История Битвы за Атлантику. Битва за атлантику 1939 1945.

Лютьенс не знал, что британцы потеряли из виду его корабль, и утром 25 мая 1941 года отправил несколько тревожных радиосообщений в штаб. Это позволило британцам перехватывать сообщения и определять местонахождение противника с помощью гидросамолетов. Впоследствии бомбардировщики-торпедоносцы были выведены из строя.

Битва за Атлантику (1939-1945)

Уинстон Черчилль (до мая 1940 года) Дадли Паунд Эндрю Каннингем Мартин Несмит Перси Ноубл Макс Кеннеди Хортон Фредерик Боухилл Филипп де ла Ферте Джон Слессор Перси Неллес Леонард Мюррей Эрнест Кинг Ройал Ингерсолл(англ.).( русск. Джонас Ингрэм

30 248 моряков 3 500 торговых судов 175 военных кораблей (основные категории) 1

28 000 моряков 783 подводные лодки 47 других военных кораблей

  • Западная Европа
  • Восточная Европа
  • Средиземноморье — Ближний Восток — Африка
  • Тихий Океан
  • Китай
  • Польша
  • Финляндия 1939-40
  • Сенегал
  • Габон
  • Балканы 1940-41
  • Югославия 1941-45
  • Иран
  • Мадагаскар
  • Лапландия
  • Атлантика
  • Средиземноморье

Немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Граф Шпее» пылает, прежде чем его потопят, декабрь 1939 года.

Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от одноименной кампании Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба между союзниками по антигитлеровской коалиции и нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантике и прилегающих морях. Главной целью Оси было нарушить атлантические коммуникации Британии с другими союзниками, чтобы заставить Британию пойти на переговоры и распустить коалицию. Главной целью союзников было защитить коммуникации и тем самым обезопасить военные усилия коалиции.

Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на своих коммуникациях как на самом слабом звене. Использовались: большие надводные корабли, подводные лодки, надводные торговые крейсера, надводные самолеты и легкие надводные корабли (катера).

Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю пришлось 68% потерь судового тоннажа союзников и 37,5% потерь боевых кораблей. 2 Вступив в войну с 57 кораблями, в основном небольшими прибрежными подводными лодками типа II, Германия приступила к амбициозной программе строительства подводных лодок и к 1945 году построила более тысячи подводных лодок различных типов.

Карл Дёниц, командующий подводным флотом Кригсмарине, разработал тактику групповых атак подводных лодок на конвои судов, так называемую тактику «волчьей стаи». Он также организовал систему снабжения подводных лодок вне баз и другие виды поддержки. Хотя эти меры не встретили серьезного сопротивления, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако на протяжении всей войны Кригсмарине страдала от плохого сотрудничества с другими силами, особенно с Люфтваффе.

После разработки нового типа радара, расшифровки радиосистемы немецких подводных лодок, наличия достаточного количества самолетов и строительства большого количества эскортных кораблей и малых эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и некоторых важных баз и выход Италии из войны означали, что благоприятные боевые условия для Германии больше не существовали. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять затонувшие мощности быстрее, чем союзникам приходилось мириться с потерями. Все это привело к поражению Германии в битве за Атлантику.

Битва за Атлантические водные пути прошла через несколько важных этапов, отмеченных радикальными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.

Западные источники дают следующую периодизацию 2 :

  1. Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет государств, война на море велась по нормам призового права.
  2. Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций (сражение в Датском проливе, операция «Цербер»). Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок (известные как «Счастливые времена»), их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
  3. Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим («Вторые счастливые времена» для немцев между январем и августом 1942 года), однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
  4. Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественный рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
  5. Июнь 1944 — май 1945. Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.

Советская историография оценивает значение Восточного фронта 3 и выделяет три периода:

  1. Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
  2. Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
  3. Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжёлыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.

Война подлодок

В начале войны Дёниц представил меморандум главнокомандующему ВМС Германии адмиралу Эриху Редеру, в котором утверждал, что эффективная подводная война может поставить Великобританию на колени из-за ее зависимости от внешней торговли.4 Он предложил систему, известную как «тактика стаи», в которой подлодки выстраивались в длинные линии вдоль предполагаемого курса конвоя. Как только они замечали цель, они собирались для массовой атаки и подавления сопровождающих военных кораблей. Пока корабли сопровождения преследовали отдельные подводные лодки, остальная «стая» могла безнаказанно топить транспортные корабли. По оценкам Деница, 300 новейших кораблей (тип VII) могли причинить достаточно разрушений судоходству союзников, чтобы вывести Британию из войны.

Это резко контрастировало с традиционными представлениями того времени об использовании подводных лодок. Предполагалось, что подводные лодки будут действовать из засады, ожидая за пределами вражеского порта, чтобы атаковать входящие и выходящие корабли. Эта тактика успешно использовалась британскими подводными лодками на Балтике и Босфоре во время Первой мировой войны, но не могла быть успешной, если они тщательно патрулировали подходы к порту. Были также военно-морские теоретики, которые считали, что подводные лодки должны быть присоединены к флоту и использоваться в качестве эсминцев; это было испробовано немцами в Ютландии с небольшим успехом, поскольку подводные коммуникации все еще находились в зачаточном состоянии. Японцы также настаивали на концепции подводного флота, которая следовала доктрине Мэхэна, и не использовали свои подводные лодки для блокады или охоты. Большая часть военно-морского мира по-прежнему считала подводные лодки «бесчестными» по сравнению с надводными кораблями. Так было и с военно-морским флотом; Редер успешно провел кампанию по увеличению стоимости больших военных кораблей.

До войны основным противолодочным средством Королевского флота были патрульные корабли прибрежной зоны, оснащенные гидрофонами и вооруженные небольшими пушками и глубинными бомбами. В 1920-х и 1930-х годах Королевский флот, как и большинство других, не рассматривал противолодочную войну в качестве тактики. Неограниченная противолодочная война была запрещена Лондонской морской военной конвенцией; противолодочная война считалась «оборонительной»; многие морские офицеры считали, что противолодочная война — это утомительная работа сродни поиску мин, и что активный гидролокатор делает подводные лодки бесполезными. Хотя эсминцы также были оснащены глубинными бомбами, эти корабли должны были использоваться для операций флота, а не для патрулирования побережья, поэтому противолодочная подготовка экипажей не проводилась. Однако британцы не знали, что модернизация торговых судов, которую Великобритания проводила с начала войны, вывела их из-под защиты «правил плавания «5, и что испытания гидролокаторов подводных лодок проводились в тепличных условиях6 .

Первые месяцы войны принесли успех немецкому флоту: с сентября по декабрь 1939 года только немецкие подлодки потопили 114 судов (в том числе 51 британское) общим водоизмещением 451 126 тонн; потери Германии составили 9 подлодок. 7

Первая кровь

Первой жертвой U-boat во Второй мировой войне стало британское пассажирское судно Athenia, торпедированное в 200 милях от Гебридских островов 3 сентября 1939 года. В результате нападения на U-30 погибли 128 членов экипажа и пассажиров, многие из которых были детьми. Однако объективности ради следует отметить, что этот жестокий эпизод не очень характерен для первых месяцев войны. Первоначально многие командиры немецких подводных лодок пытались следовать Лондонскому протоколу о боевых действиях подводных лодок от 1936 года: сначала остановить торговое судно на поверхности и высадиться на него для обыска. Если судно могло быть потоплено по закону о добыче (международное право, регулирующее захват торговых судов и грузов в море воюющими странами), поскольку оно явно являлось частью вражеского флота, экипаж подводной лодки должен был дождаться, пока моряки судна сядут в спасательные шлюпки и отойдут на безопасное расстояние от потопленного судна. Но вскоре враждующие стороны перестали играть в джентльменскую игру: Командиры подводных лодок начали докладывать, что отдельные корабли, с которыми они сталкивались, активно использовали артиллерию, установленную на их палубах, или немедленно подавали специальный сигнал для обнаружения U-boat — SSS. Немцы также все меньше хотели быть вежливыми с врагом, так как хотели закончить войну, которая началась в их пользу.

17 сентября 1939 года U-29 (капитан Шухард), атаковав авианосец «Корейджес» залпом из трех торпед, добилась крупного успеха. Для британского Адмиралтейства потеря корабля такого класса и 500 человек экипажа была тяжелым ударом. Таким образом, дебют немецких подводных лодок был в целом очень впечатляющим, но он мог бы быть еще более болезненным для противника, если бы не повторяющиеся неудачи в использовании торпед с магнитными взрывателями. Кстати, почти всем участникам пришлось столкнуться с техническими проблемами на ранних этапах войны.

Прорыв в Скапа-Флоу

Если потеря авианосца в первый месяц войны уже была серьезным ударом для британцев, то событие в ночь с 13 на 14 октября 1939 года стало уже тяжелым ударом. Планирование операции осуществлялось под личным руководством адмирала Карла Деница. На первый взгляд, якорная стоянка Королевского флота в Скапа-Флоу казалась совершенно неприступной, по крайней мере, с моря. Течения здесь были сильными и коварными. А подходы к базе круглосуточно охранялись патрульными катерами, оснащенными специальными сетями для подводных лодок, мачтами и затопленными кораблями. Тем не менее, подробные аэрофотоснимки местности и данные с других подводных лодок помогли немцам найти единственную лазейку. U-47 и его удачливый командир Гюнтер Прын взяли на себя руководство операцией. В ночь на 14 октября этот корабль пробрался через узкий пролив, преодолев оружейный заслон, который был случайно оставлен открытым на главной дороге вражеской базы. Прен нанес две торпедные атаки с земли по двум британским кораблям, стоящим на якоре в море. Линкор Royal Oak, модернизированный 27 500-тонный ветеран Первой мировой войны, взорвался с силой и затонул с 833 членами экипажа, также погиб адмирал Блангроув, который находился на борту корабля. Британцы были застигнуты врасплох, решив, что базу атаковали немецкие бомбардировщики, и открыли огонь в воздух, после чего U-47 благополучно избежал возмездия. Прин, вернувшийся в Германию, был назван героем и награжден Рыцарским крестом с дубовыми листьями. Его личная эмблема «Бык Скапа Флоу» стала эмблемой 7-й флотилии после его смерти.

Только в июне 1940 года подводная лодка U-47 под командованием Гюнтера Прина потопила двенадцать кораблей в Атлантике.

Волчьи стаи папаши Карла

Период с 1940 по 1941 год, в течение которого немцы достигли впечатляющих успехов в подводной войне при относительно низких потерях, позже был назван «тучными годами». Немецкие подводные лодки отплывали одна за другой, чтобы минимизировать расстояние до Атлантики, поскольку после завоевания Франции их основные базы находились на атлантическом побережье — в непосредственной близости от коммуникаций противника. Мощность потопленных кораблей союзников начала быстро увеличиваться. Ежемесячно британцы теряли около 400 000 тонн торговых судов, что ставило Великобританию в крайне тяжелое положение. Страна столкнулась с нехваткой продовольствия и стратегических материалов. В какой-то момент даже главному идеологу тотальной подводной войны нацистов показалось, что его U-boats скоро поставят гордых британцев на колени. Адмирал Дениц, командующий подводным флотом Рейха, смог реализовать свою тактику «дикого волка», разработанную в 1938 году, в полную силу, управляя всем из своей штаб-квартиры в Париже. Обычно это делается следующим образом: Как только становился известен приблизительный маршрут конвоя, группа из 6-9 подводных лодок выходила на маршрут. Командир, первым заметивший добычу, немедленно передавал кодированное сообщение и ожидал прибытия остальных истребителей. Затем начинался пир. Отдельные корабли уничтожались немедленно, а группы атаковались круглосуточно. Первая атака стаями (стайная тактика) была проведена в середине октября 1939 года отрядом из пяти кораблей. Им удалось потопить 3 корабля и потерять 2 подводные лодки. Как только британцы установили эффективное воздушное патрулирование на побережье, «волчья стая» немедленно переместилась дальше в море — за 19 градусов западной долготы. Там, далеко от британского побережья, немецким подводным лодкам больше не мешали топить корабль за кораблем, иногда неделями, в поисках своих жертв. Британцы пытались прикрыть свои корабли в буферной зоне, недоступной для береговой авиации — посреди океана они даже спешно переоборудовали торговое судно «Одесити» в самолет сопровождения с шестью истребителями на борту. Но в декабре 1941 года «Одесити» был потоплен, и печальный список потерь «волчьей стаи» снова начал стремительно расти. В 1941 году было потоплено 4 398 кораблей общим водоизмещением 2 100 000 тонн и потеряно 35 немецких кораблей.

Верноподданный Лев

Своим успехом во Второй мировой войне немецкий подводный флот во многом обязан Карлу Деницу. Как бывший командир подводной лодки, он прекрасно понимал потребности своих подчиненных. Адмирал лично познакомился с каждой вернувшейся подводной лодкой, организовал специальные санатории для измученных экипажей, проведших месяцы в море, и присутствовал на церемонии выпуска школы подводных лодок. Матросы называли своего командира «Папа Карл» или «Лев» за его спиной. Фактически, Дениц был движущей силой возрождения подводного флота Третьего рейха. Вскоре после подписания англо-германского соглашения, отменившего ограничения Версальского договора, он был назначен Гитлером «U-Boot-Führer» и принял командование 1-й U-лодкой. На новом посту ему пришлось столкнуться с активной оппозицией со стороны сторонников больших кораблей в военно-морском руководстве. Однако благодаря своему таланту блестящего администратора и политического стратега, командир подводной лодки всегда мог представлять интересы своей службы на самых высоких правительственных уровнях. Дениц был одним из немногих убежденных национал-социалистов среди старших офицеров военно-морского флота. Адмирал использовал любую возможность, чтобы публично восхвалять фюрера. Во время выступления перед берлинцами он был настолько очарован, что заверил своих слушателей, что Гитлер предвидел великое будущее Германии и поэтому не может ошибаться: «Мы черви по сравнению с ним»! В первые годы войны, когда его подводные операции были очень успешными, Дених пользовался полным доверием Гитлера. И вскоре настал его великий час. Этому подъему предшествовали весьма трагические для немецкого флота события. В середине войны гордость немецкого флота — тяжелые корабли типа «Тирпиц» и «Шарнхост» — были практически уничтожены противником. Ситуация требовала радикального изменения направления в военно-морской войне: «партия военных кораблей» должна была быть заменена новой группой, поддерживающей философию крупномасштабной подводной войны. После отставки Эриха Редера 30 января 1943 года Дениц был назначен его преемником на посту главнокомандующего военно-морскими силами Германии с присвоением звания «гросс-адмирал». Два месяца спустя немецкий подводный флот установил рекорд: в марте он потопил 120 кораблей союзников общим тоннажем 623 000 тонн, за что его лидер был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями. Однако время великих побед подходило к концу. Уже в мае 1943 года Дениц был вынужден вывести свои корабли из Атлантики, опасаясь, что вскоре ему нечем будет командовать. (К концу того же месяца гросс-адмирал мог подвести страшный для себя баланс: 41 корабль и более 1000 подводников были потеряны, включая младшего сына Деница Петера). Это решение разозлило Гитлера, и он призвал Дениха отменить приказ, заявив: «Речь не может идти о том, чтобы не допустить участия подлодок в войне. Атлантика — это моя первая линия обороны на Западе». До осени 1943 года немцы должны были платить за каждый потопленный корабль союзников одним своим. В последние месяцы войны адмирал был вынужден отправить своих людей на почти верную смерть. Тем не менее, он остался верен своему лидеру до конца. Перед самоубийством Гитлер назначил Дениха своим преемником. 23 мая 1945 года новый глава государства был взят в плен союзниками. На Нюрнбергском процессе организатор немецкого подводного флота избежал обвинения в отдаче приказов,

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий