Фрэнсис Фукуяма: основные идеи и критика Конца истории. Фукуяма кто он такой.

Эти годы вообще казались временем чудес — особенно когда пала Берлинская стена. На встрече на Мальте в декабре 1989 года Горбачев и новый президент США Джордж Буш пришли к выводу, что конфронтация между Востоком и Западом осталась в прошлом.

Фрэнсис Фукуяма

Американский политолог с японскими корнями Фрэнсис Фукуяма прославился, опубликовав в первой половине 1990-х годов книгу «Конец истории и последний человек», которая стала международным бестселлером. Со времени ее публикации его взгляды значительно изменились, но он остался верен концепции «конца истории».

Будущий политолог родился 27 октября 1952 года в Чикаго в семье с интересной биографией. Его дед Фрэнсис бежал в США перед русско-японской войной и основал бизнес в новой стране. Во время Второй мировой войны он был заключен в японский концентрационный лагерь. Отец Фукуямы посвятил свою карьеру религии; он получил докторскую степень по социологии и работал в протестантской Объединенной церкви Христа. Мать мальчика родилась в Японии, была дочерью основателя экономического факультета Киотского университета, в конце 1940-х годов улетела учиться в США и, встретив своего будущего мужа, посвятила себя домашнему хозяйству и воспитанию единственного сына.

Детство Фрэнсиса прошло на Манхэттене, а подростком молодой человек переехал с родителями в Пенсильванию. После окончания школы он поступил в Корнельский университет, где изучал политическую философию и получил степень бакалавра искусств по специальности «древняя история». Фукуяма продолжил обучение в Йельском университете и выбрал литературу в качестве своей специализации, но разочаровался в этом предмете и изучал политологию в Гарварде. Фрэнсис получил докторскую степень в возрасте 29 лет.

Философия и политология

После защиты докторской диссертации уроженец Чикаго начал преподавать в калифорнийских университетах, а в начале 1980-х годов перешел в Государственный департамент США, где занимался вопросами ближневосточной политики, военно-политическими вопросами в Европе и советологией.

Американский философ получил мировую известность в конце 1980-х годов после публикации своей статьи «Конец истории? На фоне перестройки в СССР автор эссе утверждал, что западная модель демократии победила в холодной войне и обладает большой привлекательностью.

Фрэнсис Фукуяма в молодости

Фрэнсис получил выгодное предложение от издательства, после чего ушел с государственной службы, чтобы написать книгу, в которой развил идеи, изложенные в статье. Работа называлась «Конец истории и последний человек» и была опубликована в 1992 году.

В публикации философ описал либеральную демократию западного образца как конечную точку человеческой эволюции, а «конец истории» — как конец борьбы, революций и войн. Книга произвела фурор во всем мире и стала бестселлером на более чем 20 языках.

После публикации работа Фукуямы вызвала волну откликов, включая некоторые критические публикации. Например, критики обвиняли автора в идеологической предвзятости и недооценке растущей силы исламизма. Тем временем «Конец истории» стал каноническим произведением неоконсерваторов, выступающих за использование американской экономической и военной мощи для навязывания западной демократии и свободных рынков враждебным государствам.

Поворотным моментом стали события 11 сентября 2001 года, когда администрация Джорджа Буша-младшего выступила за необходимость решительных действий в Ираке и Афганистане, что и выразил Франциск. Впоследствии власти США назвали учение Фукуямы слишком пассивным, а сам философ критиковал внешнюю политику Белого дома.

Сам Фукуяма отстаивал идеи первого издания в более поздних книгах, но постепенно пересмотрел свои взгляды, не отказываясь от основной идеи. Так, в первой половине 2000-х годов философ описывал авторитарные государства как альтернативу демократическим, хотя ранее он называл их нежизнеспособными. Фукуяма также утверждал, что сильное государство предотвращает конфликты, бедность и миграцию в развивающихся странах, а в книге «Конец истории» он выступил против вмешательства государства в общественные дела.

Франциск также отметил, что экономическое процветание развитых стран основано на доверии людей друг к другу и к общественным институтам, в то время как глобализация и модернизация приводят к аномии и, следовательно, к исламскому радикализму. А в книге «Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции» эксперт по геополитике призвал регулировать биотехнологии для сверхчеловеческих целей, видя в них угрозу либеральной демократии.

Книги и статьи американского философа регулярно публикуются в России. Он также пишет о России и размышляет о внутренней и внешней политике страны.

Личная жизнь

На протяжении многих лет личная жизнь Фукуямы была связана с Лаурой Холмгрен. Пара вырастила троих детей — Джулию, Дэвида и Джона — и сейчас живет в Калифорнии. В доме Фрэнсиса есть столярная мастерская, где он вручную воссоздает старинную мебель. Он также коллекционирует старые пластинки и магнитофоны и увлекается фотографией.

После публикации своей первой книги Фукуяма вернулся к преподаванию и государственной службе. Сейчас он имеет степень доктора политических наук и преподает в Стэнфордском университете. На своей личной странице в Twitter он регулярно комментирует события в мировой политике. На своей странице в Instagram она делится свежими фотографиями своих коллег, своей семьи и своих учеников.

Еще одна книга политолога, «Либерализм и его недовольство», была опубликована весной 2022 года. В этой работе Фукуяма утверждает, что в последние десятилетия постулаты либерализма дошли до крайности, что привело к распаду гражданского общества и увеличило опасность для демократии.

Кто такой Фрэнсис Фукуяма

Йошихиро Фрэнсис Фукуяма родился в Чикаго в 1952 году. Его дед по отцовской линии бежал в Америку в 1905 году после русско-японской войны и открыл свой бизнес, а затем был заключен в «центр военного переселения» во время Второй мировой войны. Отец будущего философа был ученым-социологом, а мать родилась в Киото и приехала в США по студенческому обмену. В 1981 году Фукуяма получил степень доктора политических наук в Гарвардском университете и поступил на работу в Государственный департамент США.

Фукуяма стал известен в 1989 году, когда его статья в National Interest «Конец истории?», опубликованная за пять месяцев до падения Берлинской стены, принесла ему международную известность и влияние. В этой книге, опубликованной на фоне распада социалистического лагеря, Фукуяма впервые описал свою идею «конца времен». Поскольку эта публикация привлекла большое внимание научного сообщества, выход книги с более подробным изложением его идеи был лишь вопросом времени.

Фото: © Global Look Press/Wassilios Aswestopoulos/ZUMAPRESS.com

«Конец истории» в пяти частях

Книга Фукуямы, опубликованная в 1992 году, сразу же стала бестселлером и была переведена на более чем 20 языков и издана в двух десятках стран. Он состоит в общей сложности из пяти частей.

Переустройство мира

В первой части Фукуяма противостоит историческому пессимизму 1990-х годов и приходит к выводу, что все происходящее вокруг нас является результатом войн, экономических кризисов, геноцидов и тоталитаризмов, которые возникли потому, что все недемократические режимы прошлого были незаконными. В конце концов, они были вынуждены передать власть новым правительствам, чтобы избежать анархии. Очевидно, что Фукуяма имеет в виду конкретную историю Запада и еще более конкретно — историю современности.

Он призывает к мирному и постепенному переустройству мира, как он его видит. Для того чтобы либерализм и демократия восторжествовали, они должны привлечь весь мир, но не силой. В конце концов, насилие вредно, потому что оно провоцирует реакцию, которая может перерасти в большое кровопролитие.

Триумф капитализма

Во второй и третьей частях рассматривается развитие истории и параллельное развитие экономики. Фукуяма приходит к выводу, что общество, которое стремится к процветанию или просто хочет защитить свою независимость от более технологически развитых стран, вынуждено идти по пути модернизации.

Хотя коммунистический план, казалось, предлагал альтернативный путь западной индустриализации, эта модель оказалась совершенно неустойчивой в постиндустриальной экономике. Таким образом, Фукуяма приходит к выводу, что, вопреки идеям Маркса, логика экономического роста ведет к краху социализма и торжеству капитализма.

Новые требования

В четвертой части Фукуяма развивает идею о том, что история стремится к свободе, но, помимо этого, к признанию. Чтобы объяснить свою позицию, Фукуяма обращается к философским трактатам Платона и Руссо, не забывая о таких универсальных понятиях, как «чувство собственного достоинства», «самоуважение», «чувство собственного достоинства» и «достоинство». Свой поворот к философии Фукуяма объяснил привлекательностью демократии, которая в первую очередь ассоциируется с индивидуальной свободой и равенством.

С развитием прогресса важность этого фактора возрастает, поскольку чем более образованными и богатыми становятся люди, тем больше они требуют. Они требуют, например, признания своих достижений и социального статуса. Суть автора в том, что даже в успешных авторитарных режимах существует стремление к политической свободе.

Либеральная демократия

В пятой и последней части Фукуяма приходит к выводу, что либеральная демократия является лучшим решением для удовлетворения потребности индивида в признании, но он признает, что либеральная система имеет противоречия, которые могут разрушить ее изнутри.

Например, согласно Фукуяме, свобода и равенство не связаны друг с другом, а потому не могут обеспечивать равное признание меньшинств и проигравших и подрывать их религиозные и другие доктринальные взгляды.

Постисторическое общество

В связи с этими противоречиями Фукуяма вновь обращается к философии, а именно к концепции «последнего человека» Ницше. В своем фундаментальном труде «Так говорил Заратустра» Ницше представляет антитезу сверхчеловека как существо, которое полностью утратило волю к силе и готовность идти на риск и ищет в жизни только комфорт, сиюминутные удовольствия и безопасность. Из уст Заратустры Ницше пророчествует об эпохе, когда в обществе «последних людей» исчезнет разница между лидерами и подданными, сильными и слабыми, гениями и посредственностями. В этом обществе нет взлетов и падений, исчезли преступники, но нет и героев. Человек как творец заменяется человеком как потребителем.

Фукуяма обращается к Ницше, чтобы описать одну из самых фундаментальных проблем «постисторического мира». Побочным продуктом «конца истории», по его мнению, может стать появление «последнего человека», который приведет современную цивилизацию к упадку и разрушению. Однако Фукуяма высказывает много оговорок в том смысле, что «постисторическое общество» способно поставить различные препятствия на пути «последнего человека».

Фрэнсис Фукуяма

Фрэнсис Фукуяма родился 27 октября 1952 года в Чикаго, США. Он получил степень бакалавра искусств в Корнельском университете и степень доктора философии в Гарварде, где он изучал политологию. В 1979-1980, 1983-89 и 1995-96 годах он работал в отделе политических наук корпорации RAND, а в 1981-1982 и 1989 годах — в отделе политического планирования Государственного департамента США, сначала в качестве сотрудника средиземноморского отдела, а затем в качестве заместителя директора по военно-политическим отношениям в Европе. Он также был членом делегации США на египетско-израильских переговорах о палестинской автономии в 1981-82 гг. С 1996 по 2000 год Фрэнсис Фукуяма был профессором Школы государственной политики в Университете Джорджа Мейсона. В настоящее время он является деканом и профессором международной политической экономии в Школе перспективных международных исследований имени Пола Х. Нитце Университета Джонса Хопкинса. Он также является членом Президентского совета по биоэтике и консультантом корпорации RAND.

Фрэнсис Фукуяма много писал о демократизации и международной экономике, а ранее исследовал советскую внешнюю политику в странах третьего мира. Сейчас он сосредоточен на роли культуры и социального капитала в современной экономической жизни и социальных последствиях технологических изменений.

Лучшие книги автора

Конец истории и последний человек

Сильное государство

Наше постчеловеческое будущее

Великий разрыв

Я читал эту книгу давно, когда изучал право, но поскольку в описании нет информации, оставлю ее здесь.

«Конец истории и последний человек» — это монументальный философский труд, посвященный размышлениям о том, что демократия является не только высшей формой государственного устройства, но и логическим завершением эволюции политической мысли, кульминацией эволюции, так сказать. Это действительно главный тезис автора, с которого начинается данная работа и к которому автор возвращается после нескольких сотен страниц размышлений, таких длинных, как любая философия права.

Книга написана довольно простым языком, если можно применить это слово к философским произведениям, в любом случае, читать ее было легко. Кстати, именно Фукуяма сказал, что если вы хотите объяснить что-то понятным образом, то объясните это своей бабушке. Именно так обстоит дело с «Концом истории». » написана так, что ее легко понять.

Кроме всего прочего, я хотел бы добавить, что эта книга была рекомендована нашим профессором конституционного права, наряду с «Теорией справедливости» Джона Ролза (которую я никогда не читал), как основополагающая работа в этой области, поэтому я от всего сердца передаю ему эстафету и рекомендую книгу «Конец истории» молодым юристам, политологам и всем, кто хочет изучать популярную философию государства и права.

Книга Фукуямы похожа на две толстые сухие корки, между которыми едва проглядывает оскорбительно тонкий слой соленой начинки.

Теория Фукуямы о «разрыве времен года» показалась мне весьма интересной. В настоящее время человечество находится на этапе перехода от индустриального общества к информационному, где старые ценности разрушены, а новые еще предстоит создать. Как и все изменения, этот переход не может быть безболезненным. Рынок труда меняется, женщины работают все больше и больше, а их доходы растут, семьи распадаются, рождается меньше детей, растет преступность — вот основные проблемы большого разрыва, которые тесно связаны между собой. Хотя некоторые из этих вопросов сами по себе являются положительными, они имеют различные последствия для других.

Поскольку книга основана главным образом на американских исследованиях, автор уделяет пристальное внимание индивидуализму, либеральным ценностям и той легкости и естественности, с которой американцы объединяются в группы и сообщества. Индивидуализм, величайшая ценность американской нации, достиг опасных масштабов. Люди стремятся к сплоченному обществу, но никто не готов отказаться от своих индивидуалистических ценностей и взглядов. Желание получить все и сразу — главная проблема современных людей. Они быстро и охотно вступают в различные группы и объединения (если они не слишком обременительны), но сами эти группы остаются слабыми, с ненадежными связями, а вне их царят те же одиночество, недоверие и пустота. Феномен сокращающегося общества проявляется во множестве групп, но их влияние слабо и неустойчиво. Вряд ли это противоречие будет разрешено в ближайшее время, если люди хотят быть моральными индивидуалистами и членами сообщества одновременно. В этом силлогизме есть все, даже если обсуждать его — все равно что лить воду на шляпу.

Стипендия

Конец История и последний человек

Фукуяма наиболее известен как автор книг «Конец истории» и «Последний человек». В ней он утверждает, что развитие человеческой истории как борьбы между идеологиями было в значительной степени завершено, когда мир сделал ставку на либеральную демократию после окончания холодной войны и падения Берлинской стены в 1989 году. Фукуяма предвидел окончательный глобальный триумф политического и экономического либерализма:

Возможно, мы являемся свидетелями не просто конца холодной войны или конца определенного периода послевоенной истории, но конца истории как таковой; это конечная точка идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как высшей формы человеческого суверенитета.

Такие писатели, как Ральф Дарендорф, утверждали в 1990 году, что это эссе дало Фукуяме 15 минут славы, за которыми последовало падение в безвестность. Он остается актуальным и был процитирован ведущим американским интеллектуалом Амитаем Этциони, который назвал его «одним из немногих интеллектуалов, которые выживают». Они часто становятся звездами СМИ. Кто ел и плевался через 15 минут. Но он упорствовал».

По мнению Фукуямы, одной из главных причин массовой критики «Конца истории» стало его агрессивное отношение к постмодернизму. Согласно Фукуяме, постмодернистская философия подорвала основополагающую идеологию либеральной демократии и поставила западный мир в потенциально более слабое положение. Тот факт, что марксизм и фашизм оказались непрактичными, в то время как либеральная демократия продолжала процветать, был достаточной причиной для того, чтобы принять оптимистичный настрой прогрессивной эпохи, поскольку именно эта надежда на будущее делала общество достойным борьбы. Постмодернизм, укоренившийся в культурном сознании, не давал никакой надежды и ничего для поддержания необходимого чувства общности, а опирался лишь на высокоинтеллектуальные предположения.

Истоки политического порядка

В книге 2011 года Фукуяма описывает, что делает государство стабильным. Используя сравнительную политическую историю, он разрабатывает теорию стабильности политических систем. Согласно Фукуяме, идеальный политический порядок требует наличия современного и эффективного государства, верховенства закона, управляющего им, и подотчетности.

Политический порядок и политический упадок: от промышленной революции до наших дней

Его книга 2014 года является второй книгой о политическом порядке после его книги 2011 года «Истоки политического порядка». В этой книге Фукуяма рассматривает события со времен Французской революции и проливает свет на политические институты и их эволюцию в различных регионах.

Проследив становление современного и эффективного правительства в Соединенных Штатах, Фукуяма утверждает, что страна находится в политическом упадке. Фукуяма считает, что политический упадок проявляется в уменьшении бюрократии, захвате законодателями групп интересов и неизбежных, но громоздких судебных исков против всех видов действий правительства.

Другие работы

Фукуяма написал ряд других книг, в том числе «Доверие: социальные добродетели и создание процветания» и «Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции». В них он уточняет свой первоначальный тезис о «конце истории», утверждая, что биотехнологии, которые все больше позволяют людям контролировать собственную эволюцию, могут также позволить им изменять человеческую природу и тем самым угрожать либеральной демократии. Одним из возможных результатов может быть то, что изменение человеческой природы может привести к радикальному неравенству. Он является ярым противником трансгуманизма, интеллектуального движения, которое выступает за постгуманизм как желаемую цель.

Политические взгляды

Неоконсерватизм

Фукуяма, который сотрудничал с администрацией Рейгана в разработке доктрины Рейгана, является важной фигурой в становлении неоконсерватизма, несмотря на то, что его работы появились спустя годы после выхода в 1972 году книги Ирвинга Кристола, которая утвердила неоконсерватизм. С 1997 года Фукуяма активно работает в аналитическом центре «Проект за новый американский век». Как участник, в 1998 году он подписал письмо, в котором рекомендовал президенту Биллу Клинтону поддержать иракских повстанцев, чтобы свергнуть тогдашнего президента Ирака Саддама Хусейна. Он также был в числе сорока человек, подписавших письма, которые Уильям Кристол написал президенту Джорджу Бушу 20 сентября 2001 года, после терактов 11 сентября 2001 года, рекомендуя США не только «поймать или убить Усаму бин Ладена», но и «предпринять решительные усилия для смещения Саддама Хусейна в Ираке».

В статье, опубликованной в феврале 2006 года в «Нью-Йорк Таймс», Фукуяма, ссылаясь на продолжающуюся войну в Ираке, заявил: «Американской внешней политике нужен не возврат к узколобому и циничному реализму, а формулировка «реалистического» вильсонианства, которая «лучше всего соответствует цели». Что касается неоконсерватизма, он продолжил: «Сейчас нам нужны новые идеи, ни неоконсервативные, ни реалистические, о том, как Америка должна относиться к остальному миру — идеи, сохраняющие неоконсервативную веру в универсальность прав человека, но без иллюзий относительно эффективности американской власти и гегемонии в достижении этих целей».

Текущие взгляды

Фукуяма начал дистанцироваться от неоконсервативной программы администрации Буша, ссылаясь на чрезмерный милитаризм и поддержку одностороннего вооруженного вмешательства, особенно на Ближнем Востоке. В конце 2003 года Фукуяма выразил свое растущее неприятие войны в Ираке и призвал Дональда Рамсфельда уйти в отставку с поста министра обороны.

На ежегодном ужине Американского института предпринимательства в феврале 2004 года Дик Чейни и Чарльз Краутхаммер объявили о начале однополярной эры при американской гегемонии. «Все люди вокруг меня бурно аплодировали», — вспоминает Фукуяма. Он считает, что война в Ираке была ошибкой. «Все мои друзья ушли из реальности». С тех пор он не разговаривал с Полом Вулфовицем (бывшим хорошим другом).

Вулфоваяма сказал, что не будет голосовать за Буша и что администрация Буша совершила три ошибки:

  • Преувеличение угрозы исламского экстремизма для США
  • Неспособность предвидеть яростную негативную реакцию на их «благожелательную гегемонию». С самого начала проявляя негативное отношение к Организации Объединенных Наций и другим межправительственным организациям и не замечая, что это усилит антиамериканизм в других странах
  • Неправильная оценка того, что было необходим для установления мира в Ираке и чрезмерно оптимистичен в отношении успеха, с которым социальная инженерия западных ценностей может быть применена к Ираку и Ближнему Востоку в целом.

Фукуяма считает, что США имеют право защищать свои ценности в мире, но скорее в рамках «прагматического вильсонианства», которое предусматривает военное вмешательство только в качестве крайнего средства и только как дополнение к другим мерам. Скрытые военные силы, вероятно, оказывают большее влияние, чем реальное развитие. США тратят 43% мировых военных расходов, но Ирак показывает, что их эффективность ограничена.

Вместо этого США должны способствовать политическому и экономическому развитию и лучше понимать, что происходит в других странах. Лучшие инструменты подают пример, обеспечивая обучение и, во многих случаях, деньги. Секрет развития, будь то политического или экономического, заключается в том, что оно никогда не исходит от посторонних, а всегда исходит от самого народа страны. Одна вещь, в которой США преуспели в эпоху после Второй мировой войны, — это создание международных организаций. Возвращение к поддержке этих структур объединило бы американскую силу с международной легитимностью, но такие меры требуют большого терпения. Это центральный тезис проекта 2006 года «Америка на перепутье».

Принадлежность

  • В период с 2006 по 2008 год Фукуяма консультировал Муаммара Каддафи как часть Monitor Group, консалтинговой фирмы, базирующейся в Кембридже, Массачусетс..
  • В августе 2005 года Фукуяма стал соучредителем The American Interest, выходящего два раза в месяц журнала, посвященного широкой теме «Америка в мире». До своей отставки он занимал пост председателя редколлегии. В опубликованном письме, размещенном на его общедоступной странице Medium 27 июля 2020 года, Фукуяма сослался на несогласие с решением издателя уволить Джеффа Гедмина с должности главного редактора. Фукуяма также указал на другие изменения, происходящие при публикации, в качестве дополнительной причины для своего ухода.
  • Фукуяма был членом отдела политологии RAND Corporation с 1979 по 1980, с 1983 по 1989 годы. и с 1995 по 1996 год. Сейчас он член Попечительского совета.
  • Фукуяма был членом Президентского совета по биоэтике с 2001 по 2004 год.
  • Фукуяма является членом Всемирной академии искусств и наук (WAAS).
  • Фукуяма входил в руководящий комитет Scooter Libby Legal Defense Trust. Фукуяма — давний друг Либби. Они вместе служили в Государственном департаменте в 1980-х.
  • Фукуяма является членом Совета советников Пайлского центра исследований Северо-Восточной Азии при Национальном бюро азиатских исследований.
  • Фукуяма на связи. Правление Global Financial Integrity.
  • Фукуяма является участником Межамериканского диалога.

Фукуяма работает фотографом на полставки. Его также интересует ранняя американская мебель, которую он воспроизводит вручную. Еще одно увлечение Фукуямы — запись и воспроизведение звукозаписей. Он объяснил: «В наши дни я, кажется, трачу столько же времени на размышления об инструментах, сколько на анализ политики в своей повседневной работе».

Фукуяма женат на Лоре Холмгрен, с которой он познакомился, будучи аспирантом Калифорнийского университета после начала работы в корпорации RAND. Он посвятил ей свою книгу «Доверие: социальные добродетели и создание богатства». Они живут в Калифорнии со своими тремя детьми, Джулией, Дэвидом и Джоном.

Он является двоюродным братом криминального писателя Джо Айдеа. Фрэнсис помог ему опубликовать его первую книгу.

Радикальная альтернатива

15 февраля 1989 года телетайп в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли передал срочное сообщение из постоянного офиса в Исламабаде. Она состояла всего из двух слов: «Мы победили. Последний советский солдат перешел через мост в Термезе в Узбекистан.

Как только Москва потеряла интерес к Афганистану, американцы забыли об этой стране. Все они ушли и оставили Афганистан на произвол судьбы, разрушенный, обезлюдевший и полный оружия. И Усама бен Ладен и его боевики сдались.

Чем Австрия и Германия привлекательны для исламских террористов

Чем Австрия и Германия привлекательны для исламских террористов

А через десять лет после пророчества Фукуямы, 11 сентября 2001 года, массированные террористические атаки разрушили символы богатства и могущества Соединенных Штатов. В тот день американцы поняли, что власть их страны не безгранична и что они сами беззащитны перед террористами. Американцы пережили шок, от которого они не скоро оправятся.

Джихадизм, культивируемый в Афганистане, породил армию радикальных исламистов, которые считают внешний мир враждебным. В глубине души они возмущены тем, что мусульмане маргинализированы — Запад так вызывающе процветает, а они нищенствуют — что даже нефтяные деньги не помогли им догнать Запад, что особый исламский путь развития не сработал.

Невежественные и самодовольные, охваченные завистью и ненавистью, разочарованные настоящим и боящиеся будущего — с топором, ножом или поясом шахида радикалы атакуют наш мир. Они представляют себе всемирный исламский халифат как царство небесное на земле, где царит порядок и нет места инакомыслию или сомнениям.

Новый виток

Через два десятилетия после окончания холодной войны началась новая — между Россией и Западом. Говорили о новом разделе Европы, оставив Россию одну на континенте, и сознательно не хотели считаться с ее мнением.

Москва на это заметила: «Но мы же видим!». — «Человек-волк знает, кого есть», — говорят они. Он ест и никого не слушает. И, очевидно, он не хочет слушать.

Тогда метафорический волк-компаньон не был назван по имени. Но все понимали, что речь идет о Западе, особенно о Соединенных Штатах. Эти слова прозвучали из выступления президента России перед Федеральным собранием в 2006 году, когда отношения между Москвой и Вашингтоном ухудшались.

В 2013 году президент Обама отменил встречу с президентом Путиным. Президент США пришел к выводу, что две страны настолько далеки друг от друга, что ему не о чем вести переговоры.

— Россия является региональной державой и угрозой для некоторых своих соседей не из-за своей силы, а из-за своей слабости», — заявил Обама с явным презрением.

Тогдашний вице-президент Джо Байден говорил о России:

— Их население сокращается, экономика слаба. Их банковский сектор и инфраструктура, вероятно, не переживут 15 лет. Россия находится в ситуации, когда мир вокруг нее меняется, а она цепляется за свое хрупкое прошлое.

При Горбачеве казалось, что гонка ядерных вооружений закончилась, а производители оружия вышли из бизнеса. К сожалению, арсеналы становятся все больше.

Исчез страх перед оружием массового поражения. Политики, военные лидеры и журналисты смело угрожают врагу горячим ударом.

— Мир вернулся в эпоху холодной войны», — заявил Антониу Гутерриш, вступивший в должность Генерального секретаря ООН 1 января 2017 года, на заседании Совета Безопасности ООН. «Механизмы, которые раньше ограничивали эскалацию напряженности между Соединенными Штатами и Советским Союзом, похоже, больше не существуют.

Многие ожидали, что Дональд Трамп повторит успех Ричарда Никсона, который добился разрядки в отношениях с Москвой в начале 1970-х годов, установив личные отношения с Леонидом Брежневым, Генеральным секретарем ЦК КПСС.

Дональд Трамп покидает Белый дом. Но отношения между нашими странами не улучшились. Дело не в разногласиях по отдельным вопросам. Как и во времена последней холодной войны, противостояние вызвано острым геополитическим соперничеством, несовпадением политических систем и моральных компасов.

Всё смешалось…

При ближайшем рассмотрении книга Фрэнсиса Фукуямы на самом деле представляет собой солянку из заимствованных идей и фактов, сложенных друг на друга. Само по себе это не является грехом, потому что все совершают ошибки. Кроме того, по его собственному признанию, автор даже не является философом. Но ему удается оказаться в нужное время в нужном месте и перед нужными людьми.

Для тех, кто забыл или не читал это произведение, напомню, что это триумф либеральной демократии и торжество капитализма. В какой-то степени это отражает общую западную эйфорию, вызванную распадом Советского Союза. Даже самые яркие Фукуямы (а их немало) верили, что холодная война и международный раскол закончились и что все быстро движутся к лучшему будущему. Не все окажутся на обочине, так же как и некоторые иранцы, ливийцы, курды и сикхи, армяне и азербайджанцы и другие «исторические» этнические группы окажутся на обочине.

Честно говоря, я бы не стал утирать нос американо-японцу за то, что он сделал (он же не кот, в конце концов), но теперь его снова вспоминают, хотя и с абсолютно негативным оттенком, называя разными именами. Но мне его жаль — он на минуту приобрел вечное оперение синкретиста. А где мы были, когда нас принуждали к «дикому» капитализму и лишали всех завоеваний системы, которую мы считали неправильной? Именно так оно и есть. Вы должны платить за все. А за глупость и трусость — втройне. У нас были свои певцы и поклонники всевозможных свобод. Одни покинули реформированную страну, которая стала очень проблемной, другие заняли места Трампа на ваганьковском кладбище. Остальные «непричастные» расчищают завалы, конца которым не видно.

Получается, что литератор с философско-политическими амбициями заварил полную кашу. Что-то пошло не так. Вернее, все пошло не так. Войны, локальные конфликты, кризисы, беженцы, а теперь еще и пандемия не предвещали ничего хорошего. Нельзя сказать, что до 1991 года все было идеально, но, по крайней мере, было терпимо. Это можно было принять. Сегодня они не могут договориться не только на международном уровне, но и внутри своей страны. Разгневанные черные группы не намного хуже американских конгрессменов: Разум и уважение к закону отрицаются обоими.

Но, пожалуй, самым драматичным последствием 1990-х годов стала эрозия различных международных институтов и потеря их влияния на мировые дела. Просто казалось, что мнение Организации Объединенных Наций можно игнорировать и забыть. До сих пор это успешно делала Америка, но теперь Реджеп Тайип Эрдоган выразил мнение, что пора лишить права вето «горстку» стран-победительниц, входящих в Совет Безопасности ООН. Тот факт, что все они нарушают правила ВТО просто так, даже не нужно упоминать. А о противоречивых заявлениях ВОЗ о ходе пандемии сегодня даже не пишут.

Одним словом, в мировом сообществе и в отдельных странах все пошло наперекосяк — вместо светлого будущего воцарился хаос. И — вопреки известной западной теории — полностью вышла из-под контроля. Как и следовало ожидать. Ведь «управляемый хаос» — это не что иное, как катахреза, то есть совмещение логически несовместимых понятий.

Марксизм – снова в моде

Труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса никогда не выходили «из моды». За исключением современной России, где вчерашние учителя марксизма-ленинизма, переобувшись по дороге, стали ярыми антикоммунистами и последователями Милтона Фридмана. За последние тридцать лет выросло как минимум два поколения «экономистов», которые знают не только «Капитал», но даже Адама Смита (которого, говорят, читал даже Евгений Онегин). С другой стороны, в лучших университетах США изучают работы Маркса, и не потому, что «надо знать своего врага». Уровень критического анализа капитализма как социально-экономической формации, который предпринял Маркс, просто беспрецедентен. Более того, этот анализ можно рассматривать как догму (мы знаем, что это значит), а можно использовать его, как говорится, для корректировки существующей модели с течением времени.

Так что пока мы заучивали формулировки и лозунги, американцы внедряли диалектические методы — не столько в теории, сколько на практике — и не боялись экспериментов. Одним из них был Генри Форд, который оставил после себя неизгладимое наследие не только новой организацией труда на конвейере, но и своими социальными экспериментами: образцовый трудовой лагерь, детские сады, относительно высокие зарплаты и… строгое увольнение пьяниц, игроманов и даже неплательщиков алиментов. И это в 1914 году. Генри Форда не стоит подозревать в левачестве — он был простым капиталистом и не терпел профсоюзов в своей компании до поры до времени.

Однако до глобального кризиса, вошедшего в историю как Великая депрессия, Форд казался черной овцой со своими социальными проблемами. Но в середине 1930-х годов возникла концепция государства всеобщего благосостояния или, говоря иначе, капитализма всеобщего благосостояния. Я предполагаю, что большинство наших современников все еще воспринимают это именно так. Нет, этот эксперимент, приведший к созданию общества потребления, тоже в итоге не удался. То есть, мусора по-прежнему много, но почему-то недостаточно для широкой публики. Общественность нервничает — она хочет свободы слова в полном соответствии с Первой поправкой, а не правил социальных сетей. По какой-то причине они также не любят выборы. Им также не нравится, что пятьдесят граждан США стоят половину остального населения. И это несмотря на то, что, как сообщил Bloomberg в 2020 году, индекс богатства увеличился на 380 миллиардов долларов. Вопрос только в том, чье богатство увеличилось? Для кого пандемия оказалась «Матерью-Землей»?

Остановимся на примерах — СМИ и Всемирная паутина полны подобной информации. Все это приводит к тому, что называется общим кризисом капитализма. Люди моего поколения (и следующего) знакомы с этой концепцией еще со студенческих времен. Я помню, как мы насмехались: Капитализм загнивает, но с ароматом Chanel № 5…. Между тем, мне следовало бы почитать еще немного зарубежной литературы, чтобы понять очевидное — не все так фантастично, как представляется в глянцевых журналах, и вряд ли блестящий ботинок станет президентом США. Но нас не интересовали эти тонкие нюансы, «тот» мир казался слишком привлекательным по сравнению с нашим скромным существованием.

В любом случае, мы сделали свой выбор (или он был сделан за нас, сейчас трудно сказать), а это значит, что наблюдать за кризисом со стороны больше не получится. Мы находимся в самом центре этого процесса, нравится нам это или нет. К счастью, мы не замерзаем — у нас есть свой газ и нефть, а дров хватит на всю зиму, если не больше. Правительство и президент заботятся о нуждающихся людях. Но их слишком много. Даже российская служба государственной статистики называет число людей, чей доход ниже прожиточного минимума, более 19 миллионов (интересно, знают ли правители, каково это — жить на этот прожиточный минимум). Другими словами: У нас есть все прелести капитализма, о которых писал Маркс и которые мы считали чем-то чуждым и далеким. Но теперь это наше, это коренное, хотя и сделанное по чужим формам.

Так чем сердце успокоится?

Но никто этого не знает и не может предвидеть. Здесь мы должны обратиться не к Марксу, а к Нострадамусу. Считается, что он предсказал все: Пандемии, извержения вулканов, искусственный интеллект и даже Третья мировая война. Но давайте оставим эти предсказания любителям гороскопов, у нас нет времени на сказки. На самом деле, мир если не полностью сошел с ума, то почти сошел. И даже такие мощные средства, как глобальная пандемия, не смогут вернуть его к здравому смыслу.

Исчезновение Советского Союза с политической карты нарушило баланс и открыло шлюзы для прилива «либерализма». Я поставил это слово в запятую, потому что оно не имеет ничего общего с подлинными либеральными идеями. Здесь, вероятно, следует говорить о подлинной анархии. Да простят меня любители всяческих свобод, но в современном мире явно не хватает элементарного порядка. По крайней мере, на уровне, предложенном библейской книгой Второзаконие. Кстати, каждый раз, когда я ее читаю, я поражаюсь рациональности и правильности предупреждений человечеству. Был ли он непослушным? Ешьте то, что вы приготовили….

Сейчас они медленно отходят от позиции гегемона в США — слишком много собственных проблем, чтобы заниматься чужими, даже если они «в национальных интересах». Штурм президентских выборов иллюстрирует глубину этих проблем. И наши тоже — можно не любить Америку, но нужно осознавать ее влияние на мировые процессы.

Что мы можем сказать с уверенностью, так это то, что мир будет переживать потрясения разного рода. Каждая страна должна будет преодолеть их своими силами и своим умом, не надеясь на помощь извне. Для России, однако, это само собой разумеющееся, хотя и довольно трудное дело. Честно говоря, я могу понять тех, кто ностальгически вздыхает об «эпохе застоя» — да, мы тонули в очередях, тайком слушали «голоса» и носили коньяк и конфеты врачам. Но была уверенность, которой так не хватало в нашем не слишком успешном капитализме российского образца. Появилось давно забытое чувство безопасности и перспективы, были социальные взлеты и возможности для самореализации. Это то, что мы должны восстановить — если сможем. Почему-то у меня есть чувство, что мы справимся с этим, потому что я оптимист. Вот почему я считаю, что хорошо структурированная (а не спонтанная, под лозунгом «невидимой руки») рыночная экономика вполне совместима с государством всеобщего благосостояния и гуманитарными принципами. К чему приведут человеческая жадность и зависть?

Фукуяма, которого поносили со всех сторон, споткнулся на вопросе о «последнем человеке» и позаимствовал этот образ из «Заратустры» Ницше. И это не случайно, потому что все философские и экономические теории в конечном итоге основаны на человеке. Западная социально-экономическая модель прельстила людей перспективой жизни в «физической безопасности и материальном изобилии» — разве не этого требуют все народы от своих правительств? Следует отметить, что интеллектуальная и духовная составляющие, а также человеческая личность как таковая не принимаются во внимание. «Действительно ли это «суть и цель» многих тысяч лет истории человечества на земле?» — спрашивает Фукуяма; «Не следует ли нам опасаться, что мы станем счастливыми и довольными своим состоянием и уже не людьми, а животными вида Homo sapiens?».

…Слава Богу, Фукуяма ошибся, и до конца истории еще далеко.

Редакция Finversia.ru не обязательно разделяет точку зрения авторов, чьи материалы публикуются в разделе «Обзоры».

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий