В 1830 году Аксаков опубликовал статью «О заслугах князя Шаховского в драматической литературе» и рецензию «Юрий Милосавский или русские в 1612 году» в «Московском вестнике». Он считал их характерными для своего творчества того времени и поэтому переиздал их в 1858 году в «Разных сочинениях С. Аксакова».
Сергей Тимофеевич Аксаков
Сергей Тимофеевич Аксаков (20 сентября (1 октября) 1791, Уфа — 30 апреля (12 мая) 1859, Москва) — русский писатель и публицист, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте. Отец русских писателей-славянофилов и общественных деятелей Константина, Ивана и Веры Аксаковых. Иван, Иван и Иван Аксаковы, Иван и Иван Аксаковы, Иван и Иван Аксаковы, Иван и Иван Аксаковы, Иван и Иван Аксаковы.
- 1 Детство и юность
- 2 Ранний период литературной деятельности
- 3 Аксаков – цензор
- 4 Театральная критика
- 5 Литературная критика
- 6 Аксаков – директор межевого института
- 7 «Буран»
- 8 «Записки» о рыбалке и охоте
- 9 Мемуарно-автобиографическая трилогия
- 10 Аксаков и Гоголь
- 11 Мемуарная проза
- 12 Аксаковские «субботы»
- 13 Литература
- 14 См. также
- 15 Ссылки
Детство и юность
Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи. Его отец Тимофей Степанович Аксаков был губернским чиновником. Его мать Мария Николаевна Аксакова, урожденная Зубова, была очень образованной женщиной для своего времени и круга общения. В юности она переписывалась с такими педагогами, как Н.И. Новиков и А.Ф. Аничков.
Детство Аксакова прошло в Уфе, в имении Ново-Аксаково, среди степной природы, еще не тронутой цивилизацией. Дед Аксакова, Степан Михайлович, оказал значительное влияние на формирование его личности в раннем детстве.
В возрасте 8 лет, в 1801 году, Аксаков был принят в Казанскую гимназию. С 1804 года, когда старшие классы гимназии были преобразованы в первый курс вновь основанного Казанского университета, Аксаков стал его студентом.
Во время учебы в Казанском университете (1804-1807) Аксаков участвовал в издании рукописных журналов «Аркадские пастухи» и «Дневник наших занятий». В них он опубликовал свои первые литературные эксперименты — стихи в наивно-сентиментальном стиле. Карамзинизм» молодого Аксакова просуществовал недолго и сменился другим крайним явлением. В то время он читал адмирала А. С. Сиськова «Рассуждение о старом и новом стиле русского языка» и стал горячим последователем его литературной и лингвистической теории. Однако его участие было скорее идеологическим и теоретическим, чем практическим, поскольку оно мало повлияло на поэтику и стилистику его литературного творчества.
С 1806 года Аксаков участвовал в работе «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском университете. В связи с переездом в Санкт-Петербург он прекратил свое участие в конкурсе в июне 1807 года.
Воспоминания Аксакова о детстве и юности впоследствии легли в основу его мемуаров — автобиографической трилогии.
Ранний период литературной деятельности
В 1808 году Аксаков переехал в Санкт-Петербург и поступил на службу переводчиком в «Комитет по разработке законов». В то же время, как молодой писатель и талантливый чтец, он быстро стал частью литературной, общественной и театральной жизни столицы. Он познакомился с Г.Р. Державиным, А.С. Шишковым, актером и трагиком Я.В. Гоголем. Ye. Он знал Державина, А.С. Шишкова, актера и трагика И.Е. Шушерина, о которых впоследствии напишет замечательные мемуары — биографические очерки.
В 1811 году Аксаков стал свидетелем основания «Беседы любителей русского языка». В то время он был главным представителем «русского движения в литературе». Аксаков сохранил симпатию к этому обществу на всю жизнь, хотя в силу возраста уже не принимал активного участия в его деятельности.
В том же году он оставил службу и переехал в Москву. Здесь он подружился с ныне забытыми писателями Н.М. Шатровым, Н.И. Ильиным, С.Н. Глинкой и другими. Позже он познакомился с выдающимся театральным деятелем и драматургом того времени князем А.А. Шаховским, писателем М.Н. Загоскиным и драматургом А.И. Писаревым. Их воспоминания о периоде его жизни с 1812 по 1826 год легли в основу его «Литературных и театральных мемуаров» (1856-1858).
С 1812 года до осени 1826 года Аксаков жил в основном в городе Аксакове. Аксаков жил в основном в имении Надеждино в Оренбургской губернии, лишь изредка посещая Москву и Санкт-Петербург.
В 1816 году он женился на Ольге Семеновне Заплатиной, которая стала не только домохозяйкой и матерью большого семейства, но и верной помощницей, доверявшей мужу в его литературных и служебных делах. В 1817 году у них родились дети: сын Константин, в 1819 году дочь Вера, а в 1819 году еще один сын Иван, впоследствии писатели и общественные деятели, идеологи славянофильства.
В этот период Аксаков занимался литературой не только спорадически, но в основном как переводчик. В 1811 году он перевел «Школу мужчин» Мольера, в 1811 году «Филоктет» Софокла (с французского) для Сузерина, в 1812 году «8» Софокла. Чуть позже последовали комедия Мольера «Мизер» (1828) и роман В. Скотта «Певерил» (1830).
Среди поэтических произведений этого периода следует отметить поэму «Уральский казак» (1821), которую он позже назвал «слабым и бледным подражанием «Черной слюне» Пушкина». В том же году он опубликовал в «Вестнике Европы» «Элегию в новом вкусе», пародию на романтическую школу В.А. Жуковского, и полемическое «Письмо к князю Вяземскому».
Хотя Аксаков не принимал регулярного участия в литературной и театральной жизни Москвы, он, тем не менее, был важной фигурой и в 1821 году был избран действительным членом «Общества любителей российской словесности» при Московском университете.
Биография С.Т. Аксакова
Сергей Тимофеевич Аксаков, сын Тимофея Степановича Аксакова, прокурора Уфимского окружного суда, принадлежавшего к бедной, но старинной дворянской семье, и Марии Николаевны Зубовой, дочери заместителя оренбургского вице-губернатора, родился в Уфе 20 сентября 1791 года. В «Семейной хронике» и «Детстве внука Багрова» Аксаков описывает сложную и во многом драматическую историю взаимоотношений своего отца — натуралиста, слабого, тихого, застенчивого, необразованного человека — и матери — провинциальной красавицы, выросшей в аристократическом чиновничьем классе, сильной, умной и начитанной женщины. Поэтическая душа маленького Сережи — будущего писателя — соединила в себе положительные качества родителей: глубокое взаимопонимание, чувство природы, любовь к литературе и искусству. Отец оставил ему еще одно увлечение — лодку, удочку, а вскоре и ружье, которое стало заполнять не только его свободное время, но и почти всю его жизнь.
Будучи потомком старинного аристократического рода, Аксаков, несомненно, с детства имел яркие впечатления от гордого семейного сознания такой щедрости. Герой автобиографии, сделавшей его знаменитым, его дед Степан Михайлович, мечтал о внуке как о наследнике «знаменитого рода Симона», мифического викинга, племянника короля Норвегии, пришедшего в Россию в 1027 году.
Сергей Аксаков был очень одаренным мальчиком. В четыре года он уже умел хорошо читать, а в пять лет читал наизусть стихи Сумарокова и Кераскова, по-своему рассказывал и даже разыгрывал истории из «Тысячи и одной ночи». Сергей Аксаков провел свое детство на этой благословенной земле. Уфа лежит на широте Рязани и Смоленска, поэтому ландшафт Башкирии напоминает центральную Россию: те же сосны, ели, ивы, снегири, черные леса — дубы, тополя, березы. Но все это преувеличено сверх меры — необъятность полей, густота трав, богатство лесов птицами, а вод — рыбой. С.Т. Аксаков писал о Башкирии в Москве в мае 1830 года:
В наш дикий край я душой лечу, В простор степей, во тьму лесов, Где башкирский шумный скот кружит, С бесконечными табунами — озерами света, Где в их хрустале с холмов кони смотрят на табун. Или там, где Урал течет в тени скал Риффина! Богатая и благословенная земля, хранилище земных богатств. Хранилище земного богатства.
Любовь к природе, которая была совершенно чужда его матери, городской жительнице, будущий писатель унаследовал от отца. В начальном развитии его личности, которое было неотделимо от первого пробуждения его наблюдательности, первого чувства жизни и раннего энтузиазма, все было вытеснено природой степи. Наряду с природой в мысли бдительного мальчика вторглась деревенская жизнь. Крестьянский труд вызывал в нем не только сострадание, но и уважение; придворные были не только юридически, но и духовно его. Женская половина двора, как всегда хранительница народной поэзии, знакомила мальчика с песнями, сказками и рождественскими пьесами. И «Красный цветок», написанный много лет спустя по памяти рассказа хранительницы Пелагии, — случайный фрагмент того огромного мира народной поэзии, в который мальчика ввели двор, дева, деревня. Но до народной литературы пришла литература буржуазная, особенно переводная: старый друг матери, Аничков, довел мальчика до исступленного экстаза разрозненным сборником «Детского чтения» А.И. Новикова. «Детская библиотека» Кампе в переводе Шишкова ввела его в мир поэзии; большое впечатление на него произвели также произведения Ксенофонта — «Анабасис» и «История Кира Младшего». Это был переход от детских книг к настоящей литературе. Со свойственным ему экстазом он погрузился в «Росиаду» Кераскова и произведения Сумарокова, а также прочитал «Мои гнилые вещи» и «Аонида» Карамзина.
Учеба в гимназии
Дальнейшее воспитание и образование Аксаков получил в Казанской гимназии, которую он так подробно описывает в своих воспоминаниях. Его мать едва осмелилась расстаться с любимым сыном, и эта разлука едва не стоила жизни сыну и матери. В 1799 году С.Т. Аксаков сначала посещал гимназию, но вскоре мать забрала его обратно, так как у ребенка, в целом очень нервного и впечатлительного, от тоски и одиночества начало развиваться нечто вроде истерической болезни. Он оставался в деревне в течение года, но в 1801 году наконец-то поступил в высшее учебное заведение. Хотя С.Т. Аксаков в своих «Воспоминаниях» в целом неодобрительно отзывается об уровне преподавания в гимназиях того времени, он упоминает, как и он сам, некоторых прекрасных учителей: студентов Московского университета И.И. Запольского и Г.И. Карташевского, надзирателя В.П. Упадышевского и профессора русского языка Ибрагимова. С.Т. Аксаков жил на правах квартиранта с Запольским и Карташевским. В 1817 году Карташевский породнился с ним через брак с его сестрой Натальей Тимофеевной, красавицей Наташей, история которой является темой незаконченного одноименного романа, продиктованного автором незадолго до смерти. В средней школе С.Т. Аксаков сдал несколько классов с призами и рекомендательными письмами. В гимназии создана атмосфера, способствующая развитию интеллектуальных интересов учащихся.
Аксаков провел в гимназии всего три с половиной года, по окончании которых у него появились новые литературные интересы. Это был прежде всего театр, который всегда очень занимал Аксакова, особенно в первой половине его литературной карьеры, и с которым сдружил его компаньон Александр Панев, «охотник за русской литературой», «любитель Карамзина» и редактор рукописного журнала «Аркадийские пастухи».
Учеба в университете
В 1804 году в Казани был открыт университет. Одним из первых учеников был Сергей Тимофеевич Аксаков. Часть гимназии была отведена под ее помещения, некоторые профессора были назначены преподавателями, а лучшие ученики гимназии стали студентами. Слушая лекции в университете, С.Т. Аксаков продолжал заниматься по некоторым предметам в гимназии. В первые годы существования Казанского университета не было разделения на факультеты, и все 35 студентов изучали все многообразие наук: высшую математику и логику, химию и классическую литературу, анатомию и историю.
В гимназические годы Аксаков оказался в центре кружка молодых людей, увлекавшихся искусством.
Увлечение гимназистов литературой проявилось в энтузиазме, с которым здесь издавались рукописные журналы. Один из этих журналов, «Аркадские пастухи», редактировал близкий друг Аксакова Александр Панаев. Позже Аксаков пристрастился к сочинительству и вместе с Панаевым основал еще один журнал под названием «Журнал наших профессий». Каждый номер «Журнала наших профессий» открывался эпиграммой, написанной Аксаковым: «Многие пишут для славы, мы пишем для удовольствия: приятная улыбка на устах наших друзей и товарищей — драгоценный венец награды для нас».
В журнале он опубликовал свои первые литературные эксперименты — стихи в наивно-сентиментальном стиле. Карамзинизм» молодого Аксакова просуществовал недолго и сменился другим крайним явлением. В то время он читал адмирала А. С. Сиськова «Рассуждение о старом и новом стиле русского языка» и стал горячим приверженцем его литературной и лингвистической теории. Однако эта приверженность была скорее идеологической и теоретической, чем практической, поскольку мало повлияла на поэтику и стилистику его литературного творчества.
Гордостью Казани в это время был ее публичный театр, где иногда выступали известные столичные актеры. В университете была своя любительская труппа, которая с большим успехом исполняла комедии Сумарокова, Верховкина и других писателей. Аксаков был организатором любительского театра, его первым режиссером и даже соавтором драматической пьесы, постановка которой положила начало этому театру. Именно здесь, в Казани, на сцене Университетского театра, Аксаков познал первые радости сценического успеха. «. Я много играл, всегда с блестящим успехом!». — Аксаков вспоминал много лет спустя. Вместе со своим другом Панаевым они построили небольшой моторный театр с куклами и играли спектакли в кругу друзей. Аксаков и Панаев также имели страсть к коллекционированию бабочек, которую им передал профессор естественных наук в университете Фукс.
С 1806 года Аксаков участвовал в деятельности «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском университете.
Аксаков учился в университете до 15,5 лет, но эти полтора года имели огромное значение для его развития. Трудно сказать, что сыграло здесь большую роль: коллекционирование бабочек или братский журнал, страсть к театру или литературные дискуссии. Он впитал очень мало настоящей «научной информации» — как он жалуется — из университета. И все же было что-то в воздухе лекционного зала, что-то, что заразило его идеализмом любопытства и знания. Французские лекции натуралиста Фукса, несомненно, сыграли важную роль в формировании врожденной наблюдательности Аксакова, что впоследствии дало Тургеневу право поставить его в некоторых отношениях выше Бюффона. Здесь он реализовал свою любовь к природе и здесь же закрепил свою любовь к литературе.
На государственной службе
В 1807 году Аксаков оставил университет и через некоторое время переехал в Санкт-Петербург. Под покровительством своего учителя и профессора Г. И. Карташевского молодой человек был назначен переводчиком комиссии по составлению законов. Почти пятнадцать лет своей жизни он посвятил государственной службе.
В Петербурге писатель обрел новых друзей в кругу литераторов и театралов, но через четыре года он оставил службу в столице и переехал в Москву. В 1812 году он переехал в тихую деревню в Оренбургской области. Он не очень любил мирскую жизнь. Годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова в этой глуши можно назвать счастливыми. Он время от времени ездил в Москву и Санкт-Петербург, чтобы не дать угаснуть своим знакомствам. Так, в один из своих приездов в 1815 году Аксаков встретился со старшим Дзержавиным, который рассказал ему о молодом, но уже талантливом Пушкине.
В 1822 году Аксаков получил часть состояния своего отца. Некоторое время он пытался заботиться о ферме и вести жизнь хозяина. К этому времени он был женат на Ольге Заплатиной, и у них были дети. В 1826 году Сергей Тимофеевич понял, что стать помещиком ему не удастся. Поэтому он вместе с семьей переехал в Москву.
Работа цензором
В большом городе вскоре стало ясно, что имеющихся средств недостаточно для полноценной жизни семьи, поэтому Аксаков решил вернуться в министерство. Благодаря близкому знакомству с писателем и лингвистом Сисковым, министром просвещения, Аксаков получил должность цензора в Московском цензурном комитете.
Эта задача была непростой и очень ответственной, так как ему пришлось прочитать невероятно большое количество произведений всех жанров. После восстания декабристов цензура была ужесточена. Как и его коллеги, Аксаков должен был учитывать множество факторов. За публикацию неподобающей книги можно лишиться карьеры и попасть в тюрьму. Сергей Тимофеевич думал о своей семье и старался быть осторожным.
Однако Аксаков оставался осторожным и не скрывал, что, по его мнению, для развития литературы необходимы условия. У него было много конфликтов с другими цензорами, которые применяли инквизиторский подход к литературным деятелям.
Увольнение
Даже будучи цензором, Аксаков не оставлял литературной деятельности. В начале 1830 года он опубликовал анонимный фельетон под названием «Рекомендация министра». Значение этого социально-сатирического эссе было очевидно: невозможно найти оплачиваемую работу без покровительства или поддержки, ибо этот неписаный закон является основой всей государственной системы.
Работа сразу же привлекла внимание Николая I, который пришел в ярость. Началось разбирательство. Сначала арестовали цензора, допустившего фельетон, а затем угрожали редактору «Московского вестника». Только тогда Аксаков решил раскрыть свою личность и сдаться полиции. От высылки из Москвы писателя спасло письмо, в котором он написал, что просто воспроизвел известный анекдот в форме рассказа. Он поклялся, что не хотел никого обидеть.
В декабре 1831 года Аксаков случайно пропустил через печать статью И.В. Киреевского с весьма революционными идеями. Автор статьи был признан неблагонадежным, журнал «Европеец» был закрыт, а Аксакову был объявлен строгий выговор.
В январе 1832 года (спустя всего месяц) случилось еще одно несчастье, положившее конец его карьере цензора. Елистрат Филюлькин опубликовал остроумную сатиру, в которой высмеивал методы полицейского начальства. Книга разгневала полицейские власти Москвы и Санкт-Петербурга. История снова дошла до Николая I. Его решение было однозначным: Аксакова следует уволить, так как он не обладал необходимыми качествами и навыками для цензора. Этот факт впоследствии отразился на биографии Аксакова.
Смерть
Сергей Тимофеевич с юности страдал эпилепсией. Кроме того, в середине 1840-х годов у него начались проблемы со зрением, которые стали особенно неприятными в последние годы его жизни. Он больше не мог работать и продиктовал свои последние сочинения дочери Вере.
Автор умер в Москве в 1859 году, не успев закончить повесть «Наташа», в которой главной героиней должна была стать его сестра Надежда. Причиной смерти стало обострение болезни, из-за которой автор ранее полностью ослеп.
Он был похоронен на кладбище Симонова монастыря, а в советское время его прах был перенесен на Новодевичье.
Интересные факты
- Сергей Аксаков собирал бабочек и сам пытался их размножать.
- У писателя было более 20 псевдонимов, под которыми чаще всего выходили его критические статьи. Самые известные из них – Истома Романов и П.Щ.
- Фамилия Аксаков имеет турецкие корни и восходит к слову, означающему «хромой».
- Спектакль «Красный цветок» занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый продолжительный детский спектакль — в 2001 году он был показан в 4000-й раз.
- В советское время в усадьбе Аксаковых располагались ремесленное училище, детская колония, почта, больница, рабочее общежитие и семилетняя средняя школа.
- Автор свободно говорил на трех иностранных языках — немецком, французском и английском.
Охота — это, несомненно, охота. Скажите волшебное слово, и все станет ясно.
Старые мехи не выдерживают молодого вина, а старое сердце не выдерживает молодых чувств.
В человеке скрыто много эгоизма; он часто действует без нашего ведома, и никто не застрахован от него.
Да, существует моральная сила справедливости, перед которой мужество нарушителя не выдерживает.
Наследие писателя
Сергей Аксаков умер в 1859 г. С ранних лет он страдал эпилепсией. В последние годы жизни он почти потерял зрение, поэтому диктовал свои сочинения дочери Вере. Он был похоронен на Московском кладбище, а его прах позже был перенесен на Новодевичье кладбище.
Многие музеи были названы в честь писателя. В Уфе, Калининграде, Иркутске и многих других российских городах есть улицы, названные в честь Аксакова. Библиотека в Ульяновске носит его имя.
Пьеса «Красный цветок», самое важное и известное произведение автора, идет в Московском театре имени Пушкина.
Постановка занесена в Книгу рекордов России как «самый долгоиграющий детский спектакль». Один из кратеров Меркурия также носит имя автора.
Вклад автора невозможно переоценить. Его книгами восхищались Николай Гоголь, Иван Тургенев и Николай Черневский. Они сказали, что таких произведений еще не было в русской литературе.
Смерть
Сергей Тимофеевич с юности страдал эпилепсией. Кроме того, в середине 1840-х годов у него начались проблемы со зрением, которые стали особенно неприятными в последние годы его жизни. Он больше не мог работать и продиктовал свои последние сочинения дочери Вере.
Автор умер в Москве в 1859 году, не успев закончить повесть «Наташа», в которой главной героиней должна была стать его сестра Надежда. Причиной смерти стало обострение болезни, из-за которой автор ранее полностью ослеп.
Он был похоронен на кладбище Симонова монастыря, а в советское время его прах был перенесен на Новодевичье.
Интересные факты
Сергей Аксаков собирал бабочек и сам пытался их размножать.
У автора было более 20 псевдонимов, под которыми было опубликовано большинство его критических статей.
Самые известные из них — Истома Романов и П. Ш..
Фамилия Аксаков имеет турецкие корни и восходит к слову, означающему «хромой».
Литографированная фотография Сергея Аксакова
Спектакль «Красный цветок» занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый продолжительный детский спектакль — в 2001 году он был показан в 4000-й раз.
В советское время в усадьбе Аксаковых располагались ремесленное училище, детская колония, почта, больница, рабочее общежитие и семилетняя средняя школа.
Автор свободно говорил на трех иностранных языках — немецком, французском и английском.
Сергей Аксаков: биография писателя-реалиста
Сергей Аксаков выделяется среди писателей 19 века. Биография писателя-реалиста показывает его путь в литературу, многогранность его внутреннего мира и его необыкновенные способности.
Краткая биография
С. Т. Аксаков родился в дворянской семье в 1791 году. Детство его прошло в родовом имении Аксаковых. Благодаря своему отцу и дяде мальчик проводил много времени в общении с природой. Мать развлекала его литературой, приучала к чтению. Характер будущего писателя формировался под влиянием природы и книг.
Жизнь в сельской местности способствовала его знакомству с национальной культурой. Мальчик играл с ребятами во дворе и слушал рассказы своей хозяйки Пелагеи.
В 1800 году Аксаков был отдан в Казанскую гимназию. Внушительная внешность мальчика и отдаленность от семьи повлияли на его психику, и он заболел. Мать забрала его домой, и через год он вернулся в гимназию. Благодаря отличным оценкам Аксаков был принят в университет.
Еще учась в школе, Сергей Тимофеевич полюбил театр и декламацию. Он был актером и режиссером в студенческих спектаклях. Репутация его ораторского таланта достигла столицы. Когда Аксаков приехал в Петербург, его пригласил великий Дзержавин послушать свои стихи в его исполнении.
В 1816 году Аксаков женился на О.С. Заплатиной. Некоторое время они жили в деревне, а затем переехали в Москву. Двери их дома всегда были открыты для художников. Сам Аксаков пишет критические статьи и переводит пьесы.
После смерти отца Сергей Тимофеевич покупает имение Абрамцево и переезжает туда со своей большой семьей. Незадолго до этого в печати появляется очерк Аксакова «Буран», получивший одобрение критиков. В Абрамцеве у Аксакова появилась возможность больше времени уделять творчеству.
Последние два десятилетия его жизни оказываются самыми плодотворными в творческом плане. Аксаков пишет произведения о природе, натуралистические заметки, романы и сказки. Его самые известные произведения — «Записки о рыбалке», «Детство внука Багроу» и «Красный цветок».
Автор умер в 1859 году.
Биография писателя
Аксаков вошел в историю русской литературы как вдумчивый, серьезный писатель, художник слова первого ранга.
Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из дворянской семьи. Его отец был прокурором Верховного земского суда в Уфе. Когда он родился 1 октября 1791 года, гонец принес радостную весть его деду. До этого деда страшно беспокоило рождение старшей сестры Сергея Тимофеевича, ему нужен был наследник, наследник рода. Имя мальчика было определено заранее. Довольный старик вписал его в свою родословную.
Мальчик родился больным, но на свежем воздухе ему стало лучше. Мать, Мария Николаевна, пользовалась этим обстоятельством и часто выезжала с ребенком в деревню. Таким образом, Аксаков с ранних лет вступил в контакт с природой и сохранил эту связь до самой смерти.
Детство Сергея Тимофеевича прошло в родовом имении Новое Аксаково. Как это было принято в дворянских семьях, дядя Сергея, крестьянин Евсеич, очень любил его. Он отвел мальчика в лес, потом к озеру, потом на мельницу и все подробно рассказал. К счастью, Сережа оказался благодарным слушателем. Он любил природу, охоту, рыбалку, сбор ягод, прогулки в лесу, которые произвели на него сильное впечатление и стали неиссякаемым источником творческого мышления.
Жизнь в деревне способствовала тому, что Аксаков рано познакомился с народной поэзией. Мальчик узнал от слуг много народных сказок, песен и игр. Долгими зимними вечерами мальчик слушал бесконечные рассказы хранительницы Пелагеи. Сказка «Красный цветок» была его любимой. Когда он стал писателем, он сформулировал их по-своему, используя все богатство русского просторечия.
Сказки Пелагеи и вечерние чтения в семье подтолкнули Сергея к написанию собственных сочинений. Он рассказывал истории Шехразада и дополнял их своими собственными выдумками. Когда его поймали на месте преступления, он был растерян и встревожен. Возможно, эти страхи стали причиной того, что когда он начал писать более зрелые произведения, он предпочитал реальные события вымыслу.
Его мать была образованной женщиной, которую не устраивала жизнь в деревне — народные гуляния, хороводы и прогулки в лесу ее не привлекали. Она любила театр и книги и привила любовь к чтению своему сыну. Мать была не только родственной душой, но и стала другом для своего сына. С ней он мог быть абсолютно честным. Она давала ему советы, развеивала сомнения, предупреждала об ошибках.
Его отец был страстным охотником и относился к фермерам демократично. Этому он и научил мальчика. Аксаков вырос в единении с природой. Евсеич щедро передал ему свои знания. Благодаря ему мальчик вырос внимательным наблюдателем, проявляющим большой интерес к природе. Пробуждение природы от спячки сменилось летними сценами сбора урожая, пришла осень и одела деревья в бархатное одеяние, а зима укрыла землю белым покрывалом. Любопытный, детский ум подрастающего Аксакова наблюдал за всем.
Его отец научил сына уважать тяжелый фермерский труд. Однажды Сергей наблюдал за крестьянскими детьми и попробовал себя в роли пахаря. Этот случай убедил его в непригодности к тяжелому физическому труду.
В 1800 году мальчик поступил в Казанскую гимназию в качестве воспитанника пансиона. Ему было девять лет, и он впервые оказался вдали от дома. Это сильно повлияло на его психику, и Аксаков заболел. Евсеич сообщил об этом родителям, и мать привела сына домой. Через год Сергей выздоровел и возобновил учебу.
Некоторое время подросток жил у своего учителя Карташевского, который сыграл важную роль в приобщении его к литературе. В частности, он предостерег его от подражания. Под руководством профессора русской литературы Ибрагимова Аксаков изучал произведения писателей 18 века.