Ассирия это какая страна. Ассирия это какая страна.

Ассирийские полководцы разработали новую военную тактику и сформировали структуру регулярной армии. Несмотря на свое социальное и интеллектуальное развитие, Ассирия была милитаризованным и экспансионистским государством, что привело к частым восстаниям и в конечном итоге к распаду страны.

Ассирийское царство

Ассирийская империя просуществовала 1800 лет и считается первым опытом великой империи с метрополией. Он был известен своими победоносными военными кампаниями, направленными на создание единого политического образования для контроля международной торговли, а также своими достижениями в архитектуре, искусстве и культуре, которые тесно следовали вавилонской традиции. Как территориальное объединение, Ассирия была древним месопотамским государством (северная часть современного Ирака) с многочисленными колониями и эксплуатируемыми территориями, которые находились в прямой культурной и экономической зависимости от коренного ассирийского государства, важнейшими городами которого были условные: Ниневия, Ашур и Арбела.

Быстрое экономическое развитие было обусловлено созданием надежных торговых путей уже в пределах единой территории, а также возникновением зависимых экономических отношений между производителями и потребителями. Вместе с самой сильной и первой дисциплинированной армией того времени, наводившей страх и ужас на соседние страны благодаря триумфальным завоеваниям, Ассирия дала мощный толчок развитию мировой культуры, архитектуры и искусства. Не менее показательным стал крах этой цивилизации как мощной деспотии железного века.

Государство возникло в верховьях рек Тигр и Евфрат (ок. 2400 г. до н.э.) на территории древней Месопотамии; этот период также называют раннеассирийским или древнеассирийским. Со временем и в результате многочисленных завоеваний она распространилась на Средиземноморье, дельту Нила, Иранские горы и охватила территорию от Урарту до севера Аравийского полуострова. Коренным населением новообразованного государства были жители Месопотамии и Субарту — земель, существовавших в этом регионе в период до основания Ассирийского царства. В результате своей воинственной внешней политики Ассирия сконцентрировала различные племена на своих границах: Меды, арамеи, шумеры, хурриты, аккадцы, курды и другие.

Ассирийское царство

Название Ассирия происходит от города Асшур (по-аккадски: Aššur), который стал центром Ассирийского государства, расцвет которого приходится на XIII-XII века до нашей эры. Прежде чем стать центром первой в мировой истории империи, здесь правило государство Митани со столицей Васукани у истоков реки Хабур. Только в четырнадцатом веке до нашей эры, после упадка Митани, город Ашур обрел политическую независимость, а его купцы начали развивать торговлю с соседними государствами.

Выгодное расположение города также способствовало быстрому развитию экономических отношений. Ашур находился на пересечении торговых путей и был окружен развитыми городами, включая Вавилон, Аккаду и Шумер. Эти города вели оживленную торговлю, между ними периодически вспыхивали войны. Таким образом, Ашшур стал одним из важнейших торговых центров, а купцы играли ведущую роль в создании своих торговых колоний в зависимых регионах. Это способствовало процветанию ассирийского государства, тем более что купеческому сословию были предоставлены определенные привилегии.

После того, как город Ашшур стал фактически независимым при основании мезо-ассирийского государства, царь Ашшур-убаллит I, сын Эриба-Адада I, правивший с 1365 по 1329 год до н.э., первым назвал себя царем Ашшура и правителем Ассирийской империи.

Развитие Ассирии

Во время правления Ададада-Нирари, преемника Ашшура Убаллита, ассирийское государство выросло и окрепло. В основном путем завоевания территорий, которые когда-то составляли государство Митани. После этой удачи царь Ассирии начал войну с Вавилоном. В середине XIII века до н.э. во время правления Салманасара I произошли серьезные политические изменения. За это время были укреплены границы государства и построены крепости. Именно при этом правителе находятся первые свидетельства невероятной жестокости ассирийцев. Есть свидетельства, что Салманасар I ослепил 14 400 митаннийцев, которые были захвачены в плен во время нападения. На рубеже XII — XI веков до н.э. начался второй период подъема Ассирийского царства, когда у руля стоял Тиглатпаласар I. Во время его правления были завоеваны территории Северной Сирии, Финикии и часть Малой Азии. Это укрепило и расширило власть ассирийских купцов на важнейших торговых путях, связывавших Запад с Востоком. Чтобы доказать Древнему Египту, какой великой державой он на самом деле является, правитель предпринял сенсационный шаг: он вышел в Средиземное море с финикийскими военными кораблями. Таким образом Тиглатпалласар I решил запугать своего грозного соперника.

К сожалению, его преемники не смогли продолжить эту победоносную политику. Ассирийская империя вновь пережила перерыв в политических и военных действиях своих правителей, который продолжался до 9 века до н.э. Наибольший расцвет Ассирийского царства пришелся на время правления Ашшурнахирапала и Салманасара III, которые выбрали агрессивную внешнюю политику и вели агрессивные кампании во всех направлениях. Такую же политику проводил Тиглатпаласар III. Находясь во главе Ассирийского царства, он сумел завоевать Вавилон и провозгласил себя царем. Постепенно Верхняя Месопотамия была покорена Ассирией, а затем и весь регион от Персидского залива до Армянского плато и от Ирана до Средиземноморья и Малой Азии. Таким образом, им удалось установить контроль над всеми важными центрами торговли и производства, источниками сырья и торговыми путями.

Ассирийский царь Тиглатпаласар I.

Политическое устройство Ассирийского государства

Царская власть в Ассирии считалась даром свыше. Короли обладали неограниченной властью над всеми аспектами жизни государства и его граждан. В конце Ассирийской империи наблюдались явные признаки деспотизма. Руководство, которое находилось в руках короля, опиралось на два механизма: армию и министерство экономики. Задачей армии было поддержание порядка в государстве и на завоеванных территориях. В основном это было связано с чрезмерной жестокостью солдат. За Министерством финансов стоял хорошо организованный бюрократический механизм. Его задачей было обеспечение пополнения государственной казны за счет налогов и учет этих поступлений. Ассирийские правители облагали население различными налогами, и жители также должны были выполнять военные, строительные и ирригационные задачи. Освободить их мог только сам король, выдав так называемую «охранную грамоту». Однако звания им присваивались только при дворе, в храмах и в привилегированных городах, таких как Вавилон, Ашур, Харран и некоторых других. С расширением империи возникла необходимость в организации ее управления. На землях, входивших в состав Ассирийской империи, были созданы провинции. Они управлялись губернаторами короля, а военные гарнизоны обеспечивали порядок и подчинение. Некоторые из городов находились в зависимом положении и должны были платить дань Ассирии. Среди них были города Финикии, Иудеи и некоторые другие. Эти выплаты были обязательными и регулярными. Некоторые государства оставались независимыми, но признавали военное превосходство и власть Ассирии. По этой причине они регулярно посылали подарки ассирийскому царю в знак признания. Это были самые отдаленные города и штаты. В период, когда Египет находился под властью Ассирии, в княжествах были созданы ассирийские гарнизоны, а механизм чиновников контролировал управление. Княжества управлялись местными правителями. Египет был единственным государством, находящимся в таком особом положении. У ассирийских царей также было необычное, хотя и почтительное, отношение к Вавилону. В период, когда он подчинялся Ассирийской империи, создавалось впечатление о его независимости, хотя это было не так. Здесь проводились церемонии и коронации, а правители получали вавилонские имена.

Ассирия является основателем военного искусства. В этой ситуации впервые в истории была создана профессиональная армия. До этого именно крестьян использовали для войны, заменив плуг мечом. Царь Тиглапаласар провел реформу, согласно которой крестьяне больше не привлекались для сражений и участия в походах, а армия формировалась из сильных молодых людей без собственной земли. Они получали поддержку от государства и в мирное время не занимались земледелием, а использовали свои военные навыки. В результате Ассирия сумела собрать мощную, но и чрезвычайно кровожадную армию. Важную роль в победах ассирийцев сыграло металлическое оружие, которое стало обычным в это время и активно использовалось ими в своих завоеваниях. Ассирийская армия во главе со своими правителями была известна не только своими ошеломляющими победами, но и невероятной жестокостью. Большинство завоеваний сопровождалось жестокими расправами над своими противниками. Ашшурнацирапал приказал обезглавливать воинов, строить пирамиды из голов и трупов, делать импалии юношам и сжигать молодых девушек. Об этом свидетельствует его собственный рассказ о своих победах.

Религия

Ассирийская религия мало чем отличалась от вавилонской. Все ассирийские молитвы, гимны, заклинания и мифологические истории, которые ассирийцы унаследовали от аккадцев, были переданы Вавилону. Священные места ассирийцев стали священными местами вавилонян.

Во главе ассирийского пантеона богов стоял бог Асур, покровитель Ассирийского царства, который создал не только всех богов, но и самого себя. В Ассирии были широко распространены культы Иштар, богини войны, и Раммана, уничтожителя врагов. Помимо богов, ассирийцы также поклонялись многочисленным духам земли и неба, ануннакам и игиги.

Космогония и учение о богах, вероятно, также претерпели значительные изменения: Сотворение мира приписывалось тому или иному богу. Так, говорится, что Бел создал небеса и землю, небесные тела и животных из первозданного хаоса, а человека сотворил из смеси земли и своей крови. Из возвышения Мардука развился миф о сотворении им мира. По мнению вавилонян, мир состоит из трех различных регионов: неба, земли и подземного мира. Миф о сотворении мира, в котором Мардук играет не последнюю роль, рассказывает о его битве с богиней Тиамат, воплощающей первозданный хаос. Он побеждает Тиамат, завладевает скрижалями судьбы и разрывает их пополам, а из ее тела рождаются земля и небо.

Вера в жизнь после смерти была очень сильна, но, как и у шумеров, имела очень пессимистический характер. Подземелье, в котором заключены мертвецы, окружено семью стенами, сквозь которые не проникает ни один луч света. Иногда упоминаются острова блаженных, где нет ни боли, ни болезни, ни смерти, но только избранные могут достичь этих островов.

Искусство

Согласно статье в Википедии, здесь должен быть специальный раздел. Вы можете поддержать проект, написав этот раздел.

Ассирия — воинственное государство, города которого были оснащены укрепленными стенами и башнями. Капиталы. Стены дворцов были украшены рельефами, изображающими сцены охоты на львов и победоносных сражений.

Быт и нравы

Правитель Ашшура носил титул ишшиаккум (произношение шумерского слова энси). Его власть была почти наследственной, но не полной. Он почти полностью отвечал за религиозные вопросы и связанные с ними здания. Ишиаккум был также главным жрецом (шангу) и военачальником. Как правило, он также занимал должность укуллу, то есть главного землемера и председателя совета старейшин. Этот совет, называемый «Домом города», имел большое влияние в Ассуре и отвечал за самые важные государственные дела. Члены совета называли себя «лимму». Каждый из них по очереди осуществлял функции управления (под контролем всего совета) в течение одного года и, вероятно, был главой казны. Для определения года использовалось имя следующего лимму. (По этой причине в современной науке лимму часто обозначают греческим термином «эпоним»). Постепенно совет все чаще заменялся людьми, приближенными к правителю. По мере усиления власти правителя значение местных органов самоуправления снижалось. Хотя порядок назначения лиминов был позже сохранен, когда Исиккум стал настоящим монархом.

Основная статья: Вавилоно-ассирийская литература

  • Ascalone, Enrico. Mesopotamia: Assyrians, Sumerians, Babylonians (Dictionaries of Civilizations; 1). Berkeley: University of California Press, 2007 (paperback, ISBN 0-520-25266-7).
  • Grayson, Albert Kirk: Assyrian and Babylonian Chronicles (ABC), Locust Valley, N.Y.; Augustin (1975), Winona Lake, In.; Eisenbrauns (2000).
  • Healy, Mark (1991). The Ancient Assyrians. London: Osprey. ISBN 1-85532-163-7. OCLC 26351868. http://books.google.com/?id=Hodh6fgx-DMC&printsec=frontcover&dq=isbn=1855321637.
  • Leick, Gwendolyn. Mesopotamia.
  • Lloyd, Seton. The Archaeology of Mesopotamia: From the Old Stone Age to the Persian Conquest.
  • Rosie Malek-Yonan (2005). The Crimson Field. Pearlida Publishing. ISBN 0-9771873-4-9. OCLC 2005906414. http://books.google.com/?id=tMpAAAAACAAJ&dq=the+Crimson+Field.
  • Nardo, Don. The Assyrian Empire.
  • Nemet-Nejat, Karen Rhea. Daily Life in Ancient Mesopotamia.
  • Oppenheim, A. Leo. Ancient Mesopotamia: Portrait of a Dead Civilization.
  • Parpola, Simo (2004). «National and Ethnic Identity in the Neo-Assyrian Empire and Assyrian Identity in Post-Empire Times» (PDF). Journal of Assyrian Academic Studies 18 (2). http://www.jaas.org/edocs/v18n2/Parpola-identity_Article%20-Final.pdf.
  • Roux, Georges. Ancient Iraq. Third edition. Penguin Books, 1992 (paperback, ISBN 0-14-012523-X).
  • Saggs, H. W. F., The Might That Was Assyria, ISBN 0-283-98961-0
  • Virginia Schomp (2005). Ancient Mesopotamia: The Sumerians, Babylonians, and Assyrians. New York: Scholastic Library Pub. ISBN 0-531-16741-0. OCLC 60341786.
  • Spence, Lewis. Myths and Legends of Babylonia and Assyria.

Ассирия в среднеассирийский период (2-я пол. II тыс. до н.э.).

Ассирия вновь отвоевывает независимость с помощью Египта

В 15 веке до н.э. ассирийцы попытались восстановить свое государство в прежнем виде. Их враги — царства Вавилона, Митанни и хеттов — контрастировали с их союзом с Египтом, который начал играть ведущую роль на Ближнем Востоке в середине II тысячелетия до н.э.

После первой кампании Тхутмоса III на восточном побережье Средиземного моря Ассирия установила тесные контакты с Египтом. Дружественные отношения между двумя государствами укреплялись при египетских фараонах Аменхотепе III и Эхнатоне и ассирийских правителях Ашшур-Надин-Ахе II и Ассурубалите I (конец 15-14 века до н.э.). Ашшур-убаллит I сумел посадить ассирийских представителей на вавилонский трон. Особенно ощутимых результатов Ассирия добилась на Западе. При Адад-Нерари I и Салманасаре I некогда могущественная Митанни была окончательно покорена ассирийцами. Тукульти-Нинурта I проводит успешную кампанию в Сирии и берет около 30 000 пленных. Он также вторгается в Вавилон и захватывает вавилонского царя. Ассирийские цари также начинают поход на север в земли Закавказья, которые они называют Уруарти или Наири.

Но к 12 веку до н.э. Ассирия, ослабленная постоянными войнами, приходит в упадок.

Расцвет и величие Ассирии

Однако на рубеже 12 и 11 веков до н.э., при Тиглатпалласаре I (1115-1077 гг. до н.э.), она вновь обретает былую мощь. Это было обусловлено многими обстоятельствами. Хеттское царство пало, и Египет вступил в период политической раздробленности. У Ассирии практически не было соперников. Основной упор был сделан на запад, где было проведено около 30 кампаний, приведших к завоеванию северной Сирии и северной Финикии. На севере были одержаны победы над наири, но в это время началось возвышение Вавилона, войны с которым велись с переменным успехом.

В целом, однако, можно сказать, что ассирийцы этого периода схватили птицу удачи за хвост. После победы над Митанни все переправы через Евфрат в средней части перешли в их руки на два столетия, что заставило Ассирию ограничить торговлю своих соперников, взимать высокие тарифы с купцов и буквально грести деньги в казну. Иногда ассирийская армия предпринимала и дальние походы. Когда царь возвращался из такого похода с большой добычей, он часто строил большую крепость и хранил в ней свои сокровища. Последней и самой большой из этих столиц впоследствии стала Ниневия, самый известный из ассирийских городов. Старый Ассур все больше и больше отходил на задний план: улицы новых городов заполняли уже не купцы, а солдаты.

Высший класс ассирийского общества в это время состоял из крупных землевладельцев, купцов, жрецов и военной знати. Этот класс не нуждался в могущественном царе; даже величайшие ассирийские правители того времени не имели реальной власти. Они получили славу, почести и военные трофеи, но не власть. В мирное время король был заперт в столице в своей сокровищнице, и никто в нем особо не нуждался.

Ассирийское население состояло в основном из свободных крестьян и простых людей. Крестьянская община владела землей, имела в своем распоряжении ирригационную систему и сама осуществляла управление: Его возглавлял вождь и совет «великих» поселенцев.

Ассирийская империя

Ассирия – государство-солдат или… государство-разбойник

Ассирия, которая в прежние времена не отличалась миротворческим поведением, в этот период также превратилась в настоящего «террориста», используя страх как свое главное оружие.

Ассирийцы атаковали быстро и безжалостно, добиваясь того, чтобы одно их имя заставляло трепетать сердца соседей (а тех немногих, кто остался, сжимать кулаки). Если население завоеванного города оказывало сопротивление, его уничтожали, чтобы преподать повстанцам урок. Чтобы добиться покорности побежденных, их лишали домов, изгоняя тысячи новых подданных царя в другие, часто отдаленные места. Все это делалось для того, чтобы вселить страх в покоренные народы, сломить их дух и волю к свободе. Ассирийцы грабили завоеванные земли в течение десятилетий.

Но грозные ассирийские цари долгое время не могли объединить завоеванные земли и создать сильное государство. Их империя была основана исключительно на страхе. Завоеванные земли невозможно было не грабить, некому было возделывать собственные поля и заниматься собственными ремеслами. У ассирийцев было слишком много военачальников и слишком мало чиновников для сбора налогов. Писец мог заменить солдата только в том случае, если население добровольно соглашалось жить под ассирийским владычеством. На Древнем Востоке не было таких народов — все ненавидели захватчиков (и особенно ассирийцев).

У ассирийцев также была проблема с торговыми городами, которые на протяжении всей своей истории пользовались особыми правами: они не платили высоких налогов, а их жители были освобождены от военной службы. Ассирийцы не хотели сохранять эти привилегии, но и отменить их не могли, опасаясь постоянных восстаний.

Одним из таких свободных городов был Вавилон. Ассирийцы переняли большую часть своей культуры, религии и письменности из Вавилона. Уважение к городу было настолько велико, что некоторое время он был второй столицей Ассирии. Цари, правившие Ниневией, щедро одаривали храмы Вавилона и украшали город дворцами и статуями, но Вавилон по-прежнему оставался центром опасных заговоров и восстаний против ассирийского владычества. Она закончилась с царем Синачарибом в 689 году до н.э., который приказал разрушить весь город и затопить место, где он стоял.

Ужасный поступок царя вызвал недовольство даже в самой Ниневии, и хотя город был быстро восстановлен при сыне Синарериба Ашархоне, отношения между Ассирией и Вавилоном окончательно испортились. Ассирия так и не смогла утвердиться в качестве важнейшего религиозного и культурного центра Западной Азии.

Уроки войны с Урарту и реформа ассирийской армии

В конце IX — начале VIII веков до н.э. Ассирийское государство вновь вступило в период упадка. От постоянных походов пострадала большая часть ассирийского населения, в результате чего экономика страны пришла в упадок. В 763 году до н.э. вспыхнуло восстание в Ассуре, а вскоре восстали и другие области и города страны: Арафа, Гузану. Только через пять лет все эти восстания были подавлены. Внутри самого государства шла ожесточенная борьба. Купцы хотели мира, чтобы иметь возможность торговать. Военная элита, с другой стороны, хотела продолжать свои походы, чтобы захватить новую добычу.

Упадок Ассирии в это время способствовал изменению международной ситуации в начале 8 века до н.э. Первым среди государств Западной Азии было Урарту, молодое государство с мощной армией, совершавшее успешные походы в Закавказье, юго-восточную Малую Азию и даже на территорию самой Ассирии.

Конец Ассирийского владычества

С обновленной армией Тиглат-Паласар III (745-727 гг. до н.э.) возобновил свои захватнические действия. В 743-740 годах до н.э. он разгромил коалицию правителей северной Сирии и Малой Азии и получил дань от 18 царей. Затем в 738 и 735 годах до н.э. он провел две успешные кампании на территории Урарту.

В 734-732 гг. до н.э. против Ассирии была создана новая коалиция, в которую вошли царства Дамаск и Израиль, несколько прибрежных городов, арабские княжества и Элам. На востоке Тиглатпалласар сумел утвердиться в некоторых частях Медии к 737 году до н.э. На юге Вавилон был разгромлен, а сам Тиглатпалласар был коронован как царь Вавилона. Завоеванные территории были переданы под управление администрации, назначенной ассирийским царем. При Тиглатпалласаре III началось систематическое переселение завоеванных народов с целью их смешения и ассимиляции. Только из Сирии было переселено 73 000 человек.

При преемнике Тиглатпаласара III, Салманасаре V (727-722 гг. до н.э.), политика завоеваний была продолжена. Салманасар V пытался ограничить права богатых жрецов и купцов, но в итоге был свергнут Саргоном II (722-705 гг. до н.э.). При нем Ассирия разгромила мятежное Израильское царство. После трехлетней осады ассирийцы захватили и полностью разрушили Самарию, столицу царства, в 722 году до н.э. Жители переселялись на новые места. Израильское царство исчезло. В 714 году до н.э. государство Урарту потерпело тяжелое поражение. Ожесточенная битва велась за Вавилон, который пришлось несколько раз отвоевывать. В последние годы своего правления Саргон II вел ожесточенную борьбу с киммерийцами.

Сын Саргона II, Синаххериб (705-681 гг. до н.э.), также вел ожесточенную битву за Вавилон. На западе ассирийцы осадили Иерусалим, столицу Иудейского королевства, в 701 году до н.э. Иудейский царь Езекия платил дань Синаххерибу. Ассирийцы приближались к границам Египта. Однако в это время Синаххериб был убит во время государственного переворота во дворце, и на трон взошел его младший сын Асархадон (681-669 гг. до н.э.).

Асархаддон совершил поход на север, подавил восстания финикийских городов, установил свою власть на Кипре и завоевал северную часть Аравийского полуострова. В 671 году он завоевал Египет и принял титул египетского фараона. Он погибает во время похода против мятежного Вавилона.

Ассирию завоевывает Ашшурбанапал (669 — ок. 635/627 гг. до н.э.). Он был очень умным, образованным человеком. Он говорил на многих языках, был литератором и обладал талантом к математике и астрономии. Он создал самую большую библиотеку, которая состояла из 20 000 глиняных табличек. В его время было построено и отреставрировано множество храмов и дворцов.

Однако во внешней политике дела у Ассирии шли не так хорошо. Египет (667-663 гг. до н.э.), Кипр, западные владения Ассирии (Иудея, Моав, Эдом, Аммон) восстали. На Ассирию нападают Урарту и Манна, Элам выступает против Ассирии, а правители Мидии поднимают восстание. Только в 655 году Ассирии удается подавить все эти восстания и отбить нападения, но возвращение Египта уже невозможно.

В 652-648 гг. до н.э. мятежный Вавилон поднял восстание и присоединился к Эламу, арабским племенам, финикийским городам и другим завоеванным народам. К 639 году до н.э. большинство восстаний было подавлено, но это были последние военные успехи Ассирии.

События развивались стремительно и быстро. В 627 году до н.э. Вавилония распалась. 625 г. до н. э. — Мидия. Эти два государства заключили союз друг с другом против Ассирии. В 614 году до н.э. пал Ассур, в 612 году — Ниневия. Последние ассирийские войска были разбиты в битвах при Харране (609 г. до н.э.) и Кархемише (605 г. до н.э.). Ассирийская аристократия была уничтожена, ассирийские города разрушены, а простое ассирийское население смешалось с другими народами.

Ассирия в древности

Ассирия была одной из сильнейших империй первого тысячелетия до нашей эры, ее процветание и золотой век совпали с этим периодом. До этого времени это было простое государство в северной Месопотамии.

Племенной, он в основном занимался торговлей, поскольку располагался на важных торговых путях.

Затем Ассирия подверглась нападению кочевников, таких как арамеи, что привело к упадку государства в одиннадцатом веке до нашей эры.

В целом, историки условно делят историю Ассирии на три периода:

  • староассирийский;
  • среднеассирийский;
  • новоассирийский.

В последнем случае Ассирия становится первой мировой империей. В восьмом веке, при царе Тиглате-Паласаре III, начинается золотой век империи. Ассирия сокрушает государство Урарту. В конце восьмого века он завоевывает Израиль, а в седьмом веке — Египет. Когда Ашшурбанапал становится царем, Ассирия покоряет Мидию, Фивы и Лидию. После смерти Ашшурбанапала Ассирия не выдерживает нападения Вавилона и Мидии, и империя погибает.

Ламассу, Ассирийское царствоГде находится древняя Ассирия сейчас

Ассирийского государства больше не существует, а в XXI веке территории бывшей империи оккупированы Ираком, Саудовской Аравией, Ираном и другими странами. Территорию населяют народы семитской группы: арабы, евреи и некоторые другие. Преобладающей религией на территории бывшей Ассирии является ислам. Самая большая территория, принадлежавшая Ассирии, сейчас находится в Ираке. Сейчас Ирак находится на грани гражданской войны. В Ираке проживает диаспора древних ассирийцев, основавших первую ассирийскую мировую империю, подчинившую себе почти весь Аравийский полуостров (Месопотамию).

По неподтвержденным данным, сегодня в мире проживает около миллиона ассирийцев. В современном мире у них нет своего государства, они живут в Иране, Ираке, Турции, США, Сирии, есть также небольшие диаспоры в России и Украине. Современные ассирийцы говорят в основном на арабском и турецком языках. Их древний родной язык находится под угрозой исчезновения. Современная Ассирия — это не государство, а всего лишь миллион потомков древних ассирийцев, которые являются носителями уникальной ассирийской культуры и фольклора.

Исторические периоды развития

Историки выделяют 3 исторических периода развития: древнеассирийский, среднеассирийский и новоассирийский.

Не пропустите нашу самую популярную статью. Барнаул.

Староассирийский период (с XXV—XXIV в. до н. э. до XV в. до н. э.)

Древняя цивилизация Ассирия. Столица, история, искусство, географическое положение, культура, достижения

Ассирия — древняя цивилизация, зародившаяся в Аравийской пустыне. Первоначально центром государства был город Ассирия. Он был назван в честь бога войны Асхура и стал столицей нового одноименного государства. Ассирийцы занимались выращиванием зерна и винограда.

Они использовали технологии орошения почвы, что позволило повысить урожайность в засушливых районах. В восточной части страны развивалось сельское хозяйство и животноводство. Постепенно Ассур начал оказывать влияние на торговые пути в Малой Азии и южной Месопотамии.

Во II тысячелетии до н.э. ассирийцы заняли колонию Гасур, где находились крупные месторождения металлов. Во время колонизации Малой Азии ассирийское государство начало импортировать кожу, шерсть и дерево. Взамен Ассирия экспортировала продукты земледелия и животноводства. Ассирийские ремесленники и мастера остались в колонии и развивали добычу сырья и производство потребительских товаров.

В древнеассирийский период Ассирия была рабовладельческим государством. Землю, принадлежавшую муниципалитету, обрабатывали рабы. Общинная территория была разделена и передана в частную собственность.

Землевладельцы стали представителями высшего класса. Они могли приобретать рабов в течение длительного периода времени. В большинстве случаев рабы приобретались в результате торговли или во время военных кампаний.

В IV веке до н.э. ассирийская экономика была частично подорвана созданием Хеттского царства, закрывшего торговые пути в Малую Азию, и государства Мари, занявшего территории на Евфрате. Именно в этот период Ишшиаккум организовал первые военные походы.

Ассирия завоевала города в северной Месопотамии и восстановила торговлю с западными державами. В 1781 году до н.э. он установил протекторат в Мари и занял сирийское поселение Катна.

Ассирия была древней цивилизацией, которая проводила агрессивную политику. В древний ассирийский период он вел войны на востоке, севере и западе.

Однако это государство поддерживало нейтральные отношения с южными месопотамскими державами: Вавилонией и Геснудом. Ассирийское государство, однако, поддерживало нейтральные отношения с южными месопотамскими державами: Вавилония и Асуна.

В последние годы древнеассирийского периода Ассирией правил царь Самши-Адад I. Он усилил власть Ишшиаккума и частично упразднил функции Совета старейшин. Ассирия была разделена на области и провинции.

Древняя цивилизация Ассирия. Столица, история, искусство, географическое положение, культура, достижения

Во главе административных единиц стояли регенты, назначаемые приказом губернатора. После реорганизации была создана налоговая система и регулярная армия, состоящая из обученных солдат и ополченцев.

Культура Ассирии

Древняя цивилизация Ассирия. Столица, история, искусство, географическое положение, культура, достижения

Ассирия была древней цивилизацией, сочетавшей в себе культурные особенности народов Древнего Востока. Ассирийская цивилизация формировалась благодаря завоеванию новых территорий и стран. Особое влияние на него оказала Вавилония. Ассирия переняла элементы письменности у этого государства. Была создана библиотечная система, насчитывающая более 25 000 книг, рукописей и глиняных табличек.

В ассирийских архивах хранились древние медицинские и математические трактаты, кулинарные и бытовые рецепты, шумерские сочинения и юридические документы. Профессиональные писцы работали в ассирийских библиотеках и переписали сотни произведений великих деятелей древнего мира. С помощью этих письменных источников современные историки смогли узнать о повседневной жизни, обычаях и традициях ассирийцев.

Искусство и архитектура

Древняя цивилизация Ассирия. Столица, история, искусство, географическое положение, культура, достижения

Ассирия — древняя цивилизация, повлиявшая на развитие искусства и архитектуры на Ближнем Востоке. Ассирийская архитектура и искусство представлены многочисленными рельефами, сохранившимися до наших дней.

Ассирийцы украшали свои здания росписью и замысловатыми орнаментами. Чаще всего архитекторы и художники изображали быков с крыльями и человеческими головами, символизирующих ассирийских правителей. Ассирийские строительные технологии были использованы при возведении персидских дворцов и замков, которые считаются шедеврами искусства и архитектуры.

Содержание

  • 1 Номенклатура
  • 2 Предыстория
  • 3 История
    • 3.1 Ранний период, 2600–2025 гг. До н.э.
    • 3.2 Аккадская империя и неошумеры Империи, 2334–2050 гг. До н.э.
    • 3.3 Древняя Ассирийская империя, 2025–1522 гг. До н.э.
      • 3.3.1 Упадок, 1450–1393 гг. До н.э.
      • 3.4.1 Общество и закон в среднеассирийский период
      • 3.6.1 Расширение, 911–627 гг. до н.э.
      • 3.6.2 Падение, 626– 609 г. до н.э.
      • 3.7.1 Ахемениды Ассирия, Осроен, Сристан, Атура и Хатра
      • 3.7.2 Ахеменидская Ассирия (549–330 до н.э.)
      • 3.7.3 Македонская и Селевкидская Ассирия
      • 3.7.4 Парфянская Ассирия (150 г. до н.э. — 225 г. н.э.)
      • 3.7.5 Римская Ассирия (116–118)
      • 3.8.1 Сасанидская Ассирия (226 — ок. 650)
      • 3.8.2 Арабское исламское завоевание (630–780)
      • 3.8.3 Монгольская империя (1200–1300)
      • 3.8.4 Распад церкви Востока (1552 г.) –1830)
      • 3.9.1 Османская империя (1900–1928 гг.)
      • 3.9.2 Резня в Симеле и Вторая мировая война (1930–1950 гг.)
      • 3.9.3 Баасизм (1966–2003 гг.)
      • 3.9.4 Курдистан (2005 — настоящее время)
      • 3.9.5 Сирийская гражданская война (2012 — настоящее время)
      • 4.1 Язык
      • 4.2 Религия
        • 4.2.1 Древняя ассирийская религия
        • 4.2.2 Христианство

        Коренное христианское этническое меньшинство восточных арамеев в северном Ираке, северо-восточной Сирии, юго-восточной Турции и северо-западном Иране являются потомками древних ассирийцев (см. Ассирийское преемство). Ассирия означает «земля Асхура». Ассирия означает «земля Асхура».

        Этимологически Ассирия связана с названием Сирия, эти два названия в конечном итоге происходят от аккадского Ашур. Теодор Нёльдеке первым предположил в 1881 году, что Сирия и Ассирия имеют одну и ту же этимологию, предположение, восходящее к Джону Селдену (1617). Открытие надписи из Чинекёя в 21 веке также подтвердило, что Сирия, которая является греческим исправлением названия Ассирии, в конечном итоге происходит от ассирийского термина Ашшураю.

        Предыстория

        В Гирсу было найдено официальное письмо первосвященника Лу’энны царю Лагаша (вероятно, Урукагины) с сообщением о гибели его сына в бою, ок. 2400 г. до н.э.

        В доисторические времена на территории, позже известной как Ассирия (и Субарту), существовала цивилизация неандертальцев, обнаруженная в пещере Шанидар. Первыми неолитическими стоянками на территории, которая позже стала Ассирией, были культура Ярмо около 7100 года до н.э., культура Халафа около 6100 года до н.э. и культура Хассун около 6000 года до н.э.

        Аккадийцы (первый исторически засвидетельствованный народ, говорящий на семитских языках), в конечном итоге представлявшие Ассирию, по-видимому, прибыли в Месопотамию где-то в последнем 4-м тысячелетии до н.э. (ок. 3500-3000 гг. до н.э.) и в конечном итоге смешались с более ранним шумероязычным населением Северной Месопотамии, причем аккадские имена появляются в письменных источниках уже в 29-м веке до нашей эры.

        В III тысячелетии до н.э. между шумерами и аккадцами по всей Месопотамии сложился очень тесный культурный симбиоз, характеризующийся ярко выраженным двуязычием. Влияние шумерского языка (языковая изоляция) на аккадский и наоборот очевидно во всех областях, от лексических заимствований в больших масштабах до синтаксических, морфологических и фонологических сближений. Это заставило ученых назвать шумерский и аккадский языки третьего тысячелетия до нашей эры лингвистической федерацией. Аккадский язык постепенно вытеснил шумерский как разговорный язык в Месопотамии примерно на рубеже третьего и второго тысячелетия до нашей эры (точная датировка остается спорной), хотя шумерский язык продолжал использоваться как священный, ритуальный, литературный и научный язык в Месопотамии до первого века нашей эры, как и аккадская клинопись.

        Города Ашшур, Ниневия, Гасур и Арбела, а также другие города существовали по крайней мере до середины III тысячелетия до н.э. (ок. 2600 г. до н.э.), хотя в это время они, по-видимому, были административными центрами шумерского правительства, а не независимыми государствами.

        Древние греко-римские авторы, такие как Юлий Африканский, Марк Веллий Патеркул и Диодор Сицилийский, датируют основание Ассирии по-разному между 2284 и 2057 гг. до н.э., при этом первый царь упоминается как Бел или Нин.

        Согласно библейскому Ноеву поколению, очевидно, между VII и VII веками до н.э., город Ашур был основан библейским Ашуром, сыном Шема, которого последующие поколения обожествляли как бога-покровителя города. Однако самая ранняя засвидетельствованная ассирийская традиция относится к 25 веку до н.э. Тудия, ранний ассирийский городской царь по имени Ушпия (ок. 2050 г. до н.э.) освятил первый храм богу Ашшуру в городе в середине 21 века до н.э.. Вполне вероятно, что город был назван в честь своего покровителя, одноименного ассирийского бога.

        История

        Ранний период, 2600–2025 гг. До н.э.

        Город Ашшур, как и многие другие ассирийские города, был основан, по-видимому, в 2600 году до нашей эры. Однако вполне вероятно, что первоначально они были административными центрами, которыми управляли шумеры. В конце 26 века до н.э. Эаннатум из Лагаша, доминирующий шумерский правитель в Месопотамии того времени, упоминает о «поражении Субарту» (Субарту — шумерское название Ассирии). Аналогичным образом, в начале 25 века до н.э. Лугаль-Анне-Мунду, царь шумерского государства Адаб, упоминает, что Субарту платил ему дань.

        О ранней истории Ассирийского царства известно немного. В списке ассирийских царей Тудия — первый упомянутый царь. По мнению Жоржа Ру, он жил в середине 25 века до н.э., то есть около 2450 года до н.э. В археологических отчетах из Эблы эта деятельность Тудия была подтверждена обнаружением таблички, на которой он заключил договор с «царем» Эблы Имбрилием (который, как теперь известно, был визирем Эблы у царя Исара Даму) на управление карумом (торговой колонией) на территории Эблы.

        Тунтий был преемником Адама, что является первым известным упоминанием семитского имени Адам, а затем тринадцати других правителей (Янги, Сухлама, Хархарахара, Мандара, Имса, Харсу, Дидана, Хану, Зуаба, Нуаба, Абаза, Белус и Азара). Об этих именах пока ничего конкретного не известно, хотя был сделан вывод, что более поздняя вавилонская табличка с родословной Хаммурапи, аморейского царя Вавилона, похоже, взяла те же имена из Тудии в Нуабу, но в значительно искаженном виде.

        Ранние цари, такие как Тудия, которые, как сообщается, жили в палатках, были полукочевыми пастушескими правителями. Эти цари со временем полностью урбанизировались и основали город-государство Ашшур в середине 21 века до нашей эры.

        Аккадская империя и неошумерские империи, 2334–2050 гг. До н.э.

        Карта Аккадской империи (коричневый цвет) и направления, в которых проводились кампании (желтые стрелки).

        Во времена Аккадской империи (2334-2154 гг. до н.э.) ассирийцы, как и все аккадоязычные месопотамцы (а также шумеры), подчинялись династическому городу-государству Аккад, центр которого находился в центральной Месопотамии. Аккадская империя, основанная Саргоном Великим, утверждала, что охватывает «четыре четверти». Регион Ассирии, расположенный к северу от штаб-квартиры империи в центральной Месопотамии, был также известен шумерам как Субарту, а название Азухинум в аккадском вожде, похоже, также относится к самой Ассирии. Шумеры в конечном итоге были поглощены аккадским (ассиро-вавилонским) населением.

        Ассирийские правители подчинились Саргону и его преемникам, и город Ассур стал региональным административным центром империи, о которой идет речь в табличке Нуцци. В этот период аккадоязычные семиты в Месопотамии стали править империей, которая включала не только саму Месопотамию, но и большие части Малой Азии, древний Иран, Элам, Аравийский полуостров, Ханаан и Сирию.

        Ассирия, похоже, активно участвовала в торговле в Малой Азии в это время; первое известное упоминание о восточном Кару в Хатти содержится в поздних клинописных табличках, описывающих ранний период Аккадской империи (ок. 2350 г. до н.э.). На этих табличках ассирийские купцы из Бурусанда просили своего правителя Саргона Великого о помощи, и это название сохранилось во всей Ассирийской империи примерно на 1700 лет. Само имя «Хатти» даже встречается в более поздних упоминаниях о его внуке Нарам-Сине, который совершал походы в Анатолию.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий