Система образов. Система образов в литературе.

Грушницкий — полная противоположность Печорину, они совершенно разные, это и свело их вместе в первую очередь. Грушницкий оказался коварным и попытался избежать дуэли нечестным путем. Его хитрость стоила ему жизни. Печорин раскрыл план Грушницкого и убил его на дуэли.

Что такое система персонажей и как ею пользоваться?

Во многих руководствах по написанию (книгах, учебниках, курсах) рекомендуется сначала найти интересного персонажа, вокруг которого выстраивается «кольцо» из других персонажей — антагонистов, союзников, второстепенных героев. То есть все второстепенные персонажи подстраиваются под характер главного героя.

На самом деле, это одна из самых больших ошибок, которые может совершить писатель. Потому что этот подход по своей сути неорганический. Это все равно, что выбирать родителей, друзей и врагов новорожденного ребенка по тому, как он выглядит в первые несколько минут своей жизни.

Правильный подход — это единая система персонажей в пьесе, которую драматург учитывает на стадии планирования.

Как построить систему?

Система персонажей в романе основана на главной идее (теме, основной идее произведения), что кажется вполне органичным.

Например, главная тема — религия, поиск Бога. Автор развивает эту тему и выбирает персонажей, которые имеют разные взгляды на веру: атеист, глубоко религиозный, сомневающийся и равнодушный к религии. Каждый из персонажей передает определенную тему, но по-своему. Это и есть экологическая система!

Не обязательно сначала придумывать главного героя, а потом строить все вокруг него.

Сначала выбирается тема. Затем три, четыре, пять или более персонажей (лучше четыре, чтобы добиться четырехкратного сопоставления). У каждого из персонажей свой взгляд на главную тему произведения.

система-персонажей-2

Это единая система, которая охватывает основных персонажей. Затем драматург решает, с кем из них интереснее работать? Какой из них имеет больший потенциал для развития?

В приведенном выше примере персонаж, сомневающийся в существовании Бога, обладает большим потенциалом. Проще всего проследить изменение его характера (от сомнения к вере или наоборот к атеизму) и принять моральное решение в конце. Это будет главный герой. Отсюда можно непосредственно читать принципы конкурса. Она сталкивается как с верующим, так и с атеистом. Человек, равнодушный к религии, может быть союзником.

Если искусственно «плясать» на главной героине и выбирать ее без учета темы, то все будет построено интуитивно и ситуативно автором и, как показывает практика, зачастую неудачно.

Алгоритм построения системы:

  1. Рассмотреть систему из персонажей.
  2. Придать каждому из них индивидуальность.
  3. От системы перейти к ГГ и проработать его.
  4. Прояснить образ противника.
  5. Использовать всех персонажей для разворачивания конфликта.

О сюжетных функциях

И вам нужно начать разрабатывать систему в терминах «сюжетных функций».

Каждый персонаж в рассказе/постановке имеет четкую и понятную функцию, помимо своего характера и своего взгляда на главную тему. То есть, как именно они будут способствовать тому, чтобы мехи сюжета вписывались в логическую схему.

Таких функций шесть (в других источниках говорится о четырех: антагонист, союзник, протагонист, любовник):

  1. Герой.
  2. Противник.
  3. Союзник.
  4. Мнимый союзник.
  5. Мнимый противник.
  6. Герой второго плана.

Проблема главного героя (ГГ) всегда находится в центре внимания. Пытаться решить ее, исправить свои ошибки, продвинуть сюжет.

Идеальная схема выглядит следующим образом:

  • У ГГ есть какая-то цель, стремление к ней, мотив.
  • Но слабости и недостатки мешают ему к этой цели прийти.

Антагонист — это человек, который мешает ГГ достичь своей цели больше, чем кто-либо другой. Это может быть самоочевидным. Или он может действовать из лучших побуждений.

Кстати, вы же не хотите, чтобы антагонист просто мешал! Идеальная оппозиция имеет те же амбиции, что и ГМ, т.е. постоянный, интенсивный и неостановимый конфликт интересов.

Отношения между героем и антагонистом всегда находятся в центре повествования.

Самым большим недоразумением в этой истории является явная ненависть главного героя к антагонисту. Хотя это обычное явление в классической литературе, следует отметить, что в классике протагонист и антагонист не ненавидят друг друга в начале пьесы. Их отношения (и взаимная неприязнь) развиваются постепенно, по мере эскалации конфликта. Антагонист «выталкивает» главный недостаток ГМ.

Иногда в одном и том же персонаже сочетаются союзник и антагонист.

Союзник — это тот, кто помогает главному герою. Обычно имеет те же ценности и поведение, но гипертрофирует или подчеркивает слабости главного героя (здесь может быть иначе). У него свои интересы, но цель у GG примерно одна и та же. Это важный момент.

Фиктивный союзник — это персонаж, который пытается казаться другом, но на самом деле выступает против ГГ. Его присутствие усиливает напряженность конфликта. Что еще более важно, это приводит к интересным поворотам сюжета. Осознание того, что друг Г.Г. на самом деле был врагом, становится большим сюрпризом для читателя.

Вымышленный союзник всегда стоит между протагонистом и антагонистом (чаще всего работая на антагониста), но постепенно развивает симпатию к протагонисту через общение с ним, что приводит к сложному моральному решению в конце: встать на сторону протагониста или выбрать врага. Это было бы еще одним изменением характера в пьесе, в дополнение к изменению характера главного героя, которое воспринимается читателями положительно.

Вымышленный антагонист — это человек, который борется, но на самом деле пытается помочь главному герою. Это более сложная типология, чем вымышленный союзник. Они всегда находятся в открытом противостоянии. Однако он действует на благо главного героя.

Второстепенный персонаж — это не то же самое, что второй исторический ГМ! Это персонаж, написанный так, чтобы быть сопоставимым с главным героем (у них похожие жизненные ситуации, цели, взгляды на проблему). Функция заключается в том, чтобы выявить основные характеристики главного героя путем сравнения двух историй, чтобы углубить характер главного героя.

Система образов в художественном произведении презентация к уроку по литературе (9, 10, 11 класс)

Образная система — это совокупность литературных персонажей в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом, а также их роль в сюжете произведения и раскрытие авторского замысла.

Художественный образ (общий термин) Форма отражения действительности посредством искусства (литературы), конкретный и одновременно обобщенный образ человеческой жизни, созданный творческим воображением автора Литературный персонаж Лицо, фигурирующее в литературном (эпическом или драматическом) произведении Образ автора Языковой прием автора в художественном произведении, наделенный авторским мировоззрением, Герой Герой эпической пьесы с национально-историческими чертами Драматический герой Действующее лицо в драматической пьесе Главный герой Главный персонаж Главный персонаж истории, вокруг которого вращаются центральные события вымышленного произведения Второстепенный персонаж Персонаж, который не является главным действующим лицом в центральном конфликте пьесы Второстепенный персонаж Персонаж в драматическом произведении, который непосредственно не участвует в действии, но относится к речи персонажа.

Рассказчик Человек, который является главным героем литературного произведения, персонифицированный рассказчик. Рассказчик в литературном произведении

От первого лица, «Моя жизнь» Антона Чехова От третьего лица, «Война и мир» Льва Толстого Через систему рассказчика, «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова Типы повествования в художественном произведении.

Типы повествователей Краткое описание Пример «Обрамление», условный повествователь Повествователь направляет повествование, организует текст в художественное целое, но его функция условна И. С. Тургенев «Записки охотника» Страстный повествователь Описывает события как отстраненный наблюдатель А. С. Пушкин «Повести Белкина» Повествование в пьесе ведется с точки зрения главного героя Ф. М. Достоевский «Повести Белкина Рассказчик — словесная маска Автор выбирает конкретного персонажа на роль рассказчика, наделяя его набором типичных характеристик Руди Панько в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя Рассказчик — участник событий Рассказчик — участник событий и поэтому вносит свою интерпретацию увиденного Повесть «Максим Максимыч» из романа «Герой нашего времени». Литературное произведение состоит из: — «рассказ внутри рассказа», описывающий событие от лица одного из участников; — рассказы разных рассказчиков, связанные между собой «После танцев» Л.Н. Толстого «Герой нашего времени» М. Лермонтова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропаганда здорового образа жизни на примере литературных произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-6 классах.

Результаты исследования на тему: «Пропаганда здорового образа жизни на примере литературных произведений, изучаемых на уроках литературы в 5-6 классах». Специфика кон.

Методические доклады «Значение художественного образа в музыкальном произведении».

МЕНТАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ: «Значение художественного образа в музыкальном произведении».

РОЛЬ АККОМПАНЕМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА СКРИПИЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Данный методологический отчет не претендует на исчерпывающую полноту, но является попыткой углубить и расширить важную тему, затрагивающую процесс проекта «Откровение».

Методическая разработка курса. Технологическая карта мастерской Художественные образы в лирическом произведении. ФОНТАН _ I _ ТУТЧЕВ И ФЕТ (Творческая мастерская писателя) Литература. Урок по развитию дискурса (1-й год обучения).

Этапы урока по технике мастерской помогают понять развитие образов в поэзии Тютчева и Фета на одну тему — колодец.

Мифологические символы для образов и слов художественного произведения.

Презентация поможет в комплексном анализе литературного произведения А.С. Пушкина «Пролог к поэме «Руслан и Людмила».

Родное Приобье (образ Родины в художественных произведениях аннинских писателей и поэтов).

Внеклассный курс литературы позволяет познакомиться с историей и культурой родного края через произведения писателей и поэтов Аннинского края.

Человечность в поведении животных и в нечеловеческом поведении людей (роль образов животных в художественном произведении для формирования духовно-нравственной личности).

Исследовательская работа по литературе.

Становление термина

Система образов — это определение в литературе, которое в разные периоды развития человечества трактовалось по-разному и принимало различные формы. Ведь если трансформация человека — непосредственный объект изображения, то, безусловно, изменение и формы, через которые оно отражается в искусстве.

Конечно, есть разные направления писателей в описании реального мира, это зависит от их личных представлений о нем. Например:

  • реалисты;
  • модернисты;
  • сентименталисты;
  • романтики.

С течением времени, в зависимости от этапа развития искусства, менялись границы между реальностью и вымыслом, между обыденным и уникальным, между реальностью и далеким идеалом.

Эпоха классицизма.

Смотрите галерею

Читайте также. Людвиг ван Бетховен — краткая биография композитора

Художественные средства

Система образов в литературе также является средством выражения, с помощью которого эти образы создаются. К ним относятся:

1. языковые особенности персонажей:

(a) диалог (разговор между разными людьми),

(b) монолог (речь одного человека),

(в) внутренний монолог (внутренние мысли человека).

2. подтекст — тайный, неявный смысл происходящего, скрытое отношение автора.

3. символ — это образ, выражающий значение какого-либо явления.

4. портрет — изображение внешнего облика человека, представляющее характеристику его личных качеств.

6. деталь — это деталь, придающая смысл или эмоциональный заряд благодаря своей выразительности.

7. характеристика — это отношение автора к повествованию.

Эти элементы помогают создать целостную картину образов, сделать вымышленную реальность правдоподобной и заставить читателя поверить в происходящее и эмоционально отреагировать.

Русская литература.

Смотрите галерею

Значение произведений искусства

Изображение в произведениях русской литературы писателей-реалистов в первую очередь показывает присутствие человека и его отношения с окружающей действительностью и обществом в центре внимания.

Персонажи модернистов и романтиков, напротив, больше сосредоточены на себе, на своем внутреннем мире.

Стоит отметить, что все эти направления можно найти и в других видах искусства, помимо литературы: в музыке, живописи, поэзии, архитектуре и скульптуре.

В идеале, по мнению авторов, читатель не просто пассивно воспринимает художественные образы, а является участником, со-творцом происходящего. Они эмоционально реагируют на происходящее и наполняют произведение искусства своими чувствами и мыслями.

Представления автора.

Смотрите галерею

Образ автора в литературном произведении

Когда мы говорим о системе образов в литературном произведении, нельзя не затронуть образ автора, который нельзя путать с другими персонажами. У произведения также может быть рассказчик, например. Это не образ автора, а персонаж, от имени которого ведется повествование.

Образ автора — это фигура, которая символизирует не рассказчика, а автора литературного произведения. Она создается автором как автопортрет.

Образ автора (автопортрет) часто путают с лирическим героем произведения, особенно в поэзии. Лирический герой — это не автопортрет, а условный образ, который является носителем переживаний и чувств. Обычно он говорит от первого лица.

Например, многие стихи Владимира Высоцкого написаны от первого лица, в том числе некоторые о войне, в которой он не участвовал (поэт родился в 1938 году). Однако они воспринимаются как исповедь участника этих событий — советского солдата. Лирический герой этих произведений не отождествляется с автором и не является его образом.

Лирический герой не является автопортретом, хотя стихотворение написано от первого лица.

образ автора и лирический герой

Средства создания образа литературного героя (типа, характера)

Самым важным средством создания литературного персонажа является портрет (даже психологический), но арсенал средств, используемых автором для создания персонажей в литературном произведении, гораздо обширнее. Я постараюсь перечислить их все.

  1. Портрет. Описывая внешность героя, писатель подчеркивает определенные его черты, которые позволяют нам судить о характере. Портрет может быть развернутым и разорванным. Например, Гоголь и Тургенев любили давать обстоятельное описание персонажа в одном каком-либо месте повествования (обычно – при первом знакомстве читателей с действующим лицом). Такие портреты называют развернутыми. У Л.Н. Толстого такого подробного описания внешности персонажей нет. Детали портретов действующих лиц разбросаны по всему произведению. Такие портреты называют разорванными. Можно ли создать образы персонажей без портретных зарисовок? Да, вспомните хотя бы «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. Мы хорошо представляем себе и Татьяну, и Евгения, но автор нигде не рассказывает о том, как они выглядели.
  2. Индивидуализация речи. Речь человека может многое рассказать о нем и в жизни, и в литературе. Лексика нам расскажет о социальном статусе героя, его профессии, принадлежности к той или иной группе общества, к той или иной национальности, о его уровне грамотности. Синтаксис поможет почувствовать его темперамент, эмоциональное состояние. Многие современные авторы пренебрегают, к сожалению, этим средством, и все персонажи у них говорят одинаково или почти одинаково. Это разрушает целостность образа, мешает адекватному восприятию произведения.
  3. Поступки. Мы знаем, что о человеке нужно судить не по внешности и словам, а по делам. В литературном произведении важно все: и внешность (портрет), и слова (языковая характеристика), и поступки. Характер персонажа часто раскрывается через его поведение в тех или иных ситуациях.
  4. Биография героя. Мы знаем, что характер человека начинает формироваться еще в детстве, поэтому знание биографии персонажа помогает нам его лучше узнать и понять. Для раскрытия характера действующих лиц писатель часто знакомит нас с их прошлым, с какими-то важными эпизодами из их жизни. Биографические данные могут быть даны в одном месте или быть разбросанными по всему произведению (как и портрет).
  5. Авторская характеристика. Описывая внешность героя, знакомя с его биографией, рассказывая о его поступках, автор может давать им свою оценку. Комментирует он иногда и мысли, чувства персонажей. Этим средством сложнее всего воспользоваться драматургам, но и в драмах авторская характеристика может присутствовать (в ремарках).
  6. Характеристика персонажа другими действующими лицами .
  7. Мировоззрение героя. О нем мы можем узнать из монологов и диалогов, из размышлений персонажа.
  8. Привычки, манеры. Вспомним героя рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» Беликова. Он привык носить галоши и брать с собой зонт в любую погоду. Это хорошо сочетается с его опасением «как бы чего не вышло». Привычки характеризуют Беликова как человека острожного и консервативного.
  9. Отношение к природе .
  10. Окружающие персонажа вещи (вещная характеристика). Этим средством, например, часто пользуется Гоголь. Вспомним хотя бы описание интерьеров домов помещиков в «Мертвых душах».
  11. Психологический анализ. Раскрытию внутреннего мира героя помогают их дневники, письма, сны.
  12. Говорящая фамилия. Примером могут служить действующие лица произведений Фонвизина, герои Салтыкова-Щедрина. Значащей может быть не только фамилия персонажа, но и имя, прозвище (как у героя рассказа «Бирюк» Тургенева).

Примерный план характеристики литературного героя

Многие темы для эссе связаны с характеристиками литературных персонажей. Следующий план поможет вам написать их:

  1. Определение места персонажа в системе образов литературного произведения.
  2. Положение в обществе, социальный статус, финансовое положение.
  3. Внешность.
  4. Анализ мировоззрения (какие идеи высказывает, какие имеет привычки, чем занимается и интересуется, как влияет на окружающих).
  5. Анализ чувств и эмоций (отношения к окружающим и окружающих к персонажу, переживания, психологический портрет, череда поступков, речевая характеристика, отношение к природе, биография, различные детали).

Чтобы завершить характеристику литературного персонажа, целесообразно сделать вывод о проблеме (общественной, общечеловеческой), которая привела автора к созданию анализируемого образа.

авторский замысел

Главные герои — Лука и Сатин

Главные герои пьесы — Лука и Сатин, потому что они представляют две позиции в жизни, два разных мировоззрения. Лука, который появляется из ниоткуда в квартире Костылева, вызывает у зрителя самые сильные эмоции. Он дружелюбен, успокаивает всех и вселяет надежду на лучшее будущее:

  1. Актера уверяет в том, что алкоголизм лечат в специальных лечебницах.
  2. Утешая умирающую Анну, он говорит, что на том свете люди обретают настоящий покой, и за все земные мучения она обязательно попадет в рай.
  3. Пеплу дает совет бросить все и вместе с Наташей уе­хать в Сибирь.

Старик не агрессивен в своих убеждениях. Он спокоен и добр ко всем, и его появление многое меняет в жизни трактирщиков, которые давно устали от жалости и милосердия. Сначала они не принимают слова странника всерьез, потом его речи начинают раздражать, некоторые даже ругают его и требуют, чтобы он перестал лгать. Однако в конце действия многие защищают его, даже Сатин, который осуждает его в начале.

Имидж Луки можно оценивать по-разному. Распространено мнение, что жалость унижает человека. Да, в некоторых случаях действительно лучше сказать правду и принять правильное решение. Но Анна, которая умирает, и даже муж не хочет ее иметь, вынуждена утешаться страхом приближающейся смерти. И совет Эша уехать из этих трущоб был самым полезным: тогда бы не произошло этого ужасного убийства, и влюбленные могли бы быть вместе.

Странный старик исчез так же незаметно, как и появился, и все гадали о его жизни.

Трагические события дали бывшим жителям еще больше надежды на счастливую жизнь. У бродяги Сатина в пьесе совсем другое отношение к жизни. Он борец за правду и не согласен с Лукой в том, что утешительная ложь — зло. Однажды он защитил честь своей сестры, убил ее мучителя и попал в тюрьму, что не задело его человеческих чувств.

На дне система образов

Он любит людей и сострадает им, но считает, что одно лишь сострадание не может облегчить их земные страдания. Хотя у него тоже нет выхода из подполья, именно Сатин произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Все в человеке. Он считает, что работа должна облагораживать человека: «Если работа приносит удовольствие, то жизнь хороша.

Но эти слова расходятся с его реальной жизнью. До тюрьмы он работал телеграфистом, много читал и выступал на сцене с танцами, но когда его выпустили, он уже никому не был нужен и оказался в этом заведении.

Сейчас Сатин зарабатывает на жизнь игрой в карты. Он самозванец и не стыдится этого; самозванец должен быть умнее, чтобы перехитрить других.

Основные направления

Классицизм — это движение XVII-XIX веков, основанное на античности и литературе, которое фокусируется на борьбе за эмоции, чувства и обязанности во имя семьи и государства. Естественно, положительные герои должны были выполнять свои обязанности, а отрицательные — следовать своим желаниям.

С другой стороны, писатели-романтики восхваляли героев, у которых хватало мужества противостоять или даже быть отвергнутыми привычным окружением, обязанностями и обществом.

Читайте также: О чем повесть Старуха Изергиль: анализ произведения.

Реалисты, как следует из их названия, стремились продемонстрировать рациональное познание мира и признать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Модернисты считали, что единственный способ понять природу мира и человека — это использовать иррациональные инструменты и способности человеческого тела: Интуиция, вдохновение, просветление и т.д.

План практического занятия № 12 по русской литературе 19 века

Тема: Проблема личности и общества в скучном рассказе Чехова.

Задание: Сравните оценку «Скучной истории» двумя современными учеными (по выбору).

  1. Жанровое своеобразие «Скучной истории» как «исповеди сына века». Идейно-художественная функция контраста настоящего и прошлого в «Записках» героя.
  2. Николай Степанович как представитель лучшей части русской интеллигенции 80-х годов. Поиски истины, разочарования и душевные утраты. Трагическое одиночество человека, зашедшего в тупик.
  3. Жизненная драма Кати и мера ответственности Николая Степановича за ее судьбу. Проблема «обыкновенных людей» и «героев» повести.
  4. Духовная разобщенность и отсутствие высокой идеи у окружающих Николая Степановича людей как явление эпохи. Опасность обывательской бездуховности для творческой интеллигенции.
  5. Чеховское решение проблемы «Кто виноват?».
  6. «Бессобытийность» сюжета повести: видимая незначительность сдвигов в душевной жизни героя. Акцентировка авторского внимания на повседневных формах действительности и подавляющей власти мелочей жизни. Трагедийная подоснова «Скучной истории».
  1. Чехов А. П. Скучная история – Полн. собр. соч. и писем в 20-ти т., Т.7, М., 1974.
  2. Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. – Л., 1970 (гл. 2, § 6.) .
  3. Смирнов М. М. Герой и автор в «Скучной истории» // В творческой лаборатории Чехова – М., 1974.
  1. Чудаков А. П. Мир Чехова – М., 1986.
  2. Семанова М. Л. Чехов-художник – М., 1976.
  3. Чудаков А. П. Поэтика Чехова – М., 1971.
  4. Полоцкая Э. А. Чехов: Движение художественной мысли – М., 1979.
  5. Катаев В.Б. Сложность простоты. Рассказы и пьесы Чехова. – М., 2000

Упражнение № 13

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий