Ладья это в древней руси. Ладья это в древней руси.

Подробную таблицу размеров сосудов, найденных при раскопках в Скандинавии, можно найти в книге Йоахима Херрманна «Slawen und Normannen in der Frühgeschichte des Ostseeraums». Вот она (см. таблицу 3).

Б. Сколько брала на борт древняя ладья?

И все это требует места для транспортировки к башням. А как мы помним, по словам экспертов, обычно по рекам могли плавать только небольшие лодки. Однако мы рассматривали маршрут через Днепр вместо Волги (в Византии, кстати, рабы были дешевле, да и спрос на рабов, как правило, был невелик). Но и на этом пути есть свои подводные камни и трудности. Питер Сойер, например, считает, что скандинавы обычно держали свои корабли небольшими. «В большинстве норвежских захоронений использовались суда длиной менее 33 футов (10 метров)… тот факт, что среди множества норвежских захоронений такого типа только пять судов имеют размер более 66 футов, означает, что почти ни один корабль викингов не мог достигать размеров гокстада «255.

Еще одним доказательством малочисленности скандинавских торговых судов является расположение одного из важнейших балтийских торговых центров в IX-X веках. Век, «датский» Хедебю. Он расположен в верхнем течении реки Шлей, впадающей в Балтийское море, и всего в 17 км по суше от другой реки, Трин, впадающей в Северное море. Длина Шлеи составляет около 35 километров, но ширина в некоторых местах не превышает 200 метров. Треугольник более длинный и узкий. В некоторых местах расстояние между берегами составляет не более 15 метров. Кроме того, вход в озеро, где раньше находилось Хедебю, очень мелкий. В результате до города могли добраться только очень мелководные суда, которые не могли плавать по рекам, и небольшие гребные лодки. «Эти ограничения и необходимость наземной транспортировки грузов между Хедеби и Холлингштедтом означали, что маршрут не мог использоваться для тяжелых перевозок, и предпочтение приходилось отдавать относительно легким и ценным грузам», — справедливо отмечает Сойер256.

Кстати, на Готланде, который, судя по количеству находок, явно был главным перевалочным пунктом для скандинавской торговли, почти нет хороших гаваней.

В результате скандинавские корабли имели небольшую грузоподъемность для своих размеров. Какого рода, вы можете догадаться. Г. Г. Литаврин сделал это для гипотетических российских кораблей своего времени.

«Размер этих дам варьировался от 9 до 14 метров в длину. В более крупных из них было от 40 до 60 человек. Их разгрузили и одних отбуксировали через всю страну, других несли на плечах около 2,5 километров, чтобы защитить их от внезапных набегов банд печенегов. Таким образом, при различных размерах и весе монокси не должны были быть слишком тяжелыми для 20-40 мужчин, занимавшихся одновременно. Попробую представить себе грузоподъемность и собственный вес «корабля», который перевозил 40 воинов. Вес самих солдат составлял около 3 000 кг, вес продовольствия на месяц — 1 кг сухарей на каждого человека, на день — 1 200 кг на 40 человек (казаки обычно везли пшено, свиное сало, сухой хлеб, кур — живьем. У русских тоже были куры — не только для языческих жертвоприношений, конечно), вес снаряжения и припасов (канаты, якоря, паруса, весла, смола, оружие, одежда и т.д.) составлял около 300 кг.

Общая грузоподъемность такого большого судна составляла 4,5 тонны. Если принять 0,6 в качестве коэффициента водоизмещения для деревянных речных судов (по самым осторожным предположениям), то можно определить собственный вес такой парусиновой лодки — он составит около 3 тонн. Вес, конечно, непосильный, если 40 человек должны нести лодку на своих плечах на расстояние 2,5 км — такую лодку можно было тянуть только на «роликах». Но им пришлось перевозить вдвое более легкий, грузоподъемность которого составляла не более 2250 кг.

Читайте также

Хорошо! Что ж, давайте попробуем! Огромный, неловкий, сумасшедший поворот весла…. O. Мандельштам Историк Юрий Жуков, расследуя «кремлевское дело», заметил любопытный момент, который, казалось бы, не имел никакого отношения к истории с «дворцовым переворотом». В частности,

Сколько было трупов и сколько расстрельных команд? Светику четыре года. Ему нравится арифметика. Агния Барто Вы должны любить арифметику, это великая наука. Например, самый простой вопрос: сколько поляков было казнено в Катынском лесу? Это число сильно варьируется. В

Прозрачная ладья

Прозрачная башня В хорошую волну Когда корабль плывет по этому морю в направлении Полярной звезды, он попадает в область, где летом совсем нет ночи, а зимой солнце не появляется над головой, а движется слева направо по краю неба; за ним находится область, где круглый год есть

Глава Первый удар по левой стороне 21 октября 1981 г. Среда, 19.00 часов. Японское море, на дизельной торпедной подводной лодке C-178; если что и указывало на невезение, так это день отплытия субмарины — понедельник. И вдруг у руля лодки штурмана появилась крыса. Как и подобает настоящему

Ладья

Ладья (в северных диалектах — лодья), дубас — славянское и русское (поморское) парусное и речное судно, предназначенное для гражданских и военных целей. Корабль был приспособлен для дальних плаваний.

Lady происходит от слова lad (строить) корабль (лодку). От слова лодка происходит современное слово катер (небольшое судно). Это название также использовалось древними египтянами для кораблей аналогичной конструкции.

В «Морском лексиконе» К. И. Самойлова говорится, что катер — это любое речное судно, особенно больших размеров, в отличие от небольших судов, называемых межеумками.

Ladya.webp

Ладья широко использовалась в Киевской Руси. Варяги использовали их для военных экспедиций или просто для набегов на Византию. Когда они пересекали естественные или искусственные препятствия, недоступные для навигации, башни буксировали.

У викингов были лодки с симметричным носом и кормой длиной до 40 метров, на которых было много гребцов.

В Болгарии также использовались крысы.

Развитие морской торговли в России в XIII и XIV веках привело к модернизации и значительному увеличению размеров судов: Длина достигает 25 метров, а ширина — 8 метров. Это позволило увеличить мощность до 200 тонн. Эти корабли имели до трех мачт, первые две с прямыми парусами, а последняя — с гафельными, общая площадь парусов достигала 500 квадратных метров.

Северные (поморские) мореходные трехмачтовые корабли могли перевозить до 20 тонн груза (в начале XVI века — до 300 тонн) и развивали скорость до 13 км в час. Поморы осуществляли коммерческие перевозки судов в Англию, Грумант, Мангазею и скандинавские государства.

Конструкция

  • Первоначально ладьи строились из выдолбленных крупных стволов дуба или липы с наращиванием их досками для увеличения высоты борта. Такие ладьи назывались «насадами» или «набойными».
  • В дальнейшем стали строить «дощатые ладьи», то есть корпус судна полностью делался из досок.
  • Длина ладей составляла около 25 метров, ширина около 8 метров. Грузоподъёмность — до 20 тонн. Ладья имела вёсла и парус.
  • Ладьи русских поморов имели длину около 7,5 метров, ширину 3,0 метров и осадку до 3 метров. Парусное вооружение таких ладей составляли две-три мачты. На них поднимались прямые паруса.
  • На вооружении некоторых лодий находились тараны, метательные машины, позднее с одною или двумя пушками, другие брали десант до 60 человек из числа рати.

Согласно Морскому словарю К. И. Самойлова, это был парусно-палубный грузовой корабль грузоподъемностью от 15 до 30 тонн и осадкой от 1,2 до 2,7 м (4-9 футов).

Словарное определение

Шахматная ладья

Давайте сначала рассмотрим значение слова «башня» в словарях. Как правило, мы находим в них различные определения, которые сводятся к следующему.

  • Ладья – это плавательное средство, использовавшееся в Средние века. Оно приводилось в движение с помощью весел и паруса и имело небольшую осадку.
  • Также это слово употребляется в поэзии в возвышенном или шутливом смысле, когда говорится о любом небольшом судне – гребном или парусном.
  • Так называют и гондолу аэростата (кабину воздушного шара).
  • Ладьей именуют и одну из шахматных фигур, которую также называют турой. Она может быть передвинута на любое количество полей – как по вертикали, так и по горизонтали, но при условии, что никакие фигуры не находятся на ее пути.

Наиболее близкими значениями для слова «башня» в первом варианте являются:

  • Судно.
  • Корабль.
  • Плавсредство.
  • Драккар.
  • Челн.
  • Гондола.
  • Ялик.
  • Посудина (разговорное).

Далее давайте более подробно рассмотрим ладью как навигатора.

Рокировка

Король, самая важная фигура в шахматах, должен быть постоянно защищен. В начале игры он находится в центре доски, поэтому важно спрятать его от вражеских атак. В шахматах для этого можно бросать замки.

Рокировка — это ход, при котором король меняет свою позицию на клетке слева или справа, а ладья занимает соседнюю клетку.

Рокировка может осуществляться как белыми, так и черными фигурами. В зависимости от того, какая это ладья, замок бывает длинным или коротким.

Именно такая ситуация должна сложиться на доске перед коротким ходом рокировки.

Ладья

И вот результат.

Ладья

Именно так выполняется дальний бросок.

Ладья

Так результат отображается на доске.

Ладья

Заливка возможна только при соблюдении следующих правил:

  • Ладья и король в текущей партии еще не делали ни одного хода. Если одна ладья уже осуществила ход, то рокировка возможна только со второй не ходившей фигурой.
  • Ни одно поле между королем и ладьей не должно быть занято фигурами, как своими, так и вражескими.
  • Король в момент рокировки не должен находиться под шахом.
  • Король в момент рокировки не должен проходить через поле, которое находится под атакой вражеской фигуры (битое поле).
  • Король после рокировки не должен оказываться под шахом вражеской фигуры.

Если во время блокировки ладья атакована или проходит через хитбокс, это не препятствует выполнению блокировки.

Ниже приведен пример, когда при наличии белых на доске можно построить только короткий замок. Длинная ладья не разрешается, потому что между ладьей и королем находится черный конь. Черные не имеют возможности бросить в любую сторону, потому что король проходит через клетки, которые попадают под удар белого слона и белого коня.

Ладья

В шахматной игре свержение считается за один ход, даже если одновременно участвуют две фигуры. Каждый игрок может бросать кости только один раз за игру.

Читайте также:

В Древней Руси и у других народов

Прибытие Рюрика

В Древней Руси слово «ладья» также означает «дуб», как и «ландия» (с ударением на первый слог, используется в северных диалектах). Так славяне и русские поморы называли речные и морские суда с веслами, которые использовались в гражданской жизни и военных действиях. Они были приспособлены для преодоления больших расстояний.

Современное слово «лодка» названо именно в честь маленького судна. Термин «ладья» также применяется к аналогичным конструкциям лодок древних египтян и викингов. Ладья обычно была большой лодкой, а маленькие лодки в России назывались межеумками.

В «Русской Правде» (1282) упоминаются лодка морская, лодка для плавания, весло и фляга. Были и другие имена. Например, лодка с плоским дном, веслами и парусом называлась «ушкуй». А разрушенную Петсору назвали «Брусянка». Строительство башен в промышленных масштабах на территории России было прекращено в начале XVIII века. Век.

Первый русский парусный корабль «Фредерик»

Царствование Михаила Федоровича в 1634 году ознаменовалось историческим событием: в Москву прибыло посольство из герцогства Шлезвиг-Гольштейн с необычной миссией. По просьбе герцога посольство получило разрешение от русского царя построить десять транспортных судов и отправиться через Волгу и Каспийское море в Персию (Иран) для покупки шелка. В письме царя нижегородскому губернатору и секретарю суда были изложены условия: «Корабли должны были строиться в нашей стране, где они найдут подходящий лес, лес должен был приобретаться нашими людьми посредством свободной торговли, а плотники на этом кораблестроении должны были наниматься нашими людьми в Охотске, наем должен был быть по контракту, и плотники не должны были скрывать от них строительство кораблей». Строительство велось на судостроительном заводе в Нижнем Новгороде. Летом 1636 года был построен корабль, названный «Фридрих» в честь герцога Гольштейна, и на нем был поднят герцогский флаг. Корабль представляет собой парусное судно с плоским дном и тремя мачтами. Длина судна составляла 35 метров, ширина — 12 метров, осадка — 2 метра. В спокойную погоду корабль мог приводиться в движение двенадцатью парами больших галерных весел. Корабль был вооружен многочисленными пушками. На борту находились 15 офицеров, 27 матросов и 78 сотрудников посольства. Появление «Фредерика» на Волге и Каспийском море произвело большой фурор. Однако во время первого плавания корабль попал в шторм и сел на мель недалеко от Дербента. Строительство других транспортных кораблей не состоялось.

Ботик Петра I

Ботик Петра Великого — небольшое дубовое парусно-гребное судно без палубы. Считается, что он был построен в Англии. Дата ее постройки неизвестна, она была доставлена в Россию в 40-х годах XVII века. Ее водоизмещение составляло около 1,3 тонны, длина — 6 метров, ширина — 1,97 метра. В мае 1688 года лодка была отремонтирована, и молодой царь путешествовал на ней по Яузе и Прусскому озеру в Измайлово. Затем лодка была доставлена на Переславское (Плещеево) озеро. Во время этих путешествий будущий император серьезно заинтересовался кораблестроением и морскими науками. Корабль стал, по выражению царя, «плодородным семенем» для русского флота. Она находилась в Москве до 1722 года, когда ее с триумфом привезли в Санкт-Петербург. В ознаменование побед Балтийского флота в Северной войне летом 1723 года корабль был доставлен в Кронштадт, спущен на воду и под императорским флагом проплыл вдоль линии военных кораблей, стоящих на якоре на улицах города. Командиром корабля был первый генерал-адмирал российского флота Федор Апраксин, у штурвала стоял сам император, а за веслами — его ближайшие сподвижники. На банкете в честь победы над шведами Петр I окрестил корабль дедушкой русского флота. В том же году маленький корабль был помещен в Петропавловскую крепость «на вечное хранение». Однако он не стал «недвижимой» реликвией. Несколько раз он был представлен публике на церемониях, посвященных важным событиям. Сегодня корабль находится в Центральном морском музее Санкт-Петербурга.

Архангельское торговое судно

Помимо строительства военных кораблей, Петр I принял меры по созданию морского транспортного флота. Во время своего второго визита в Архангельск в 1694 году он приказал построить «корабли для морских дел» (т.е. для торговых целей). Строительство первого торгового судна было завершено в 1697 году. Впоследствии на верфи в Солобале началось одновременное строительство шести торговых судов. Вероятно, они были построены по проекту, привезенному из Голландии на корабле «Святое Пророчество», и представляли собой своего рода катафалк. Подводная часть сосновой скорлупы была закреплена «густой смолой». Характерными для соломбальских судов были более скромные надстройки — «амбар», в котором размещались капитан и его помощники, и у ватерлинии, слева от кормы, «окно для таскания дров», своего рода ворота для доставки дров прямо из воды. Для погрузки других грузов использовались два больших люка (по-поморски «творила»): один в корпусе и один в орудиях. Русские торговые суда становились на якорь через простые деревянные ворота сразу за фор-мачтой. Корабли имели полный нос, прямую корму (транец) и отношение ширины к длине почти четыре: максимальная длина составляла 45,33 метра, ширина без настила — 10,74 метра. Высота свободного борта на середине судна составляла 4,72 метра. Его грузоподъемность составляла 840 тонн. Для защиты от возможных нападений каперов на корабле устанавливалось от 8 до 37 малокалиберных пушек, для которых в досках были врезаны двери с замками на железных петлях.

Легендарный поход на Царьград

В 907 году великий князь киевский Олег Вещий предпринял масштабную и успешную экспедицию в Харград. Главной причиной было создание благоприятных условий для русской торговли, а главной причиной — ответное давление на русских купцов.

В походе на Харгранд Олег участвовал с огромной для того времени силой — около 88 000 воинов и не менее 2000 кораблей. Основная часть армии перевозилась на кораблях. Княжеская конница и более подготовленные воины двигались параллельно вдоль побережья современных Румынии и Болгарии. Принц, скорее всего, находился на одном из кораблей.

Переход русской армии и флота от Киева к стенам Константинополя занял 2-2,5 месяца: за 30 дней славянские корабли преодолели 952 километра речного пути по Днепру, конница переместилась в район нынешнего украинского города Измаил. Перейдя Дунай и выйдя в его устье у нынешнего города Вилково (Украина), он дождался морского флота, а другие сухопутные и морские силы шли параллельно Олегу.

Количество российских солдат и их флот не известны. Вероятно, там было около 8000 солдат и не менее 200 кораблей. Но удивительны не цифры, а то, как быстро Аскольд и Дир, которые были всего лишь князьями польскими, сумели собрать огромный для того времени флот и армию. И это в то время, когда унитарного государства еще не существовало.

Русичи под стенами Царьграда. Фрагмент древнерусской иконы

Русские под стенами Шарграда. Фрагмент старой русской картины

Византийцы извлекли уроки из своего поражения в 860 году и организовали усиленные патрули и сильные гарнизоны на дальних подступах к Константинополю. Передовые отряды славянской армии вступили с ними в бой, вынудив византийцев отступить к своей столице, подкрепляя атаку появляющимися на горизонте башнями или даже высаживаясь с них. Олегу было все равно, чем закончится сюрприз: его силы давали ему огромные шансы на успех. Византийская армия насчитывала около 120 000 человек, но части были разбросаны по огромной территории, так что только половина войск могла непосредственно защищать столицу империи.

Чтобы преодолеть цепь, наброшенную византийцами, киевский князь прибегнул к хитрости. По его приказу русские воины срубили деревья и возвели бруствер, по которому втянули свои лодки в воды бухты Золотой Рог и заняли Царьград полукругом, расположив по обе стороны свои кавалерийские дивизии.

Поход Олега на Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни. 1839

Появление мощного славянского войска перед стенами хорошо укрепленного города, окружение Константинополя с моря и суши потрясло византийцев, и они предложили Олегу заключить мир. Киевский князь согласился.

В 909-910 годах русское войско численностью 20 000 человек на 500 киевских лодках спустилось по Днепру к Черному морю, обогнуло Крымский полуостров, вошло в Азовское море и оттуда вверх по Дону в готовый канал. В действительности это был набег на город Сири на побережье Персии (южное побережье Каспийского моря) с целью грабежа. После этого киевские башни вернулись домой.

Неудачные походы князя Игоря

Удивительно, но ни Византия, ни Древняя Русь не имели в истории флотоводца в традиционном смысле этого слова. Но тот, кто дважды бросил вызов Византийской империи на море, был великий князь киевский Игорь Рюрикович, прозванный Геннеем.

Метание «греческого огня» из сифонов во время морского боя. Миниатюра из «Хроник Иоанна Скилицы», Мадридский список

Во время морского боя из сифонов выбрасывался «греческий огонь». Миниатюра из «Хроники Иоанниса Скилициса», мадридский каталог. Так византийцы дважды сожгли флот Игоря.

В 941 и 943 (или 944) годах. Игорь (ок. 878 — 945) предпринял большие морские походы в Шарград, чтобы продлить благоприятный для Руси договор 911 года, срок действия которого истекал в 941 году.

Весной 941 года княжеские корабли начали спускаться с Днепра в Черное море. Византийцы знали об этом, но основные силы их флота бежали в Эгейское море и Средиземноморье, а в Константинополе находилось всего 15 кораблей. Чтобы дать серьезный отпор русским у стен города, необходимо было выиграть время. Византийцы оставили несколько приманок в небольших поселениях вблизи столицы. Воины Игоря, потеряв бдительность, стали грабить их и нагружать лодки товарами, делая их неповоротливыми и тяжелыми. Это позволило византийцам собрать в столице флот, который они вызвали из Эгейского моря. 11 июня 15 челанадий (разновидность византийского дромадера) отправились из Босфора вблизи небольшого городка Герон. Оснащенные приспособлениями для метания «греческого огня» (смесь жидких легковоспламеняющихся веществ, которую нельзя погасить водой), они смело атаковали корабли русского флота.

Впервые русские столкнулись с таким мощным оружием, что их огромное численное преимущество уже не имело значения. Из-за низкой приборной доски и беспалубных башен было трудно использовать метательное орудие против артиллеристов «греческого огня». Смущенные, испуганные и запаниковавшие, воины Игоря упали в воду, но не погибли. В этот момент основные силы византийского флота, состоящие из дромадеров и мощных трирем, на большой скорости покинули Босфор. Их удар и завершил битву в пользу византийцев. Только 10 российских кораблей спаслись от пылающего ада.

Во время второго похода Игоря на Константинополь, начавшегося в апреле 943 года, большое русское войско двигалось по суше и морю. Достигнув побережья Византийской империи, он начал разрушать ее столицу. Император Роман дождался осени и неожиданно нанес удар по русам в сентябре. И снова византийско-русский флот был сожжен «греческим огнем». Однако не совсем, поскольку русы уже были готовы к действиям и поэтому старались держаться подальше от вражеских кораблей, оснащенных сифонами (специальными трубами, отдаленно напоминающими современный огнемет).

Бой у маяка Искресту. 1043 год

В 1043 году последний великий князь киевский Ярослав Софус (1019-1054) предпринял очередной поход на Константинополь со своим старшим сыном Владимиром (1020-1052) и полковником Висатой. Причины — защита прав России на свободную торговлю. Поводом послужило убийство знатных русских в Шарграде. Для этой кампании была собрана большая армия. Византийцы утверждали, что воины Владимира и византии насчитывали 100 000 человек. Однако достоверно известно, что флот Руси состоял из 400 кораблей с максимальным числом воинов 24 000 человек. Поэтому кампания Владимира была не столь велика, как кампания Олега и Игоря.

Похороны знатного руса в Булгаре. Г. И. Семирадский. 1883. Государственный исторический музей, Москва

Погребение знатного руса в Болгарии. Г.И. Семирадский. 1883 г. Государственный исторический музей, Москва.

Поход

Русский флот вошел в Черное море, как обычно, по Днепру и достиг устья Дуная вдоль северо-западного побережья. Здесь солдаты отдохнули, а правители начали совещаться. Висата и его последователи предложили Владимиру оставить лодки и отправиться в Чарград по суше. Командиры князей — опытные воины и моряки-викинги — настаивали на продолжении морской кампании. Принц последовал их совету. Через 6 дней русские корабли достигли Босфора и заняли выгодную позицию у маяка Искресту (Фару) — прямо на выходе из перевала. Группа воинов во главе с Вышатой высадилась на берег, где они расположили укрепленный лагерь.

Начало сражения

Византийский император Константин IX, Гладиатор, был готов к появлению флота русов и приказал атаковать их комбинированным ударом — по морю и суше. Но командиры не подчинились сразу — и так два соперника столкнулись друг с другом еще на один день. В это время лодки из Киева, с почти полными экипажами, отошли от стоянки и выстроились напротив византийских событий и трирем, припарковав часть сил для защиты лагеря.

Карта сражения

В полдень византийский император подал сигнал с высокого холма, с которого хорошо просматривалась сцена военных действий на суше и на море. Сразу же 2 императорских легиона (около 9000 солдат) атаковали русский лагерь, а от строя византийского флота в сторону русской линии остались 2 триремы и дромен. Время от времени 2 группы русских кораблей (всего, по-видимому, 5 кораблей) сближались с противником. После потери дромона турели окружили менее быстрые триремы и атаковали их. Византийцы стали бросать с высоких бортов кораблей «греческие огненные горшки», копья, камни и даже весла. Товарищи Владимира, прикрываясь щитами и активно маневрируя веслами, вели огонь с носа и пытались пробить доски вражеских кораблей, вручную тараня толстыми балками. В то же время, используя специальные щипцы, они быстро подняли контейнеры с «греческим огнем», попавшие в турели, и выбросили их в море.

Кульминация боя

Ввиду трагического положения кораблей (дромос был атакован третьей группой русских кораблей за линией их боевых построений и быстро уничтожен), Константин приказал всему флоту атаковать корабли Киева. Византийские моряки быстро нарушили боевой порядок противника. Однако сценарий сражения не изменился: каждая византийская трирема или дредноут окружали и атаковали 3-5 русских кораблей.

В разгар сражения неожиданно поднялся сильный восточный ветер, поднявший высокие волны. Более 150 русских кораблей были выброшены штормом на берег сразу, другие отступили перед ним. Однако Владимир, отправившийся в башню вождя Ивана Творимича, продолжал руководить сражением даже в этих экстремальных условиях, но из-за безвыходности ситуации другие башни и 6000 воинов начали отступать.

Корабли славян и викингов

В то время как в Средиземноморье античная цивилизация с ее традициями судостроения сменилась византийской и варварской цивилизациями, в Северной Европе, в двух почти не связанных между собой регионах, судостроение развивалось по уникальной системе.

Несмотря на внешнее сходство, их корабли принципиально различались как по районам плавания и способам передвижения по водам, так и по системам постройки. В то же время они оказали решающее влияние на историю судостроительной промышленности. Речь идет о Киевской Руси и холодной Скандинавии.

Ладьи славян

В обширных лесных районах Восточной Европы, пересекаемых многочисленными реками и озерами, возникла и активно развивалась славянская цивилизация примерно в начале нашей эры. В этих условиях дерево было единственным строительным материалом, а реки — лучшими транспортными путями.

Полая или обожженная лодка, сделанная из цельного куска дерева, была первым плавучим средством передвижения славян. Однако с увеличением перевозок людей и грузов маленькая лодка быстро потеряла свое место. Найденное решение оказалось на удивление простым и эффективным.

Славянские ладьи

Деревянные доски прибивались вертикально к лодке или позже к резному пню, служившему килем, на который снаружи прибивались доски, плотно прилегавшие друг к другу. Так появилась славянская лодка или «набойка», которая была разработана в основном для речного судоходства.

Лодка оказалась легкой и в то же время очень мощной. Последняя сыграла решающую роль на многочисленных отмелях и порогах, где экипаж буксировал лодку на берег. Славянская лодка управлялась с помощью весел, особенно против течения (в остальных случаях весла использовались только как рули). В то же время, изначально это было транспортное и торговое судно, и на борту было достаточно места, чтобы установить мачту с простым квадратным или прямоугольным плетеным парусом.

картина - Заморские гости

Парус в сочетании с простой и надежной конструкцией корпуса сделали «Славянскую башню» универсальным судном, первым в мире судном класса «река-море». Только корабль, ведь на корабле могли разместиться от 40 до 60 воинов в полном облачении и даже уложить припасы для долгого плавания, укрывшись полотняным тентом. Для экономии места щиты были размещены снаружи корпуса, чтобы корабль был достаточно защищен. Не случайно древнерусские воины предпочитали сражаться с башней на расстоянии и обстреливать противника из луков. Длина этих, казалось бы, примитивных и небольших судов, даже загруженных грузом и припасами, позволяла им делать это без труда.

Киевский князь Изяслав (1097-1154) пытался построить речной военный корабль, защищенный деревянной броней, на основе обычной славянской лодки. Для этого принц сохранил общий дизайн судна, увеличил высоту планширя и круто поднял нос и корму, чтобы они стали боевыми платформами (рули также проходили через днище). Количество воинов на таком корабле не уменьшалось, но они получали лучшую защиту и возможность более эффективно стрелять по врагу или запрыгивать на его корабли. Но за все надо платить, и «деревянные военные корабли» реки Изяслав лишились парусов — на борту не было места для мачты.

Эффективность парусности была настолько высока, что иногда корабль мог плыть против течения только за счет силы ветра. В море эта функция оказалась незаменимой. Все морские флоты Киевской Руси отправились через Черное море в Стамбул. Славянские корабли свободно плавали в Каспийском море и в гораздо более холодном Балтийском море, где древние поляки действовали наравне с русскими.

Многочисленные морские сражения между воинами Киевской Руси и византийскими воинами, сражавшимися с дрифтерами, показали, что славянский корабль не только не уступал знаменитым «скакунам» по скорости и маневренности, но даже превосходил их. Однако под «греческим огнем» русские башни были чрезвычайно уязвимы для «греческого огня». Любая огненная смесь, попавшая на корабль, почти сразу же вызывала его возгорание.

Драккары и шнеккары викингов

На севере Европы, в горно-лесистой местности Скандинавского полуострова, развивалась другая цивилизация — норманнская. Изрезанная береговая линия, пересекаемая многочисленными фьордами, была идеальна для судостроительной промышленности. Не случайно именно здесь начался расцвет судостроительной промышленности, напоминающей по сценарию развития славянское судостроение. Но с одним исключением. Прохладное Северное море, омывающее Скандинавский полуостров с запада, имеет бурный нрав, и норманны (викинги или, как их называли по-русски, варяги) должны были строить свои корабли так, чтобы они могли отлично плавать. Это диктовало особую форму корпуса для норманнских кораблей, называвшихся шнекерами и драккарами с носовым украшением в виде змеи или головы дракона (которое снималось с кораблей после кампании и хранилось на суше).

Реплика драккара

Главной особенностью норманнских скал была более острая и сложная конфигурация корпуса в подводной части, чтобы драккары и шнеки могли также плавать против волн в бурном море. Какими бы сильными ни были волны Северного моря или Антарктиды, корабль викингов оставался устойчивым и продолжал двигаться.

Кроме того, драккары отличались от славянских ворон тем, что были длиннее и немного уже. Длина от 30 до 60 метров и ширина от 4,5 до 7 метров (башни имели другое соотношение — максимум 25 х 8 метров) также были обусловлены военно-морским характером этих судов, которые сознательно строились как боевые корабли.

Современная копия драккара

В лесистой Скандинавии было мало земли для разумного земледелия, поэтому жители были вынуждены либо переселяться через море на новые территории, либо совершать набеги и грабить побережья европейских стран. Из-за этой деятельности монахи европейских стран называли викингов «бичом Божьим». Кроме размеров, драккар ничем не отличался от славянского корабля и внешне был очень похож на него. Как и корабль, он имел место для размещения воинов (до 80 человек) и груза. Так же быстро, как и корабль из Киева, драккар был сожжен «греческим огнем».

Драккар викингов отличался от корабля площадью паруса 90 м 2. Славяне ткали его из льняной ткани, что обеспечивало легкость и эффективность (он мог ловить даже слабые ветры, что было очень важно при плавании по рекам через леса или горы). Викинги ткали ткань из шерсти и обрабатывали ее жиром, чтобы она не гнила в море, где вода и воздух насыщены солью. Кажется, что ткань должна была быть очень тяжелой и неэффективной при такой технологии. Однако на практике он доказал свою состоятельность в суровых условиях Северного моря и Атлантики.

Современное изображение драккара

Как и славянские башни, драккары управлялись веслами, которых могло быть до 35 пар. Однако это было не основное средство передвижения, а средство передвижения у побережья и вдоль рек. В открытом море весла использовались для дополнительной устойчивости или для нападения на врагов в спокойных водах.

Морской флот Древней Руси

Поскольку Россия имела ограниченный доступ к побережью, судостроение было не так развито. Это является причиной большего разнообразия речного флота по сравнению с морским.

Первые морские путешествия в военных и коммерческих целях русы совершали на простейших выдолбленных речных лодках, которые были приспособлены для длительных плаваний с помощью дополнительного оборудования. Согласно письменным источникам, речные суда должны были быть значительно модифицированы, чтобы их можно было использовать для морского судоходства. Как отмечает Воронин, «в X веке, когда деревянные суда отправлялись из Киева, их обшивали досками и превращали в просторные «дырявые» морские суда киевских купцов, груженные товарами, рабами и прочим, непосильным для простых одномоторных лодок».

Морские башни могли нести больший вес по сравнению с речным боевым судном — ушкуем: около 40 человек с оружием и припасами. Количество «набоев» и их снаряжение отличает их от ладей

Проблема расчистки морских берегов сохранялась и в средние века, а крупных экспедиций флота не было с середины XI века, поэтому и судостроение в Древней Руси в этот период не получило значительного развития. Тем не менее, большие речные суда, такие как набой или насад, могли использоваться для перевозки товаров по морю. То же самое касалось и локальных военных конфликтов: для участия в них достаточно было речных судов.

Иностранные корабли также упоминаются в письменных источниках. Само слово «корабль», которое часто использовалось как общий термин в отношении иностранных судов, имеет русское происхождение.

В Лаврентьевской летописи в описании экспедиции Владимира в Болгарию говорится о «галеях». Предположительно, это иностранное слово, используемое для обозначения кораблей типа «Насада», что кажется вполне правдоподобным, учитывая отношения Владимирского княжества с Европой. Исследователи считают, что так назывались большие, узкие гребные или парусные суда — галеры, которые также использовались для перевозки военных отрядов.

В письменных источниках, описывающих поход Игоря (944 год), упоминается Скайдей. Предполагается, что это название наспех построенного корабля или плота. Лоувены, галеры и скиды были единственными иностранными кораблями, которые использовались русскими в средние века.

Облик древнего корабля

Трудно воспроизвести внешний вид кораблей, поскольку сохранившиеся иллюстрации представляют собой лишь схематические рисунки. Дополнительную информацию можно почерпнуть из деталей плавучих судов, которых, однако, найдено очень мало. Дополнительную информацию можно найти в фигурках шахматной доски — каменной из Гродно и костяной из Волковиска. Они поразительно похожи по размеру и представляют один и тот же тип корабля — ворон. В Гродно, Берестье и Рязани были найдены лодки из сосновой коры, в которых играли дети.

Облик древнего корабля

Археологический материал позволяет реконструировать старинные русские речные суда. Например, в Новгороде была обнаружена доска, состоящая из частей корабля (10-11 век).

Все находки можно разделить на три группы:

  • К первой относятся те, что помогают восстановить масштабы судна и определить его тип: киль, шпангоуты, форштевень, ахтерштевень, кильсон.
  • Во вторую группу входят обшивка бортов и нагели; помимо того, что они также являются показателями размеров судна, они дают представление о способе его изготовления.
  • Третью группу составляет оснастка судна – вёсла, уключины, банки, степсы и т. п. Материалы этой группы не только помогают воссоздать внешний вид судна, но и позволяют охарактеризовать его назначение.

В то же время следует отметить, что находки, которые можно отнести к судостроению, единичны и фрагментарны, поэтому трудно определить тип судна, которому они принадлежали. В целом, можно сравнивать отдельные разделы и группировать близкородственные разделы вместе, но этот процесс достаточно условен.

Устройство корабля Древней Руси

Теперь перейдем к более детальному рассмотрению конструкции корабля. Сердцем остова корабля был киль. Она проходила вдоль нижней части корпуса, от носа до кормы. Киль имел прямоугольное сечение 30 на 35 сантиметров. Иногда она была трапециевидной. Длина целых луков, найденных в Новгороде, превышает 10 метров.

В основе каркаса судна находился киль. Он проходил внизу корпуса, от носа до кормы

К передней части киля была прикреплена балка в форме призмы с отклонением от вертикали. В Новгороде был найден целый ствол высотой 130 см и толщиной более 31 см. Он находился под углом 60 градусов к самолету. В форштевне были просверлены отверстия для крепления его к рамам и передней переборке. Его также можно рассматривать как язык для корабельной брони.

На противоположной стороне киля находился кормовой стаксель, который, в отличие от форштевня, имел более широкую верхнюю часть. Она служила защитой руля, который крепился к этой балке. В Новгороде кормовой посох был найден от целого ствола, высота которого составляла 180 см, а ширина посередине — 30 см. Имеет трапециевидное сечение. Наклон более позднего ствола такой же, как и у ствола. Внутри имеется язычок для крепления доски и штифты.

Среди находок из городов Древней Руси есть кривые корабли, которые полностью или частично сохранились. Они представляют собой массивные элементы, изогнутые по форме пола. Луки были сделаны из крепкого ствола с веткой. Они крепились штифтами, для которых в плоской и боковых стенках имелись отверстия. Перпендикулярные шпангоуты и киль образовали корпус корабля.

Разные корабли имели шпангоуты разного размера у своего основания. Количество шпангоутов, используемых при строительстве судов, зависело от требуемой прочности и длины корпуса будущего корабля. В Новгороде были найдены шпангоуты крупных судов с длиной основания 130-200 см и бортовыми поручнями 25-60 см. Боковая часть лука образует с основанием угол 70-80 градусов. Расстояние между досками — обрешеткой — не должно превышать полметра: На этом расстоянии в досках имеются ряды отверстий с дюбелями. Поперечные балки лодок изготавливались из цельного куска дерева, согнутого так, чтобы соответствовать корпусу лодки. В других случаях такой изгиб может быть создан искусственно. Изгибы кораблей были больше, чем у лодок, и имели различное сечение — круглое, трапециевидное или овальное с уплощенными боками.

Разные суда имели в своей основе разные по размеру шпангоуты

Изгибы крепились к килю с помощью прямоугольного стержня. Они крепились по всей длине лодки на нижнем конце шпангоутов, с помощью которых они соединялись с килем, флортимберсами. До сих пор не было найдено ни одного носа или даже его фрагмента, но это нельзя считать доказательством того, что на старых русских кораблях не было носов.

Доски также являются важной находкой — они помогают реконструировать форму и размер корабля. Их длина составляла 6-12 метров, а ширина — 20-45 см. Ряды досок обшивки были прикреплены к переборкам штырями. Доски одинаковой толщины были соединены вместе, чтобы сформировать мантийный пояс. Концы досок были прикреплены к передней и задней части столбов с помощью дюбелей.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий