Религиозно-философские образы и цветовая гамма в ранней лирике Сергея Есенина. Основная тема лирики есенина.

Прозаический диалект, который использует Сергей Есенин в своих стихах, — это скорее особенность его художественного стиля и, конечно, знак уважения к своему происхождению. Не стоит забывать, что детство Есенина прошло в Константиново, и будущий поэт считал, что диалект «простого народа» — это душа и сердце всей России.

Первая книга стихов Сергея Есенина была опубликована в 1916 году. «Радуница» стала чем-то вроде олицетворения отношения сварщика к своей родине. Критики говорили, что «вся его коллекция несет на себе печать очаровательной юношеской непосредственности….. Он поет свои мелодичные песни легко, просто, как поет жаворонок. Главный образ — сельская душа, наделенная «ослепительным светом», несмотря на свою «меланхолию». Интересно также, что воображение присутствует здесь как поиск нового лиризма и принципиально новых форм лирической композиции. Есенин задумал новый «литературный стиль». Вышел следующий:

  1. «Голубень» 1920 г.
  2. «Стихи скандалиста» 1926 г.
  3. «Москва кабацкая» 1924 г.
  4. «Любовь хулигана» 1924 г.
  5. «Персидские мотивы» 1925 г.

Каждый из томов поэзии Сергея Есенина отличается от предыдущего по настроению, мотивам, музам и основным темам, но все они формируют единую концепцию творчества. В центре — открытая русская душа, которая меняется в процессе смены мест и времен. Сначала она чиста, непорочна, молода и естественна, затем ее развращает город, она напряжена и необузданна, а в финале — разочарована, повреждена и одинока.

Функция пейзажа в словарях парадигмы природы предстает как самостоятельная в ранних произведениях С. Есенина («Береза», «Зима поет — воет», «Подражание песне», «Половодье дыма» и др.) Эту функцию можно также назвать функцией локализации, поскольку лексемы естественной парадигмы определяют пространственные координаты того, что представлено. Например, в стихотворении «БОГ ТРЕБУЕТ ЛЮДЕЙ С ЛЮБОВЬЮ» (1914) парадигма природы (КУЛИЖКА, ПЕНА, ДУБРО, ДОРОГА, ТРОПА) функционирует относительно независимо, не пересекаясь с парадигмами ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО или РЕЛИГИОЗНОГО мира.

Вообще, функция пейзажа как самостоятельная функция, изолированная от других, характерна лишь для небольшого числа ранних стихотворений Есенина. По мере развития творчества Есенина эта функция постепенно отходит на второй план, объединяется с другими функциями и практически исчезает в его зрелом творчестве. Чтобы подтвердить эту мысль, сравним три стихотворения Есенина, написанные в разные творческие периоды.

В стихотворении «Тьма ночи, я не могу спать» (1911) слова NIGHT, WATER, ROAD, ZARNITSA, BERRESA, SLONES, ZARIA выполняют пейзажную функцию, вызывая в сознании читателя образы соответствующих физических реалий. Это не единственная функция. Физическая парадигма также важна здесь для создания своего рода люмбо-идиллического фона, на котором разворачивается образ эротического свидания. Метафорическая структура физической парадигмы создает метафорический параллелизм: I WILL NOT RIP YOUR FATHER INTO PIECES. Функция ландшафта, однако, является самой важной, подчиненной всем остальным.

В стихотворении «Красный вечер, когда дорога была задумана» (1916) физическая парадигма также выполняет функцию пейзажа, но образы физической реальности в данном случае менее конкретны. КРАСНЫЙ ВЕЧЕР, ДОРОГА, ЧЕРНАЯ КРОВЬ, ХОЛОДНЫЙ ЦВЕТОК, СОН, КРАСНОЕ ДЫХАНИЕ, СЛУШАТЬ, САД и др. являются не столько средством определения пространственных характеристик художественного мира лирического героя, сколько способом объединения природы с человеком (не случайно метафора в этом произведении сопровождается олицетворением). FALLING COLD — основное сочетание парадигмы природы — является символом увядания, возраста лирического героя. Здесь природа и человек — это не два отдельных мира, а единый, синтетический мир природы и человека, не имеющий пространственного определения. В этом синтетическом мире абстрактность мира природы во многом объясняется абстрактностью мира людей: не случайно неопределенное местоимение WO-ORT (WO-NICHT, WO-NICHT, WO-NICHT) повторяется три раза.

Сочинение на тему: Основные мотивы поэзии Есенина, творческий путь

Основные мотивы поэзии Есенина.

Родина была центральной темой в творчестве Есенина. В своих ранних стихах поэт проникновенно понимает свою «малую» родину — село Константиново и его окрестности — и воплощает ее яркими образами. Родина, Россия, предстает в первых строках как Голубая Россия, прекрасная страна в снегу с цветущей вишней. Любовь к родине выражается в любви к матери-природе. Поэт чувствует связь со своей родиной: «Я хотел бы потерять себя в твоей сороконожке зеленой».

Стихи Есенина о природе проникнуты легкой грустью, нежностью. Приглушенные, словно туманом солнечных пейзажей, они изображают его родную Россию в разное время года и суток. Есенин особенно любит восходы и закаты («Там, где трава…», «Красноватый свет зари освещает озеро…», «Уже вечер. Роса…»). Любовь к родине была разряжена в поэтических строках, проникающих в самое сердце:

‘О Русь’ — поле малиновое и синее, упала в реку.

Мне нравится ваша тоска в озерах с радостью и болью.

Постепенно границы «Страны березовых синеоких» расширяются. Понятие дома становится более всеобъемлющим и полным. Поэт видит не только просторы степей и синеву озер, как в ранних стихах («Мой любимый край! Мое сердце мечтает…», «Гой ты, родина моя Россия…», «В том краю, где желтая крапива…», «Спит крылатая трава. Просто родная…»), но «черный потный вой», «деревня, утонувшая в кочках». Чувство филантропии к отечеству становится особенно сильным во время Первой мировой войны. В поэме «Русь» Есенин изображает осиротевшие избы, плачущих женщин, «ждущих седых матерей». Его любовь к природе России сливается с любовью к народу, чтобы разделить его страдания. Он видит крестьянина, у которого «рожь вянет, а овес не растет», видит старого деда, «трущего тушу с согнутой спиной», идиотов деревни. От идеализации природной, патриархальной России («Метаморфозы», «Деревенская часовня») Есенин переходит к пониманию России начала XX века.

До революции доминирующим мотивом в его стихах о родине была патриархальная Россия. В стихотворении «Ты не верил в моего Бога…» поэт призывает «сонную царевну» Россию, живущую «на туманном берегу», к новой вере.

После Октябрьской революции в творчестве Есенина происходят изменения. Поэт принял революцию, как он сам говорит, «с крестьянским предубеждением» и ожидал идиллического рая на земле. В стихотворениях «Иорданский голубь», «Небесный барабанщик», в поэме «Инония» он говорит о новизне, которую революция приносит на родину. Есенин надеется на преобразование России, он с энтузиазмом вступает в ряды инноваторов страны

Небо похоже на колокол,

Дом моей матери,

Но надежды поэта не оправдались. Он впадает в духовный кризис, потому что не хочет примириться с обычаями советской России:

В бушующем мире жизни я мучаюсь, потому что не понимаю.

Куда ведет нас судьба событий?

Читайте также.

В поэзии Есенина возникает тема противостояния города и деревни. Противоречивое отношение к индустриализации, нашествию «железного гостя», видение будущего как царства железных машин, уничтожающих красоту природы, привело к появлению пессимистических, устрашающих стихов. Метафорой этого периода в творчестве Есенина является тонкий, нелепый дурачок — жеребенок, бегущий за паровозом. Поэт с грустью называет себя «последним поэтом деревни». Он пытается преодолеть свою отстраненность от революционных потрясений и понять суть событий («Возвращение в Отечество», «Россия идет», «Советская Россия»). В послереволюционной поэзии Есенина усиливается импульс трагического. Это ощутимо в неприятии «железного города Миргорода», усугубленном предчувствием возможной утраты единства человека с природой. В то же время Есенин понимал, что возврат к истории невозможен. Отсюда его тревожные, противоречивые и болезненные размышления о будущем сельской России:

Бог

Корни христианских мотивов Есенина можно найти в его детстве. Его бабушка и дедушка были глубоко религиозными людьми и передали такое же благоговейное отношение к Творцу своему внуку.

Читайте также «Жизненные испытания Базарова в романе «Отцы и дети»».

Поэт ищет и находит аналогии искупительной жертве в явлениях природы («сверкающий ветер… целует красные раны гранатового куста за невидимого Христа», «жертва заката дня искупает всякий грех»).

В представлении Есенина Бог живет в старой, бурно развивающейся России, где «рассвет орошает капустные грядки красной водой». Поэт видит Творца прежде всего в творении — в окружающем нас мире. Бог, природа и человек всегда взаимодействуют в поэзии Есенина.

Но поэт не всегда был смиренным верующим. В один период у него есть целая серия революционных стихов, которые борются против Бога. Это связано с его верой в Октябрьскую революцию и принятием новой коммунистической идеологии. Лирический герой даже бросает вызов Творцу, обещая создать новое общество, которому не нужен Бог, «град Ионию, где обитает божество живых». Но этот период был недолгим; вскоре лирический герой вновь предстает перед нами как «смиренный монах», который молится овцам и стадам.

Нередко поэт представляет своего героя странником на дороге или гостем в этой жизни («Каждый в мире странник — он пройдет, войдет и снова уйдет»). Во многих своих произведениях Есенин затрагивает тему контраста между «юностью и зрелостью» («Отцвела роща золотая…»). Он часто считает смерть своим естественным завершением («Я пришел на эту землю, чтобы вскоре покинуть ее»). Каждый может открыть для себя смысл своего существования, найдя свое место в триаде «Бог — Природа — Человек». В поэзии Есенина самым важным звеном в этом сочетании является природа, а залогом счастья — гармония с ней.

Она — храм для поэта, и человек должен быть в ней паломником («Я молюсь красной заре, я причащаюсь в ручье»). Вообще, тема Всевышнего и тема природы настолько переплетены в поэзии Есенина, что нет четкой линии перехода.

Природа также является главным героем всех работ. Он живет пульсирующей, динамичной жизнью. Автор часто использует олицетворение (маленький клен сосет свою зеленую грудь, рыжая осенняя кобыла чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белом плаще, сосна обвязана белым платком).

Его любимые образы — береза, клен, месяц и рассвет. Есенин — автор так называемого деревянного романса между березовой девочкой и кленовым мальчиком.

Поэтические сборники

Первая книга стихов Сергея Есенина была опубликована в 1916 году. «Радуница» стала чем-то вроде олицетворения отношения сварщика к своей родине. Критики говорили, что «вся его коллекция несет на себе печать очаровательной юношеской непосредственности….. Он поет свои мелодичные песни легко, просто, как поет жаворонок. Главный образ — сельская душа, наделенная «ослепительным светом», несмотря на свою «меланхолию». Интересно также, что воображение присутствует здесь как поиск нового лиризма и принципиально новых форм лирической композиции. Есенин задумал новый «литературный стиль». Вышел следующий:

  1. «Голубень» 1920 г.
  2. «Стихи скандалиста» 1926 г.
  3. «Москва кабацкая» 1924 г.
  4. «Любовь хулигана» 1924 г.
  5. «Персидские мотивы» 1925 г.

Каждый из томов поэзии Сергея Есенина отличается от предыдущего по настроению, мотивам, музам и основным темам, но все они формируют единую концепцию творчества. В центре — открытая русская душа, которая меняется в процессе смены мест и времен. Сначала она чиста, непорочна, молода и естественна, затем ее развращает город, она напряжена и необузданна, а в финале — разочарована, повреждена и одинока.

Художественный мир

Мир Есенина состоит из множества пересекающихся понятий: Природа, любовь, счастье, боль, дружба и, конечно же, дом. Чтобы понять художественный мир поэта, достаточно взглянуть на лирическое содержание его стихов.

Основные темы

Темы стихов Есенина:

  • Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — пишет автор, думая о давно ушедших безвозвратных днях, которые он проводил в родной и любимой деревне. Однако не стоит забывать, что эта тема не всегда была связана с родным краем, она также была олицетворением любви. Так, например, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » он говорит о своей любви к молодой девушке, которая дарит ему гармонию.
  • Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма. Для примера достаточно будет взять сборник «Москва кабацкая», в который вошел такой цикл как «Любовь хулигана», где Прекрасная Дама – это не счастье, а напасть. Ее глаза – это «златокарий омут». Его стихотворения о любви – крик о помощи человека, который нуждается в настоящих чувствах, а не в подобии чувственности и страсти. Именно поэтому «есенинская любовь» — это скорее боль, а не полет. Вот еще стихи Есенина о любви.
  • Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
  • Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены тут.
  • Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и простым народом.
  • Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме «Анна Снегина» (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему». Автор сопоставляет судьбу страны с судьбой народа, тогда как они, несомненно, влияют на каждого человека в отдельности — именно поэтому поэт так ярко описывает каждого персонажа с присущей ему «простонародной лексикой». Он удивительным образом предвидел трагедию 1933 года, когда «хлебороб» перерос в голод.

Главные мотивы

Основные мотивы стиха Есенина — страсть, саморазрушение, раскаяние и беспокойство за судьбу родины. В более поздних коллекциях высокие эмоции все чаще сменяются пьяной яростью, разочарованием и полным отношением безответности. Автор напивается, бьет своих жен и теряет их, становится еще злее и все глубже погружается во тьму своей души, где спрятаны недостатки. Таким образом, в творчестве Бодлера можно увидеть мотивы: красота смерти и поэзия душевного и физического распада. Любовь, которая появляется почти в каждой работе, воплощалась с разными значениями — боль, отчаяние, тоска, влечение и т.д.

Образ Есенина в лирике

Сергей Есенин жил в очень сложное время: революционные события 1905-1917 годов, разразившаяся гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали большое влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».

Образ Есенина — это образ лучших качеств поэта, которые отразились в его стихах. Так, его патриотизм ярко выражен в стихотворении «Поэт»:

Поэт, который убивает своих врагов, чья мать — его мать, который любит людей как братьев и готов страдать за них.

Он также обладает особой «чистотой любви», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается своим музам в возвышенных чувствах и рассказывает о разнообразном спектре человеческих эмоций. Лирика Есенина часто изображает нежного и пренебрежительного поклонника, для которого любовь жестока. Лирический герой описывает женщину в восторженных стихах, пламенных прилагательных и тонких сравнениях. Он часто винит себя и театрально преуменьшает то влияние, которое он оказывает на женщину. Он унижает себя, но в то же время гордится своей легкомысленной душой, сломанной судьбой и сильным характером. Унижая себя, он хочет произвести впечатление непонятого и обманутого джентльмена. Однако в жизни он довел свои страсти до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Часто он сам был причиной разрыва, но в стихе говорится лишь о том, что он был жестоко обманут в своих ожиданиях и попал в беду. Знаменитое «Письмо жене» — яркий тому пример. Одним словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, относя свои зрелые произведения к раннему творческому периоду, чтобы все поверили, что он был одарен с детства. Другие не менее интересные факты о поэте можно найти здесь.

Сначала Есенин принял революцию из-за своего крестьянского происхождения, позже он отверг «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя чужим. С приходом большевиков ситуация в стране ухудшилась, появилась жесткая цензура, и власти стали все больше регулировать интересы искусства. Таким образом, лирический герой со временем приобретает саркастические нотки и язвительные замечания.

Популярные сочинения

  • Анализ басни Обоз (с моралью) Крылов Одной из самых известных произведений И. А. Крылова является басня «Обоз», которая отражает людские пороки.
  • Три правды в произведении На дне Горького Произведение М.Горького «На дне» показывает действительность жизни многострадального народа и его внутренний мир в целом. В нем заключаются разные события, которые, в общем, формируют трагедию сочинения
  • Сочинение Акакий Акакиевич в произведении Шинель (Характеристика и образ) Нелегко быть человеком мягкого темперамента, ведь каждый второй так и норовит задеть и сделать больно. таким и является главный персонаж произведения Шинель Акакий Акакиевич.

Большое влияние на раннюю поэзию Есенина оказали впечатления его детства и юности. Сергей Есинин родился в Константиновке, небольшом селе в Рязанской губернии. С ранних лет его воспитывал дед. Он был состоятельным человеком и знал толк в церковных записях. У Сергея Есенина не было возможности научиться тяжелому крестьянскому труду, но он хорошо знал его.

Будущий поэт окончил четыре класса сельской школы, а затем посещал церковную школу. В 1912 году он отправился в Москву к своему отцу, который временно работал у купца. В столице он работал в типографии и вошел в литературно-музыкальный кружок Сурикова. В свободное время он посещал лекции в Народном университете имени Шанявского.

Его первые стихи появились в московских журналах в 1914 году. В столичной литературной среде его восторженно воспринимают как эмиссара русской глубинки и бескрайних полей. В этом качестве Есенин вошел в среду русской литературы Серебряного века.

Мое отношение к творчеству С.А. Есенина

Сергей Есенин — невероятно интересный поэт со своей собственной творческой судьбой. Есенин начал свою литературную карьеру как типичный крестьянин-самоучка, а закончил ее как великий русский поэт. Он оставил нам великое поэтическое наследие. Его язык очень богат и интересен. В своем творчестве Есенин затронул множество тем: Любовь, родина, русская природа, революция…. Его стихи прекрасны, иногда новаторские, иногда романтические, иногда гневные и ироничные, но всегда близкие и понятные читателю. Есенина называют «поэтом русской деревенской жизни». Нельзя не заметить грустную любовь к родине, которая в воображении поэта была свободным, зеленым, бескрайним лугом с благоухающими цветами. Образ «русского парня» формировался у Есенина с самого начала его карьеры. При первом публичном выступлении в 1915 году друзья посоветовали ему надеть белую рубашку с серебряной вышивкой и взять с собой крестьянский аккордеон… Из всех произведений Есенина мне больше всего нравятся его стихи о любви. Одним из лучших сборников его любовных стихов является знаменитый цикл «Персидские мотивы» (1924-1925). В ней отражены впечатления поэта от поездки в Азербайджан. В стихотворениях цикла («Шаганэ ты, моя Шаганэ…», «Руки любимой — пара лебедей», «Ты сказала, что Саади…», «В Хорошане есть такие двери» и др.) выражены чувства любви в различных ее проявлениях. Есенина интересуют различные оттенки и вариации чувства любви: ревность, грусть, тоска по любви, неверность, эротическая нежность. В этом сборнике появляется лирический образ прекрасной персиянки, в глазах которой герой «увидел море, горящее синим огнем». Образ женщины в персидских мотивах является собирательным. Героини цикла — Шагане, Гелия, Лала — все прекрасны и удивительны, как и их родина. Таинственная страна Персия манит Есенина своими необычными путями, экзотической природой и загадочными женщинами. Но лирический герой восхищается великолепной Персией и тоскует по родине. Прекрасны и стихи Есенина о доме. Читая их, поражаешься противоречивым чувствам, терзавшим душу поэта. До последних своих дней он оставался в любимой сердцу старой живой деревне, что еще раз доказывает стихотворение «Спит трава пера…». В ней Есенин как бы вопреки всему восклицает: «Я по-прежнему поэт золотой деревянной избы». За стихами Есенина стоит его время, его эпоха. Певучее слово неподражаемого Есенина живет уже почти столетие, но все, что он поет, глубоко трогает каждого из нас. Человек, которого трогает поэзия, становится богаче душой, ибо нет ничего прекраснее любви к родине. При всем уважении к своей стране и зная все ее проблемы, Есенин не мог игнорировать те страшные перемены, которые в ней происходили. Он не мог закрыть глаза на возможные последствия этих изменений. В своих стихах он пытался предупредить своих современников, что человек не может жить без родины, без своих корней.

Ученые, глубоко изучавшие поэзию поэта, по-разному оценивают ранние стихи Есенина. Его работы неоднородны и непоследовательны. В стихотворениях, особенно ранних, сталкиваются противоречивые поэтические традиции, становятся ощутимыми неравные социальные ожидания поэта. Он постоянно пытался вместить это противоречие в одну поэтическую строку и подобрать один перекликающийся мотив. Эти усилия иногда приводили к противоречивым настроениям в линиях, которые озадачивали исследователей.

Технические характеристики

В ранних произведениях Есенина поэтический образ прост и прозаичен, без особых изысков. Метафора еще не набрала силу в стихах, но отдельные ее черты узнаваемы. Сами лирические эмоции поверхностны и лишены серьезных чувств. Сентиментальность ранних работ подобна порывам ветра в теплый летний вечер.

Что касается средств выразительности, то поэт в основном использует прилагательные и простые симиляры. Каждая строфа — это небольшой образ, возникший из личного наблюдения, который затем обрел форму в желании передать чувства, которые испытывал сам поэт, когда что-то наблюдал. То, что видел поэт, он выражал очень простой, повседневной лексикой и почти никогда не использовал сложных слов.

В этом суть первых стихов Есенина. Жизнь и творчество поэта неразделимы. Что бы ни происходило в жизни Есенина, он был вынужден писать об этом в своих стихах. Наличие таланта и отсутствие политической и религиозной заостренности в его произведениях — вот что сделало его певцом благочестивой сельской России.

Мое отношение к творчеству С.А. Есенина

Ученые, глубоко изучавшие поэзию поэта, по-разному оценивают ранние стихи Есенина. Его работы неоднородны и непоследовательны. В стихотворениях, особенно ранних, сталкиваются противоречивые поэтические традиции, становятся ощутимыми неравные социальные ожидания поэта. Он постоянно пытался вместить это противоречие в одну поэтическую строку и подобрать один перекликающийся мотив. Эти усилия иногда приводили к противоречивым настроениям в линиях, которые озадачивали исследователей.

Однако при анализе ранних стихов Есенина в целом социально-психологический мир поэта оказывается удивительно правдоподобным. Как и многие поэты его времени, он часто находился под случайным иностранным влиянием. И все же в основе произведений Есенина лежала одна неизменная составляющая: безудержная смелость, безмятежная радость, нежность, отчаяние и печаль.

Технические характеристики

В ранних произведениях Есенина поэтический образ прост и прозаичен, без особых изысков. Метафора еще не набрала силу в стихах, но отдельные ее черты узнаваемы. Сами лирические эмоции поверхностны и лишены серьезных чувств. Сентиментальность ранних работ подобна порывам ветра в теплый летний вечер.

Что касается средств выразительности, то поэт в основном использует прилагательные и простые симиляры. Каждая строфа — это небольшой образ, возникший из личного наблюдения, который затем обрел форму в желании передать чувства, которые испытывал сам поэт, когда что-то наблюдал. То, что видел поэт, он выражал очень простой, повседневной лексикой и почти никогда не использовал сложных слов.

В этом суть первых стихов Есенина. Жизнь и творчество поэта неразделимы. Что бы ни происходило в жизни Есенина, он был вынужден писать об этом в своих стихах. Наличие таланта и отсутствие политической и религиозной заостренности в его произведениях — вот что сделало его певцом благочестивой сельской России.

История успеха

Каждый из томов поэзии Сергея Есенина отличается от предыдущего по настроению, мотивам, музам и основным темам, но все они формируют единую концепцию творчества. В центре — открытая русская душа, которая меняется в процессе смены мест и времен. Сначала она чиста, непорочна, молода и естественна, затем ее развращает город, она напряжена и необузданна, а в финале — разочарована, повреждена и одинока.

Мир Есенина состоит из множества пересекающихся понятий: Природа, любовь, счастье, боль, дружба и, конечно же, дом. Чтобы понять художественный мир поэта, достаточно взглянуть на лирическое содержание его стихов.

Основные темы

Темы стихов Есенина:

Главные мотивы

Основные мотивы стиха Есенина — страсть, саморазрушение, раскаяние и беспокойство за судьбу родины. В более поздних коллекциях высокие эмоции все чаще сменяются пьяной яростью, разочарованием и полным отношением безответности. Автор напивается, бьет своих жен и теряет их, становится еще злее и все глубже погружается во тьму своей души, где спрятаны недостатки. Таким образом, в творчестве Бодлера можно увидеть мотивы: красота смерти и поэзия душевного и физического распада. Любовь, которая появляется почти в каждой работе, воплощалась с разными значениями — боль, отчаяние, тоска, влечение и т.д.

Язык и стиль

Мир Есенина состоит из множества пересекающихся понятий: Природа, любовь, счастье, боль, дружба и, конечно же, дом. Чтобы понять художественный мир поэта, достаточно взглянуть на лирическое содержание его стихов.

Основные темы

Темы стихов Есенина:

  • Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — пишет автор, думая о давно ушедших безвозвратных днях, которые он проводил в родной и любимой деревне. Однако не стоит забывать, что эта тема не всегда была связана с родным краем, она также была олицетворением любви. Так, например, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » он говорит о своей любви к молодой девушке, которая дарит ему гармонию.
  • Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма. Для примера достаточно будет взять сборник «Москва кабацкая», в который вошел такой цикл как «Любовь хулигана», где Прекрасная Дама – это не счастье, а напасть. Ее глаза – это «златокарий омут». Его стихотворения о любви – крик о помощи человека, который нуждается в настоящих чувствах, а не в подобии чувственности и страсти. Именно поэтому «есенинская любовь» — это скорее боль, а не полет. Вот еще стихи Есенина о любви.
  • Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
  • Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены тут.
  • Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и простым народом.
  • Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме «Анна Снегина» (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему». Автор сопоставляет судьбу страны с судьбой народа, тогда как они, несомненно, влияют на каждого человека в отдельности — именно поэтому поэт так ярко описывает каждого персонажа с присущей ему «простонародной лексикой». Он удивительным образом предвидел трагедию 1933 года, когда «хлебороб» перерос в голод.

Главные мотивы

Основные мотивы стиха Есенина — страсть, саморазрушение, раскаяние и беспокойство за судьбу родины. В более поздних коллекциях высокие эмоции все чаще сменяются пьяной яростью, разочарованием и полным отношением безответности. Автор напивается, бьет своих жен и теряет их, становится еще злее и все глубже погружается во тьму своей души, где спрятаны недостатки. Таким образом, в творчестве Бодлера можно увидеть мотивы: красота смерти и поэзия душевного и физического распада. Любовь, которая появляется почти в каждой работе, воплощалась с разными значениями — боль, отчаяние, тоска, влечение и т.д.

Мотивы, образы, стиль ранней лирики Есенина

Ранние стихи Есенина носят религиозный характер, и библейская символика играет в них по-своему важную роль. Молодой Есенин верил в Христа как в гения, наделенного блестящим умом, благородной душой, образцом «милосердия» — и только. Он ставил под сомнение божественную природу Христа. Христос, сказал Есенин, сказал, как жить, но не для чего жить. Он пришел к выводу, что истина жизни заключается в единстве всего мира, что «все люди — одна душа». «Люди, посмотрите на себя, не вышел ли из вас Христос, и не можете ли вы стать Христом?».

Россия предстает как земля обетованная, освященная свыше и находящаяся под прямой защитой Бога: моя золотая земля! Светлый храм осени!

Христианство в творчестве Есенина носит народный характер. Традиции исходят не из Библии или библейской культуры православия, а из народного православия. Чисто формальное использование мотивов и образов характерно для полуапокрифического жанра «духовных стихов» и народного фольклора в целом. Связь с фольклором очень важна для поэзии Есенина. Он использует композиции и размеры шрифтов:

Читайте также: какие ошибки Гоголя раскрывает Ковалев (о повести «Нос»).

Иди и играй, иди и играй, маленький фиолетовый мех.

Познакомьтесь с обстановкой, красивой девушкой, женихом,

и это придает его текстам особую музыкальность.

С древних времен народное православие тесно переплеталось с язычеством. Сам Христос может жить в каждом нищем, и его можно жалеть, как брата:

И я могу стоять

И не буду слушать их в тайный час мой.

Что в елях видны крылья херувима,

А под пнем лежит голодный Спаситель.

И природа, которой он молится, живая, наделенная качествами, присущими только человеку, а сам человек растворяется в ней и теряет свои личные качества. Стихи Есенина — это обращение к природе.

Название его первой книги «Радуница» указывает на язычество раннего Есенина. Радуница

— это церковный праздник поминовения усопших, восходящий к дохристианскому празднику в честь родового божества Рода. Дева Мария сливается с образом Богини-Матери, Земли, творческой силы природы. Спаситель также предстает как почти языческое божество.

Лирический герой первых стихов Есенина — искренний язычник:

Счастлив тот, кто несчастлив в радости.

Жизнь без друзей и врагов.

Он идет по проселочной дороге

молясь на сено и солому.

Мировоззрение простого русского крестьянина, любовь к своей природе, к своей родине, к близким людям.

2. евангельские мотивы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Роман «Мастер и Маргарита» — высшее произведение М. Булгакова. С годами авторская концепция «Мастера и Маргариты» существенно изменилась — от сатирического романа до философского произведения, в котором сатирическая линия является лишь одним из компонентов сложного композиционного целого. Текст романа богат ассоциациями не только с Библией и «Фаустом» Гете, откуда взяты эпиграф романа и имя сатаны — Воланд.

Булгаков художественно преобразует евангельские сюжеты в главы, которые образуют «роман в романе» — его произведение о Понтии Пилате и Иешуа Ха-Нодзри. Здесь тема современности и вечности особым образом размещается в трех временных категориях: земной, библейской и вечной.

Имена деятелей поражают воображение. Многие из них — это преобразованные имена из Нового и Ветхого Заветов: Иисус, Понтий Пилат, Иуда, Марк Аврелий… У кошки Behemoth есть параллельное имя в Библии, Азазелло — падший ангел в Ветхом Завете. Согласно библейской легенде, он научил одну женщину искусству макияжа. Не случайно именно он дает Маргарите чудодейственную мазь, которая превращает ее в ведьму. Азазелло также является изобретателем зеркала. Эта способность отражается на страницах книги — он выходит из зеркала в квартире 50.

Тема любви в творчестве поэта

Художественный ум обычно гораздо более восприимчив к эмоциям. И любовь может быть как величайшим счастьем, так и источником боли для поэта. Лирический герой произведений Есенина обладает страстным и привлекательным характером. В то же время одной из главных особенностей стихов поэта является отражение внутренних переживаний через описание природы. Например, работа «Ты мой опавший клен, замороженный клен». Некоторые из своих самых глубоких стихотворений он посвятил А. Я. Яковлеву. Это стихи из цикла «Любовь хулигана». Тема любви также преобладает в коллекции «Персидские мотивы».

Стихотворение «Береза» можно рассматривать как пример утонченного и в то же время простого осознания бытия. Это дерево издавна считалось символом России и самой России, поэтому Есенин придал этому произведению глубокий смысл. Нежность к крошечной частице природы перерастает в восхищение красотой необъятной русской земли. В обычных, повседневных вещах (снег, березы, ветки) автор учит нас видеть больше. Этот эффект достигается с помощью сравнений (снег — серебро) и метафор (снежинки горят, рассвет окропляет ветви). Простые и понятные образы делают стихотворение Есенина «Береза» очень популярным, а это самая большая похвала для любого поэта.

Читайте также: Полный анализ стихотворения «Зимний вечер» (А.С. Пушкин)

Значение Родины для поэта

В эссе о творчестве Есенина студент может указать, что эта особенность творчества Есенина объясняется тем, что Есенин провел свою жизнь на стыке двух эпох — Российской империи, которая отступала в прошлое, и зарождения нового государства, в котором старым порядкам уже не было места. Революционные потрясения 1905 года, Первая мировая война, тяжелая гражданская война — все эти события непрерывно терзали многострадальную Россию. И поэт, как никто другой, прочувствовал весь трагизм этой ситуации и смог запечатлеть его своим литературным талантом. Таким образом, тема родины стала одной из важнейших в творчестве Есенина.

Почти в каждом произведении Есенин описывает красоту родной природы. Для поэта она прекрасна в любое время года, даже во время бед, которые обрушиваются на страну. Есенин восхищался своей родиной, но всегда знал о тяжелых страданиях, которые последовали за революцией. Поэтому произведения поэта по праву можно назвать патриотическими.

тема родины в творчестве есенина

Общее настроение лирики

Следует отметить, что в поэзии Есенина чувствуется легкая грусть «при экспансии гречихи», а иногда и ностальгия при восхищении своей родиной. Поэт, вероятно, предвидел трагическую судьбу своей родной России, которая в будущем «еще будет жить, плясать и плакать на заборе». Читателя невольно заставляют пожалеть всех живых существ, ведь, несмотря на их красоту, все вокруг эфемерно, и автор заранее оплакивает их: «Грустная песня, ты — русская боль».

Мы также можем наблюдать определенные особенности стиля поэта.

Есенин — король метафор. Он умел немногими словами создавать широкие художественные образы, так что каждое стихотворение насыщено яркими поэтическими формами («вечер чернил брови», «на озере красный лебедь тихо плывет на закате», «рой копий на крыше служит вечерней звезде»).

Близость поэзии Есенина к народной традиции создает впечатление, что некоторые его стихи популярны. Их невероятно легко настраивать на музыку.

Благодаря этим особенностям художественного мира поэта «деревянной Руси», его стихи невозможно спутать с другими. Его беззаветная любовь к родине, которая начинается в полях Рязани и заканчивается в космосе, может только убедить его. Суть темы «Бог — природа — человек» в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: «Я думаю, как прекрасна земля и человек на ней…».

​Сергей Есенин. Критика. Ритмическое своеобразие лирики С. Есенина (на примере «Персидских мотивов» и лирики 1924—1925 гг.)Глупое сердце, не бейся. Персидские мотивыВоздух прозрачный и синий. Никогда я не был на Босфоре. Никогда я не был на Босфоре.

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий