Украина и образование Союза ССР

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) или Советский Союз — социалистическое федеративное государство, существовавшее в 1922-1991 годах в восточной Европе , центральной и северной Азии. Единственной легальной партией была Коммунистическая партия Советского Союза, все остальные были запрещены.

1. Государственный статус Украины в 1921-1922 гг.

1.1. Юридическое положение УССР. Украинская ССР в начале 1920-х гг. была формально независимым государством в соответствии с Конституцией 1919 г. Официальная самостоятельность Украины была уступкой большевиков украинскому национальному движению. Без украинской революции и национального государства 1917-1919 гг. не было бы и советского украинского государства. Но большинство руководителей РКП(б) рассматривали независимость УССР как средство решения временных политических задач. В перспективе предполагалось слияние всех советских республик в одно государство.

1.2. Система управления республикой. Однако фактически суверенитет Украины был очень ограниченным. Контроль центра над национальными республиками обеспечивался тремя централизованными силами:

— РКП(б), составной частью которой была КП(б)У;

Красной армией;

— карательными органами — НК (чрезвычайными комиссиями).

В годы гражданской войны необходимость централизации объяснялась потребностями совместной борьбы против «внутренней контрреволюции и международного империализма».

2. Договор между УССР и РСФСР. «Договорная федерация». В конце 1917 — начале 1918 гг. Русская империя распалась на 13 государств, в том числе на шесть советских и две народные республики. При образовании национальных советских республик, в том числе и УССР, отмечалось не на их самостоятельности, а в тесной связи с Российской Федерацией. Между советскими республиками, которые считались формально независимыми государствами, наладились тесные экономические и военные связи, они имели одинаковую политическую структуру, в которой ведущую роль играла одна большевистская партия.

Между РСФСР и УССР 28 декабря 1920 г. был заключен Союзный рабоче-крестьянский договор, по которому две республики вступали в военный и хозяйственный союз.

Договор лишь подтвердил те межреспубликанские отношения, которые сложились в условиях «военного коммунизма». Характерно, что объединенные наркоматы (народные комиссариаты) входили в состав Совнаркома РСФСР и имели уполномоченных при Совнаркоме УССР на правах народных комиссаров. УССР осталось право на отдельные реснички формирования. Это означало, что руководство важнейшими сферами жизни Украины осуществлялись из Москвы.

Подобные соглашения были заключены советской Россией и с другими советскими республиками. Такая система отношений получила название «договорной федерации». Таким образом, советская федерация начала формироваться еще задолго до официального создания СССР.

С того же времени центральные ведомства РСФСР, которым надлежало в равной степени учитывать интересы всех советских республик, часто принимали несправедливые и дискриминационные в отношении этих республик решения. Были попытки вмешательства также в те сферы жизни Украины, которые все еще оставались в исключительном ведении правительства республики. Пренебрежение правами советских республик нередко вызывало напряженность в отношениях между ними и советской Россией.

3. Различные подходы к созданию союзного государства. С 1922 г. начался новый этап объединительного движения в советских республиках, когда надо было определиться с выбором одного из принципов объединения: автономизации, конфедерации или федерации.

3.1. Сталинский проект образования СССР. Генеральный секретарь ЦК РКП(б), нарком по делам национальностей И. Сталин выдвинул проект создания союзного государства, предусматривавший включение советских республик в состав Российской Федерации на правах автономий. Этот проект получил название плана «автономизации».

В сентябре — начале октября 1922 г. план «автономизации» рассматривался на пленумах ЦК компартий союзных республик. С критикой проекта И. Сталина выступил лишь ЦК компартии Грузии. Политбюро ЦК КП(б)У не занял четкой позиции относительно этого плана.

3.2. Ленинский план. Только на заключительной фазе решения проблем объединения республик в дело вмешался В. Ленин, который на предыдущих этапах из-за болезни не принимал участия в обсуждении вопросов национально-государственного строительства. Он сформулировал другой подход по сравнению с предлагаемым в проекте И. Сталина. Ленинский принцип создания союзного государства заключался в том, что Россия, Украина и другие советские республики становятся равноправными субъектами федерации, которую они должны основать на равных и добровольных началах, и образуют новое государственное объединение — Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

3.3. Позиция руководства Грузии. Особую позицию по созданию союзного государства заняло компартийное руководство Грузии. Оно считало, что советские республики должны сохранить атрибуты независимости и самостоятельности и строить свои отношения на договорных началах. Фактически это предложение было направлено на создание конфедерации советских республик. Она сразу же была отклонена.

4. Позиция X. Раковского. Централизация основных наркоматов вызвала протесты со стороны некоторых республиканских правительств. Председатель Совнаркома УССР X. Раковский стал противником плана «автономизации». Сталинский подход он считал опасным для советского строя. Протесты X. Раковского (его поддержал В. Ленин) сделали свое: Советский Союз был создан на федеративной основе, союзные республики остались формально равноправными. Фактически же в СССР стала происходить «ползучая автономизация». X. Раковский также выступил против аппаратных методов руководства, чем вызвал недовольство И. Сталина. В июле 1923 г. он был отозван из Украины и назначен полномочным представителем СССР в Великобритании.

5. Юридическое оформление Союза.

5.1. Союзный договор 1922 г. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР в основном утвердил Декларацию об образовании Союза и Союзный договор. Предполагалось передать эти документы на дополнительное рассмотрение Центральных исполнительных комитетов (ЦИК) союзных республик, после чего ближайшая очередная сессия новообразованного ЦИК СССР должна была утвердить текст Декларации и Союзного договора и ввести их в действие. Окончательное принятие этих документов откладывалось до II съеда Советов СССР.

Образовывался объединенный ЦИК СССР во главе с председателями : четырех советских союзных республик — России, Украины, Белоруссии и ЗСФСР ( Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, в состав которой входили Азербайджанская, Армянская, Грузинская социалистические советские республики).

5.2 Принятие Конституции СССР. Окончательное юридическое оформление Советского Союза произошло на II съезде Советов СССР (январь 1924 г.). II съезд Советов СССР провозгласил, что независимые советские республики добровольно и на равных основаниях вступают в государственный союз и некоторые свои полномочия передают органам центральной власти.

31 января 1924 г. на съезде Советов СССР принял Конституци ю СССР. Она состояла из двух частей — Декларации и Союзного договора об образовании СССР (текст последнего существенно отличался от проекта Союзного договора 1922 г.) Конституция закрепила право каждой союзной республики на свободный выход из Союза; установила, что территории республик не могут быть изменены без их согласия. Однако реальная власть в республиках принадлежала Российской коммунистической партии (большевиков), а легальная оппозиция была ликвидирована, поэтому эти суверенные права оставались фиктивными. Механизм возможного выхода республик из состава СССР не был предусмотрен.

6. Полномочия Украины в составе СССР. В мае IX Всеукраинский съезд Советов утвердил новый текст Конституции УССР, где юридически закреплялось вхождение УССР в состав СССР, определялись компетенция и функции республиканских органов власти и управления. Следовательно, исходя из конкретных обстоятельств, Украина добровольно вступила в союз.

Но реализация замысла о Союзе как объединение суверенных и равноправных республик пошла по иному руслу. После смерти В. Ленина возобладала жесткая Централизаторская тенденция, которая все усиливалась в годы авторитарного руководства И. Сталина. Она неминуемо вела к ограничению прав союзных республик и сужение их суверенности.

Однако провозглашение СССР закрепило некоторые завоевания украинского народа. Была признана территориальная целостность Украины, создан собственный административный аппарат. Некоторые права на национально-культурную жизнь получили и представители национальных меньшинств, издавна компактно проживавшие в Украине.

7. Территориально-административное устройство УССР. Украинская Социалистическая Советская Республика стала четко очерченным национальным и территориальным целым с собственным административным центром и аппаратом. Таким образом украинцы наконец получили территориально-административные рамки, отражавшие их национальную самобытность, то есть то, чего они не имели со времен казацкой Гетманщины XVIII в.

Украинская ССР была второй по численности населения и территории республикой Советского Союза. В 1925 г. здесь насчитывалось 28 миллионов человек: из них 22 млн — украинцев, 6 млн — русские, евреи, поляки, греки, болгары, молдаване, немцы, представители других национальностей. С этого времени в республике внедрялась трехступенчатая системы управления: центр-округ-район. Было образовано 41 округ и 706 районов. В местах компактного, проживания национальных групп неукраинского населения существовало 12 национальных районов и 538 сельских Советов — болгарских, греческих, еврейских, немецких, польских и др.

8. Создание Крымской АССР Еще в октябре 1921 г. на территории Крыма была создана Крымская Автономная Социалистическая Советская Республика, которая считалась частью РСФСР. В ноябре того же года состоялся I съезд Советов Крыма, который принял Конституцию Крымской АССР и сформировал высшие органы власти. Вскоре был создан и государственный аппарат автономной республики — 13 наркоматов и 3 управления. Государственными языками на полуострове провозглашались русский и крымскотатарский. Однако фактически Крымская АССР со дня образования по статусу мало чем отличалась от обычной области.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий