Я не ищу гармонии в природе. Я не ищу гармонии в природе.

Произведение Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» написано в жанре элегии. Это видно из того, что автор с грустью обращается к дисгармонии между человеком и окружающим его миром. Особую выразительность стихотворению придает его литературный формат — ямбический пентаметр.

🍂 Я не ищу гармонии в природе

осенняя гармония в природе

Я не ищу гармонии в природе. Ни в глубинах скал, ни на небосводе я пока, увы, не разглядел логической соразмерности их начал.

Как капризен мир ее сна! В дикой песне ветров сердце не слышит правильных гармоний, душа не слышит гармоничного голоса.

Но в тихий час осеннего заката, когда ветер затихает вдали. Когда в сиянии заката на реку опускается слепая ночь,

Когда, устав от дикого движения, от тщетного труда, Почерневшая вода все еще в беспокойном полусвете изнеможения,

Когда огромный мир противоречий насыщается бесплодной игрой, Передо мной словно из пучины вод возникает прообраз человеческого страдания.

И в этот час Природа, печальная и вздыхающая, стоит вокруг и не заботится о дикой свободе, где добро и зло неразделимы.

И мечтать о пламенной волне турбины, И о мерном звуке умной работы, И о песне труб, и о сиянии дамбы, И о потоках кабелей.

И вот безумная, но любящая мать засыпает в своей постели и прячет великое спокойствие своего ребенка, чтобы вместе с сыном увидеть солнце.

Анализ стихотворения

Стихотворение «Я не ищу гармонии» в природе было написано классиком русской поэзии и жертвой советского режима Николаем Заболоцким в 1947 году, вскоре после освобождения из лагеря, где он провел шесть лет.

В стихотворении автор пытается провести параллель между природой и человеком, ища гармонию в первой и пытаясь перенести этот поиск на вторую. Строки выражают печаль по поводу неспособности увидеть «логическую пропорциональность» в элементах природы, хотя отдельные моменты ее достойны похвалы.

Работа полна грусти и меланхолии, отражая боль человека, который отбыл наказание в лагерях ни за что, но не может выместить свой гнев на непосредственной причине своих страданий и ищет спасения в созерцании мира.

Сердце не слышит правильных гармоний, душа не чувствует гармоничных голосов.

Не видя возможности изменить порядок мира и направить силы природы в нужное русло, поэт пытается представить природу покоренной человеком. То, что нельзя изменить, нужно победить — эта старая мудрость становится понятной во второй части поэмы.

Природа – власть – человек

Заболоцкий пытается связать спящую природу с матерью, в чреве которой растет будущий человек. По его словам, в момент осеннего заката природа мечтает о «славных осях турбин», которые подчинили ее себе, как и сам Заболоцкий был подчинен репрессивной машине советской власти.

Интересно двустишие в последней строфе:

Так безумная, но любящая мать заснула в своей постели.

О том, что хочет сказать Заболоцкий, можно только догадываться, но одна из возможностей — безумие властной матери, по-своему любящей своего народного ребенка, но уже засыпающей.

Проводя параллели между человеком, человеческим миром и природой, автор пытается понять природу того, что с ним произошло, но не находит ответа. В природе нет совершенной гармонии, как нет ее и в системе власти. Как природа пугает нас холодом зимы после грязи осени, так и власть изолирует нас в лагерях, чтобы мы не нарушали ее осень, шелестя листьями ее былого достоинства.

Краткий анализ

Генезис — Произведение, являющееся проектным, было написано в Москве в 1947 году.

Тема стихотворения — прославление матери-природы, ее дикости, которую человек, не затрагивая основ, может привести в логическую гармонию. Его можно отнести скорее к философской поэме, чем к пейзажу.

Композиция — Поэма состоит из трех частей: Первая часть поддерживает утверждение о том, что природа по своей природе дисгармонична, вторая показывает ее суть, а третья часть подводит итог первым двум частям и описывает мечту о мирном союзе природы и человека.

Жанр — элегия.

Поэтический формат — ямбический пентаметр.

Прилагательные: «чистое небо», «дикая песня», «слепая ночь», «тяжелая работа», «человеческая боль», «дикая свобода».

Метафоры: «сердце не слышит», «ветры поют», «солнце светит тускло», «сон изнеможения», «провода полны электричества».

История создания

Стихотворение было написано в 1947 году, когда Заболоцкий, только что вернувшийся из сталинского концлагеря, провел там пять лет в поисках философской основы для своего творчества. Потеряв прежние ориентиры, он обращается к природе, но в отличие от литературных классиков, он не подходит к ней в романтическом ключе.

Стихотворение посвящено природе, то есть матери-природе. Поэт видит в ней иррациональную мать, которая в то же время искренне любит своего ребенка. Она не знает, куда применить свою дикую силу, но ее сын, то есть мужчина, может помочь. Самое главное — не принуждать ее природу, а двигаться к сосуществованию, к гармонии. Это основная идея стихотворения. Эта работа — классический пример философской поэзии, в которой Заболоцкий размышляет о смысле своего творчества и ищет темы, к которым он может обратиться. Для него эти размышления были особенно важны, потому что ему пришлось искать свой поэтический путь в сложной личной ситуации.

Композиция

Хотя Замболоцкий рассматривает одну и ту же идею, в произведении она исследуется с трех разных сторон, что объясняет трехчастный характер композиции.

В первой части поэт раскрывает, почему он не ищет гармонии в природе: по его мнению, суть окружающего мира, за исключением рукотворного, дисгармонична.

Вторая часть, однако, несколько противоречит первой: он описывает природу в момент отдыха, когда она спит и готовится к тому, чтобы все пришло в себя и погрузилось в сладкий сон.

А в третьей части поэт видит в ней мать человечества: да, она — дикая сила, но даже сама дикость не щадит ее. Она мечтает о мире, в котором технологии приведут ее к гармонии, не меняя ее природы. Ямбический пентаметр с пиррихием, использованный поэтом для создания стихотворения, делает его простым и ритмичным.

Композиция

Композиция «Я не ищу гармонии в природе» имеет трехчастную структуру. Поэт придал каждой части особый смысл.

  1. В первой части автор объясняет читателю, по какой причине он не ищет гармонии в природном мире. Заболоцкий считает, что сама суть окружающего мира имеет дисгармоничное начало, за исключением того, что создано человеком.
  2. Вторая часть стихотворения находится в тональном противоречии с первой. Здесь автор описывает природный мир в состоянии покоя. Николай Алексеевич описывает момент, когда природа готовится погрузиться в глубокий сон.
  3. В финальной части поэт рассуждает о природе как о матери всего человечества. Автор заявляет, что природа искренне «надеется» на то, что технологии смогут направить её на путь гармонии и умиротворения, не изменяя её сути.

Образы и символы

Автор запечатлел образ природы без традиционного для русской литературы восхищения. Напротив, он критикует его. Он не видит в этом «логической соразмерности начал», а находит ее в рукотворной городской среде, которая подчиняется скорее логике, чем инстинктам. Важнейшим элементом содержания поэмы является противопоставление человека и природы, логики и инстинкта.

Мы видим, что, с точки зрения поэта, мир природы изменчив, противоречив и очень разнообразен. Здесь нет правил игры, все регулируется случайными прихотями. Природа, описанная автором, находится в постоянном движении. Он занимается и тяжелым трудом, и «бесплодной игрой», и таким образом выражается его противоречивая натура.

В своем стихотворении Николай сравнивает природу с любящей, но слепой матерью, которая безумна в своих инстинктивных усилиях. Но шанс увидеть солнце, увидеть сквозь него, ей дает ребенок — человек, во многом опережающий ее развитие и способный раскрыть тайные законы бытия. Человек — единственное живое существо на земле, которое может объяснить специфику существования всего живого и разгадать самые важные секреты планеты. Именно поэтому на него возложена главная задача — помогать природе упорядочивать и укреплять ее. И делает это уже более ста лет: Люди расширили разнообразие растений и животных, рыб и птиц. Сегодня они защищают и спасают от вымирания сотни видов животных, включая несколько природных видов. Прогресс защитил и окультурил природу так, как это было бы невозможно без человека. В этом и заключается суть аллегории «матери».

Николай Алексеевич описывал мир природы с помощью различных образов. Читатель, знакомый с произведением, представляет себе «слепую ночь», спускающуюся к реке, осенний закат, песню ветров, ясное небо, темную воду, молчащую «в беспокойном получасовом сне изнеможения». Все эти описания создают картину матери-природы. По мнению Заболоцкого, ему не хватает логики и гармонии, но поэт напоминает, что достигает этих качеств благодаря человеческим поступкам.

Мир людей изображен в четверостишии, посвященном техническим подвигам человечества:

И мечтать о пламенной волне турбины, И о мерном звуке умной работы, И о песне труб, и о сиянии дамбы, И о потоках кабелей.

Человек в произведении выделяется по главному критерию — разуму. Природа не знает ни морали, ни справедливости, ни законов, ни рациональности. Он слепо повинуется инстинкту. И только люди научились сдерживать этот древний голос и подвергать сомнению свой разум. Повинуясь разуму, они сделали уникальные изобретения. Благодаря нашему собственному видению, алмаз природы превратился в бриллиант, который может обеспечить дальнейшее развитие мира.

Темы, проблемы, настроение

В своем стихотворении «Я не ищу гармонии в природе» Николай Алексеевич обращается к природе, а именно к ее иррациональному, дикому началу. В образе природы автор воплотил иррациональную мать, которая очень любит своего ребенка. Природа не может понять, в каком направлении направить свою «дикую силу», но ее сын, то есть человек, может ей помочь.

Основная проблема заключается в противопоставлении человека и природы. Не в пользу последней: при всех ее достоинствах, ей не хватает самого главного — моральных и духовных принципов. Вот почему в мире природы нет ни добра, ни зла, ни целесообразности, ни законов. Она хаотична и подвержена множеству непредсказуемых факторов. Человек призван навести порядок и проявить совесть, чтобы овладеть природными моделями. Благодаря человеку природа осознает себя и изучает себя. Как слепая мать, которая прибегает к помощи своего сына. На мужчине лежит большая ответственность: он должен поддерживать свою мать и не разрушать ее.

Вопрос технического прогресса не менее важен. В нем мы должны искать гармонию — высшую точку развития природы. Автор считает, что достижения человека — это точка отсчета для окружающего мира, его идеал. Ведь каждое достижение сына — это гордость матери. Прогресс дает возможность миру природы развиваться и приобретать более тонкий, рациональный облик.

Настроение стихотворения «Я не ищу гармонии в природе» оптимистично: автор видит большой потенциал в тандеме природы и человека.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий