Книга «Night Shone by Moonlight» — это, по сути, воспоминания поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.
Стихотворение А. А
Ночь была ослепительно прекрасна. Сад был залит лунным светом. Мы лежали на ногах в гостиной без света. Рояль был полностью открыт, и его струны трепетали, как и наши сердца от вашей песни. Ты пела, плача до рассвета, что ты — только любовь, что нет другой любви, и так хотела жить, чтобы тебя не слышали, чтобы любили, чтобы обнимали, чтобы плакали. Прошло столько лет, скучных и унылых, и вот в тишине ночи я снова слышу твой голос, и в этих вздохах я слышу, как и тогда, что только ты — жизнь, только ты — любовь. Что нет судьбы и нет печали сердца, и у жизни нет конца, и нет цели, кроме как верить в звуки, которые кричат, любить тебя, обнимать тебя и плакать над тобой!
Анализ стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад» Фета
В творчестве Фета есть целый цикл стихов, посвященных трагически погибшему М. Лазичу. Одно из них — произведение «Ночь сияла. Сад был полон лунного света» (1877).
Фет ощущает всю тяжесть лет, прожитых без своей возлюбленной. Он обращается к своим воспоминаниям с чувством глубокой печали. Вполне возможно, что он описывает эпизод из реальной жизни. Известно, что поэт сам сказал девушке, что не может жениться на ней по финансовым причинам. Он вспоминает вечер, проведенный наедине с Ласичем. Молодой человек был полон надежд на счастливое будущее. Он чувствовал, что вся окружающая его природа поддерживает его стремления. Казалось, что весь мир принадлежит влюбленным («Стропила лежали у наших ног»).
Во второй строфе возникает тревожная картина: влюбленный почему-то поет «в слезах». Автор, вероятно, уже сообщил ей о своем судьбоносном решении, и прекрасный вечер становится прощальным. Фет не скрывал, что это решение далось ему нелегко. Положение Ласича было еще более сложным. Девушка до последнего момента не подозревала, что ее бедность станет причиной отказа Фета от женитьбы. Она еще не верит, что все потеряно, и пытается своей песней изменить решение поэта. Лирический герой колеблется. Он видит, что счастье находится в его собственных руках. Сердце подсказывает ему, что это правильное решение, но холодная логика напоминает ему о финансовых проблемах. Писатель постоянно возвращается к своей нерешительности. Он убежден, что если бы в тот момент победила любовь, девушка была бы жива. Это единственное, что сейчас имеет значение. Безопасность и слава меркнут по сравнению с человеческой жизнью.
Вторая часть стихотворения резко переносит читателя в настоящее. Роковое решение было принято. Возлюбленная давно умерла, но поэт продолжает жить и страдать. Брак по расчету сделал его богатым, но разрушил все мечты о счастье. Писатель считает всю свою жизнь «мучительной и скучной». Единственное утешение — это постоянные воспоминания о прощальной вечеринке. Они бесконечно дороги Фетусу, но в то же время заставляют его невероятно грустить. Поэт устал от жизни, он больше не видит в ней смысла и значения.
В других стихотворениях, посвященных М. Лазич, Фетус открыто говорит о своей надежде на встречу с возлюбленной после смерти. Он с нетерпением ждал смерти. В этом произведении поэт верит только «в звуки плача», которые звучат в его памяти. Эта вера дала Фету силы пройти свой жизненный путь до конца и обрести прощение через свои страдания.
Стихотворение «Светлая ночь…» было написано Фетом под впечатлением музыкального вечера в кругу друзей и посвящено Татьяне Андреевне Берс, которая замужем за Кузьминским и в которую Фет был когда-то влюблен. В тот вечер девушка пела, потому что она была прекрасной певицей и профессионально занималась музыкой. Кузьминская, сестра жены Льва Толстого, стала моделью для Наташи Ростовой в «Войне и мире». Фет, услышав однажды вечером пение Берс, сказал ей: «Когда ты поешь, слова летят на крыльях».
Ниже приводится отрывок из мемуаров Т. Кузьминской «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» о создании этих стихов.
«Было уже темно, и свет майской луны полосами падал в полутемную гостиную. Когда я начал петь, надо мной запел соловей. Впервые в жизни я испытал это. Когда я запела, мой голос стал громче обычного, страх исчез, и я спела «Кроску» Глинки, Дургомского и Булахова на слова Фета. Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Слова начались:
Картинка к стихотворению Сияла ночь луной был полон сад
- Анализ стихотворения Фета Бал 19 век – время потрясающих балов, галантных манер и прекрасных танцующих пар. Эти торжества красоты и грации с восхищением описывали русские классики. Главным символом того времени стал «первый бал Наташи Ростовой»,
- Анализ стихотворения Брюсова В будущем Валерий Брюсов является знаменитым русским писателем, его основное творчество приходиться на период конца девятнадцатого и начала двадцатого века. В его множественные произведения входят сборники и стихи,
- Анализ стихотворения Бунина Не видно птиц покорно чахнет Стихотворение «Не видно птиц…» И. А. Бунина является одной из его ранних работ. Написано оно в 1889 г, когда автору было всего 19 лет, и вошло в его первый опубликованный сборник. В юности поэт увлекался охотой и любил гулять по лесу.
- Анализ стихотворения Блока Скифы Для России 1918 год стал тяжелым временем. Последствия ранее прошедшей Октябрьской революции, отобразились на всех сферах жизни страны, а так же сорванные переговоры в Брест — Литовске между Советской Россией и Центральными
- Анализ стихотворения Пушкина Разлука Как важны для нас бывают товарищи, которым мы доверим самые сокровенные тайны, делимся с ними радостями и тревогами. Именно так им верным другом, братом, товарищем, единомышленником был для Пушкина Кюхельбекер.
Афанасий Фет — человек, написавший красивое и очень поэтично-романтичное произведение в жанре поэзии. Она была написана в 1877 году.
В целом, произведение необычайно красивое, нежное и даже немного загадочное, ведь оно полно грусти, но в то же время — романтики, которая отчетливо сквозит в стихотворении. Стихотворение имеет своеобразную тему, поскольку Фет пишет о своих собственных чувствах. Когда-то он был влюблен в девушку из бедной дворянской семьи, бросил ее и не захотел из-за этого жениться на ней. Но потом он горько пожалел об этом.
Первые строки стихотворения «Ночь светила. Сад был полон лунного света…» предполагают, что два героя, мужчина и женщина, находятся, конечно же, в старом доме, где стоит пианино, на котором играет женщина, о чем свидетельствует ее голос, нежно поющий о любви.
Все погружено в темноту, и вот лунный свет пробивается сквозь занавески и падает на две фигуры, которые нежно и романтично смотрят друг на друга. Очевидно, что этих двоих связывают нежные романтические чувства. Однако то, что это была последняя ночь, проведенная влюбленными вместе, доказывают другие, более молодые строки стихотворения: «Ты пела все время, усталая от слез…».
История создания
- версия первая – в 1850 г. погибает при пожаре возлюбленная поэта Мария Лазич. Незадолго до трагедии поэт решил порвать любовную связь с Марией: он не мог обеспечить ей достойное существование. До конца жизни он будет корить себя в произошедшем. Это произведение, созданное в 1877 г., посвящено Марии. Позднее Фет включил его в состав сборника «Мелодия»;
- версия вторая – стихотворение посвящено женщине по имени Татьяна Кузьминская. Она была родной сестрой супруги писателя Л.Н. Толстого. Фет, находясь в одной из музыкальных гостиных, был впечатлён её прекрасными вокальными данными. Спустя годы, он, вновь услышав пение Татьяны, написал эти стихотворные строки.
Стихотворение представляет собой эротическую элегию, пример «чистого искусства». Эта тенденция подразумевает отказ от социальных вопросов. «Чистое искусство» всегда воспевает любовь и красоту.
Стихотворение написано ямбическим гекзаметром. Рифма перекрестная, чередуются женские и мужские рифмы.
Композиция
Работа построена по закону зеркальной композиции: В ней описываются симметричные изображения из прошлого и настоящего. Это позволяет читателю понять чувства главного героя поэмы.
Стихотворение состоит из четырех четверостиший, каждое из которых имеет свою интонацию:
- Первые две части поэт посвятил описанию прекрасного девичьего пения.
- Последующие две части рассказывают о её повторном пении по прошествии многих лет.
Авторское повествование развивается со все возрастающим эмоциональным накалом, закономерно подводя читателя к кульминации действия — четвертой строфе: «…любить тебя, обнимать тебя и плакать о тебе!».
Образы и символы
Все образы переплетаются в произведении. Они открывают перед читателем богатую палитру чувственных переживаний лирического героя:
- образ лирического героя – это сам поэт. Он предстаёт в роли слушателя прекрасной музыки. Это символ преданности: герой всю жизнь любит свою единственную;
- образ возлюбленной – символ мечты и надежды на лучшее. В любви нашла отражение фраза «дрожащие сердца», «плач»;
- образ музыки – поэт описывает музыку так: «дрожащие струны раскрытого рояля». Музыка, которую исполняет девушка, становится символом возрождения;
- образ природы – поэт описывает природу, когда лунная ночь переходит в первые отблески утра, в зарю. Природа символизирует человеческую жизнь: «Сияла ночь. Луной был полон сад…». Жизнь – это сад, куда опускается ночь.
«На заре ты её не буди…»
Не будите ее на рассвете, она так сладко спит на рассвете; утро дышит на ее груди, ярко веет на ее ладонях.
И подушка у нее горячая, и сон горячий, и, черные, как лента, косы бегут по плечам с каждой стороны.
Прошлой ночью она сидела у окна и смотрела, как луна играет в облаках.
И чем ярче играла луна и чем громче свистел соловей, тем бледнее становилась она, и тем сильнее болело и терзалось ее сердце.
Вот почему она сжигает свою молодую грудь по утрам. Не будите ее, не будите. Она так сладко спит на рассвете!
Красивое, лирическое стихотворение Фета, безусловно, уникально в этом жанре. Любовь не упоминается, но вы можете услышать ее между строк. В стихотворении используется самый маленький размер строфы. Текст поэмы послужил основой для знаменитого романса.
Послушайте романс в стихотворении «Не буди ее на заре…».
Когда вы читаете его, сразу возникает образ молодой девушки. Весеннее утро, чувство, которое можно просто проклясть. Еще не любовь, но лишь намек на нее. И чувства, переданные не только автором, но и героиней пьесы. Они переплетаются, и трудно сказать, кто из них взволнован и растерян.
Считается, что к написанию этих строк поэта подтолкнуло драматическое событие в доме его друзей. Однако стихотворение наполнено ожиданием любви, а не трагедии, и имеет скорее романтический, чем печальный контекст. Как часто в стихотворениях Фета о любви, природа играет главную роль, она участвует: «Утро дышит», луна «играет», соловей свистит.
«Я тебе ничего не скажу…»
Я ничего не скажу тебе, я не буду тебя волновать, я не скажу ни слова о том, что я говорю молча, я не смею сказать ни слова.
Весь день ночные цветы спят, но когда солнце садится за рощу, листья тихонько раскрываются, и я слышу, как расцветает сердце.
И на мою больную, измученную грудь падает влага ночи. Я дрожу, я не буду вас беспокоить, я ничего вам не скажу.
«Я ничего тебе не скажу» — это стихотворение Фета о любви, которая никогда не исполняется. У него нет будущего, его судьба — оставаться только в мыслях. Считается, что она посвящена Марии Лазич, молодой девушке, одинокой женщине, в которую поэт был влюблен. Поскольку он не мог жениться на ней, он не признавался ей открыто в своих чувствах, так как не хотел разоблачать ее.
В первых строках автор сам пытается молчать — «я ничего не скажу», но к концу стихотворения он твердо убежден. Борьба между разумом и душевным порывом изображена в поэме глубоко и напряженно. Оно написано в круговой и зеркальной композиции: две первые и две последние строки повторяются в обратном порядке.
Прослушайте стихотворение «Я вам ничего не скажу…».
«Нет, я не изменил. До старости глубокой…»
Нет, я не изменился. До старости я все так же верен, Я раб твоей любви, И старый яд цепей, сладких и тяжелых, Все еще горит в моей крови.
Хотя память говорит мне, что между нами могила, Хотя каждый день я томительно встречаю другой, Я не могу поверить, что ты можешь забыть меня, Когда стоишь здесь передо мной.
Когда на мгновение я вижу другую красавицу, мне кажется, что я узнаю тебя; и я слышу аромат нежности твоего прошлого, и я вздрагиваю и пою.
Стихотворение посвящено Марии Лазич. Сам Фет, влюбившись в нее, не хотел, чтобы между ними завязывались отношения, так как у него не было достаточно средств для такого союза и их жизнь была бы довольно сложной. Но поэт горько сожалел об этом, особенно в поздние годы. Ему казалось, что именно это чувство было самым светлым и искренним в его жизни.
В этой работе он изливает свою скорбь, страдания и сожаление о том, что ничего нельзя восстановить или исправить. В то же время он пытается попросить у нее прощения и уверяет, что всегда любил только ее. Образ девушки остался в его памяти как самое прекрасное переживание до самой смерти.
Чувство сожаления о неправильном выборе буквально снедает поэта. Ему кажется, что другая жизнь могла бы принести больше удовлетворения и счастья. Стихотворение написано чередованием длинных и коротких строк — ямбической гетерогенностью.
Прослушайте стихотворение «Нет, я не обманул. До старости…»
История создания
Афанасий Афанасьевич написал стихотворение «Ночь светила. Сад был полон лунного света…» в 1877 году, накануне своего 60-летия. В это время он подводил итоги своей жизни, и его творчество было проникнуто затаенной грустью и сожалением о безответной любви.
В юности Фет был влюблен в юную красавицу Марию Ласич, которая горячо отвечала поэту взаимностью. Однако девушка была из бедной семьи, и Фет не собирался жениться на несчастной. Ее трагическая смерть в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая не зажила даже с течением времени.
Позже, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе безбедную жизнь, Фетт сокрушался о том, что в погоне за роскошью потерял самое дорогое — свою искреннюю любовь.
Произведение «Ночь сияла. Сад был полон лунного света…» — это действительно воспоминания поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.
Замечательная нежность и музыкальность стихотворения не могли остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к ней музыку и сегодня «Ночь была лучезарна. Сад был полон лунного света…» — один из самых популярных русских романсов.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Афанасий Афанасьевич написал стихотворение «Ночь светила. Сад был полон лунного света…» в 1877 году, накануне своего 60-летия. В это время он подводил итоги своей жизни, и его творчество было проникнуто затаенной грустью и сожалением о безответной любви.
В юности Фет был влюблен в юную красавицу Марию Ласич, которая горячо отвечала поэту взаимностью. Однако девушка была из бедной семьи, и Фет не собирался жениться на несчастной. Ее трагическая смерть в юном возрасте оставила в душе поэта глубокую рану, которая не зажила даже с течением времени.
Позже, удачно женившись на богатой наследнице и обеспечив себе безбедную жизнь, Фетт сокрушался о том, что в погоне за роскошью потерял самое дорогое — свою искреннюю любовь.
Произведение «Ночь сияла. Сад был полон лунного света…» — это действительно воспоминания поэта о тех счастливых днях, когда он был молод и влюблен, наслаждался жизнью в обществе прекрасной девушки, которая не могла жить без него.
Замечательная нежность и музыкальность стихотворения не могли остаться незамеченными. Композитор Н. Ширяев написал к ней музыку и сегодня «Ночь была лучезарна. Сад был полон лунного света…» — один из самых популярных русских романсов.
Тема
Это стихотворение — прекрасный пример эротической поэзии. Центральная тема — чистая и возвышенная любовь, которая сопровождает лирического героя на протяжении всей его жизни.
Это глубоко интимное и во многом автобиографическое произведение, отражающее все переживания поэта. Поэма, особенно вторая часть, пронизана светлой грустью. Автор тоскует по своей возлюбленной и надеется, что скоро увидит ее снова.
Читайте также: краткий анализ поэмы «Демон» (Те дни…) по плану.
Возлюбленная лирического героя соединила в себе все прекрасные качества, которые могут привлечь романтическую натуру. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор представляет себе любовь.
Главная мысль, которую поэт хочет донести в своем произведении, — бессмертие любви, ее всесильная власть, над которой не властны ни время, ни обстоятельства.
Состав
Ночь была ослепительно прекрасна. Сад был полон лунного света…» состоит из четырех четверостиший, каждое из которых имеет свое собственное звучание. Композиция симметрична, поскольку делит строфу на две равные части:
- первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
- последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.
Авторское повествование развивается с нарастающим эмоциональным накалом, закономерно приводя к кульминации эмоционального накала — четвертой строфе.
Стихотворение написано ямбическим гекзаметром с перекрестной рифмой.
Жанр
Произведение относится к жанру лирической поэмы, так как автор выражает в нем всю глубину чувств и переживаний лирического героя.
Средства выражения
Несмотря на кажущуюся легкость и простоту стихотворения, его изысканность и мелодичность — результат сложной работы с художественными средствами.
Автор использует прилагательные («томный», «эхо», «плач»), олицетворения («лучи лежали», «ночь светила», «струны дрожали»), метафоры («душераздирающая мука»).
Тема
Это стихотворение — прекрасный пример эротической поэзии. Центральная тема — чистая и возвышенная любовь, которая сопровождает лирического героя на протяжении всей его жизни.
Это глубоко интимное и во многом автобиографическое произведение, отражающее все переживания поэта. Поэма, особенно вторая часть, пронизана светлой грустью. Автор тоскует по своей возлюбленной и надеется, что скоро увидит ее снова.
Возлюбленная лирического героя обладает всеми прекрасными качествами, которые могут привлечь романтическую душу. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор видит любовь. Главная мысль, которую хотел донести поэт в своем произведении, — бессмертие любви, ее всесильная власть, над которой не властны ни время, ни обстоятельства.
Вариант 2
Для лирического героя Фетова ночь становится возможностью насладиться тишиной, покоем и собственными мыслями, которые не противоречат медленному течению времени.
Этот поэтический рефрен под названием «В свете луны» был написан в 1885 году. В ней рассказывается о том, как лирический герой очарован окружающим его пейзажем, предвкушает будущее свидание с возлюбленной и надеется провести с ней еще один вечер. Для него ночь, обрамленная силуэтом луны, — это возможность признаться в своих истинных чувствах, показать, что он действительно любит, что в его голове кипят страсти.
Лирический герой приглашает свою очаровательную спутницу на прогулку. Он полагает, что она будет достаточно романтичной, чтобы сделать ему приятное. Возлюбленная действительно идеализирована в глазах фетовского героя, хотя автор не раз прибегал к такому решению. Сам герой уверен, что такое занятие поможет ему развеять скуку и стигматы и в полной мере насладиться событиями и вечером, который ему предстоит провести с любимой.
Не случайно Афанасий Фет описывает эскиз пейзажа, который заставляет читателя задуматься, а сам лирический герой уверен, что именно такая атмосфера поможет его возлюбленной признаться в своих чувствах и завоевать взаимное согласие.
Заключительный эпизод начинается с риторического вопроса, который наполняет стихотворение грустью и болью в сердце. В то же время сам автор, как и лирический герой, который является главным действующим лицом, знает, что грусть и печаль на этом фоне неуместны. Их не должно быть в жизни героя. Ведь теперь он находится рядом со своей возлюбленной, которую долго ждал, и теперь его сердце омрачено горем. Почему?
Конечно, Афанасий Фет оставляет читателю возможность самому догадаться о том, чем закончится прогулка двух влюбленных. Никто не знает, какое решение приняла девушка, но главный герой, кажется, догадывается о ее решении; его душа искренне понимает, что ждет девушку, что заставляет его страдать и переживать еще больше. Его беспокоит происходящее в лунном свете, ведь даже грандиозный пейзаж, окружающий влюбленных, не может спасти ситуацию от полного краха, поэтому картина приобретает печальный и мрачный контекст.
Читайте также. Евгений Онегин» Пушкина.
Анализ стихотворения «В лунном свете» в соответствии с черновиком
Тема
Центральной темой поэмы является чистая и высокая любовь, которая сопровождает лирического героя на протяжении всей его жизни.
Это глубоко интимное и во многом автобиографическое произведение, отражающее все переживания поэта. Поэма, особенно вторая часть, пронизана светлой грустью. Автор тоскует по своей возлюбленной и надеется, что скоро увидит ее снова.
Возлюбленная лирического героя обладает всеми прекрасными качествами, которые могут привлечь романтическую душу. Это во многом идеализированный образ, но именно так автор видит любовь. Главная мысль, которую хотел донести поэт в своем произведении, — бессмертие любви, ее всемогущество, над которым не властны ни время, ни обстоятельства.
Композиция
Moonlit Night состоит из четырех четверостиший, каждое из которых имеет свое собственное звучание. Композиция симметрична, поскольку делит строфу на две равные части:
- первые два четверостишия посвящаются прекрасному пению девушки;
- последующие строфы повествуют читателям о повторном музицировании, но уже много лет спустя.
Авторское повествование развивается с нарастающим эмоциональным накалом, закономерно приводя к кульминации действия — четвертой строфе.