Второй фазой Культурной революции в Китае считается период с мая 1969 г. по сентябрь 1971 г. Несмотря на явное усиление маоистов, в партии все еще оставались функционеры с разными взглядами. В этот период Культурной революции в Китае произошло два масштабных события, которые повлияли на подавление оппозиции:
Культурная революция в Китае
Попытки построить социализм и коммунизм с непоколебимой силой не раз приводили к периодам разрушения страны. В Китае тоже не раз в истории случались кровавые инциденты. Последний такой эпизод произошел несколько десятилетий назад, во времена коммунистического правления Мао Цзэдуна. В Китае это называлось Культурной революцией.
Знаете ли вы, почему была построена Великая Китайская стена?
- Суть культурной революции
- Идеи культурной революции
- Начало революции
- Ставка на молодёжь
- Даёшь новую культуру
- Бей своих
- Второй этап революции
- Ввысь в горы, вниз в сёла
- Школы кадров 7 мая
- Третий этап – политическая борьба
- Причины культурной революции в Китае
- Результаты и жертвы культурной революции в Китае
- Почему культурная революция не удалась
- Положительное влияние культурной революции в Китае на страну
Суть культурной революции
Существует множество исследований о Культурной революции в Китае. Большинство историков считают, что главной причиной Культурной революции была борьба за власть.
Мао Цзэдун, многолетний лидер Китайской коммунистической партии (КПК), вождь китайской революции, начал терять свои лидерские позиции в середине 1960-х годов. Его политика «Большого скачка вперед» не смогла повысить благосостояние народа. Недовольство среди населения было широко распространено. Независимо настроенные члены партии начали высказывать идеи о частичном внедрении рыночных методов в социалистическую экономику.
Мао, убежденный марксист, не был сторонником рыночных реформ. В то же время он не смог устойчиво развивать экономику, используя существующие методы управления. Однако у лидера был значительный опыт политической борьбы, который он решил использовать и на этот раз.
Объявив о культурной революции в Китае, лидер партии успешно использовал внешние и внутренние факторы, которые он назвал происками врагов. Внешние факторы включали разоблачение Хрущевым сталинских репрессий — ревизионизм. К внутренним врагам относились противники партии, которые, как стало известно общественности, направляли свои действия против народа.
Это интересно. В СССР термин «культурная революция» был введен Лениным в 1923 году в его работе «О кооперации».
Идеи культурной революции
Короче говоря, Мао выбрал абсолютную пропаганду, чтобы отвлечь народ от реальных проблем. Этому способствовал низкий уровень образования населения Китая. Образ нового культурного человека, беззаветно преданного социализму и его вождю, постепенно провозглашается повсюду.
Провозглашается борьба с ними:
- идеями, противоречащими сказанному Мао;
- старыми культурными ценностями;
- народными обычаями и ритуалами;
- старыми привычками.
В связи с этими заявлениями принимаются меры по уничтожению политических противников.
Подготовка к «культурной революции»
В январе 1961 года Центральный комитет Коммунистической партии Китая решил сконцентрировать свои силы для ликвидации последствий «Большого скачка вперед». В начале 1962 года китайское правительство признало провал политики «трех красных флагов», но Мао Цзэдун, главный теоретик партии, продолжал предостерегать от ее правильности. Он обвинил в неудачах «паразитов» внутри партии, которые, вторя Лю Шаоци, второму президенту КНР, назвали идеи Мао «мыльными пузырями».
Политическая борьба внутри КПК привела к расколу в обществе. Позиции «великого кормчего» были оспорены, и творческая интеллигенция потребовала, чтобы их взгляды были выражены открыто. Критика партии была предана гласности.
Наконец, осенью 1962 года Мао нанес удар по противникам генеральной линии партии. Он призвал к «классовой борьбе» и начал кампанию за «образование для социализма». Кампания сопровождалась репрессиями, так что никто не осмеливался открыто критиковать Мао и его идеи.
В декабре 1964 года 1-й председатель заявил, что необходимо усилить классовую борьбу, причем главной мишенью должна стать сама партия — те ее члены, которые готовы идти по капиталистическому пути. Это было действительно объявление о бескомпромиссной борьбе против Лю Шаоци и его сторонников. Мао понадобилось еще несколько месяцев, чтобы укрепить свой культ личности и создать группу близких соратников, которые разработали план «культурной революции».
Начало «культурной революции»
Призыв к «культурной революции» был опубликован в крупной правительственной газете 18 апреля 1966 года. Мао изложил свою программу в письме маршалу Линь Бяо от 7 мая того же года. Концепция президента заключалась в создании в стране закрытых агропромышленных сообществ по образцу народной коммуны «Великий скачок вперед», где военные играли роль модели для построения идеального коммунистического общества.
В мае 1966 года на заседании Политбюро было объявлено о начале борьбы против «капиталистических элементов». Вскоре была сформирована Группа культурной революции, состоящая в основном из представителей властных структур. Многие последователи Лю Шаоци были освобождены в то же время.
С тех пор жизнь в Китае кардинально изменилась. Под руками радикальной молодежи, готовой выполнять абсолютно все приказы правящей элиты, все старое было жестоко и неоправданно разрушено.
Уничтожение «старой власти»
По всей стране проходили бесконечные митинги, ежедневно появлялись обличающие листовки (дацю бао). Занятия в университетах и школах были практически парализованы — студенты избивали школьных администраторов и обвиняли учителей в критике идей Мао Цзэдуна.
Лозунг «Сжечь всю старую литературу!» вызвал кампанию по уничтожению всех книг, изданных до 1966 года. В городах были организованы пункты сбора таких книг, куда граждане должны были сдавать всю свою личную литературу. Иметь дома библиотеку стало опасно для жизни. Также были уничтожены произведения искусства, памятники и антиквариат.
Красный цвет стал государственным цветом. Дома и заборы повсюду были выкрашены в красный цвет. Существовал план замены красного и зеленого цветов на светофорах — красный, «цвет революции», должен был быть разрешен. Мао Цзэдуна называли «красным солнцем», а неквалифицированных солдат, выполнявших его приказы, — «красной гвардией» — хунвэйбинами.
Образованные люди, которых обвиняли в приверженности старому порядку, стали презираемым классом. Хунвэйбины питали особую ненависть к представителям старшей интеллигенции, считая их неисправимыми последователями «вредного старого времени». Они доходили до того, что гоняли пожилых людей по улицам, хлестали их палками и ремнями, заставляли заниматься тяжелым и бесполезным физическим трудом, закладывали их колени кирпичами и всячески запугивали. Серия самоубийств выдающихся деятелей культуры, таких как всемирно известный писатель Лао Се, потрясла страну.
Никто в этой стране не мог чувствовать себя в безопасности. Каждый мог потерять свободу или жизнь; люди подвергались обыскам и избиениям без санкции суда. Служба политической разведки планировала уничтожение всех реальных и предполагаемых политических противников Мао и ее сторонников. Войска Веймбо получали информацию о нежелательных людях, и на этой основе проводились массовые убийства. Нападению подверглись также посольства СССР, Великобритании, Монголии и Индонезии.
В пропаганде «культурная революция» была представлена как борьба пролетарских масс против «новой буржуазии». Мао стал символом новой, прогрессивной власти, а Лю Шаоци и все, кто выступал за восстановление «Большого скачка вперед», были причислены к бюрократам и представителям буржуазии. Президент умело направлял недовольство, копившееся среди населения с 1949 года, и позиционировал себя как борца за лучшее будущее.
Одним из аспектов «культурной революции» было ухудшение отношений с Москвой вплоть до подготовки к войне с СССР. В 1969 году на острове Даманский произошел инцидент, в ходе которого были убиты советские пограничники, а также было совершено несколько нападений на советских пограничников. В самой Корейской Народно-Демократической Республике начались просоветские репрессии.
Что предполагала Культурная революция в Китае при Мао Цзэдуне
Еще в 1950 году Мао Цзэдун, председатель ЦК КПК, решил, что стране необходимы перемены. Чтобы усилить свое влияние, он решил подстрекать более бедные слои населения против угнетателей, буржуазии и капиталистов.
Так, в мае 1966 года в стране началась Культурная революция. Были проведены чистки в рядах партии и пропаганда среди граждан. Они пытались убедить китайский народ, что революция необходима, чтобы уничтожить врага и жить лучше.
Целью китайского лидера было вырастить народ, который бы его устраивал. Последователи Мао должны были безоговорочно верить, что их лидер делает все для блага своего народа.
Итоги культурной революции в Китае
Многие источники утверждают, что китайская революция привела к 100 000 000 жертв и около миллиона смертей.
Около 5 000 000 были подавлены. На 9-м съезде Коммунистической партии число членов составляло 17 000 000 человек, а на следующем съезде — уже 28 000 000. Это говорит о том, что в период с 1970 по 1973 год в члены КПК было принято около 10-12 миллионов человек. Можно сказать, что Мао удалось заменить людей в партии на тех, кто придерживался его культа личности.
Китайская революция уничтожила почти все храмы и монастыри в Тибете, а также множество книг, картин и исторических памятников.
Ответственность за Культурную революцию лежит исключительно на партийных группах и Мао Цзэдуне; в рыночной экономике Поднебесной власть КПК легитимна.