Сумароков, Александр Петрович. Сумароков александр петрович биография.

В результате Сумароков разочаровался во власти Екатерины II. Он начал писать пронзительные трагедии, комедии и басни. Оппозиция правительству не заставила себя ждать — Александр Петрович пал духом.

Сумароков, Александр Петрович

Александр Петрович Сумароков (1717-1777) — русский поэт, писатель и драматург.

Родился в Москве 14 (25) ноября 1717 года, в доме № 6 по Вознесенской улице. Получил домашнее образование, продолжил образование в Морском военном корпусе, где был литератором, перелагал псалмы в стихи, сочинял для кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни — по образцу французских поэтов и В.К. Тредиаковского (поэта В.А. Степановича). К. Тредиаковский (Тредиаковский). Окончив корпус в 1740 году, он поступил на службу. Сначала в военной канцелярии графа Миниха, затем в качестве помощника графа А.Г. Разумовского.

Известность принесла в 1747 году напечатанная и разыгранная при дворе первая трагедия «Хорев». Его пьесы ставились при дворе, за подписью труппы Ярослава Волкова. Когда в 1756 году был основан постоянный театр, Сумароков был назначен его директором и долгое время оставался главным «поставщиком» репертуара, поэтому его по праву называют «отцом русского театра». За «Хоревом» последовали восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.

В то же время Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался и в других областях литературы. В 1755-1758 годах он был активным членом академического журнала «Ежемесячные труды», а в 1759 году издал собственный журнал с сатирическим и дидактическим тоном «Трудовая пчела» (первый частный журнал в России). Сборники его басен появились в 1762-1769 годах, а несколько сборников его стихов были опубликованы с 1769 по 1774 год.

Несмотря на близость ко двору, покровительство знати и похвалы поклонников, Сумароков чувствовал себя неоцененным и постоянно жаловался на недостаток внимания, поиск ошибок цензорами и невежество публики. В 1761 году он потерял контроль над театром. Позже, в 1769 году, он переехал в Москву. Здесь, покинутый своими покровителями и разорившийся, он умер 1 (12) октября 1777 г. Он был похоронен на Донском кладбище в Москве 1.

Творчество

Sumarokov by A.Losenko.jpg

Творчество Сумарокова развивается в рамках классицизма, возникшего во Франции в семнадцатом и начале восемнадцатого веков. Современные поклонники называли его «спутником Буало», «Расином Севера», «Мольером», «русским Лафонтеном».

Литературная деятельность Сумарокова отличается внешним разнообразием. Он перепробовал все жанры: Оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), письма, сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии; в технике стиха он использовал все доступные размеры, экспериментировал с рифмами и применял различные строфические структуры.

Однако классицизм Сумарокова отличается от классицизма его величайшего современника Ломоносова, например. Сумароков «снижает» классическую поэтику. Редукция» проявляется в том, что он стремится к меньшему количеству «высоких» тем, вводит в поэзию личные, привычные мотивы, предпочитает «средние» и «низкие» жанры «высоким». Сумароков написал много лирических произведений в жанре любовных песен и произведения во многих сатирических жанрах — мифы, комедии, сатиры и эпиграммы.

Сумароков ставит перед сатирой дидактическую задачу «править нравы насмешками, издеваться над ними и пользоваться их непосредственными установлениями»: Сумароков высмеивает пустое сословное высокомерие («не в титулах, на деле надо быть благородным») и предостерегает от злоупотребления властью помещиков (ср. Особенно в «Танце в преображенном свете», где «Титан» рассказывает нам, что «за морем — люди не торгуют, деревни не заколочены и крестьяне не растерзаны»).

Сумароков был одним из отцов русской пародии, кружка «живых од», высмеивавшего «гневные» оды Ломоносова.

Примечания

Сумароков, Александр Петрович в Викицитатнике ?
Сумароков, Александр Петрович в Викицитатнике ?
Сумароков, Александр Петрович в Wikimedia Commons ?
  • А. П. Сумароков. Избранные произведения в Русской виртуальной библиотеке.
  • А. П. Сумароков. Лингвистические сочинения (в оригинальной орфографии) на сайте «История лингвистики».
  • Захаров Н. В. Сумароков и Шекспир // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 5 — Филология.
  • Захаров Н. В. У истоков русского шекспиризма: А. П. Сумароков, М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин (Шекспировские штудии XIII). — М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2009.
  • Калганова В. Е. Русский Мольер (Сумароков-комедиограф) // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 5 — Филология.
  • Сумароков, Александр Петрович в библиотеке Максима Мошкова
  • Письмо неизвестного к А.П. Сумарокову. 1769 г. / Публ. и коммент. Н.С. Тихонравова // Русская старина, 1884. — Т. 41. — № 3. — С. 609-618. — Под загл.: Александр Петрович Сумароков. Современная его характеристика (май 1769).
  • Языков Д.Д. Новые материалы для биографии А.П. Сумарокова // Исторический вестник, 1885. – Т. 20. – № 5. – С. 442-447.
  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 25 ноября
  • Родившиеся в 1717 году
  • Родившиеся в Москве
  • Умершие 12 октября
  • Умершие в 1777 году
  • Умершие в Москве
  • Писатели в общественном достоянии
  • Сумароковы
  • Выпускники Первого кадетского корпуса
  • Писатели России XVIII века
  • Русские писатели XVIII века
  • Поэты XVIII века
  • Поэты России
  • Русские поэты
  • Драматурги России
  • Баснописцы
  • Пародисты
  • Похороненные на Донском кладбище

Фонд Викимедиа. 2010 .

Дворянин по происхождению, литератор по призванию

В течение многих лет после его смерти творчество автора было заслонено другими поэтами и писателями, а сам Александр Петрович был забыт и осмеян.

Его произведения были адресованы знати и носили сословный характер, но так ли это было на самом деле?

Сумароков дожил до 59 лет. Он родился в семье действительного статского советника, служившего при Елизавете Петровне. Это событие произошло в Финляндии, где его отец находился с официальной миссией. Позже он переехал в Москву в свой семейный дом.

Фамильный особняк Сумароковых

Образование и первые воспитатели

Александр Сумароков получил домашнее образование. Его учителем был русин из Венгрии, Цейкен. Затем воспитанием мальчика занялся А. Остерман, который давал уроки и будущему российскому императору Петру II.

В возрасте 14 лет Александр был принят в кадетский корпус. Это произошло в год открытия данного учебного заведения. Он провел 8 лет в кадетском корпусе, получив прекрасное образование в области математических, юридических и исторических наук и изучив множество иностранных языков, включая немецкий и французский.

Правила корпуса не запрещали ему писать тексты разной направленности. Именно здесь Сумароков начал писать свои первые стихи и пьесы, хотя система образования готовила его к работе в правительстве.

Первая литературная трагедия

Для Александра Петровича Сумарокова дом на Члячном впоследствии стал уникальной театральной сценой, где была поставлена его первая трагедия «Хорев».

Автор отдал пьесу в театральный кружок для постановки, не ожидая, что из нее получится что-то значимое. Он посетил спектакль, где актерами были его собственные студенты, и был удивлен, увидев, как персонажи оживают благодаря игре актеров и сюжету трагедии.

Первая успешная постановка вдохновила Сумарокова на литературную деятельность, которая в полной мере выразила его творческую натуру. К государственной службе он подходил добросовестно, но холодно и формально.

Рассматривая биографию Сумарокова, следует сказать, что он не был успешен в обществе. Александр Петрович одевался элегантно, но вел себя грубо, сквернословил и мог рассердиться, если не видел должного уважения. Даже его собственная мать писала на него жалобы царю. Все это оказало негативное влияние на автора.

Сумароков биография

Отношение к нему и его творчеству было неоднозначным. Русский критик В. Белинский заявил:

Сумароков был слишком прославлен современниками и слишком унижен нашим временем.

Личная жизнь

Александр Сумароков был первым дворянином, который решил зарабатывать на жизнь литературной деятельностью. Из-за сложного решения, которое ему пришлось принять для своего творчества, у него возникли финансовые трудности. В своих письмах к Екатерине II Сумароков часто объяснял свое бедственное положение любовью к искусству.

Он ставил свою музу выше звания и должности. На пике своей карьеры Сумароков имел высокий доход. Его произведения печатались за счет государственной казны, государство выплачивало ему ежегодную солидную пенсию, а в его распоряжении было 300 крепостных. Его экстравагантный образ жизни и беспечность привели к банкротству и постоянным долгам.

Могила Александра Сумарокова

У родственников Александра Сумарокова не было денег, чтобы оплатить похороны. Его похороны были оплачены артистами московского театра. Его могила находится на кладбище Донского монастыря. Смерть Сумарокова многие прокомментировали нелестными словами о драматурге, но его вклад в развитие литературы и театра трудно недооценить.

Интересные факты

Жизнь Александра Сумарокова была богата приключениями, курьезами и интересными событиями.

  • Единственным жанром, в котором автору было сложно работать, стала эпическая поэма. Начав писать «Димитриаду», он так и не завершил произведение.
  • Подписав «Эпистолу к российским ратникам» инициалами А.С., Сумароков сбил с толку читателей. Многие решили, что авторство принадлежит Александру Суворову.
  • Поэт ратовал за отказ от крепостного права.
  • Ориентируясь на творчество знаменитых писателей, он переделал «Гамлета» Уильяма Шекспира в соответствии с канонами классицизма.
  • Могила Сумарокова в скором времени после похорон была забыта и утеряна. Ее отыскали и в 1951 году установили на месте захоронения памятник.

Литературное наследие

Будучи дворянином, Александр Сумароков принимал участие в литературной жизни страны. Он также был не чужд политике. Он рассматривал, какие реформы следует провести и какие законы принять, чтобы сделать страну демократическим государством.

Сумароков внес важный вклад в теорию и практику поэзии. Он продолжил идеи Ломоносова, но через некоторое время их взгляды разошлись. Александр Петрович считал, что стихи нужно писать просто, как песни, без обилия прикрас и эпитетов. Он призывал к классицизму на русской почве, как теоретически, так и практически.

Литературные критики считают его выдающимся драматургом и поэтом своего времени, посвятившим себя литературе. Очень продуктивный и трудолюбивый поэт. В отличие от других аристократов, которые были озабочены поэзией, он считал написание стихов и композиций делом всей своей жизни.

Он был редактором первого частного литературного журнала «Трудолюбивая Биена» и директором первого русского профессионального театра. Во всех своих произведениях он обличает ошибки, высмеивает неграмотность и невежество.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий