Уважаемые читатели, если вы считаете, что эта статья неадекватна или плохо написана, вы знаете больше — помогите нам, поделившись своими знаниями. Или, если вы не удовлетворены представленной здесь информацией и продолжаете искать, пожалуйста, вернитесь сюда позже и поделитесь тем, что вы нашли, и те, кто придет после вас, будут вам благодарны.
Что такое житие: определение жанра и его особенности
Древняя Русь получила свою письменность вместе с духовными книгами, привезенными из Византии греческими священниками. А также первая славянская азбука, как известно, была разработана братьями Солоном, Кириллом и Мефодием. Поэтому церковные тексты стали источником знаний, из которого наши предки черпали книжную мудрость. Жанры древней религиозной литературы включают псалмы, жития, молитвы и проповеди, церковные легенды, гомилии и повествования. Некоторые из них, например, роман, позже были преобразованы в светские жанры. Другие, однако, оставались строго в церковных границах. Давайте рассмотрим, что такое агиография. Определение этого термина следующее: Это произведение, в котором описываются жизнь и деяния святых. Речь идет не только об апостолах, которые продолжили проповедническую деятельность Христа после его смерти. Героями агиографических текстов были мученики, прославившиеся своим нравственным поведением и пострадавшие за веру.
Отсюда первая характеристика жития. Определение содержит некоторые уточнения: Во-первых, она написана для реального человека. Автор работы должен был придерживаться рамок реальной биографии, но при этом уделять пристальное внимание фактам, указывающим на особую святость, избранность и аскетизм святого. Во-вторых, что такое агиография (определение): Это повествование, написанное для прославления святого, для назидания всех верующих и неверующих, чтобы они могли вдохновиться положительным примером.
Неотъемлемой частью повествования были ссылки на чудесную силу, которой Бог наделил своих самых верных слуг. По Божьей милости они могли исцелять, переносить страдания и совершать акты смирения и аскетизма. Таким образом, авторы создали образ идеального мужчины, но опустили многие биографические подробности и детали его личной жизни. Наконец, еще одна характерная черта жанра: стиль и язык. Существует множество риторических восклицаний, призывов, слов и выражений с библейской символикой.
Исходя из вышесказанного, что подразумевается под агиографией? Это определение можно сформулировать следующим образом: Это древний жанр письменной литературы (в отличие от устной традиции) с религиозной тематикой, прославляющий труды христианских святых и мучеников.
Признаки жития как литературного жанра
Первым признаком существования агиографии как литературы является тот факт, что повествование ведется о реально живущем человеке. Точное соблюдение биографических и исторических фактов было обязательным.
Читайте также: Тезоименитство в православии или чем отличается день именин от дня ангела.
Но с акцентом на его хорошую жизнь, за которую Бог наделил его чудесными способностями. Поэтому эта история должна служить предупреждением для верующих и тем более для неверующих, чтобы они имели перед собой достойный пример служения Богу, а значит и человеку. Это второй признак самостоятельности жанра: идеологическая подоплека произведения.
Другое дело — стиль произведения и его язык. Все жизнеописание написано в высоких тонах, чтобы возвысить героя в глазах читателя. Отсюда множество высокопарных, хвалебных, восторженных слов и выражений. И, конечно же, все повествование изобилует церковной и библейской лексикой, ссылками на Ветхий и Новый Заветы и церковные каноны.
Итак, мы можем подытожить, что такое агиография. Это своего рода древняя литература, описывающая земной путь человека, которого сегодня можно назвать святым. И это не популярное произведение, а намеренное создание высокохудожественного произведения на религиозную тематику с жизнеописанием христианских святых.
Жития преподобных
Агиографические произведения долгое время были самыми популярными в Древней Руси. Они были написаны по строгим правилам и фактически раскрывали смысл человеческой жизни. Одним из самых впечатляющих примеров этого жанра является житие Сергия Радонежского, рассказанное Епифанием Премудрым. В нем есть все, что должно присутствовать в художественных текстах такого рода: Герой происходит из благочестивой семьи добродетельных людей, послушных воле Господа. Божье провидение, его вера и молитвы поддерживают героя с самого детства. Он смиренно переносит испытания и уповает только на милость Божью. Поняв важность веры, герой посвящает свою сознательную жизнь духовной работе и пренебрегает материальной стороной жизни. Его существование основано на посте, молитве, укрощении плоти, борьбе с нечистотами и аскетизме. В житиях русских святых подчеркивается, что их личности не боялись смерти, тайно готовились к ней и принимали свой уход с радостью, так как это позволяло их душам встретиться с Богом и ангелами. Книга заканчивается так же, как и началась, — хвалой и благодарением Богу, Христу и Святому Духу, а также самому Праведнику — Святому.
Особенности литературно-филологического подхода к житиям святых
Литературное и филологическое изучение агиографии является основой для всех остальных исследований. Агиографии пишутся в соответствии с определенными литературными правилами, которые меняются со временем и различны для разных христианских традиций. Любая интерпретация агиографического материала требует предварительного изучения того, что относится к сфере литературного этикета. Она предполагает исследование литературной истории житий, их жанров, выявление типичных моделей построения, характерных мотивов и приемов репрезентации и т.д. Например, в таком агиографическом жанре, как Доксология святого, сочетающем в себе черты жития и проповеди, существует достаточно четкая композиционная структура (вступление, основной раздел и эпилог) и тематическая схема основного раздела (происхождение святого, рождение и воспитание), деяния и чудеса, праведная смерть, сравнение с другими подвижниками). Эти особенности восходят к позднеантичному панегирику, а их различные проявления в развитии агиографической литературы дают важный материал для литературно-исторических и культурно-исторических выводов.
Для агиографической литературы характерны многие типичные мотивы, такие как рождение святого благочестивыми родителями, равнодушие к детским игрушкам и т.д. Такие мотивы встречаются в агиографических произведениях различных типов и периодов. Среди самых ранних примеров этого жанра — Деяния мученичества, которые обычно рассказывают о молитве мученика перед смертью и описывают видение Христа или Царства Небесного, открывшееся подвижнику во время его испытаний. Эти стандартизированные мотивы зависят не только от ориентации одних произведений на другие, но и от христоцентричности самого мученичества: Мученик утверждает победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и входит в Царство Христа как «друг Божий». Этот богословский контекст мученичества естественным образом отражается в структурных особенностях актов мученичества.
Отличия восточной и западной традиций описания жития святых
В принципе, житие святого — это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, тип его святости. Таким образом, стандартизированные мотивы отражают не столько литературные приемы, используемые для построения биографии, сколько динамику спасения, путь в Царство Небесное, открываемый конкретным святым. Агиография упраздняет эту модель спасения, и поэтому само описание жизни становится обобщенным и формализованным. Способ описания пути к спасению может быть различным, и именно в выборе этого пути восточная и западная иконографические традиции различаются больше всего. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор смотрит со своего места, со своего земного существования, на путь, пройденный святым от этого земного существования до Царства Небесного. Восточная традиция характеризуется скорее противоположной перспективой, перспективой святого, который уже достиг Царства Небесного и оглядывается сверху на путь туда. Такая перспектива способствует развитию агиографического, приукрашенного стиля жития, в котором риторическая насыщенность должна соответствовать неисчерпаемой высоте взгляда из Царства Небесного (как, например, в житиях Симеона Метафизика, а в русской традиции — Пахомия Сербского и Епифания Премудрого). Особенности западной и восточной иконографических традиций, очевидно, связаны с типичными чертами западной и восточной иконографии святых: Статический характер западной иконографии, которая показывает путь святого к Богу, контрастирует со статическим характером византийской иконографии, которая изображает святого в его прославленном, небесном состоянии. Таким образом, характер агиографической литературы напрямую связан со всей системой религиозных представлений, различиями между религиозным и мистическим опытом и т.д. Иконография как научная дисциплина изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и литературных явлений.
С самого начала своего существования христианская церковь тщательно собирала информацию о жизни и деятельности своих подвижников и передавала ее для всеобщего назидания. «Описания жизни святых — это, пожалуй, самая обширная часть христианской литературы. Если не принимать во внимание апокрифические Евангелия и Деяния апостолов, которые содержат много подробной информации о первых деятелях христианства, то самыми ранними «житиями святых» были рассказы о мучениках.
Мартирология первых веков от Р.Х.
Святой Климент, епископ Рима, назначил семь нотариусов в разных частях Рима во время первых гонений на христиан, чтобы они ежедневно записывали события, происходившие с христианами в местах казни, в тюрьмах и судах. Другой епископ Рима, святой Фабиан (236-251), поручил эту задачу семи иподиаконам.
Биограф святого Киприана отмечает, что имена мучеников, даже самых простых, с древних времен записывались церквями для поминовения и памяти. Хотя языческое правительство угрожало писцам смертной казнью, записи продолжались и во время гонений на христианство.
При Домициане и Диоклетиане большая часть записей погибла во время пожара, так что когда Евсевий (+ 340) начал составлять полное собрание историй древних мучеников, он не нашел достаточного материала в библиографии мартирологических трудов и был вынужден искать в архивах мартирологических авторитетов. Труд Евсевия о мучениках не сохранился, но другая его работа, «Книга о палестинских мучениках», очень хорошо известна. От первых трех веков не сохранилось ни одного «письма» мучеников от одной церкви к другой.
Жития святых, отличные от мартирологов
- «Жития честных монахов», патриарха александрийского Тимофея (+ 385);
- Лавсаик Палладия, («Historia Lausaica, s. paradisus de vitis patrum»;
- «Historia Christiana veterum Patrum» 1582, подлинный текст в изд. Рената Лаврентия;
- «Opera Maursii», Флоренция, 1746, т. VIII; есть и русский перевод, 1856);
- Труды Феодорита Киррского (+ 458) — (в названном изд. Рената) а также в полных собраниях сочинений Феодорита; в русск. переводе — в «Творениях св. Отцов», изд. московской дух. академии и ранее отдельно);
- «Лимонарь, сиречь цветник», Иоанна Мосха (Leimwnarion, в «Vitae patrum», Росвейга, Антв. 1628, т. X; рус. изд. — М. 1859).
- Руфин Аквилейский («Vitae patrum s. historiae eremiticae»);
- Иоанн Кассиан («Collationes patrum in Scythia»);
- Григорий), еписк. турский (умер 594), написавший ряд агиографических сочинений («Gloria martyrum», «Gloria confessorum», «Vitae patrum»),
- Григорий Двоеслов («Dialogi» — рус. перев. «Собеседование о житии италийских отцов», в «Православном Собеседнике» 2.
«Нравоучительная агиография»
Начиная с IX века, в литературе «житий святых» появилась новая черта — (моралистическая, отчасти политико-социальная) тенденция приукрашивать повествование о святом вымышленными историями. Первое место среди этих агиографов занимает Симеон Метафраст, чиновник византийского двора, который жил в девятом веке, по мнению одних, в десятом или двенадцатом веке, по мнению других. Он опубликовал Жития святых, которые являются важнейшим источником не только на Востоке, но и на Западе для более поздних авторов этого жанра, включая Вараджо, архиепископа Генуи (+ 1298), который написал Золотую легенду («Legenda aurea sanctorum»), и Петруса Наталибуса (+ 1382), автора Каталога святых («Catalogus Sanctorum»).
- Бонина Момбриция, «Legendarium s. acta sanctorum» (1474);
- Алоизия Липпомана, еп. веронского, «Vitae sanctorum» (1551 — 1560);
- Лаврентия Сурия, кельнского картезианца, «Vitae sanctorum orientis et occidentis» (1664);
- Георгия Вицелла, «Hagiologium s. de sanctis ecclesiae»;
- Амвросия Флакка, «Fastorum sanctorum libri ХII»;
- Рената Лаврентия де-ля-Барр — «Historia Christiana veterum patrum»;
- Ц. Барония, «Annales ecclesiast.»;
- Росвейда — «Vitae patrum»;
- Радера, «Viridarium sanctorum ex minaeis graecis» (1604).
Презентация по литературе на тему «Житие как жанр древнерусской литературы»
В настоящее время 54 312 учебных заведений имеют право на дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
- Сейчас обучается 3308 человек из 84 регионов
Курс переподготовки
Разработка эффективной стратегии развития современного вуза
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курсы «Инфоурок»).
В настоящее время 54 312 учебных заведений имеют право на дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
Учебный курс
Администрирование деятельности дошкольной образовательной организации
К этой скидке мы можем добавить скидку для вашего учебного заведения (в зависимости от того, сколько ваших коллег прошли курсы «Инфоурок»).
В настоящее время 54 312 учебных заведений имеют право на дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%). Чтобы узнать, какая скидка распространяется на всех сотрудников вашего учреждения, войдите в личный кабинет Инфорурок.
Что такое житие в литературе?
Со временем агиография как церковная литература постепенно начала вырождаться в самостоятельный литературный жанр. Конечно, вначале эти произведения все еще были собственностью церкви и писались церковными чиновниками.
Но были определенные причины, которые приблизили этот жанр к высокой литературе в начале его создания:
- Подробное повествование, связанное единым сюжетом, определенными канонами написания произведения.
- Высокий стиль рассказа, тщательное изучение подлинной истории и отражение ее в произведении.
- Профессионализм автора в создании не просто исторического описания, но подлинного произведения.
- Хранение рукописных жизнеописаний, переиздание их в дальнейшем и облачение их в форму книг.
Все эти особенности послужили отправной точкой для того, чтобы жития вскоре стали самостоятельными произведениями искусства. Они уделяли большое внимание не только деяниям святого, но и описаниям его добродетельной жизни, которым предстояло получить внимание в литературе и истории.
Таким образом, жанр агиографии стал историко-биографическим эпосом, отражающим не только жизнь конкретного человека, но и эпоху, в которую он жил. Жанр стал историко-биографической эпопеей, отражающей не только жизнь конкретного человека, но и эпоху, в которую он жил. Таким образом, многие работы стали важными документами для изучения и исследования неопределенного периода.
Жития святых
См. Священное и история
- Жития святых в Святоотеческой библиотеке
- Жития святых С.В. Троицкий
Жития святых — это литературный жанр (часто символических) биографий христиан, канонизированных Церковью. Самые ранние жития святых — это назидательные рассказы о христианских мучениках (они были известны в переводах в Киевской Руси).
Первые жития русских святых были написаны в конце XI века (Жития княгини Ольги, князей Бориса и Глеба, Владимира I Святославовича, Житие Феодосия Пешерского).
Позже жития святых были собраны в специальные сборники:
Читайте также.
- Минеи-Четьи (Жития святых, изложенные в календарном порядке празднования их памяти);
- Синаксарии (краткие Жития святых);
- Патерики (сборники повествований о подвижниках какой-либо обители).
Хотя многие древние жития святых, безусловно, являются подлинными свидетельствами современников, мы всегда должны помнить, что они представляют собой особый литературный жанр со своими строгими правилами и нормами. Поэтому, не подвергая сомнению духовную пользу «житий», выбранных Церковью для благоговейного чтения, мы должны помнить, что как к историческим источникам к ним следует относиться с определенной долей осторожности.
Священник Олег Митров, Комитет по канонизации Московской епархии
При всем разнообразии подходов разных авторов можно выделить два основных принципа написания агиографических текстов. Первый — прозаический, когда агиограф следует традициям древних записей о мучениках и пересказывает события жизни святого только так, как они есть. Второй подход — журналистский, когда писатель сам пытается понять и оценить факты, а если фактов недостаточно, то осмеливается сделать собственные предположения. Наряду с этим, писатели часто впадают в преувеличенный психологизм и литературные приукрашивания.
После окончания гонений в четвертом веке, скудные рассказы о мучениках первых веков, которые основывались исключительно на подлинных допарохиальных актах, были заменены жизнеописаниями Отцов, которые описывали их святую жизнь и наставляли в христианских добродетелях. В более поздние времена, особенно в период иконоборчества, риторическое направление стало доминировать в иконописи, которая достигла своего расцвета с творчеством Симеона Метафраста (X век). В этой традиции гораздо меньше внимания уделяется реальной истории и предпочтение отдается «панегирику» святого, в то время как в житии преобладает общая риторика, большое значение придается литературному аспекту, изысканной форме, появляется литературная модель, которая переносится из жития в житие, допускается вымысел. Агиография — это скорее моральная проповедь в день праздника святого, чем описание его реальной биографии. Самый распространенный пример: О детстве святого ничего не известно, но агиограф позволяет себе фразу: «В семье благочестивых родителей родился благочестивый мальчик…».
Ранние жития святых Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, написанные святым Несторием, и некоторые другие ранние жития отличаются простотой изложения. Тексты написаны кратким и простым языком. Фактический аспект находится на первом плане и не дополняется моральными и риторическими соображениями. Византийская традиция начинает оказывать влияние на русскую агиографию в середине девятнадцатого века, и многие более поздние авторы опираются именно на эти примеры. К этой риторической традиции относятся и широко читаемые дореволюционные тетрархи св. Димитрия Ростовского, основанные на более ранних русских житиях, трудах Симеона Метафраста и многих других источниках. Следует отметить, что жития, составленные в этом жанре, вызвали серьезную критику со стороны церковных писателей и историков.
Признаки жития как литературного жанра
Первым признаком существования агиографии как литературы является тот факт, что повествование ведется о реально живущем человеке. Точное соблюдение биографических и исторических фактов было обязательным.
Но с акцентом на его хорошую жизнь, за которую Бог наделил его чудесными способностями. Поэтому эта история должна служить предупреждением для верующих и тем более для неверующих, чтобы они имели перед собой достойный пример служения Богу, а значит и человеку. Это второй признак самостоятельности жанра: идеологическая подоплека произведения.
Другое дело — стиль произведения и его язык. Все жизнеописание написано в высоких тонах, чтобы возвысить героя в глазах читателя. Отсюда множество высокопарных, хвалебных, восторженных слов и выражений. И, конечно же, все повествование изобилует церковной и библейской лексикой, ссылками на Ветхий и Новый Заветы и церковные каноны.
Итак, мы можем подытожить, что такое агиография. Это своего рода древняя литература, описывающая земной путь человека, которого сегодня можно назвать святым. И это не популярное произведение, а намеренное создание высокохудожественного произведения на религиозную тематику с жизнеописанием христианских святых.
Что такое житие в литературе?
Со временем агиография как церковная литература постепенно начала вырождаться в самостоятельный литературный жанр. Конечно, вначале эти произведения все еще были собственностью церкви и писались церковными чиновниками.
Но были определенные причины, которые приблизили этот жанр к высокой литературе в начале его создания:
- Подробное повествование, связанное единым сюжетом, определенными канонами написания произведения.
- Высокий стиль рассказа, тщательное изучение подлинной истории и отражение ее в произведении.
- Профессионализм автора в создании не просто исторического описания, но подлинного произведения.
- Хранение рукописных жизнеописаний, переиздание их в дальнейшем и облачение их в форму книг.
Все эти особенности послужили отправной точкой для того, чтобы жития вскоре стали самостоятельными произведениями искусства. Они уделяли большое внимание не только деяниям святого, но и описаниям его добродетельной жизни, которым предстояло получить внимание в литературе и истории.
Таким образом, жанр агиографии стал историко-биографическим эпосом, отражающим не только жизнь конкретного человека, но и эпоху, в которую он жил. Жанр стал историко-биографической эпопеей, отражающей не только жизнь конкретного человека, но и эпоху, в которую он жил. Таким образом, многие работы стали важными документами для изучения и исследования неопределенного периода.
Перечень житийных произведений русской литературы
На долю русских авторов приходится около 156 текстов, относящихся к жанру агиографии. Первые из них связаны с именами князей Бориса и Глеба, которые были вероломно убиты собственным братом. Они также стали первыми христианскими мучениками России, которые были канонизированы православной церковью и считались защитниками государства. Жития князя Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского и многих других выдающихся представителей русской земли. Особого внимания заслуживает жизнеописание протопопа Аввакума, нераскаявшегося лидера древней веры, которое он написал во время пребывания в Пустозерской тюрьме (XVII век). Это действительно первая автобиография, рождение нового литературного жанра.
Читайте также.
Источник: fb.ru
Признаки жития как литературного жанра
Первым признаком существования агиографии как литературы является тот факт, что повествование ведется о реально живущем человеке. Точное соблюдение биографических и исторических фактов было обязательным.
Но с акцентом на его хорошую жизнь, за которую Бог наделил его чудесными способностями. Поэтому эта история должна служить предупреждением для верующих и тем более для неверующих, чтобы они имели перед собой достойный пример служения Богу, а значит и человеку. Это второй признак самостоятельности жанра: идеологическая подоплека произведения.
Другое дело — стиль произведения и его язык. Все жизнеописание написано в высоких тонах, чтобы возвысить героя в глазах читателя. Отсюда множество высокопарных, хвалебных, восторженных слов и выражений. И, конечно же, все повествование изобилует церковной и библейской лексикой, ссылками на Ветхий и Новый Заветы и церковные каноны.
Итак, мы можем подытожить, что такое агиография. Это своего рода древняя литература, описывающая земной путь человека, которого сегодня можно назвать святым. И это не популярное произведение, а намеренное создание высокохудожественного произведения на религиозную тематику с жизнеописанием христианских святых.
Это странный вопрос, но не бессмысленный. Ведь современный человек склонен во всем видеть «мифы и легенды». И именно так он может воспринимать агиографию. Наши предки определяли цель чтения житийной литературы следующим образом: «Жизнь святых — страх Божий, вселяемый в душу, отказ от плохого, принятие хорошего, ибо они видят свою жизнь и приходят к пониманию своих дел, отказываясь от плохого; ибо святая жизнь — свет и озарение для наших душ. Это слова одного из древних авторов житий (ведь жития переписывались от руки, а это было очень трудной задачей).
В одной древней рукописной книге мы находим молитву — просьбу о правильном понимании икон: «Скажи мне Твою тайную и неведомую мудрость, на Тебя, Боже, уповаю, просвети мой ум и мышление светом Твоего Духа, не только для почитания Писаний, но и для того, чтобы я читал учения и священные писания святых не во грехе, но для обновления и просвещения и спасения моей души и руководства к вечной жизни.»
У людей Церкви есть обычай, восстав ото сна в середине обычного молитвенного правила (или, самое большее, накануне вечером), совершать молитвенное воззвание к святому, память которого упоминается в церковном календаре. Пишущий эти строки должен признать, что сегодня ему редко удается это сделать (вы оправдываете себя тем, что у вас не хватает времени, но дело, вероятно, не в этом). И были времена, когда вы могли прочитать все жизнеописание святого дня — и теперь вы вспоминаете эти моменты как самые благословенные. И, пожалуй, это чтение и по сей день остается главным багажом христианской мудрости, несмотря на всевозможные ученые книги, которых было немало. В житиях святых можно найти основу для решения различных жизненных проблем. Если, с Божьей помощью, мы помним примеры поступков и слов святых, то они иногда приходят нам на ум в нужное время и спасают нас от глупости, а иногда даже от безрассудства.
Даже Господь в Своей земной жизни часто использовал примеры из жизни ветхозаветных праведников. Например, в ответ на вопрос фарисеев: Законно ли голодному человеку молоть и есть колосья кукурузы в субботу? Спаситель показал нам пример Давида, который ел хлеб — а фарисеи молчали.
И в наше время, когда они говорят нам. У вас нет преемственности» Мы можем сказать: «Посмотрите, сколько у нас святых. Двадцатый век породил их больше, чем вся история христианства в России. Поэтому те, кто осуждал «историческое христианство», были неправы. Те, кто осуждал его, все прятались за границей, а те, кто осуждал его, обагрили свою веру кровью мученика.
Их жизни следует читать в первую очередь для «обновления и просвещения души».
И по своему скромному опыту могу сказать, что иногда такое чтение действительно оказывает молитвенное воздействие: Читая житие, человек невольно проникается духом святого. То же самое происходит, когда вы пересказываете житие в лекциях, передачах или статьях — вы невольно начинаете благоговеть и перед святым. Помню, как много лет назад я приехал в Оптину с вопросом к старцу Илию: «Меня просят рассказать о старцах, а я боюсь. Я такой плохой». Священник ответил: «Ты всегда думаешь, что ты плохой, но твоя работа хорошая. Кто говорит или пишет о святых, тот недостоин, но слова святых и их жизнь не преходят. Эти лекции пришлось прочитать не один раз — и они оказались источником утешения, потому что он всегда помнил: «Вы плохи, но ваша работа хороша».
Как католики понимают святость?
О разнице между православным и католическим идеалом святости написано много. Но, как известно, даже самые сложные проблемы доктрины можно лучше понять на конкретных примерах. И вот ярчайший пример нашего времени, которая при жизни на Западе была почитаема как святая, современная Мать Тереза. Мы многое знаем о ее деятельности. Почти все ее достижения были опубликованы в различных средствах массовой информации. Это само по себе также является выражением западного «мученичества» или миссионерства. В то же время, что и мать Тереза, жила и православная монахиня, святая Гавриила. Она также работала с прокаженными в Индии. Она также путешествовала по миру, помогая людям с их физическими недугами (она была врачом), она, несомненно, была миссионером. Но о ней не писали в газетах, у нее не брали интервью, ее не фотографировали в группе политиков или первосвященников — все это чуждо православному аскетизму. Мы узнали о Матушке Гавриилии только после ее смерти, когда ее ученики собрали ее слова и издали книгу. Теперь она переведена с греческого и издана на русском языке. Учения Матушки Габриэлии даже нельзя назвать учениями — это беседы, простые беседы с близкими ей людьми. В разговоре с ними она просто рассказывает о том, что видела и пережила в своих странствиях. И если вы посмотрите на предметный указатель в конце книги, то с удивлением обнаружите, что Мать вообще не говорит о стремлении к святости, она не говорит о самоосознании.
Чтобы понять, чем католический идеал отличается от православного, достаточно открыть последнюю книгу Матери Терезы «Нет больше той любви» (No More That Love…..). Он весь пронизан сознательным стремлением к святости. В книге есть глава под названием «О святости», в которой приводится пример типичной католической молитвы: «Это Бог, который любит нас, который создал нас. Когда мы обращаемся к Нему, мы можем просить Его: «Отец мой, помоги мне! Я хочу быть святым, я хочу быть хорошим, я хочу любить!». Святость — это не роскошь, предназначенная для элиты; она не предназначена для немногих. Мы все призваны к этому, и вы, и я, и все остальные. Я уже говорил, что это типично католическая молитва, потому что просьба о святости встречается в иконографии древних и современных католических святых и, по словам людей, которых я лично знаю на Западе, распространена среди простых католиков. Мать Тереза цитируется в той же книге: «Сказать: «Я хочу быть святым» — значит идти путем Божьим, путем спасения.
Православный аскет ответил бы: «Говорить: «Я хочу быть святым» — значит идти по пути гламура, самообмана и самолюбования. Таким образом, самостоятельно совершая великие дела милосердия, можно постоянно внутренне быть удовлетворенным собственной святостью.
Но мы, православные новообращенные, часто идем тем же путем, не осознавая этого. В разговоре «по душам» с одной женщиной я услышал: «Я постоянно думаю о том, как мне быть в соответствии с Божьей волей. Каким я должен быть. И каждый день я записываю, что я сделал против этого святого образа. — Мы не должны судить себя по шкале святости, — сказал я ей. И она очень удивилась: «Разве не этому учат нас отцы?». — «Нет, они учат нас смотреть не на нашу святость, а всегда на нашу фактическую греховность».
Из житий православных святых мы знаем, что никто из них не считал себя святым, они даже не принимали принцип святости в себе. И из века в век повторяется наставление: «Не великое дело увидеть ангела; великое дело — увидеть свои грехи, как песок морской».
Отечественные жития
Древнерусская литература житий святых Собственно русский язык начинается с житий отдельных святых. Греческие жития метафизического типа послужили образцом для русских житий, т.е. они были предназначены для «прославления» святого, а недостаток информации (например, о первых годах жизни святого) покрывался обобщениями и риторическими изречениями. Серия чудес святого является неотъемлемой частью агиографии. Рассказы о жизни и деяниях святых часто лишены каких-либо черт индивидуальности. Исключение из общего характера ранних русских житий до XV века составляют (как считает профессор Голубинский) только первые жития — «Чтения о жизни и смерти блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского», написанные монахом Нестором, Житие Леонтия Ростовского (которое Ключевский относит к периоду до 1174 года) и жития, написанные в XII и XIII веках в Ростовской области. и XIII вв. в Ростовской области были простыми житиями, тогда как более древние жития Смоленщины (Житие св. Авраамия и др.) относятся к византийскому типу биографий. В XV веке несколько житий было написано митрополитом Киприаном, который написал «Житие митрополита Петра» (в новой редакции) и несколько житий русских святых, которые вошли в «Книгу Степную» (если эта книга действительно была написана им).
С биографией и творчеством второго русского агиографа, Пахомия Логофета, можно подробно ознакомиться в исследовании профессора Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник», М., 1871). Он написал житие и литургию для Сергия Радонежского, житие и литургию для Нико Радонежского, житие и литургию для Кирилла Белозерского, трактат о перенесении мощей святого Петра и мессу для него; Ему, по словам Ключевского, принадлежит житие новгородских архиепископов Моисея и Иоанна; всего он написал 10 житий, 6 легенд, 18 канонов и 4 панегирика святым. Пахомий был хорошо известен современникам и потомкам и послужил образцом для других иконописцев.
Не менее известным автором житий был Епифаний Премудрый, который жил сначала в одном монастыре со святым Стефаном Пермским, а затем в монастыре Сергия и написал жития для обоих святых. Он хорошо знал Библию, греческие хронографы, палеолог, хроники и патристику. Он был еще более жестоким, чем Пахомий. Преемники этих трех писателей вводят в свои произведения новую черту — автобиографичность, так что в написанных ими «житиях» всегда можно узнать автора. Из городских центров дело русской агиографии в XVI веке уходит в пустыни и подальше от культурных центров. Авторы этих житий не ограничиваются событиями из жизни святого и празднованиями в его честь, но стараются сделать известными церковные, социальные и государственные условия, в которых возникла и развивалась деятельность святого. Таким образом, жития этого периода являются ценными первоисточниками по культурной и бытовой истории Древней Руси.
Писателя, жившего в москворецкой Руси, всегда можно отличить по его тенденции от писателя из Новгорода, Пскова и Ростова. Новой эпохой в истории русской агиографии является деятельность всероссийского митрополита Макария. Его эпоха была особенно богата новыми житиями русских святых, отчасти из-за возросшей активности этого митрополита в канонизации святых, а отчасти из-за составления «Великих книг Входа», которые он написал. Эти менуэты, содержащие почти все русские жития того периода, известны в двух редакциях: Софийской (рукопись из Духовной академии Санкт-Петербурга) и более полной редакции из Московского собора 1552 г. Археографическая комиссия находится в процессе публикации этого обширного труда, но пока, благодаря усилиям И.И. Савваитова и М.О. Кояловича, удалось опубликовать лишь несколько томов, охватывающих сентябрь и октябрь. Через столетие после Макария, в 1627-1632 годах, появилась книга чтений монаха Троицкого монастыря Сергиева Германа Тулупова, а в 1646-1654 годах — книга чтений священника Сергиева Посада Иоанна Милютина.
Что такое житие в литературе?
Со временем агиография как церковная литература постепенно начала вырождаться в самостоятельный литературный жанр. Конечно, вначале эти произведения все еще были собственностью церкви и писались церковными чиновниками.
Но были определенные причины, которые приблизили этот жанр к высокой литературе в начале его создания:
- Подробное повествование, связанное единым сюжетом, определенными канонами написания произведения.
- Высокий стиль рассказа, тщательное изучение подлинной истории и отражение ее в произведении.
- Профессионализм автора в создании не просто исторического описания, но подлинного произведения.
- Хранение рукописных жизнеописаний, переиздание их в дальнейшем и облачение их в форму книг.
Все эти особенности послужили отправной точкой для того, чтобы жития вскоре стали самостоятельными произведениями искусства. Они уделяли большое внимание не только деяниям святого, но и описаниям его добродетельной жизни, которым предстояло получить внимание в литературе и истории.
Читайте также: Помощь Казанскому монастырю
Таким образом, жанр агиографии стал историко-биографическим эпосом, отражающим не только жизнь конкретного человека, но и эпоху, в которую он жил. Жанр стал историко-биографической эпопеей, отражающей не только жизнь конкретного человека, но и эпоху, в которую он жил. Таким образом, многие работы стали важными документами для изучения и исследования неопределенного периода.
Жития преподобных
Агиографические произведения долгое время были самыми популярными в Древней Руси. Они были написаны по строгим правилам и фактически раскрывали смысл человеческой жизни. Одним из самых впечатляющих примеров этого жанра является Житие Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым. В нем есть все, что должно быть у такого типа: Герой происходит из благочестивой семьи добродетельных людей, послушных воле Господа. Божье провидение, его вера и молитвы поддерживают героя с самого детства. Он смиренно переносит испытания и уповает только на милость Божью. Поняв важность веры, герой проводит свою сознательную жизнь в духовных делах и пренебрегает материальной стороной жизни. Пост, молитва, укрощение плоти, борьба с нечистым и аскетизм составляют основу его существования. В житиях подчеркивается, что их герои не боялись смерти, готовились к ней и принимали свой уход с радостью, потому что это позволяло их душам встретиться с Богом и ангелами. Книга заканчивается так же, как и началась, — хвалой и благодарением Богу, Христу и Святому Духу, а также самому Праведнику — Святому.
Первым признаком существования агиографии как литературы является тот факт, что повествование ведется о реально живущем человеке. Точное соблюдение биографических и исторических фактов было обязательным.
Но с акцентом на его хорошую жизнь, за которую Бог наделил его чудесными способностями. Поэтому эта история должна служить предупреждением для верующих и тем более для неверующих, чтобы они имели перед собой достойный пример служения Богу, а значит и человеку. Это второй признак самостоятельности жанра: идеологическая подоплека произведения.
Другое дело — стиль произведения и его язык. Все жизнеописание написано в высоких тонах, чтобы возвысить героя в глазах читателя. Отсюда множество высокопарных, хвалебных, восторженных слов и выражений. И, конечно же, все повествование изобилует церковной и библейской лексикой, ссылками на Ветхий и Новый Заветы и церковные каноны.
Итак, мы можем подытожить, что такое агиография. Это жанр древней литературы, описывающий земной путь человека, которого сегодня можно назвать святым. И это не популярное произведение, а намеренное создание высокохудожественного произведения на религиозные темы с жизнеописанием христианских святых.