Молодой, элегантный мужчина двадцати трех лет. Он стройный, вежливый, любит азартные игры, вечеринки и праздники. Сам автор описывает Хлестакова как глупого, неукротимого молодого человека, который любит честь и вежливость. Поскольку он занимает самый низкий бюрократический ранг, он часто бывает очень строгим.
История создания комедии Ревизор Гоголя
Идея написать комедию пришла к Гоголю во время работы над другой, не менее известной пьесой «Мертвые души». В переписке с Пушкиным он просил его написать сюжет комедии в пяти действиях.
Очевидно, что его параллельная работа над «Мертвыми душами» повлияла на написание комедии. В своем признании он сказал, что в одной пьесе собрал все плохое о России и все неправильное, что он когда-либо видел.
Ему потребовалось около двух месяцев, чтобы реализовать свою идею, но даже после написания и редактирования комедии работа над ней продолжалась еще долгое время. После представления в Александринском театре в Санкт-Петербурге автор внес в пьесу значительные изменения. Первое представление состоялось в 1836 году. На мероприятии присутствовал даже Николай I, император России. Автор был расстроен постановкой, потому что зрители и актеры не поняли смысла авторской идеи. Актеры заметили, что некоторые сцены были довольно неловкими, например, когда Хлестаков впервые просит взаймы, актер, играющий его роль, подумал, что было бы лучше, если бы ему сначала предложили деньги, поэтому автор изменил сцену, и первые четыре спектакля также были переделаны.
Окончательный вариант комедии был опубликован в 1842 году. Поставленная несколько раз на сцене и опубликованная в прессе, пьеса «Ревизор» вызвала споры и двусмысленность. В газете «Русский вестник» Полевой писал о комедии, что она была довольно спорной, критикуя сюжет за бесцельность и «сквернословие».
А Белинский, в отличие от Полевого, высоко оценил комедию, сказав, что в пьесе нет лучших моментов, но нет и худших.
Тем не менее, Гоголь постоянно чувствовал, что его комедию не всегда правильно понимают, и поэтому постоянно писал статьи о том, как правильно ее играть и в чем смысл комедии.
История создания комедии Ревизор подробно
Русская литература богата именами великих писателей, работавших в разные эпохи. Среди них выделяется Гоголь (1809 — 1852), чье имя золотыми буквами выгравировано в истории мировой литературы. Природа щедро наделила его творческими способностями. Он оказался прекрасным прозаиком, интересным художником, талантливым копирайтером и замечательным драматургом.
N. Пьеса Гоголя «Генерал-ревизор» была напечатана и премьера состоялась в Александрийском театре весной 1836 года. Автор годами обдумывал комедию о русской жизни. В 1832 году в разговоре с Сергеем Аксаковым он говорил о своем желании «сложить все дурное в России в одну кучу» и посмеяться над всеми ошибками русской жизни. На сомнение Аксакова в том, что жизнь даст материал для такой книги, Николай Васильевич Гоголь ответил, что «комедия везде скрыта». Если бы мастер описал это, «мы бы рассмеялись до смерти».
А. С. Пушкин был благонамеренным и открытым человеком, поэтому другие писатели часто обращались к нему за советом и поддержкой. В октябре 1835 года Н.В. Гоголь написал ему письмо с просьбой подсказать интересный сюжет из жизни русского общества. В своем ответе Пушкин описал случай, произошедший с его общим знакомым. Повесть очень понравилась Гоголю. Он быстро начал писать пьесу, которая была закончена в течение двух месяцев. В письме Пушкина упоминается писатель и редактор журнала «Отечественные записки» Павел Петрович Свиньин, персонаж, интересный тем, что его всегда принимают за другого. Добрый и послушный человек, он не только свыкся с путаницей, но даже не сопротивлялся ей и умело использовал ее в своих интересах. В петербургском обществе истории о его жизни передавались из уст в уста со смехом. Как и Пушкин в своем письме, как и Петр Петрович Свиньин в Бессарабии, который выдавал себя за известного чиновника, но был остановлен, когда зашел слишком далеко и, видимо, уже верил в свое чудесное перевоплощение. Когда он понял, что время расплаты пришло, он удалился.
N. Общение Б. Гоголя с ним нельзя было назвать приятным. Молодой писатель переехал в Санкт-Петербург и начал работать в популярном журнале под редакцией П. П. Свиньина. В 1829 году он представил в журнал свою повесть «Басаврюк, или Вечер на Ивана Купалу». Работа была напечатана через год, но имя автора не упоминается. В 1830 году в журнале была опубликована статья Гоголя «Полтава», в которой он рассказывал о своей малой родине. Редактор не только исказил часть авторского текста и внес в него свои собственные оценки. Самым оскорбительным было то, что он поставил свое имя под чужой работой. Естественно, любой писатель был бы возмущен таким отношением редактора. Н.В. Гоголь отреагировал на поведение П.П. Свиньина, опубликовав книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки». В нем «Вечер на Ивана Купалу» был выделен в отдельную главу. Автор убрал все исправления Свиньина и добавил вступление о том, как неофит Фома Григорьевич услышал о публикации своего рассказа и обругал редактора. Но лучше всех отблагодарил своего обидчика Н.В. Гоголь, создав гениальное произведение о полиморфном Иване Александровиче Хлестакове, моделью которого был П.П. Свиньин.
Хотя у автора «Правительственного инспектора» были свои причины высмеять бесстыдного плута, он никогда не скрывал, что его комедию о фантастическом инспекторе придумал Александр Пушкин, и всегда был благодарен ему за это. Эта пьеса стала одним из лучших произведений Гоголя. Написанная почти двести лет назад, пьеса не оставляет нас равнодушными и сегодня. «Инспектор учит нас выполнять все свои обязанности с достоинством и ответственностью, чтобы нам не было стыдно за свою работу; быть честными и открытыми, чтобы нам не приходилось прятаться из-за страха быть разоблаченными; избегать лести и лебезить перед другими.
Гоголь начал работу над пьесой осенью 1835 года. Традиционно считается, что сюжет был предложен А.С. Пушкиным. Об этом свидетельствуют воспоминания русского писателя В.А. Соллогуба: «Пушкин встретил Гоголя и рассказал ему о случае, происшедшем в городе Устюжне Новгородской губернии — о странствующем господине, который выдавал себя за чиновника министерства и ограбил всех жителей города.
Существует также мнение, что оно восходит к рассказам о командировке П.П.Свиньина в Бессарабию в 1815 году 1 2
Известно, что во время работы над пьесой Гоголь неоднократно писал А.С. Пушкину, интересуясь ходом работы над ней, и порой выражал желание отказаться от пьесы, но Пушкин настаивал, чтобы он не прекращал работу над «Ревизором».
В январе 1836 года Гоголь читал комедию на вечере в В.А. Жуковского в присутствии А. А. Пушкина, П. А. Вяземского и др.
Действующие лица
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий.
- Анна Андреевна, жена его.
- Марья Антоновна, дочь его.
- Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.
- Жена его.
- Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья.
- Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений.
- Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.
- Пётр Иванович Добчинский, Пётр Иванович Бобчинский — городские помещики.
- Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга.
- Осип, слуга его.
- Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.
- Фёдор Иванович Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин — отставные чиновники, почётные лица в городе.
- Степан Ильич Уховертов, частный пристав.
- Свистунов, Пуговицын, Держиморда — полицейские.
- Абдулин, купец.
- Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша.
- Жена унтер-офицера .
- Мишка, слуга городничего.
- Слуга трактирный.
- Гости и гостьи, купцы, мещане, просители
Иван Александрович Хлестаков, молодой человек неопределенной профессии, достигший чина школьного секретаря, едет из Петербурга в Саратов со своим слугой Осипом. Он проезжает через небольшой провинциальный городок. Хлестаков проиграл свои деньги в карты.
В этот момент вся городская администрация, погрязшая во взяточничестве и растратах, начиная с городского головы Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского, с нетерпением ждет приезда инспектора из Петербурга. Городские помещики Бомбшинский и Домбшинский, подслушавшие в трактире приезд должника Хлестакова, докладывают градоначальнику о прибытии инкогнито из Петербурга.
Начинаются волнения. Все чиновники и служащие пытаются скрыть свои грехи, но Антон Антонович вскоре приходит в себя и понимает, что должен сам пойти к ревизору. Тем временем Хлестаков, голодный и беспокойный, оказывается в самом дешевом номере гостиницы и думает, где бы ему найти что-нибудь поесть.
Присутствие градоначальника в комнате Хлестакова — неприятный сюрприз. Сначала он думает, что трактирщик объявил его неоплаченным гостем. Городничий робеет, думая, что разговаривает с важным чиновником, прибывшим с секретной миссией. Гадалка, думая, что Хлестаков — ревизор, предлагает ему взятку. Хлестаков, считая Городничего добросердечным и порядочным человеком, берет у него в долг. «Я дал ему четыреста вместо двухсот», — радуется мэр. Тем не менее, он решает прикинуться дурачком, чтобы получить больше информации о Хлестакове. «Он хочет остаться инкогнито, — говорит мэр, — так что ладно, мы не будем снимать брюки и сделаем вид, что не знаем, что он за человек». Но Хлестаков, со свойственной ему наивностью, ведет себя так непосредственно, что градоначальник остается с пустыми руками, не теряя, однако, убежденности в том, что Хлестаков — «чувствительная штучка» и «мы должны быть начеку». У градоначальника есть план, как напоить Хлестакова, и он предлагает ему посмотреть на божественные учреждения города. Хлестаков соглашается.
Действие продолжается в доме губернатора города. Возможно, пьяный, Хлестаков решает, увидев дам Анну Андреевну и Марью Антоновну, «бросить им пыль в глаза». Он выступает перед ними, рассказывает о своем важном положении в Петербурге и, что интересно, сам верит им. Он приписывает себе литературные и музыкальные произведения, которые он якобы «написал за один вечер, к всеобщему удивлению», благодаря «легкости своего ума». Ему даже не стыдно, когда Мария Антоновна по сути дела обвиняет его во лжи. Но вскоре его язык отказывается служить прилично подвыпившему гостю из столицы, и с помощью мэра Хлестаков отправляется «отдыхать».
Постановки
Премьера «Генерального инспектора» состоялась в Александринском театре в Санкт-Петербурге 19 апреля 1836 года. Первое представление «Генерального инспектора» в Москве состоялось 25 мая 1836 года в театре Мали.
Премьера в Санкт-Петербурге состоялась в присутствии Николая I. Постановка очень понравилась императору, и критики считают, что положительное восприятие императором этой особенно рискованной комедии оказало положительное влияние на цензуру произведений Гоголя. Комедия Гоголя сначала была запрещена, но после апелляции получила высочайшее разрешение на постановку на русской сцене. 3
Гоголь был разочарован общественным мнением и неудачным представлением комедии в Петербурге и отказался принимать участие в подготовке московской премьеры. Малый театр пригласил главных актеров театра на спектакль «Правительственный инспектор»: Шепкин (Городничий), Ленский (Хлестаков), Орлов (Осип), Потанчиков (Почтмейстер). Несмотря на отсутствие автора и полное равнодушие руководства театра к премьере, спектакль прошел с большим успехом.
Генерал-инспектор» не покидал российские театры во времена СССР и является одним из самых популярных спектаклей, всегда пользующимся успехом у зрителей.
Известные постановки
- 1920МХАТ — постановка Станиславского, Хлестаков Михаил Чехов
- 1926 ГосТИМ — постановка Мейерхольда, Хлестаков Эраст Гарин
- 1949Малый театр — постановка Вениамина Цыганкова, Хлестаков Игорь Ильинский4
- 1972БДТ им. Г. А. Товстоногова — постановка Товстоногова, Хлестаков Олег Басилашвили
- 1983 Современник, постановка Валерия Фокина, городничий — Валентин Гафт, Хлестаков — Василий Мищенко.
- 1982Московский театр Сатиры — постановка Валентина Плучека, Хлестаков — Андрей Миронов, городничий — Анатолий Папанов
- 2002Театр им. Вахтангова, постановка Римаса Туминаса, городничий — Сергей Маковецкий, Хлестаков — Олег Макаров.
- 2002Александринский театр, постановка Валерия Фокина, Хлестаков — Алексей Девотченко
- 2006Малый театр — постановка Ю. М. Соломин, В. Е. Федоров, городничий — А. С. Потапов, Хлестаков — Д. Н. Солодовник, C. В.Потапов.
- 2007театр им. Маяковского, постановка Сергея Арцибашева, городничий — Александр Лазарев, Хлестаков — Сергей Удовик.
Экранизации
- 1952«Ревизор» — режиссёр Владимир Петров
- 1977«Инкогнито из Петербурга» — режиссёр Леонид Гайдай
- 1982 «Ревизор (фильм-спектакль)» — режиссёр Валентин Плучек
- 1996«Ревизор» — режиссёр Сергей Газаров
Настоящий ревизор
Однако перед этим важно указать на позицию, которая часто звучит в отношении автора. Тезис заключается в том, что в некотором смысле существовало два разных Гоголя. Первый был автором «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Правительственного инспектора», второй — «Избранных отрывков из переписки с друзьями». Последний также бросил «Мертвые души» в огонь и умер от голода, после чего рано скончался в могиле. Возможно, эта точка зрения отчасти верна. Ранний Гоголь и поздний Гоголь на первый взгляд кажутся разными людьми. Один из них очень веселый, другой — задумчивый и очень религиозный. Но такие изменения происходят и с обычными людьми, не говоря уже о гениях. Вероятно, «двух Гоголей» все-таки не было. Но был один — очень умный, сдержанный, любознательный человек. который задавал себе очень важные вопросы. И если зрелый Гоголь размышлял над своими ранними произведениями, он имел на это полное право. А что он сказал о Генеральном инспекторе?
Словно в ответ на упреки критиков, десять лет спустя Гоголь возобновил интерпретацию своего писательского замысла. В уста первого комического актера, героя «Генерального инспектора», а именно актера Михаила Шепкина, автор комедии вложил эти слова:
«Внимательно посмотрите на город, о котором идет речь в пьесе: Все согласны, что такого города нет во всей России, и ни один чиновник не встречался с такими мерзкими персонажами; есть даже два-три честных чиновника, но здесь их нет. Одним словом, такого города не существует. Нет? Но что если это наш собственный город-душа, и он есть у каждого из нас? Давайте не будем смотреть на себя глазами мирского человека, ибо не мирской человек будет судить нас, давайте посмотрим на себя глазами Того, Кто призовет всех людей к противостоянию, перед Кем лучшие из нас, давайте не будем забывать, зароют свои глаза в стыде и посмотрим, хватит ли у кого-нибудь из нас смелости спросить: «Кривое ли у меня лицо?».
Другими словами, Гоголь предложил читателям символическое понимание своего произведения. Конечно, возможны и другие варианты прочтения. Например: «Ревизор» — очень смешная комедия, фактически абсурдная комедия, потому что здесь каждый персонаж говорит свое мнение, персонажи не слушают друг друга, отсюда и комический эффект. Другими словами, «Генеральный инспектор» — это комедия с социальным характером, потому что здесь освещаются различные типы людей, встречающиеся в обществе. Но все же… Зрелый Гоголь настаивал на том, что «Генеральный ревизор» имеет более глубокий смысл. Чиновники — это человеческие страсти, которые разрушают и опустошают город — человеческую душу. Хлестаков — это ложное, «мирское», как говорил Гоголь, сознание. Каждая из наших страстей может смириться и подкупить его, чтобы он закрыл глаза на неподобающие действия. Настоящий инспектор, появляющийся в конце пьесы, — это истинная совесть, задвинутая в самый дальний угол души, чтобы она не мешала жить. И которые появятся с неизбежным разрушением в последний момент нашей жизни, когда уже ничего нельзя будет изменить:
«В любом случае, пугает то, что инспектор ждет нас у двери гроба. Как будто вы не знаете, кто этот инспектор? Зачем притворяться? Инспектор — это наша пробудившаяся совесть, которая заставляет нас посмотреть на себя со стороны. Ничто не может остаться скрытым от этого инспектора, ибо он был послан по божественной воле и выйдет вперед, когда он уже не сможет не повернуть назад. Вы вдруг увидите в себе такое чудовище, что у вас волосы встанут дыбом и вы испугаетесь. Лучше проверить все, что есть в нас, в начале жизни, чем в конце жизни.
Апокалипсис
С христианской точки зрения Гоголь абсолютно прав. Евангелие требует того же, когда говорит о необходимости обращения, изменения сердца и ума. Ради этой перемены и спасения всех Христос взошел на Голгофу, умер и воскрес. Об этом пишет и апостол Павел, когда напоминает нам: Вы куплены дорогой ценой, и он призывает нас оставаться рабами Христа, а не рабами людей или страстей. Да, все это требует большой внутренней работы. Но это необходимо сделать, и лучше не ждать до последнего момента жизни. В противном случае будет немая сцена, как в случае с Инспектором. И ничто не может измениться.
Кстати, Гоголь сравнивал свою пьесу с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова.
Это произведение разрушения, показывающее жителей города в момент перед смертью. На полотне Брюллова несчастные люди пытаются спастись от огненной лавы вулкана — и спасения нет. Их лица выражают ужас, они парализованы страхом. Им некуда идти, они ничего не могут сделать. И хотя Помпеи в то время, должно быть, были наполнены громом и криками, Брюллов, как и Гоголь, также запечатлевает некую немую сцену. То есть, апокалипсис.
Смех да и только.
Но здесь возникает вопрос: дает ли автор «Правительственной инспекции» ответ на свои размышления и интерпретации? Что делать бедному человеку, раздираемому страстями, оказавшемуся на взятке «ревизиониста», т.е. в согласии со своей совестью? Действительно, у Гоголя есть ответ. И как всегда у этого автора: мы должны посмеяться над собой. Гоголевский смех — это не только ценный элемент школьных сочинений. Это также универсальный рецепт для спасения души. В «Разбивке генерального инспектора» есть следующие слова:
«Клянусь, наш душевный город заслуживает того, чтобы о нем думали так, как хороший правитель думает о своем государстве. Как благородно и строго он изгоняет свою страну, так давайте и мы изгоним наших психованных оборотней! Есть средство, есть чума, с помощью которой мы можем их изгнать. Со смехом, мои благородные соотечественники! Со смехом, которого так боятся все наши низменные страсти! Со смехом, которому суждено смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека. Давайте вернем смеху его истинный смысл! Как мы смеялись над мерзостью других, так давайте смеяться над мерзостью, которую мы находим в себе!
Гоголь просит нас посмеяться над нашими собственными страстями. Это не означает, что мы должны относиться к ним легкомысленно. Это значит не придавать им того значения, на которое могут рассчитывать важные чиновники провинциального города. И не служить им. И тогда… эти чиновники просто потеряют власть в городе. Они будут осмеяны за свои действия, больше не смогут заниматься бизнесом и будут дискредитированы. Это означает, что страху перед «инспектором» не будет места в душе человека: Чего бояться, когда страсти обезоружены? Это авторский метод.
Возможно, после такого прочтения «Правительственного инспектора» кто-то пожмет плечами, возмутится и скажет: «Конечно, Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать? Что ж, у читателя есть все основания для этого. Кстати, Михаил Шепкин, который одним из первых сыграл «Ревизора», тоже не был согласен с Гоголем. Сегодня пьеса часто ставится как очень хорошая комедия. Но Гоголь для себя решил иначе. А у писателя всегда есть свое глубокое видение и право на интерпретацию.
«Ревизор» :
Комедия в пяти действиях Николая Васильевича Гоголя (1809-1852), написанная в 1835-1836 гг. В губернском городе N различные чиновники живут обычной жизнью — берут взятки и уклоняются от своих обязанностей. Комедия начинается с прибытия в город авантюриста по имени Хлестаков, которого обычно принимают за контролера столицы. Последующие разбирательства показывают, как легко договориться с «контролирующим органом» и к чему это приводит.
Наиболее распространенное прочтение «Генерального инспектора» — это сатира на российскую действительность, а провинциальный город N — символическое отображение России в целом.
Премьера пьесы состоялась в Александринском театре в Санкт-Петербурге в мае 1836 года, на представлении присутствовал царь Николай I. В том же месяце «Государственный инспектор» был показан московским зрителям в Малом театре, где роль Городничего сыграл великий актер Михаил Шепкин.
Герои комедии
Иван Александрович Хлестаков
Хлестакову было 23-24 года. Он потомственный дворянин и землевладелец, худой, стройный и нескладный. Он действует, не задумываясь о последствиях, говорит небрежно.
Хлестаков работает регистратором. В то время он был сотрудником низшего звена. Он редко присутствует на работе, чаще играет в карты на деньги и развлекается, поэтому его карьера не продвигается. Хлестаков живет в Санкт-Петербурге в скромной квартире и регулярно получает деньги от своих родителей, которые живут в деревне в Саратовской области. Он не умеет экономить деньги — он тратит их на всевозможные удовольствия и ничего не жалеет.
Он очень труслив, любит хвастаться и говорить неправду. Он любит приставать к женщинам, особенно к красивым, но только глупые деревенские девушки поддаются его обаянию.
Городничий
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Пожилой государственный служащий, который по-своему не идиот и производит вполне респектабельное впечатление.
Он говорит обдуманно и умеренно. Его настроение быстро меняется, а черты лица жесткие и грубые. Он плохо выполняет свои обязанности и является самозванцем с большим опытом. Городничий обогащается, где только может, и имеет хорошие отношения с такими же взяткодателями.
Он жаден и ненасытен. Он ворует деньги, даже из государственной казны, и безжалостно нарушает все законы. Он даже не боится шантажа. Он мастер давать обещания и еще больший мастер не выполнять их.
Городничий мечтает стать генералом. Он не обращает внимания на свои многочисленные грехи и каждую неделю ходит в церковь. Он страстный игрок, любит свою жену и очень предан ей. У него также есть дочь, которая с его благословения в конце комедии становится невесткой коварного Хлестакова.
Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин
Этот человек, ответственный за пересылку писем, вскрывает письмо Хлестакова и обнаруживает обман. Однако он регулярно вскрывает письма и посылки. Он делает это не из осторожности, а из чистого любопытства и собственной коллекции интересных историй.
Иногда он не просто читает письма; те, которые ему особенно нравятся, Спекин хранит у себя. Помимо передачи писем, в его обязанности также входит управление почтовыми станциями, охраной, лошадьми и так далее. Но он этого не делает. Он практически ничего не делает, что приводит к тому, что местное почтовое отделение работает очень плохо.
Анна Андреевна Сквозник-Дмухановская
Жена Городничего. Кокетливая женщина из провинции, чья душа вдохновлена романами. Она любопытна и тщеславна, старается превзойти своего мужа, но на деле ей удается лишь в мелочах.
Аппетитная и привлекательная женщина, нетерпеливая, глупая и способная говорить только о пустяках, даже о погоде. Но она любит много говорить и не хочет молчать. Она высокомерна и мечтает о роскошной жизни в Санкт-Петербурге. Ее матери все равно, так как она соперничает с дочерью и хвастается, что получает больше внимания от Хлестакова, чем Мари. Жена Городничего развлекается карточными гаданиями.
Цитаты
«Еще одна особенность женского пола: я не могу быть равнодушным. Как ты? Вы предпочитаете брюнеток или блондинок?». Хлестаков
«Я люблю поесть. В конце концов, человек живет для того, чтобы собирать цветы удовольствия. Я — признаюсь, это моя слабость — люблю хорошую еду». Хлестаков
«Нет такого человека, за которым не было бы грехов. Так поступает Бог». Городничий
«На большом корабле — большое плавание». Ляпкин-Тяпкин
«Заслуга и честь» Клубничка.
«Признаюсь, я был воспитан так, что когда со мной говорил начальник, у меня не было души, а язык был в грязи». Лука Лукич
Композиция и анализ сюжета
Генеральный инспектор опирается на анекдот, который был широко распространен в то время. Все персонажи комедии утрированы, но в то же время очень реалистичны. Пьеса интересна тем, что все персонажи связаны между собой, и каждый из них, по сути, является героем.
Сюжет комедии — ожидаемый приезд ревизора и его поспешные выводы, приводящие к признанию Хлестакова ревизору.
Интересным в композиции комедии является отсутствие какой-либо любовной истории или любовной линии. Она просто высмеивает ошибки, которые наказываются в соответствии с классическим литературным жанром. В какой-то степени они уже наказаны наглым Хлестаковым, но к концу пьесы читатель понимает, что еще большее наказание ожидает их с приездом настоящего педераста из Петербурга.
Через простую комедию с преувеличенными образами Гоголь учит своих читателей честности, доброте и ответственности. Что нужно уважать свою службу и подчиняться законам. Через образы персонажей каждый читатель может увидеть и свои собственные недостатки, когда глупость, жадность, лицемерие и эгоизм являются его частью.
История создания комедии «Ревизор» — замысел и премьера произведения
Н. Гоголь мечтал написать юмористическое произведение, в котором бы отразились все пороки российского общества: произвол чиновников, безнравственность светского общества, безграмотность населения. В основу пьесы, по мнению автора, должна была лечь подлинная история из жизни. Чтобы найти его, Гоголю пришлось обратиться за помощью к друзьям и знакомым. Генезис комедии «Ревизор» столь же увлекателен, как и сама пьеса.
Этапы создания произведения
Комедия рассказывает о приезде в город Хлестакова, чиновника низшего ранга. Местные власти, погрязшие в коррупции, ожидают инспекции из Санкт-Петербурга. Иван Александрович озадачен ревизором и не спешит опровергнуть его подозрения. Существует несколько версий сюжета пьесы Гоголя «Государственный инспектор».
Замысел и сюжет
Принято считать, что сюжет знаменитой комедии был подсказан Гоголю его другом Александром Пушкиным. В 1835 году Николай Васильевич написал поэту о своем желании написать комедию. В своем послании он попросил его дать ему идею. По одной из версий, Александр Сергеевич рассказал своему другу о своей поездке в Нижний Новгород. Там поэт собрал информацию о восстании Пугачева. Местный генерал-губернатор Бутурлин принял Пушкина за высокопоставленного чиновника.
По другой версии, Александр Сергеевич Гоголь рассказал историю, случившуюся с журналистом и редактором Павлом Свиньиным. Склонный к авантюрам мужчина приехал в Бессарабию и намеренно выдал себя за столичного чиновника. Издатель быстро освоился на новом месте, но через некоторое время его обнаружили. Первые читатели «Генерального инспектора» сразу заметили сходство между Хлестаковым и Свиньиным.
Историки и писатели неоднократно поднимали вопрос о том, кто был автором «Правительственного инспектора». В конце концов, письма Гоголя к Пушкину были написаны всего за два месяца до публикации произведения. Некоторые литературные критики утверждают, что Александр Сергеевич отправил внушительную часть текста своему другу, а Николай Васильевич завершил его. Эта теория не была подтверждена самими авторами.
Более того, тема «Правительственного инспектора» не была оригинальной. Еще до премьеры комедии были опубликованы другие романы и поэмы с похожим сюжетом:
- «Неистовый Роланд» А. Вельтмана.
- «Приезжий из столицы, или Суматоха в уездном городе» Г. Квитка.
- «Провинциальные актёры» А. Вельтмана.
Работы других авторов не пользовались большой популярностью. Но «Правительственный инспектор», созданный Н.В. Гоголя стал еще одним литературным шедевром.
Процесс доработки
На его написание ушло всего два месяца. Уже в январе 1836 года Николай Васильевич впервые представил «Правительственного инспектора». Это произошло на творческом вечере в доме В.А. Жуковского. На мероприятии присутствовали известные общественные деятели, писатели и поэты:
- А. С. Пушкин;
- И. С. Тургенев;
- П. А. Вяземский.
Новая работа понравилась зрителям, но большинство из них не смогли понять глубокий смысл автора. В «Ревизоре» они увидели классическую «комедию положений»; зрители не смогли обнаружить сатиру на российские власти и провинциальное светское общество. Для того чтобы пьеса была поставлена в театрах, Гоголю пришлось написать пояснительные записки, кратко описывающие суть пьесы и особенности характеров героев. Окончательный вариант романа «Правительственный инспектор», как он известен современным читателям, был опубликован только в 1842 году.
Мнение критиков
Произведения Гоголя вызвали разную реакцию в обществе. Во-первых, критике подверглось происхождение сюжета. Критики автора утверждали, что в пьесе нет ни одного достоверного персонажа. Губернатор города, например, поразил зрителей своей наивностью. Он не попросил у Хлестакова ордер для подтверждения своих полномочий, хотя и ждал приезда инспектора. Персонажи были очень комичны и слишком далеки от реальности. Возмущение вызвал и тот факт, что в комедии нет ни одного положительного персонажа.
Тем не менее, положительных отзывов было больше. Пьеса была высоко оценена лучшими писателями XIX века:
- В. Белинский.
- П. Вяземский.
- К. Аксаков.
- В. Одоевский.
«Инспектор» стал популярным выражением, а имена персонажей стали нарицательными. В начале XX века пьеса была включена в обязательную школьную программу. Произведение Н. Гоголя является бесспорным шедевром русской литературы.
п.1. Тематика и проблематика
Тема: Чиновники — главные виновники нарушений законов и моральных норм.
Тема: Когда нарушители закона выходят из рядов тех, кто должен обеспечивать соблюдение закона, общество начинает распадаться, а моральные ценности на всех уровнях начинают угасать.
Проблема: Преобладание материальных интересов над всеми остальными в условиях глупости и невежества.
Проблема: Государственная служба и общественный долг вторичны, поэтому повсеместно процветают растраты, взяточничество и стремление к обогащению.
Проблема: Страх перед высоким постом является движущей силой всех действий в городе.
Проблема: Такое ощущение, что люди потеряли свою индивидуальность и превратились в набор социальных ролей. Единственное, что имеет значение, — это статус, звание, честь, богатство и способность вписаться в общество и интегрироваться в него.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Идея пьесы заключается в том, что государственные служащие, погрязшие в нарушениях и ошибках, все равно должны быть наказаны. В последней сцене, которой сам автор придает большое значение, появляется настоящий контролер. Он дает читателям надежду, что проведет настоящую ревизию деятельности чиновников и накажет тех, кто этого заслуживает.
Но трудно предсказать, каким человеком будет этот настоящий аудитор. Гоголь подчеркивал, что в комедии нет положительных героев и что весь сюжет основан на страхе разоблачения. По этой причине чиновники обвиняют друг друга перед Хлестаковым. Поэтому глава города быстро обвиняет чиновников, торговцев, полицейских, горожан и даже жену лейтенанта, которую «выпороли». У него создается впечатление, что он не имеет никакого контроля над городом, хотя и является его главой.
Новый контролер также может захотеть делегировать ответственность более молодым сотрудникам для достижения собственных целей. В конце концов они будут наказаны, но за этим будет стоять больше страха, чем справедливости.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Хлестаков — обычный молодой человек, которого принимают за влиятельного чиновника. Он не хороший и не плохой, скорее типичный. Он обманывает сотрудников, используя их страх перед начальством и случайную ошибку. Мэр — злобный и озлобленный человек, который делает вид, что заботится о городе и его жителях. Он боится проверки со стороны вышестоящих инстанций, зная, что может попасть в тюрьму. Он предполагает, что аудитор окажется таким же коррумпированным, как и он сам, и что его можно «купить» взятками. Анна Андреевна — жена мэра, недовольная женщина. Она оживляется, когда к ней приходит инспектор; она мечтает блистать в столице, хотя у нее нет ни мозгов, ни вкуса, ни хороших манер. Она считает Хлестакова умным и порядочным человеком только потому, что никогда не встречала таких, как он. Марья Антоновна — дочь градоначальника; Хлестаков собирается жениться на ней, когда его застают за двусмысленным ухаживанием. Маша ему не нравится, но его в равной степени тянет к ней и ее матери. Сотрудники — это собирательный образ людей, которые боятся своих начальников, но не настолько, чтобы перестать воровать и нарушать закон. Добчинский и Бобчинский — комичные персонажи, владельцы, которым не нужно бояться проверок инспектора, потому что они не на службе. Именно они пустили слух о приезде инспектора.
✓ Отсутствует экспозиция — вступление, которое знакомит зрителей и читателей с персонажами и дальнейшими событиями. Действие комедии сразу же встраивается в ситуацию.
✓ «Путаница» — автор сразу показывает, что все герои не на своем месте: вместо умных и добродетельных людей, занимающих самые важные посты в городе, бабники и скромные субъекты. Затем происходит внешняя «путаница» с Хлестаковым, которого принимают за важную персону.
✓ «Хлестаковщина» как обобщенное явление. Пустой и глупый человек живет жалкой жизнью, ограничиваясь простыми удовольствиями, но при этом говорит о своих фантастических достижениях.
✓ Монологи персонажей, в которых они разоблачают себя и других.
✓ Диалоги между персонажами, в которых четко выражен страх перед чиновниками.
✓ Буквы как символ самого важного источника новостей в мире, где царит (и тайно и незаконно раскрывается) неразбериха.
✓ «Говорящие» имена чиновников и владельцев.
Комические ситуации (Бобчинский ломает себе нос, в другой сцене он ударяется лбом о Добчинского, Городничий носит чемодан вместо шляпы).
Второстепенные персонажи, придающие комизм происходящему (Добчинский и Бобчинский, жена и дочь бурмистра, обе флиртуют с Хлестаковым).
Яркий, образный язык, раскрывающий характеры героев (Хлестаков лжет, прибегая к гиперболе (преувеличению); Городницкий ругается как простой крестьянин; речь жены и дочери Городницкого полна жеманства).
Психологические заметки автора проясняют чувства персонажей.
Мистика Гоголя
История гоголевского «Государственного инспектора» довольно проста и совсем не мистична. Однако если вы спросите студента, он скажет вам, что Николай Васильевич — одна из самых таинственных и загадочных фигур в истории литературы.
Писатель проявлял большой интерес к религии и мистицизму. Это хорошо видно в его романе «Вий». Сам Гоголь утверждал, что это произведение основано на местной (украинской) народной традиции, народном мифе. Однако историкам и литературным критикам не удалось найти никаких упоминаний о событиях, описанных в произведении. А это доказывает, что Николай Васильевич сам придумал и нарисовал весь мистический сюжет.
Более того, есть еще одна загадочная сторона истории гоголевского писательства. Доподлинно неизвестно, но считается, что Гоголь решил (за несколько дней до смерти) сжечь второй том другой своей великой книги «Мертвые души». Почему он это сделал, и сделал ли вообще, потомки никогда не узнают. Однако нет никаких доказательств того, что это событие также не имело места. Поэтому мы можем только догадываться и предполагать, насколько загадочным был персонаж автора.
Мнение критиков
Произведения Гоголя вызвали разную реакцию в обществе. Во-первых, критике подверглось происхождение сюжета. Критики автора утверждали, что в пьесе нет ни одного достоверного персонажа. Губернатор города, например, поразил зрителей своей наивностью. Он не попросил у Хлестакова ордер для подтверждения своих полномочий, хотя и ждал приезда инспектора. Персонажи были очень комичны и слишком далеки от реальности. Возмущение вызвал и тот факт, что в комедии нет ни одного положительного персонажа.
Тем не менее, положительных отзывов было больше. Пьеса была высоко оценена лучшими писателями XIX века:
- В. Белинский.
- П. Вяземский.
- К. Аксаков.
- В. Одоевский.
«Инспектор» стал популярным выражением, а имена персонажей стали нарицательными. В начале XX века пьеса была включена в обязательную школьную программу. Произведение Н. Гоголя является бесспорным шедевром русской литературы.
Начало пути Николая Васильевича
Гоголь прошел долгий путь за двадцать шесть лет, прежде чем написал повесть «Государственный инспектор».
Знаменитый писатель родился в 1809 году 20 марта по старому (юлианскому) календарю или 1 апреля по новому (григорианскому). Его семья была микронезийского происхождения, и необычного человека назвали в честь Святого Николая.
Читайте также: Анализ произведения Закруткина «Матерь человеческая
Школьные годы Гоголя были весьма посредственными, он не отличался особыми способностями. Из всех предметов он мог только рисовать и изучать русскую литературу, а сочинения, которые он тогда писал, были далеко не шедеврами.
В девятнадцать лет будущий гений русской литературы отправился в Петербург. Там он нашел работу бюрократа, но также пробовал свои силы в театре и литературе. Но служба была для Гоголя в тягость, и он не имел успеха в театре. В результате будущий писатель решил развивать себя в области литературы.