В романе «Дракон поднимается высоко» Туцев проводит философское сравнение между человеком и драконом, небом и землей, свободой и порабощением. Поэма была написана в 1835 году, когда Федору Ивановичу было 32 года, но он уже был хорошо известен в поэтических кругах, хотя еще не поднялся на гору Олимп.
«С поляны коршун поднялся»: пейзажно-философская лирика Тютчева
Воздушный змей полетел с луга, высоко в небо, высоко и далеко он летел, и вот он уже ушел за горизонт! Мать-природа дала ему два могучих, два живых крыла — И вот я в поту и пыли. Я, царь земли, прижимаюсь к земле.
Мировая литература знает Федора Тютчева как непревзойденного мастера пейзажной поэзии. «Дракон поднялся с поляны…» — является примером сочетания лирического пейзажа и философии. Такая особенность характеризует поздние произведения русского поэта. Сегодня этот стих изучают ученики шестого класса. Затем мы поговорим об истории создания поэмы и ее художественных особенностях.
Год рождения этого шедевра русской литературы — 1835, но текст был опубликован только в 1879 году. Эта дата относится к творческому периоду Федора Ивановича, который критики называют «вторым».
Стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза» — просторное, мелодичное и изящное произведение. Текст предлагает широкий спектр настроений. Автор передает силу и легкость, а также игривость природы. Мы предлагаем читателям познакомиться с описанием
Читатели часто задаются вопросом, откуда у Тютчева такой устойчивый интерес к поэзии пейзажа. Ответ довольно прост: поэт провел много времени за границей, находясь на дипломатической службе. Долгое пребывание в Мюнхене пробудило в писателе ностальгию. Тютчев скучал по своей родине, по бескрайней российской глубинке. Эта тоска нашла отражение в произведениях русского писателя.
На чужбине Федор Иванович работал домработницей. Служба оставляла писателю много свободного времени. Свободное время Тютчев посвящал не только литературе, но и семье и домашнему хозяйству. Вообще, русский писатель много путешествовал. Две европейские страны — Франция и Германия — были особенно дороги Федору Ивановичу. Писатель очень любил жизнь в Мюнхене. Некоторые ценители творчества Тютчева даже считают, что писатель не хотел покидать свою страну.
В эти годы автор мечтал вернуться на родину, хотя уже не верил в это. Но вскоре судьба слышит Тютчева и дарит ему долгожданное путешествие. А пока поэт не знает, что ждет его в будущем. Федор Иванович жил в Мюнхене и делил свою жизнь с любимой женой. Русский поэт выглядел счастливым. И все же его тоска по дому была воплощена в литературных образах. Философские размышления часто занимали Тютчева в период зрелости его творчества. Человек отличается от животных своей способностью мыслить. Логика отличает человека от других созданий природы.
Тематика поэзии
Русская литература полна произведений, в которых пейзаж органично переплетается с философскими рассуждениями. Это творчество Пушкина, Фета и Лермонтова. Но самая яркая звезда на небосклоне пейзажной поэзии — Тютчев.
Произведения Тютчева отличаются изяществом, краткостью, простотой и афористичностью. Лирическое повествование вращается вокруг центральной темы — взаимоотношений человека с природой, с такими ценностями, как свобода и воля. Автор также уделяет внимание отношениям с самим собой, самоуважению, личному достоинству и миссии человека в этом мире.
Сюжет стиха
В данном случае пейзаж служит лишь фоном для философских размышлений русского писателя. Человек патологически завидует птице, потому что она — живое произведение матери-природы. Это белая зависть, не злая и не злобная. Птицы — благородные, честные существа. Восхищает свободный полет дракона, независимость и безразличие к земной жизни гордой птицы. Автор представляет прекрасный образ: гордый, беззаботный полет дракона, плавно поднимающегося с земли. Птица взлетает в небо — инстинктивное влечение.
Автор искренне восхищается полетом свободной птицы. Небо — привычный элемент для воздушного змея. Полет — это символ внутренней свободы, которая недоступна автору стихотворения из-за жизненных обстоятельств.
Тютчев разрывается между двумя амбивалентными чувствами — радостью и печалью. Земная жизнь, семья, мирское общество, была, его карьера приятна для Федора Ивановича. Но поэт также жаждет свободы и завидует — белой завистью — вольной птице.
План произведения
В шедевре Тютчева выделяются и следующие события:
- Описание поляны и коршуна, который сидит на ней;
- Птица медленно и грациозно взлетает в небо;
- Полет коршуна – стремительный, похожий на стрелу;
- Поэт описывает поведение птицы в небесах. В конце концов, облака скрывают коршуна в своей глубине;
- Философская часть стиха. Тютчев подчеркивает благосклонность природы к птице, ведь коршун родился с сильными, быстрыми крыльями;
- В голове автора слышится разочарование. Причина – то, как человек живет на земле. Тютчеву кажется странным, что люди – цари земли – намертво приковали себя к земле, обрекли на тяжелые условия жизни. Писатель также предлагает читателям открытый вопрос: что делает обычную птицу такой счастливой в небе?
Идея текста
Федор Иванович рассуждает о недостойности человеческого образа жизни — тщеславии и чванстве. В чем заключается сила живого существа? В смелости действий, в рискованности прыжков, в отважном полете ввысь — в небо. Эти мысли можно воспринимать метафорически. И птица, и человек должны преодолевать условности и препятствия и не становиться рабами тщеславия.
Воздушный змей — это воплощение образа птицы, летящей ввысь. Идея автора — это призыв к свободной жизни.
И это касается не только свободной жизни: Поэт говорит о необъятности, гармонии бытия. Для Тютчева важно создать гармоничные отношения между природой и человеком. Идеальное существование, по мнению Федора Ивановича, строится на основе сознания и мира. Именно это обеспечит людям желаемую защиту.
Коротко за историю написания
Стихотворение было написано в тот же год, когда Тютчев получил чин куратора (1835), и молодой дипломат быстро поднялся по дипломатической лестнице. Восхождение продолжалось до 39-го года, когда семейные проблемы заставили Тютчева покинуть Турин, за что он был временно отстранен от должности.
В том же году родилась его дочь Катя, которая пережила своего отца на 9 лет и умерла в 1882 году.
Словом, на этом этапе в жизни Тютчева все идет хорошо, но в определенные моменты сердце поэта застилает пелена печали, и он пытается ответить на неприятные вопросы. Стихотворение «Воздушный змей поднялся высоко» — один из таких вопросов и ответов.
Анализ двух строф
Первая строфа посвящена воздушному змею, который поднимается с небесной поляны, постепенно набирает высоту и затем исчезает в небе. Воздушный змей — это синоним свободы, которая не знает границ и достигает самых высоких точек, даже если они не всегда возможны для человека.
Пролетая все выше и выше, он покидает небо.
☝ Во второй строфе на сцену выходит мужчина (лирический герой), в образе которого Туцев представляет рабство. На этом изображении человек привязан к земле и не имеет крыльев, которые ему нужны, чтобы достичь неба. Лишь немногие могут достичь неба, и даже тогда их полет опасен и недолговечен.
Я здесь в поту и пыли, я, царь земли, соединен с землей.
Люди могут быть царями земли, но они не являются правителями небес, у них есть свои цари — дракон с могучими крыльями! В этой поэме царь небесный соревнуется с царем земным и явно побеждает его.
Тропы, рифма и композиция
Стихотворение написано в жанре философской поэзии ямбическими четверостишиями, рифмующимися попарно (на — на — он — небо), с закрытыми и открытыми рифмами.
Композиция состоит из двух разных частей — подъем дракона в небо и описание его крыльев + рисунок образа человека, который является царем земли, но крепко привязан к ней и небо для него недосягаемо.
Хотя у автора всего две строфы, стихотворение изобилует метафорами и прилагательными:
- Метафоры («Я, царь земли, прирос к земли!», «ушел за небосклон», «природа-мать дала два живых крыла»).
- Эпитеты (мощных, живых крыла).
- Олицетворение (природа-мать дала).
💕 В заключение рекомендуем прочитать еще один короткий афоризм Туцева «Природа — это сфинкс», в котором автор задается вопросом, должны ли мы пытаться разгадать загадки природы или придумывать их сами и усложнять простые головоломки.
Жанр, размер
Благодаря философским размышлениям, которыми пронизан текст стихотворения, «Дракон, спустившийся с поляны» можно назвать элегией. Что касается литературного направления, то это романтизм. Как и любое стихотворение этого жанра, оно обладает особыми характеристиками: Она содержит грусть, ностальгию и имеет глубокий смысл.
Поэт выбрал ямбический пентаметр. Очень многие поэты прибегали к этому размеру при написании своих произведений. Это объясняется его гибкостью, поскольку в нем легко выразить любую мысль и проблему работы.
Композиция
Это стихотворение — монолог лирика, анализирующего свою жизнь и жизнь свободной птицы. Смысл стихотворения можно разделить на две части.
В первой части говорится о способностях птицы и благословениях, дарованных ей природой.
Воздушный змей поднялся с поляны,
Он поднялся высоко в небо,
поднимаясь все выше, выше и выше»,
И вот он поднялся в небо.
Мать-природа дала ему
Два сильных, два живых крыла.
Вторая часть стихотворения показывает ограниченность человеческого существования, которое нельзя сравнить с полетом птицы.
И вот я здесь, в поту и пыли,
Я, царь земли, прижимаюсь к земле.
Всего две строчки, но как четко и лаконично они отражают настроение человека.
В стихотворении «С поляны поднялся дракон» Федор Иванович использует сразу множество образов. Первый образ — образ лирического героя, с которого начинается повествование. На своем примере автор показывает, что человек всегда является заложником многих факторов. У него так много ограничений, у него нет свободы, ни внутренней, ни внешней. Люди вынуждены отказываться от своих мечтаний и истинных желаний из-за так называемых обязанностей.
В противоположность человеку, поэт представляет птицу, которая является символом свободы. Воздушный змей ни от чего не зависит. Небо — его единственный предел.
Образ неба и земли также являются противоположностями. Небо изображено безгранично свободным и ничем не связанным. Земля пронизана корнями, которые связывают ее.
Как бы то ни было, автор показал природу, распределяющую «подарки судьбы» очень интересным образом. Дракон получил крылья и стал полностью свободным. Человек лишен такой возможности, хотя и находится на высшей ступени эволюции. Для него небо навсегда останется таким же недоступным и неприступным, как дракон.