Гуситские войны. Гуситские войны в чехии.

Гуситские войны — это войны, которые велись последователями Яна Гуса и между ними в Богемии (современная Чешская Республика) в период с 1419 по 1434 год.

Гуситские войны и Ян Жижка

Гуситские войны — это войны с последователями Яна Гуса и между ними, которые происходили с 1419 по 1434 год в Богемии (современная Чешская Республика).

Гуситская армия, состоявшая в основном из добровольцев, наносила многочисленные поражения крупным профессиональным армиям и отрядам хорошо вооруженных рыцарей немецких, австрийских, венгерских, польских и итальянских феодалов.

Первоначально объединившись против католиков, которые организовали против них ряд крестовых походов, гуситы впоследствии разделились на умеренных (чашников), которые примирились с католиками, и радикалов (таборитов), которые потерпели поражение.

Гуситские войны не принесли существенных результатов ни одной из сторон, но вызвали большие разрушения в Центральной Европе и значительно подорвали экономическую жизнь чешских земель. В отличие от всех других крупных вооруженных конфликтов в Европе, эта война включала в себя крупномасштабные перестрелки из стрелкового оружия.

Зарождение гуситского движения

После известия о казни проповедника Яна Гуса в Праге — на Констанцском соборе 6 июля 1415 года — гуситское движение приобрело революционный характер.

Ян Гус отправился в Констанц по приглашению Сигизмунда (императора СРИ) «для защиты своего народа от ереси» и чтобы лично представить свое учение и взгляды «выдающимся представителям католической церкви». Безопасность визита была гарантирована специальной охранной грамотой от Сигизмунда. Таким образом, чехи расценили казнь Гуса как оскорбление национальной чести и объявили всех еретиками, поскольку многие из них не слышали ничего зловещего в праведных словах Гуса и считали самого Гуса праведным человеком. Особенно они возмущались тем, что император нарушил охранную грамоту.

В сентябре 1415 года они протестовали перед собравшимся в Праге сеймом против убийства Гуса и заявили о своей готовности «защищать закон Христа и его смиренных проповедников до последней капли крови».

Получив протест, Констанцский собор решил «призвать к ответу всех подписавшихся» и 30 мая 1416 года осудил и сжег до смерти Иеронима Пражского, пособника Яна Гуса. Кроме того, Синод отдельно обсудил и осудил как ересь все более распространенную практику священников, симпатизирующих Яну Хусу, принимать мирян в чашу причастия с кровью Христа после празднования Святого Причастия. Несколько сотен лет назад было принято, чтобы только священники делали глоток из потира.

Недовольство этими решениями Совета стало выливаться в волнения в Богемском королевстве. Воспользовавшись свободой проповедовать, введенной Чешским сеймом, сторонники «двойного причастия» — то есть не только хлеба, но и вина, как прямо сказано в Писании — призвали верующих «встать на защиту истины» и собрали большое количество слушателей. Эти спонтанные собрания часто приводили к нападениям на местные монастыри или изгнанию папских священников из церквей. «Потир стал общим требованием сторонников срочных реформ в Богемской церкви, а затем и символом всего гуситского движения. Император, озабоченный текущими политическими вопросами, писал гневные письма, обещая сжечь секту гуситов огнем и мечом. Он потребовал немедленного возвращения изгнанных священников в их приходы. Эффект был обратно пропорционален: проповеди гуситов привлекали все больше и больше людей, их речи становились все более яростными против Папы и его духовенства.

Первая пражская дефенестрация

30 июля 1419 года произошли события, известные как Первая Пражская казнь (латинское «fenestra» — окно). В этот день группа сторонников хунты после утренней мессы прошла маршем к Новой ратуше в Праге и потребовала освобождения своих арестованных соратников, участвовавших в уличных беспорядках. Считается (но точно не известно), что камень, брошенный из ратуши, попал в святые дары (хлеб и вино, ритуально приготовленные священником во время утренней службы). Это неуважение окончательно разъярило толпу. Они ворвались в здание мэрии и выбросили из окна судью, мэра и еще двенадцать чиновников. Жертвы были разбросаны по тротуару, а затем добиты толпой.

Гуситское движение приобрело революционный характер после того, как в Прагу пришло известие о казни Яна Гуса на Констанцском соборе (6 июля 1415 года). Рыцари и дворяне Богемии и Моравии, поддерживавшие реформу церкви, обратились с протестом к Констанцскому собору (2 сентября 1415 года), так называемым Protestatio Bohemorum, в котором они решительно осудили казнь Гуса. Действия императора Сигизмунда, который отправил в Чехию письма с угрозами и обещал утопить в крови всех бизлифистов и гуситов, вызвали гнев народа.

Первый крестовый поход против гуситов

Крестовые походы
1-й крестовый поход
Крестьянский поход
Немецкий крестовый поход
Норвежский крестовый поход
Арьергардные действия
2-й крестовый поход
3-й крестовый поход
4-й крестовый поход
Крестовый поход Альбигой
Крестовый поход детей
5-й крестовый поход
6-й крестовый поход
7-й крестовый поход
Пасторские крестовые походы
8-й крестовый поход
Северные крестовые походы
Крестовые походы против гуситов
Варненский крестовый поход

Немногочисленные сторонники Габсбургов и католической церкви в Богемии разбили лагерь в Кутна-Горе. Чтобы поддержать их, папа римский 1 марта 1420 года объявил крестовый поход против еретиков-гуситов. Император Сигизмунд собрал в Силезии армию из немецких, польских и венгерских рыцарей и пехоты, включая силезское городское ополчение и итальянских наемников. В конце апреля его армия вошла в Богемию и присоединилась к защитникам Кутна-Горы. В этот момент австрийские и баварские части все еще готовились к атаке на южной границе Богемии, а войска из Бранденбурга, Пфальца, Трира, Кельна и Майнца собирались на северо-западной границе.

В конце мая Сигизмунд вошел в Кутна-Гору и потребовал от жителей Праги снять осаду цитадели, в которой закрепились солдаты короля. Пражане послали гонцов в Табор с просьбой о помощи. Девять тысяч таборитов под командованием Яна Жижки прибыли под Прагу. Их рыцари атаковали их на марше, но были отбиты огнем бомбардиров и обороняющихся лучников и лучниц вагенбурга. 20 мая Жижка вошел в Прагу и принял командование над всей гуситской армией. Сигизмунд подошел к Праге с востока, но не решился атаковать противника и 25 мая отступил.

Затем Жижка решил занять Пражскую крепость. Но его защитники уничтожили осадные машины и бомбы гуситов своими бомбами. Атака осталась без ответа. Вскоре Сигизмунд подошел к Праге, на этот раз с запада. Ему удалось доставить в крепость большой обоз с продовольствием и несколько сотен лошадей, для которых у осаждавших не было корма.

В конце июня отряд немецких рыцарей и пехотинцев осадил Тамбор. Армия герцога Австрийского подошла к городу с юга. Но отряд, посланный Жижкой из Праги, внезапно напал на врага сзади, и гарнизон Табора высадился. Осадные силы были разбиты.

Затем Сигизмунд приказал австрийцам идти на Прагу. Здесь 14 июля 1420 года в Витковом лесу произошла решающая битва между гуситами и крестоносцами. Если бы армия Сигизмунда овладела холмом, Прага была бы осаждена. Однако рыцари не смогли преодолеть ров, вырытый в склоне холма, и контратака пехоты под предводительством Жижки вернула их к подножию холма. В этот момент пражское ополчение атаковало фланги армии Сигизмунда. Армия крестоносцев отступила.

Второй крестовый поход против гуситов

Осенью 1421 года обострился конфликт между таборитами и хазниками. Объединенная гуситская армия была фактически распущена. Сигизмунд воспользовался ситуацией и начал второй крестовый поход в Богемию. В сентябре 1421 года крестоносцы осадили город Жатец на границе с Саксонией.

Жижке и отряду таборитов удалось прорвать осаду и доставить в город повозку с продовольствием. Однако контратаки польских и венгерских рыцарей заставили таборитов отступить в Прагу.

Жижка заняла оборонительную позицию на холме Владарж возле города Жлутец. Табориты построили замок из повозок, на котором устроили обстрел. В течение трех дней польские и венгерские рыцари атаковали таборитов, но были отбиты артиллерийским огнем и молотилками. После этого армия Жижки смогла переправиться в Жлутец. Вскоре крестоносцы покинули Богемию из-за трудностей со снабжением.

В конце года они снова вторглись в страну и достигли Кутной Горы. Там войско Сигизмунда встретило армию таборитов. К этому времени Жижка потерял второй глаз в одном из сражений и полностью ослеп, но это не помешало ему принять командование. Сигизмунду удалось захватить Кутна-Гору, но 8 января 1422 года он был разбит Гамбри. Табориты настигли рыцарей и преследовали их до города Немецкий Брод. При переправе через реку Сазава некоторые рыцари провалились под лед и утонули. Оставленная на берегу реки повозка попала в руки таборитов. Через два дня они заняли Немецкий Брод.

Через несколько месяцев на помощь гуситам пришла группа православных жителей Великого княжества Литовского, которые боролись против католицизма в своей стране. В течение восьми лет они вместе с таборитами сражались против польских, немецких и венгерских войск.

В 1423 году большая армия таборитов вторглась в Моравию и Венгрию. В середине октября он достиг Дуная между Комарно и Эстергомом. Здесь гуситов встретила большая венгерская армия. Жижка не решился атаковать и приказал отступать. Венгры преследовали чехов и обстреливали противника. Табориты понесли потери, но большая часть армии смогла отступить в Богемию. Неудача венгерской кампании способствовала обострению конфликта между таборитами и чехами.

Предпосылки и причины

Католическая церковь и немецкие феодалы создали условия для развития оппозиционного движения в Чехии в XV веке. Ее возглавил ректор Пражского университета Ян Гус, который требовал радикальных реформ в церкви и критиковал богатых. В результате Хуса быстро стал популярен среди бедняков. Среди наиболее важных требований и льгот Яна Гуса были:

  • Призыв отменить индульгенции;
  • Обличал симонию духовенства;
  • Выступал против немецкой колонизации Чехии;
  • Перевел Библию на чешский язык, что сделало Священное Писание доступным для бедняков.

Ученики Гуса были более радикальны и призывали к расправам над духовенством католической церкви. Обычная реформа уже не удовлетворяла. Папа Римский считал, что Ян Гусс несет ответственность за распространение ереси, и вызвал его на синод в Констанц. Перед своим отъездом император Священной Римской империи выдал ректору университета специальное охранное письмо. Однако никто из священников и духовенства к этому не прислушался. Хус был арестован и сожжен на костре.

Реакцией на эти зверства стали общественные протесты, которые прошли по всей стране в 1419 году. Непосредственные причины хуситских войн были следующими:

  • Дворяне Чехии направили протест собору в Констанце;
  • Стали появляться народные проповедники, которые трактовали идеи Яна Гуса по-своему, в результате чего, они стали принимать радикальную направленность;
  • Открытое неповиновение крестьян своим феодалам;
  • Желание избавиться от немецкого владычества и засилья.

Поводом к войне послужило собрание у Прати (гора Табор) летом 1419 года, которое переросло в стычку между гуситами и католиками.

Характер войн

  • Религиозный;
  • Национальный;
  • Антифеодальный;
  • Народный.

После первых вооруженных столкновений между гуситами и католиками по всей стране начались восстания. Особенно в Праге буржуазный плебс присоединился к последователям идей Яна Гуса. Каждый месяц все новые и новые общины в Богемии восставали против церкви и немцев. Конфликты и борьба, имевшие местный характер, заканчивались по-разному:

  • Победой гуситов;
  • Поражением от католиков;
  • Победой богатых слоев общества, которые поддерживали немцев.

Внутренняя ситуация в стране осложнилась после смерти чешского короля Вацлава Четвертого и избрания его брата Сигизмунда Первого, который также был императором Священной Римской империи. Богемское население не приняло нового короля, и конфликты разгорелись с новой силой.

В ответ на события в Богемии Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Это был ряд военных действий, в которых можно выделить различные фазы:

  • Первый крестовый поход – 1420 г.;
  • Второй – 1421 г.;
  • Третий – 1422 г.;
  • Четвертый- 1427 г.
  • Пятый – 1431 г.

В 1420 году крестоносцы вошли в Богемию и столкнулись с гуситами около Праги. В 1420 году гуситов возглавил опытный полководец и военачальник Ян Жижка. Под его руководством повстанцы сражались против крестоносцев и выиграли битву. Таким образом, проблема наследования богемского престола осталась нерешенной.

Второй крестовый поход начался через год после Первого, и на этот раз Ян Жижка и гуситы вынудили рыцарей бежать. В одном из сражений он был ранен и ослеплен, но продолжал успешно выполнять свои обязанности аббата гуситов.

Третий крестовый поход снова не увенчался успехом, но проходил на фоне внутреннего раскола в гуситском движении. В 1424 году радикальные гуситы — табориты под предводительством Жижки — разгромили чишников. Через несколько месяцев Ян Жидка умер от чумы. Его место занял Прокопий Великий, который стал активной и важной фигурой в богемской реформе. Он умело руководил таборитами и выиграл не одну битву против немцев и других иностранных захватчиков. Папа объявил Четвертый крестовый поход, как только табориты вновь разгромили армию императора Священной Римской империи. Гуситы вновь одержали победу, что позволило им контратаковать своих врагов и вторгнуться во владения империи в Австрии и Венгрии. Чешским повстанцам удалось достичь Балтийского побережья и распространить идеи Яна Гуса и Реформации. Католический мир и католики называли эту веру ядом из Богемии.

Папа и Сигизмунд I понимали, что гуситское движение необходимо остановить любой ценой. Они начали использовать внутренние разногласия, опираясь на Чашников. Это было в противоположность радикальным таборитам. Пока решался вопрос о том, как вести переговоры с Чашшкирами, Папа вновь объявил о Пятом крестовом походе, который состоялся в 1431 году. Рыцари снова потерпели поражение, на этот раз возле Домажлице.

В 1431 году в Базеле состоялся совет, на котором присутствовали умеренные хазники-гуситы. Папа пришел к соглашению с ними, в результате которого был достигнут компромисс. Был составлен документ под названием «Пражский пакт» (на основе «Пражских статей»), который содержал следующие положения:

  • Богослужение в Чехии разрешено проводиться на чешском языке;
  • Причащаться в церкви можно было под обоими видами;
  • Была ликвидирована церковная юрисдикция;
  • Факт секуляризации был признан, как свершившийся;
  • Чехи и моравы обязаны были подчиняться католической церкви и признавать власть Папы Римского;
  • Проповедь в национальных церквях провозглашалась свободной;
  • Священников имел право назначать епископов;
  • Все преступления и греки наказывались не только духовенством, но и гражданскими властями и другими органами;
  • Священникам разрешалось владеть имуществом.

Результаты и последствия Гуситских войн

Два года спустя Сигизмунд Первый был провозглашен королем Богемии во второй раз. Это привело к тому, что в страну въехало большое количество католических священников, немцев. Иностранцы жестоко подавляли гуситов, которые скрывались от официальных властей. Все обещания, данные Сигизмундом при коронации, были нарушены и попраны, требования восставших не были удовлетворены, и в Богемии началась реакция, укреплявшая позиции феодалов. Простой народ страдал от преследований и фискального гнета.

Когда Сигизмунд I умер в 1437 году, богема и богемская национальная партия отказались признать Альбрехта Австрийского преемником императора. Вместо него в 1438 году на престол был избран Казимир Ягелон, родной брат короля Польши Владислава. Этот кандидат не был принят католиками и умеренными чашниками, бывшими членами гуситского движения. Еще одна вражда вспыхнула с участием чехов, поляков, австрийцев и немцев. В итоге католики выбрали своего представителя на троне, Мейнхарда Нойхауского из Богемии, а чехи — Генрика Птачека, и воевали друг с другом. Но борьба закончилась для них неудачно, так как Птачек погиб, а хазники избрали своим лидером Иржи (Юрика) Подебрада. Он арестовал своего соперника Птачека, и таким образом партия Чашника стала правящей партией в стране. В 1458 году он был избран королем. Он известен тем, что разгромил остатки таваровского движения. Оставшиеся в живых члены стали членами Богемского братства, основанного в 1457 году. Члены этой организации стали проповедовать нравственное совершенствование.

К заслугам Иржи Подебрада относятся его усилия по ограничению произвола феодалов, дворян, и уменьшению их давления на крестьян. Король также поощрял развитие торговли и ремесел и увеличил налоги. Подебрады всячески противостояли императору Священной Римской империи и Папе Римскому, поэтому в Чехии долгое время царила религиозная свобода. Этот принцип социальной и религиозной жизни был подтвержден в преемнике Подебрадов, короле Польши Владиславе. В 1516 году Богемия вошла в состав Австрии, и на престол был возведен Фердинанд Австрийский. В результате религиозная свобода постепенно ограничивалась, что привело к усилению преследований в стране. Учение гуситов нашло свое выражение в доктринах Богемских братьев.

Гуситские войны не только привели к власти нового короля, который пытался поддержать крестьян и плебеев. Противостояние оказало большое влияние на чехов и моравов, которые объединились против внешней угрозы и оказали долгое и серьезное сопротивление немцам. Большая часть общества боролась за независимое национальное государство и требовала реформы церкви, что сформировало характер, идентичность и менталитет чехов. Войны последователей Яна Гуса стали предпосылкой для развития Реформации в Чехии и оказали большое влияние на судьбу западных, восточных и южных славян.

Гуситские войны

Гуситские войны в Чехии продолжались с 1419 по 1434 год, поводом для них послужила казнь в 1415 году Яна Гуса, проповедника и идеолога богемской Реформации. Его последователи, гуситы, были реформистским религиозным движением, выступавшим против католицизма и власти немецких феодалов и городских патрициев в королевстве Богемия.

Начало конфликта

Гуситские войны начались 30 июля 1419 года с восстания против католических священников — сторонников папства — в Праге.

Гуситские войны

Движущей силой народного протеста были последователи Яна Гуса, которые бежали на гору Табор, отсюда и название табориты. Они представляли радикальное крыло гуситского движения.

В середине августа 1419 года умер чешский король Вацлав IV. Под контроль повстанцев перешла не только Прага (за исключением цитадели), но и другие города, такие как Пльзень и Табор. Вскоре восстание охватило всю Богемию. Король Сигизмунд, преемник Вацлава, был вынужден начать крестовый поход против повстанцев. Часть богемцев поддерживала короля и католическую церковь, и их лагерь находился в городе Кутна Гора.

Крестовый поход против гуситов был самым важным событием 1420 г. В нем приняли участие немецкие, венгерские и польские рыцари, а также наемники из итальянских городов. В мае 1420 года табориты под командованием Яна Жички одержали первую победу над рыцарями под Прагой. Его армия состояла из пехоты. Воины строили на поле боя укрепления из повозок, использовали огнестрельное оружие и боевые цепи.

К концу 1420 года табориты одержали еще три победы: на Таборе, на горе Витков и в Визераде. Они привели к отступлению армии крестоносцев. Богемия и Моравия перешли под контроль гуситов.

Гуситские войны на карте

События 1421–1434 годов и последствия

Несмотря на свои военные успехи, в 1421 году гуситы вступили в конфликт с радикальными таборитами и умеренным крылом Чашников. Однако их внутренние разногласия не помешали гуситам разгромить второй крестовый поход короля Сигизмунда против Богемии в 1422 году. На помощь восставшим пришел отряд правителя Великого княжества Литовского Витовта.

В 1424 году под Матешовом произошла битва между таборитами и чашниками. Победителем в битве стал таборит Ян Жижка. Вскоре после этого он умер от чумы, и императором таборитов стал Прокоп Великий. В 1426 и 1427 годах гуситы разгромили Третий и Четвертый крестовые походы. Пятый крестовый поход, в котором участвовали 8 000 конных рыцарей и 70 000 пеших воинов со 150 пушками, потерпел неудачу в 1431 году.

Несмотря на успешное сопротивление, в конце 1433 года гуситы оказались втянуты во внутренний конфликт между радикалами и умеренными, которые хотели поговорить с королем и папством.

Гуситские войны закончились 30 мая 1434 года, когда табориты были разбиты хазниками и царским войском в битве при Липанах. Катастрофические войны закончились мирным договором с королем Богемии Сигизмундом и императором Священной Римской империи.

Значение гуситских войн заключалось в том, что они привели к легитимизации гуситской церкви и секуляризации земельных владений католической церкви в Богемии. Крестьяне были освобождены от уплаты десятины. Сигизмунд занимал богемский престол до 1437 года.

Чехия. Гуситские войны

Гражданская война

7 июня 1424 года две гуситские фракции встретились для битвы возле Матешова. Чашники были разбиты неожиданной контратакой таборитской конницы. Табориты также позволили повозкам скатиться с холма и упасть в ряды чашников, вызвав замешательство. Таким образом, Жижке удалось собрать под свое командование всю гуситскую армию. Однако 11 октября 1424 года он умер от чумы: преемником Жижки на посту верховного этмана таборитов стал Прокоп Великий, также известный как Прокоп Голый (на самом деле «бритый», как бывший священник). Чума ослабила богемскую армию, и она была вынуждена приостановить новые кампании на соседних территориях.

В 1425 году Третий крестовый поход начался в Богемии. В основном это была австрийская армия под командованием эрцгерцога Альберта. Он потерпел поражение в Моравии и отступил в Австрию.

В следующем году чешская армия осадила Усти-над-Лабем (Ауссиг), который был завоеван саксонскими войсками. В распоряжении Прокопия Великого, армия которого состояла из таборитских дивизий и пражского ополчения, было 25 000 человек. Армии Саксонии и Мейсена продвигались к блоку Ауссиг.княжества Саксония, Мейсен и Тюрингия.с 15-20 тысячами человек (чешские источники говорят о 100 000). Немцы атаковали богемский вагенбург, состоявший из 500 повозок, и проникли в одном месте, но встретили вторую оборонительную линию из сплошных щитов. Таборитская конница атаковала и повергла врага. Немцы отступили, потеряв до 4 000 человек.

Гуситы убили 14 герцогов и баронов, которые умоляли о пощаде. Младшие члены знатных семей умирали сотнями. Те, кому удалось бежать в соседние деревни, были убиты местными сторонниками гуситов. Некоторые летописцы даже подсчитали, что число убитых таким образом крестоносцев было в три раза больше, чем в самой битве.

Четвертый крестовый поход против гуситов

Четвертый крестовый поход против гуситов в 1427 году возглавили бранденбургский курфюрст Фридрих и Генрих Бофорт. Прокоп Великий и второй гуситский гетман Прокоп Меньший вторглись в Австрию, где разбили армию австрийского эрцгерцога при Тахоффе. Во время сражения католики решили взять вагенбург, но гарнизон вагенбурга бежал в самом начале сражения.

Между 1428 и 1430 годами гуситы несколько раз вторгались в Силезию и Саксонию. Во время одного из походов они дошли до города Наумбург (60 км от Лейпцига) и осадили его. Легенда гласит, что пострадавшие горожане посылали своих одетых в белое детей к Прокопу, чтобы попросить его о милости, чтобы успокоить духов тамплиеров. Согласно этой красивой легенде, Прокоп выслушал детей, угостил их вишнями и покинул город, не причинив никакого вреда. По сей день каждый год в Наумбурге проводится фестиваль в память об этом событии. Скорее всего, жители просто купили таборитов.

Прокоп организовал большую кампанию с 5 армиями и 45 000 гуситов в Саксонии. Во время кампании по уничтожению саксонских территорий, которыми управлял курфюрст Фридрих II, он дошел до города Магдебурга. Зная о предстоящей кампании, Фридрих собрал армию наемников и планировал напасть на гуситов при осаде Дрездена, но армия «еретиков» решила отказаться от осады. Катастрофический рейд, не встретив практически никакого сопротивления (включая стычку между «еретиками» и саксонской кавалерией при переправе через реку Мульде), прошел через Саксонию.

Пройдя всю Саксонию, на которую собирались напасть, гуситы направились в южные земли Германии, которые не ожидали нападения, а именно в Тюрингию и северную Баварию. Там гуситы завоевали такие города, какХоф, Байройт и Кульмах, и даже осадили Вену.Но безуспешно.

Пятый крестовый поход против гуситов

В 1431 году императорский сейм в Нюрнберге решил организовать пятый крестовый поход в Богемию. Многие были против этого из-за неудачи предыдущих крестовых походов, но Сигизмунд и папский легат, кардинал Чезарини, не хотели мира с гуситами. Немецкие княжества выставили 8 200 конных рыцарей и 70-80 000 пехотинцев при поддержке 150 бомбардировок. В августе армия крестоносцев под командованием Фридриха Бранденбургского была внезапно атакована гуситами у богемской границы в их лагере в Домазлице и бежала, оставив свои колесницы и пушки. Затем чехи разгромили саксонских и баварских феодалов при Тахове.

После поражения Сигизмунд созвал гуситов, большинство из которых были чашниками, на переговоры в Базельский собор, но безрезультатно. Чтобы обезопасить свои территории, некоторые католические участники переговоров переехали в Прагу.

Военное искусство гуситов как причина побед

Своими военными успехами гуситы обязаны Яну Жижке, военному реформатору и человеку, положившему конец эпохе рыцарского превосходства на поле боя. Основой успеха тяжелой кавалерии была внезапность нападения. Вес рыцаря на коне за один заряд составлял более 700 килограммов. Пехотинец не смог бы противостоять ему в открытом поле. Только каменные замки могли выдержать многомесячную осаду.

Основные причины побед гуситов над крестоносцами:

  1. Вагенбург. Укрепленный лагерь, состоящий из сцепленных в круг тяжелых повозок. Повозка представляла собой деревянную прямоугольную конструкцию на колесах, обитую железом. Крышка повозки откидывалась. Внутри размещались стрелки, которые вели огонь через бойницы. Так повозка превращалась в деревянный щит, защищающий стрелка со всех сторон. Внутри каждого фургона помещалось 20 солдат. Из них 8 арбалетчиков, 8 человек с пиками, двое с пищалями и еще двое запасных были водителями этого средневекового танка. Вне боя в повозке ехали люди. Незащищенные повозки с вещами и провиантом оборонявшиеся ставили внутри вагенбурга.
  2. Пищаль, или пиштала. Трубная ручная пушка, стрелявшая при помощи пороха. Длина – 40–50 см. Благодаря стрельбе из пищалей рыцарская конница разбивалась, не приблизившись к повозкам. Дополняли армию стрелков из пищалей воины с пушками-гаковницами.
  3. Воинский устав. Ян Жижка систематизировал процесс обучения воинов и составил правила, по которым отряд взаимодействует во время похода. Считается, что его войско отличалось высоким боевым духом и религиозным рвением.

В битве при Судомере 25 марта 1420 года Жижка не только использовал повозки, но и учел особенности местности и разместил замок из повозок на болоте. Те рыцари, которые не были убиты огнестрельным оружием, не имели шансов на победу, что значительно ослабляло боевой дух противника.

В мае табориты взяли Прагу. Когда Сигизмунд попытался вернуть город, ему противостояла армия Жижки с войском в 8000 человек. Согласно летописцам, отряд из 130 воинов победил Сигизмунда. Сигизмунд вместе с гуситами в течение месяца осаждал гору, но не стал дожидаться, пока истощатся запасы провианта для осады, прежде чем начать безуспешную атаку. На следующее утро католики напали на повозки таборитов. Началась паника. Часть солдат была рассеяна, а около 400 утонули, когда пытались переправиться через реку Витава. Табориты же, напротив, потеряли в битве трех человек.

Победы и военные успехи Жижки тем более удивительны, что полководец был слеп. Легенда гласит, что он потерял один глаз в битве при Грюнвальде, когда служил польскому королю Яйелло. Второй глаз он потерял в битве при замке Раби.

Повозка таборитов на сражении реконструкторов в Польше(https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Hussite_wars#/media/File:Husitsky_bojovy_vuz_replika.jpg)

Итоги и последствия

После гуситских крестовых походов власть в Богемии была разделена между политическими союзами под управлением выборных губернаторов — гетманов. Один из них, Иржи Подебрад, разбил таборитов в 1452 году и стал королем Чехии по решению сейма. Он пытался договориться с католической церковью, но вступил с ней в конфликт. В 1462 году новый Папа объявил Пражские соглашения недействительными, предал анафеме короля Иржи и объявил о начале нового крестового похода. В результате на чешский престол взошел Владислав II, католик и сын польского короля.

Через столетие после гуситских войн 90% чешских территорий присоединились к гуситской доктрине. В Моравии до сих пор существуют последователи этого движения (Моравская церковь), хотя сегодня их уже не называют гуситами. В Чехии также есть чехословацкая неогуситская церковь.

Ян Гус и его теория стали частью зарождающегося протестантского движения. Он оказал влияние на Мартина Лютера и лютеранскую Реформацию. Принято считать, что Хус — протопротестант. Однако некоторые богословы считают, что учение Гуса ближе к восточному православному христианству.

Ян Гус был назван величайшим героем чешского народа по результатам опроса Чешского радио в 2015 году. День Яна Гуса отмечается в Чешской Республике 6 июля.

Мемориал Яна Гуса на Староместской площади в Праге, построенный в 1915 году (https://en.wikipedia.org/wiki/Jan_Hus#/media/File:Jan_Hus_Statue_and_Tyn_Church,_Old_Town_Square,_Prague_-_8190.jpg)

Интересные факты

О жизни Хуса известно немного. Его фамилия неизвестна. Гус — это прозвище, образованное от места его происхождения — Ян из Гусинца.

  • Точная дата рождения тоже неизвестна. Исследователи называют 1369, 1373–1375 годы.
  • По легенде, свою мученическую кончину Гус предвидел в детстве. Будучи маленьким мальчиком, он шел домой и попал под сильную грозу. Ян спрятался в расщелинах камней, чтобы переждать дождь, а через время молния попала в дерево рядом и сожгла его. Когда мать заволновалась и пошла искать сына, то нашла заплаканного Яна у дерева. Сквозь слезы мальчик твердил, что дерево сгорело так же, как сгорит он.
  • Гус – защитник прав женщин. В своих проповедях говорил, что женщина тоже создана по образу и подобию Божьему, поэтому может проповедовать и даже воевать наравне с мужчинами.
  • В 1915 году в Праге был открыт мемориал Яну Гусу в честь 500-летия реформатора. В 1893 году памятник Гусу открыли на Союзном кладбище в Богемии, штат Шью-Йорк. Это был первый мемориал, установленный в честь иностранца в США за счет добровольных пожертвований соотечественников.
  • Ян Гус до сих пор считается еретиком с точки зрения католической церкви. Он не был реабилитирован, но папа римский Иоанн Павел II в 1999 году сказал, что «сожалеет о жестокой смерти».
  • Одним из врагов гуситов стала Жанна д’Арк. В письме к лидерам гуситов она требовала отказа от еретических верований, иначе угрожала начать против них крестовый поход. Но через 2 месяца Жанну пленили бургундцы с англичанами, и поход не состоялся.

Хотя гуситы боролись в основном за реформу религиозной жизни, они также оказывали сильное влияние на богемскую политику и военное искусство. Ян Жижка не проиграл ни одного сражения. И современники, и потомки признавали его одним из величайших полководцев и военных реформаторов.

Полевая крепость — табор

Одним из ключей к тактическому успеху гуситов было широкое использование мобильных крепостей — замков на повозках, которые, по сути, представляли собой гуситские телеги, связанные между собой цепями. Сами по себе лагеря не были новинкой в XV веке, но гуситы пошли дальше всех своих предшественников. Ян Жижка намеренно использовал вагонные лагеря для борьбы с высокопоставленной немецкой кавалерией. Табориты (так называлось более радикальное крыло гуситов) шли несколькими колоннами с повозками. Они не только служили средством передвижения для обозов повстанцев, но и были главной тактической единицей гуситской армии. Повозки были оснащены «экипажем» до 15 человек, вооруженных шестами (копьями, парашютами, цепами) для ближнего боя, арбалетами и пистолетами. Это также включало обслуживание легких орудий, которые табориты перевозили на своих повозках. В решающий момент, перед самым сражением, гуситы окружили обозы, распрягли лошадей и связали обозы вместе.

Рис.4.jpg

В Средние века важнейшим тактическим приемом на поле боя был удар тесным строем тяжеловооруженных всадников. Удар лошади и всадника (которые вместе могли весить до 700 килограммов), несущихся на полной скорости, имел огромную силу: даже хорошо вооруженный воин имел мало шансов устоять перед метким броском копья, не говоря уже о пехотинцах из ополчения, которые могли оказать мало сопротивления рыцарям и жандармам. Этим объясняется долгое господство кавалерии в Европе. Но времена изменились.

Ян Жижка смог решить важную проблему: Как возглавить решительную контратаку против рыцарской конницы, не будучи запертым в замке? Кто-то должен взять замок. Неизвестно, была ли эта идея у великого чешского полководца собственной (как утверждает историк Стивен Тернбулл) или он позаимствовал ее у своих восточных соседей, литовцев и русских (как утверждает медиевист Чарльз Оман). Уже на ранних этапах гуситских войн вагенбург стал неотъемлемой частью гуситской тактики, ее символическим воплощением и гарантией победы «еретиков» над качественно и количественно превосходящим противником.

Рис.5.png

Организация Вагенбурга и массовое внедрение огнестрельного оружия сделали немыслимое возможным: теперь кавалерия действительно могла сражаться в открытом поле. За несколько минут караван повозок превратился в неприступную крепость, полную копий и пистолетов, штурм которой был пыткой для немецких принцев и их слуг. Каждый раз крестоносцы пытались взять вражеский лагерь буквально штурмом, но каждый раз терпели сокрушительное поражение.

Дисциплина и моральное превосходство гуситов

В глазах своих врагов гуситы были сборищем отбросов и крестьян, с которыми не стоило скрещивать мечи. Можно сказать, что в состав гуситов входили не только простолюдины, но и представители местной знати — например, сам Ян Жижка был бедным дворянином. Однако большинство гуситов составляли крестьяне и бедные горожане — основа и опора движения. Но на поле боя они были далеки от порки и бесконечно далеки от распространенного средневекового стереотипа, который можно выразить словами великого римлянина Плавта: «Ах, да, простые пешие люди — нищие попрошайки».

Благодаря энергии и таланту Яна Жижки гуситские воины получили отличную боевую и тактическую подготовку — полководец даже написал первое (или, по крайней мере, одно из первых) боевое пособие современной эпохи, в котором систематизировал принципы военной подготовки. Гуситы отличались дисциплиной, высоким боевым духом и редким религиозным рвением, характерным для новых и «обновленных» религиозных общин (вспомните гугенотов Генриха Наваррского или «армию нового образца» Оливера Кромвеля).

Рис.6.png

Их способность применять самые суровые наказания, решимость сражаться до конца и вера в свои идеалы сделали их непобедимыми солдатами, которым удалось отразить несколько крестовых походов (гуситские войны положили конец этому явлению в европейской истории) и множество более мелких вторжений, прежде чем перейти в наступление и напасть на своих соседей.

У гуситов был редкий порядок в маршах и укреплениях — каждый должен был знать свое место в походной колонне и как ориентироваться в бою. Она превратила бывших крестьян и ремесленников в самую мощную армию в Европе, наряду со швейцарской, и ее падение было вызвано не военным поражением, а внутренним конфликтом и разобщенностью повстанцев.

Убийцы рыцарства

Успехи гуситов казались невероятными: их компактные армии неоднократно разбивали феодальные европейские ополчения, состоявшие из представителей знатнейших семей Германии и других государств. Повстанцы не только бросили вызов военной элите того времени, но и невольно свергли армию. Полностью бронированный всадник больше не был безопасным скакуном даже на открытом поле, элементом кавалерийской атаки. Массовое использование снарядов и легкой артиллерии давало таборитам явное преимущество перед их более консервативными противниками. Эпоха рыцарства подходила к концу. Наступала новая эра.

  • Lutzow F. The Hussite Wars. N-Y, 1914
  • Turnbull S. McBride A. The Hussite Wars. Oxford, 2004
  • Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. СПб, 2001
  • Маркевич В.Е. Ручное огнестрельное оружие. СПб, 2005
  • Оман Ч. Военное искусство в Средние века. М., 2011
  • Пашинин А.П. Чешская шляхта на заключительном этапе гуситских войн
  • Пашинин А.П. Шляхта и военное искусство гуситов
  • Разин Е.А. История военного искусства Т.2. СПб, 1999
  • Рандин А.В. «Русский гусит» князь Фридрих Острожский
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий