Архангельск: как прорубали окно в Европу еще до Петра Первого. Первый морской порт россии.

Считается, что верфь в Архангельске была основана 18 августа 1693 года. Однако ученый называет эту дату условной и отмечает, что она связана с назначением Федора Апраксина воеводой Двинска и поручением ему надзора за строительством первого государственного корабля.

Архангельск: как прорубали окно в Европу еще до Петра Первого?

В старые времена, когда пароходов еще не было, а Российской империи нужны были военные корабли, именно архангельские верфи поставляли их для нужд российского военно-морского флота: величественные линкоры, быстроходные фрегаты, хищные корветы…

Все они возникли из северных строительных лесов, таланта кораблестроителей и тяжелого труда простых рабочих.

Северные морские ворота России

500 лет назад в Поморье не было городов. И здесь было очень небольшое население. Хлеб еще не родился, поэтому рыба стала хлебом для русского помора. Было не так много людей, которые ловили рыбу, били морских животных, варили соль и….. молился. Сюда, в дикие, безлюдные и полые места, люди приезжали со всей России в поисках уединения молитвы. Вокруг монахов возникли монастыри, которые впоследствии дали начало целым городам.

Но в те спокойные времена еще не было городов.

В 1550-х годах штормы унесли английскую экспедицию Хью Уиллоуби и Ричарда Ченслера в Белое море. Англичанам пришлось нелегко: море сильно раскачивало их корабли. Уиллоуби умер, а Ченселлор едва выжил. Англичанин действовал как дипломат. Он был доставлен в Москву, где его дружески принял сам царь Иван Грозный. Англия и Россия стали союзниками на долгое время.

Англичане искали морской путь в Индию и Китай, а нашли дорогу в Россию. Но ошибка, которую они совершили, оказалась настоящей удачей. Вскоре торговля на русском севере процветала. После англичан по их стопам пошли голландцы, немцы, датчане. пошли по их стопам.

Одна беда: у Московского царства не было крупных морских портов на Белом море. Существовала только одна каменная гавань, построенная аббатом Филиппом на Соловецких островах….. Но путь от Соловецкого до материка недолгий. В устье Северной Двины находился небольшой деревянный Николо-Корельский монастырь. Он был основан жителями Новгорода Великого. Небольшая гавань рядом с монастырем долгое время принимала иностранных гостей. Однако он был слишком мал для большого потока судов, грузов и купцов, прибывающих в Россию по северному морскому пути.

В 1584 году по указу Ивана Грозного началось строительство крепости и большего мола в более подходящем месте. Но это место… Оказалось, что он находится рядом с монастырем, основанным давным-давно новгородцами — монастырем Архангела Михаила.

Так родился Архангельск.

Иностранные купцы сразу же оценили выгодное расположение нового российского порта. В конце XVI и XVII веков товары из Западной Европы продолжали поступать в Архангельск и распространяться оттуда по всей России. Более века город играл роль северных морских ворот в Московское царство.

Имена Архангельска

Первоначально город назывался Новохолмогоры.

Название «Город Архангельск», позднее «Архангельск», было официально присвоено только позже — в честь Михайло-Архангельского монастыря, возле которого находился дебаркадер. Более того, огромный город, как правило, является потомком скромного монастыря…

Но в то время как вся Россия получала удобства и прибыль от большой торговли нового города, бедный монастырь боролся и терпел убытки. Настоятели жаловались царю на царившее здесь беззаконие: порт собирал вокруг своей веселой и богатой торговой жизни множество «дерзких людей». Здесь происходили грабежи, драки, нападения на монастырское имущество со стороны рабочих и стрелков; священнослужители выгоняли монахов из келий и оставались там со своими женами; монастырь даже стал питейным заведением, чего не должно было быть.

Это была удача: после большого пожара монастырь был отстроен на новом месте, вдали от городской суеты. Наконец-то монахи смогли вздохнуть с облегчением.

Прогулка по берегу реки

Архангельск — это старый город с гаванью. Он расположен на берегу северной реки Двина, которая имеет выход к Белому морю. Во время экскурсии гид расскажет вам много нового и интересного, новые события, которые также ожидают жителей города. История отметит роль города в открытии новых территорий много веков назад, в международных отношениях, во внутренней и внешней торговле. По всему городу расположены уникальные памятники и достопримечательности. Его история напрямую связана с историей России в целом. Ваш гид расскажет об уникальном менталитете, легендах и верованиях местных жителей.

Экскурсия в первый порт России из Архангельска

Первый порт России

На территории города находится старейший порт России. Можно понять, почему Архангельск был воротами в Европу еще до основания Санкт-Петербурга. Именно здесь зародились первые торговые отношения, как внутри страны, так и с зарубежными странами. Так продолжалось в течение многих лет. Гид расскажет вам об истории судостроения, появлении в городе военно-морского флота и строительстве верфи, которая до сих пор является оборонным предприятием. Существует много интересных фактов о его истории.

Торговый порт

Морской торговый порт

Торговый порт

Строительство этой гавани сделало возможной торговлю с Арктикой. Отсюда корабли отправлялись исследовать мир, налаживать отношения с другими странами и участвовать в завоевании территорий. Отсюда стартовали многие всемирно известные экспедиции.

Архангельск был единственным городом с портом, где иностранные купцы могли продавать и покупать товары. Это оказало значительное влияние на жизнь населения, появились новые традиции и взгляды на жизнь. Экскурсовод расскажет вам о том, в какие времена в Архангельске шла торговля, как жили купцы и поморы (и кем они были), чем занимались приезжие, какие товары экспортировались и импортировались в то время.

Дается представление об истории России, а также освещаются основные особенности развития региона:

  • определить роль торговли в становлении города;
  • определить момент, когда начало развиваться судостроение и мореплавание;
  • по-новому взглянуть на регион.

Такой тур позволяет открыть для себя исторические события в России с совершенно иной точки зрения.

Маршрут экскурсии в первый порт России

Северный мост Архангельска

Во время экскурсии туристы посещают мост, который находится дальше на север. Это также мост-баскул, что делает его уникальным. Повествование ведется в окружении меняющихся ландшафтов, от совсем старых домов до самых современных новостроек. Самое старое здание в городе осталось нетронутым.

На месте гавани были спущены на воду первые российские военные корабли. Зимой группу ожидает удивительный поход, поскольку переход осуществляется по ледяной поверхности. Летом используется деревянный тротуар. Здесь также есть пешеходная дорожка, сохранившая свой облик конца 19-го и начала 20-го века.

Ближе к концу экскурсии туристы посещают старые деревянные дома, исторический квартал на острове Соломбала и памятник Петру I. Именно он изображен на купюре в 500 рупий. На территории города есть и другие достопримечательности, которые не видны обычному туристу, но включены в экскурсионную программу. Экскурсия в первый порт России из Архангельска проводится ежедневно.

Старое название и история возникновения города

Название было официально принято в 1613 году по Михайло-Арханельскому монастырю, возле которого был построен город.

В первые десятилетия существования Архангельска город иногда назывался Новыми Холмогорами, Новым Холмогорским городом, Новым городом по названию поселения, где он был построен.

Монастырь Святого Михаила Архангела был основан на мысе Пур-Наволок в двенадцатом веке. После прибытия английского путешественника Ричарда Ченслера в 1553 году, торговля с голландцами и англичанами начала процветать. В 1583 году над страной нависла угроза нападения шведов. Царь Иван Грозный приказал построить на мысу вокруг монастыря крепость, которую назвали Новохоломогори. Рядом была построена посадочная площадка для кораблей.

Когда Петр I совершил первую поездку?

30 июля 1693 года Петр I впервые посетил город и провел в нем более двух месяцев. Это привело к созданию первой государственной верфи в Солобале и началу развития судостроительной промышленности в национальном масштабе.

Под его руководством в 1702 году была построена Новодвинская крепость.

С 1713 года торговля через Архангельск резко сократилась и переместилась в порт Санкт-Петербурга. Импортировались лишь некоторые товары, чтобы прокормить население, но город по-прежнему оставался столицей обширного региона от Кольского полуострова до Уральских гор. К началу 20-го века здесь сформировался крупный центр лесной промышленности.

Крупнейший морской порт

морской порт города Архангельск

Архангельский порт — один из крупнейших в России. Он имеет два торговых порта и речной порт для пассажирских перевозок. Жители могут добраться до островов на границе города, Соловецких островов и других населенных пунктов. Пропускная способность порта в январе 2020 года составила 239,3 тыс. тонн.

Доставка возможна круглый год. Архангельск — это ледовый порт, где каждый год происходит ледоход.

Эпоха рыночной экономики

В июле 1992 года государственное предприятие «Новороссийский морской торговый порт» было преобразовано в Открытое акционерное общество «Новороссийский морской торговый порт» и приватизировано в рамках процедуры приватизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 721 от 01.07.1992 года. С тех пор у компании помимо государственной собственности появились частные владельцы, но они перевели активы компании в иностранные юрисдикции. На базе Новороссийского морского торгового порта был создан ряд других специализированных частных компаний, занимающихся транспортными и другими видами деятельности.

После распада Советского Союза порт Новороссийск оказался наиболее перспективным из-за своего расположения. Незамерзающий, глубокий залив Цемес и система волнорезов определяют график работы порта круглый год. Однако потребовалось еще как минимум десять лет, чтобы наладить новые деловые отношения, направить новые грузопотоки в порт и восстановить темпы роста пропускной способности.

С конца 1990-х годов пропускная способность порта стабильно росла каждый год. В 1996 году компания начала обновлять свой автопарк для погрузочно-разгрузочных работ. В 1999 году был установлен первый козловой кран Gottwald грузоподъемностью 100 тонн. В 2005 году на предприятии насчитывалось 12 мобильных и 60 козловых кранов, а также 400 вилочных погрузчиков грузоподъемностью от 1,5 до 45 тонн.

В период с 1992 по 2004 год НМТП перевалил 600 миллионов тонн грузов, а инвестиции за этот период составили более 11 миллиардов рублей. В 1998 году пропускная способность порта составила 46,9 млн. тонн, было обработано 2237 судов и 150828 железнодорожных вагонов, при этом время обработки составляло 7,9 железнодорожных вагонов в час.

С 2001 по 2005 год были введены в эксплуатацию комплекс по переработке минеральных удобрений, новый контейнерный терминал с номинальной мощностью 600 000 TEU в год, реконструкция третьего зернового причала и пятый терминал наливных грузов, что способствовало увеличению производственных мощностей порта. В 2005 году ОАО «НМТП» достигло рекордного грузооборота — 75,2 млн тонн, в том числе 55,3 млн тонн нефти и нефтепродуктов, 19,1 млн тонн сухих грузов и 0,8 млн тонн удобрений навалом.

В 2006 году в результате консолидации стивидорных компаний, работающих в Новороссийском порту, была образована Группа НМТП, в которую вошли ОАО «НМТП» как головная компания, ОАО «Флот Новороссийского морского торгового порта» (услуги танкеров и буксиров), ОАО «ИПП» (перевалка нефти и жидких удобрений), ОАО «НЛЭ» (перевалка леса и контейнеров) и ОАО «НСРЗ» (судоремонт и металлообработка).

Группа продолжила развитие порта: реконструкция глубоководного нефтеналивного терминала № 1 в нефтяном районе Шесхарис, строительство зернового терминала мощностью 3,6 млн тонн и хранилища сухих минеральных удобрений мощностью 120 000 тонн в восточном районе, реконструкция двух причалов в западном районе и строительство мазутного терминала.

В ноябре 2007 года Группа НМТП провела первичное размещение акций на международном рынке и в российских торговых залах. В ходе IPO компания разместила 19,38% своих акций, из которых 14% составили ГДР на Лондонской фондовой бирже (LSE) и более 5% — обыкновенные акции на РТС. В 2008 году Группа НМТП приобрела крупнейшую в Калининграде компанию по управлению контейнерными перевозками ООО «Балтийская стивидорная компания» (БСК).

В 2010 году Группа НМТП стала третьим по величине портовым оператором в Европе, перевалив 81,6 млн тонн грузов. В 2011 году Группа НМТП приобрела Приморский торговый порт, второй по величине нефтяной терминал в Европе, увеличив пропускную способность до 157 млн тонн.

Как измеряется грузооборот морских портов

Пропускная способность морского порта является наиболее важным показателем его эффективности. Он определяется как количество груза, измеренное по весу, за определенный период времени (обычно месяц, квартал или год).

Пропускная способность порта обычно измеряется либо в миллионах тонн, либо в эквиваленте двадцатифутовых TEU. TEU — это международно признанная единица измерения вместимости грузовых судов, включая грузовые суда, и расчета пропускной способности контейнерных терминалов, включая морские порты. Выраженный в тоннах, 1 TEU эквивалентен приблизительно 21,6 тоннам.

Крупнейшие морские порты мира по грузообороту

Большинство современных крупных морских портов в 2020 году будут находиться в Азии. Около 70 % крупнейших портов мира находятся в Азии, из них около 40 % — в Китае. По крайней мере, эта статистика верна для 2019 года. Пока рано говорить о том, что произойдет в 2020 году, поскольку, по мнению экспертов, ожидается значительное снижение объемов перевозок в китайских портах из-за вспышки эпидемии коронавируса. Крупнейшие порты Китая по пропускной способности в TEU:

  • порт Шанхай — 42.01 млн TEU
  • порт Шэньчжэнь — 27.7 млн TEU
  • порт Нинбо-Чжоушань — 27.7 млн TEU
  • порт Гуанчжоу — 26 млн TEU
  • порт Циндао — 18 млн TEU

50 Крупнейших морских портов мира по грузообороту на карте

В десятку крупнейших азиатских портов входят также Сингапур и Гонконг, а также порт Пусан в Южной Корее. Десятку лучших завершает порт Джебель Али в Дубае. Крупнейшим из европейских морских портов является Роттердамский порт в Нидерландах. Ни один российский порт не вошел в топ-50. Ниже приводится полная таблица топ-50 портов по пропускной способности в контейнерном эквиваленте.

Таблица 50: Ведущие порты мира по пропускной способности в TEU

Порт Пропускная способность в 2019 году (млн. TEU) Пропускная способность 2018 (млн. TEU) Пропускная способность в 2017 году (млн. TEU) Пропускная способность в 2016 году (млн. TEU) Пропускная способность 2015 года (млн. TEU)
1 Шанхай, Китай 42,01 40,23 37,13 36,54 35,29
2 Сингапур 36,60 33,67 30,90 30,92 33,87
3 Шэньчжэнь, Китай 27,74 25,21 23,97 24,20 24,03
4 Нинбо Чжоушань, Китай 26,35 24,61 21,60 20,63 19,45
5 Порт Гуанчжоу, Китай 21,87 20,37 18,85 17,22 16,16
6 Пусан, Южная Корея 21,66 20,49 19,85 19,45 18,65
7 Гонконг, Южная Африка, Китай 19,60 20,76 19,81 20,07 22,23
8 Циндао, Китай 18,26 18,30 18,01 17,47 16,62
9 Тяньцзинь, Китай 16,00 15,07 14,49 14,11 14,05
10 Джебель Али, Дубай, ОАЭ 14,95 15,37 15,73 15,60 15,25
11 Роттердам, Нидерланды 14,51 13,73 12,38 12,23 12,30
12 Порт Кланг, Малайзия 12,32 13,73 13,20 11,89 10,95
13 Антверпен, Бельгия 11,10 10,45 10,04 9,65 8,98
14 Гаосюн, Тайвань, Китай 10,45 10,27 10,46 10,26 10,59
15 Сямынь, Китай 10,00 10,38 9,61 9,18 10,13
16 Далянь, Китай 9,77 9,70 9,61 9,45 10,13
17 Лос-Анджелес, США 9,46 9,43 8,86 8,16 8,33
18 Танджунг Пелепас, Малайзия 8,96 8,38 8,28 9,10 8,50
19 Гамбург, Германия 8,73 8,86 8,91 8,82 9,73
20 Лонг-Бич, США 8,09 7,54 6,80 7,19 6,82
21 Лаем Чабанг, Таиланд 8,07 7,78 7,22 6,82 6,58
22 Танджунг Приок, Джакарта, Индонезия 7,64 6,09 5,51 5,20 5,77
23 Нью-Йорк — Нью-Джерси, США 7,20 6,71 6,25 6,37 5,77
24 Коломбо, Шри-Ланка 7,05 6,21 5,73 5,19 4,91
25 Инкоу, Китай 6,50 6,28 6,08 5,92 5,77
26 Хошимин, Вьетнам 6,33 6,16 5,99 5,31 6,39
27 Бремен / Бремерхафен, Германия 5,42 5,51 5,49 5,48 5,78
28 Манила, Филиппины 5,05 4,82 4,52 4,23 3,65
29 Порт Джавахарлал Неру, Индия 5,05 4,83 4,51 4,49 4,45
30 Пирей, Греция 4,91 4,15 3,73 3,37 3,59
31 Альхесирас, Испания 4,77 4,39 4,76 4,52 4,56
32 Ляньюньгуань, Китай 4,75 4,72 4,70 5,01 5,01
33 Токио, Япония 4,57 4,50 4,25
34 Мундра, Индия 4,44 4,24 4,80 2,99 2,70
35 Саванна, США 4,35 4,05 3,64 3,74 3,35
36 Джидда, Саудовская Аравия 4,12 4,15 3,96 4,19 4,20
37 Сантос, Бразилия 4,12 3,85 3,60 3,78 3,68
38 Рижао, Китай 4,00 3,24 3,01
39 Колон, Панама 3,89 3,89 3,26 3,58 3,29
40 Феликстоу, Великобритания 3,85 4,30 4,10 4,00 3,74
41 Сиэтл-Такома, США 3,80 3,70 3,62 3,53 3,43
42 Дунгуань, Китай 3,50 3,91 3,64
43 Танжер Мед, Марокко 3,47 3,31 2,96
44 Барселона, Испания 3,42 2,97 2,23
45 Ванкувер, Канада 3,40 3,25 2,92
46 Салалах, Оман 3,39 3,94 3,32 2,57 2,96
47 Фучжоу, Китай 3,34 3,01 2,66
48 Марсашлок, Мальта 3,31 3.15 3,08 3,06 2,90
49 Нанкин, Китай 3,23 3,17 3,08 2,94
50 Кай Меп, Вьетнам 3,20 3,07 2,56

Топ 25 Российских морских портов по грузообороту

Грузооборот морских портов России 2008-2018

В 2020 году грузооборот всех морских портов России составит 840,3 млн тонн (на 2019 год). Это означает, что за последние 10 лет общий объем грузоперевозок в России почти удвоился (см. график выше); 464 млн тонн составили наливные грузы и 376 млн тонн — сухие грузы. Среди всех грузов — уголь (176 млн. тонн), сырая нефть (276,1 млн. тонн), нефтепродукты (149 млн. тонн), контейнерные грузы (56,5 млн. тонн) и зерно (38,6 млн. тонн). На порты Азовского и Черного морей, а также Балтийского региона приходится наибольшая доля перевалки российских грузов:

  1. Азово-Черноморский бассейн — 258.1 мн тонн
  2. Балтийский бассейн — 256.4 млн тонн
  3. Дальневосточный бассейн — 213.5 млн тонн
  4. Арктический бассейн — 104.8 млн тонн
  5. Каспийский бассейн — 7.4 млн тонн

Полный список крупнейших морских портов России представлен в таблице ниже. Список включает 25 крупнейших портов в каждом бассейне, а статистика по пропускной способности грузов приводится в миллионах тонн. Например, морской порт Новороссийска является многолетним лидером, перевалив в 2019 году 156 млн тонн грузов. Порт Сабета имеет самые высокие темпы роста пропускной способности. Всего за несколько лет, с 2013 года, порт поднялся в топ-10 портов России, перевалив 27,6 млн тонн грузов в 2019 г. Другие порты Северного морского пути также перспективны.

Порт Грузооборот, млн тонн
1 Новороссийск 156.826
2 Усть-Луга 103.852
3 Восточный 73.54
4 Мурманск 61.93
5 Приморск 61.024
6 Санкт-Петербург 59.9
7 Ванино 31.44
8 Сабетта 27.68
9 Находка 25.58
10 Туапсе 25.2
11 Владивосток 23.92
12 Кавказ 20.92
13 Высоцк 19.4
14 Пригородное 16.05
15 Ростов-на-Дону 16.03
16 Таман 15
17 Де-Кастри 13.57
18 Калининград 11.1
19 Азов 10.4
20 Шахтерск 8.8
21 Posiet 7.7
22 Варандей 7.17
23 Махачкала 4.7
24 Архангельск 2.7
25 Астрахань 2.2

Крупнейшие порты России на карте

Крупнейшие порты России на карте

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий