Одоевский, Владимир Фёдорович. Владимир федорович одоевский биография.

В 1840 году Владимир Федорович радикально изменил свои взгляды на европейскую философию и начал распространять знания о русской литературе среди масс. В это же время он знакомится с законами русской церкви и становится близким другом священника и исследователя церковной музыки Д.В. Разумовского.

Одоевский, Владимир Фёдорович

Князь Владимир Федорович Одоевский (13 августа 1803, Москва — 27 февраля 11 марта 1862, н.с.) — русский писатель, философ, музыковед и музыкальный критик, а также общественный деятель.

Он был последним представителем одной из старейших ветвей династии Рюриковичей. Его отец, Федор Сергеевич (брат И.С. Одоевского), происходил по прямой линии от черниговского князя Михаила Всеволодовича, который был замучен и канонизирован в Орде в 1246 году.

Его мать, Екатерина Алексеевна Филиппова, была крепостной1. Она осиротела в раннем возрасте и выросла в доме своего опекуна, дяди по отцовской линии, генерала Дмитрия Андреевича Закревского. 2

Содержание

Жизнь и творчество Одоевского принято делить на три периода, границы которых более или менее совпадают с его путешествиями из Москвы в Петербург и обратно.

Первый период относится к его жизни в Москве, в небольшой квартире в Газетном переулке в доме его родственника, князя Петра Ивановича Одоевского3. Затем Одоевский учился в пансионе при Благородном университете в Москве (1816-1822). Его дружба с двоюродным братом А. И. Одоевский оказал большое влияние на его мировоззрение. Как он признается в своем студенческом дневнике (1820-1821), «Александр был временем в моей жизни «4 .

Его имя занесено на золотую доску интерната вместе с именами Жуковского, Дашкова, Тургенева, Мансурова, Писарева 3 .

С 1823 года он работал на государственной службе.2 «Общество благоразумия», возникшее под влиянием пропаганды идей профессоров М.Г. Павлова и Д.М. Велланского, преподававших в пансионе, проводило свои собрания в квартире Одоевского. Постоянными членами этого кружка были А.И. Кошелев, Д.В. Веневитинов, И.В. и П.В. Киреевские, В.К. Кюхельбекер. Он регулярно посещал собрания А.С. Хомякова и М.П. Погодина. Собрания кружка проходили в 1823-1825 годах, а его роспуск завершился после восстания декабристов.

В эти годы Одоевский пробовал свои силы в писательстве: вместе с Кюхельбекером он издал альманах «Мнемозина» и написал роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино», который, однако, не был завершен. В 1826 году он переехал в Санкт-Петербург, где женился и поступил на службу во 2-е отделение Канцелярии Его Величества под начальство графа Блудова3.

Творчество петербургского периода

Второй период в творчестве Одоевского отмечен увлечением мистическими учениями, особенно мистической философией Сен-Мартена, средневековой натуральной магией и алхимией. Он активно участвует в литературном творчестве. Он писал романтические и дидактические романы, сказки, публицистические статьи, сотрудничал в работе над пушкинским «Синхроном», «Вестником Европы» и несколькими энциклопедиями. Он был редактором журнала Министерства внутренних дел.

К этому периоду относится и его лучшая работа — сборник философских эссе и рассказов «Русские ночи» (1844), представленный в форме философских бесед между различными молодыми людьми. Здесь, например, переплетаются «Последнее самоубийство» и «Город без имени», описывающие воображаемые последствия применения закона Мальтуса о росте населения в геометрической прогрессии и творения природы в числовой прогрессии, а также теории Бентама, которая основывает все действия человека исключительно на принципе полезности как их цели и движущей силе. Лишенная внутреннего содержания, запертая в лицемерных условностях, мирская жизнь находит яркую и красноречивую оценку в «Пересмешнике мертвеца» и особенно на печальных страницах «Танца» и в описании ужаса смерти, который испытывают зрители, собравшиеся на танцы.

Примерно в то же время Одоевский входил в кружок Белинского5 и написал третье собрание его сочинений, также изданное в 1844 году, которое до сих пор не переиздавалось.

Затем в 1840-х годах Одоевский постепенно меняет свои взгляды: Он разочаровался в мистицизме, признал ценности нового европейского естествознания и начал активно продвигать идеалы общественного образования. После возвращения в Москву в 1861 году, где он поступил на работу в Румянцевский музей и стал его директором, он еще более активно работал в этой области. В это же время он был назначен сенатором московских отделений Сената, где оставался до самой смерти.

Детство и семья

Владимир Федорович — последний представитель княжеского рода Одоевских, который происходит непосредственно от династии Рюриковичей. По отцовской линии Одоевский является дальним родственником Льва Толстого. Отец Владимира, Федор Сергеевич Одоевский, умер, когда мальчику было 4 года. Его дядя, генерал Дмитрий Андреевич Закревский, стал его опекуном.

Владимир Одоевский - потомок династии Рюриковичей

Его мать, Екатерина Алексеевна Филиппова, была дочерью офицера. Она играла на пианино, свободно говорила по-французски и обладала хорошими манерами. Тем не менее, знатные родственники мужа презирали ее за скромное происхождение.

Акцент в фамилии Одоевский ставится на вторую букву О.

Московский период

Одоевский учился в Аристократическом пансионе при Московском университете. Среди выпускников этой школы в разные годы были Жуковский, Тургенев, Дашкова и Писарев. В 1823 году Одоевский поступил на службу в архив Московского совета иностранных дел.

Вскоре после этого Одоевский основал так называемое «Общество мудрости» — литературно-философский кружок, в котором также участвовали Дмитрий Веневитинов и Иван Киреевский. Его члены изучали немецкую идеалистическую философию, читали и обсуждали работы Шеллинга, Бенедикта Спинозы и Канта. «Софиенгезельшафт» издавала свой собственный альманах «Мнемозина», в котором ее члены публиковали свои произведения, а также критические статьи и журналистские публикации.

Владимир Одоевский в молодости

Среди членов кружка было принято шутить между собой. Когда один из них напечатал свою книгу, он передал ее другому с дарственной надписью. Друг добавлял: «И тогда он открыто демонстрировал книгу….. в пристройке.

Именно в это время Одоевский написал роман «Иероним Бруно и Пьетро Аретино» о двух писателях эпохи Возрождения.

Развитие творчества

В 1826 году Владимир Одоевский переехал в Санкт-Петербург. Он женился на Ольге Степановне Ланской, дочери экономки, и стал членом кружка Белинского. Он публиковался в журналах «Современник» и «Вестник Европы». В этот же период Одоевский основал собственный литературный салон, который посещали Александр Гримбоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь и Федор Достоевский.

Владимир Одоевский — писатель уникальный, но недооцененный

Владимир Одоевский — уникальный, но недооцененный писатель

В свободное время писатель занимался химией. По словам современников, Одоевский готовил отвратительные соусы, которыми угощал своих друзей за ужином. Было ли это шуткой или недостатком самокритики, неизвестно, но друзья семьи вспоминают эти соусы с отвращением и ужасом.

Одоевский одинаково любил мистику, магию, алхимию и масонские учения. Эти увлечения сильно повлияли на его сборник рассказов ужасов «Русские ночи», который считается первым образцом русского хоррора. Рассказы поражают безумием и мрачностью, особенно «Игоша» и «Косморама». Он также писал детские рассказы, самый известный из которых — «Маленький город в табачной коробке».

Повесть Владимира Одоевского «Городок в табакерке»

Владимир любил музыку, написал несколько произведений для фортепиано и органа. По воспоминаниям тех же друзей, музыкальные произведения Одоевского действительно были не лучше его соусов.

Вместе с женой он занимался благотворительностью и основал больницу для бедных в Санкт-Петербурге. Он ратовал за отмену крепостного права, поддерживал тюремную реформу и выступал за британскую систему судов присяжных. Он способствовал созданию и благоустройству детских домов.

Владимир Одоевский активно занимался благотворительностью

Владимир Одоевский активно занимался благотворительностью.

Граф Владимир Александрович Соллогуб в своих воспоминаниях так отозвался об авторе: «Добрейший, бескорыстнейший, почти святой служитель изящного и полезного».

Жизнь в Петербурге

В 1826 году Одоевский переехал в Санкт-Петербург, где поступил на службу в цензурный комитет Министерства внутренних дел. В конце 1820-х годов он получил звание придворного дворянина, но не переставал писать рассказы — даже будучи воспитанником пансиона, он пристрастился к этому занятию.

Жизнь и творчество Владимира Федоровича Одоевского были неразрывно связаны с культурной деятельностью страны. Участвовал в творческой работе с редакциями журналов «Литературная газета» и «Северные цветы».

В своем доме Одоевский открыл литературный салон, где собирались известные русские писатели и музыканты. Салон Одоевского часто посещали Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Федор Достоевский, Николай Гоголь и многие другие выдающиеся личности своего времени.

Биография Владимира Одоевского

Владимир Одоевский — уникальный, но недооцененный писатель. Он считается «отцом русского ужаса», который в 19 веке назывался «романсом» и не был определен как самостоятельный жанр. Одоевский находился под сильным влиянием немецких писателей, особенно Гофмана и Шеллинга. Он был склонен к спиритизму и оккультным тенденциям.

Владимир Федорович Одоевский

Владимир Федорович Одоевский

Читайте также: Сочинение ЕГЭ. Проблема взаимосвязи внутреннего мира и внешнего..

Литература и музыка

Одоевский впервые добился литературной славы благодаря своим «Коротким рассказам», опубликованным в 1833 году. Им восхищался Н.В. Гоголь, произведение было восторженно принято простыми читателями.

Через год появилась книга Владимира Федоровича «Городок в табакерке», а затем «Сказки и рассказы для детей дедушки Ириннея». Эти произведения прославили Одоевского как замечательного сказочника, творчество которого сравнивали с творчеством Ганса Христиана Андерсена.

Очень интересен также роман Одоевского «4338: Письма из Петербурга», в котором автор предсказывает такие достижения современной цивилизации, как мобильные телефоны, принтеры и другие технические устройства.

Краткая биография Одоевского также включает в себя музыку, которая увлекала его с ранних лет, особенно ее теоретическая часть. Изучив множество материалов, он понял, что музыка основана на математических законах. Он написал работы «О первоначальной великорусской песне», «Русская и так называемая обычная музыка» и «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.

Технологии будущего — наиболее интересные цитаты из романа

В его романе «4338» общество в высшей степени механизировано. На земле люди могут передвигаться по туннелям с помощью «электроходунков», а в воздухе — с помощью «аэростатов» и «гальваностатов». Свет генерируется гальваническими фонарями. Телеграф используется для связи на больших расстояниях. Кроме того, активно используется космос, особенно геологическое исследование Луны стало источником энергии. Перенаселение считается самой большой опасностью на Земле.

Интересный момент описывает Одоевский в Четвертом письме:

«Между знакомыми домами устанавливаются магнитные телеграфы, с помощью которых люди, живущие на большом расстоянии, разговаривают друг с другом. Однако это не просто телефон, ведь у каждого дворецкого можно взять напрокат частную газету, несколько экземпляров которой можно купить и распространить среди знакомых.

В этой газете обычно публикуются новости о здоровье и другие бытовые новости, затем различные мысли, наблюдения, маленькие изобретения и приглашения; если есть приглашение на обед, то меню».

Технологии будущего

Здесь автор в упрощенной форме описывает возможности интернета. Магнитный телеграф», как можно догадаться, — это оборудование интернет-провайдеров и маршрутизаторов, а распространение информации через газеты — отражение социальных сетей.

В том же письме описываются «домашние газеты», которые «издаются во многих семьях, особенно среди людей с большим кругом знакомых». Это предвестие почты и личных блогов. В то же время он говорит именно о микроблогах, которые стали повсеместными только в последние годы.

То же самое сообщение об упадке печатных книг и материалов, подъеме «телеграмм» (Instagram?) и переходе к «электрическим разговорам» можно найти в следующем отрывке (из «Фрагментов»):

«…Придет время, когда книги будут писаться в стиле телеграфных депеш; только таблицы, карты и некоторые памфлетные диссертации будут освобождены от этого обычая. Печатные машины будут использоваться только для газет и визитных карточек; переписка будет заменена электрическими разговорами…».

Город будущего

Есть описания тепловых аккумуляторов, которые помогали справиться с суровым северным климатом — т.е. в романе также описывается технология кондиционирования воздуха:

«Мы долетели до экватора, но лишь ненадолго, чтобы увидеть начало системы тепловых резервуаров, которая простирается отсюда почти через все северное полушарие; это действительно удивительно! Представьте себе: Здесь огромные двигатели непрерывно гонят горячий воздух в трубы, соединенные с главными резервуарами; к этим резервуарам подведены все теплохранилища, специально устроенные в каждом городе этой огромной страны; из городских хранилищ горячий воздух идет частично в дома и крытые сады, частично к воздушному мосту, так что, несмотря на суровый климат, мы почти не чувствовали холода на протяжении всего пути. Так что русские покорили даже свой враждебный климат! «

«. Близлежащий остров, который в древности назывался Васильевским, также является частью кабинета. Его занимает огромный крытый сад, в котором растут деревья и кустарники, а за заборами, но на свободе, бегают различные животные; этот сад — чудо искусства! Все построено на куполах, которые постепенно нагреваются теплым воздухом, так что всего несколько шагов отделяют теплый климат от умеренного; одним словом, этот сад — миниатюризация всей нашей планеты; посетить его — все равно что совершить кругосветное путешествие.

Одоевский философия. Одоевский В.Ф. (1803 — 1869)

Князь, писатель, журналист, ученый и музыковед Владимир Федорович Одоевский был пионером русского космополитизма. Он был членом Комитета по иностранной цензуре, директором Публичной библиотеки и Румянцевского музея в Санкт-Петербурге.

Для творчества Одоевского характерно предпочтение мистических учений, особенно мистической философии Сен-Мартена, средневековой магии природы и алхимии.

Литературное наследие Одоевского очень неоднородно по жанрам и темам. Он писал философские романы и музыкальные эссе, притчи и философские новеллы. Он также писал светские романы. Но все это разнообразие жанров и тем было объединено особым образом мышления, сложившимся под влиянием философии Шеллинга в 1920-х годах.

Читайте также.

В романтических мечтателях, осмелившихся объединить мысль с поэзией и создать «новую поэтическую философию», мы находим контуры тех идей, которые спустя десятилетия лягут в основу учения Н.Ф. Федорова и его последователей, а также концепции ноосферы В.И. Вернадского. И. Вернадского.

Прежде всего, это идеал жизни, «всестороннее знание». Она синтезирует все силы и способности человека: научные, художественные, религиозные, а также объединяет сам объект исследования — человека и природу, которые разбросаны по многочисленным рубрикам специальных наук. Задача «новой науки» видится Одоевскому так, как ее позднее сформулировал Н.Ф. Федоров: Полнота «знания и управления» силами природы. В этой науке, по мнению Одоевского, как будто оживает изначальное, магическое отношение человека к миру, в котором большую роль играла интуиция, внутреннее, душевное руководство. Только сейчас эта глубина древнего целостного восприятия мира соединяется со всей полнотой и детальностью знаний, которые человечество приобрело за века.

Одоевский использует акт самопознания как некий стандарт знания. Процесс познания возникает здесь как бы изнутри человека, из глубины его души. Разум и чувства в этом процессе неразделимы. Познающий является одновременно субъектом и объектом познания: таким образом он преодолевает «экстернализацию» объекта познания, его обычную отдаленность и отчужденность. Самопознание — «это внутреннее, инстинктивное знание, которое не приходит извне, а рождается из сущности души»; «все человеческое знание должно быть таким». Одоевский В.Ф. Русские ночи — Л.:Наука, 1975. с.136 «Самое главное, — говорит мыслитель, — это понять свой инстинкт и почувствовать свой разум. В этом, возможно, и заключается вся задача человечества. Одоевский В.Ф. Русские ночи — Л.: Наука, 1975. с.177 «Новая наука» — это именно та наука, которая должна синтезировать инстинкт и разум, две главные способности человека — физическую и сверхъестественную. В нем все инстинкты преобразуются в «знание разума», а «знание разума» становится внутренним, интимным и обретает силу влиять на ход событий.

Личная жизнь

В 1826 году Владимир Одоевский женился на Ольге Ланской. Их брак был устроен теткой Одоевского. Будучи подружкой невесты императрицы Елизаветы Алексеевны, Ольга убедила окружающих в своей любви к возлюбленному. Одоевский, брат декабриста, был не самой лучшей парой, да и семье невесты он не нравился.

Его жена сумела дать мужу ту нежную и материнскую любовь, которой писателю не хватало в детстве. Согласно сохранившемуся портрету художника Соколова, Ланская была хороша собой, но типичная светская дама не соответствовала темпераменту Одоевского.

Владимир Одоевский и его жена Ольга Ланская

Владимир Одоевский и его жена Ольга Ланская.

Со временем заботы и суета его избранницы стали тяготить литератора. Тем не менее, его жена помогала руководить литературным салоном. Вскоре он разделился на две секции: светскую, которой руководила его жена, и литературно-музыкальную, которой руководил ее муж.

Владимир и Ольга грустили, что не могут стать родителями. Его личная жизнь была непростой. Одоевский не оставил после себя детей, хотя очень любил детей и мечтал о них.

Смерть

Владимир Федорович Одоевский умер в 1869 г. Ему было 64 года. Причины смерти были вполне естественными. В то время он не владел большим состоянием, поэтому ему нечего было завещать своей жене.

Могила Владимира Одоевского

Могила Владимира Одоевского

Смерть писателя означала конец знаменитого дворянского рода. Могила писателя и музыковеда находится на Донском кладбище.

Детство и юность

Владимир Федорович Одоевский родился в Москве 30 июля (11 августа) 1803 года и был последним представителем княжеского рода Одоевских, одной из высших ветвей Рюриковичей.

Когда Володе было четыре года, умер его отец. Его мать снова вышла замуж и отдала сына на воспитание знатным родственникам. Так мальчик оказался на воспитании у своего дяди по отцовской линии, генерала Дмитрия Андреевича Закревского.

Во время учебы в интернате при Московском университете у него появился интерес к литературе и философии, он регулярно посещал литературные кружки. Окончив пансион с золотой медалью, он в 1823 году поступил на службу в архив Московского совета иностранных дел. В это время молодой Одоевский вместе с группой единомышленников организовал философское «Софийское общество».

Жизнь в Петербурге

В 1826 году Одоевский переехал в Санкт-Петербург, где поступил на службу в цензурный комитет Министерства внутренних дел. В конце 1820-х годов он получил звание придворного дворянина, но не переставал писать рассказы — даже будучи воспитанником пансиона, он пристрастился к этому занятию.

Жизнь и творчество Владимира Федоровича Одоевского были неразрывно связаны с культурной деятельностью страны. Участвовал в творческой работе с редакциями журналов «Литературная газета» и «Северные цветы».

В своем доме Одоевский открыл литературный салон, где собирались известные русские писатели и музыканты. Салон Одоевского часто посещали Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Федор Достоевский, Николай Гоголь и многие другие выдающиеся личности своего времени.

Литература и музыка

Одоевский впервые добился литературной славы благодаря своим «Коротким рассказам», опубликованным в 1833 году. Им восхищался Н.В. Гоголь, произведение было восторженно принято простыми читателями.

Через год появилась книга Владимира Федоровича «Городок в табакерке», а затем «Сказки и рассказы для детей дедушки Ириннея». Эти произведения прославили Одоевского как замечательного сказочника, творчество которого сравнивали с творчеством Ганса Христиана Андерсена.

Очень интересен также роман Одоевского «4338: Письма из Петербурга», в котором автор предсказывает такие достижения современной цивилизации, как мобильные телефоны, принтеры и другие технические устройства.

Краткая биография Одоевского также включает в себя музыку, которая увлекала его с ранних лет, особенно ее теоретическая часть. Изучив множество материалов, он понял, что музыка основана на математических законах. Он написал работы «О первоначальной великорусской песне», «Русская и так называемая обычная музыка» и «Музыка с точки зрения акустики». Одоевский стоял у истоков музыковедения в России.

Смерть

Владимир Федорович Одоевский умер в 1869 г. Ему было 64 года. Причины смерти были вполне естественными. В то время он не владел большим состоянием, поэтому ему нечего было завещать своей жене.

Могила Владимира Одоевского

Могила Владимира Одоевского

Смерть писателя означала конец знаменитого дворянского рода. Могила писателя и музыковеда находится на Донском кладбище.

Читайте также: Михаил Александрович Шолохов: жизнь и творчество

Жизнь в Петербурге

В 1826 году Одоевский переехал в Санкт-Петербург, где поступил на службу в цензурный комитет Министерства внутренних дел. В конце 1820-х годов его повысили до придворного мастера, но он не переставал писать рассказы, еще учась в интернате.

Жизнь и творчество Владимира Федоровича Одоевского были неразрывно связаны с культурной деятельностью страны. Он участвовал в творческой работе с редакторами «Литературной газеты» и «Северных цветов».

В своем доме Одоевский открыл литературный салон, где собирались известные русские писатели и музыканты. Салон Одоевского часто посещали Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Федор Достоевский, Николай Гоголь и многие другие выдающиеся личности своего времени.

Цитаты

«Общество готовит чиновников, солдат, юристов, правоведов, ремесленников, но нет подготовки для поэта….. Вместо титула душеприказчика он носит титул восприемника».

«Музыка имеет большее отношение к моральным поступкам человека, чем принято считать».

«Не верьте, что человек может сразу понять музыку. Это невозможно. К этому нужно привыкнуть».

«Поэзия — это предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет к чему-то стремиться и начнет использовать то, чего достигло».

Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий