Кто такие гугеноты во франции. Кто такие гугеноты во франции.

Это, конечно, не понравилось французским католическим аристократам. Под видом доброты и покровительства королева-мать строила планы по избавлению от ненавистного адмирала. 22 августа было совершено неудачное покушение на Колиньи, который в тот момент был только ранен. Екатерина была в ярости; она не собиралась сдаваться.

Кто такие гугеноты во франции

Гугеноты, термин для обозначения приверженцев Реформации и кальвинистского протестантизма во Франции, вероятно, образованный от слова конфедерат («компаньон», «соратник»), происходящего из Швейцарии.

Истоки гугенотского движения восходят к очень ранним временам. Оппозиция против католической церкви началась во Франции в разгар Средневековья. Первоначально она носила чисто феодальный характер и выражалась в спорах между светскими баронами и церковными правителями. Борьба велась на экономической почве: целью было ограничить право церкви на владение землей и ограничить накопление земли в церковных руках и ее превращение в собственность «мертвой руки», main morte. В тринадцатом веке эти конфликты принимают довольно значительные масштабы, и король Людовик Святой уже вводит определенные ограничения на право церковной юрисдикции. Начиная с тринадцатого века, фактические феодальные отношения постепенно усложняются юридическим обоснованием противостояния Церкви в трудах юристов. Идея церковной власти контрастирует с идеей государства, заимствованной из римского права. Парламенты применяют его на практике. При Филиппе IV Справедливом в спор вмешалась сама королевская власть. В 1302 году с помощью недавно созданных Генеральных штатов Филипп ввел налоги на церковные земли, которые до этого времени не облагались налогом. Сопротивление папы Бонифация VIII было подавлено, а его преемники после переезда из Рима в Авиньон стали игрушкой французской королевской семьи. Обычай апеллировать к королю в церковных судах (Appel contre d’abus) также значительно подорвал церковную юрисдикцию. Все это усиление светского элемента за счет католическо-церковного полностью соответствовало духу позднейшей гугенотской доктрины.

Столетняя война, потребовавшая всех сил Франции, отодвинула церковный вопрос на задний план, но не успела она закончиться, как король Карл VII, воспользовавшись тяжелым положением папства после только что закончившегося Великого раскола, добился принятия де-факто санкции (1447) на Базельском соборе. Ратификация дала французской церкви каноническую свободу выбора: кандидаты на церковные должности определялись путем выборов, причем король имел право предлагать кандидатов, а папа должен был только утверждать их. Все налоги, налагаемые Римом на французскую церковь, были отменены, а право апелляции к Папе на решения церковных судов было ограничено. Папские буллы были одобрены королями, и запрет больше не угрожал Франции. В этой форме были введены «свободы Галликанской церкви», и эта частичная независимость церкви от папства частично предвосхитила будущие взгляды гугенотов.

Но некоторые из плодов «Реальной санкции» вскоре были потеряны для Франции. Королевская власть, которая со времен Карла VII стремилась сосредоточить и ликвидировать феодальные институты, в лице Франциска I намеревалась подчинить церковь единой государственной организации и пошла на компромисс. В то время как в Англии все ограничения папской власти, начиная с Кларендонских декретов, достигли кульминации и нашли свое подтверждение в Реформации, во Франции королевская власть в своей попытке абсолютизма искусственно прервала ход событий, которые должны были привести к полной независимости французской церкви. Ища папской поддержки против аристократии, он частично восстановил зависимость от Рима. Таков был смысл Болонского договора 1516 года, который Франциск I заключил с папой Львом X. Король получил право занимать церковные должности, а папа получил доходы, которые были изъяты у него Актом о Санкта Актуале, а также право рассматривать апелляции в церковном суде.

Начало реформации во Франции

Таким образом, религиозная реформа (главными действующими лицами которой были гугеноты) не была проведена сверху, как это было в Англии в XVI веке и как это казалось возможным во Франции в начале событий. Здесь Реформации помешало стремление королей к самодержавию, и у нее остался только один путь — снизу, который она и выбрала.

Французская Реформация, которая вызвала движение гугенотов, не была спровоцирована исключительно внешним влиянием. Еще до появления Лютера в Германии, те же идеи имели буквально сотни последователей во Франции. Как и Германия, Франция была обязана возрождением религиозных интересов гуманизму, который проложил путь к возникновению партии гугенотов. Критический вкус развился из интереса к классике; от древних писателей легко перейти к Библии, ее комментариям, переводам и толкованиям. С быстрым развитием книгопечатания все эти произведения были немедленно распространены. Проповедь не заставила себя долго ждать. В 1508 году парижский профессор и предтеча гугенотов, гуманист Лефевр Детайль, опубликовал книгу «Quincuplex psalterium», в предисловии к которой он впервые призвал читать саму Библию вместо ее официальных церковных комментариев. За первой книгой в 1512 году последовала вторая, также на латыни: «Комментарий к Посланиям апостола Павла», в котором содержались некоторые еретические с точки зрения католиков взгляды. Она содержала перевод посланий апостолов на французский язык непосредственно с греческого текста, который Лефевр не собирался публиковать вместе с Вульгатой, а также утверждение исключительного авторитета Библии и доктрины спасения по вере, которая стала основой лютеранства, а также отказ от латинских молитв, протест против безбрачия духовенства и типично гугенотский взгляд на церковные обряды не как на таинства, а как на привычные воспоминания о жертве Спасителя.

Франциск I

Франциск I, король Франции. Портрет работы Жана Клуэ, около 1530 г.

Лефевр создал учеников и последователей, а его проповедь нашла поддержку у сестры Франциска I, Маргариты Ангулемской. Король, находившийся тогда под влиянием своей сестры, игнорировал деятельность реформаторского кружка вокруг Лефевра и не преследовал еретиков даже после Болонского договора, не обращая внимания на протесты Сорбонны и монахинь. Сначала он даже разрешил основать реформатскую общину в Мо (Meaux), которую организовал не кто иной, как главный деятель Конкордата, епископ Брисонне. Он пригласил некоторых учеников Лефевра, которые начали проповедовать на французском языке в Мо, а в 1523 году он принял самого Лефевра, когда публикация перевода Нового Завета сделала неудобным для него дальнейшее пребывание под властью Сорбонны.

Первые десять лет Реформация процветала во Франции, но после поражения Франциска при Павии в феврале 1525 года, когда король попал в плен, началось сопротивление. Эта реакция была подстегнута кровавыми событиями, сопровождавшими введение Реформации в Германии, где все еще бушевала Крестьянская война. Религиозный фанатизм Реформации уже дал понять многим, что они не уступают, а превосходят католиков. Предшественники французских гугенотов были сожжены на костре, сначала в Париже, а затем в провинциях. Тысячи из них (в том числе и ставший впоследствии основателем гугенотской доктрины знаменитый Жан Кальвин) бежали из Франции.

Причины гугенотских войн

Однако они лишь увеличили число последователей реформы, которая в итоге нашла окончательную доктрину в учении Кальвина. Кальвинизм так быстро распространился во Франции, что к моменту смерти Генриха II (1559 год) он уже утвердился на юге и западе и нашел плодородную почву. Именно в это время французские кальвинисты получили название «гугеноты».

Мир Катона Камбрези (1559) положил конец войнам Франции с Испанией и перекрыл французский путь в Италию. По этой причине враждующая аристократия была убрана с дороги. Стремление к феодальному самоуправлению никогда не угасало, и централизаторская деятельность таких королей, как Людовик XI или Франциск I, всегда встречала глухое возмущение. Буржуазия, постоянный союзник королевской власти, представляла меньшую оппозицию, но на юге и западе — в Лангедоке, Дофине, Провансе, Оверни, Гуэнне и Пуату, где усилия по укреплению монархической власти столкнулись с вольностями провинций и городских общин, — буржуазия была настроена отнюдь не мирно. Неудачные меры правительства, высокие налоги и фаворитизм в судах подпитывали зарождающуюся оппозицию. Именно здесь были посеяны семена проповеди Кальвина.

Жан Кальвин

Жан Кальвин, основатель религиозной доктрины гугенотов

Если раньше движение гугенотов было очень разрозненным и распространялось в основном среди низших классов, особенно среди ремесленников, то в конце 1550-х годов оно стало концентрированным и нашло приверженцев в основном среди дворянства и состоятельных жителей города, которые в значительной степени выиграли от олигархической направленности кальвинизма. Гугенотская аристократия распространилась по всей Франции, а гугенотская буржуазия была сосредоточена в основном на юге и западе. Однако вначале аристократия была плохо организована, чтобы сформировать прочную партию, а буржуазия не была достаточно влиятельной, чтобы сделать это. Руководство гугенотской партией перешло почти исключительно в руки пасторов, во главе которых стоял Теодор Беза, близкий соратник Кальвина. За последние годы правления Генриха II и короткое правление Франциска II эти пасторы сумели консолидировать группу до такой степени, что она уже была в состоянии противостоять правительству при Карле IX.

Появление протестантизма во Франции

Сначала слово «гугенот» использовалось как оскорбление противниками протестантов, но позже, по мере распространения Реформации во Франции, оно прижилось среди самих французских протестантов. Сторонники Реформации появились во Франции очень рано. Лефевр, Брюссонне, Фарель, Руссель исповедовали протестантскую доктрину. Под покровительством Маргариты, королевы Наварры, сестры короля Франциска I, были основаны тайные лютеранские общины. Но учение Кальвина было особенно популярным и распространенным, особенно среди дворянства и буржуазии.

Возникновение религиозной распри

Франциск I приказал конфисковать все протестантские сочинения и под угрозой смерти запретил гугенотам проводить собственные протестантские службы, но эти меры не смогли остановить распространение реформатской доктрины. В 1555 году Генрих II издал указ, угрожавший гугенотам сожжением на костре, а после заключения мира Катона Камбрези он проявил особое рвение в своих усилиях по искоренению «ереси». Тем не менее, при нем во Франции существовало 5 000 кальвинистских общин. При Франциске II, который находился под сильным влиянием Гизов, в 1559 году в каждом парламенте был создан комитет (Chambre ardente) для надзора за исполнением указов против еретиков.

Всеобщая оппозиция Гизам придала гугенотам мужества в борьбе против преследований. Некоторые дворяне-кальвинисты во главе с Лареноди составили заговор с целью потребовать от короля свободы совести и низложения Гиза, а в случае отказа — насильственно низложить короля и заставить его передать правление про-кальвинистским Бурбонам Антуану Наваррскому и Луи Конде.

Заговор был раскрыт, и король бежал из Блуа в Абуаз. Нападение заговорщиков на Абуаз было отбито; многие были убиты в бою, другие казнены. Тем не менее, в мае 1560 года «Пылкие палаты» были уничтожены, но религиозные собрания и публичное отправление протестантского культа по-прежнему были запрещены. В августе того же года адмирал Колини на собрании знати потребовал свободы совести для кальвинистов. Ассамблея отложила решение до Генеральной ассамблеи государств в Орлеане, чтобы решения этой ассамблеи не оказались в пользу гугенотов.

Гизы захватили Бурбонов, а Конте был приговорен к смерти за участие в заговоре. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 году был издан указ, отменяющий смертную казнь за вступление в секту. Чтобы положить конец конфликту между католиками и гугенотами, в Пуасси были организованы религиозные дебаты между ними, но они не привели к желаемому соглашению.

Так называемый триумвират в составе герцога Гизау, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андрейля пытался подавить Реформацию и сумел привлечь на свою сторону Антона Наваррского. Сразу после издания в 1562 году указа, предоставлявшего гугенотам право свободно исповедовать свою религию, Франциск Гиз напал на группу гугенотов, собравшихся в амбаре для отправления культа. Все они были убиты, и это стало началом междоусобной войны. Первая война (всего их было 8) велась с переменным успехом и закончилась в 1563 году договором, подтвержденным эдиктом Абуаза, который вновь предоставил гугенотам свободу вероисповедания.

Однако королева-мать, лишившая Гиз своего влияния, не желала, чтобы гугеноты пользовались им, и новым указом отменила почти все прежние вольности, дарованные гугенотам; тогда Конде и Колини решили взять короля в свои руки; но их заговор был раскрыт, и двор бежал в Париж. Конте осадил столицу. В Лонгклауде снова был заключен мирный договор и объявлена всеобщая амнистия, но через шесть месяцев снова вспыхнула гражданская война.

Ла-Рошель

Ненависть католических масс к гугенотам проявилась в многочисленных кровавых бунтах. Конте и Колини бежали в Ла-Рошель, которая с тех пор стала штаб-квартирой гугенотов. Английская королева Елизавета снабжала гугенотов деньгами и оружием, а немецкие протестантские князья поддерживали их войсками. В битве при Жарнаке в 1567 году католики под командованием маршала Таванна одержали решительную победу над гугенотами; Конде был захвачен и убит.

Затем Жанна Наваррская созвала гугенотов в Коньяк, ободрила их своей речью и поставила своего сына Генриха во главе армии; но, несмотря на подкрепление, присланное из Германии, гугеноты снова потерпели поражение, и только в следующем году Колини удалось взять Ним и Ла-Рошель и разбить королевские войска. Умеренная партия в конце концов взяла верх, и в том же году был заключен Сен-Жерменский мир, в котором объявлялась амнистия и свобода вероисповедания. Крепости Ла-Рошель, Лашарите, Монтубан и Коньяк были оставлены в руках гугенотов из соображений безопасности.

Противостояние гугенотов и католиков

Во время правления остатков династии Валуа возникли конфликты между двумя церковными ветвями. Гугеноты во Франции находились под властью Бурбонов, а Екатерина Медичи отвечала за католицизм.

Противостояние религиозных сил

  • Король Франциск I запретил протестантские богослужения и конфисковал всю их литературу. Однако даже угроза смерти не страшила кальвинистов, они продолжали выдвигать реформаторское учение.
  • В 1555 г. король Генрих I выпустил нормативный документ, в котором угрожал гугенотам смертной казнью на костре. После Итальянских войн король принялся за тщательное искоренение еретического учения гугенотов. Через 5 лет создают специальную комиссию, которая называлась огненной палатой. Структура следила за верным исполнением законного эдикта о сожжениях на костре.
  • Правящей династией Гиз не были довольны. Гугеноты обнаружили силы в борьбе против своих врагов. Часть протестантского дворянства задумала заговор по удалению с трона Гизов. Гугеноты требовали свободы совести и желали передать управление государством династии Бурбонов.
  • Заговор был раскрыт, а король сбежал в Амбуаз, что находится в сердце Французского государства. Гугеноты не смогли взять крепость, многие из них отдали жизнь в бою или были сожжены на костре. В 1560 году огненную палату уничтожили, но публичные сборища кальвинистов продолжали запрещаться. Гугенотское движение не оставляло борьбу за свободу исповедания, но Государственное собрание сознательно откладывало рассмотрение этого вопроса.

Поддержка слоев населения

Гизы разгромили армию Бурбонов, генерал которой Луи I Конте попал в плен. В 1561 году французы приняли закон, запрещающий смертную казнь для еретиков. Вскоре противоборствующие стороны предприняли попытку религиозного спора с целью примирения, но положительного результата не последовало.

Поддержка населения

Католики продолжали пытаться остановить деятельность гугенотов. Путем политических спекуляций им удалось привлечь на свою сторону герцога Наваррского. В 1562 году принц Гиз самовольно напал на кальвинистов, которые праздновали мессу. Это было началом первого конфликта. Год спустя гугенотам снова посчастливилось получить возможность свободно исповедовать свою религию. Протестантское движение было поддержано аристократией и буржуазией, которые хотели победить абсолютизм во Франции.

Екатерина Медичи отменила все католические свободы и вырвала власть из рук Гизов. После многочисленных взаимных успехов и поражений и всеобщей амнистии началась новая волна внутренних конфликтов. Конте и Колини бежали в западную Францию, а ненависть католиков к кальвинистам продолжала расти. Новой протестантской штаб-квартирой стал город Ла-Рошель. Вскоре они получили помощь от королевы Англии и немецких князей. В 1569 году католики одержали убедительную победу при Жарнаке. Маршал Таванн убивает Конде.

Еще одна гугенотская армия собирается в городе Коньяк. Генрих, сын Жанны Наваррской, становится лидером. Успех переходил от одного врага к другому. После Сен-Жерменского пакта были достигнуты мир и амнистия. Города, завоеванные протестантами, остались в их руках.

События XVII-XVIII века

В 1617 году католическое духовенство убедило государя вернуть свою религию в протестантский город Беарн. Гугеноты согласились отдать свое имущество врагам только после прихода короля Людовика XIV. Кальвинисты снова взялись за оружие, но терпели постоянные неудачи на фронте.

События истории гугенотов

  • В Монпелье заключён мирный договор, по итогам которого всем участникам войны возвращалось имущество и свобода исповедания. Однако на устройство религиозного сборища требовалось разрешение правителя. Король отказывался выполнять условия, и столкновения происходили на море. Ришелье и Рошфор отметились обоюдными победами.
  • Вскоре католики, несмотря на военную помощь гугенотам от Англии, захватили главный оплот протестантов — Ла-Рошель. По итогам войн проигравшие разрушали некоторые крепости, но получали амнистию.
  • С приходом Людовика XIV гугеноты стали ощущать ущемление прав, а вскоре их принялись насильно обращать в католицизм. Кальвинисты бежали в развитые европейские страны. Из Франции эмигрировали 200 000 человек. За границей протестанты были хорошо приняты, они приобрели рабочие места и жилье.
  • В середине XVIII столетия правительство Франции делает попытки лишить состоятельности все брачные союзы и крещения, проведённые гугенотами. Акт спровоцировал новые отъезды за границу, и общественное мнение убедило государственные структуры пойти на смягчение условий.
  • Гугеноты-протестанты, живущие в горах, восстали против правительства, которое проводило процессию ожесточённого гонения. Кальвинизм смог удержаться на родине. Гуманизм нового века не позволил продвигаться замыслам по ужасному устранению еретиков.
  • Революция 1789 года дала протестантским структурам все права, за которые они так долго боролись. Период Реставрации окончательно подытожил свободу веры гугенотов. Сегодня во Франции располагаются десятки протестантских общин, три из которых продолжают изначальное дело гугенотов.

Королевский двор, буржуазия и бюрократия

Необходимость войны заставила провести реформы. Реформы Франциска I изменили весь государственный аппарат. Власть была сосредоточена в руках королевского совета. Значение королевского двора как центра политической жизни резко возросло. При Франциске I придворное общество увеличилось вдвое — до одной тысячи человек.

Франциск I заложил основы профессиональной армии во Франции и укрепил систему королевского правосудия и местной администрации.

Растущие потребности государства и военные стимулы привели к постоянному увеличению налогов. Король хотел упорядочить систему сбора налогов и укрепить экономическое управление в целом. Богатый высший класс города был привлечен для работы в финансовой системе. Особенно широко была распространена передача сбора налогов в платежи. Налогоплательщики сначала платили свои собственные деньги в качестве налогов, а затем извлекали из населения суммы, значительно превышающие вложенные ими средства. Таким образом, они создали для себя огромное богатство. Французскую буржуазию отговаривали от производственной деятельности из-за значительных прибылей, которые она получала от службы королю, в отличие от английской или голландской буржуазии. Большая часть средств пошла в финансовый, непроизводственный сектор и не была предназначена для развития экономики.

Франция в XVI - первой половине XVII в.

Франция в шестнадцатом и первой половине семнадцатого века.

Французские дворяне

Французское дворянство

Франциск I и его двор

Франциск I и его двор

Отличительной особенностью Франции было раннее возникновение системы государственного долга. Первые государственные займы были предоставлены в 1522 и 1536 годах для финансирования итальянских войн. Участие в кредитах стало еще одним полем деятельности для крупных капиталистов, новым способом получения непроизводительного дохода. Таким образом, появился особый вид арендаторов — класс предпринимателей, которые жили за счет процентов на вложенный ими капитал. Со временем Франция превратилась в классическую страну рантье.

Замок Шамбор

Замок Шамбор

Одна из лестниц в центре замка Шамбор

Одна из лестниц в центре Шамбора

При Франциске I была введена и широкомасштабно реализована система продажи государственных должностей. Для этого было создано множество новых и даже лишних должностей, что привело к чрезмерному росту бюрократии. Бюрократия (от слов «бюро» — различные органы власти и «кратос» — власть или буквально «правление бюро») — это особый механизм власти, который не столько решает задачи управления различными сторонами жизни государства, сколько озабочен обеспечением собственных прав и привилегий. Французская бюрократия стала самой многочисленной в Европе и во многом определила особенности государственного устройства Франции. Высшие бюрократические должности давали право на дворянство. Так возникла новая аристократия — «аристократия мантии» — в противовес традиционной «аристократии меча». Аристократия мантии» представляла собой прослойку финансистов и юристов, тесно связанных с государством, а также молодых землевладельцев, живших за счет ренты.

Предпосылки гугенотских войн

Превращение Франции в единое национальное государство осложнялось различиями в физических условиях, обычаях, системе управления, культуре и даже языке между регионами. Южные провинции занимали особое положение. Они были включены в состав французского государства позже других и сохранили свою самобытность. Религиозное разделение добавилось в середине XIX века, когда на юге утвердилась новая вера — кальвинизм, приверженцев которого во Франции называли гугенотами.

Одним из последствий распространения кальвинизма стал расцвет политической журналистики в период так называемых «гугенотских войн». Литература этого периода освободилась от традиций Ренессанса, о чем свидетельствуют работы великого мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592). Его философские размышления, «Эссе», принесли ему заслуженную славу и всемирное признание и отражают весь трагизм времени, в котором он жил. Произведение Монтеня — величайший памятник общественной мысли Франции, выходящий за рамки культуры эпохи Возрождения и отражающий мировоззрение раннего нового времени.

Французские крестьяне и горожане. Современный рисунок

Французские фермеры и городские жители. Современный дизайн

Особенностью Франции было то, что католицизм получил здесь характер национальной церкви (галликанизм). Еще до Реформации королевский контроль над церковью был усилен соглашением с Папой в 1516 году. Церковь, по сути, стала государственной структурой. Поэтому влияние Рима во Франции было не таким большим и не таким революционным, как в Германии или Англии. Здесь католицизм был укоренен в глубокой национальной традиции и занимал прочные позиции. Этим объясняется ожесточенная и упорная борьба, развернувшаяся во Франции по вопросам веры.

К концу Итальянских войн кальвинизм стал настолько сильным, что гугеноты во Франции смогли создать свою собственную организацию, которая была в значительной степени независима от установленной системы управления.

Некоторые историки называют события второй половины XVI века гражданскими войнами, другие — религиозными или гугенотскими. И то и другое по-своему верно, потому что религиозные конфликты были неотделимы от борьбы за политическую власть. Представители соперничающих партий без колебаний меняли свою веру, когда это было необходимо. Были «религиозные гугеноты» и «политические гугеноты». Поэтому название «Гугенотские войны» является наиболее подходящим, так как оно лучше отражает различные аспекты этого конфликта.

Гугенотские войны (1562-1594 гг.)

Король Генрих II, предпринявший решительную атаку против гугенотов, погиб на турнире вскоре после подписания мира Катона Камбрези. Его преемник Франциск II (1559-1560 гг.) был слабым подростком пятнадцати лет, когда судьба бросила ему французскую корону, и он умер всего через полтора года. Другие события связаны с именами двух его братьев — Карла IX и Генриха III. Во время своего правления Екатерина Медичи (1519-1589), мать трех последних королей династии Валуа, играла важную роль в политике.

Екатерина Медичи

Екатерина Медичи

Растущие религиозные разногласия, осложненные политическими спорами и аристократическим соперничеством, в конечном итоге привели к открытому конфликту. Во главе гугенотов стояли родственники правящего дома Бурбонов, во главе католиков — герцоги из лотарингского рода Гизов, отличившиеся в итальянских войнах. Внутренний конфликт с самого начала был осложнен иностранным вмешательством. Гугенотов поддерживала королева Англии Елизавета I и ее немецкие единоверцы, католиков — король Испании Филипп II.

Гугенотские войны начались в 1562 году, когда католики напали на гугенотов. Первые три войны, закончившиеся в 1570 году, не только позволили гугенотам заявить о своих правах, но и привели к значительным победам. Недовольство в столице росло по мере того, как гугеноты набирали силу. Париж придерживался принципа «один король, один закон, одна вера». В этих условиях Екатерина Медичи решила одним махом разгромить лидеров гугенотов, собравшихся на свадьбу Генриха Бурбонского с сестрой короля Маргаритой Валуа.

Расправа над гугенотами началась 24 августа 1572 года, в праздник святого Варфоломея. Варфоломеевская ночь была самым известным событием гугенотских войн и одним из самых кровавых эпизодов в истории европейской Реформации.

Варфоломеевская ночь. Гравюра XVI в.

Варфоломеевская ночь. Гравюра на меди 16 века.

В течение трех дней Париж находился во власти толпы. Тысячи людей погибли в столице и других городах. Генрих Бурбонский, живший в королевском дворце, выжил только потому, что перешел в католичество. Убийства сопровождались массовыми грабежами. Стоит вспомнить, что с началом гугенотских войн на Францию обрушились погодные катаклизмы, уничтожившие урожай на несколько лет. Хлеб стал настолько дорогим, что стал недоступен для многих. Война принесла еще большие разрушения. Толпы обедневших крестьян заполнили Париж.

Для гугенотов борьба за влияние на короля теперь превратилась в войну против короля и за смену династии. Не имея перспектив на победу во всей Франции, они начали строить свое собственное государство на юге страны. Гугенотские города, которые фактически стали независимыми республиками, объединились в федерацию, которая создала собственную армию.

В 1580-х годах произошло дальнейшее ослабление королевской власти, что вызвало недовольство как гугенотов, так и католиков. Кризис во Франции в это время возбудил население северной Франции, доведенное от отчаяния до фанатизма, против гугенотов. Ненависть к гугенотам усиливали иностранные наемники из соседней Германии и Фландрии, которые позволяли грабить и убивать себя во имя протестантской веры. Ситуация осложнялась династическим кризисом. Убийство последнего Валуа, Генриха III, в 1589 году сделало лидера гугенотов Генриха Бурбона, уже короля Наварры, законным наследником французского престола. Но Франция еще не была завоевана. В марте 1590 года претендент одержал убедительную победу в битве при Иври. Католики потеряли почти 6 000 человек — огромное число для того времени. Испанская армия ответила вторжением в Париж в 1591 году.

История гугенотов: кто это такие, с кем воевали и чем отличались от католиков?

История гугенотов: кто это такие, с кем воевали и чем отличались от католиков?

Слово «гугенот» в переводе с немецкого означает товарищ, соратник, союзник. Кто такие гугеноты? Определение и понимание этого термина в разное время имело разное значение. Например, во Франции XVI века гугеноты были членами Женевского союза, которые протестовали против герцога Савойского. Сначала это слово имело негативный оттенок, но позже, с успешным распространением Реформации по всей стране, французские протестанты сами стали называть друг друга гугенотами. К XVI веку термин «гугенот» стал означать «гражданин Швейцарской конфедерации».

Исторически, гугеноты были протестантами, которые активно действовали во Франции в 16-18 веках и подвергались преследованиям со стороны католической церкви и правительства.

Гугеноты и протестанты — чем они отличаются от католиков?

Отношения между католиками и протестантами были проблематичными не столько по идеологическим, сколько по политическим причинам. Решение Тридентского собора 1563 года обязало всех служителей католической церкви бороться с протестантами, чтобы защитить целостность средневековых основ католицизма. Однако это решение не было поддержано французской католической церковью до тех пор, пока опасное влияние гугенотов не усилилось.

Борцы с гугенотами притесняли их все время существования

Основными позициями протестантов и гугенотов являются:

  • Библия — единственное боговдохновенное слово Господа, единственный и самый ясный источник христианских доктрин.
  • Получение прощения возможно только для верующих, независимо от того, совершает ли человек добрые дела и поступки.
  • Грешник не может заслужить спасение, поскольку оно является Божьей благодатью, незаслуженной милостью, даром от Бога.
  • Христос — единственный посредник между Богом и человеком, спастись может только верующий.
  • Люди должны поклоняться только Богу и почитать только Его.

Основные положения католической церкви:

Католическая церковь в своей доктрине содержит следующие утверждения, отвечающие на вопрос, в чем разница между гугенотами и католиками:

  • Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына, то есть, католики не рассматривают их, как разные источники.
  • Католическая церковь отрицает непорочное зачатие Девы Марии и широко её почитает.
  • Католики почитают святых, мучеников и блаженных, различая при этом понятия поклонения Богу и почитание святых.
  • Римский епископ, властвующий над всей Церковью, является преемником Апостола Петра.
  • Вопросы нравственности и веры, которые учительствует Папа Римский, являются безошибочно верными.
  • Таинство брака не может быть расторжимым, но при этом он может быть признан недействительным.

Войны гугенотов – с кем они воевали и почему проигрывали?

Пропагандисты протестантской доктрины — Фарель, Лефевр, Руссель, Кальвин, последователи французской Реформации — находились под покровительством королевы Маргариты Наваррской, сестры короля Франциска I. В результате им удалось создать тайные лютеранские общины. Лидером гугенотов был король Наварры Генрих Бурбонский, который позже стал королем Франции Генрихом IV.

Генрих IV — лидер гугенотов

В 1534 году все, кто называл себя гугенотами, были арестованы и массово казнены после того, как во всех крупных городах были распространены протестантские брошюры. Памфлеты высмеивали священников и массы и привели к резкому изменению отношения высших властей к протестантам.

По указу короля Франциска I все протестантские сочинения были конфискованы, а протестантские церковные службы запрещены под угрозой смерти. Однако это не помешало распространению движения Реформации.

Во время правления Генриха II, который активно истреблял «секту» и угрожал протестантам колом, возникло около пяти тысяч кальвинистских конгрегаций. Гугеноты мужественно сопротивлялись преследованиям и в 1559 году объединились в заговор с требованием свободы совести и прекращения преследований протестантов. В противном случае заговорщики планировали сместить короля и попросить его передать власть Бурбонам — Луи Конде и Антуану Наваррскому, которые придерживались кальвинизма. Однако заговор был раскрыт, и гугеноты и католики вступили в сражение при Абуазе, где остановился король. В битве гугеноты потерпели жестокое поражение.

Хотя власти продолжали подавлять протестантов, реформаторское движение активно поддерживалось французскими аристократами. После смерти Франциска II власть перешла к мелкому королю Карлу IX. Однако на самом деле страной управляла его мать Екатерина Медичи. Она пыталась примирить все конфессии, и со временем давление на протестантов становилось все меньше и меньше.

Варфоломеевская ночь

Резня гугенотов в варфоломеевскую ночь

Сторонники предыдущего правительства, недовольные уступками, сделанными протестантам, образовали так называемый Триумвират. Борцы против Угенота начали переговоры с Испанией, где доминировали католики, о совместной борьбе против протестантов.

Чтобы завоевать доверие протестантов, Екатерина Медичи решила женить Генриха Наваррского на сестре Карла IX. В то время Франция жила мирно и спокойно, поэтому королева Наварры без страха приехала в столицу, чтобы отпраздновать брак между Генрихом и сестрой короля.

На свадебной церемонии присутствовали многие знатные гугеноты, в том числе Колини, который был в фаворе у короля и занялся французской политикой. Католики ненавидели этот подход, а королева-мать с самого начала хотела избавиться от Колини и его влияния. Вскоре после свадьбы военный и политический лидер гугенотов Гаспар Колиньи подвергся нападению и чудом остался жив. Все эти обстоятельства привели к кровавой резне гугенотов в ночь на 24 августа 1572 года, через шесть дней после свадьбы, в канун Святого Варфоломея, в которой, по разным данным, погибло около 30 000 человек.

править Религиозные войны

Франциск I приказал конфисковать все протестантские сочинения и под страхом смерти запретил гугенотам исповедовать протестантские культы, но эти меры не смогли остановить распространение реформаторской доктрины. В 1555 году Генрих II издал указ, угрожавший гугенотам сожжением на костре, а после заключения мира Катона Камбрези он проявил особое рвение в искоренении «ереси». Тем не менее, при нем во Франции существовало 5 000 кальвинистских общин. При Франциске II, который находился под сильным влиянием Гизов, в 1559 году в каждом парламенте был создан комитет (Chambre ardente) для надзора за исполнением указов против еретиков.

Всеобщая оппозиция Гизам придала гугенотам мужества в борьбе против преследований. Некоторые дворяне-кальвинисты во главе с Лареноди составили заговор с целью потребовать от короля свободы совести и низложения Гиза, а в случае отказа — насильственно низложить короля и заставить его передать правление про-кальвинистским Бурбонам Антуану Наваррскому и Луи Конде.

Заговор был раскрыт, и король бежал из Блуа в Абуаз. Нападение заговорщиков на Абуаз было отбито; многие были убиты в бою, другие казнены. Тем не менее, в мае 1560 года «Пылкие палаты» были уничтожены, но религиозные собрания и публичное отправление протестантского культа по-прежнему были запрещены. В августе того же года адмирал Колини на собрании знати потребовал свободы совести для кальвинистов. Ассамблея отложила решение до Генеральной ассамблеи государств в Орлеане, чтобы решения этой ассамблеи не оказались в пользу гугенотов.

Гизы захватили Бурбонов, а Конте был приговорен к смерти за участие в заговоре. Смерть Франциска II помешала исполнению приговора. При Карле IX в 1561 году был издан указ, отменяющий смертную казнь за вступление в секту. Чтобы положить конец конфликту между католиками и гугенотами, в Пуасси были проведены религиозные дебаты, но они не привели к желаемому соглашению.

Так называемый триумвират в составе герцога Гизау, коннетабля Монморанси и маршала Сент-Андре пытался подавить Реформацию и сумел привлечь на свою сторону Антуана Наваррского. Сразу же после принятия в 1562 году указа о предоставлении гугенотам права свободно исповедовать свою религию Франсуа де Гиз напал на группу гугенотов, собравшихся в сарае в Васси для отправления культа. Все они были убиты, и это стало началом междоусобной войны. Первая война (всего их было 8) велась с переменным успехом и закончилась в 1563 году договором, подтвержденным эдиктом Абуаза, который вновь предоставил гугенотам религиозную свободу.

Однако королева-мать, лишившая Гиз своего влияния, не желала, чтобы гугеноты пользовались им, и новым указом отменила почти все прежние вольности, дарованные гугенотам; тогда Конде и Колини решили взять короля в свои руки; но их заговор был раскрыт, и двор бежал в Париж. Конте осадил столицу. В Лонгклауде снова был заключен мирный договор и объявлена всеобщая амнистия, но через шесть месяцев снова вспыхнула гражданская война.

править Ла-Рошель

Ненависть католических масс к гугенотам проявилась в многочисленных кровавых бунтах. Конте и Колини бежали в Ла-Рошель, которая с тех пор стала штаб-квартирой гугенотов. Английская королева Елизавета снабжала гугенотов деньгами и оружием, а немецкие протестантские князья поддерживали их войсками. В битве при Жарнаке в 1569 году католики под командованием маршала Таванна полностью разгромили гугенотов; Конде был захвачен и убит.

править Нантский эдикт

После смерти Генриха III Генрих Наваррский стал наследственным королем Франции, но ему пришлось выдержать долгую борьбу и принять католицизм, прежде чем корона была признана всеми. Сначала король боялся разозлить католиков, защищая гугенотов, но в итоге в 1598 году он издал Нантский эдикт, который был повторением предыдущих эдиктов 1563, 1570 и 1577 годов с некоторыми дополнениями. Несмотря на недовольство парижского парламента, Генрих ввел в действие Нантский декрет в своих регистрах.

Хотя Людовик XIV подтвердил указ, гугеноты под влиянием честолюбивой аристократии поддержали восстание принца Генриха II Конта и успокоились только после подтверждения их прав и свобод.

В 1617 году католическое духовенство убедило короля издать указ о введении католической религии в чисто протестантском Биарне; гугеноты должны были вернуть католикам церковное имущество, находившееся в их руках в течение 50 лет. Поскольку они не подчинились указу, король сам пришел к Биарну и заставил его исполнить его силой. Гугеноты восприняли это как открытый призыв к войне и взялись за оружие, но терпели постоянные поражения из-за некомпетентности своих лидеров.

Мир в Монпелье, однако, даровал им полную амнистию и возвращение их имущества; только проведение религиозных собраний было запрещено без предварительного согласия короля. Король не выполнил многие из условий договора, и гугеноты снова восстали; их флот под командованием Субиса разбил королевский флот, посланный Ришелье против Рошфора, но вскоре сам был полностью разбит.

После короткого перемирия война разгорелась с новой силой. Несмотря на помощь английского флота, войска короля захватили оплот гугенотов Ла-Рошель. Согласно Алескому договору, гугеноты должны были разрушить крепости Кастр, Монтобан, Ним и Юзес, за что получили амнистию и свободу вероисповедания.

При Ришелье и Мазарине гугеноты пользовались своими правами беспрепятственно, но Людовик XIV постепенно начал ограничивать права гугенотов, а после смерти Кольбера их насильно обращали в католичество, пока сам Нантский эдикт не был отменен эдиктом Фонтенебло в 1685 году.

Затем многие гугеноты бежали в Швейцарию, Нидерланды, Германию и Англию. В общей сложности Франция потеряла 200 000 трудолюбивых граждан. За границей им везде были рады, и они внесли значительный вклад в возрождение торговли и промышленности. Ожесточенные преследования вызвали так называемое восстание Камисара в Севилье в 1702 году, которое возглавил Жан Кавалье. Несмотря на все ограничительные меры, во Франции возобладал протестантизм. Людовик XV по настоянию иезуитов издал множество новых указов против еретиков, но дух гуманизма был настолько глубоко укоренен, что даже королевские чиновники не смогли обеспечить исполнение указов.

В 1752 году правительство предприняло последнюю попытку подавить протестантизм, объявив все крещения и браки, совершенные реформатскими священниками, недействительными и приказав, чтобы их снова совершали католические священники. Эта мера вызвала новую волну иммиграции; общественное мнение заставило правительство отозвать свой указ.

Революция 1789 года дала протестантам все гражданские права, которые так долго от них скрывали. Кодекс Наполеона узаконил их равенство, и даже Реставрация признала свободу совести реформаторов и гарантировала государственную поддержку их священникам.

править Ссылки

  • И. В. Лучицкий. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции. Католическая лига и кальвинисты во Франции.
  • Клячин. Политические собрания и политич. организация кальвинистов во Франции
  • Уваров П. Ю. Что стояло за Религиозными войнами XVI в.? От социальной истории религии к «le vécu religieux» и обратно // Французский ежегодник 2004. М.: 2004.
  • De Félice. Histoire des protestants en France
  • Anquez. Histoire des assemblées politiques des réformés en France
  • Puaux. Histoire de la réforme française
  • Lacretelle. Histoire de France pendant les guerres civiles
  • Klüpfel. Le colloque de Poissy
  • Rémusat. La Samte-Barthelemy
  • Challe. Le calvinisme et la ligue
  • Schaeffer. Les huguenots du XVI siècle
  • Soldan. Gesch. des Protestantismus in Frankreich
  • von Pollenz. Gesch. des franz. Calvinismus
  • Baumgarten. Von der Bartholomaeusnacht
  • Poole. Hist. of the huguenots
  • While. Massacre of St. Bartholomew, preceded by a narrative of the religious wars

В статье использованы материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий