Богиня плодородия и любви в двуречье. Богиня плодородия и любви в двуречье.

В эпосе о Гильгамеше герой отправляется в далекий поход и возвращается с удачей. К нему является богиня Иштар и предлагает Гильгамешу взять ее в жены, обещая взамен, что правители и князья будут склоняться перед героем и приносить ему дары, что стада героя станут в три раза плодороднее, а животные будут бурлить жизненной силой.

Иштар

Иштар (араб. عشتار Иштар, перс. ایشتار Истар, евр. עשתרת Ашторет, греч. Астарта; Анунит, Нана, Инанна) — в аккадской мифологии — богиня плодородия и плотской любви, войны и раздоров, астральное божество, персонификация планеты Афродита; ассоциировалась с Пятницей. Она соответствует шумерской Инанне. Иштар считалась покровительницей проституток, хеттов и гомосексуалистов 1-я дочь Эль и жена Ваала и Сета (в египетской мифологии).

Миф о Нисхождении Иштар

Текст сохранился в двух вариантах — фрагмент из Ашшура (11 век до н.э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (7 век до н.э.).

Сюжет поэмы тесно связан с более древним шумерским мифом «Сошествие Инаны».

Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мертвых, нигде не упоминается.

Иштар, дочь Сина и сестра Мардука, спускается в подземный мир и требует, чтобы страж открыл ей ворота. В противном случае она угрожает открыть дверь и воскресить мертвого. Страж ворот просит посетителя подождать и идет сказать королеве Эрескигаль, что ее сестра прибыла. Эрешкигаль в ярости от этой новости, но затем приказывает впустить Иштар и обращаться с ней по старым законам. Страж проводит богиню через семь ворот подземного мира и у каждых ворот принимает от нее украшение (возможно, амулет с магической силой). Когда обнаженная и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару заточить ее во дворце и наслать на богиню 60 болезней.

Тем временем жизнь на земле прекратилась с уходом Иштар, и все живое перестало размножаться. Посланник богов, Пасуккал, сообщает об этом Эйе. Мудрый бог создает евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мертвых. Эрешкигаль приходит в ярость при виде Аснамира, но по какой-то причине не может ему отказать. Он приказывает Намтар оживить сестру живой водой и напоминает ей, что, согласно законам подземного мира, Иштар должна предоставить ей замену, когда она выйдет из подземного мира. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращается имущество, которое ранее было у нее отобрано. Конец мифа не совсем ясен. Предположительно, по аналогии с шумерской историей, Иштар в стране невозврата заменяет ее любовник Таммуз (сум. Думузи).

Джозеф Кэмпбелл, исследователь сравнительной мифологии, сравнивал Иштар/Иннанну с Афродитой, а также проводил параллели между парой Иштар-Тамуз и египетской триадой Исида-Осирис-Хор 2 .

Примечания

Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания.

Конец легенды не совсем ясен. Вероятно, по аналогии с шумерской историей, заместитель Иштар в стране невозврата становится ее любовником.

  1. ↑ Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — Т. 1, с. 595.
  2. ↑ Campbell, Joseph. The Masks of God: Occidental Mythology. New York: Penguin, 1976. — P. 70

На земле, с уходом Инаны, жизнь прекратилась, все живые существа перестали размножаться, люди перестали любить друг друга и предаваться страсти.

Посланник богов, Пасуккал, сообщает об этом богу Эйе/Энки. Мудрый бог создает евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мертвых. Эрешкигаль приходит в ярость при виде Аснамира, но не может его прогнать. Она приказывает хранителю Намтару оживить ее сестру живой водой, напоминая, что по законам подземного мира Инанна должна предоставить ей замену, когда выйдет из подземного мира. Инанна проходит через семь ворот, где ей возвращаются предметы, которые она ранее брала.

Богиню Инану (Иштар) поддерживал ее возлюбленный Тамуз (Думуззи — бог плодородия), который остался в стране мертвых вместо Иштар, но вернулся к своей возлюбленной через шесть месяцев. Последнее также напоминает ситуацию из греческих мифов: Персефона, дочь Деметры (богини плодородия), живет шесть месяцев со своей матерью (весна-лето) и со своим мужем Аидом (богом царства мертвых) в его подземном царстве.

Описание богов в Месопотамии

Согласно мифологии, боги в Месопотамии были ответственны за создание Вселенной. Кроме того, постепенно рождались боги, которые охватывали различные сферы жизни и которым люди поклонялись в соответствии со своими потребностями.

Для шумеров Вселенная была морем первобытной соленой воды, поднимающейся из Намму.

Под ним находился океан пресной воды, который представлял собой подземный мир. Это был Кур, также известный как Иркалла, который изображается в виде змеевидного дракона с очень страшными и пугающими жестами.

После самопреобразования Намму появились два бога Ан и Ки. Анхн, также известный как Ану, для шумеров является богом неба и правителем созвездий и звезд.

Этот бог, который был женат на Ки, был адаптирован вавилонянами как Мардук, а ассирийцами как Асур. Он считается одним из величайших богов, который дал власть монархам и создал звезды для охраны мира.

Ki

Ки, которая также появилась в результате самосотворения Намму, является богиней земли. Это может быть известно как Нинхурсаг.

Она является одной из самых важных богинь месопотамского пантеона, поскольку представляет один из двух элементов, появившихся после разделения Намму: землю.

Ки также является главным героем многих историй космологических мифов мира, особенно шумерских.

Согласно шумерской традиции, сын от союза Ан и Ки. Энлиль стал богом ветров и, возможно, был наиболее почитаем, поскольку его называли предводителем богов.

Он занимался всеми вопросами, касающимися ветра, от сильных бурь до дыхания человека. Его место у алтаря было местом лидера, в то время как Намма оставался на заднем плане.

Она была женой Энлиля, для которого считалась владычицей воздуха. Ее также звали Суд, и она жила в Дилмуне, нетронутой земле, населенной только богами.

Легенда гласит, что Нинлиль была изнасилована Энлилем во время купания в реке, после чего была изгнана из Дильмуна. У них родился сын: Нуннар.

Путешествие Иштар в мир мёртвых

До нас дошли различные легенды об Иштар. Одна из самых интересных, полная различных образов, показалась мне историей о спуске богини в подземный мир.

Таммуз, бог плодородия, был уничтожен из-за легкомыслия и беспечности Иштар. Богиня должна была искупить свою вину и для этого отправилась в царство мертвых. У ворот подземного мира она требует, чтобы ее пропустили, в противном случае она угрожает освободить всех мертвых.

Слуги Иштар сообщают ее сестре Эрескигаль, царице подземного мира, о ее прибытии. Опасаясь гнева могущественной богини, она приказывает Иштар войти.

Путь в королевство Эрескигаль долог и труден. Иштар проходит через семь ворот, и у каждых ворот она теряет часть своей одежды или драгоценностей, которые обладают магической силой защиты.

Иштар оказывается беззащитной перед правителем мира мертвых. Эрешкигаль, втайне ненавидящая свою сестру, насылает на нее шесть десятков болезней и запирает в темном подземелье. Во время отсутствия Иштар на земле люди и животные, растения и стихии начинают увядать. Жизнь стоит на месте, потому что главная богиня не с ней.

Тогда верховный бог Эйе решает освободить Иштар, что и приказывает сделать ее сестре. К сожалению, богиня не могла просто вернуться, ей пришлось оставить в царстве мертвых своего возлюбленного Таммуза, которого она хотела вернуть к жизни.

Почему богиня стала демоницей?

Времена изменились, и шумерские верования стали меняться и вступили в период упадка. Если изначально Иштар считалась богиней плодородия и любви, защитницей жизни, без которой все живое на земле вымерло бы, то спустя несколько веков все кардинально изменилось.

В более поздних мифах я нахожу описание Иштар как демонической богини разврата и проституции. Ее муж Баал также пострадал от этой перемены и был изгнан в ряды темных, жестоких демонов.

Все средства были использованы для дискредитации языческих культов, что, безусловно, удалось. Иштар стала злым искушением, не знающим ни справедливости, ни морали, ни чести.

Она без колебаний вступает в связь с самыми разными людьми — от принцев до бродяг, с животными или богами. В своей «новой» форме Иштар не имела почти никаких положительных качеств, поэтому вскоре она была вытеснена другими божествами и стала забытой властительницей страсти и любви.

Иштар в работах современных художников

Иштар имела судьбу многих божеств. Из могущественной покровительницы и защитницы продолжения жизни она превратилась в проститутку, но в этом не было ее вины. Образ Иштар меняли только сами люди — в зависимости от времени и требований, которые они предъявляли к ней. Тем не менее, Иштар была и остается одним из самых важных древних божеств, оказавших глубокое влияние на более поздние верования и даже религии.

Письмена на глиняных табличках. Клинопись

При раскопках древних ближневосточных городов археологи обнаружили таблички с клинописными знаками. Эти метки впечатываются в мягкие глиняные таблички кончиком специально заточенной палочки.

Каждый символ в клинописи является производным от образца и часто обозначает целое слово, например: Звезда, нога, плуг. Но многие знаки, выражающие короткие, односложные слова, также использовались для обозначения сочетания звуков или слогов. Например, слово «гора» звучало как «кур», и символ «гора» также выражал слог «кур».

В клинописи несколько сотен знаков, и научиться читать и писать на Ближнем Востоке было не менее сложно, чем в Египте. В течение многих лет нужно было ходить в школу. Занятия продолжались ежедневно от восхода до заката. Мальчики старательно переписывали древние мифы и легенды, законы королей и скрижали ученых, читавших по звездам.

Директор школы был человеком, которого уважительно называли «отец школы», а ученики считались «сыновьями школы». Главой школы был человек, которого уважительно называли «отец школы», а ученики считались «сыновьями школы».

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий