Но неожиданная тяжелая болезнь, потребовавшая длительной поездки в Египет для восстановления сил, нарушила планы начинающего юриста. Лусио был охвачен непреодолимым горем и едва не покончил жизнь самоубийством.
Луций Анней Сенека
Резюме | Литература |
См. | письменная работа |
Язык | Русский |
Дата добавления | 11.05.2012 |
Размер файла | 28,2 K |
Студенты, аспиранты и молодые ученые, которые используют базу знаний для своей учебы и работы, будут очень благодарны.
Доступно на сайте http://www.allbest.ru/
Доступно на сайте http://www.allbest.ru/
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Саратовский государственный университет
Саратовский государственный университет. Государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Факультет искусств и художественного образования
КВАРТИРНЫЙ
на эту тему: «Луций Анней Сенека».
Студент 1 курса
в субъекте NHT
1. биография Луция Аннея Сенеки
2. появление Сенеки
3. произведения Сенеки
Введение
Луций Анней Сенека был представителем позднего стоицизма, который развивался в период становления и процветания Римской империи. Римское общество, не создавая собственной доктрины, полностью подчинилось влиянию восточных и греческих мудрецов. Стоицизм смог широко распространиться в Италии уже во втором веке до нашей эры и впоследствии стал своего рода римской «государственной религией». Последний вывод особенно важен при описании различий между римским и греческим языками: Если последняя почти всегда носит спекулятивный характер, то первая характеризуется не столько традиционно выраженной морально-прагматической ориентацией, сколько морально-религиозной. Поэтому неудивительно, что некоторые ученые отмечали близкое родство между римскими стоиками и христианскими учениями: Фридрих Энгельс, например, в своей работе Zur Geschichte des Urchristentums (Об истории первобытного христианства) называл Сенеку «дядей христианства», а современные ученые Л. Маринович и Г. Кошеленко не согласны с Фридрихом Энгельсом и утверждают, что «…такое родство вряд ли могло вызвать гордость у авторов учения. Бывший раб Эпиктет имеет неизмеримо больше прав на идейное родство с учением Иисуса Христа. Но те же «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки действительно привлекают высоким слогом и простой, но набитой до отказа чашей смысла — все это действительно своего рода проповедь, религиозного характера.
С другой стороны, стоицизм Сенеки — это вера в римские традиции, которые имели большую ценность в Республике и постепенно утратили свое значение и исчезли при имперском режиме. Обращаясь к стоицизму, Сенека хотел, с одной стороны, представить себя публике прежде всего как политика с твердой моралью и убеждениями, как Назика, Фламиний или Катон, а с другой стороны, он действительно хотел вытащить римское общество, которое уже находилось в упадке, из грязи с помощью своего морального учения.
Биография Луция Аннея Сенеки
Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) был важным римским философом и первым представителем стоицизма в Древнем Риме. Отец Сенеки, Луций Анней Сенека Старший, был римским рыцарем и происходил из Кордовы в Испании.
При императоре Тиберии Сенека-старший вместе с семьей переехал в Рим. Он мечтал дать своим трем сыновьям такое же хорошее образование, какое когда-то получил сам, и мечтал о политической карьере для них.
Сенека Младший интересовался философией с юности. Под влиянием своих учителей Сотиона и Ф абиана Папирия, которые принадлежали к школе Секстана, и Аттала, близкого к пифагорейской школе, Сенека строго придерживался правил умеренности. Многие привычки он сохранил до глубокой старости. Однако его отец сумел разбудить амбиции молодого человека и направить его в сторону политической карьеры. Сенека стал юристом, но его ранние успехи были прерваны тяжелой болезнью, для лечения которой он отправился в Египет на несколько лет.
Стоицизм.
Сенека выступал за самодостаточность, которую можно достичь, живя в гармонии с природой. Это включает в себя презрение к богатству и страданиям как «безразличным вещам», подавление страстей («апатия») и подчинение порядку (включая политическую систему). Трагедии обнаруживают симпатию Сенеки к стоикам не только в легко узнаваемых отрывках, восхваляющих простую жизнь и безразличие к внешним обстоятельствам, в подчеркивании роли лидеров как слуг, а не хозяев, но прежде всего в изображении страстей, которые стоики якобы подавляют.
Проза Сенеки пестрит причудливыми метафорами, изречениями и парадоксами, тщательно продуманными так, что целые абзацы превращаются в собрание эпиграмм. В трагедии стихотворный миф (диалог, в котором каждый говорящий произносит одну реплику) часто становится игрой афоризмов. В трагедии Сенеки риторика играет такую же важную роль, как и ритм стиха. В отличие от своих греческих предшественников, Сенека менее озабочен моральными решениями. В первую очередь он стремится изобразить крайние пределы страсти.
Творчество.
До недавнего времени драматург Сенека и философ Сенека считались двумя разными людьми. Единственным (но достаточным) доказательством того, что он был мужчиной, является фраза из трагедии «Медея», которую Сидилиан приписывает философу. Предложенные датировки произведений Сенеки не убедительны. Однако порядок появления пьес не так важен, поскольку Сенека не демонстрирует значительных изменений в мыслях или стиле. Риторические произведения Сенеки были утеряны, как и некоторые трактаты, которые известны только во фрагментах. Сенека, вероятно, является автором следующих дошедших до нас произведений.
Под этим вводящим в заблуждение названием рукописная традиция сохранила только 10 трактатов в 12 книгах. Три из них имеют форму «утешительных изречений», жанр, очень хорошо известный в древности. Утешение Мартии (Ad Martiam de consolatione) по поводу смерти ее сына, случившейся тремя годами ранее, содержит обычные советы по преодолению горя, сопровождаемые ссылками на примеры других несчастных матерей. Утешение к Гельвии (Ad Helviam de consolatione) адресовано матери философа во время его изгнания на Корсике. Полибий, могущественный освободитель и близкий союзник Клавдия, предназначался в качестве утешения за смерть брата («Ad Polybium de consolatione»), в надежде, что Полибий будет способствовать возвращению Сенеки из изгнания.
Два из диалогов адресованы брату Сенеки, Новатусу. Самая большая из них, «О гневе» (De ira, в 3 книгах), посвящена одному из главных «отталкиваний», от которого стоик пытается избавить свою душу. Этот трактат плохо написан, но он живой, с хорошими примерами из жизни. Трактат «О блаженной жизни» (De vita beata) доказывает, что при наличии богатства можно жить естественно.
Три тесно связанных между собой трактата адресованы Аннею Серенусу (другу или родственнику философа). Трактат О постоянстве мудрого человека (De constantia sapientis) имеет подзаголовок «О мудреце, который не знает ни обид, ни оскорблений»; трактат О спокойствии души (De tranquillitate animi) предлагает противоядия от соблазнов роскоши и общественной деятельности; трактат Об отдыхе (De otio) призывает отказаться от активной жизни, особенно в старости, в пользу философского созерцания. De brevitate vitae (О краткости жизни) выражает идею о том, что старость должна измеряться не годами, а рациональным использованием имеющегося у человека времени. Трактат о провидении (De providentia) имеет подзаголовок «Если существует провидение, почему плохие вещи случаются с хорошими людьми?». Ответ заключается в том, что страдания способствуют духовному совершенствованию и дают возможность практиковать добродетель.
Два более длинных трактата, которые не были включены в «Диалоги», в целом имеют ту же природу. Трактат о благотворительности (De clementia, из трех сохранившихся книг первая и небольшой отрывок из второй) адресован Нерону и относится к началу его правления. В трактате о благотворительности (De beneficiis, в 7 книгах) подробно рассматривается, что такое доброе дело, как его следует совершать и как его получить, а также природа благодарности и неблагодарности.
Письма.
Нравственные письма к Луцилию (Epistulae morales, всего 124), по мнению большинства читателей, являются самым ярким произведением Сенеки. Это короткие, свободно сформулированные проповеди о событиях в жизни автора, таких как путешествие, болезнь, посещение морского курорта или цирка и т.д.
Исследования о природе («Naturales quaestiones»), в 7 книгах, посвященных грому и молнии, снегу, граду, дождю, землетрясениям, кометам и т.д. Стоики обычно рассматривали небесные и природные явления как прямое доказательство того, что Вселенная управляется разумным провидением. Тесная связь между этикой и метеорологией обусловлена тем, что ими управляет одна и та же природа. Сенека призывает читателя изучать природу, чтобы сравнить человеческий разум с великим руководящим духом, от которого он происходит; более того, это упражнение является упражнением в этике. Пока Запад не познакомился с Аристотелем, исследования Сенеки о природе считались основным источником по космологии.
Жизнь Сенеки
Сенека Младший выбрал политическую карьеру и стал высокопоставленным экономическим чиновником. Он также писал трагедии.
Его жизнь резко изменилась в 41 году до н.э., когда Клавдий стал императором и сослал Сенеку на остров Корсика, поскольку правитель подозревал философа в романе с Юлией Ливиллой, племянницей императора и сестрой Калигулы.
Во время своего изгнания Сенека постоянно переписывался со своей матерью, утешая ее по поводу своего скорого возвращения. Это произошло, но только через восемь лет: Агриппина, мать будущего императора Нерона и жена Клавдия, получила разрешение на возвращение Сенеки. Женщина хотела, чтобы знаменитый философ стал учителем и советником ее сына.
Как мы знаем, Нерон впоследствии стал одним из самых известных тиранов и диктаторов в истории Рима. Богатство Сенеки очень помогло ему в различных жизненных ситуациях. Чиновники в Риме прекрасно знали, что философ принадлежал к высшим слоям общества, и к его мнению прислушивались многие вельможи.
Исторические документы свидетельствуют, что Сенека был убит в 65 году до н.э. по приказу своего ученика Нерона, который подозревал своего учителя в заговоре против него.
На протяжении всей своей жизни Сенека придерживался философии стоицизма. Взгляды Сенеки основывались на выводах его учителя Аттала. Философ также был поклонником Катона, которого он часто упоминал в своих письмах.
Однако Сенека не ограничивался учениями стоицизма. Например, он перенял некоторые взгляды у Эпикура. В целом, Сенека оказал огромное влияние на философов и художников последующих поколений: Эразм, Фрэнсис Бэкон, Паскаль, Монтень и другие.
В современном мире широко известны два примера ссылок на римского философа: Нассим Талеб, американский экономист, посвятил Сенеке целую главу в своей последней книге, а Тим Феррис, писатель и предприниматель, выпустил аудиокнигу с сочинениями Сенеки.
Большой интерес к Сенеке неудивителен. Он писал не только о философии, но и о ее практическом применении в различных областях.
Некоторые советы философа были действительно полезны: на уровне государства, экономики, образования и других областей. Все занятия Сенеки были связаны с идеями материализма и идеализма.
Некоторые современные ученые обвиняли древнего философа в лицемерии, ведь очень богатый человек, приближенный к императору Нерону, не мог говорить о ценностях идеала, слишком много богатства у него было, слишком многого он не отрицал.
Однако это предположение противоречит словам самого Сенеки, который даже не признавался в этом: «Я не считаю себя мудрым. И я никогда им не стану.
Философ прекрасно понимал, что его жизнь была далека от совершенства, и, несмотря на богатство, близость к власти, амбиции и непосредственное участие в политической жизни империи, он внутренне мучился, оставаясь наедине со своими мыслями, самоанализом и серьезными философскими вопросами, ответы на которые было не так-то просто найти.
Основные работы Сенеки
Сенека — один из самых читаемых философов, отчасти потому, что его стиль очень доступен, а большинство его работ написаны в форме писем.
Сборник «О краткости жизни», состоящий из трех коротких писем, является, пожалуй, лучшим введением в Сенеку. Суть работы заключается в том, что жизнь — это последовательность событий, растянутых во времени. Но время — это невозобновляемый ресурс, поэтому его нужно беречь.
Самая известная цитата из книги: «Нам никогда не хватит жизни, чтобы сделать все, что мы хотели бы сделать. Но мы можем быть менее расточительными и научиться ценить время — тогда мы сможем сделать гораздо больше.
Письма стоиков» — это произведение Сенеки, в котором он излагает основные черты стоицизма. Здесь философ рассуждает о различных морально-психологических особенностях человеческого восприятия действительности: раскрываются темы богатства, печали, бедности, гнева, успеха, неудачи, образования и другие.
Три урока Сенеки
Найдите свой якорь.
В своих письмах к Луцию Сенека призывает его выбрать пример для подражания, чтобы дать себе некий фундамент для жизни. По мнению философа, этот шаг очень важен для воспитания каждого человека.
Правильный авторитет помогает человеку устоять на ногах в любой сложной ситуации (подобно якорю, удерживающему корабль).
Не будьте рабом своего богатства.
Сенека говорил о накоплении экономических ресурсов, но никогда не говорил о зависимости от богатства. Философ был убежден, что человек должен использовать деньги, а не деньги использовать человека. То есть человек является хозяином денег и относится к ним только как к ресурсу для достижения определенных целей.
Боритесь со своим эго.
Согласно Сенеке, люди часто сталкиваются с лицемерием, похвальбой и интригами. Люди быстро привыкают к тому, что им нравится, и забывают об истинной природе вещей. Сенека рассматривал эту ситуацию как препятствие для саморазвития.
Он был убежден, что человека должны окружать разные люди и что он сам должен научиться отличать ложь от правды, хороших людей от плохих и так далее. Философ знал, что все люди считают себя выше других и не хотят меняться, но что необходимо разобраться с собственным внутренним миром, потому что иначе этот нарциссизм может привести к духовной смерти.