Испано-Американская война 1898 года. Испано американская война 1898.

Нехватка продовольствия и другие обстоятельства заставили командующего сухопутными силами Испании адмирала Серверу отдать приказ о прорыве блокады 2 июля.

Испано-американская война 1898 года – ее причины и последствия

Как и в большинстве вооруженных конфликтов, основной причиной испано-американской войны стала борьба за колонии, которые эти страны считали своей собственностью.

Испанцы прославились как мореплаватели в период с XV по начало XVII века и сумели создать значительную колониальную державу.

Достойными конкурентами Испании были сначала Португалия, а затем Великобритания и США.

  1. Испано-американская война 1898 года – ее причины и последствия
  2. Причины испанско-американской войны
  3. Подготовка к войне и планы ее участников
  4. Кратко об истории борьбы за Кубу
  5. Кратко об итогах войны
  6. Последствия войны
  7. Заключение

Испано-американская война 1898 года – ее причины и последствия

Испанцы постепенно теряли контроль над завоеванными территориями, и в конце XIX века началось открытое противостояние за одну из самых ценных территорий Испанской империи — Кубу.

Причины испанско-американской войны

Испании не удалось создать прочную систему управления заморскими территориями, основанную на лояльности местного населения и рациональном использовании природных ресурсов. Жесткая политика Мадрида в отношении собственных владений привела к краху испанской колониальной системы. Борьба за независимость, вспыхнувшая в Латинской Америке в первой половине XIX века, стала серьезным испытанием для испанского суверенитета по другую сторону Атлантики. Конечно, у латиноамериканцев были свои причины для отмены испанского правления (например, испанское присутствие в местной администрации, эксплуатация крестьян, бедность и обнищание населения и т.д.), но значительная часть импульса также исходила от Великобритании, которая поддерживала революционеров, а затем ввела в регионе не менее суровые законы.

В Америке наблюдался активный рост промышленного сектора, которому требовалось как финансирование, так и новое сырье. Были построены огромные заводы, развивалось сельское хозяйство. Сопротивление коренного населения было преодолено, и вся земля стала принадлежать белым. Карибские острова, включая Кубу, представляли для американцев особый интерес. На это было несколько причин:

— Строительство военно-морских баз для обеспечения безопасности атлантического побережья и развития морской торговли,

— Куба служила прикрытием для Североамериканского перешейка и в будущем станет хорошим прикрытием для Панамского канала,

— Видные американские политики считали, что Куба и другие близлежащие острова должны стать частью Соединенных Штатов; этого требовала доктрина Монро.

Куба представляла для США лакомый кусок

Куба, несомненно, была популярным направлением для Соединенных Штатов, и кубинский народ также был недоволен испанским правлением. В 1860-х годах на Кубе некоторое время удавалось править демократическим путем, но испанцы смогли подавить восстание.

Однако это не означало, что сопротивление полностью прекратилось; начиная с 1895 года было организовано партизанское движение против испанского владычества. Хотя на острове было расквартировано 150 000 испанских солдат, сломить сопротивление было невозможно.

Чтобы помочь повстанцам, на остров были отправлены американские добровольцы. В Соединенных Штатах говорили о том, что пора вмешаться в дела Кубы, и зимой 1898 года это стало реальностью.

Подготовка к войне и планы ее участников

Для Испании участие в войне было непростой задачей, поскольку солдаты на местах были истощены партизанскими отрядами и болезнями. Единого командования не было, дисциплина была слабой, не хватало продовольствия и оружия.

Перевозка новых войск и вооружений через океан была очень дорогостоящей, поэтому основные военные действия против американцев были возложены на флот, который, кстати, проиграл американскому флоту. Испанские войска на Кубе нуждались в поддержке. В то же время США беспрепятственно перебрасывали военные силы, продовольствие и боеприпасы с восточного побережья на остров. Боевая готовность армии была на высоком уровне, а американское оборудование позволяло вести войну без значительного экономического ущерба.

Последствия войны

Испания, некогда могущественная морская держава, потеряла территории, которыми владела со времен Великих географических открытий. Потеряв контроль над Филиппинами, Испания больше не могла защищать свои тихоокеанские острова. Через год после войны 1898 года Испания уступила их Германии в обмен на финансовую компенсацию.

В результате испано-американской войны испанский язык потерял свой прежний статус. Жители островов, попавших в руки США, стали больше общаться на английском языке.

Испано-американская война

Куба временно перешла под управление США и стала независимым государством в 1902 году. Гуам, Пуэрто-Рико и Филиппины стали колониями США, а Каролинские и Северные Марианские острова были проданы Германии.

Испано-американская война (исп. Guerra Hispano-Estadounidense, англ. Spanish-American War ) — военный конфликт между Испанией и США в 1898 г. Первая империалистическая война за передел колониальных владений.

Карта испано-американской войны, 1899 год.

После взрыва американского военного корабля «Мэн» в Гаване 15 февраля 1898 года (причины этой трагедии до сих пор не ясны) и под предлогом поддержки народного восстания на Кубе (война за независимость Кубы, продолжавшаяся с 1895 года), правительство У. Маккинли объявило войну Испании. Во время войны Соединенные Штаты оккупировали Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины, которые были частью Испании с XVI века. По Парижскому мирному договору, завершившему войну, Испания отказалась от всех прав на колонии, которые затем были объявлены «свободными государствами», хотя и под американским контролем в той или иной форме. Гуам, южный остров Марианских островов, который находился под управлением генерал-губернатора Филиппин, был уступлен Штатам по Парижскому договору, а в феврале 1899 года Испания продала остальные Марианские острова Германской империи.

Куба и Филиппины позже обрели юридическую независимость. Пуэрто-Рико и Гуам остались под американским суверенитетом, а после Второй мировой войны к их владениям были добавлены Северные Марианы (которые были отняты у Германии в 1914 году и затем переданы Японии, которая, в свою очередь, была «наказана» после следующей войны).

В Испании поражение стало болезненным ударом по национальному самолюбию и отсталости страны, а поколение писателей, появившихся в атмосфере поражения, называют «поколением 98-го года». Король Альфонсо XII, которому в то время было 12 лет, также вырос под влиянием национального кризиса.

Результаты войны сыграли свою роль в судьбе испанского языка в мире. С одной стороны, испанский язык был почти полностью вытеснен в 20 веке в связи с переходом Филиппин под власть США (см. Испанский язык на Филиппинах). С другой стороны, пуэрториканцы, получившие гражданство США в 1917 году, начали активно иммигрировать на континент и сегодня составляют большое испаноязычное меньшинство в крупных городах.

Военные действия в Вест-Индии

Блокада Кубы

Военные действия в Вест-Индии начались вечером 22 апреля 1898 года, когда американская эскадра контр-адмирала Сэмпсона, вышедшая из Ки-Уэста в половине восьмого утра, вошла во внешнюю гавань Гаваны и открыла огонь по испанским береговым батареям. Во время своего перехода американцы также захватили первый корабль-добычу — испанский пароход «Буэнавентура», груженный пиломатериалами. Однако американское военно-морское командование приказало своим боевым частям не вступать в бой с испанскими береговыми укреплениями, так как считало приоритетным уничтожение основных испанских сил. Таким образом, американцы попытались организовать блокаду основных кубинских портов, используя в основном захваченные после начала войны и вооруженные для этой цели торговые пароходы. Для защиты Атлантического побережья американское командование также создало «воздушную эскадру» под командованием командира Шли. 23 апреля корабли начали свое первое дальнее патрулирование.

Взрыв американского крейсера «Мэн»

Толчком к началу полномасштабного военного конфликта между Испанией и США послужила бомбардировка крейсера, который Вашингтон направил в Гавану для защиты американских граждан на Кубе. После взрыва 15 февраля 1898 года антииспанские настроения быстро усилились. Этому способствовало и другое обстоятельство: За неделю до этого инцидента газеты опубликовали провокационную речь испанского посла в США, в которой он крайне уничижительно отозвался об американском президенте.

Испании было предложено вывести свои войска с Кубы и признать суверенитет колонии. Для скорейшего достижения этой цели президенту США было рекомендовано применить вооруженную силу. Испании был установлен крайний срок — двадцать третье апреля. Блокада Кубы американским военно-морским флотом началась за день до установленного срока. 23 апреля Испания объявила войну Соединенным Штатам. Так началась последняя война 19 века.

Силы сторон при объявлении войны

Почти все сражения испано-американской войны 1898 года проходили на море. Преимущество американского флота было подавляющим. Когда была объявлена война, Испания имела только один линкор, семь крейсеров (броненосцев), пять тяжелых крейсеров и три легких крейсера. Силы США включали три броненосных крейсера, четыре линкора, одиннадцать тяжелых крейсеров и восемь легких крейсеров. Преимущество США в полном водоизмещении составило 116 000 тонн против 56 000 тонн. Американский флот превосходил испанский во всех отношениях.

У испанцев была сильная армия и достаточный флот, но она была запущена и уступала американской в плане подготовки. Соединенные Штаты обладали почти неисчерпаемыми экономическими ресурсами, богатой промышленностью и мощным военно-морским флотом, но их армия была небольшой. Гарнизон, который Испания создала на Кубе, в четыре раза превышал численность всей постоянной армии США. США потребовалось некоторое время, чтобы собрать и обучить необходимые силы и перебросить флот, который находился в китайских водах. Для этого планировалось установить блокаду Кубы.

Планы Испании и Соединенных Штатов

В испано-американской войне 1898 года объектом американских амбиций стали испанские колонии на Филиппинах и Кубе. Оккупация Кубы дала бы США доминирующее положение в водах Атлантики на пути к Панамскому перешейку. Канал был крайне важен, поскольку он обеспечил бы короткую связь между западным и восточным побережьями Америки и соединил бы два океана. Ранее американцы несколько раз предлагали купить Кубу у Испании, но всегда отказывались.

Филиппинские острова на азиатском побережье также привлекли внимание американцев, которые были заинтересованы в дальневосточном регионе, где уже прочно обосновался американский капитал. Эти острова могут в конечном итоге закрепить экономические завоевания США на Дальнем Востоке. Испано-американская война 1898 года стала одним из первых этапов эскалации конфликта в Тихом океане, когда интересы Японии, США и европейских стран столкнулись в Тихом океане.

С другой стороны, Испания начала терять колонии, доставшиеся ей со времен великих географических открытий. Страна не имела достаточных экономических и военных ресурсов для сохранения своих территорий. На этот раз Куба и Филиппины стали следующими жертвами империалистической жадности более могущественных Соединенных Штатов Америки.

Поколение 1898 года

Испания 1898

Среди интеллектуальной элиты, измученной историческими спорами, выделилась группа писателей, философов и журналистов, чья деятельность была больше связана с вопросами «исторической судьбы» Испании. Труды и философские идеи этой группы интеллектуалов символизировали «культурный переворот», начавшийся в условиях социального и политического кризиса. Эту группу интеллектуалов стали называть поколением 1898 года, хотя основные модели творчества и философского письма многих интеллектуалов, принадлежавших к этой группе, возникли еще до 1898 года. Писатель и философ Анхель Ганивет считается одним из основателей этого поколения. Он не дожил до подписания мирного договора и покончил с собой в ноябре 1898 года, находясь на дипломатической работе в Риге. Книга Ганивета «Испанская идеология» стала первой концепцией «испанского мировоззрения», выходящего за рамки «традиционализма» и «прогрессивизма» как двух полюсов социальной и политической мысли.

Друг своего коллеги Мигеля де Унамуно пережил «духовный кризис» в 1897 году в связи с личной драмой, которая привела к формулированию его философской системы. Идеологические устремления Унамуно не связаны напрямую с его реакцией на события 1898 года, но репрессивная атмосфера испанской интеллектуальной жизни очень ярко присутствует в его философии, смешивая глубоко личное, «частное», с универсальными и всеобщими вопросами о судьбе страны. Человек в философских построениях Унамуно — это прежде всего «испанец». Не случайно одной из самых известных и показательных цитат мыслителя является следующая: «Я ранил себя в Испании». В этом коротком предложении заключена невероятная глубина. Человек «страдает на родине». Это говорит о многом. Помимо Унамуно и Ганивета, в это «поколение» входят такие писатели, как Асорин, Пио Бароха, Рамон Валье Инклан, поэты Антонио Мачадо и Хасинто Бановте, а также журналист Р. де Маэсту, который был, пожалуй, единственным из всего «поколения», кого непосредственно затронули события 1898 года.

Сам факт того, что работа и деятельность этих людей связана с 1898 годом, показывает символичность этой даты для испанской историографии. Испания 1898″ — это экзистенциальная формула, обозначающая внутреннее состояние страны в целую историческую эпоху, а «поколение» — культурно-философская фигура этой эпохи.

Представители литературной интеллигенции, составлявшие «Поколение 98», были разного возраста, имели несколько разные политические взгляды и творческие ориентации. Поэтому обсуждение одного творческого произведения поколения не совсем правомерно. Всех их объединял «испанский дух», которым они называли свою работу по возрождению. Писатели и философы этого поколения привнесли в свое творчество новое понимание испанской традиции и соединили «родной испанский» с современными тенденциями в социальной и философской мысли. Сегодня большинство представителей «Поколения» считаются классиками испанской литературы, сформировавшими «культурное лицо» последующих десятилетий.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий