Николай Чернышевский: биография, семья, творчество писателя. Жизнь и творчество чернышевского.

Литературная деятельность начинающего писателя привлекла внимание властей. Чиновники и цензоры опасались, что своими революционными речами он может вызвать волнения среди населения.

Чернышевский, Николай Гаврилович

Николай Гаврилович Чернышевский (12 (24) июля 1828, Саратов, Российская империя — 17 (29) октября 1889, там же) — русский философ-утопист, революционный демократ, ученый, литературный критик, публицист и писатель.

  • 1 Биография
  • 2 Журналистcкая деятельность
  • 3 Философские взгляды
  • 4 Политическая идеология
    • 4.1 Крестьянский вопрос
    • 9.1 Романы
    • 9.2 Повести
    • 9.3 Литературная критика
    • 9.4 Публицистика
    • 9.5 Мемуары
    • 9.6 Философия и эстетика
    • 9.7 Переводы
    • 11.1 Географические названия
    • 11.2 В филателии

    Биография

    Он родился в Саратове в семье священника Гаврилы Ивановича Чернышевского (1793-1861). Он получил домашнее образование под руководством своего отца, человека, обладавшего многими талантами. В детстве его прозвали «Книжный червь», что означает, что он был книжным червем. Его эрудиция удивляла окружающих. В 1842 году он поступил в Саратовское училище, где использовал свое время в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию литературы и русскую грамматику. Не окончив школу, он поступил в 1846 году в Санкт-Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

    В годы учебы в университете были выработаны основные элементы его мировоззрения, Черневский сознательно готовился к революционной деятельности и делал первые попытки писать романы. Получив образование кандидата в 1850 году, он принял место в Саратовской гимназии и начал работать весной 1851 года. Здесь молодой учитель использует свое положение для проповеди революционных идей.

    В 1853 году он встречает свою будущую жену О.С. Васильеву, с которой уезжает из Саратова в Петербург. Императорским указом от 24 января 1854 года Черневский был назначен преподавателем Второго кадетского корпуса. Будущий писатель оказался прекрасным педагогом, но его пребывание в корпусе было недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден уйти в отставку1 .

    В 1853 году он начал свою литературную деятельность с коротких статей в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках».

    В начале 1854 года он перешел в журнал «Современник», который редактировал в 1855-1862 годах вместе с Н.А. Некрасовым и Н.А. Добролюбовым. Он повел решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызвало протест либеральных писателей (В.П. Боткина, П.В. Анненкова, А.В. Дружинина, И.С. Тургенева), сотрудничавших в «Современнике».2 В 1855 году он занял пост президента «Современника».

    10 мая 1855 года он защитил в университете диссертацию «Эстетические отношения между искусством и действительностью», которая стала крупным общественным событием и была воспринята как революционное выступление3; в этой работе он подверг резкой критике идеалистическую эстетику и теорию «искусства для искусства «4. Министр просвещения А. С. Норов препятствовал присвоению звания, и только в 1858 году, когда Норова сменил на посту министра Е. П. Ковалевский, последний утвердил степень магистра русской словесности Черневского.

    В 1858 году он стал первым редактором журнала «Военный сборник». Некоторые офицеры (Сераковский, Калиновский, Шелгунов и др.) присоединились к нему в революционных кругах. Эта работа Черневского была известна Герцену и Огареву, которые пытались убедить армию принять участие в революции. Вместе с ними он стал одним из основателей Народничества и участвовал в создании тайного революционного общества «Земля и воля «5 .

    В июне 1859 года Черневский отправился в Лондон, чтобы написать статью Герцена «Слишком опасно!

    С сентября 1861 года он находился под наблюдением тайной полиции. Шеф жандармерии Долгоруков характеризует Чернышевского следующим образом: «Его подозревают в составлении Великорусской прокламации, в участии в составлении других прокламаций и в постоянном разжигании враждебных чувств к правительству. 6. Подозревается в причастности к пожарам в Санкт-Петербурге в 1862 году. 7 .

    В мае 1862 года «Современник» был закрыт на 8 месяцев.

    12 июня 1862 года Чернышевский был арестован и помещен в одиночную камеру Алексеевского равелина Петропавловской крепости за написание прокламаций «Барским крестьянам с поклоном благосклонности». Прокламация «К барским крестьянам» была скопирована Михайловым и передана Всеволоду Костомарову, который впоследствии оказался провокатором 8. В официальных документах и в переписке между жандармерией и тайной полицией он назван «врагом номер один Российской империи». Причиной ареста стало перехваченное полицией письмо Герцена к Н.А. Шерно-Соловьевичу, в котором имя Черневского упоминалось в связи с предложением издавать запрещенный «Современник» в Лондоне. Расследование длилось около полутора лет. Чернышевский вел тяжелую борьбу со Следственным комитетом, опровергая поддельные документы и ложные показания свидетелей, сфабрикованные и приобщенные к делу по указанию комитета (источник?). В знак протеста против незаконных действий Следственного комитета Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. В то же время Чернышевский продолжал свою работу в тюрьме. За 678 дней ареста Чернышевский написал не менее 200 страниц текста. Чернышевский полностью воплотил свои утопические идеалы в романе «Что должно быть сделано» (1863), который был опубликован в 3, 4 и 5 номерах «Современника».

    Журналистcкая деятельность

    В традициях критики Белинского, он стремился раскрыть сущность общественных явлений и донести до читателя свои революционные взгляды.

    Он был последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французские материалисты XVIII века, социальные утописты Фурье и Фейербах). В студенческие годы он ненадолго увлекся гегельянством, а позже критиковал идеалистические взгляды, христианские, буржуазные и либеральные нравы как «рабские».

    По мнению Чернышевского, важнейшими факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности» и «общественные привычки и обстоятельства». По его мнению, удовлетворение потребностей устранило бы препятствия на пути развития личности и причины моральной патологии, если бы сами условия жизни были изменены революцией. Материализм послужил теоретической основой для политической программы революционных республиканцев, которые критиковали реформистские надежды на «просвещенного монарха» и «честного политика».

    Его этика основана на концепции «рационального эгоизма» и антропологическом принципе. Как биосоциальное существо, человек принадлежит к миру природы, определяющему его «природу», и существует в социальных отношениях с другими людьми, в которых он реализует первичное стремление своей «природы» к удовольствию. Философ утверждает, что люди «делают то, что доставляет им удовольствие, руководствуясь расчетом, который говорит им отказаться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия ради большей выгоды и большего удовольствия», и только тогда они достигают полезности. Самолюбие развитого человека побуждает его к акту благородного самопожертвования, чтобы приблизить торжество избранного идеала. Чернышевский отрицает существование свободы воли и признает закон причинности: «Явление, которое мы называем волей, есть звено в ряду явлений и событий, связанных причинностью.

    Просвещение должно служить тому, чтобы научить людей выбирать новые и прогрессивные пути, то есть стать «новыми людьми», идеалами которых являются служение народу, революционный гуманизм и исторический оптимизм.

    Ранние годы писателя

    Журналист был родом из Саратова и родился 24 июля 1828 года. Его отец был священником, поэтому он получил образование в семинарии в течение трех лет. Тем не менее, молодой человек не стал последователем православия, а присоединился к его противникам, отрекся от религии и всевозможных орденов.

    С 1846 года писатель в течение четырех лет получал образование в университете Санкт-Петербурга. Помимо русской литературы, Черневский изучал биографии и деятельность известных французских историков, совершивших научную революцию. Кроме того, в ранние годы писатель был увлечен западной философией, что повлияло на его последующее мировоззрение. На Николая Черневского также оказали сильное влияние работы Г. Гегеля, Ш. Фурье, А. Герцена и В. Белинского. Из литературных деятелей он ценил А. Пушкина, Н. Гоголя и особенно Н. Некрасова.

    Чернышевский в ранние годы

    Во время учебы писатель стал меховщиком, и этой тенденции утопического социализма он следовал всю жизнь. В краткой биографии Николая Черневского трудно перечислить все его интересы, так как он был очень разносторонним.

    Окончив университет кандидатом, Николай Гаврилович Черневский отправился в город Саратов, где устроился на работу учителем русского языка в гимназию. Его начальство отрицательно относилось к его революционным взглядам и характеру. Ситуация усугублялась тем, что автор делился своими взглядами и чувствами с учениками.

    Семейная жизнь писателя

    В 1853 году Николай Чернышевский женился на Ольге Васильевой. Интересный факт в биографии Николая Чернышевского: брак состоялся против воли его родителей. Автор не смог пережить даже период траура после смерти матери.

    Недавно вышедшая замуж женщина вызывала двойственные чувства у друзей автора. Одни считали ее исключительной и необычайно доброй, а другие недолюбливали. Журналист отстаивал равенство в своей семье и позволял жене делать все, включая измены. Такие отношения не были приняты обществом. Они также имели последствия — некоторые семьи стали жить так же. Эти впечатления от семейной жизни нашли отражение в его романе «Что делать? Николай Гаврилович Чернышевский.

    После свадьбы Чернышевские переехали в Санкт-Петербург, где писатель начал свою творческую карьеру. Однако сначала он пытался работать учителем русского языка. Николай Чернышевский был настолько увлечен своими идеями, что оставил все воспитание молодого поколения на себя, что привело к конфликтам и увольнениям.

    В биографии Чернышевского самые важные моменты его жизни связаны с рождением детей. У автора было двое женатых сыновей.

    Дети Николая Чернышевского

    Эстетические воззрения писателя

    Николай Чернышевский начал свою литературную карьеру с коротких статей. После знакомства с Некрасовым писатель устроился на работу в «Современник». В течение нескольких лет он был одним из лидеров организации.

    В 1855 году писатель защитил диссертацию на степень магистра. В биографии Чернышевского интересен период его обучения: его диссертация была принята, но степень не была присуждена из-за отсутствия основных требований. Научное сообщество посчитало тезисы автора бессмыслицей, а власти увидели в них попытку революционного выступления. Тем не менее, отвергнутая работа нашла своего читателя — либерально-демократическую интеллигенцию. В течение нескольких лет Черневский подвергался критике, его аргументация и подход к проблеме не принимались. Спустя почти четыре года диссертация журналиста была наконец одобрена.

    Чернышевский и Добролюбов

    Николай Черневский развил свои идеи в эссе и опубликовал их в журнале «Современник». И либерально-демократическая общественность, и писатели приветствовали работу автора. Его статьи описывались как интересные, полемичные и живые.

    Биография Чернышевского

    Николай Чернышевский

    Николай Гаврилович Чернышевский (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889) — русский философ материалистического направления, сторонник революционного движения и автор теоретических основ утопического социализма. Помимо политической деятельности, он также был ученым и писателем.

    Детские годы

    Родителями будущего революционера были Евгения Егоровна Голубева и первосвященник Гавриил Иванович Чернышевский.

    До 14 лет его обучал дома отец, который обладал энциклопедическими знаниями и был особенно набожным человеком. Ему помогал его двоюродный брат Николай Гаврилович Л.Н. Пыпина. В детстве у Черневского была гувернантка-француженка. В детстве маленький Коля любил читать и большую часть свободного времени проводил с книгами.

    Формирование взглядов

    В 1843 году Черневский сделал первый шаг к высшему образованию, поступив в богословское училище в Саратове. После трех лет учебы Николай Гаврилович решил оставить учебу.

    В 1846 году он сдал экзамен и был принят на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Впитывая мысли и научные знания древних писателей, изучая труды Исаака Ньютона, Пьера-Симона Лапласа и прогрессивных западных материалистов, формировался будущий революционер. Как говорится в краткой биографии Черневского, превращение субъекта Черневского в революционера Черневского произошло в Петербурге.

    Общественно-политические взгляды Николая Гавриловича сформировались под влиянием кружка И.И. Введенского, где Черневский начал постигать азы писательского мастерства.

    В 1850 году его обучение в университете закончилось, и молодой выпускник был определен в Саратовскую гимназию. К 1851 году эта школа уже служила базой для формирования прогрессивных социально-революционных идей среди своих учеников.

    Взгляды Чернышевского

    В молодые годы он изучал различные священные книги и верил в Бога, но после знакомства с трудами французских и немецких материалистов он начал активно критиковать религию и буржуазию.

    Biografiya-CHernyishevskogo-1

    Николай Черневский был ярым противником крепостного права.

    В своих статьях он призывал власти дать людям свободу. Он сравнил тяжелую жизнь русского народа с жизнью чернокожих рабов в Америке.

    Автор искренне верил, что через несколько десятилетий, после освобождения крестьян в государстве, наконец-то наступит социализм, в котором все люди будут равны.

    Стоит отметить, что многие его идеи были далеки от реальности и скорее утопичны.

    «Земля и воля»

    Николай Черневский долгие годы пропагандировал идеи революции, став идейным вдохновителем революционного движения «Земля и воля».

    Вскоре он начал переписываться с Александром Герценом, который был вынужден эмигрировать за границу из-за давления властей.

    Ассоциация «Земля и воля» приобретала все большую популярность. В него входили писатели, солдаты, культурные активисты и все, кто стремился к политическим и социальным изменениям.

    Движение постоянно критиковало царское правительство и пыталось донести свои идеи до простых людей. Однако они не нашли большой поддержки среди крестьян.

    Арест

    Пропагандистская деятельность Николая Черневского не могла долго оставаться незамеченной. Вскоре он заинтересовал агентов тайной полиции.

    С 1861 года за писателем велась постоянная слежка, и менее чем через год он был заключен в Петропавловскую крепость. Его обвинили в том, что он написал прокламацию, дискредитирующую власти.

    Biografiya-CHernyishevskogo-2

    «Что делать?»

    Во время заключения Черневский пытался протестовать против своего ареста. Он неоднократно объявлял голодовку, но это не имело никакого эффекта.

    На этом этапе своей биографии он начал писать свой знаменитый роман «Что делать?

    Эта работа была опубликована в 1863 году и сразу же вызвала большой интерес у критиков и простых читателей.

    Арест и ссылка

    В 1861 году работа Николая Гавриловича привлекла внимание полиции, и за ним был установлен тайный надзор. Редактора «Военного сборника» и автора «Современника» подозревали в подготовке революционных прокламаций и разжигании враждебных настроений против властей того времени (эти обвинения были отражены в служебной записке шефа жандармов Долгорукова). Более того, Чернышевского подозревали в причастности к пожарам, вспыхнувшим в Санкт-Петербурге в 1862 году.

    Николай Чернышевский

    Вскоре «Современник» был закрыт, а через месяц Николай Гаврилович был арестован и помещен в одиночную камеру Петропавловской крепости. Официальной причиной ареста стало перехваченное полицией письмо Герцена к Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Черневского, который якобы хотел организовать работу запрещенного «Современника» в Великобритании. Кроме того, Николая Гавриловича обвинили в том, что он призывал крестьян к восстанию против крупных землевладельцев.

    Следствие по делу повстанца длилось 1,5 года. Для подтверждения вины Чернышевского комиссия также использовала незаконные методы — показания вымышленных свидетелей, поддельные документы. Чтобы привлечь внимание к несправедливости, заключенный объявил девятидневную голодовку, которая не помогла.

    Николай Чернышевский в тюрьме

    Даже в тюрьме ученый продолжал свою работу и написал более 200 листов текста. Находясь в тюрьме, он закончил свой роман «Что делать? Интересно, что работа была принята и опубликована, несмотря на позицию автора.

    В 1864 году Николай Гаврилович был приговорен: 14 лет каторжных работ в Сибири и пожизненное заключение там же. По личной просьбе императора приговор к каторжным работам был сокращен вдвое, но в итоге автор провел в ссылке более 19 лет. Политическая казнь Чернышевского — унизительное наказание в виде публичного лишения всех чинов и привилегий — состоялась 19 мая 1864 года на Конной площади в Санкт-Петербурге.

    Памятник Николаю Чернышевскому в Санкт-Петербурге

    Заключенный был переведен в Нерчинскую колонию, а затем сослан в Вилюйск. Через 10 лет Черневскому было официально предложено просить о помиловании, но он отказался. Его товарищи по революционному кружку предприняли несколько попыток освободить его, но в итоге Черневский не успел вовремя вернуться в свой дом в Саратове.

    Наконец, друзьям и родственникам удалось привезти его из Сибири в Астрахань. Император пошел на этот шаг, опасаясь дальнейших волнений, поскольку «Земля и воля» уже зарекомендовала себя как социально опасная организация, и он не хотел усугублять ситуацию.

    Личная жизнь

    Автор был женат. Его невестой была Ольга Сократовна Васильева, на которой он женился в 1853 году. Говорили, что эта женщина была очень оригинальным человеком, и выбор Чернышевского одобрили не все: Ольгу обвиняли в легкомыслии и равнодушии к творчеству мужа, но Николай Гаврилович был в восторге. Его любовь к жене была слепой и безусловной, и он рассматривал брак как возможность проверить новые идеи и построить равноправные отношения, чтобы устранить рабство и угнетение женщин в семье.

    Ольга Сократовна Чернышевская

    При встрече с ней Черневский откровенно предупредил, что ему «нравятся вещи, от которых пахнет тяжелой работой», но это не отпугнуло Ольгу. Получив ее согласие на брак, автор начал вести «дневник моих отношений с ней, которая теперь мое счастье» и стал применять свои революционные идеи к семейной жизни.

    Черневский заявил, что оба супруга равны в правах и обязанностях, что было очень смелой позицией для того времени. Он предоставил Ольге полную свободу в браке, даже в супружеской измене, считая, что она вправе распоряжаться собой по своему усмотрению. Когда его жена начала роман с другом семьи, Иваном Савицким, он предложил отпустить ее, заверив, что хочет только ее счастья. Ольга, восхищенная таким великодушием, предпочла остаться с мужем.

    Николай Чернышевский и его жена Ольга

    Личный опыт Черневского позже послужит основой для любовной истории в его романе «Что должно быть», а описанные им отношения между женщиной и двумя мужчинами давно известны в западной литературе как «русский треугольник».

    Родственники Николая Гавриловича считали его намерения «кривыми», а в его родном городе Саратове постоянно ходили неприятные сплетни и слухи о личной жизни супругов. Отъезд молодой семьи в Санкт-Петербург был скорее бегством от предрассудков и старых традиций. Тот факт, что свадьба была организована наспех — мать Николая Гавриловича умерла незадолго до свадьбы, но он отказался провести надлежащую похоронную службу — еще больше раздул пламя.

    Николай Чернышевский на смертном одре

    Чернышевские прожили вместе 9 лет, но судьба лишила их 20 лет семейного счастья. Из своей сибирской ссылки философ написал жене 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем быстрее Ольга его забудет, тем лучше.

    Когда он ушел, у супругов было трое сыновей, Михаил, Виктор и Александр, и, оставшись без мужа и отца, семья очень нуждалась. Ольге приходилось зарабатывать шитьем и вязанием. В 1866 году она взяла с собой младшего ребенка и навестила мужа. Поездка длилась полгода, и им удалось провести вместе всего 4 дня. Николай Гаврилович умолял Ольгу оставить его и снова выйти замуж, но она не согласилась.

    Смерть

    Благодаря усилиям родственников Черневский вернулся в Саратов в июне 1889 года, но ему не суждено было провести старость в родном городе. Тяжелая работа разрушила его здоровье, и в возрасте 55 лет писатель был немощным стариком.

    Могила Николая Чернышевского

    Осенью того же года он заболел малярией и скоропостижно скончался. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг.

    Могила Николая Гавриловича Чернышевского находится на Воскресенском кладбище Саратова.

    Арест и ссылка

    В 1861 году был установлен тайный надзор, поскольку автор «Современника» подозревался полицией в революционной деятельности. Кроме того, жандармы считали, что Николай причастен к пожарам, вспыхнувшим в Петербурге в 1862 году.

    Журнал вскоре был закрыт, а Черневский впоследствии арестован. Поводом послужило перехваченное письмо Герцена к Шерно-Соловьевичу. Он назвал Николая Гавриловича в связи с его планами открыть в Великобритании запрещенный «Современник». Автора также обвинили в причастности к подготовке листовок, призывающих крестьян к восстанию против крупных землевладельцев.

    Революционер был заключен в Петропавловскую крепость. Судебный процесс против него длился полтора года. Следователи использовали незаконные методы — вводили ложных свидетелей и фальсифицировали документы. Чернышевский объявил голодовку на девять дней, чтобы привлечь внимание общественности к несправедливости суда, но он не играл в нем никакой роли.

    Николай Гаврилович Чернышевский

    Во время тюремного заключения автор не прекращал свою работу. Он написал около 200 страниц текста. В тюрьме он закончил свой роман, ставший впоследствии классическим: Что нужно сделать? Как ни странно это звучит, но книга была опубликована сразу же, несмотря на то, что автор находился в тюрьме по политическим причинам.

    Николай Гаврилович Чернышевский

    В 1864 году Чернышевский был осужден: Четырнадцать лет принудительных работ в Сибири с последующим пожизненным заключением там же. Сам император хотел вдвое сократить продолжительность принудительных работ. Но, как оказалось, революционер прожил в изгнании более 19 лет. Более того, гражданская казнь автора состоялась 19 мая 1864 года. Чернышевский был публично и унизительно лишен всех своих привилегий и званий на Конной площади.

    Николай Гаврилович Чернышевский

    Заключенный был отправлен в Вилюйск. Через 10 лет поступило официальное предложение подать прошение о помиловании. Но автор этого не сделал. Черневский несколько раз безуспешно пытался добиться освобождения товарищами, но в итоге Николай Гаврилович вернулся домой недостаточно быстро.

    Единственное, что могли сделать его друзья и родственники, это привезти Черневского в Астрахань. Император согласился на эту просьбу только из страха перед новыми волнениями. Земля и воля» считалась опасной организацией, поэтому правитель не хотел обострять революционную ситуацию.

    Личная жизнь

    Женой автора была Ольга Сократовна Васильева. Влюбленные поженились в 1853 г. Ольгу многие считали оригинальной личностью, поэтому выбор Черневского был принят не всеми. Васильеву обвиняли в легкомыслии и непонимании работы мужа, но сам Николай любил свою жену. Он любил Ольгу безоговорочно и слепо.

    Николай Гаврилович Чернышевский

    Автор считал, что в браке должны быть установлены равноправные отношения и что рабство женщины в семье должно быть отменено. До брака Николай Гаврилович сообщил Ольге, что он участвует в деятельности, которая может привести к штрафному переводу. Но его будущая жена все равно согласилась выйти за него замуж. Революционер начал применять свои прогрессивные взгляды в семье.

    Николай Гаврилович считал, что супруги должны иметь равные права и обязанности. В то время это утверждение считалось довольно смелым. Чернышевский предоставил Ольге Сократовне полную свободу, ей даже разрешили изменять и вообще распоряжаться собой по своему усмотрению. В конце концов, у его жены был роман с Иваном Савицким, другом семьи. Чернышевский сказал жене, что желает ей только счастья, и отпустил ее. Ольга была поражена такими высказываниями и осталась в семье.

    Случай из семейной жизни Чернышевского впоследствии стал основой для описания любовных отношений героев романа «Что делать?». Это направление работы стало известно в западной литературе как «русский треугольник». В нем изображены эротические отношения между двумя мужчинами и женщиной.

    Но в Саратове отношения пары были осуждены. Горожане распространяли всевозможные грязные слухи и сплетни. Даже родственники были недовольны такой ситуацией. Когда молодая пара уехала в Санкт-Петербург, все думали, что они сбегут. Тот факт, что свадьба была очень поспешной, также вызвал недовольство. Ведь Николай незадолго до этого похоронил мать, и траурный период еще не закончился.

    Чернышевские были счастливы 9 лет, а у них отняли 20 лет семейной жизни. Из ссылки Ольга получила 300 писем от мужа. Потом он перестал писать и решил, что для его жены будет лучше, если ей не придется больше страдать по нему.

    До ареста Николая у супругов было трое сыновей — Михаил, Виктор и Александр. Ольге пришлось одной растить детей в отчаянной нужде. Она зарабатывала на жизнь вязанием и шитьем. В 1866 году Чернышевская с младшим сыном отправилась в Сибирь к отцу семейства. Им потребовалось полгода, чтобы добраться туда, и они пробыли у ее мужа и отца всего четыре дня. Автор попросил жену снова выйти замуж и забыть его. Но Ольга отказалась от такого предложения.

    Родственники уговорили Николая Гавриловича вернуться в июне 1889 года. Он приехал в Саратов, но не успел счастливо пожить со своей семьей. Тюремное заключение повредило его здоровью. В 55 лет он уже выглядел как немощный старик. В том же году осенью умер Чернышевский. Он заразился малярией и умер от кровоизлияния в мозг.

    Автор был похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище.

    Интересные факты

    • Чернышевский назвал алюминий металлом будущего в своем романе. В наше время он действительно широко используется, а в те времена алюминий почти не применяли. Так что прогноз сбылся.
    • Николай в детстве так много читал, что сверстники прозвали его пожирателем книг.
    • Роман «Что делать?» в советские годы был очень популярен. Этому поспособствовали хвалебные отклики Ленина.
    • Николай Гаврилович обожал свою жену всю жизнь. Даже на каторге писатель откладывал деньги из своих ничтожных заработков и смог пробрести шикарный мех лисы, а затем отправить подарок Ольге.
    • Что делать?
    • Алферьев
    • Мелкие рассказы
    • Вечера у княгини Старобельской
    • Критический взгляд на современные эстетические понятия
    • Эстетические отношения искусства к действительности
    • Возвышенное и комическое
    • Характер человеческого знания
    • Критика философских предубеждений против общинного владения
    • Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии»
    • Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь

    Ссылки

    Для нас важны своевременность и надежность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам об этом. Выделите ошибку и нажмите комбинацию клавиш Ctrl+Enter .

    Попытки вызволить Чернышевского

    Несмотря на опасную и сложную политическую ситуацию, революционное движение и протестные настроения сохранились даже после арестов и организованной ссылки. В общей сложности было предпринято две попытки освободить мыслителя.

    Первый произошел незадолго до отправки Чернышевского из Забайкалья и Вилюйска для дальнейшего отбывания наказания. Г.А. Лопатин, взявший на себя ведение дела, потерпел неудачу.

    6786786

    Вторая попытка освобождения народника Ипполита Мышкина также не увенчалась успехом. Несмотря на заговор, он был опознан и арестован.

    Смерть писателя

    После длительного периода каторжных работ Николай Гаврилович был освобожден из тюрьмы. В 1883 году ему было разрешено покинуть провинцию. Он остался в Астрахани, где прожил пять лет.

    Просьбы о возвращении отца в Москву или Санкт-Петербург от имени сына не увенчались успехом. Хотя были предприняты попытки вернуть Черневского в Саратов, он продолжал заниматься литературной деятельностью и провел там свои последние годы.

    В середине осени 1889 года он заболел малярией. Вспышка была короткой, но беспощадной. Он так и не оправился от инфекции. 29 октября 1889 года (по новому стилю) Николай Черневский умер от осложнений, причиной смерти стал инсульт — обширное кровоизлияние в мозг.

    67567

    Мыслитель был похоронен на Вознесенском кладбище в Саратове.

    Несмотря на эти меры, произведения Черневского оставались такими же популярными, как и прежде. А после его смерти она стала обязательным чтением для всех уважающих себя революционеров и даже либерально настроенных политиков.

    Наибольший интерес вызвал роман «Что должно быть сделано», считающийся настольной книгой для прогрессивно настроенных людей. Однако поздние работы Николая Гавриловича не имели таких претензий.

    Интересные факты

    • С ранних лет мыслитель был сильно близорук, не мог играть со сверстниками. Из-за болезни мальчик много читал, занимался самообразованием.
    • Страсть Чернышевского к литературе была столь велика, что домашние прозвали его «библиофагом», то есть пожирателем книг.
    • В ранние годы учился в семинарии. Однако священником становиться не собирался и позже ее бросил.
    • В зрелые годы мужчина был материалистом, но при этом все еще верующим человеком.
    • Значительную часть своей жизни Чернышевский находился под надзором полиции. А затем больше 10 лет отбывал наказание, не прекращая при этом работать, заниматься публицистикой.
    • Известно, что Николай Гаврилович был гордым и несгибаемым, принципиальным человеком. Когда после 7 лет, как и предписывалось приговором, его не освободили и предложили подать прошение на имя императора, он отказался, не желая унижаться и раболепствовать перед государем.
    • Находясь в заключении, Чернышевский написал свою наиболее выдающуюся работу — роман «Что делать?». Размышления философа были столь тонкими, что цензоры не заметили в литературном труде двойного дна и пропустили в печать, несмотря на долгую вычитку и поиск крамолы.

    Сочинения Николая Гавриловича Чернышевского:

    • 1862−1863 — Что делать?
    • 1867−1870 — Пролог.
    • 1879−1884 — Отблески сияния.
    • 1848 — Теория и практика
    • 1848 — Пониманье (Не судите)
    • 1863 — Алферьев
    • 1871 — История одной девушки
    • 1886 — Вечера у княгини Старобельской
    • 1863 — Потомок Барбаруссы. Исторический рассказ
    • 1864 — Мелкие рассказы
    • 1871 — Знамение на кровле (По рассказу очевидца)
    • 1875 — Академия Лазурных гор
    • 1871 — Драма без развязки
    • 1872 — Мастерица варить кашу. Пастораль в одном действии
    • 1872 — Великодушный муж
    • 1850 — О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа.
    • 1854 — Об искренности в критике.
    • 1854 — Песни разных народов.
    • 1854 — Бедность не порок. Комедия А. Островского.
    • 1855 — Сочинения Пушкина.
    • 1855−1856 — Очерки гоголевского периода русской литературы.
    • 1856 — Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения.
    • 1856 — Стихотворения Кольцова.
    • 1856 — Стихотворения Н. Огарёва.
    • 1856 — Собрание стихотворений В. Бенедиктова.
    • 1856 — Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого.
    • 1856 — Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского.
    • 1857 — Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность.
    • 1857 — «Губернские очерки» Щедрина.
    • 1857 — Сочинения В. Жуковского.
    • 1857 — Стихотворения Н. Щербины.
    • 1857 — «Письма об Испании» В. П. Боткина.
    • 1858 — Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».
    • 1860 — Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии.
    • 1861 — Не начало ли перемены? Рассказы Н. В. Успенского. Две части.

    Связи с общественностью:

    • 1856 — Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.
    • 1856 — «Русская беседа» и её направление.
    • 1857 — «Русская беседа» и славянофильство.
    • 1857 — О поземельной собственности.
    • 1858 — Откупная система.
    • 1858 — Кавеньяк.
    • 1858 — Июльская монархия.
    • 1859 — Материалы для решения крестьянского вопроса.
    • 1859 — Суеверие и правила логики.
    • 1859 — Капитал и труд.
    • 1859−1862 — Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни.
    • 1860 — История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.
    • 1861 — Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри.
    • 1861 — О причинах падения Рима.
    • 1861 — Граф Кавур.
    • 1861 — Непочтительность к авторитетам. По поводу ‘Демократии в Америке’
    • 1861 — Барским крестьянам от их доброжелателей поклон.
    • 1862 — Письма без адреса.
    • 1878 — Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.
Оцените статью
Uhistory.ru
Добавить комментарий