строительных проектов, чтобы укрепить свою империю.

В 260 году до н.э. между царствами Цинь и Чжао произошла битва при Чанпине. Армия Чжао была окружена и вынуждена сдаться после 46-дневной блокады.

Полководец Бай Ци (из Цинь) нарушил свое обещание щадить жизни пленных и приказал закопать живьем в землю 400 000 сдавшихся войск. Война ударила по обеим сторонам, но царству Чжао был нанесен серьезный удар, от которого оно впоследствии так и не оправилось.

В последующие годы царство Цинь продолжало свою агрессивную политику, что в конечном итоге привело к постепенному падению всех некогда могущественных царств.

В 221 году до н.э. Цинь завоевало последнее царство, Ци. С этого момента Китай был объединен, а империя Цинь заявила о своих правах. Первый император династии Цинь сделал Сиань своей новой столицей.

Позже он стал знаменитым и построил колоссальные объекты, такие как мавзолей для себя с армией терракотовых воинов и оригинальную Великую Китайскую стену.

Интерес к сайту Монгольская династия Юань — развитие Китая на 150 лет.

Династия Чжоу просуществовала 800 лет, но в конце своего правления Чжоу постепенно теряли власть и престиж, что в конечном итоге дало преимущество их врагам. Китайская династия Чжоу была свергнута династией Цинь, так же как когда-то она свергла наследников династии Шан.

Чжоуский феодализм

Государство Чжоу имело особую административную и правительственную систему. Его территория включала несколько провинций. Некоторые из них раньше были отдельными политическими образованиями. В этих провинциях чжоуский правитель назначал своих регентов. Иногда это были представители дома Чжоу, иногда представители местной знати.

Провинции платили налоги и другие сборы в столицу. Провинции иногда усиливали свое влияние на провинции и начинали стремиться к отделению от унитарного государства. Это означало, что со временем центральное правительство утратило контроль над провинциями. Внутри самих провинций существовали округа, губернаторы которых иногда оказывали свое влияние. В науке такую политическую систему иногда называют феодализмом.

Социально-политическое устройство

Чжоуская система рангов и степеней была очень важна. Правитель страны носил титул «вана». Это звание наследовал старший сын. Другие сыновья вана были более низкого ранга. Они, в свою очередь, передавали свой ранг старшему сыну, а остальные сыновья, в свою очередь, получали более низкий ранг. В результате социальный порядок был иерархическим. Положение и ранг обычно определялись по происхождению.

Представители социальных классов следовали определенным внешним отличительным признакам: носили определенную одежду, владели домами определенного размера и формы, предметами быта. Люди, ставшие богатыми и официально принадлежащие к определенному социальному классу благодаря своему происхождению, получили более высокий статус не из-за своих денег. Эту систему иногда называют патриархальной.

Культурное наследие

эпоха династии чжоу в китае

В период Чжоу были построены каналы и соединительные дороги, использовались круглые банкноты. Это способствовало развитию торговли. К этому периоду относятся находки медных и серебряных зеркал, предметов быта, покрытых лаком. Был создан институт передачи знаний. Во времена династии Чжоу сформировались различные философские школы. Это государство было основано на наследии бывшего государства Шан.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий