Простая на первый взгляд история Чехова на самом деле полна глубокого смысла и заставляет нас задуматься о многих вопросах, которые постоянно задает нам жизнь.
Смысл рассказа Чехова «Мальчики»
Смысл книги
Автор orfeus 4 минуты Время чтения Опубликовано 12.02.2020 Обновлено 12.02.2020
Антон Павлович Чехов — мастер короткого рассказа. Все его произведения лаконичны и имеют простые сюжеты. Что делает их интересными, так это их удивительная точность, их тонкая психология. Рассказ «Мальчики» — один из относительно длинных рассказов Чехова, в котором раскрывается непростая тема противостояния юности и мира взрослых, детских мечтаний и суровой, приземленной реальности.
Сюжет рассказа «Мальчики»
Мальчик Володя — ученик средней школы. Его семья живет на собственной ферме в сельской местности, поэтому одиннадцатиклассник учится довольно далеко от дома. На зимние каникулы он возвращается домой, чтобы отпраздновать Рождество с семьей. Маленький школьник приходит не один, а со своим другом Чечевичиным.
Мальчики описаны как противоположности. Володя — пухлый и белокожий, а Чечевичин — широкоплечий и темнокожий. Володя разговорчив и открыт (хотя в присутствии своего нового друга он старается казаться более серьезным), а Чечевицын явно отстранен. Сестры Володи даже считают его очень строгим и умным человеком.
Семья Володи хорошо относится к его другу. Они пытаются развлечь детей, украшая елку, но мальчиков больше волнуют лошади и открытки.
Мальчики очарованы историями о приключениях индейцев и добыче золота в Америке. Они планируют побег, основываясь на информации из смешных книг. Чечевицын увлечен этими предметами и твердо верит, что они добьются успеха, если осмелятся. Володя же, напротив, просто мягкий и ведомый ребенок, который легко поддается чужому влиянию.
В канун Рождества мальчики убегают. Родители, конечно же, спешат найти их и заполнить какие-то бумаги у урядника.
Мальчики не убежали. Их поселили на постоялом дворе в городе.
На следующий день приехала мать Чечевицына и забрала его. Мальчик не пожалел об этом, он даже подписался индейским именем «Монтигомо — Ястребиный коготь» в тетради сестры Володи Кати.
В чем смысл рассказа «Мальчики»
Рассказ «Мальчики» также мог бы быть бильдунгсроманом или романом о наступлении совершеннолетия, если бы не был рассказом. Он показывает извечный контраст между миром взрослых и миром детей. Чехов не стал бы великим русским классиком, если бы довольствовался простым моральным посланием. Да, здесь, безусловно, есть моральный посыл для детей — не случайно это произведение включено в школьную программу по литературе для младших и старших классов.
Если посмотреть на пьесу с точки зрения детской морали, то смысл ее таков: маленькие дети совершают глупые поступки, не задумываясь о том, какую боль они причиняют своим родителям, которые их очень любят и заботятся о них. Но этого действительно недостаточно, чтобы описать пьесу Чехова «Мальчики».
Чехов видит мир не только глазами озабоченных взрослых, но и глазами детей, с их безудержным воображением и жаждой познания мира.
Взрослая версия истории выглядит так (глазами родителей Володи). Маленькие дети, прочитавшие много глупых книжек, решают сбежать в неизвестность. Слабого Володю соблазняет более сильный, неотесанный мальчик. Володя не думал о родителях, когда убегал и разбивал им сердца. Кроме того, родители понимают, что дети не убегут в Америку, а проблем хватает и в непосредственной близости.
История рассказана с точки зрения детей: Они ведут скучную и однообразную жизнь, в то время как колонизаторы в Америке сражаются с индейцами, а золото лежит буквально на земле, стоит только пожелать, чтобы его получить. У них есть опыт, как вести себя в таких обстоятельствах, почерпнутый из приключенческих книг (для детей каждое слово в них — правда).
Обе стороны правы. Взрослая жизнь действительно однообразна, а детские мечты часто остаются нереализованными. Но в этом и есть очарование Чехова. Каждый идет своим путем.
Жанр : Короткая история
Год написания — 1887
Сколько страниц — 8
Главная идея рассказа «Молодые» — не совершать необдуманных поступков, потому что родственники в это время очень волнуются и переживают. И чувства родственников всегда должны быть защищены.
Главные герои рассказа «Мальчики»
Володя Королев — ученик 4-го класса, вернувшийся домой на каникулы, пухленький мальчик, со спокойным характером и добрым отношением к родителям. Володя добрый, надежный и умеет заботиться о других. ♦ Чечевицын — друг Володи, смелый и решительный мальчик, который предлагает Володе уехать в Америку. ♥ Катя, Соня, Маша — сестры Володи. ♥ Родители Володи добрые и любящие, они очень скучали по своему сыну. Они очень переживали, когда он убежал.
Чехов «Мальчики» план рассказа
- Приезд Володи с другом
- Радостная встреча.
- Странное поведение мальчиков
- Любопытные сестры
- Страшные планы мальчиков
- Побег в Америку.
- Возвращение.
- Угрызения совести.
Чему учит нас рассказ «Мальчики»?
Эта история учит нас быть ответственными и не совершать необдуманных поступков. Она учит вас соизмерять свои возможности со своими желаниями, чтобы не создавать проблем для других. Она учит вас думать о тех, кто вас любит, и никогда не позволять другим мешать вам.
Отзыв о рассказе «Мальчики»
Мне понравился рассказ «The Young Ones», я узнал, как молодые люди жили, думали и мечтали в 19 веке. Я понял, что их интересы мало чем отличались от интересов сегодняшних студентов: они были такими же авантюристами и мечтали о покорении далеких земель.
Мой взгляд на рассказ Чехова «Молодые». Герои планировали свой побег, потому что хотели стать богатыми и знаменитыми путешественниками. В силу своей детской наивности они верили, что их решимости и юношеской смелости будет достаточно для достижения этой цели. Но они не могли трезво оценить все трудности и препятствия такого пути.
Пословицы к рассказу «Мальчики»
- Тяжело в учении – легко в бою.
- Не лезь в воду, не зная броду.
- Учёба и труд к победам ведут.
- Дорогу осилит идущий.
Сюжет
Приезду Володи радовалась вся семья: родители, тетя, сестры и даже большой пес Милорд. Мальчик пришел не один, а со своим другом Цечевичиным, которого он пригласил остаться с ними на весь праздник.
Младшие сестры Володи, Катя, Соня и Маша, были очень увлечены спутницей своего брата. Понаблюдав за ним, они поняли, что он очень умный. Когда Володя и его друг остались одни, они открыли географический атлас и стали внимательно его изучать. Вечером девочки услышали, как они планируют побег на золотые прииски в Америке. Они узнали, что их ждет трудное путешествие: тысячи миль неровной дороги, жизнь в бандитизме, драки с дикарями и работа на плантациях. Они договорились не говорить родителям: они надеялись, что мальчики привезут им из Америки золото и слоновую кость.
В канун Рождества Володя был сам не свой: Он не притрагивался к еде, часто молился, а перед сном долго прощался с родителями. Исчезновение мальчиков было обнаружено только во второй половине следующего дня. Их искали повсюду, но только через день в городе, на постоялом дворе, их нашли.
Девочки были вне себя от радости по поводу возвращения несчастных путешественников, но родители были очень серьезны и печальны. Вскоре за Чечевичиным пришла его мать и забрала его. Мальчик успел сделать только одну запись в тетради Кати: «Коготь ястреба Монтигомо».
Чему учит
История учит, что вы должны быть уверены в своей цели, что вы не должны сдаваться, что вы должны быть твердыми и решительными. Важно хорошо учиться, чтобы быть готовым ко всем возможным ситуациям. Это также учит вас брать на себя ответственность за свои действия.
В детстве захватывающие приключения стимулируют воображение многих детей. Но вы должны помнить, что не все безопасно. Прежде всего, нужно немного повзрослеть и научиться в школе применять полученные знания на практике.
Сюжет и композиция
Продолжим анализ пьесы Чехова «Мальчики», обратившись к структуре сюжета.
- Экспозиция — приезд Володи на рождественские праздники к родным. С ним — однокурсник Чечевицын.
- Завязка — описание необычного поведения Володи и его приятеля, очевидно связанных тайной. Дети перешептываются, и девочки стараются понять смысл происходящего.
- Развитие действия — «расследование» сестер Володи выявляет, что герои готовятся к побегу в Америку, при этом их брат явно колеблется, ему жаль покидать родных. Под напором Чечевицына они все же исчезают из дома. Родные в панике бросаются на поиски.
- Развязка — возвращение беглецов, задержанных полицией в Гостином дворе, где они собирались купить порох. Володя со слезами бросается к матери, его отец отчитывает подростков за легкомыслие. За гимназистом приезжает дама и забирает его домой.
Образы главных героев и их характеристика
В рассказе А. Чехова анализ персонажей показывает их различия и сходства. Оба — старшеклассники, что позволяет предположить их возраст: 8-10 лет. Общее у мальчиков — мечта о героической ситуации, взятая из книг американского автора.
Различия можно найти в области личности и социального статуса.
Только у одного из героев есть имя: Володя Королев. Это сочетание подчеркивает его аристократическое происхождение. Фамилия Чечевицын символична — ее неоднократно использует младшая сестра Володи. Автор объясняет, как ее имя ассоциируется с блюдами из чечевицы. «Чечевичный суп» — символ жизни в бедности в культурной традиции. Это подчеркивает разницу между мальчиками.
Важны описания портретов, обратите внимание на языковые средства:
Заметно, что второй персонаж наделен автором более ярко выраженными отрицательными характеристиками. «Сын кухарки» — это образное выражение современников автора, обозначающее «обездоленных детей».
Семейные отношения важны для Володи, он боится расстроить близких, поэтому плачет и готов отказаться от проекта. Сцевичин не тоскует по дому, видно, что его никто не ждет, семейный уют кажется ему чуждым, он напряжен.
В этой паре персонажей четко прослеживается контраст: раб — господин. Автор сочувствует Володе как ребенку, который не осознает опасности своих поступков. Описание прощания Чечевичина с девушками подчеркивает его эмоциональную холодность: «Лицо его было сурово и надменно»; у него нет теплых слов для них. Девочки, напротив, восхищаются им, считают его «необыкновенным, замечательным», героем. Здесь становится очевидной разница между детским и более зрелым взглядом на вещи.
У взрослых читателей концовка вызывает симпатию к Чечевичину. Описание его отъезда, телеграмма, отправленная «куда-то», «дама, мать», которая его приняла, — все указывает на возможные проблемы в семейных отношениях и одиночество мальчика.