Узник». Сочинение по М. Ю. Лермонтову. Отворите мне темницу дайте мне сиянье дня.

Содержание

Более 40 композиторов сочинили романсы на это стихотворение: Александр Алябьев (1832), Александр Даргомыжский (1850-е), Антон Рубинштейн (1860-е), Полина Виардо (1864), Николай Медтнер (1929) и другие.

«Узник». Сочинение по М. Ю. Лермонтову.

Почти все они думали о свободе. Это было и остается одной из главных тем созерцания. Она проявляла себя прежде всего в трудные моменты жизни. Для любой личности поворотным моментом может стать событие, которое тронет ее душу.

Таким событием стало неудавшееся восстание декабристов. Более того, следствием этого стала жесткая цензура свободы мысли и действий. Многие писатели высказали свои мысли по поводу этого события. И они сделали это, несмотря на запрет на публичное обсуждение политических и общественных вопросов.

Восприятие.

Михаил Лермонтов также не избежал этой темы. Он написал стихотворение, которое привело к его аресту и которое послужило основой для другого произведения о свободе. Это был заключенный. Обстоятельства, при которых поэт писал в этот период, чрезвычайно удивительны. За решеткой у Лермонтова не было ни чернил, ни пера, ни нормальной бумаги. Поэтому ему пришлось прибегнуть к подручным средствам. Это были куски бумаги, в которые заворачивали хлеб, обгоревшие спички и сажу.

Сама работа имеет градацию настроения. Она также заставляет меня почувствовать состояние и чувства лирического героя. От счастья и мечты нас всегда защищает суровая реальность. Она мешает нам реализовать наши мечты — так я вижу мораль стихотворения.

Истолкование.

«Узник» был написан в 1837 году вместе с такими произведениями, как «Молитва» («Я, Матерь Божья, сейчас на молитве…»), «Когда желтеющая трава колышется…», «Сосед» («Кто бы ты ни был, мой печальный сосед…»). Поэтическое величие — это танец четвероногих. Все здесь построено на контрастах, где можно увидеть контраст между желанием и реальностью.

Первая часть — образ свободы и воли:

Открой мою темницу, дай мне дневной свет, черноглазую девушку, черного коня. Сначала я целую юную красавицу, потом сажусь на коня и улетаю, как ветер в степь.

Можно распознать некоторые черты фантазии: Лирический герой мечтает о любви и свободе, как в сказке. Здесь используется будущее время глаголов, чтобы указать на недостижимость этих желаний в настоящем.

Вторая часть — сопоставление темницы с жизнью снаружи:

Но окно тюрьмы высоко, дверь крепко заперта; Блэкфут далеко, в своем зеленом доме; Хороший конь на зеленом лугу, без узды, один, скачет по воле, счастливый и игривый, с распущенным хвостом по ветру….

Все мечты лирической фигуры больше не видны. Настроение меняется от радостного до разочарованного. Герой начинает понимать, что реальность одинакова для всех.

Третья часть — покорность и смирение с происходящим, с потерей свободы:

«Я один и без радости, стены голые, луч света горит и гаснет, только безответный часовой ходит в тишине ночи.

Главный герой понимает, что он не имеет ничего общего с окружающим миром. Нет возможности наблюдать за ситуацией в мире, выражать себя, высказывать свои мысли. На любые попытки что-то сказать персонаж встречает лишь молчание «часов без ответа».

В стихотворении хорошо видно изменение эмоционального уровня. Таким образом, автор четко направляет поток своих мыслей от фантазии к реальности. Для улучшения имиджа М. Ю. использует такие художественные средства выразительности, как:

— сравнение («по степи, как ветер, улечу»); — метафора («тускло светится луч лампы умирающим огнем»); — прилагательные («черный конь», «на зеленом лугу»); — инверсия («в его богатом доме»).

Автор использует длинные предложения и троеточия, чтобы проиллюстрировать трагизм ситуации.

Полный текст стихотворения «Узник» М. Ю. Лермонтов

Открой мою темницу,

Дай мне яркость дня,

Дай мне молодую красавицу

Сначала я нежно поцелую ее,

После этого я поеду на лошади,

Я полечу, как ветер по степи.

Но окно тюрьмы находится высоко,

Дверь тяжелая и снабжена замком,

В мой роскошный дом,

Хороший конь на зеленом лугу

Без узды, один, по своему желанию.

А конь скачет на своем веселом и игривом скакуне,

И его хвост виляет на ветру».

Я одинок, у меня нет радости:

Стены голые,

Луч лампы тусклый

Но за дверью слышно.

Прогулки в тишине ночи.

Блок: 2/5 | Количество символов: 598 Источник: https://litfest.ru/analiz/uznik-lermontov.html

Стихотворение М.Ю. Лермонтова Узник

Лермонтов написал стихотворение «Узник» в 1837 году, но опубликовано оно было только в 1840 году. Если сравнить Prisoner с оригинальным текстом в стихотворении Desire, то абстрактный заключенный заменяется конкретным образом узника. Читатель воспринимает саму тюрьму уже не как романтическую тюрьму, а как реального заключенного.

Само стихотворение короткое, но благодаря метафорам, прилагательным и инверсиям автору удается раскрыть тему одиночества и выразить тему тюрьмы, затронув тему свободы. Когда читаешь стихотворение Лермонтова «Узник» и анализируешь произведение, то сразу узнаешь оптимизм, когда узник верит в свое скорое освобождение. Заключенный полон энергии и уверенности в себе и просит предоставить ему лошадь и дочь, чтобы он мог покинуть тюрьму. Но в следующей части стихотворения оптимизм угасает, потому что от реальности никуда не деться. Герой видит вокруг себя высокие стены, окна высоко на крыше, через которые нельзя выглянуть и полюбоваться небом. Если где-то и есть девственница, она ничего не знает о его существовании и живет где-то в своем доме. А конь пасется в пустыне, пока он в плену и еще долго не увидит своей свободы. Надежда угасает, вера испаряется, что подтверждает конец поэмы, где в комнате мерцает только свеча и не проникает ни один звук, кроме шагов охранника у двери.

Читая стихотворение, становится ясно, как плохо и одиноко чувствует себя узник, какое давление на него оказывается и как сильно он жаждет свободы. В то же время мы понимаем, что такая тюрьма может быть не только тюрьмой для писателя, но и домом, где его не понимают. Место, где его творения и мнения не принимаются. Где невозможно выразить себя, не будучи наказанным за свои свободные мысли.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Блок: 2/2 | Количество символов: 1861 Источник: https://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-lermontova-uznik.html

История создания

Лермонтов написал стихотворение «Узник» во время своего заключения, куда он был заключен по приказу царя за стихотворение «На смерть поэта», которое было посвящено смерти Пушкина. Единственным человеком, которому разрешалось посещать поэта, был его слуга. Даже в тюрьме Лермонтов продолжал писать стихи, используя засаленные куски бумаги, завернутые в еду.

Блок: 3/7 | Количество символов: 402 Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/uznik.html

анализ стиха Лермонтова «УЗНИК»

«Узник» был написан Лермонтовым, когда он был арестован за написание стихотворения на смерть Пушкина (февраль 1837 года). А. П. Шан-Гирей вспоминает: «Во время ареста у Мишеля был только слуга, который приносил ему обед; Мишелю было велено завернуть хлеб в серую бумагу, и на этих кусках с помощью вина, табака и спички он написал несколько кусков, а именно: «Когда пожелтевшая трава всколыхнется». «Я, Божья Матерь, сейчас на молитве». «Кто бы ты ни был, мой печальный сосед». И он переписал старую мелодию «Открой мою темницу» и добавил последний куплет: «Но окно тюрьмы находится высоко». («Записки Е. А. Сусковой», Academia, Л. 1928, с. 380).

На самом деле, отношения между «Желанием» («Открой мою темницу», 1832) и «Узником» несколько сложнее. Кроме первых четырех строк, Лермондов почти ничего не оставил от своего старого стихотворения. В «Тоске» тема тюрьмы взята в очень общем и условно-символическом плане; «Узник» несравненно более конкретен: условная поэтическая романтика тюремных мотивов, характерная для того времени, здесь сливается и пересекается с конкретной автобиографической ситуацией.

В русской поэзии начала 19 века тема заключения в тюрьму принимается в основном как условный символ, заимствованный в основном из западной литературы. Так происходит, например, в стихотворениях Жуковского «Узник в мотыльке, что летает в темнице» (из сборника «De Maestre», 1813) и в балладе «Узник» (1819), сюжет которой совпадает со стихотворением А. Шенье «Молодой узник» (см. перевод Козлова — «Молодой узник») и «Шильонский узник». Использование темы тюрьмы в качестве лирической симилы встречается у Рылеева и Пушкина. Полежаев явно использует эту тему в своей работе («Узник. «Осужденные». «Цепи» — см. его книгу В. L. 1924, pp. 55-57, где приводится сравнительный материал) .

Развитие тюремной темы в русской поэзии XIX века заключалось в постепенном превращении романтического героя — «узника» или «каторжника» — в конкретного «арестанта», а романтической «темницы» — в реальную тюрьму.

Пленник», как отмечал Северев еще в 1841 году (в «Москвитянине». 1841), близок к стихотворному метру Пушкина. Более «пушкинские» стихи Шевырев выделил курсивом: «Черноглазая девушка, черноголовый конь»; строфа «Добрый конь на зеленом лугу»; концовка (из строфы «Только за дверьми слышно»). Белинский неодобрительно писал о «Узнике» (вместе с «Ангелом»): «Стихи Лермондова недостойны его имени» (в письме к В. П. Боткину от 24 февраля 1840 г. — «Письма. т. I. II, с. 70; ср. аналогичную критику в его рецензии на «Одесский альманах» — «Отеч. записки». 1840, no.

6, 7, 8, 9, 10.

Блок: 6/9 | Количество символов: 2613 Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontova/uznik

Стихи Лермонтова о любви

Черные глаза

В летней ночи много звезд, но только две — Очи Юга! Черные глаза! Прошло много времени с тех пор, как мы встретились. В твоих звездах, в твоих черных глазах я нашел рай и ад для своего сердца. Так юг, черные глаза, в тебе я читаю чары моей любви, Звезды дня и звезды ночи Для меня ты отныне!

Тамара

В глубокой впадине Дарьяла, где Терек копал в темноте, стояла древняя башня, черная на черном камне. В той высокой и узкой башне жила царица Тамара: прекрасная, как ангел в небе, как демон, коварная и злая. И там, сквозь полуночный туман, сиял золотой свет, который манил глаза путника и приглашал его уснуть. И тут послышался голос Тамары: Она была полна желания и страсти, Она обладала мощным обаянием, Она обладала непостижимой силой. Воин, купец и пастух отправился на Голос Невидимой Судьбы; двери распахнулись перед ним, мрачный евнух приветствовал его. В своей мягкой постели, одетая в парчу и жемчуг, она ждала. Перед ней звякнули два кубка с вином. И всю ночь были слышны странные, дикие звуки. Казалось, будто сотня молодых мужчин и женщин собрались в этой пустой башне для ночной свадьбы, грандиозных похорон на память. Но как только утренний свет бросал свои лучи на горы, там сразу же снова воцарялись темнота и тишина. Только Террек в ущелье Дарьял нарушал тишину; волна за волной, одна за другой; со слезами спешили они за немым телом; у окна что-то блеснуло, оттуда послышалось: прощение. И так сладок был звук разлуки, так сладок экстаз свидания и ласки любви.

Для

За то, что я люблю тебя и знаю, что твоя юная, цветущая сущность не застрахована от коварного преследования. За каждый благословенный день и каждый прекрасный миг вы будете платить слезами и печалью. Я грущу, потому что ты счастлив.

Твои глаза сияют, как небо

Как небо, глаза твои сияют голубым таяньем, Как поцелуй, твой юношеский голос нежен и эх, За звук волшебной речи, за взгляд твой, я бы отдал свою грузинскую булаву, Красоту битвы, И порой она блестит сладко и звучит слаще, При звуке ее трепещет душа моя, И в сердце кипит моя кровь. Но меня не устраивала жизнь, полная войн и мятежей, С тех пор как я услышал твой мягкий голос и встретил твои милые глаза.

Я слышу твой голос…

Когда я услышу твой голос, такой милый и нежный, Как птица в клетке, сердце мое вскочит; Когда я увижу твои голубые глаза, Душа моя побежит навстречу им от груди, И я от радости заплачу, Припаду к твоей шее.

Сонет

В памяти я живу блеклыми мечтами, Видения прошлых лет толпятся предо мной, И среди них твой образ сияет, Как луна в ночной час Среди блуждающих облаков. Твои волшебные глаза и улыбка порабощают мой разум, И я связан и прикован, что мне делать с собой, Я не твоя любовь. Я знаю, ты не презираешь мою любовь, но ты холоден к ее молитвам; как мраморный идол, стоящий на берегу моря — волны бурлят и ревут у его ног, но он, полный бессознательной божественности, не услышит ее зова, хотя и не откажет ей.

Стихи Лермонтова о Кавказе

За тебя, Кавказ, жестокий царь земли.

Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я вновь посвящаю бездумное стихотворение. Как сын, благослови его, и белоснежный пик осени; С юных лет мои мечты прикованы к тебе Неизбежной судьбой, На севере, в чужой тебе земле, Я в сердце твоем — всегда и везде твой. В детстве я робкими шагами взбирался на гордые скалы, окутанные туманным тюрбаном, как головы поклонников Аллаха. Там ветер бил свободными крыльями, там орлы прилетали ночевать, я навещал их послушным сном, и в моем сердце я был их воздушным спутником. С тех пор прошло много лет, и снова ты встретил меня среди своих скал, как когда-то в детстве, когда твой град в изгнании был весел и светел. Влила в мое лоно забвение печалей, И на дружеский зов откликнулась я; И теперь здесь, в стране полуночи, Я все еще мечтаю о тебе и пою о тебе.

Крест на скале

В тисках Кавказа я знаю скалу, Лишь степной орел может до нее добраться, Но деревянный крест на ней чернеет, Гнилой и погнутый бурями и дождями. И много лет прошло с тех пор, как его можно было увидеть с далеких холмов. И каждая рука поднята высоко, словно для того, чтобы поймать облака. О, если бы только я мог подняться, как бы я молился и плакал; и тогда я сбросил бы цепи существования и назвал бы себя братом в буре!

На Кавказе

Кавказ! Обширные земли! Дом простой свободы! А вы полны страданий и окровавлены от войны! Услышат ли пещеры и скалы под дикой завесой тьмы крик страстей, звон славы, золота и цепей. Нет! Не жди лет минувших, черкес, для своей родины: свобода, которой когда-то дорожила земля, заметно утрачена для нее.

Утро на Кавказе

Рассвет — ночная мгла катится дикой панорамой вокруг лесистых гор; Кавказ по-прежнему безмолвно лежит у ваших ног; стадо молчит, река одиноко журчит. И вдруг новорожденный луч блеснул на скале, пробился сквозь облака, и радужные краски разлились по реке и шатрам, сверкая то тут, то там: так что девушки, купающиеся в тени, краснеют, увидев мальчика, и падают на землю: Но как спастись, когда рядом дорогой вор?

Кавказ

Хоть был я на заре дней моих, О южные горы, я далек от вас, Чтоб помнить их всегда, мне надо быть там хоть раз: Как сладкую песню родины моей, Люблю я Кавказ.

Я потеряла мать, когда была совсем маленькой. Но я помню, как степь повторяет ее голос в розовом вечере. Вот почему я люблю вершины этих скал, я люблю Кавказ.

Я был счастлив с тобой, горные ущелья; прошло пять лет: Я все еще скучаю по тебе. Там я увидел пару божественных глаз, и мое сердце ропщет, когда я думаю об этих глазах: я люблю Кавказ.

Стихи Лермонтова о свободе

Лист

Лист дуба сорвался с ветки своего дома и убежал в степь, был унесен дикой бурей, засох и увял от холода, жары и горя и, наконец, достиг Черного моря. У Черного моря стоит молодой платан; ветер шепчет его зелеными ветвями и ласкает его; на его зеленых ветвях качаются небесные птицы; они поют песни о славе Царь-Девицы Морской. И странник приклоняется к корню высокого платана; некоторое время он просит с глубокой тоской, и вот он говорит: «Я — бедный дубовый лист, созревший раньше времени и воспитанный в суровой земле. Я бродил по миру один и без цели, я увядал без тени, я увядал без сна и отдыха. «У меня есть много мудрых и чудесных сказок, которые я могу рассказать». «Что мне от тебя нужно?» — отвечает молодая береза: «Ты пыльная и желтая, не годишься в свежие сыновья. Вы многое видели, но для чего мне нужны ваши рассказы? Райские птицы уже давно утомили мои уши. Иди, о незнакомец! Я вас не знаю! Я в любви солнца, я расцветаю и сияю для него; я простираю свои ветви к небу, и холодное море омывает мои корни.

Заключенный

Открой мою темницу, дай мне свет дня, черноглазую девушку, черногривого коня! Сначала я поцелую юную красавицу, Потом вскочу на коня и улечу, Как ветер по степи. * Но тюремное окно высоко, дверь тяжела на замке; Черноногая вдали, в своей зеленой усадьбе, Хороший конь в зеленом поле Без узды, один, по своей воле Скачет весело и игриво, распустив хвост по ветру. * Я одинок и лишен уюта, Стены голые, лампа тускла и блекла; Но за дверью, с эхом шагов, В тишине ночи ходит сторож, Не отвечая.

Уилл

Моя мать — злое горе; Мой отец — судьба моего отца; Мои братья, хоть и мужчины, не держат меня; Они стыдятся обнять Меня, бедного сироту. Но Бог дал мне новую жену, жену добровольную, милую свободную, несравненную; с ней у меня другая мать, другой отец и другая семья; мать моя — бескрайняя степь, отец — далекое небо; они меня вырастили, они меня кормили, они меня берегли; братья мои в лесу — березы и сосны. Еду ли я верхом — степь отвечает мне; брожу ли ночью — небо полно лунного света; братья мои летним днем зовут меня в тень, машут мне издали руками, кивают мне; и свобода свила мне гнездо, как мир — безбрежное!

Сосед

Кто бы ты ни был, мой печальный сосед, я люблю тебя, как друга юности, тебя, мой случайный спутник, хотя коварная игра судьбы сейчас стоит между нами стеной, а тогда — тайной. Когда полусвет, красноватый рассвет прощается со мной через окно тюрьмы, а охранник, опершись на винтовку, мечтает о прежней жизни, он стоит сонный, прислонившись лбом к сырой стене, и в унылой тишине я слышу твои мелодии. Я не знаю, что они значат, но они полны тоски, И звучат как слезы, что тихо текут в строке И лучше лет надежды и любви В груди моей все мысли бегут, И разум мой полон желаний и страстей, И кровь моя кипит, и слезы текут из глаз Как звуки, один за другим.

Стихотворения «Узник» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова

Искусствовед

1. творчество Александра Пушкина и Михаила Лермонтова; 2. специфика стихотворения «Узник» каждого из поэтов. 3. сходство и различие между стихотворениями. Александр Пушкин по праву считается «солнцем русской поэзии», настолько многогранно и нюансировано его творчество, каким может быть только творчество истинного гения. Лермонтова часто называют преемником Пушкина, и многие ученые и почитатели его таланта считают, что его произведения затмили бы пушкинские, если бы он прожил дольше. Лично я считаю, что и Лермонтов, и его предшественник — блестящие и самобытные писатели; конечно, каждый волен выбирать между ними, ценить творчество одного или другого, сравнивать их. Поэма Пушкина «Узник» — это книга, которую мы все знаем наизусть. Она написана от лица орла, гордой, освобождающей птицы, символа бесстрашия и героизма. Это изображение, запечатленное в таком виде, вызывает наибольшую симпатию. Орлу, как никакой другой птице, трудно смириться с неволей. Первые строки рассказывают о его судьбе: за решеткой сырой тюрьмы сидит молодой орел, выросший в неволе. Мы понимаем, что орел не знал другой жизни, он попал в ловушку еще птенцом. Но в глубинах его памяти всегда живет тоска по дикой природе. Возможно, другой орел рассказал нам о другой, более спокойной жизни: «Мой печальный друг, хлопая крыльями, клевал свою кровавую еду под окном. Пушкинский пленник не только живет в неволе, что само по себе жестоко, но и вынужден смотреть: Он сидел на корточках, трепыхался и смотрел в окно, как будто у него было только одно дело, связанное со мной. Свободная птица сочувствует узнику, сопереживает ему, приглашает покинуть свою тюрьму:

Он зовет меня взглядом и говорит мне: «Давай улетим». Чтобы не оставлять пленника в сомнениях, свободный орел добавляет: мы — свободные птицы. Пришло время, брат, пришло время! Орел-подвижник продолжает рисовать ему картины, которых несчастный узник никогда не видел. Он приглашает своего собеседника в места, где он бывал: где-то за облаками белая гора, где-то синее море, где-то были только ветер и я. Мы можем только догадываться о душевном состоянии заключенного после таких рассказов. Вряд ли он сможет покинуть свою тюрьму и отправиться в чудесные земли, о которых ему рассказывал его «печальный спутник». Вместо этого ему предоставляется выбор: либо продолжать свое жалкое существование в плену, либо умереть. Автор оставляет читателям самим догадаться, чем закончится эта печальная история. Хотя мы не слышим причитаний узника, мы можем представить, что происходит в его душе. В стихотворении Лермонтова «Узник» также говорится о плененном лирическом герое. В поэме отсутствует пронизывающий трагизм, который так часто пронизывает произведения Пушкина. Стихотворение начинается с призыва:

Открой мою темницу! Дайте мне свет дня, черноглазую девушку, черногривого коня! Затем узник делится своими мечтами о свободе: Я поцелую юную красавицу до сладострастья,

Я поднимусь на коня и ускачу, как ветер! — Герой не выглядит сломленным или подавленным. Напротив, воспоминания о жизни на свободе живы в его душе, и он способен мысленно перенестись за мрачные стены тюрьмы и вызвать яркие и веселые образы. Но он знает, что свободная жизнь в этот момент запрещена: но окно тюрьмы высоко, дверь тяжелая и с замком. Чернолицый вдали, — в своей богатой вилле. Хороший конь на зеленом лугу, без уздечки, один на лугу, скачет, счастливый и игривый, с хвостом по ветру. Герой понимает, что его мечты никогда не сбудутся. Заключенный может вспомнить только прекрасные и счастливые моменты своей жизни на свободе. Конечно, он вызывает у читателя сочувствие, но в то же время мы понимаем, что герой поэмы, вероятно, понес заслуженное наказание. Возможно, он совершил преступление. В каком-то смысле он, похоже, был разбойником, который был слишком небрежен в своих словах. Или, возможно, пленник был солдатом и сейчас находится в плену. Но и в этом случае можно было бы предположить и ожидать подобной ситуации. Конец поэмы трагичен. Герой понимает, что из мрачных стен тюрьмы нет выхода: Я одинок, нет радости! Стены голые, светится тусклое, погасшее пламя лампы. Только за стенами, в тишине ночи, громкими, размеренными шагами шагает безответный страж. Я считаю, что каждое из проанализированных стихотворений является поэтическим шедевром. И Пушкину, и Лермонтову блестяще удалось изобразить тоску свободолюбивой души, оказавшейся в плену. И каждое стихотворение прекрасно, насыщено различными художественными приемами. Пушкин и Лермонтов — два настоящих гения. И каждый, силой своего безграничного таланта, сумел воплотить одну и ту же идею и создать два разных произведения.

Свободное стихотворение о воле, о мечте — быть свободным, о том, что такое свобода. Удивительно тонкое стихотворение, но удивительно всеобъемлющее. В ней поэту удается описать свободу и мечты каждого молодого человека за решеткой. И неважно, почему он должен быть заперт.

Самое главное, что даже в камере он не забыл, как думать о свободе и как ждать. На данный момент он только мечтает о том, как он будет вести себя там, на свободе, и, прежде всего, он точно знает, что нужно для того, чтобы быть там счастливым. Однако для Лермондова тюрьма — это не просто здание с заключенными в камерах.

Тюрьмой для поэта могла быть также его комната в поместье или квартира, которая не давала поэту спать. Для Лермонтова его свобода была подобна тюрьме. Как бы парадоксально это ни звучало. А его служба в армии была не хуже тюрьмы.

Лермонтов объясняет значение слова «тюрьма» в стихотворении двумя способами, что примечательно. Таким образом, белые стены комнаты или съемной квартиры поэта вполне могли стать тюремной камерой для его широкой русской души. А тот, кто ходит за дверью — «сторож без ответа» — вполне может оказаться судьбой или даже самой смертью. Сколько бы раз вы ни спрашивали смерть — почему и по какой причине — она не ответит, это бессмысленно.

И все же, как ярко поэт описывает моменты свободы и мечты узника. Все, что ему нужно, это лошадь, девушка и «свет дня». И только ветер будет его спутником на свободе. Поэт, должно быть, сам мечтал об этом. Что никто и ничто не может помешать ему свободно дышать. Чтобы никто и ничто не могло остановить его и чтобы он не зависел ни от кого…. Это мечта каждого из нас и мечта Лермонтова в частности…..

Читайте также: Открытый урок литературы по рассказу А. Алексина «Мельник и трубач» — 7 класс.

Многие люди хотят быть свободными и независимыми, но не все из них могут это сделать. И даже получив свободу, они не знают, что с ней делать. Жизнь кажется тюрьмой, работа — каторгой, но когда вы освобождаетесь, вы понимаете, что вам это было совсем не нужно.

И вы снова ищете работу, но это снова рабство, унижение, усталость, разочарование. Очевидно, что человеческая природа такова: хотеть того, что не нужно. И когда вы хотите избавиться от того, что приобрели, вы просто не знаете, как это сделать.

Лермонтов был очень вдумчивым человеком и, очевидно, обладал философским складом ума. Недаром он — второе «наше все» после великого Пушкина. Однако он прожил более короткую жизнь, чем Александр Сергеевич.

Переезд в Санкт-Петербург

С лета 1832 года Лермонтов перестал числиться студентом и покинул университет. Причины его ухода противоречивы; среди объяснений — отсутствие интереса и разногласия с профессорами Московского университета. Лермонтов приезжает в Петербург и решает поступить в университет. Но два года работы в Москве не позволили ему поступить на третий курс. Не желая идти на первый курс, он поступил в Санкт-Петербургское гвардейское офицерское училище.

Знатоки искусства отмечают, что за два года, проведенных в школе, он не создал ничего впечатляющего. Человек, зависящий от атмосферы в армии, не может приносить блестящие плоды. Стихи Лермонтова были о наслаждениях, праздности, не очень нравственных мечтах. В них содержались пошлые шутки, которые развлекали публику на кадетских вечеринках. Гвардия дала ему военное образование, но за уроки пришлось заплатить: в первый год обучения он был ранен лошадью.

В 1834 году его обучение подошло к концу. Он был переведен из гарнизона в гусары. Прощание с юностью ждало его в гусарском полку (Лейбгард). Мечта его бабушки — стать корнетом в гусарском полку. В 1835 году поэт дебютировал в большом литературном мире. С этого момента публикация стихов стала регулярным событием.

Смерть Александра Сергеевича высветила талант Лермонтова: на литературной сцене Пушкина засияла новая лирическая звезда. Дуэль Пушкина с Дантесом стала катализатором его славы. А стихотворение «Смерть поэта» послужило поводом для ареста, Михаил был арестован, а затем состоялся суд. Лермонтову повезло, его поддержали Жуковский и его родственники. После ареста он был доставлен к драгоманам и отправлен в ссылку на Кавказ. Он был невысокого роста, проблемы его бабушки позволяли служить менее опасно.

2 марта 1837 – Лермонтов арестован за стихотворение «Смерть поэта» (2 фото)

Автор.

02 марта 2020 06:46

Теги: 2 марта 1837 года Лермонтов Смерть поэта Арест Стихотворение

(18 февраля) 2 марта 1837 года Михаил Лермонтов был арестован за стихотворение «Смерть поэта», посвященное Александру Пушкину, и началось расследование «неподобающих стихов», за которым наблюдал сам император. Эта дата хорошо известна и памятна, особенно в литературных и художественных кругах, а само событие, приведшее к аресту поэта, известно многим.

0

«Поэт мертв!» — Раб чести…. «Строки, с которых начинается стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», были написаны человеком, не принадлежавшим к близкому кругу друзей Пушкина. Однако Лермонтов знал и более темную сторону этого мира клубов, танцев, салонов и вечеров, где на фоне блестящих платьев, высоких нот, мундиров и регалий рождались, жили и распространялись вечные «черные спутники» человеческих душ: Зависть, лесть, злоба, сплетни и клевета. Обо всем этом он с горечью и болью написал в своей поэме. И чем ярче и насыщеннее были чувства поэта, тем больше он ощущал себя неотъемлемой частью этого мира, из которого нет выхода. В этом и заключается феномен творчества Лермонтова: попытка освободиться из клетки, услышать свежий ветер, наполняющий ткань души, поиск истины и образа настоящего героя в прошлом, которое было, возможно, лучше, «чище» настоящего. Распространение стихотворения «Смерть поэта» в виде рукописных копий принесло Лермонтову большую популярность, хотя публика неоднозначно относилась к стихотворению, а также к Дандешу, участнику дуэли с Пушкиным. И первоначально поэма заканчивалась такими стихами: Звуки чудесных песен смолкли, их больше никогда не услышать: Охранник певца угрюм и напряжен, а на губах его печать. Однако споры вокруг содержания поэмы и информация о том, что часть общества и некоторые придворные пытались защитить Данте, побудили Лермонтова добавить стихи, которые привели к его аресту: «И вы, надменные потомки прославленных отцов, Потоптали игру счастливых семейств обломками пятого раба! Вы, жадные наследники трона, исполнители свободы, ума и славы! Вы прячетесь под сенью закона, перед вами суд и правда — все молчит. Но есть суд Божий, развратники разврата! Страшный суд ждет, он не слышит звона золота, он заранее знает мысли и поступки. Напрасно вы тянетесь к нечестию, оно вам уже не поможет, и вся ваша черная кровь не смоет праведной крови поэта! Первую часть стихотворения Бенкендорф, начальник корпуса жандармов, назвал дерзостью, но вторую часть уточнил, назвав ее вольной и сравнив с преступлением. Первой реакцией Николая I был вызов военного врача для обследования психического здоровья поэта. В защиту Лермонтова выступили друзья Пушкина, особенно Жуковский, который был близок к императорской семье. В результате, по приказу императора, Лермонтов был переведен из Осароского полка Зоологической гвардии в Нижегородский драгунский полк без понижения в чине. Этот полк нес службу на Кавказе, куда вскоре отправился русский поэт и где он нашел много нового и интересного для своего творчества.

Краткая биография Лермонтова

Лермонтов родился в октябре 1814 года. Городом, где он родился и провел первые дни своей жизни, была Москва. Через восемь дней после своего рождения будущий поэт был крещен. Семья Лермонтовых была шотландского происхождения с польскими корнями; один из его предков поступил на службу к царю Михаилу Федоровичу. Его бабушка Елизавета Арсеньева (дочь А. Столыпина) была в восторге от появления на свет новорожденного. Она будет заботиться о Мише всю свою жизнь. Он был ее единственным внуком, и она полностью сосредоточилась на его воспитании. Елизавета была женой Михаила Васильевича Арсеньева, с которым поселилась в селе Тарканы. Мужем М. Арсеньевой, единственной дочери Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773-1845), был Юрий Лермонтов. Семья поэтического таланта не была счастливой. Юрий Петрович в раннем возрасте стал холоден к своей жене, имел отношения с другими женщинами и не ценил брак. Еще подростком Михаил проявил себя как художник: в своих сочинениях он описывает большие проблемы семьи, постоянные ссоры. Мать Миши, Мария Михайловна, умерла в возрасте 22 лет. Он рос без отца на ферме своей бабушки и не испытал всего семейного тепла. Детство его прошло в селе Тарканы (Пензенская губерния), куда его забрала бабушка. Даже будучи взрослым, он старался посещать места своей родины и максимально использовать праздники.

Слабое здоровье Лермонтова развило в нем сильную нравственную энергию. Французский врач прописал Арсеньеву своему внуку. Ограничение мобильных развлечений заставило его много читать и бороться с болезнями. Такие дети всегда легко учатся. Все это создало основной мотив стиля Лермонтова — разочарование. Его творческая душа была полна таинственных даров, унаследованных от предков. Это видно из его поэтических произведений. С юных лет он с удовольствием читал художественную литературу с помощью семейной библиотеки. Он читал классиков без перевода.

Сборник стихов Лермонтова

Лермонтов Стихи о любви

Коллекция его какашек. Среди дымчатых облаков он любит смертоносные бури, пену рек и шелест дубов. В своем мрачном троне, среди дурманящих ветров. Он презирает, презирает чистую любовь, Он отвергает все молитвы, Он видит кровь равнодушной, И звук высоких чувств он давит голосом страстей, И муза нежных вдохновений Боится далеких глаз.

Стихотворение Лермонтова

Я с нетерпением жду свободы, Дни тюрьмы — как годы, А окно — высоко над землей! А у двери стоит охранник!

Я бы умер в этой клетке, если бы не мой любимый сосед. Сегодня утром мы проснулись на рассвете, — я быстро кивнул ей.

Нас разделил плен и объединила общая судьба,

Я буду сидеть у окна по утрам и смотреть своими ненасытными глазами. Напротив — окно: стук! Занавес открывается.

Негодяй смотрит на меня! Ее голова утонула в узле, а полосатый платок свисает с плеча, как будто его унесло ветром,

Но юная грудь ее бледна и вздыхает, вздыхает, вздыхает, вздыхает, вздыхает, вздыхает, вздыхает, вздыхает, вздыхает.

Не волнуйтесь, дорогой сосед. Если ты захочешь, клетка откроется, и мы с тобой полетим, как птицы Божьи, в великое поле.

Я украду у отца ключи, заберу себе часы сторожа и попытаюсь в одиночку справиться с человеком за дверью.

Читайте также. по плану

Выбери ночь потемнее, дай отцу похмелиться и повесь полосатый платок на окно, чтобы я видел.

Сборник стихов Лермонтова

У ворот святого места стоял нищий, почти живой, иссохший от голода, жажды и страданий.

Он умолял о куске хлеба, и в глазах его была живая мука, и кто-то вложил камень в его протянутую руку.

Так я молила о твоей любви, горькими слезами, с печалью; так ты навсегда был обманут в моих лучших чувствах!

Лирика стихотворений Лермонтова

Золотое облако провело ночь в лоне огромной скалы; утро рано отправляется в путь, весело играя в синеве,

Но в складках древней скалы он оставил мокрый след. Одиноко он стоит и думает, И тихо плачет в пустыне.

Лучшие стихотворения Лермонтова

Я благодарю вас. Вчера вы приняли мое признание и стихи без смеха; хотя вы не поняли моих страстей, но за ваше притворное внимание я благодарю вас!

В другой стране вы очаровали меня, ваш прекрасный взгляд и ваше остроумие навсегда останутся в моей душе, но я не позволю вам сказать мне: «Спасибо!

Я не хочу, чтобы твоя грустная группа рабов размножилась в цветок, не хочу слышать, как ты говоришь с сарказмом и грубым упреком вместо слов: Я благодарю тебя!

О, пусть твоя холодность проявится во мне, пусть она убьет надежды, мечты и все, что ты возродил в моем сердце; тогда моя душа скажет тебе: я благодарю тебя!

Сборник стихов Лермонтова

Открой мою темницу, дай мне дневной свет, черноглазую деву, черного коня. Дай мне проскакать на коне по синему полю; дай мне взглянуть на жизнь и приблизить ее к себе, как в чужой части.

Дайте мне причал с полусгнившей скамейкой, серый и рваный парус, знакомый со штормом. Тогда я пойду к морю, беззаботный и одинокий, я буду веселиться в открытом море, я буду веселиться с дикими капризами пучины.

Дай мне высокий дворец и зеленый сад вокруг него, чтобы в его широкой тени рос янтарный виноград; чтобы вечно молчаливый фонтан журчал в мраморном зале и убаюкивал меня во сне и будил в моих небесных грезах своей холодной пылью.

9 мифов о Лермонтове

Либертарианец, русофоб, презиравший свет, пушкинский школьник, убитый горным снайпером, и прочие знания, преподаваемые на школьных уроках и в телевизионных образовательных программах, которые срочно нужно забыть.

Автор Кристина Сарычева

Лермонтов в аудитории Московского университета. Рисунок Владимира Милашевского. 1939 © Из альбома «Михаил Лермонтов — жизнь и творчество». Искусство, 1941 год.

Лермонтов родился в Тарханах

Нет; об этом писал троюродный брат поэта Аким Шан-Гирей, но он ошибался. На самом деле Лермонтов родился в Москве, в доме генерал-майора Ф. Н. Толя, находившемся напротив Красных Ворот. Сейчас на этом месте стоит памятник Лермонтову скульптора И. Д. Бродского.

Лермонтов покинул Московский университет из-за гонений

Якобы поэта преследовали в связи с так называемой маловской историей, случившейся в марте 1831 года, когда М. Я. Малову, профессору уголовного права, студенты объявили бойкот и вынудили покинуть аудиторию во время лекции, за что были наказаны. Нет; в действительности Лермонтов решил продолжить обучение в Санкт-Петербургском университете, для чего в 1832 го­ду уехал в Петербург. В прошении об увольнении он написал: «По домашним обстоятельствам более продолжать учения в здешнем университете не могу и потому правление Императорского Московского университета покорнейше прошу, уволив меня из оного, снабдить надлежащим свидетельством для пере­вода в Императорский Санкт-Петербургский университет». (Впрочем, Лермон­тов не стал там учиться, а поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.)

Марширующие кадеты и кавалерийские курсанты школы подпрапорщиков. Литография по рисунку Акима Шан-Гирея. 1834 © Из альбома «Михаил Лермонтов. Жизнь и работа». Искусство, 1941 год.

Лермонтов был убит в результате заговора, по приказу Николая I. В поэта стрелял не Мартынов, а снайпер с горы

Все это ни на чем не осно­ванные домыслы. Достоверно известные обстоятельства дуэли были изложены князем А. И. Васильчиковым, оставившим воспоминания, А. А. Столыпиным, составлявшим протокол, и Н. С. Мартыновым во время следствия. Из них следует, что Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль из-за оскорбления, кото­рое поэт ему нанес. Версия о снайпере, в частности, была озвучена на канале «Культура» и высказана В. Г. Бондаренко в последней биографии Лермонтова, вышедшей в серии ЖЗЛ. По свидетельству Васильчикова и Столыпина, кото­рые присутствовали на месте дуэли, стрелял именно Мартынов. Оснований считать иначе нет.

Лермонтову было плохо в юнкерской школе, и он не мог писать стихи

На самом деле, хотя Лермонтов пробыл в юнкерской школе всего два года, за это время он написал не так и мало: ряд стихотворений, роман «Вадим», поэму «Хаджи Абрек», пятую редакцию «Демона». И это не считая специфиче­ского юнкерского творчества, носившего в основном непристойный характер. Кроме того, в юнкерской школе Лермонтов много рисовал: сохранилось более 200 рисунков.

Герой Вальтера Скотта, шотландский бард Томас Лермонт, которого Лермонтов считал своим предком. Гравюра Фрэнсиса Энгельхарта. 1812 © Шекспировская библиотека Фолджера

Стихи лермонтова сижу за решеткой

Я сижу за решеткой в промозглом подземелье. Орел в клетке, сосущий молодого орленка, мой печальный спутник хлопает крыльями и поглощает кровавую трапезу под окном,

Он сопит, летает и смотрит в окно, как будто у него есть цель со мной; он зовет меня своим взглядом и криком, и хочет сказать: «Давай улетим!

Мы — свободные птицы; время пришло, брат, время пришло! Туда, где гора за облаками белая, где море синее, где только ветер и я. «

Александр Пушкин: изгнан (сидит за решеткой в сыром подземелье). «Стихи о любви и поэмы о любви» — стихи о любви русских поэтов & антология русской поэзии. © Copyright Петр Соловьев.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий