Властителям и судиям. Державин Г. Р. Анализ оды. Покрыты мздою очеса значение.

Тема поэмы — необходимость жить по законам всеобщей добродетели, в чем Дерзавин пытается убедить власть имущих.

«Властителям и судиям», или Державинская экспрессия и ярость

Гаврила Романовича можно назвать символом русского Просвещения. Его работа «К правителям и судьям» представляет собой синтез самых важных идей этой эпохи. Эта работа была написана в 1870 году. Текст был опубликован газетой «Вестник Санкт-Петербурга». Однако поэт столкнулся с некоторыми трудностями при публикации этого произведения. Несмотря на эти обстоятельства, ода, обличающая недостатки современного Дершавину общества, была опубликована в популярной газете.

Период, когда творчество Дершавина достигло своего пика, был прежде всего временем господства классицизма в русской и мировой литературе. Его стихотворение «Памятник» — первый пример автобиографической поэзии в русской литературе. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этой работы

На самом деле автор зашифровал в тексте аллюзию — отсылку к библейским псалмам Давида. Таким образом, автор сохранил злобную, гневную страсть псалмов, соединив библейский мотив с чисто «русским» негодованием. Державин был зол и обижен на элиту общества, «сильных мира сего». Удивительно, но столь смелая текстовая атака успешно дошла до его читателей.

Из истории написания произведения

Анализируемое стихотворение занимает одно из важнейших мест в наследии Державина. Для автора характерен эмоциональный и экспрессивный стиль письма. Державин пытается привлечь внимание читателей к проблемам жадности, скупости и алчности бюрократов. За острой социально-философской составляющей поэмы скрывается подробное описание болезненного положения русского общества XVIII века.

Властителям и судьям

Для Державина проблемы, описанные в произведении, были особенно важны, поскольку Гаврила Романович был не только известным поэтом, но и видным политическим деятелем. Державин много лет был высокопоставленным чиновником.

Державин впервые выступил как поэт в 1773 году. Четыре года спустя писатель принял должность статского советника в Сенате. Кроме того, Державин стал членом Российской академии. Поэт участвовал в подготовке издания толкового словаря — первого в истории России. Весной 1784 года Державин принял регентство от Олонца. Автор также пытался улучшить положение судов, администрации и финансов в Петрозаводске. Державин даже выполнил проект городской больницы — также первой в России. В 1780-х годах поэт был главой Тамбовского регентства. Державин открыл народные школы, типографии, театры, способствовал изданию местной газеты и т.д. Одним словом, Гаврил Романович оказался идейным государственным служащим. В 1790 году Державин был секретарем в кабинете царицы Екатерины Великой. Вскоре поэту был присвоен чин тайного советника. Через два года он возглавил коммерческий колледж. Новый век, XIX-й, открыл Дершавина на посту министра юстиции России.

Несмотря на свои успехи, Дершавин был разочарован формой правления империи, поскольку признавал ее многочисленные недостатки. Поэт был убежден: без радикальных перемен выхода нет. Эти чувства Державин выразил в произведении под названием «К правителям и судьям». Поэтому, когда мы говорим о генезисе этого шедевра, мы неизбежно обращаемся к историческому и политическому контексту.

Краткая ремарка о взглядах Державина

Гаврила Романович вошел в историю как сознательный монархист. Напротив, работы Дерзавина были восприняты критически и неодобрительно как придворными, так и Екатериной II. Императрица даже увидела в тексте революционные призывы, хотя на самом деле Екатерине нравился Дерзавин. Но у автора не было ни малейшего намерения совершить революцию, потрясти до основания существующую государственную систему или организовать переворот. Державина волновала только царящая в обществе несправедливость. Поэтому поэт, как мог, обличал недостатки современного общества. Этот обличительный стиль был, по сути, началом нового развития в русской литературе.

Всемогущий Бог воскрес, он будет судить земных богов с их армиями, пока, о Рах, пока ты не пощадишь неправедных и нечестивых.

Поэтому ученые справедливо считают эту оду смелым и реакционным текстом. Слово «наказание», в частности, можно интерпретировать как призыв к свержению существующего политического порядка. Екатерина II не изменила своего мнения о Дершавине, хотя и была несколько возмущена его созданием. Благосклонность императрицы к прогрессивному чиновнику позволила оде остаться без цензуры и влияния.

О тематике произведения

Державин пишет о произволе бюрократов и чиновников Российской империи. Однако контекст здесь широкий. Чиновники используют свою власть только для удовлетворения собственных потребностей, забывая о своих обязанностях перед народом и даже перед Российской империей.

Властителям и судьям

Бюрократы вредят обществу, мешают развитию государства, а свобода превращается в эгоизм. Жадность, скупость, алчность и полная неспособность понять простых людей и их проблемы, отказ помочь людям — вот типичные черты бюрократов. Бюрократы полностью забыли о своем долге:

Ваш долг — соблюдать законы, никогда не смотреть в лицо сильным мира сего, не оставлять сирот и вдов без защиты и покровительства. Ваш долг — защищать невинных от вреда. Покрывать несчастных; от сильных защищать бессильных, освобождать бедных от рабства.

Державин обращается к государственным деятелям и пытается убедить чиновников следовать своей совести. Автор также обращается к судьям и императрице. Основная идея — призыв справедливо судить людей и наказывать виновных, даже если они занимают высокие посты. Гордость — великий грех, как намекает Державин своим читателям. Однако в последних строках своей оды поэт сомневается в том, что человек способен справедливо управлять государством. По мнению Державина, только Бог может обеспечить справедливое правительство. Правитель должен руководствоваться добродетелью и законами человечества.

Прослушайте стихотворение Державина «Властителям и судиям»

Бог воскрес, пусть земные боги судят земных богов в их стане; доколе, Господи, доколе Ты будешь щадить несправедливость и зло?

Ваш долг — соблюдать закон, не смотреть на лицо сильного, не оставлять сирот и вдов без помощи и защиты.

Ваш долг — избавлять невинных от страданий, защищать несчастных, спасать слабых от сильных и освобождать бедных от рабства.

Они не обращают внимания! Они видят и не знают! Волосы их покрыты взятками: зло потрясает землю, правда потрясает небеса.

Короли! Я думал, что вы боги, Никто вас не осуждает, Но вы страстны, как я, И смертны, как я.

И ты упадешь, как засохший лист с древнего дерева! И так ты умрешь, как умрет твой последний раб!

Восстань, Господи! Бог праведников! Приди, суди и поражай нечестивых, и будь единственным царем на земле! 1780

Анализ оды Г.Р.Державина «Властителям и судиям»

Жизнь настоящего поэта и его творчество неразрывно связаны с судьбой его страны. Система государственной власти в России, сложившаяся в конце XVIII — начале XIX века и характеризующаяся абсолютной монархией и полным безразличием к судьбе народа, нашла отражение в творчестве многих поэтов того времени.

Известный поэт Державин не мог остаться в стороне от проблем власти и монархии. В своем стихотворении «Правителям и судьям» он пытается пробудить совесть правителей и заставить их выполнять свои обязанности должным образом.

Первые же строки поэмы словно кричат о том, что так дальше жить нельзя, даже Бог Всемогущий уже не видит власти нынешних правителей: «Бог Всемогущий воскрес, он будет судить земных богов в своем лагере…..

Люди, которые, по мнению автора, равны земным богам, давно забыли о своем долге. Вместо того чтобы помогать сиротам, вдовам и всем несчастным, они «смотрят на лица сильных мира сего», и вся их деятельность направлена на защиту «сильных мира сего».

Страну «сотрясают гуны», а государственные чиновники этого не видят; власти слепы к бедственному положению простого народа. Существует произвол чиновников, законы не соблюдаются:

Они не слушают! Они видят — они не знают! Месть прикрывает их спины: Злые дела сотрясают землю, правда возносится к небесам.

Державин собрал в своей поэме все пороки государственной власти. Он обращается к ним со словами, полными отчаяния и разочарования:

Цари! Я думал, что вы, боги, могущественны, никто не может вас осудить, но вы такие же страстные и смертные, как и я.

Автор считает, что такая монархия — истинная трагедия русского народа. Всем ясно, что люди, находящиеся у власти, не похожи на богов ни в своей жизни, ни в своих поступках. В последних строках поэмы Дерзавин больше не взывает к чести и совести «вождей и судей», больше не верит в исправление ошибок власти. Единственный способ спасти Россию — это праведный суд Божий:

Воскресни, Боже! Боже правых! Приди, суди, карай лукавых И будь един царем земли!

Анализ стихотворения «Властителям и судиям» Державина Г.Р.

Необычайно смелый, решительный и независимый характер Державина проявлялся во всем, в том числе и в его поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений едва не привело к изгнанию и позору. В 1787 году он написал оду «Правителю и судьям», которую автор описал как «гневную оду».

Служба Дерзавина на высоких государственных должностях, в том числе на посту губернатора, убедила его в постоянном нарушении законов в Российской империи. Его борьба с этим как высокопоставленного государственного чиновника была безуспешной: он не нашел поддержки ни у общественности, ни у правительства. Нарушители закона, безусловно, избежали заслуженного наказания. В то же время, однако, поэт твердо верил, что сама Екатерина была добродетельной монахиней, окруженной злыми чиновниками. Горечь и гнев требовали выхода. И тогда у поэта возникла идея написать адаптацию 81-го псалма — старое название библейских гимнов, обращенных к Богу. Его автором был ветхозаветный царь Давид, чьи сочинения составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — Псалмы.

Тема этого псалма созвучна духу времени. Не случайно 81-й псалом был перефразирован якобинцами в Париже во время Французской революции, и народ пел его на улицах города, чтобы выразить свой гнев на короля Людовика XVI, который впоследствии был казнен.

Державин создал первую версию метафоры 81-го псалма за несколько лет до его публикации. Он отправил стихотворение в газету «Санкт-Петербургский вестник». Но редакторы «побоялись» и удалили его из уже напечатанной книги журнала. В новой версии, написанной пять лет спустя, поэт усилил обвинительную страсть стихотворения. Ему удалось опубликовать ее. Он также отказался от прежнего названия «Псалом 81» и опубликовал работу под собственным названием «К правителям и судьям».

Основные темы и идеи

Содержание оды Державина, основанной на библейском тексте, связано с современной поэту жизнью в Российском государстве. Здесь он видит нарушение справедливости, нарушение законов, угнетение слабых и торжество несправедливости и зла, аналогию которым он находит в истории Ветхого Завета:

Доколе, о Рах, доколе будешь жалеть неправедных и нечестивых?

В этом стихотворении, как и во многих других, Державин умоляет о необходимости для всех подчиниться одному закону высшей справедливости и праведности:

Ваш долг: охранять законы, Не смотреть перед сильными мира сего, Без помощи, без защиты сирот и вдов не оставлять. Ваш долг — уберечь невинных от беды, Защитить несчастных, спасти слабых от сильных И освободить бедных от оков.

Однако в реальной жизни он видит обход этого высшего закона со стороны правителей, которые в первую очередь должны следить за тем, чтобы законы соблюдались:

Они не слушают! Они не видят и не знают! Волосы их покрыты взятками: нечестивые сотрясают землю, правда поднимается к небу.

Вот почему голос поэта, обличающего «несправедливых и нечестивых», звучит так гневно. В ней утверждается неизбежность наказания тех «нечестивых» вождей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — такова основная идея и главная мысль оды Державина:

И тогда вы упадете. Как увядший лист, упавший со старого дерева! И так ты умрешь, как умрет твой последний раб!

Неудивительно, что «Ода правителям и судьям» была воспринята как революционная декларация не только в придворных кругах, но и благосклонной в других отношениях императрицей Дерзавина. В нем говорится, что несправедливая власть не может быть постоянной и неизбежно испытает гнев Божий и падет. Поэт пытался предостеречь от этого императрицу, в добродетель которой он продолжал верить. Иначе, как говорит автор в последнем четверостишии оды, на смену этим «владыкам и судьям» неизбежно придут те, кто руководствуется идеалами добра и справедливости:

Исторический контекст

В конце XIX века кто-то из окружения поэта-петрашевца сказал, что Гаврила Дзержавин больше похож на «напыщенного ритора и скромного празднолюбца, чем на великого поэта». В ответ один из членов кружка, писатель Федор Достоевский, гневно выразил свое возмущение: «Как? Разве у Дзержавина не было поэтических, вдохновенных порывов? Разве это не высокая поэзия?» А стихотворение «Правителям и судьям» он прочитал со стороны так, что никто из его соратников больше не сомневался в величии поэта XVIII века.

Творческий взлет и продвижение Державина совпали с царствованием Екатерины Великой. В эти годы политическая и военная мощь страны крепла день ото дня, и империя одерживала великие победы. Власть была сосредоточена на проблемах развития государства и расширения империи. Русская культура также переживала беспрецедентный рост.

Алексей Петрович Антропов. Портрет Екатерины II. 1766

Алексей Петрович Антропов. Портрет Екатерины II 1766

Идеи западноевропейского Просвещения (часто связанные с модой на масонство) придавали поистине мессианский смысл знаниям и искусствам и обещали преобразование общества образованными, гармоничными и гуманными людьми. Независимо от отношения к масонству, эту тенденцию не могли игнорировать ни власти, ни образованные и одаренные «наследники» петровских реформ. Для одних Просвещение было причудой, для других — делом судьбы: с огромной творческой энергией люди (среди них, например, великий поэт и ученый Михаил Ломоносов) бросились развивать науки, изобразительное искусство, литературу и образование, основывать университеты и академии. Литературная и издательская деятельность в стране имела огромные масштабы. В 1772 году Николай Новиков (известный издатель и создатель первого крупного частного издательского проекта в России) насчитал в стране около 220 своих современников — писателей всех мастей. Колоссальное число для того времени.

Однако идея общества всеобщей гармонии, несмотря на свою привлекательность, оставалась идеалистической и далекой от реальности. И мощное расширение империи было достигнуто дорогой ценой — мобилизацией, людскими потерями и ужесточением положения низших классов. Поиск ресурсов для имперского проекта привел к радикальным мерам, таким как, в церковной сфере, конфискация монастырских земель и доходов в пользу государства — так называемая секуляризация.

 Станислав Молодых

Станислав Молодых «Пугачевщина».

В 1773 году Пугачевщина, крестьянское восстание под предводительством казака Емельяна Пугачева, потрясло всю Российскую империю. Чуть более пятнадцати лет спустя во Франции разразилась кровавая революция, в которой уже не террор и нож гильотины были главным средством решения проблем, а Просвещение. Екатерина отнюдь не была восторженной идеалисткой, даже если ей нравился образ верховного просветителя. Однако она всегда придерживалась самой жестокой линии, переход которой мог стоить очень дорого.

Значение науки, литературы и искусства со времен Екатерины никогда не подвергалось сомнению в России. Однако по отношению к критикам системы это означало особенно узколобое и пристрастное отношение со стороны властей. Гавриил Романович Дзержавин явно чувствовал эти колебания со стороны высших властей относительно того, что допустимо и недопустимо для поборника нравственной реформы в России.

Стихотворение «Властям и судьям» было написано в 1780 году, когда мало кто знал Дерзавина как поэта. По этой причине цензоры просто не позволили опубликовать стихотворение в журнале «Санкт-Петербургский вестник». Но в 1787 году, уже будучи личным знакомым Екатерины, высокопоставленный и знаменитый Дзержавин оказывается вне поля зрения цензоров. И (без ведома императрицы) ему удалось опубликовать противоположную оду. Несколько лет спустя он должен был стать одной из причин разногласий с императрицей.

В стихах, полных негодования, Гаврила Державин затрагивает одну из важнейших проблем общества — отношения между властью, «земными богами», и простым народом. Преступник безжалостно критикует высшие эшелоны власти за вопиющую несправедливость и насилие в отношении невинных, бедных и бесправных. Высший нравственный долг, доверенная им правда, ответственность — чужды дворянам: «Они не слушают! Они видят — и не знают!». Пророк смело говорит сильным мира сего, нечестивым из нечестивых о неизбежном наказании, которое постигнет их за несоблюдение, за нарушение закона высшей истины, добродетели и справедливости, установленного Богом:

И ты упадешь, как засохший лист с древнего дерева! И так ты умрешь, как умрет твой последний раб!

Ни дворяне, ни сама императрица не могли вынести таких гневных упреков. Поэма попала к ним только в 1795 году, и ее стихи были объявлены якобинскими (по названию самого радикального политического движения во Франции во время революции 1789-1793 годов).

Конечно, Державин не был якобинцем. Он лишь хотел указать на очевидные истины веры, очевидные для верующего в силу и провидение Бога. Державин до конца жизни переводил эти истины на язык русской поэзии.

Отсылки к Библии

Стихотворение «К правителям и судьям» является довольно точной поэтической транскрипцией 81-го псалма из ветхозаветной Книги Псалмов, состоящей из 150 гимнов — обращений к Богу. Первоначально Державин хотел назвать произведение «Ода. Отрывок из Псалма 81». На первый взгляд кажется странным, что поэт определил жанр стихотворения как ода, ведь духу текста не хватает хвалы и торжественности.

Здесь мы приводим весь псалом в русском синодальном переводе (которого во времена Державина не существовало, был только церковно-славянский текст).

Псалом 81 Псалом Асафа. 1 Бог был посреди сонма богов и судил между богами: 2 доколе будешь судить неправедно и давать преимущество нечестивым? 3 Бедным и безотцовщине воздавайте справедливость, угнетенным и нуждающимся давайте правду; 4 бедных и нуждающихся избавляйте, спасайте их от руки нечестивых. 5 Не знают, не разумеют; во тьме ходят; все основания земли потрясены. 6 Я сказал: Вы боги, и все вы сыны Всевышнего; 7 но вы умрете, как люди, и падете, как все князья. 8 Встань, Боже, и суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Библейский текст и текст Державина отличаются, пожалуй, интонацией, в остальном стихотворение очень, очень близко следует оригиналу. Но современники Державина привыкли понимать псалмы только в контексте славянского церковного языка и особого способа их чтения в церкви. А когда они были воспроизведены на русском языке, благоговейная и пророческая сила Библии внезапно стала очевидной в новое время. Александр Западов, литературный критик XX века, отметил, что «псалом в интерпретации поэта звучит с такой силой, что привлек внимание цензоров». Тот факт, что автор взял из Псалтири смыслы, связанные с обличением власти, был неожиданным для читающей публики. И основная идея о том, что не царь имеет полную власть, а Бог во всем своем явном присутствии, была шокирующей.

Что касается определения жанра, то произведение Державина — это все-таки ода. Обычно, однако, в таких произведениях принято чествовать земного дворянина или монарха. Но здесь поэт даже словом не льстит земным правителям — ода обращена исключительно к Богу, которого забыли и не слышат те, кто призван исполнять его волю, быть милосердным и следить за своей судьбой.

Композиция

Стихотворение «Правителям и судьям» имеет единую структуру. Ода не может быть разбита на отдельные части. Державин шаг за шагом развивает тему своего произведения.

Все произведение вдохновлено одним и тем же посланием. Поэт возмущен бездействием и продажностью государственных служащих. Он считает, что стране необходимы радикальные перемены. В начале пьесы Гавриил Ро манович высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство. По словам поэта, государственные служащие обязаны помогать нуждающимся. Однако, к сожалению, чиновников интересуют только собственные интересы. Державин утверждает, что такая бесчеловечность властей не должна оставаться безнаказанной.

Интересно, что поэт начинает свое повествование с описания ужасного процесса: «Всемогущий Бог встал, чтобы судить». А в финале он продолжает призывать Бога восстать: «Приди, суди, накажи нечестивых». Сначала он создал ощущение напряженности, как будто суд уже идет, а затем устранил эту перспективу, напомнив людям, что они смертны и во всем подчиняются Богу.

Образы и символы

Центральную роль в «Правителям и судьям» играет образ чиновников. Автор изображает произвол бюрократов — людей, совершенно равнодушных к проблемам общества. Поэт иронично называет их «земными богами». Но их сдерживает их мелкий эгоизм, потому что их интересует только собственное благополучие. К сожалению, бюрократы забыли о своих прямых обязанностях перед народом и страной. Бюрократы — это настоящие «паразиты», которые мешают развитию общества. Их задача — «защищать невинных от страданий, защищать сильных от бессильных», но они закрывают глаза на проблемы других: «Их прикрывают взятками. Это означает, что корысть ослепляет их.

В результате их деятельности свобода превращается в своеволие. Тщеславие, амбиции, цинизм и жадность — вот основные характеристики чиновников. В своей работе Гаврил Романович пытается наставить их на правильный путь и убедить поступать по законам совести. Они смертные люди, им не избежать Божьего суда. И он сделает всех людей равными:

Мысль: Вы, боги, всемогущи, никто не может вас осудить, но вы такие же страстные и смертные, как и я.

Лирический герой не отделяет себя от своих слуг. По его мнению, все люди подвержены искушениям, у всех есть недостатки. Однако одни борются с собой и вспоминают о божественной справедливости, а другие забывают о своей морали и долге.

Образ Божий неотделим от праведности. Поэт призывает его быть единственным царем земли, то есть выражает свое стремление к справедливости и добродетели. По его мнению, только такой закон должен управлять человеком.

Темы, проблемы, настроение

Тема справедливости занимает центральное место в поэме «Правители и судьи». Автор призывает Бога судить «нечестивых» и положить конец произволу. Он перечисляет, что нужно исправить, и обличает тех, кто виновен в проступках. Поэт напоминает нам, что в загробной жизни всех нас ожидает суд, от которого нельзя уклониться или подкупить.

Вопрос смерти не менее важен. Автор связывает надежду на божественную справедливость с ее свершением. Для человека смерть — это начало нивелировки, которая ставит раба и господина на один уровень. Вот почему важно жить с достоинством — смерть все расставит по своим местам, и поэтому каждый будет вознагражден за то, что он сделал.

Основная проблема стихотворения «Правителям и судьям» — произвол государственных служащих и других общественных деятелей. Автор утверждает, что бюрократы, пользующиеся своим правом на власть, наносят вред народу и стране, поскольку не выполняют свои непосредственные обязанности и равнодушны к проблемам народа. Эти люди отличаются чрезмерной жадностью, высокомерием, злобой и амбициями. Они не способны понять проблемы других, потому что ставят собственное благополучие превыше всего. Они не хотят помогать простым людям. Их безразличие к людям — еще одна проблема, поднятая в тексте.

Автор поднимает проблему земной власти и объясняет, что только Бог может вершить правосудие и решать, как нам поступать. Его власть превыше всего, поэтому мы должны жить по Его законам — правилам морали и добродетели.

Державин обращается к «земным богам» в надежде, что они изменят свое отношение к простым людям и начнут действовать честно и законно. В конце пьесы Гавриил Романович заявляет, что только Всевышний может справедливо судить людей.

Тема

Предметом обличения является произвол чиновников и других государственных деятелей, которые используют свою власть во вред народу и государству. Они авторитарны, жадны, презренны и не способны понять или помочь простому человеку. Поэт обращается к правителям, прося их жить по совести, а к судьям (особенно к императрице) — с просьбой вынести справедливый приговор и наказать высокомерных правителей. Однако в заключение поэт говорит, что только Бог может править справедливо.

Жизнь настоящего поэта и его творчество неразрывно связаны с судьбой его страны. Система государственной власти в России, сложившаяся в конце XVIII — начале XIX века и характеризующаяся абсолютной монархией и полным безразличием к судьбе народа, нашла отражение в творчестве многих поэтов того времени. Даже известный поэт Державин не мог остаться в стороне от проблем власти и монархии. В своем стихотворении «Правителям и судьям» он пытается пробудить совесть правителей и заставить их выполнять свои обязанности должным образом. Первые же строки поэмы словно кричат о том, что жизнь не должна продолжаться так, что даже Всевышний не может смотреть свысока на власть нынешних правителей: Всемогущий Бог воскрес, он будет судить земных богов в их лагере….. Люди, которые, по мнению автора, равны земным богам, давно забыли о своем долге. Вместо того чтобы помогать сиротам, вдовам и всем несчастным, они «смотрят на лица сильных мира сего», и вся их деятельность направлена на защиту «сильных мира сего». Страну «сотрясают бандиты», а государственные чиновники этого не видят; власти слепы к бедственному положению простого народа. Преобладает произвол, законы не соблюдаются: Они не слушают! Они видят — они не знают! Месть прикрывает их спины: Злые дела сотрясают землю, правда возносится к небесам. Державин собрал в своей поэме все пороки государственной власти. В словах, полных отчаяния и разочарования, он обращается к ним: «Цари! Я думал, что вы, боги, могущественны, никто не может вас осудить, но вы такие же страстные, как я, и такие же смертные, как я. Автор считает, что такая монархия — истинная трагедия русского народа. Всем ясно, что люди, находящиеся у власти, отнюдь не похожи на богов ни своей жизнью, ни поступками. В последних строках поэмы Дзержавин уже не взывает к чести и совести «вождей и судей», уже не верит в исправление ошибок власти. Единственный способ спасти Россию — это праведный суд Божий: «Восстань, Боже! Бог праведников! Приди, суди, наказывай нечестивых и будь единственным царем мира!

Люди видели эту страницу. Зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы узнать, сколько человек из вашей школы написали это сочинение.

/ Сочинения / Державин Г.Р. / Властителям и судиям / Анализ стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судиям»

Мы напишем отличное эссе для вашего задания всего за 24 часа. Уникальное эссе, уникальное эссе.

100% гарантия от дублирования!

Композиция

Композиция оды верна первоисточнику, а именно 81-му псалму царя Давида, с которого она является вольным переводом.

На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о коррумпированности власть имущих и необходимости перемен. Он начинает с изложения своих взглядов на справедливое общественное устройство, в котором сильные мира сего защищают нуждающихся. Затем он указывает на то, что все это не так, а каждый преследует только свои собственные интересы.

И в конце он умоляет, во-первых, что такое нарушение законов человечности не должно остаться безнаказанным, а во-вторых, он ссылается на Бога как на последнего судью. Ода написана в ямбической рифме с использованием перекрестных рифм.

Выразительные средства

Художественное своеобразие творчества Державина проявляется не только в сочетании поджанров, но и в средствах выражения, которые он использует для передачи своего послания. Таким образом, он содержит обычные тропические элементы:

Читайте также.

  • Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
  • Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрёте, как ваш последний раб умрёт”.

Однако они полезны для стихотворения. Наиболее важными являются славизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более формальным, и эпитеты. Они играют очень важную роль в структуре произведения и придают ему определенное сходство с риторической речью. Это способ Державина привлечь внимание читателя.

Стихотворный размер

Поэтический формат произведения — ямб в четыре строфы с перекрестными рифмами:

  • судит – будет (глаголы);
  • невинных – бессильных (прилагательные);
  • покров – оков (существительные);
  • знают – потрясают (глаголы).

Эти рифмы — слова одной части речи, но есть и рифмы со словами разных частей речи: судья — я (существительное — местоимение), из ума — страны (глагол — существительное).

Средства художественной выразительности

Анализ текста «Правителям и судьям» доказывает его художественные особенности и авторское новаторство. Дзержавин упростил поэтический русский язык, добавив простые разговорные выражения, понятные простым людям из народа.

78

Торжественность и величие слога достигается с помощью следующих приемов:

  • риторические восклицательные предложения, наполненных гневом и возмущением;
  • неоднократные обращения;
  • повторяющиеся вопросы;
  • использование историзмов – «рек», «сонме», «доколе», «исторгнуть», «мздою», «очеса», «злодействы», «древ» ;
  • синтаксические повторы.

Стихотворение подходит к риторической речи, которая вызывает интерес читателя и заставляет его задуматься над смыслом сказанного.

Присутствуют и обычные выразительные приемы:

  1. Сравнения – «как с древ увядший лист падет», «вы умрете, как ваш последний раб умрет» – характеризуют недолговечную жизнь великих царей.
  2. Своеобразные метафоры – «исторгнуть бедных из оков», «покрыты мздою очеса» .
  3. Эпитеты – «последний раб», «увядший лист», «земные боги», и усеченные прилагательные – боги «властны», «страстны», «смертны» придают силу и торжественность.

Стих прост и величественен одновременно.

Гавриил Романович Державин, сторонник монархии, не считал свою работу политической. Однако идеи, выраженные в столь эмоциональной и угрожающей форме, сразу же приобрели революционный характер.

Поэт, восхвалявший и прославлявший Екатерину и ее «добродетели» в поэме «Фелиция», вдруг стал настоящим обвинителем человеческих пороков и потребовал немедленного наказания.

Эти революционные взгляды и идеи нашли продолжение в творчестве великих русских поэтов XIX века — Пушкина и Лермонтова. Но для читателей 21 века смысл стихотворения «Правителям и судьям» очевиден и понятен. Ведь в современном обществе преобладают несправедливость, беззаконие и произвол.

Читайте также анализы других стихотворений:

  • Привет, Россия (Н. Рубцов);
  • Не надо звуков (Д. Мережковский);
  • Я воспитан природой (Н. Заболоцкий).

Тема

Тема этого обличительного произведения — произвол чиновников и других государственных деятелей, которые используют свою власть во вред народу и государству. Они авторитарны, жадны, презренны и не способны понять или помочь простому человеку. Поэт обращается к правителям, прося их жить по совести, а к судьям (особенно к императрице) — с просьбой вынести справедливый приговор и наказать высокомерных правителей. Однако в конце концов поэт выражает мысль о том, что только Бог может править людьми справедливо.

Державин использовал в своих произведениях слова, характерные для яркого языка современного поэту времени. В отличие от напыщенного стиля «Оды» Ломоносова, Державин умел использовать в тексте ироническую лексику. Русский писатель и чиновник Сергей Аксаков отмечал, что Державин порой «обращался с языком без всякого уважения», «ставил его синтаксис на колени». С другой стороны, читатели с восторгом находили язык его произведений естественным и разговорным. Конечно, многие слова требуют для нас объяснения, они архаичны (устаревшие), но в XVIII веке они были понятны всем.

Слово «to» — это «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «to», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы», «чтобы». ) — слушать кого-то (что-то), обращать внимание на кого-то (что-то) Вознаграждение (кн. обс.) — 1) награда, плата, компенсация? 2) Взятка (иронич.) Очеса (устар.) — глаза колеблются, шатаются, взволнованы Любопытный — хитрый, изворотливый.

Композиция

Стихотворение соответствует композиции оригинального текста, а именно 81-го псалма царя Давида, с которого оно является вольным переводом.

На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о коррумпированности власть имущих и необходимости перемен. Поэтому он начинает с изложения своих взглядов на справедливое общественное устройство, в котором сильные мира сего защищают нуждающихся. Затем он указывает, что на самом деле ничего подобного не существует, а каждый преследует только свои собственные интересы.

И в итоге, во-первых, он утверждает, что такое нарушение законов человечества не может остаться безнаказанным, а во-вторых, ссылается на Бога как на последнюю инстанцию.

Художественная специфика творчества Державина проявляется не только в смешении поджанров, но и в средствах выражения, которые он использует для передачи своего послания. Таким образом, он содержит обычные средства:

  • Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.
  • Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет”.

Однако они служат в качестве инструментов. Наиболее важными являются славянизмы, которые поэт использует для придания стихотворению большей официальности, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в структуре произведения и придают ему определенное сходство с риторической речью. Таким образом, Державин приковывает внимание читателя.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий