Гравюра на меди 1835 года с изображением мулов, прядущих на фабрике. Каретки выходят за пряжей, а затем возвращаются, чтобы размотать пряжу и намотать ее на валы, расположенные позади них. В верхней части находятся приводные ремни, приводимые в движение паровозом или водяным колесом.
Ткацкий станок джона кея
Первый этап промышленной революции в 18 веке был связан с появлением рабочих машин в текстильной промышленности. Первыми были разработаны прядильные машины, но одной из главных причин их появления стал так называемый «дефицит пряжи», то есть недостаток пряжи, вызванный широким использованием ткацких станков с «летающим челноком», изобретенных англичанином Кеем 26 мая 1733 года.
Джон Кей родился 16 июля 1704 года недалеко от Бэри, Ланкашир, в большой фермерской семье. В юном возрасте он стал подмастерьем у мастера по изготовлению корзин в Бури. Видимо, его обучение было простым, так как через несколько лет молодой человек предложил новый тип дудочки с металлическими зубцами вместо рога, дерева или тростника. Металлические трости стали называться тростями Кея, хотя он не запатентовал их, возможно, потому, что недооценил важность своего изобретения. В возрасте девятнадцати лет он начал работать в собственной мастерской, а в возрасте двадцати шести лет получил свой первый патент на проект «новой машины для изготовления, связывания и скручивания мохера и замшевой шерсти, а также для прядения пряжи, подходящей для изготовителей пуговиц, портных и всех других, кто работает со связанной мохеровой и замшевой шерстью и крученой пряжей».38 Патент не содержит рисунков, а описание очень краткое, поэтому трудно судить о том, что это за машина.
Три года спустя Кей запатентовал «летающий маннок» или, как его называли в России, «транспортный самолет». В описании патента говорится, что изобретение представляет собой «вновь изобретенный челнок для лучшего ткачества широких тканей, шерстяных или льняных». На концах сети находились ящики с планками, соединенные веревкой с кривошипом, который ткач тянул попеременно то влево, то вправо. Челнок был оснащен роликами для улучшения скольжения по скользящей планке. Позже изобретатель дополнил свое предложение неподвижной шпулей на челноке и осевой намоткой нити.
Кей создал компанию по продаже челноков и предложил их за широкие станки для ткачества шерсти, на которых теперь мог работать один ткач вместо двух. Демонстрируя работу шаттла, он заметил недостаток, характерный для всех шаттлов того времени. Нить выходила из отверстия в середине боковой стенки, когда челнок летел, а шпулька поворачивалась. При таком способе намотки нить была ограничена размером бобин из-за инерции заправочной нити, натяжение которой резко возрастало и падало. Эти недостатки становились еще более очевидными при увеличении скорости челнока, что было достигнуто с изобретением Кея.
Кей предложил наматывать нить со шпули рифа в осевом направлении, стабилизируя шпулю. Изобретение Кея теперь состояло из двух идей: цилиндрического челнока и его перебрасывания через зев с помощью специальных приспособлений, а также фиксированного крепления шпульки на челноке. Однако качество шерстяной пряжи ручной работы было низким, она была хрупкой и часто рвалась. С одной стороны, Кей не мог требовать от прядильных фабрик роялти за использование своего изобретения, а с другой стороны, ткачи открыто враждовали с ним. В результате в 1747 году из-за финансовых трудностей он переехал во Францию и столкнулся с теми же трудностями.
Кайе несколько раз возвращался в Англию в надежде получить от парламента премию за свои изобретения, но все его усилия были тщетны. В 1753 году толпа узнала о приезде изобретателя и ворвалась в его дом в Бьюри, разрушив все, что там было. Двум друзьям с большим трудом удалось тайно вывести Кея из дома. Это событие запечатлено на картине, которая сейчас висит в холле мэрии города Бури. После неудачных визитов в Англию Кей каждый раз возвращался во Францию. В 1764 году его сын Роберт написал в Общество искусств и промышленности в Лондоне письмо с просьбой о вознаграждении за изобретение его отцом «летающей лодки». В письме, написанном почерком Кея, говорилось следующее: «У меня есть и другие изобретения, кроме того, которое я опубликовал. Единственная причина, по которой я их не опубликовал, — это жестокое обращение, которому я подвергся в Англии со стороны ткачей. Тогда я обратился в парламент, но он не помог мне в моих делах, и мне пришлось уехать за границу, чтобы заработать деньги на оплату долгов и прокормить семью. Долгое время ответа не было, но, наконец, он появился: «Общество не знает ни одного человека, который умел бы пользоваться этими тренерами».38 Можно представить себе недовольство изобретателя.
Джон Кей (летающий челнок) — John Kay (flying shuttle)
Джон Ки (17 июня 1704 — с 1779) был изобретателем маятникового полета, который внес важный вклад в промышленную революцию. Его часто путают с его однофамильцем, который построил первую «вращающуюся раму».
Джон Кей родился 17 июня 1704 года в Ланкашире на ферме Уолмерсли, к северу от Бури. Его престарелый отец, Роберт, был фермером и владел поместьем «The Park» в Уолмерсли, где Джон и родился. Роберт умер до рождения Джона, оставив Парк Хаус своему старшему сыну. Будучи пятым сыном Роберта (из десяти детей), Джон оставил 40 фунтов стерлингов своей матери (в возрасте 21 года) и образование для детей до 14 лет, которая отвечала за его обучение, пока не вышла замуж повторно.
ученичество
Он пошел в подмастерья к ткачу соломы, но, как говорят, через месяц вернулся домой, заявив, что освоил это ремесло. Он разработал металлический заменитель натуральной соломы, который был настолько популярен, что его продавали по всей Англии. После поездки по стране с целью изготовления и сборки проволочных труб он вернулся в Бури. 29 июня 1725 года он и его брат Уильям женились на женщине из Бьюри. Женой Джона была Анна Холте. В 1726 году родилась его дочь Летиция, а в 1728 году — сын Роберт.
В Бэри он продолжил работу над усовершенствованием текстильного оборудования; в 1730 году он запатентовал машину для растяжения и скручивания текстиля.
Летательный трансфер
В 1733 году он получил патент на свое самое революционное изобретение: «колесный механизм» для ручного ткацкого станка. Это значительно ускоряло процесс ткачества, так как челнок с уточной нитью мог проходить через нить основы быстрее и с большей шириной. Он был разработан для широкого ткацкого станка, для которого он экономил труд по сравнению с традиционным методом, поскольку на ткацком станке требовался только один оператор (до усовершенствования Кея второй рабочий был необходим для захвата челнока).
Кей всегда называл это изобретение «мусорным челноком», но другие использовали название «летающий челнок» (а позже «летающий челнок») из-за его постоянной скорости, особенно при использовании молодым рабочим на узком ткацком станке. Шаттл был описан как «движущийся со скоростью, превосходящей воображение, настолько большой, что шаттл можно увидеть только как маленькое облако, исчезающее в то же самое время».
оппозиция
В июле 1733 года Кей основал компанию в Колчестере, Эссекс, которая начала производство мухобойки. Это не было промышленным энтузиазмом, это было первое устройство в современности, которое значительно увеличило производительность. Но в сентябре 1733 года ткачи из Колчестера были настолько обеспокоены судьбой своих средств к существованию, что обратились к королю с просьбой остановить изобретение Кея.
Летающий челнок должен был создать некоторый дисбаланс, удвоив ткацкую мощность без изменения скорости прядения ручья, что беспокоило как прядильщиков, так и ткачей.
Кей пытался внедрить перенос мух в Бьюри, но не смог убедить производителя шерсти в том, что он достаточно надежен; следующие два года он потратил на совершенствование техники, пока она не стала иметь мало преимуществ перед устройством, упомянутым в патенте 1733 года. Это, должно быть, стало одной из его трудностей в предстоящем патентном споре.
В 1738 году Кей отправился в Лидс, где его проблема привела к получению гонорара (годовая подписка составляла 15 шиллингов за передачу). Он продолжал изобретать и в том же году запатентовал несколько машин, но они не прижились, пока их не начали использовать.
Shuttle Club
Кей (и первоначально его партнеры) подал множество исков о нарушении патентов, но когда одно из этих дел было выиграно, ущерб был меньше, чем стоимость иска. Вместо того чтобы капитулировать, производители создали «Клуб Шаттлов», синдикат, который платил цену за каждого члена, столкнувшегося с судебным разбирательством; их стратегия патентного пиратства и взаимных компенсаций почти обанкротила компанию Kay.
В 1745 году он и Джозеф Стелл запатентовали станок для плетения лент, который, по их мнению, можно было бы создать на водяном колесе, но они не смогли реализовать свои планы из-за судебных издержек Кейе. Кайе был вынужден покинуть Лидс и вернулся в Берри. Также в 1745 году родился двенадцатый (и последний) ребенок Джона, Уильям.
Кайе оставался изобретательным; в 1746 году он работал над эффективным методом добычи соли и разработал улучшенную технику прядения — но это сделало его непопулярным среди буксировщиков в Бури. Более того, использование летучего челнока стало широко распространенным явлением в ткачестве, увеличив спрос на хлопковую пряжу и ее цену — и Кей был обруган.
Истоки промышленного переворота
Во второй половине XVIII века в Англии сложились условия для начала промышленной революции:
- сформировался рынок сбыта товаров;
- в руках предпринимателей скопились огромные денежные средства, необходимые для строительства фабрик;
- появились новые технические изобретения;
- сформировалась свободная рабочая сила.
После отмены феодальной раздробленности Англия получила единый рынок. Были отменены законы и постановления, препятствующие развитию торговли и промышленности. В дополнение к внутренней торговле, колониальная торговля также сильно выросла. Англия экспортировала свою продукцию в Ост-Индию, Северную Америку, Африку и Азию.
Английские бизнесмены разбогатели благодаря торговой деятельности, ограблению колоний, работорговле, присвоению и эксплуатации сельскохозяйственных земель. Огромные суммы денег, скопившиеся в их руках, послужили основой для создания нового типа предприятий — фабрик, которые заменили мануфактуры.
В середине XVIII века процесс эмансипации крестьянства в Англии привел к фактическому исчезновению крестьянства как класса. Фермы стали собственностью высших классов, которые не обрабатывали их сами, а сдавали в аренду арендаторам. Крестьяне, в свою очередь, не обрабатывали землю сами, а использовали наемных рабочих. Таким образом, крестьянский класс, который жил и кормился за счет сельского хозяйства, исчез из земледелия. У вчерашних крестьян было два варианта: Либо они позволяли фермерам нанимать их в качестве рабочих1, либо уезжали в город и работали в обрабатывающей промышленности. Эти изменения в сельской местности были названы сельской революцией.
Аграрная революция — это инновации в сельском хозяйстве, которые привели к резкому росту производительности труда и внедрению капиталистических отношений производства в агробизнесе.
После завершения сельскохозяйственной революции в Англии появилось большое количество свободных рабочих рук, которые были необходимы для промышленной революции. А буржуазная революция 1640-1649 годов устранила препятствия для развития капиталистических отношений. В результате событий 1640-1649 годов буржуазия, накопившая в своих руках огромный капитал, получила доступ к власти и начала влиять на политику государства. Под влиянием буржуазии в Англии были проведены реформы, которые создали все необходимые условия для развития капитализма, что послужило основой для промышленного развития Англии.
Начало промышленной революции в Англии
Таким образом, важнейшими условиями для начала промышленной революции в Англии стали появление свободного рынка труда и накопление крупного капитала в руках буржуазии. Промышленная революция в Англии началась в 1740-1770-х годах с технических изобретений в хлопчатобумажной промышленности. Создание первых машин позволило организовать фабричное производство, которое в значительной степени зависело от механизированного труда.
Благодаря английским изобретателям механический труд заменил ручной:
- Джону Кей,
- Джеймсу Харгривсу,
- Эдмунду Картрайту,
- Джеймсу Уатту.
В 1733 году Джон Кей усовершенствовал ткацкий станок, изобретя «летающий челнок». Благодаря этому техническому новшеству вместо двух ткачих работу мог выполнять только один рабочий. Теперь ткацкий станок не нужно было вручную пропускать между нитями основы, ткач нажимал на педаль, которая активировала автоматический реверс ткацкого станка.
Автоматический челнок Джона Кея значительно снизил скорость производства пряжи, но это изобретение превратило ткачей во врагов своего изобретателя. Благодаря автоматическому челноку ремесленники смогли вдвое сократить число ткачей, а оставшимся работникам приходилось трудиться по несколько часов. Джон Кей неоднократно подвергался нападениям ткачей, которые однажды чуть не лишили его жизни, когда вторглись в дом изобретателя. Джон Ки провел свои последние годы в крайней нищете во Франции, куда он переехал из-за притеснений ткачей и отсутствия поддержки со стороны английского правительства.
В 1765 году английский инженер Джеймс Харгривс изобрел механическую прядильную машину, которую назвал «Дженни» в честь своей шестилетней дочери. Прядильная машина была простой по конструкции и позволяла одному работнику одновременно работать на 8, а позже на 16 веретенах. Прялка Джеймса Харгривса заменила функции прядильной машины, поскольку оператору нужно было только повернуть колесо, чтобы привести в движение веретена, которые транспортировали пряжу.
Механическая прядильная машина Джеймса Харгривса увеличила производительность более чем в восемь раз. Это означало, что на машине могли одновременно работать восемь человек. Конструкция была простой и дешевой в производстве, поэтому вскоре она распространилась по всей Англии. Но, как и Джон Кей, Харгривз поплатился за свое изобретение, когда рабочие, которые когда-то были друзьями Джеймса, сожгли его дом.
В 1785 году Эдмунд Картрайт изобрел ткацкий станок. Машина управлялась педалью и автоматически выполняла следующие операции:
- перебрасывание челнока между нитями основы;
- прибой уточной нити;
- сматывание запасных нитей;
- шлихтование 2 основы;
- укладка готовой ткани в специальный ящик (расположенный под станком).
Этот ткацкий станок увеличил производительность более чем в 40 раз, но требовал больших усилий для перемещения механизма, приводимого в действие ногой.
В 1784 году Джеймс Уатт совершил прорыв в промышленном развитии, изобретя мировой паровой двигатель. Двигатели Уатта вскоре появились на многих текстильных и хлопкопрядильных фабриках и были включены в паровые машины и пароходы в начале 19 века.
Особенности промышленного переворота
Революция в английской промышленности началась гораздо раньше, чем в других странах. Это был первый пример массового внедрения машин в производство, который характеризовался следующими особенностями:
- В первую очередь машины внедрялись в текстильное производство. Дело в том, что Англия столетиями специализировалась на изготовлении шерсти и тканей, легкая промышленность 3 не требовала больших капиталовложений, быстро приносила доход.
- Активное внедрение машин в текстильной промышленности приводило к увеличению спроса на металл для их изготовления. Таким образом, развитие хлопчатобумажного производства стимулировало развитие тяжелой промышленности 4 .
- Развитие металлургии увеличивало объемы добычи древесного угля, ради которого уничтожались большие запасы леса. Это заставило промышленников перейти на совершенно новый вид топлива- каменный уголь, который применялся в выплавке чугуна и железа, использовался в качестве источника энергии для паровых машин.
- Промышленный переворот полностью уничтожил класс крестьян и ремесленников в Англии, которым приходилось становиться наемными рабочими.
Резкое увеличение объемов производства потребовало развития транспорта. На заключительном этапе промышленной революции паровой двигатель был использован для создания новых средств передвижения — паровозов и пароходов. Строительство железных дорог в Англии позволило в десять — сто раз удешевить транспортировку товаров в определенные районы страны, что способствовало дальнейшему развитию легкой и тяжелой промышленности.
На пути к индустриальной эре
Данный предмет изучает предпосылки и причины сельскохозяйственной и промышленной революций в Великобритании, а также их влияние на различные слои населения. Описаны самые важные технические изобретения XVIII века: летающая лодка Джона Кея, механическая прялка Джеймса Харгривса и паровая машина Джеймса Уатта. Рассматривается состояние рабочего класса и движение луддитов.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этим и другим видеоурокам серии, вам необходимо добавить их в свой личный кабинет.
2. Распространите видеоуроки среди своих учеников через личные кабинеты.
3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Конспект урока «На пути к индустриальной эре»
Об индустриальном веке.
Британская сельскохозяйственная революция
После Английской гражданской революции и Славной революции 1688 года изменения произошли не только в политической сфере Англии, но и в экономике. На этом уроке мы поговорим о сельскохозяйственной и промышленной революциях и последствиях, которые они принесли.
Сельскохозяйственная революция.
Начнем с британской сельскохозяйственной или фермерской революции. Вы помните, что огораживания были широко распространены в Англии в шестнадцатом веке и усилились в семнадцатом и восемнадцатом веках, несмотря на протесты сельского населения.
Формирование энклава началось из-за роста цен на английскую шерсть. Землевладельцы осознали выгоду от увеличения поголовья овец и начали переводить земли под пастбища. Участки были заняты фермерами всех классов. Крестьяне — безземельные или мелкие фермеры — были лишены своих общих полей. Существовала плата для владельцев списков — тех, кто платил арендную плату за землю. Недовольные совместные владельцы, которые использовали землю по договору, были лишены своей земли.
Массовое выселение фермеров привело к практически полному исчезновению мелких фермерских хозяйств. Появился новый класс людей, владевших большими поместьями. Богатые крестьяне арендовали землю у землевладельцев и становились фермерами. Однако были и такие фермеры, которые остались без земли и, следовательно, без средств к существованию. Они шли к крестьянам и нанимались к ним на работу. Таким образом, капиталистические условия постепенно проникли в английскую сельскую местность, а сельское хозяйство заменило пахотное земледелие. Сформировалась своеобразная пирамида этих отношений. На вершине находился землевладелец, помещик, за ним следовали арендаторы, а в самом низу — рабочие, наемные работники.
Аграрная революция имела свои преимущества и недостатки. Преимущество заключалось в том, что фермеры использовали наиболее устойчивые методы ведения сельского хозяйства, чтобы получить наибольшую выгоду. Они использовали лучшие удобрения и методы обработки почвы и увеличили количество выращиваемых культур. Деревня начала приносить доход, который пошел на пользу государству.
Кроме того, в городе было доступно больше и дешевле продуктов. Внутренний рынок вырос.
С другой стороны, в Англии увеличилось число безземельных фермеров, которые не могли работать. Фермы не могли поглотить всех желающих работать. Время от времени возникали беспорядки. Но безземельные крестьяне больше не были привязаны к определенному месту. Рынок труда, в котором отчаянно нуждалось капиталистическое государство, начал развиваться. Большинство крестьян перебрались в город. Например, в конце XVII века в Шеффилде проживало 4 000 человек, а когда началась промышленная революция, менее чем через 70 лет, — 25 000.
Так что же такое сельская революция? Это концентрация земли в руках крупных землевладельцев, использование наемного труда в сельском хозяйстве и повышение производительности сельского хозяйства.
Промышленная революция.
Промышленная революция началась в Англии в конце девятнадцатого века, переход от ручного труда к механическому, от ремесел к фабрикам. Узнайте об условиях и причинах возникновения .
Дар поэта
После изобретения челнока для создания механического ткацкого станка оставалось механизировать движение челноков (проборка), движение батана с бердом (вставка утка), вращение основы и барабана основы (проборка основы и намотка готовой ткани). Попытки построить такой станок потерпели неудачу в XVI и XX веках, и это удалось человеку, отвернувшемуся не только от ткачества, но и от всех технологий вообще, поэту и священнику Эдварду Картрайту. Когда Картрайт услышал в разговоре, что никто не может механизировать ткачество так же, как прядение, он решил сам разработать механический ткацкий станок. Его первое творение было неудачным. Картрайт, не имевший ни малейшего представления о ткачестве, сделал станок необычным, вертикальным, очень медленным и требовательным. Но уже через год Картрайт исправил недостатки нового станка и механизировал все ручное ткачество, ускорив процесс в 40 раз.
Ткач на станке Картрайта вращал кулачковое колесо с фурнитурой. Распределительные валы преобразовывали вращение шпинделя в движение вперед-назад педалей, которые поднимали и опускали останки, и курсоров, которые толкали плоскость челнока. Вращение главного вала под действием шатуна также вызывало качательное движение хромой утки, за язык которой держались утята. Наконец, вращающийся вал наматывает готовую ткань на вал и снимает нити основы со станка. Благодаря точному расчету все части механизма можно было согласовать так, чтобы ткацкий станок работал бесперебойно.
История о ткацком станке — пример того, как важно взглянуть на решение проблемы со стороны.
Примечания
1 Филлис Дин, «Производство британской шерстяной промышленности в восемнадцатом веке», Журнал экономической истории 17, 2 (июнь 1957), 213.
2 Однако до 1774 года, когда был снят запрет на продажу хлопчатобумажных тканей, большая часть хлопка в Великобритании использовалась для производства смешанных тканей, таких как фустиан — смесь льна и хлопка. Таким образом, производители избежали юридических проблем.
3 В Италии и Англии существовали промышленные прядильные фабрики, производившие шелковую ткань, например, мельница Ломбе на реке Дервент, на которой работало несколько сотен женщин, следивших за работой машин. Однако шелковую пряжу было легче ткать, волокна просто нужно было сплести вместе. Роберт Фридель, Культура совершенствования (Кембридж, MA: MIT Press 2010), 222.
4 Фунт пряжи — это пряжа весом в один фунт в 100 нитях. Одного мяча достаточно для 840 ярдов. Так, 8400 ярдов стограммовой пряжи весят один фунт. Чем тоньше пряжа, тем больше помещается в фунт (Friedel, 231).
5 Friedel, 232. Я могу лишь отметить в сноске, что эта нить «вплетена в ткань нашей жизни».
6 Терри С. Рейнольдс, «Сильнее сотни мужчин: история вертикального водяного колеса» (Балтимор: Издательство университета Джона Хопкинса, 1983), 267-68.
7 Цитируется в Рассел, 149.
8 Цитируется в Richard L. Hills, Power from Steam: A History of the Stationary Steam Engine (Cambridge: Cambridge University Press, 1993), 49. Смитон написал это в отчете для Комиссии флота, убеждая их не использовать двигатель Wasborough (см. ниже) для помола зерна в рамках снабжения флота.
9 Reynolds, 323-24.
10 Дуглас Селф, «Паровые колеса», Музей ретро-технологий (http://www.douglas-self.com/MUSEUM/POWER/steamwheel/steamwheel.htm, доступ 1 октября 2021 г.). Паровое колесо описано в пятом пункте патента Уатта, upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0d/James_Watt_Patent_1769_No_913.pdf (дата обращения: 1 октября 2021 года).
11 О Пикаре и Васборо (имя Васборо в разных источниках пишется по-разному) информации мало. Большинство источников сообщают только точку зрения Уатта на произошедшее. На сайте Grace’s Guide to British Industrial History есть несколько источников, которые отдают предпочтение Уосборо: «Matthew Wasbrough», Grace’s Guide to British Industrial History (https://www.gracesguide.co.uk/Matthew_Wasbrough). Рассказ сторонника Уатта о событиях можно найти в книге Сэмюэля Смайлза «Жизнь Боултона и Уатта» (Лондон: Уильям Клоуз и сыновья, 1865), 289-293, где роли Уосбро и Пикара несколько перепутаны.
12 Новая система Уатта описана в Russell, 149-152 и Hills, 60-69. Параллелограмм не привел к идеально прямолинейному вертикальному движению, но он был достаточно близок к этому.
13 Ричард Вуллард, «Albion Mill», The Vauxhall Society (https://web.archive.org/web/20141018073918/http://www.vauxhallcivicsociety.org.uk/history/albion-mill/).
15 Peter Brown, The World of Late Antiquity: AD 150-750 (New York: W.W. Norton & Company, 1987); Steven Shapin, The Scientific Revolution (Chicago: The University of Chicago Press, 1996); N. F. Р. Крафтс, «Британский экономический рост, 1700-1831 гг: A Review of the Evidence», The Economic History Review 36, 2 (May 1983), 177-199. Совсем недавно компьютерная революция также была опровергнута как незначительная для роста производительности в 1980-х и 1990-х годах. Эта головоломка известна как «парадокс производительности» или «парадокс Солоу». Роберт Солоу, «Нам лучше поберечься», Книжное обозрение Нью-Йорк Таймс, 12 июля 1987 года.