Жан-Батист Мольер: биография и интересные факты из жизни. Мольер биография и творчество.

Император взял произведения вольнодумца под свою защиту и, более того, согласился стать крестным отцом старшего сына Мольера и Арманды, что было красноречивее любого указа о неприкосновенности автора. Известно, что сын автора умер через год после его рождения.

Театр, ставший жизнью – история Мольера

Мольер, настоящее имя которого было Жан-Батист Поклен, стал одним из самых значительных драматургов не только в своей стране, но и за ее пределами. Он стоит в одном ряду с такими легендами драматургии, как Бернард Шоу, Аристофан и Плавт.

Большинство людей мало знают о фактах из жизни автора, хотя они могут быть весьма занимательными. Мольер, например, не был обычным драматургом и актером, который поднялся с самых низов на самый верх. Он принадлежал к буржуазии и пришел в литературу очень интересным путем.

«Мольер сам был королевским гобеленщиком. Титул был куплен его отцом у своего брата. Его отец очень гордился этим званием. Жан-Батист Поклен должен был унаследовать титул как старший сын в семье. Однако в возрасте 21 года он решил не становиться королем и передал титул своему младшему брату» — интересный факт из жизни Мольера рассказала в программе «Час литературы» радиостанции «Маяк» преподаватель литературы Анна Власова-Мрдулиас.

Я хотел бы отметить, что название обойного писателя семнадцатого века должно быть правильно понято. В то время не было обоев в том виде, в котором мы их знаем, и стены были покрыты тканью. Так же поступил и отец Мольера. Он собирал ткани и оклеивал ими стены королевских дворцов.

Пьер Миньяр «Портрет Мольера», 1658 год Местонахождение: Музей Конде, Париж, Франция

Маленький буржуа

Этот увлекательный писатель будущего порадовал своих родителей в 1622 году, когда 15 января он впервые открыл глаза и издал первый крик. Его родители назвали своего первенца Жан-Батист, которому посчастливилось родиться в богатой парижской буржуазной семье.

Мари Поклен-Кресс, мать Мольера, к сожалению, слишком рано оставила своих детей. Жану-Батисту было всего 10 лет, когда он умер от болезни, от которой в то время умирало много людей, — туберкулеза.

Отцом семьи Поклен был Жан, который работал при королевском дворе в качестве мастера по изготовлению гобеленов. Можно предположить, что придворный Людовика XV получал приличное жалование и поэтому мог всесторонне обеспечивать своих детей и дать им многое, особенно хорошее образование.

Клермонский коллеж, ныне Лицей Людовика Великого, где учился Мольер / © Mathias Rocher / flickr.com

Жан Поклен отправил своего старшего сына Жана-Батиста в довольно престижное для того времени учебное заведение — иезуитскую школу Collège de Clermont. На территории нынешней Франции школа стала лицеем Луи-ле-Гран.

Юный гений хорошо учился, освоил латынь и свободно говорил на ней. Она читала знаменитых римских писателей в оригинале. В 1639 году Жан-Батист успешно завершил обучение и, сдав экзамены, получил звание адвоката.

Жан-Батист получил прекрасное образование». Его отец действительно много вложил в его образование, он учился в Клермонском колледже — иезуитской школе — и даже сдал экзамен на адвоката в возрасте 19 лет», — говорит Анна Власова-Мрдуляш.

Кадр из фильма «Мольер», 2007 год

Он был и автор, и актёр…

После окончания учебы он некоторое время работал по своей специальности, то есть адвокатом. Затем он помогал отцу в его работе в качестве обойщика при дворе. После смерти французского короля Людовика XV Жан-Батист заявил, что больше не хочет быть художником по гобеленам и «отправился в свободное плавание». Это произошло в 1643 году.

В возрасте 21 года молодой человек сменил имя, данное ему при рождении, на псевдоним Мольер. Поскольку Жан-Батист происходил не из бедной семьи, у него была финансовая возможность заниматься тем, к чему тяготела его творческая натура. Вместе с семьей молодой гражданин Бежар основал свой театр. С Мадлен — старшей дочерью Бежарова — у Мольера был роман.

Жан-Батист сменил имя не потому, что ему не нравилось имя матери, а лишь потому, что профессия актера в то время считалась довольно неприметной. Молодой человек не хотел позорить свою фамилию и своих родственников, поэтому он взял псевдоним.

В своем театре Жан-Батист был и писателем, и актером. Первые сезоны были не очень успешными, но прошло 12 лет, прежде чем молодой театрал приобрел бесценные навыки актера и режиссера. В 1658 году, после долгого отсутствия в столице и путешествий по другим французским городам, компания вернулась в Париж.

Театр Мольера дебютировал в Лувре. На представлении присутствовал король Людовик Великий, брат которого впоследствии стал покровителем драматурга. С этого момента труппа начала выступать в придворном театре, что продолжалось несколько лет, вплоть до 1661 года.

Жан-Леон Жером «Людовик XIV и Мольер», 1862 год Местонахождение: Мемориальная библиотека Конверса, Малден, США

Краткая биография Мольера: самое главное о раннем периоде

Он родился в Париже 15 января 1622 года в семье Мари и Жана Поклен. Его отец был обойщиком и занимал официальную должность при королевском дворе, а мать происходила из богатой буржуазной семьи. Мольер был старшим ребенком, за ним следовали еще пятеро, но только трое из них достигли совершеннолетия.

Раннее детство Мольера было относительно спокойным. Но в возрасте 10 лет он потерял мать (она умерла от туберкулеза), с которой был очень близок.

Хорошее финансовое положение семьи позволило родителям отправить его сначала в начальную школу в Париже, а затем в знаменитый колледж Клермон. Получив высшее образование, он недолго работал адвокатом и поддерживал своего отца при дворе до смерти короля Людовика XIV в 1643 году.

Начало театральное карьеры

Биография Жана-Батиста Мольера увлекательна, а его жизнь полна неожиданных поворотов. Карьера адвоката интересовала его не больше, чем карьера обойщика, которую он предпочел карьере актера. В возрасте 21 года он принял псевдоним Мольер и вместе с семьей Бежар основал театр L’Illustre. Возможно, потому, что он влюбился в их старшую дочь Мадлен, которая впоследствии стала его любовницей. Он взял псевдоним, чтобы избавить свою семью от смущения, поскольку театральная жизнь не считалась респектабельной.

С этой труппой Мольер провел неудачный сезон в Париже, разорился, а затем с 1646 по 1658 год гастролировал по провинциям, в основном на юге и юго-западе Франции. В течение этих двенадцати лет он оттачивал свое мастерство как актер, режиссер, администратор и драматург. В 1658 году труппа вернулась в Париж и дебютировала в Лувре 24 октября. Выступление проходило в присутствии «короля-солнца» Людовика Великого. Брат короля стал покровителем Мольера. Труппа получила разрешение выступать в Пти-Бурбон, придворном театре, где они играли до 1661 года.

Успех и критика

Портрет Мольера

В декабре 1662 года Мольер и его труппа представили монарху комедию «Школа для жен», которая, по его мнению, будет иметь большой успех. В центре сюжета — Арнольф, представитель среднего класса, который берет в жены Агнес, девушку из крестьянской семьи, получившую образование в монастыре. Молодой соперник, который не знает, кто такой Арнольф, рассказывает ему, как именно он хочет увести девушку у него из-под носа.

Спектакль вызвал большой резонанс. Враги Мольера, завидовавшие его благосклонности короля, называли его безнравственным и утверждали, что он украл эту историю у другого писателя. Мольер решил ответить им полемическим произведением «Критика школы жен», представленным в июне 1663 года. Все это оправдывало признание комедии как вида литературы.

Начало творческого пути

Жан-Батист использовал свою долю наследства матери и начал совершенно новую жизнь. Его привлекала театральная сцена и возможность играть трагические роли.

В возрасте 21 года Жан-Батист, который к тому времени уже выбрал себе сценический псевдоним — Мольер, взял на себя руководство небольшим театром под названием «Блестящие». Труппа состояла всего из 10 человек, репертуар театра был довольно скудным и безразличным, и он просто не мог конкурировать с мощными парижскими труппами.

У актеров не было другого выбора, кроме как выступать в провинциях. После 13 лет скитаний Жан-Батист не изменил своему желанию служить театру. Ему также удалось написать множество пьес, которые значительно расширили репертуар труппы. Среди его первых пьес — «Зелия Барбулия», «Летающий доктор», «Три доктора» и другие.

Работа в сельской местности не только раскрыла талант Мольера как сценариста, но и заставила его радикально изменить роль актера. Учитывая большой интерес публики к комедии и фарсу, Жан-Батист решил превратиться из трагика в комика.

Парижский период

Благодаря комическим пьесам Мольера труппа быстро завоевала славу и признание, и в 1658 году они были в Париже по приглашению брата короля. Им выпала беспрецедентная честь выступать в Лувре в присутствии самого Людовика XIV.

Это произвело фурор среди парижской аристократии и предрешило их судьбу. Король предоставил в распоряжение комедиантов придворный театр, где они выступали в течение трех лет, а затем переехали в Пале-Рояль.

Оказавшись в Париже, Мольер принялся за работу с удвоенной энергией. Его одержимость драмой иногда была навязчивой идеей, но она приносила свои плоды. За 15 лет он написал свои лучшие пьесы.

Личная жизнь

Мольер женился в возрасте 40 лет. Его женихом был Арман Бежар, который был вдвое моложе ее мужа. Свадебная церемония состоялась в 1662 году, и на ней присутствовали только самые близкие родственники жениха и невесты.

Арманда подарила своему мужу троих детей, но их брак не был счастливым: его омрачала большая разница в возрасте, привычках и характере.

Смерть

Мольер предпочитал сам играть главные роли в постановках своей театральной труппы и не доверять их другим актерам. В последний день своей жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист в четвертый раз появился на сцене в пьесе «Фантастический калека». Во время представления автор пьесы заболел. Родственники отвезли истекающего кровью писателя к нему домой, где он умер через несколько часов.

Могила Мольера

Известно, что архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, потому что актер был большим грешником и должен был покаяться перед смертью. Вмешательство короля Людовика XIV помогло исправить ситуацию.

Церемония похорон известного комика проходила ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где традиционно хоронили самоубийц и некрещеных детей. Позднее тело Жана-Батиста Мольера было с большой пышностью и почтением похоронено на кладбище Пер-Лашез. Наследие этого основателя комедийного жанра сохранилось в книгах, содержащих собрание его лучших произведений.

В 2007 году режиссер Лоран Тирар снял фильм «Мольер», основанный на истории жизни Жана-Батиста Пакелина. Кроме того, такие пьесы, как «Отверженные», «Тартюф, или Самозванец», «Школа женщин» и «Дон Жуан, или Каменный пир», время от времени адаптировались.

В сентябре 2017 года в театре «Ленком» состоялась премьера спектакля «Сны месье де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Колокол лицемеров», генеральная репетиция которого прошла в июле. Известно, что Жана-Батиста сыграл актер Игорь Миркурбанов.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий